Па,
^мятные даты истории образования и педагогики
А. В. уткин К 175-летию
а. н. острогорского
(1840-1917)
УДК 372.882 ББК 74.03(2)
6 февраля 2015 года исполнилось 175 лет со дня рождения педагога, детского писателя, журналиста, редактора педагогических журналов Алексея николаевича острогорского
ключевые слова: педагогическая публицистика; общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в.; школа; педагогические идеи А. н. острогорского.
A.V. Utkin
Ey THE 175th BIRTHDAY ANNIVERSARY OF A. OSTROGORSKYI (1840-1917)
February 6th 2015 marked 175 years since the birth of teacher, child's writer, journalist, editor of pedagogical magazines Aleksej Nikolaevich ostrogorskyi.
Keywords: pedagogical publicism; publicly-pedagogical motion 60th of XIX of century; school; pedagogical ideas of A. ^ ostrogorskyi.
Алексей Николаевич Острогорский (1840—1917), видный русский педагог, детский писатель, выпускник кадетского корпуса, генерал-
майор. Педагогические взгляды А. Н. Острогорского нашли отражение как в его практической деятельности преподавателя физики и геомет-
рии, директора военно-учительской семинарии, так и в педагогической публицистике как талантливого редактора журналов «Детское чтение» и «Педагогический сборник».
А. Н. Острогорский родился 25 января 1840 г. в Петербурге в семье чиновника. Образование получил во 2-м Петербургском кадетском корпусе и в Артиллерийской академии. На протяжении многих лет (1861 — 1906) А. Н. Острогорский работал в учебных заведениях военного ведомства: во 2-й Петербургской военной гимназии, Пажеском корпусе, Учительской семинарии военного ведомства (Москва), на педагогических курсах при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Наряду с активной практической деятельностью занимался литературной работой и теоретическими исследованиями в области педагогики и психологии. В общественно-педагогической публицистике 60-70-х годов XIX века статьи А. Н. Острогорского имели большой общественный резонанс — «Образцовый учитель» (1866), «Характеристика учеников» (1867), «Личность воспитателя в деле воспитания» (1868), «О влиянии умственного развития на нравственное воспитание» (1869), затрагивая оригинальные по замыслу и трактовке поднятые в них вопросы. Свой опыт работы в качестве преподавателя геометрии в Учительской семинарии военного ведомства А. Н. Острогорский обобщает в труде «Материалы по методике геометрии» (1883—1884).
В 1869 году А. Н. Острогорский основал ежемесячный иллюстриро-
ванный журнал «Детское чтение», которым руководил многие годы (1869—1877) и к работе в котором привлек известных писателей того времени: П. В. Засодимского, А. И. Левитова, А. Н. Плещеева, Е. Н. Водовозову и других. Он и сам писал для детей рассказы и научно-популярные статьи, которые знакомили юного читателя с разнообразными явлениями природы, с жизнью замечательных людей. Впоследствии (в 90-е гг.) его рассказы были напечатаны в нескольких сборниках — «В своем кругу», «У рабочих людей», «Среди природы», «По белу свету», «На досуге», которые благодаря богатому содержанию и мастерству изложения приобрели широкую популярность среди читателей [2. С. 7].
Заметным явлением в педагогической прессе второй половины XIX века стал журнал «Педагогический сборник» — орган Главного управления военно-учебных заведений. Как отмечает М. А. Азарная, журнал представлял собой оптимальную модель ведомственного политематического издания, включавшего официальную документацию и информацию по различным областям педагогики: воспитанию, обучению, методикам преподавания и т. д. «Педагогический сборник» был полифункциональным изданием, реализовывающим, наряду с функцией документирования, просветительскую, консультационную, обзорную, отличаясь жанровым многообразием [1. С. 3].
Первый номер «Педагогического сборника» вышел в октябре 1864 г. С самого начала это издание вызва-
ло интерес у русского общества и вскоре привлекло внимание многих педагогов. Широкий круг вопросов, который поднимался на страницах журнала, сделал его популярным не только в военно-учебных заведениях, но и среди преподавателей гражданских училищ, гимназий, университетов. На его страницах обсуждались теоретические проблемы обучения и воспитания, актуализированные к потребностям военно-учебных заведений, вопросы технического обеспечения учебного процесса, практики обучения и воспитания, помещались описания образцовых уроков, истории обучения и воспитания, освещался педагогический опыт других стран.
Постепенно «Педагогический сборник» превратился в своеобразный центр, который объединял вокруг себя специалистов и педагогов-энтузиастов, работавших в военно-учебных заведениях. В журнале сотрудничали К. Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, Н. Х. Вессель, В. И. Водовозов, А. Я. Герд, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Модзалевский, Д. Д. Семенов, Д. И. Тихомиров и другие выдающиеся российские педагоги.
Так, на страницах сборника и в приложениях к нему были напечатаны статьи Ушинского «Главнейшие черты человеческого организма в приложении к искусству воспитания» (18641868 г.), Шмидта «Очерк истории воспитания и обучения от Песталоцци до нашего времени» (1865 г.); работы Раумера «История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени», первая и вто-
рая части (1873-1877 г.), Гербарта «Очерк лекций по педагогике» (1874 и 1875 г.), доктора Кедрова «Опыт санитарной статистики военно-учебных заведений» за 1866—1875 гг. (1879 г.), Макарова «Воспитательно-исправительные заведения» (1869 г.), П. Ф. Лесгафта «Приготовление учи-телейгимнастикивГермании,Франции, Швейцарии, Италии и Австрии» (1877 и 1879 г.), Герда «Ремесла и внеклассная работа» (1872), ряд статей Н. Х. Весселя по училищеведе-нию; подробные описания учебных заведений (общеобразовательных и военных) в Германии, Англии, Франции, Австрии, Италии, Швеции, Норвегии, Северо-Американских Штатах;
статьи Ушинского, Водовозова, Семенова, Запольского, Макарова, Евтушевского, Ильина, Сент-Илера, Раевского, Гуревича по методике отдельных учебных предметов и многие другие [4].
Понять направление работы журнала и его подходы к рассмотрению тех или иных проблем образования невозможно, не принимая во внимание ярких личностей его редакторов, благодаря которым «Педагогический сборник» стал важной вехой в истории развития отечественной педагогической периодики и в целом педагогической мысли России XIX столетия. Редакторами «Педагогического сборника» были крупные специалисты в области воспитания и обучения [Там же].
Первым редактором журнала (1864—1882) стал Николай Христианович Вессель, а с 1883 и по 1910 г. редактором журнала был Алексей Николаевич Острогорский.
Благодаря А. Н. Острогорскому «Педагогический сборник» стал одним из популярнейших педагогических журналов в России, самым читаемым в широких кругах передового учительства. В этом журнале было напечатано большинство педагогических работ
A. Н. Острогорского, в том числе «Нравственные привычки» (1869), «По вопросу о нравственности» (1887), «Образование и воспитание» (1897), «Наука и воспитание» (1916) и другие, а также его многочисленные рецензии на педагогическую литературу. Глубоко оригинальный характер имел изданный им в 1897 г. сборник «Педагогические экскурсии в область литературы». В нем автор поставил вопросы нравственного воспитания детей, индивидуального подхода к ним, взаимоотношений учителя с учащимися, общие проблемы образования и обучения [3].
В 1903 г. А. Н. Острогорский стал автором-составителем «Педагогической хрестоматии», в которую поместил выдержки из статей
B. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина и других выдающихся педагогов по вопросам воспитания. В это же время им были подготовлены материалы для 3-го тома «Педагогической антропологии» и биографии К. Д. Ушинского. В 1914 г. вышла отдельным изданием его книга «Н. И. Пирогов и его педагогические заветы», напомнившая русскому учительству об идеях выдающегося представителя педагогической мысли 60-х гг. В этой книге речь шла не только о Н. И. Пирогове: в ней анализировались взгляды на обучение и вос-
питание революционных демократов Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского [2. С. 8].
Мировоззрение этого видного русского педагога формировалось под влиянием общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX в., в котором он принимал активное участие.
Человек разносторонних и широких взглядов, А. Н. Острогорский стремился комплексно подходить к решению вопросов воспитания, рассматривая их во взаимосвязи с другими жизненными явлениями. Воспитание, по его мнению, должно сообразовываться с условиями и потребностями данной эпохи, с прошлым каждого народа. В воспитании он видел дело большой жизненной важности, которое способно подготовить молодежь к деятельности, направленной на удовлетворение разумных человеческих потребностей, вытекающих как из личных интересов, так и интересов общества.
Основную роль в реализации идей воспитания А. Н. Острогорский отводил школе. Современную ему школу он подвергал резкой критике за мертвенность, формализм, чиновничье-бюрократическую систему учебной работы. В школе, писал он, царит иссушающая атмосфера, дети чувствуют себя «придавленными». Педагог превратился в чиновника и знает только программы и предписания, помнит только об отчетности. Бумага заслонила собой личности, стала между учителем и учеником, в школе не слышно живого слова, не видно живого дела. Вот почему из школы выходят люди без убеждений, а нередко и с
низменными интересами. Воспитание, которое дается школой, ведет к застою в жизни общества, тормозит общественное развитие.
Однако А. Н. Острогорский не ограничивался только критикой. Он выдвигал идеал новой школы, построенной на началах народности. Школа должна быть воспитывающей, а содержание обучения в ней приближено к потребностям жизни. Определяя педагогические задачи школы, А. Н. Острогорский подчеркивал преимущества массового образования в подготовке человека к активной и полноценной жизни в обществе.
Различая понятия «воспитание» (процесс, формирующий убеждения и характер человека) и «образование» (процесс обеспечивающий формирование системы знаний и кругозора), при анализе процесса обучения, он выделял в нем две стороны — образовательную и воспитательную, которые рассматривал в единстве и взаимосвязи. Задачи обучения он видел в том, чтобы дать подрастающему поколению систему разносторонних знаний, развить способности логического мышления, возбудить жажду знаний, приучить к самостоятельной работе, сформировать мировоззрение [5. С. 390].
На первое место в учебной работе А. Н. Острогорский ставил руководящую роль учителя, требовал, чтобы учитель работал со всем классом, а не с отдельными учениками. Многие методические рекомендации А. Н. Острогорского о роли учебника в накоплении знаний, о порядке проведения опроса, об организации дисциплины, о порядке и культуре запи-
сей учителя на доске, работе учащихся с тетрадями, о домашних заданиях не утратили своего значения и в наше время [2. С. 11—12].
В общей системе воспитания человека важнейшую роль А. Н. Острогорский отводил вопросам нравственного воспитания. Его мысли об организации школьного дела, задачах и средствах нравственного воспитания, учителе и его качествах имели большое значение для своего времени.
Среди целой плеяды деятелей общественно-педагогического движе -ния, отечественных ученых в области образования и выдающихся мыслителей второй половины XIX века (Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский,
B. Я. Стоюнин, Л. Н. Толстой,
C. И. Миропольский, В. И. Водовозов, Д. И. Писарев, П. Г. Редкин) А. Н. Острогорский внес существенный вклад в разработку концептуальных оснований идеала учителя. Именно их теоретические построения стали основой модели необходимого российской системе образования учителя, обладающего идеальными личностными и профессиональными качествами.
Говоря о высокой миссии педагога — ввести молодое поколение в мир науки, увлечь его, воспитать благородные черты характера, — Алексей Николаевич отмечал, что только личность, имеющая твердые нравственные убеждения, может развить в ребенке интерес к знанию и стремление к самостоятельному труду [6.
С. 296].
Обращая внимание на то, что силу личного влияния педагога невозможно
заменить никакими уставами и инструкциями, никакими формальностями и дисциплиной, А. Н. Острогорский был уверен в главном — в школьной работе успех дела во многом зависит от личных качеств учителя, от его нравственной силы, честности, преданности своему делу, логичности речи, такта. Важно, чтобы учитель своим примером, обаянием своей личности воздействовал на детей и учил их искать свой идеал, так как впечатление, произведенное личностью воспитателя на ребенка, сохраняется дол-
список
1. Азарная, М. А. Педагогическая пресса в России во второй половине XIX в.: генезис, предметно-тематические и структурно-функциональные особенности : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 — журналистика / Азарная Марина Александровна; Ростов н/Д. - 2006. - 21 с.
2. Данильченко, М. Г. Педагогические взгляды А. Н. Острогорского / М. Г. Данильченко // Острогорский А. Н. Избранные педагогические сочинения. - М. : Педагогика, 1985. - 352 с.
3. Острогорский, А. Н. Избранные педагогические сочинения / А. Н. Острогорский. - М. : Педагогика, 1985. - 352 с.
гие годы. Школа нуждается в высокообразованных учителях-философах, личностях с широким мировоззрением, способных стать руководителями юношества в научных изысканиях.
Алексей Николаевич Острогорский по праву занимает одно из видных мест среди выдающихся организаторов российского образования. Его педагогическая деятельность и научно-педагогическая публицистика составляют одну из ярких страниц в истории русской педагогики.
литературы
4. Климашкина, Е. В. Роль «Педагогического сборника» как источника историко-педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий. [Код доступа: www.superinf. ги].
5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
6. Уткин, А. В. Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного образования XVIII — нач. XX века : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования / Уткин Анатолий Валерьевич ; [Моск. психол.-социал.
ун-т]. — М., 2013. — 499 с.