VIII Международная научно-практическая конференция
УДК 57
Киракосян Мери Паркевовна Kirakosyan Meri Pamevovna
Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры химии и биологии Ph.D., associate professor of the chair of chemistry and biology Фонд «Ванадзорский Государственный университет им. О. Туманяна», "Vanadzor State University named after O. Tumanyan " Foundation
Аветисян Гоар Смбатовна Avetisyan Gohar Smbatovna студентка 4-го курса 4th year undergraduate student Фонд «Ванадзорский Государственный университет им.О. Туманяна», "Vanadzor State University named after O. Tumanyan " Foundation
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НАУШНИКОВ НА УРОВЕНЬ СЛУХА СТУДЕНТОВ
STUDY ON THE IMPACT OF HEADPHONES ON THE SENSE
HEARING OF STUDENTS
Аннотация: Было исследовано функциональное состояние слухового анализатора у студентов, проведен сравнительный анализ показателей состояния слухового анализатора студентов по профилям обучения и по полу. Выявлены студенты с различной степенью нарушения слуха.. Частое использование наушников и прослушивание громкой музыки привело к различным нарушениям слуха.
Annotation: A comparative study has been conducted among students of different genders and majors on functional state of the acoustic analyzer. It has revealed that frequent use of headphones and listening to loud music has caused various hearing impairments.
Ключевые слова: словесная аудиометрия, острота слуха, субклиническое нарушение слуха, клиническое нарушение слуха, наушники.
Key words: verbal audiometry, hearing acuity, subclinical impairment of hearing sense, headphones.
Слух является одним из ведущих дистантных анализаторов пространственной ориентации и коммуникации. Слуховой анализатор
«Научные исследования и инновации» весьма чувствителен к внешним повреждающим факторам, к которым
можно отнести шум, громкую музыку использование наушника [2].
Многие из нас в течение дня пользуются наушниками, чтобы отгородиться от внешнего шума по дороге на работу, на работе и даже дома. Процесс деградации слуха идет постепенно. Потеря слуха, в большинстве случаев, не единоразовое событие, а явление, которое со временем становится все серьезнее. Некоторые специалисты считают, что причина многих патологий слуховых органов- современный образ жизни: все более широкое применение наушников для прослушивания музыки и просмотра фильмов и видео. Причем молодое поколение в наши дни страдает значительно больше, чем раньше.
Чрезмерно длительное воздействие громких звуков является фактором риска для всех - вне зависимости от возраста, так как может привести к преждеввременной потере слуха. Есть также основания полагать, что люди теперь приобретают это состояние в более молодом возрасте [3]. К сожалению, на сегодняшний день в литературе редко встречается информация о проблемах, связанных с функциональным состоянием слухового анализатора у студентов. Поэтому анализ состояния органа слуха у студентов, а также выявление корреляции между остротой слуха и интенсивностью акустической нагрузки, а также длительностью использования наушников представляется нам актуальным и значимым.
Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования было оценить состояние слуха студентов, а также выявить корреляции между локализацией нарушения слуха и длительностью использования наушников, а также интенсивностью акустической нагрузки при их использовании.
В исследовании принимали участие 100 студентов мужского и женского пола в возрасте 18-24 лет Ванадзорского государственного
VIII Международная научно-практическая конференция университета и Ванадзорского филиала Государственного инженерного университета Армении.
Исследование проводилось по методике диагностики нарушений слуха Л.А Лазаревой, по методу диагностики нарушений слуха Н.Л. Кунельской, методом словесного аудиометрического обследования и анкетирования [4,5].
Изучение функции слуха по методу Л.А. Лазаревой выявило, что из 100 участников исследования 62% имели нормальный слух, 34% имели субклинические нарушения слыха и 4% - клинические нарушения (рис. 1).
Рис.1 Показатели диагностики нарушений слуха у студентов по
методу Л.А. Лазаревой
Анализ результатов исследования студентов по профилям обучения показал, что из 23 студентов естественнонаучного профиля 15 (65%) имели нормальный уровень слуха, а 8 (35%) имели субклинические нарушения. Из 77 студентов гуманитарного профиля нормальный слух имели 47(61%) студентов, 26(34%) имели субклинические нарушения и у 4(5%) студентов выявлены клинические нарушения (рис. 2).
«Научные исследования и инновации»
Специальности естественнонаучного профиля
Специальности гуманитарного профиля
нормальный слух
субклинические нарушения
клинические нарушения
Рис. 2 Показатели диагностики нарушений слуха у студентов разного профиля обучения по методу Л.А. Лазаревой
Исследование нарушений слуха выявило, что 21 (70%) из 30 студентов мужского пола имели нормальный слух, 6 (20%) имели субклинические нарушения и 3 (10%) имели клинические нарушения слуха. Из 70 студенток нормальный слух имели 41 (58,6%), 28(40%) имели субклинические нарушения и у 1 студентки (1.4%) диагностировано клиническое нарушение слуха (рис. 3).
Рис.3 Показатели диагностики нарушений слуха у студентов разного пола по методу Л.А. Лазаревой
27
VIII Международная научно-практическая конференция При диагностике функции слуха по методике Н. Л Кунельской.
выявлено:
• 38% респондентов с проблемами слуха испытывают трудности со слухом при просмотре телевизора, в театре, кино, а также в шумной обстановке.
• У 9% респондентов были заболевания уха.
• Беспокойный шум в голове и ушах, а также ощущение закрытия ушей у 21% респондентов.
• 24% студентов, посещающих развлекательные заведения, испытывают
дискомфорт в общении.
• 73% респондентов предпочитают громкую музыку.
• 29% студентов испытывали чувство закрытия ушей, искажение знакомых звуков
(табл. 1).
Таблица 1.
Результаты исследования функции слуха по методике Н.Л.
Кунельской
Полученные результаты в процентах (%)
1. Проблемы со слухом 38%
2. Болезни уха 9%
3. Закрытие ушей, шум в голове и ушах 21%
4. Неудобство в общении в увеселительных заведениях 24%
5. Желательно слушать громкую музыку 73%
6. Ощущение закрытия ушей, искажение знакомых звуков 29%
Результаты анкетирования показали, что: 77% респондентови используют наушники.
«Научные исследования и инновации» 9% респондентов начали пользоваться наушниками до 10 лет, 4%
- в 11 лет, 12 (16%) - в 12 лет, 9 (12%) - в13 лет, 15 (19 %) -в возрасте 14
лет и 31 (40%) -в возрасте 15 лет .
Наушники до 1 часа в день используют 33 (42%) респондентов,
19 (25%) - 2 часа в день, 6 (8%) - 3 часа в день в день, 19 (25%) - 4 и
более часов в день.
Только 9 (12%) учеников чувствуют боль в ухе при
использовании наушников (табл. 2).
Таблица 2.
Результаты анкетирования студентов
Полученные результаты в
процентах (%)
1. Использование наушников 77%
2.Наушники начали использовать в возрасте до 10 лет. 9%
Наушники начали использовать в 11 лет. 4%
Наушники начали использовать в 12 лет. 16%
Наушники начали использовать в 13 лет. 12%
Наушники начали использовать в 14 лет. 19%
Наушники начали использовать в 15 лет: 40%
3. Использую наушники в течение 1 часа в день. 42%
2 часа 25%
3 часа 8%
4 часа и более 25%
4. Боль в ушах при использовании наушников 12%
Речевые аудиометрические исследования показали, что 78% опрошенных студентов слышали речь в пределах нормы, а у 22% было диагностировано нарушение слуха (рис. 4).
VIII Международная научно-практическая конференция
нормальный слух нарушение слуха
Рис. 4 Результаты речевой аудиометрии студентов
Следующий анализ вербальной аудиометрии показал, что 79% учащихся в исследовании слышали шепот в пределах нормы, а у 21% наблюдали отклонение от нормы (рис. 5).
Рис. 5 Результаты речевой аудиометрии студентов при проведении теста шепотом
По результатам исследования, нарушения слуха были зарегистрированы у студентов, которые часто пользовались наушниками (77%) и одновременно слушали громкую музыку в наушниках (73%), в анамнезе имели проблемы со слухом (9%).
нарушение слуха
«Научные исследования и инновации»
Считается, что одной из основных причин преждевременной
деградации наших слуховых органов является современный образ жизни, к примеру, все более широкое применение наушников для прослушивания музыки и просмотра видео. Причем молодое поколение в наши дни страдает значительно больше, чем раньше. Стандартный лимит звукового воздействия составляет 85 децибел [1]. Продолжительное пребывание в более громкой среде, несомненно, увеличивает с течением времени риск потери слуха. Утрата слуха может произойти и сразу же, но очень часто симптомы долгие годы не проявляют себя.
При злоупотреблении акустической гарнитурой возникает снижение памяти, появляется постоянная раздражительность, невозможность заснуть ночью. Есть риск появления или обострения психических заболеваний и неврозов. При длительном применении устройство вызывает повышение артериального давления, гипертонуса венозных сосудов головы и спазм сосудов. Микромодели наушников нарушают естественный выход серного вещества из ушной раковины, тем самым способствуя образованию серных пробок. При прослушивании музыки громкостью более 100 дб происходит некроз мембранных клеток, что вызывает тугоухость, а затем полную потерю способности воспринимать звуковые волны. Это крайне опасно, поскольку шум, превышающий 110 децибел, также лишает нервные клетки миелиновой оболочки, что затрудняет передачу электрических сигналов от уха к мозгу.
Физиология слухового анализатора предусматривает защиту только от эпизодических громких звуков. Если же происходит продолжительное воздействие высоких децибел, то слух будет снижен гарантировано. В среднем ухе имеются специальные мышцы, которые при сильных звуковых колебаниях напрягаются и ограничивают движения слуховых косточек, тем самым они защищают особо
VIII Международная научно-практическая конференция чувствительные слуховые клетки. Но эти мышечные волокна не могут
продолжительно противостоять громкому звуку. Если воздействие на
них оказывается более 60 минут, то их защитный механизм
значительно ослабевает. При систематическом и продолжительном
воздействии шума и громких звуков на волосковые клетки внутреннего
уха происходит их повреждение, и регенерация их становится
невозможной.
Гериатрические изменения слуха стартуют в возрасте от 30 лет. Но длительное воздействие громких звуков гарантирует манифестацию патологий слуха и в более раннем возрасте. Коварство прослушивания через наушники громкой музыки и звуков заключается в том, что развитие тугоухости происходит постепенно, и человек долгое время может не замечать снижения слуха и обращается за медицинской помощью только когда появляется субъективный шум в ушах, значительно снижается восприятие речи. Ускорить этот процесс могут вредные привычки, хронический стресс, сниженный иммунитет.
Таким образом, нарушение слуха было выявлено у 43% респондентов. Нарушение слуха возникает у студентов, которые часто и долго пользуются наушниками и слушают громкую музыку.
Для поддержания нормального функционального состояния органа слуха рекомендуем:
1. Максимально ограничить использование наушников и, при необходимости, носить их с низким уровнем громкости.
2. Не превышать ограничение по высоте - более 70 децибел. Обычно это около 60% от максимально возможного на аудиоустройстве.
3. При испытывании боли при ношении наушников- ограничить их использование.
4. При нарушениях слуха обратиться к аудиологу, неврологу или терапевту для дальнейшей клинической диагностики.
«Научные исследования и инновации» Библиографический список:
1. Альтман Я.А. Руководство по аудиологии / Я.А. Альтман, Г.А. Таварткиладзе/ — М.: ДМК-пресс, 2003. — С. 58-60.
2. Вартанян И. А. Звук - слух - мозг. - Л.: Наука, 1981. - 176
с.
3.Шр8://№№^ЬЬс.сот/гш81ап/80с1е1у/2015/06/150624_уег!_М_ёа та§т§_уоиг_Ьеагт§
4. https://findpatent.ru/img_show/13041361.html
5.https://www.mediasphera.ru/issues/vestnik-otorinolaringologii/2014/1/030042-4668201417