ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2011. № 3
К 70-ЛЕТИЮ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ АХУТИНОЙ
15 августа 2011 г. исполняется 70 лет Татьяне Васильевне Ахутиной—доктору психологических наук, профессору, зав. лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, лидеру таких новых направлений в нейропсихологии, как диагностика и коррекция трудностей обучения.
ТВ. Ахутина родилась г. Дзержинске Горьковской (теперь Нижегородской) обл., в эвакуации. Ее мать — Е.Н. Грузинцева — была известным дефектологом, слушала лекции Л.С. Выготского, бережно хранила стенограмму одного из его докладов и прижизненные издания его книг. Отец, В.И. Рябов, офицер Красной Армии, сразу после рождения дочери отбыл на фронт, прошел всю войну и был награжден многими орденами и медалями.
С 1958 г. ТВ. Ахутина учится на отделении логопедии дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина. На 5-м курсе начинает работать в лаборатории нейропсихологии Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. То что этой лабораторией руководил А.Р. Лурия, определило весь ее дальнейший научный путь. Два года спустя она поступает в аспирантуру и работает над темой «Динамическая афазия» (в 1970 г. защищает кандидатскую диссертацию под руководством Л.С. Цветковой).
С 1966 по 1972 г. ТВ. Ахутина плодотворно сотрудничает с А.А. Леонтьевым в группе психолингвистики в Научно-методическом центре русского языка при МГУ, совместно с ним редактирует и выпускает в свет 7 сборников по психолингвистике и методике обучения второму языку.
В 1972 г. ТВ. Ахутина переходит на работу на факультет психологии МГУ и проходит путь от младшего научного сотрудника до заведующей лабораторией нейропсихологии (1992). В 1990 г. защищает докторскую диссертацию на тему «Нейролингвистический анализ механизмов синтаксиса», где на основе взглядов Л.С. Выготского на речемышление развивает модель порождения речи, вошедшую в отечественную психолингвистику под названием «модели А.А. Леонтьева—ТВ. Ахутиной».
Изучение механизмов речи в норме и патологии позволило не только описать синдром динамической афазии, создать модель порождения речи, но и разработать методы оценки речи у больных с афазией (совм. с Л.С. Цветковой и Н.М. Пылаевой) и методы восстановления речи у больных с грубой сенсомоторной афазией.
С 1990 г. ТВ. Ахутина активно включена в детскую нейропсихологию, в создание методов нейропсихологической помощи детям с отклонениями в развитии. Развивая идеи Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, сотрудники лаборатории нейропсихологии под руководством ТВ. Ахутиной разработали методику нейропсихологического исследования детей 6—8 лет и методы «следящей диагностики», т.е. нейропсихологического наблюдения за учебной и игровой деятельностью детей, позволяющие конкретизировать механизм трудностей обучения.
171
Коррекционные методики, созданные ТВ. Ахутиной и ее сотрудниками, широко используются в школьной практике и при подготовке детей к школе. Одна из них, «Школа внимания» (совместно с Н.М. Пылаевой), многократно переиздавалась на русском, финском, испанском и словацком языках. Методология нейропсихологического подхода к преодолению трудностей учения отражена в детальном учебно-методическом пособии (2008).
ТВ. Ахутина активно пропагандирует идеи нейропсихологии Л.С. Выгот-ского—А.Р. Лурии за рубежом. Этой теме посвящены ее статьи, переведенные на английский, немецкий и испанский языки, и книга «Overcoming learning disabilities: Vygotsky-Luria neuropsychological approach» (соавтор Н.М. Пылаева), которую выпускает в свет издательство Кембриджского университета. ТВ. Ахутина была членом и председателем Программного комитета I и II Международных конференций памяти А.Р. Лурии. Совместно с известным американским психологом Майклом Коулом она организовала симпозиум «Подход к науке реабилитации с позиций культурно-исторической психологии» на Конгрессе Международного общества культурно-исторической психологии и теории деятельности (ISCAR-2008), регулярно выступает с лекциями и докладами за рубежом, в том числе в Мексике, Бразилии, Колумбии, Португалии, Испании, Финляндии, Швеции и Польше.
ТВ. Ахутина — автор 225 научных трудов и редактор 15 книг, от «Основ нейролингвистики» А.Р. Лурии (1975) до перевода монографии М. Томаселло «У истоков человеческого языка» (2011). Она ведет большую педагогическую работу, читая курсы по детской нейропсихологии и нейропсихологической коррекции в МГУ и МГППУ. Ею подготовлено 2 доктора и 8 кандидатов наук.
Профессор ТВ. Ахутина — действительный член Академии педагогических и социальных наук (с 1997 г.) и нескольких международных научных обществ (INS, ISCAR, APA, NAN). Она входит в состав редколлегий 5 отечественных и зарубежных научных журналов.
За успехи в научной и педагогической работе ТВ. Ахутина награждена медалями К.Д Ушинского (2004), Г. И. Челпанова (2007), знаком «Почетный работник высшего и профессионального образования» (2001), знаком «Заслуженный научный сотрудник МГУ» (1998), нагрудным юбилейным знаком «250 лет МГУ» (2005).
Татьяне Васильевне Ахутиной в огромной мере свойственна любовь к науке, а также широта и глубина познавательных интересов, преданность своим великим учителям. Она не только сохраняет традиции научной школы Л.С. Выготского—А.Р. Лурии, но и развивает их идеи. Скромность и отзывчивость наряду с ответственностью и научной принципиальностью — отличительные черты ее облика.
Сердечно поздравляя уважаемую Татьяну Васильевну с юбилеем, мы желаем ей крепкого здоровья и долгих лет, наполненных радостью жизни, творческим поиском, успехами и вниманием учеников.
Сотрудники лаборатории нейропсихологии МГУ, лаборатории трудностей обучения МГППУ, Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ДО г. Москвы, коллеги, ученики
172