УДК 378
ИЗУЧЕНИЕ В ВУЗЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
© 2014 А.О.Буранок
Международный институт рынка
Статья поступила в редакцию 25.09.2014
В статье рассматривается профессиональная подготовка по направлению «Государственное и муниципальное управление» на примере дисциплин «Геополитика» и «Международные отношения».
Ключевые слова: управление общественными отношениями; профессиональная подготовка менеджера; ком-петентностный подход.
Профессиональная подготовка по направлению «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ) нуждается в совершенствовании в связи с осуществляемой в стране модернизацией высшего профессионального образования. Специальность высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ) появилась в нашей стране в 1992 году, тогда под названием «Государственное и региональное управление» она была включена в перечень специальностей высшего профессионального образования под шифром 0718, а в 1994 г. с принятием государственного образовательного стандарта первого поколения была переименована в «Государственное и муниципальное управление» (шифр 0610001). В 2011 г. введён Федеральный Госстандарт третьего поколения -направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», квалификация (степень) «бакалавр» (шифр 081100), что было связано с переходом вузовского образования на двухуровневую систему - бакалавриат и магистратуру. В 2013 г. Министерство образования и науки РФ заявило о переходе на двухуровневый бакалавриат - академический и прикладной, в связи с чем федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) сменил шифр на 38.03.04.
Изменения формы не могли не вызвать изменения содержания. Переход со специали-тета на бакалавриат, если смотреть абстрактно, выразился в сокращении часов примерно в два раза. С введением академического и приклад-
Буранок Александр Олегович, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и правового обеспечения государственной службы. E-mail: buranok@yandex. ru
1 В 2003 г. с принятием государственного образовательного стандарта второго поколения шифр данной специальности опять сменился - на 080504.
ного бакалавриата сократилось количество профкомпетенций по направлению подготовки ГМУ (с 51 до 17), а также дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, образовательная организация стала определять самостоятельно, в том числе для формирования профиля программы, в объеме, установленном данным ФГОС ВО, плюс некоторые другие изменения.
В данной статье обратимся к дисциплинам «Геополитика» и «Международные отношения». В ГОСе второго поколения у специалистов ГМУ «Геополитика» была. В третьем ФГОСе у бакалавров её заменила дисциплина «Международные отношения». В ФГОСе 3+, как ещё иногда называют Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата), вуз сам может определять, какой из предметов выбрать, т.к. ни «Геополитика», ни «Международные отношения» в базовую часть обязательных дисциплин не попали. А если так, то вуз, в принципе, может обойтись вообще без этих дисциплин, может выбрать какую-либо одну из них или обе сразу. В данной статье и хотелось поставить вопрос выбора: что лучше для академического (прикладного) бакалавра ГМУ - «Геополитика» или «Международные отношения»?
Международные отношения - это особый вид общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных отношений и территориальных образований. В своей теоретической основе международные отношения включают «геополитику». В ходе освоения дисциплины «Международные отношения» студент-«гмушник» должен понимать систему международных отношений, сложившуюся после окончания «холодной войны»; ориентироваться в современных информационных ресурсах по зарубежной и отечественной дипломатии и внешней политике; знать основные теории внешней
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(4), 2014
политики государств, принципы и основополагающие приоритеты внешней политики России; уметь выявлять «узкие места» в теориях международных отношений, а также владеть навыками организации контактов на международном уровне.
Геополитика - общественная наука о контроле над пространством. Целью дисциплины «Геополитика» является формирование у будущих бакалавров представлений о закономерностях геополитических процессов, а также навыков анализа геостратегии субъектов международных отношений. Особый акцент при изучении данного курса делается на тех проблемах современной геополитики, которые вызваны пересечением интересов российской «периферии», ближнего и дальнего зарубежья.
Таким образом, обе дисциплины относятся к общественным наукам и характеризуют общественные отношения. Профессиональная подготовка будущего чиновника немыслима без навыков управления общественными отношениями. Методологическую основу изучения системы управления общественными отношениями составляют два основных подхода - личностно-деятельностный и антропологический. Личност-но-деятельностный подход позволяет рассматривать деятельность и общение как основу развития личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн)2. С помощью антропологического подхода можно выявить, как мировоззренческая, гносеологическая, теоретическая и практическая ориентации образовательной деятельности влияют на человека (П.П.Блонский, Г.В.Драч, Б.С.Ерасов, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков)3. Методологически и методически важны труды, в которых рассматриваются профессионально значимые качества менеджера4, раскрываются особенно-
2 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познании. -СПб.: 2001. - 288 с.; Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: 2008. - 134 с.; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: 2005. - 352 с.; Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - М.: 1996. - 272 с.; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: 2000. - 712 с.
3 Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М.: 1961. - 696 с.; Драч Г.В. Культурология. - М.: 2003. - 432 с.; Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: 2000. - 591 с.; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: 1995. - 384 с.
4 Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персона-
лом. - М.: 2000. - 423 с.; Дафт Р.Л. Менеджмент. -СПб.: 2000. - 832 с.; Кибанов А.Я. Управление персо-
налом организации. - М.: 1998. - 512 с.; Одигов Ю.В., Журавлев П.В. Управление персоналом. - М.: 1997. -878 с.; Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления. - М.: 1996. - 207 с.; Кормишова А.В. Исследование систем управления. -М.: 2008. - 64 с.; Панов А.В. Разработка управленче-
сти применения компетентностного подхода в профессиональной подготовке5; изучаются педагогические технологии6.
Для успешной подготовки будущих бакалавров к работе менеджера необходимы психолого-педагогические условия. Одним из условий является формирование и развитие мотивации к профессиональной деятельности.
Мотивация, как стержень поведения личности, должна быть не суммой отдельных мотивов, а целостной системой, чтобы личность могла добиться социального успеха. Реализация мотивов ведёт к удовлетворению социальных и личностных потребностей как психолого-педагогическое условие готовности личности к профессиональной деятельности.
Преподаватель общается со студентами не только сугубо в рамках учебного процесса (читает лекции, ведёт практические занятия, принимает экзамены и т.п.), но и влияет на них как личность. И от того, насколько духовно богата и профессионально интересна эта личность студентам, во многом зависит их мотивация к учёбе и профессиональному росту, особенно на младших курсах, когда устойчивый интерес к собственной профессиональной деятельности ещё только формируется. Студенты первого курса ещё идут за преподавателем (не случайно дисциплины на первом году обучения общеобразовательного плана или ознакомительного - «Введение в специальность»). А на следующих курсах учебная деятельность студента постепенно сменяется профессионально-учебной и учебно-исследовательской, научно-исследовательской. Меняется и роль преподавателя: он уже направляет, корректирует деятельность студентов, которая во многом становится само-
ских решений: информационные технологии. - М.: 2004. - 151 с.; Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения. - СПб.: 2007. - 272 с.; Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. -М.: 2000. - 271 с.; Фирсова И.А. Управленческие решения. - М.: 2013. - 399 с.
5 Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. -М.: 2003. - 674 с.; Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: 2004. -84 с.; Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34 - 42; Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: 2004. - 40 с.; Коломиец Б.К. Интеллектуализация содержания высшего образования. - М.: 2004. - 123 с.; Рябов В.В., Фролов Ю.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала. - М.: 2004. - 45 с.
6 Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии. - Нижний Тагил: 2011. - 144 с.; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: 1998. - 256 с.
стоятельной. Повышается на старших курсах и роль самостоятельной работы в учебном процессе, например, при изучении дисциплины «Геополитика» также активно используются различные формы и технологии организации самостоятельной работы и контроля её эффективности.
Думается, что ответом на вопрос (что лучше для академического/ прикладного бакалавра ГМУ - «Геополитика» или «Международные отношения»), поставленный в начале статьи, будет «Геополитика», т.к. она в большей мере отражает специфику будущей профессиональной деятельности бакалавров государственного и муниципального управления - им предстоит иметь дело, в подавляющем большинстве случаев, с общественными отношениями внутри государства (на федеральном, региональном или муниципальном уровне власти), а не с общественными отношениями субъектов мировой политики; к тому же в геополитике лучше раскрывается региональный компонент, нежели в «Международных отношениях». «Геополитика» рассматривается как аналитическая дисциплина, преодолевающая традиционный географический и экономический детерминизм за счет расширения набора базисных факторов, определяющих поведение государства в международных отношениях; предполагает раскрытие векторов, определяющих глобальную геополитику современной России, сосредоточив внимание на актуальных аспектах и нерешенных задачах ее внешнеполитической деятельности в отношении США, Европы, государств Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Особый акцент рекомендуется делать на тех проблемах геополитики, которые вызваны пересечением интересов российской «периферии», ближнего и дальнего зарубежья. По-
нимание имеющихся проблем поможет выстраивать сценарии геополитического развития Российской Федерации так, чтобы геополитический потенциал России был использован в целях укрепления ее геостратегического положения. Дисциплина «Геополитика» способствует формированию аналитического мышления, без которого невозможно достигнуть профессионального успеха в современную эпоху.
Разработанный нами УМКД (в том числе курс лекций) по геополитике7 позволяет не только проектировать, но и реализовать систему управления общественными отношениями при подготовке будущих бакалавров государственного и муниципального управления. Междисциплинарные связи в процессе изучения дисциплины проводятся со многими учебными дисциплинами («Отечественная история», «Политология», «Культурология», «Социология», «Экономическая теория», «Философия», «Теория организации», «Теория управления», «Исследование систем управления» и др.). В свою очередь, «Геополитика» даёт всем этим дисциплинам дополнительный ракурс анализа, позволяющий осмыслить любую социальную ситуацию как сложную совокупность природных и социальных факторов. В процессе изучения геополитики формируется мировоззрение студентов. Сформированные компетенции помогут в их дальнейшем профессиональном росте. Знание основ геополитики необходимо будущему бакалавру в области государственного и муниципального управления, менеджеру-госслужащему федерального и регионального уровня.
7 См.: Геополитика: курс лекций для студентов заочной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление» / сост. А.О.Буранок. -Самара: МИР, 2012. - 133 с.
STUDYING PUBLIC RELATIONS MANAGEMENT AT THE UNIVERSITY
© 2014 A.O.Buranok" International Market Institute
The article deals with training in "State and Municipal Management" as exemplified in the courses "Geopolitics" and "International Relations".
Keywords: public relations management; geopolitics; manager training; competence-based approach.
Aleksandr Olegovich Buranok, Candidate of Historical Sciences, associate professor of Department of Public Administration and Legal Support of Civil Service. E-mail: buranok@yandex. ru