Научная статья на тему 'К 250-летию Московского государственного университета и 10-летию журнала "Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология"'

К 250-летию Московского государственного университета и 10-летию журнала "Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Добреньков Владимир Иванович

This article is a dedication to the 250 th anniversary of Moscow State University and to the 10 th anniversary of our journal "Vestnik of Moscow State University. Ser. 18. Sociology and politology". The article tells us about the main historical milestones in the development of Moscow State University and the idea of the article is that the University history is deeply connected with the history of our country, and the University's professorship always was and is the prime of our nation. Besides that, the article tells about the 15th jubilee of Sociological faculty of MSU, that was celebrated in June, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 250-летию Московского государственного университета и 10-летию журнала "Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология"»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2005. № 1

К 250-летию МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА и 10-летию ЖУРНАЛА

"ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ"

This article is a dedication to the 250 th anniversary of Moscow State University and to the 10 th anniversary of our journal "Vestnik of Moscow State University. Ser. 18. Sociology and polito-logy". The article tells us about the main historical milestones in the development of Moscow State University and the idea of the article is that the University history is deeply connected with the history of our country, and the University's professorship always was and is the prime of our nation. Besides that, the article tells about the 15th jubilee of Sociological faculty of MSU, that was celebrated in June, 2004.

Уважаемый читатель!

Вы держите перед собой юбилейный выпуск журнала "Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология". Это двойной юбилей: в этом году исполняется 250 лет Московскому университету и 10 лет — нашему журналу, первый номер которого увидел свет в 1995 г.

Юбилей Московского университета отмечают десятки тысяч выпускников, живущих в разных уголках России и за ее рубежами, вся просвещенная и мыслящая Россия, все мировое научное и преподавательское сообщество. История Московского университета неразрывно связана с судьбой России, российской нации и Российского государства. Можно сказать, что "Гринвичский меридиан" России проходит через Москву, Московский университет. Вряд ли на Западе или Востоке, на Юге или Севере найдется другой университет, по силе влияния на судьбы своей нации и государства соизмеримый с Московским.

Возможно, в этом одна из тех своеобразных и неповторимых особенностей нашего народа, нашей страны, российской национальной культуры, которую русский поэт, выпускник Московского университета Федор Иванович Тютчев передал известными словами:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Узнать и понять историю России нельзя без истории Московского университета, настолько тесно переплетен их событийный ряд и судьбы их великих людей. Год за годом прирастало Отечество Московским университетом. Все рожденное когда-то в стенах Московского университета вошло в нашу национальную жизнь, будь то научные школы, музеи, театры, газеты или важнейшие гражданские традиции. От Московского университета ведет свое начало все древо отечественной высшей школы.

В истории Московского университета можно выделить четыре периода:

1) время Ломоносова и Шувалова;

2) время Герцена и Грановского;

3) время Трубецкого;

4) время Петровского.

За каждым из этих людей Московского университета стоят кардинальные, общенационального масштаба деяния и свершения. Значение этих личностей не ограничено годами их жизни. Они навечно вошли в историю Московского университета. Мысли и дела, стоящие за ними, не исчерпают себя, пока существует университет. Так, время Сергея Николаевича Трубецкого растянулось практически на весь XX в.: автономия Московского университета была частично восстановлена благодаря его самопожертвованию в 1905 г. Затем она неоднократно отбиралась и фрагментарно возвращалась университету на протяжении почти 90 последующих лет и была восстановлена, будем надеяться теперь навсегда, 8 июня 1993 г. В этот день был зарегистрирован действующий Устав Московского университета.

Открывается история Московского университета, а следовательно, и всей просвещенной России именами и временем Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765) и Ивана Ивановича Шувалова (1727—1797) — основателей Московского университета, которые первыми утвердились в убеждении, что все высшие достижения мировой культуры и науки вполне доступны русскому народу. В России, как и в других странах, также "довольно будет национальных достойных людей в науках", и ей по плечу рождать "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов". Нередко задают вопрос: "Почему университет носит имя человека, никогда не преподававшего и, более того, не бывавшего в нем?" А дело все в том, что Михаил Васильевич Ломоносов первым уловил витавшую в атмосфере того времени идею создания

университета в Москве. Ведь, по словам сегодняшнего ректора МГУ академика В.А. Садовничего, "нет ничего более мощного, чем идея, время которой пришло"1. Ломоносов был не только гениальным ученым-энциклопедистом, но и глубоко русским человеком и патриотом, который не столько разумом, сколько душой и сердцем почувствовал, что время Московского университета пришло. Он писал, что "установление онаго университета в Москве тем способнее будет", поскольку Москва расположена "среди Российского государства"2.

Но идея Ломоносова об учреждении Московского университета не была бы осуществлена, если бы она не овладела мыслями и делами другого великого гражданина и просветителя России, самого близкого к императрице Елизавете Петровне человека, ее фаворита Ивана Ивановича Шувалова. О его личности красноречиво свидетельствует мнение Вольтера. "Узнав, — писал он Шувалову, — что Вам всего двадцать пять лет, не мог не надивиться глубине и разнообразию Ваших познаний". Как опытный царедворец и государственный деятель, Шувалов мгновенно оценил план Ломоносова об учреждении университета в Москве и провел соответствующее решение — указ императрицы Елизаветы Петровны — через Сенат. Он отстоял в самых высших эшелонах власти России главное — демократическую сущность Московского университета, его открытость для "разночинцев, по примеру европейских университетов, где всякого звания люди свободно наукою пользуются". Только на этой почве могла стать плодотворной концепция университетской автономии. В реальных условиях тогдашней России внесословный характер обучения в Московском университете с неизбежностью должен был быть дополнен и его независимостью от всякого рода бюрократического, политического и полицейского вмешательства государства. И Шувалову удалось этого добиться. Московский университет был взят непосредственно под протекцию императрицы, которая управляла им через назначенного ею куратора. Университет был подчинен только правительствующему Сенату и ни от каких иных государственных структур "повеление принимать не был обязан". Он освобождался от всякого рода налогов и иных поборов. Профессора, преподаватели, студенты и служащие университета не

1 Садовничий В.А. Московский университет: его собственное время и люди (лекция на Международном конгрессе "Ломоносов-94". 19 октября 1994 г.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология 1995. № 1. С. 10—21.

2 Сперанский М.Н. Московский университет XVIII столетия и Ломоносов // Празднование двухсотлетней годовщины рождения М.В. Ломоносова Императорским Московским университетом. М., 1912. С. 29.

могли "без ведома и позволения" его куратора и директора преследоваться в судебном порядке никаким иным судом, "кроме университетского"3. Сорок два года Иван Иванович Шувалов был куратором Московского университета, руководил всеми его делами — финансовыми, кадровыми, учебными. При нем университет вырос и окреп настолько, что далее смог самостоятельно продолжить плавание в бурных водах России. Все это позволяет оценить деятельность Шувалова как национальный подвиг во имя России.

Говоря о Ломоносове и Шувалове, нельзя не назвать имя Готфрида Вильгельма Лейбница (1646—1716). Лейбниц, разочаровавшийся в возможностях Европы в деле развития науки и научного образования, обратил внимание на Россию. Четыре встречи Лейбница с Петром I (первая — в июле 1697 г., две — в 1711—1712 гг., последняя — в июле 1716 г.) стали значимым фактором приобщения России к европейской науке и образованию. Он неоднократно говорил Петру I об огромном общечеловеческом влиянии развития просвещения в России, которая представлялась Лейбницу "непочатым полем" для распространения наук. Он настойчиво добивался создания в России академии наук и предлагал основать университеты "в Москве, Астрахани, Киеве и Петербурге". Лейбниц "имел полный успех у Петра I: его приняли на русскую службу в звании тайного советника... Отныне он систематически готовит для царя различные докладные записки и планы, которые за 4 года русской службы Лейбница составят целую книгу"4. Возможно, слово Лейбница было первым весомым словом об университете в Москве, произнесенным в Европе. И за это мы благодарны Лейбницу. К сожалению, он умер за 39 лет до учреждения Московского университета.

В анналах Московского университета, в списке наиболее выдающихся студентов всегда будет стоять имя студента физико-математического отделения Александра Герцена, а в списке профессоров первым будет имя профессора всеобщей истории Тимофея Николаевича Грановского. И хотя очень много воды с тех пор утекло и на небе Московского университета вспыхнуло немало звезд первой величины, составивших славу Отечества и мировой науки, Герцен и Грановский по-прежнему первые из первых. Герцен вырос в одного из крупнейших русских философов, писателя и общественного деятеля, оставившего неизгладимый

3 Московский университет в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 31.

4 Погребысский И.Б. Готфрид Вильгельм Лейбниц. М., 1971. С. 201.

след в истории России. Грановский олицетворяет "профессорскую культуру", являясь идеальным образцом талантливого русского профессора.

"Побережем себя на великое служение". Этими словами закончил одно из своих выступлений перед студентами в 1845 г. тридцатидвухлетний Грановский. Обращаясь к ним, профессор говорил о том, что "они принадлежат к молодому поколению, в руках которого жизнь и будущность Отечества", что им предстоит долгое служение "нашей великой России", преобразованной Петром, идущей вперед.

Со смертью Шувалова фактически завершился период в становлении Московского университета, который ряд авторов называют "патриархальным", имея в виду особое отношение, существовавшее тогда между университетом и высшей властью в России в лице ее императоров. Уже в первые дни своего царствования, в ноябре 1796 г., император Павел I производит "в лицах и вещах" Московского университета "великие перемены и новости". В 1801 г. на российский престол восходит император Александр I. Начался новый, XIX в., в течение которого с поистине калейдоскопической скоростью чередовались восстановление и ликвидация университетской автономии. В 1803 г., т.е. через шесть лет после кончины Шувалова, упраздняется институт кураторства и Московский университет передается под административное управление только что созданного Министерства народного просвещения. Правда, одновременно ему предоставляется достаточно широкая автономия. Но в 1835 г. она отбирается вновь. Проблема автономии выходит далеко за пределы одного лишь Московского университета, более того, за пределы интересов и требований профессоров и преподавателей. Она становится предметом особого внимания студентов, основной причиной студенческих волнений, начавшихся уже в середине XIX в., которые ослабевали, когда университетам удавалось вырвать у правительства автономию, и усиливались, когда ее вновь отбирали. Интеллигенция стала "третьей силой", она начала сплачиваться в социальную группу, потенциально готовую следовать демократическим лозунгам, ибо считала свое настоящее социальное и политическое положение неудовлетворительным.

Признанным лидером этой "третьей силы" суждено было стать Сергею Николаевичу Трубецкому. Он, еще в бытность простым профессором Московского университета, стал единственным облеченным словом представителем интеллигенции на первой и единственной встрече делегации от российских земств и городов с императором Николаем II, состоявшейся 5 июня 1905 г. Его речь перед царем в защиту демократии в России мгновенно

облетела всю страну, сделав имя Трубецкого общенациональным. После официальной встречи император лично разговаривал с Трубецким и поручил ему составить соображения по поводу реформы высшего образования. Далее события развивались стремительно.

"Записка ординарного профессора, князя Сергея Трубецкого о настоящем положении высших учебных заведений и о мерах к восстановлению академического порядка" была передана царю 21 июня 1905 г.

29 августа вводятся временные правила, частично возвратившие Московскому университету права автономии, в том числе выборность ректора.

2 сентября С.Н. Трубецкой избирается ректором Московского университета.

22 сентября, не желая допустить ввода войск и полиции на территорию Московского университета, Трубецкой его закрывает.

29 сентября, будучи на приеме у министра народного просвещения генерал-лейтенанта Глазьева и добиваясь невмешательства армии и полиции в дела университета, Трубецкой умирает от кровоизлияния в мозг.

Всего 27 дней отвела судьба Сергею Николаевичу Трубецкому, двадцать седьмому ректору Московского университета, быть на этой должности. Газеты в день его похорон писали: "Кончина князя С.Н. Трубецкого без преувеличений может быть названа национальным горем".

Идеологизация и политизация, ограничения контактов с внешним миром не могли не нанести серьезный ущерб Московскому университету. Однако не только принципиальная позиция Трубецкого по университетскому вопросу создала ему безупречную нравственную репутацию среди просвещенной русской интеллигенции. Огромное значение имело и то обстоятельство, что как ученый он принадлежал к когорте выдающихся русских религиозных философов, ядро которой составили выпускники и профессора Московского университета: Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Евгений Трубецкой, Николай Бердяев, Павел Новгородцев, Сергей Котляревский, Вячеслав Иванов, Сергей Аскольдов, Семен Франк, Михаил Гершензон, Павел Флоренский...

Сегодня их произведениями, в том числе и произведениями С.Н. Трубецкого, заполнены книжные прилавки России. Уже одно это позволяет говорить о новом ренессансе гуманитарной традиции Московского университета, о его возвращении на достойное место в процессе духовного преобразования Отечества.

Так уж распорядилась история России, что начиная со времени С.Н. Трубецкого и до окончания Второй мировой войны университет пребывал в сложном положении. Нельзя сказать, что он остановился в своем развитии. Однако линия на идеологизацию и политизацию нашего общества, ограничения связей отечественной высшей школы и науки с внешним миром не могли не нанести серьезный ущерб Московскому университету. Критическим стал для Московского университета 1830 г., когда антиуниверситетская кампания в стране достигла своей кульминации. Ректор И. Д. Удальцов, требуя окончательного расчленения Московского университета, писал: "Пора старику-университету на 175-летнем юбилее своей жизни на покой".

К счастью для России, этого не случилось. Московский университет выстоял. Следующий период в истории МГУ связан с именем Ивана Георгиевича Петровского (1901—1973), возглавлявшего университет с 1951 по 1973 гг. Выдающийся русский математик, он первым почувствовал наступление научно-технической революции и решительно взял курс на фундаментализацию университетского научного образования и резкое осовременивание всей научной проблематики в Московском университете. Петровскому мы обязаны возрождением ряда исторических традиций Московского университета, в первую очередь традиций глубокого демократизма в отношениях между профессорами и студентами. За время И.Г. Петровского удвоился контингент студентов, а численность профессорско-преподавательского состава утроилась.

И.Г. Петровский неустанно повторял: "Хорошие люди не потому не делают плохого, что боятся наказания за это, а просто потому, что им этого не хочется, потому что у них другие интересы. Поэтому нашей основной задачей является воспитать у наших студентов интерес и любовь к науке, к искусству, к культуре".

Особую тревогу у И.Г. Петровского, человека религиозного, вызывало состояние университетского гуманитарного знания. В этой связи представляют большой интерес его взгляды на проблемы гуманитарного образования, которые далеко не всегда совпадали с официальной точкой зрения.

Многие проблемы, которые "мучают" современную высшую школу во всех странах, а не только в России, были понятны И.Г. Петровскому, например проблема гуманитаризации естественного и фундаментализации гуманитарного университетского образования. "Нужно, — писал он более четверти века тому назад, — чтобы математик, физик, химик, историк, юрист, журна-

лист были не только хорошими специалистами в своей области, но и широко образованными людьми. Надо, чтобы студентам-естественникам читали специальные курсы по гуманитарным наукам, а перед студентами гуманитарных наук выступали ученые-естественники"5.

Конечно, не все задуманное И.Г. Петровскому удалось претворить в жизнь. Но в одной области ему удалось осуществить очень многое, а именно в деле преобразования университета в соответствии с духом научно-технической революции.

За двадцать два года его ректорства существенно возрос общий учебный и научный потенциал университета. Были созданы факультеты вычислительной математики и кибернетики, почвоведения, психологии, журналистики, Институт восточных языков. Увеличилось число кафедр. Большинство из них (кафедры ядерной физики, физики и химии сверхвысоких давлений, биофизики, рентгеноструктурного анализа, электродинамики и квантовой теории, математической логики, радиохимии, проблем управления, волновых процессов, химии природных соединений, физико-химической биологии и др.) стали центрами самых передовых научных исследований. В это время возникли такие крупные научные структуры университета, как Вычислительный центр, Институт механики и Музей землеведения. Их дополнили более двухсот научно-исследовательских лабораторий, ряд исследовательских баз и филиалов факультетов университета при институтах Академии наук.

Сегодня ни для кого не секрет, что все крупнейшие университеты мира в ходе Второй мировой войны и после ее окончания много сил отдавали развитию военно-промышленного комплекса своих стран. Московский университет не является исключением из этого правила. Данное обстоятельство не снижает достоинства университетов, но лишний раз указывает на то, какие национальные силы науки и техники они могли и могут интегрировать.

Мы можем гордиться тем, что профессора Московского университета внесли свой немалый вклад в развитие отечественного ракетостроения (Келдыш, Ишлинский, Петров, Охо-цимский, Тюлин), ядерной и термоядерной техники (Сахаров, Со болев, Леонтович, Арцимович), вычислительной техники (Самарский, Тихонов), биотехнологии (Овчинников, Белозерский).

5 Цит. по: Из фонда редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета (Исследования и материалы): Сборник / Под ред. С.О. Шмидта. М., 1993. С. 164.

Если в XIX в. образ идеального профессора Московского университета связывают с именем Тимофея Николаевича Грановского, то, обращаясь к XX в., то же самое можно сказать об Андрее Николаевиче Колмогорове. Всегда окруженный студентами, внимательно наставляющий аспирантов, непрерывно выступающий с лекциями, докладами, сообщениями, публикующий работу за работой, руководящий отделением физико-математических наук Академии наук, возглавляющий механико-математический факультет университета — таков он был в жизни, таким остался и в нашей памяти. В итоге — всемирно известная научная школа теории вероятностей, множество учеников, среди которых академики, члены-корреспонденты РАН, десятки докторов наук, профессоров и доцентов.

История России подтверждает, что именно Московский университет стоит у истоков ее истинно демократических традиций. Верно и то, что всякое ущемление демократии в России также начиналось с ударов по Московскому университету. Его закрывали, расчленяли, устраивали различные гонения, лишали средств к существованию, профессоров изгоняли, ограничивали доступ в него студентам. И сегодня совершаются нападки на университет, пытаются принизить его роль. Есть и объективные трудности. Еще недавно профессор не знал, какую зарплату он получит в следующем месяце. В таких условиях главная задача, которая стояла перед университетом в целом, — это сохранение творческого потенциала, "людей университета", которыми он всегда славился, — его профессорско-преподавательского состава. Эта задача была выполнена, правда, с очень большим напряжением. Однако проблема осталась. Если "ядро" удалось сохранить, то подпитки, по крайней мере постоянной, со стороны молодежи пока добиться не удалось по понятным причинам.

История продолжается. Университет растет и развивается. К январю 2005 г., ко дню юбилея завершено строительство новой фундаментальной библиотеки. Это лучшая библиотека в стране: она оснащена современным оборудованием и располагает пятью миллионами томов в своих хранилищах. За почти 250-летнюю историю Московского университета это первое здание фундаментальной библиотеки, которая обслуживает весь университет. Строятся новые современные корпуса для факультетов университета. Несмотря на то, что МГУ бросают вызов коммерческие вузы, он остается флагманом отечественного высшего образования. МГУ с большим отрывом занимает первую строчку в рейтинге российских вузов. Он входит в число лучших и наи-

более известных университетов мира. Всемирно признана и его научная школа.

Ректорат университета всегда всемерно содействовал развитию университета, открытию новых факультетов, совершенствованию материальной базы и кадрового потенциала. Продолжая эту традицию, A.A. Логунов, будучи ректором Московского университета, 6 июня 1989 г. подписал приказ № 500 о создании социологического факультета. На первый взгляд далекий от дисциплин общественного профиля (A.A. Логунов — физик по образованию), но обладающий широким кругозором, он как истинный интеллигент уделял постоянное внимание развитию общественных наук. Он и открыл зеленую улицу развитию социологии в Московском университете. В период ректорства A.A. Логунова отделение социологии философского факультета МГУ было преобразовано в социологический факультет.

Особый вклад в создание факультета и его быстрое формирование внес академик B.A. Садовничий. Во время создания факультета он был первым проректором МГУ Он нашел площади, помог установить связи с вышестоящими инстанциями и Министерством высшего и среднего специального образования. Он помогал преодолению той атмосферы настороженности и даже недоброжелательности, которая окружала отделение социологии в советский период и, по инерции, сохранялась некоторое время и в постперестроечный период. Само открытие отделения социологии было достаточно трудной задачей. В те годы считалось, что исторический материализм полностью покрывает проблемное поле той дисциплины, которая в "буржуазной общественной науке" называлась социологией. Самая главная опасность, которую усматривали в социологическом образовании, — это отход от традиционного официального марксизма, выход за его идеологические рамки. A именно это предполагало освоение всего богатства мировой науки об обществе, в том числе и тех теорий и подходов, которые были выработаны в рамках "чуждых" идеологических течений.

B.A. Садовничий имел смелость пойти против течения и, невзирая на достаточно ощутимое сопротивление партноменклатуры, всячески способствовал основанию нового факультета. И в дальнейшем, будучи уже ректором Московского государственного университета, он не менял своей позиции, касающейся как значения социологии в университетском образовании студентов, так и создания условий, необходимых для полноценного функционирования нового факультета. На всем протяжении существования социологического факультета вплоть до сегодняшнего дня его руководство и коллектив ощущают постоян-

ную поддержку со стороны ректората МГУ В завершающемся сегодня на факультете строительстве также не обошлось без помощи со стороны ректората — финансовой, организационной и др.

Социологический факультет МГУ относительно молод: в июне 2004 г. отмечалось 15-летие со дня его основания. В 1989 г., когда новое учебно-научное подразделение Московского университета только начинало свою деятельность, на двух его кафедрах насчитывалось несколько десятков студентов. За прошедшие годы факультет сформировался в один из ведущих центров России по подготовке высококлассных специалистов в области социологии. С 1989 по 2004 гг. — социологический факультет МГУ окончили более 4000 выпускников, в том числе более 2950 студентов, 932 аспиранта, из них свыше 560 иностранных студентов и аспирантов.

Сегодня социологический факультет представляет собой крупное учебно-научное подразделение Московского университета, в структуре которого существует 12 кафедр и 3 научные лаборатории и на котором трудится более 250 сотрудников. На факультете обучается 1350 студентов, получающих специальности "Социология" и "Менеджмент организаций", 289 аспирантов и докторантов. Из них свыше 300 иностранных студентов и аспирантов из 12 стран мира. Действуют три диссертационных совета. В 2004 г. начато обучение студентов еще по одной специальности — "Организация работы с молодежью". Факультет возглавляет работу Совета Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию Российской Федерации по социологии, социальной антропологии и организации работы с молодежью. В настоящее время в него входит более 100 университетов России и СНГ, в которых ведется подготовка социологов и социальных антропологов.

На факультете сложилась творческая, рабочая атмосфера. Аудитории и лаборатории факультета оснащены самым современным оборудованием. Конкурс на факультет не снижается. Наоборот, в этом учебном году он был достаточно большим — четыре человека на место, и это несмотря на то, что страна вступила в полосу демографического спада.

Активно ведется на факультете научная работа. Ежегодно проводятся международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов"; Всероссийская научная конференция "Сорокинские чтения". Учреждены премии имени П.А. Сорокина — за выдающийся вклад в развитие социологической науки; имени И.Г. Петровского — за выдающийся вклад в социологическую научно-педагогическую деятельность и имени

Н.И. Кареева — за лучшую научную работу студента и за лучшую научную работу аспиранта.

В 2003 г. ярким событием научной жизни России стало проведение на базе социологического факультета МГУ II Всероссийского социологического конгресса "Российское общество и социология в XXI в.: социальные вызовы и альтернативы", в котором участвовало более 1700 представителей социологической науки из 58 регионов России, из стран СНГ и государств дальнего зарубежья. В рамках конгресса проведено два пленарных заседания, работало более 30 секций и 10 круглых столов.

Скажем также и о втором юбилее — десятилетии журнала "Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология", первый номер которого увидел свет в январе 1995 г. Всего за десять лет вышло сорок номеров. В них было опубликовано более 400 статей. Журнал был основан в сложное для нашего общества время. Это был переходный период, когда старые социальные институты отмирали, а новые только начинали формироваться. Российское общество раздиралось внутренними противоречиями, которые требовали своего осмысления. Поэтому социология и политология имели и имеют для российского общества особое значение.

Журнал был задуман как рупор преподавателей, аспирантов, всего научного сообщества факультета, в то же время он с самого начала был открыт для самого широкого сотрудничества с представителями интеллектуальной элиты всей страны, а также зарубежной общественно-политической мысли. На страницах журнала публиковались работы наиболее известных и интересных исследователей России, ближнего и дальнего зарубежья. Журнал получил известность как в нашей стране, так и за ее пределами. Он распространяется по подписке во многих российских и зарубежных университетах и библиотеках, входит в перечень ВАК.

Как уже говорилось выше, до открытия факультета социология в нашей стране развивалась на полулегальном положении. На официальном уровне научные исследования подменялись идеологическими догмами. И только в переходный период в нашем обществе появились не только проблемы и сложности, но и свобода, которая является необходимой почвой для развития социологии. Без свободы, как я писал еще в первом номере нашего журнала в 1995 г., социология быстро вырождается в нечто, имеющее мало общего с наукой. С самого момента своего основания журнал был призван давать взвешенный анализ современным конструктивным и деструктивным тенденциям в жизни

общества, а не апокалиптические мифы или же "прогнозы" невиданного процветания России.

Насколько это удалось — судить читателю. Необходимо отметить, что журнал развивается. В 2004 г. обновлена редколлегия, в которую вошли наиболее творчески активные сотрудники социологического факультета МГУ. Вокруг журнала сплотились профессионалы, владеющие конкретным научным знанием, методами научного исследования и верящие в будущее России. На протяжении всех 10 лет существования журнал был открыт для таких авторов. Так будет и впредь.

И сегодня мы будем рады сотрудничать с Вами.

Главный редактор В.И. Добренькое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.