2. Vvedenskaya Ye. S. Kompleksny podkhod pri vybore optimalnoy organizatsionnoy formy palliativnoy pomoshchi v kontse zhizni [Comprehensive Approach for choosing the optimal form of palliative care provision at the end of life]. Sovremennye problemy sotsialno-demograficheskogo razvitiya [Modern problems of social and demographic development]. Moscow, Pero, 2012, pp. 56-72.
3. Vvedenskaya Ye. S. Analiz Smertnosti na domu pri formirovanii organizatsionnoy modeli palliativnoy pomoshchi v kontse zhizni [Home Mortality Analysis with the Aim of forming optimal organizational Model of End-of-Life Palliative Care]. Zdravookhraneniye Rossyskoy Federatsii [The Russian Federation Health Care], 2013, no. 4, pp. 29-32.
4. Zlokachestvennye novoobrazovaniya v Rossii v 2011 godu [Cancer in Russia in 2011]. Ed. V. I. Chissova, V. V. Starinskogo, G. V. Petrovoy, Moscow, Moscow Oncology Research Institute n. a. P.A. Herzen, 2013, 289 p.
5. Osnovnye pokazateli zdorovya naseleniya i deyatelnosti uchrezhdeny zdravookhraneniya Nizhegorodskoy oblasti za 2011 godu. Ministerstvo zdravookhraneniya Nizhegorodskoy oblasti [The Main Health Indicators in the Nizhny Novgorod Region in 2011. Ministry of Health of the Nizhny Novgorod region]. Nizhny Novgorod, Medical Information and Analytical Centre, 2012, 232 p.
6. Rasporyazheniye Pravitelstva RF № 2511-p ot 24 dekabrya 2012 goda «Ob utverzhdenii «Gosudarstvennoy programmy razvitiya zdravookhraneniya Rossyskoy Federatsii» [On the approval of the Government Program for Heath Development]. Available at: http://base.garant.ru/70290076 (accessed 01 July 2014).
7. Standarty okazaniya ambulatorno-poliklinicheskoy meditsinskoy pomoshchi vzroslomu naseleniyu Nizhegorodskoy oblasti. Utverzhdeny prikazom MZ Nizhegorodskoy oblasti ot 12.11.2007 g. № 34-OSN [Standards of outpatient polyclinic care for adults in the Nizhny Novgorod region. Approved by Ministry of Health of the Nizhny Novgorod region dated 12.11.2007 No 34-OSN]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/944920937 (accessed 01 July 2014).
8. Federalny zakon Rossyskoy Federatsii ot 21 noyabrya 2011 g. N 323-FZ «Ob osnovakh okhrany zdorovya grazhdan v Rossyskoy Federatsii» [Federal Law of the Russian Federation dated 21.11.2011 No 323-FZ. On the basis of health protection of the Russian Federation citizens]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156793/ (accessed 01 July 2014).
УДК 614.86+340.6
© М.Г. Москвичева, Е.В. Шишкин, 2014
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ТРАВМАТИЗМА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Москвичева Марина Геннадьевна, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения факультета дополнительного профессионального образования, ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 64, тел.: (351) 262-78-20, e-mail: [email protected].
Шишкин Евгений Владимирович, очный аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения факультета дополнительного профессионального образования, ГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 64, тел.: 8-951-477-27-04, e-mail: [email protected].
Представлен анализ статистических данных травматизма в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), а также характеристика этих показателей на территории федеральных округов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и России в целом в рамках реализации программы совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП в динамике за 2010-2013 гг. В 2013 г. по сравнению с 2010 г. число ДТП с пострадавшими увеличилось в 48 субъектах Российской Федерации: в 21 области, 12 республиках, во всех 9 краях, во всех 4 автономных округах, в автономной области и в одном городе федерального значения. Общее число травмированных в ДТП в 2013 г. по сравнению с 2010 г. увеличилось в 49 субъектах Российской Федерации: в 21 области, 13 республиках, во всех 9 краях, во всех 4 автономных округах, в автономной области и в одном городе федерального значения. С целью снижения уровня травматизма в ДТП, в том числе на региональном уровне, должен быть разработан комплекс мероприятий, включающий в себя организацию оказания медицинской помощи пострадавшим и комплекс межведомственных мероприятий с учетом региональных особенностей, а также основных причин возникновения ДТП и главных факторов, усугубляющих последствия дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, дорожно-транспортные происшествия, уровень дорожно-транспортного травматизма, динамика дорожно-транспортного травматизма, множественные и сочетанные травмы.
THE STUDY OF LEVEL AND DYNAMICS OF INJURIES IN ROAD TRAFFIC ACCIDENTS IN THE FEDERAL DISTRICTS AND SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Moskvicheva Marina G., Dr. Sci. (Med.), Head of Department, South Ural State Medical University, 64 Vorovskogo St., Chelyabinsk, 454092, Russia, tel: (351) 262-78-20, e-mail: [email protected].
Shishkin Evgeniy V., Post-graduate student, South Ural State Medical University, 64 Vorovskogo St., Chelyabinsk, 454092, Russia, tel: 8-951-477-27-04, e-mail: [email protected].
The analysis of the statistics of injuries in the road traffic accidents, as well as characteristics of these indicators in the Federal Districts of the Russian Federation, subjects of the Russian Federation and Russia as a whole as part of program for improvement of medical assistance to injured in traffic accidents in 2010-2013 is given. In 2013 in comparison with 2010 the number of accidents with injured increased in 48 regions of Russia: in 21 regions, 12 republics, in all 9 territories, in all four autonomous regions, in the autonomous region and in one city of federal significance. The total number of injured in road accidents in 2013 compared to 2010 increased in 49 subjects of Russia: in 21 regions, 13 republics, in all 9 territories, in all 4 autonomous regions, in the autonomous region and in one city of federal significance. In order to reduce the accident rate including the regional level it must be necessary to develop a set of measures, including the organization of medical assistance to the injured and a set of interdepartment arrangements taking into account regional specific features, as well as the main causes of road accidents and the main factors contributing to the consequences of road accidents.
Key words: road traffic injuries, car accidents, the level of road traffic injuries, the dynamics of road traffic injuries, multisystem and concomitant injury.
Введение. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) является глобальной проблемой всего человечества. Этот вид травматизма характеризуется тяжестью последствий и значительным экономическим ущербом. Кроме того, в настоящее время ДТТ относят к ведущим причинам предотвратимой смертности среди населения стран мирового сообщества [5]. В настоящее время ДТТ находится на 8 месте в списке ведущих причин смертности в мире и является главной причиной смертности среди молодежи в возрасте 15-29 лет. По прогнозам, без принятия неотложных мер ДТП станут пятой ведущей причиной смертности к 2030 г. [10].
Организация Объединенных Наций провозгласила период с 2011 по 2020 г. «десятилетием действий по дорожной безопасности», направленных на стабилизацию, а затем снижение ДТТ во всем мире [11]. Если до 2020 г. правительства стран мира не выработают консолидированную политику, направленную на снижение числа ДТП и их последствий, то уже в ближайшее десятилетие ДТТ станет одной из лидирующих причин смертности на планете [1].
По числу смертельных случаев, а также случаев инвалидизации населения от ДТТ Российская Федерация занимает лидирующее место не только в Европе, но и в мире [2, 3].
В России ДТП являются причиной получения травм в 7-10 % случаев общего травматизма, при этом более 60 % всех смертельных исходов от травм приходится на ДТТ. Как правило, причинами смерти в ДТП являются множественные и сочетанные повреждения, сопровождающиеся шоком, спи-нальной и черепно-мозговой травмами. Отечественные авторы подчеркивают, что особо острой является проблема ДТТ вне городской местности - по большей части на федеральных автомобильных трассах (ФАД), где ДТП, как правило, влекут за собой особо тяжкие последствия для здоровья пострадавших, своевременность оказания медицинской помощи которым существенно затруднена [4, 6, 7, 8]. ДТТ с тяжелыми последствиями на междугородних автодорогах распространены и в зарубежных странах. [9].
Цель: изучить уровень динамики статистических показателей ДТТ. Задачи исследования включали в себя анализ статистических данных травматизма в ДТП, а также характеристику этих показателей на территории федеральных округов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и России в целом в рамках реализации программы совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП в динамике за 2010-2013 гг.
Материалы и методы исследования. Проведен анализ статистических данных Росстата по таким показателям ДТТ, как число ДТП с пострадавшими и общее число травмированных, в программе Microsoft Excel произведен расчет данных показателей в динамике за 4 года (2010-2013 гг.).
Результаты исследования и их обсуждение. В 2013 г. на территории Российской Федерации произошло 204 068 ДТП с пострадавшими, прирост по сравнению с 2012 г. составил 0,23 %, а общий прирост за исследуемый период (2010-2013 гг.) - 2,33 %. С 2010 г. отмечается стойкое ежегодное увеличение числа ДТП с пострадавшими в Российской Федерации: на 0,22 % в 2011 г., на 1,87 % в 2012 г., на 0,23 % в 2013 г. Среди федеральных округов Российской Федерации больше всего ДТП с пострадавшими в 2013 г. зарегистрировано в Центральном федеральном округе - 26,17 % (53 410 случая). В Приволжском федеральном округе отмечено - 21,71 % (44 302 случая), в Сибирском федеральном округе - 13,99 % (28 549 случаев), в Северо-Западном федеральном округе - 11,6 % (23 682 случая), в Южном федеральном округе - 9,14 % (18 648 случаев), в Дальневосточном федеральном округе - 5,41 % (11 049 случаев), меньше всего ДТП с пострадавшими произошло в СевероКавказском федеральном округе - 3,52 % (7 190 случаев).
За 2010-2013 гг. только в Центральном федеральном округе наблюдается ежегодная положительная динамика снижения числа ДТП с пострадавшими: в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 0,09 %, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 0,98 %, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 1,99 %. Стойкий рост ДТП с пострадавшими наблюдается в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Наибольший рост ДТП с пострадавшими за четырехлетний период (в 2013 г. к 2010 г.) отмечается в Дальневосточном федеральном округе - на 12,49 %, а наименьший - в Уральском федеральном округе, где за аналогичный период времени число ДТП с пострадавшими снизилось на 6,99 %. В большинстве федеральных округов Российской Федерации показатель ДТП с пострадавшими имеет волнообразный характер с ростом в 2012 г. и снижением темпов роста в 2013 г. (табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими
на территории федеральных округов Российской Федерации за 2010-2013 гг.
Федеральный Цепная динамика Динамика
округ 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г.
(динамика (динамика (динамика к 2010 г., %
по сравнению с 2010 г.), % по сравнению с 2011 г.), % по сравнению с 2012 г.), %
Дальневосточный +2,31 +9,74 +0,19 +12,49
Приволжский -0,24 +3,46 +6,21 +9,62
Сибирский +2,37 +3,07 +2,31 +7,94
Северо-Западный +2,66 +1,77 -1,17 +3,25
Северо-Кавказский -0,64 +3,03 -0,15 +2,22
Южный +2,41 +0,71 -1,54 +1,55
Центральный -0,9 -0,98 -1,99 -3,82
Уральский -2,57 +1,67 -6,09 -6,99
Среди субъектов Российской Федерации наибольший прирост количества ДТП с пострадавшими в 2013 г. по сравнению с 2010 г. отмечен в Республике Алтай - 78,93 %, Республике Калмыкия -70,63 %, Чукотском автономном округе - 55,00 %, Ульяновской области - 53,56 %, Пензенской области - 43,6 %. В общей сложности в 30 субъектах Российской Федерации в 2013 г. по сравнению с 2010 г. отмечен рост числа ДТП с пострадавшими на 10,00 % и более (табл. 2).
Таблица 2
Динамика числа дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими среди субъектов Российской
Феде рации за 2010-2013 гг. (отрицательная динамика роста)
Субъект Российской Цепная динамика Динамика
Федерации Динамика Динамика Динамика 2013 г.
за 2011 г. за 2012 г. за 2013 г. к 2010 г., %
(по сравнению (по сравнению (по сравнению
с 2010 г.), % с 2011 г.), % с 2012 г.), %
1 2 3 4 5
Республика Алтай +42,86 +9,00 +14,91 +78,93
Республика Калмыкия +20,76 +45,07 -2,60 +70,63
Чукотский автономный +50,00 -20,00 +29,20 +55,00
округ
1 2 3 4 5
Ульяновская область +21,44 +37,18 -7,82 +53,56
Пензенская область +10,99 +23,14 +8,00 +47,60
Ненецкий автономный +18,42 -4,44 +20,93 +36,84
округ
Пермский край -1,70 +2,31 +34,35 +35,11
Калужская область +3,92 +17,13 +8,74 +32,37
Республика Северная Осетия-Алания -4,21 +25,04 +8,32 +29,75
Амурская область +5,91 +10,51 +9,29 +27,91
Еврейская автономная область +43,58 -5,18 -7,44 +26,01
Чеченская Республика +14,25 -8,94 +20,16 +25,00
Алтайский край -1,86 +10,16 +13,68 +22,89
Чувашская Республика +3,51 +14,56 -0,63 +17,84
Рязанская область +8,47 +6,94 +0,73 +16,85
Ленинградская область +5,57 +2,00 +6,10 +14,24
Смоленская область +3,13 +4,85 +5,64 +14,22
Хабаровский край -2,96 +16,00 +1,23 +13,89
Республика Саха (Якутия) +1,77 +1,41 +10,09 +13,62
Саратовская область +0,48 +3,17 +9,25 +13,25
Республика Тыва -2,93 +1,81 +14,54 +13,20
Тамбовская область -1,86 +14,66 +0,58 +13,18
Тюменская область +3,34 +15,68 -6,41 +11,88
(без автономных округов)
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область +1,87 +7,31 +2,28 +11,81
Самарская область -1,34 +9,26 +3,41 +11,48
Приморский край +1,56 +15,52 -5,17 +11,25
Республика Карелия +7,86 +1,18 +1,74 +11,03
г. Санкт-Петербург +0,24 +9,77 +0,64 +10,74
Омская область +7,42 +14,94 -10,36 +10,68
Нижегородская область -4,58 -1,47 +17,51 +10,47
Кабардино-Балкарская Республика +16,64 -2,11 -3,70 +9,96
Республика Коми +12,88 +1,64 -4,84 +9,18
Кемеровская область +2,67 +11,90 -5,19 +8,93
Ямало-Ненецкий +11,56 +8,47 -10,09 +8,80
автономный округ
Камчатский край +13,54 +4,13 -8,09 +8,66
Курская область +3,55 +5,53 -0,68 +8,54
Забайкальский край -2,94 -7,21 +20,36 +8,40
Республика Марий Эл -9,03 +12,77 +4,22 +6,91
Ставропольский край -0,40 +5,85 -0,13 +5,29
Тюменская область +3,64 +7,43 -5,62 +5,08
(с автономными округами)
Республика Бурятия +3,27 -7,29 +9,09 +4,45
Краснодарский край -0,07 -0,27 +4,71 +4,35
Красноярский край -0,74 +3,78 +1,01 +4,05
Томская область +5,52 +1,71 -3,15 +3,95
Новосибирская область -0,40 -4,80 +7,81 +2,23
Сахалинская область -9,44 -3,43 +16,32 +1,73
Республика Татарстан +4,21 -1,49 -1,33 +1,23
Калининградская область +2,23 -0,15 -1,43 +0,62
Наиболее выраженное снижение числа ДТП с пострадавшими в 2013 г. по сравнению с 2010 г. отмечено в Костромской области - 26,44 %, Свердловской области - 22,52 %, Магаданской области -19,45 %, Республике Дагестан - 17,99 %, Тверской области - 14,27 %. В 12 регионах Российской Федерации отмечена положительная динамика снижения ДТП с пострадавшими
в 2013 г. по сравнению с 2010 г. на 10,00 % и более (табл. 3). Динамика числа дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими среди субъектов
Таблица 3 Российской
Субъект Российской Цепная динамика Динамика
Федерации Динамика за 2011 г. Динамика за 2012 г. Динамика за 2013 г. 2013 г. к 2010 г., %
(по сравнению с 2010 г.), % (по сравнению с 2011 г.), % (по сравнению с 2012 г.), %
Костромская область -12,12 -9,44 -7,56 -26,44
Свердловская область -10,63 -2,05 -11,49 -22,52
Магаданская область 3,04 -7,37 -15,61 -19,45
Республика Дагестан -6,63 -10,08 -2,33 -17,99
Тверская область -15,02 +7,67 -6,31 -14,27
Кировская область -4,06 -6,81 -3,49 -13,71
Московская область -3,68 -10 +0,63 -12,76
Мурманская область -0,19 -6,1 -4,85 -10,83
Белгородская область 1,38 -6,87 -5,48 -10,76
Новгородская область -0,13 -5,89 -5,03 -10,74
Владимирская область -0,81 -4,68 -5,16 -10,33
Вологодская область -2,15 -3,02 -5,19 -10,03
Ростовская область -0,06 -3,04 -6,97 -9,86
Архангельская область -0,58 -5,03 -4,03 -9,38
(без автономного округа)
Архангельская область -0,26 -5,02 -3,54 -8,62
(с автономным округом )
Тульская область 2,59 -10,64 +0,27 -8,08
Республика Адыгея -3,3 -2,88 -1,85 -7,83
Ярославская область -2,93 -0,29 -4,38 -7,45
Волгоградская область -2,69 +2,93 -6,29 -6,14
Республика Ингушетия -12,39 +23,04 -12,77 -5,96
Оренбургская область -7,76 -8,48 +11,64 -5,76
Липецкая область -0,62 -0,71 -4,27 -5,54
Псковская область 11,9 -5,1 -10,15 -4,98
Карачаево-Черкесская Республика -6,97 +11,85 -8,57 -4,86
Челябинская область -0,38 -1,54 -2,13 -4,00
Брянская область 1,75 -7,94 +2,62 -3,88
г. Москва 0,6 +1,55 -5,75 -3,73
Ханты-Мансийский авто- 2,02 -2,53 -3,17 -3,72
номный округ - Югра
Республика Башкортостан -0,06 -0,87 -2,66 -3,56
Республика Хакасия 9,69 -6,92 -4,44 -2,44
Воронежская область -1,33 +1,53 -2,47 -2,30
Орловская область -1,8 -1,39 +1,48 -1,72
Ивановская область 1,68 0,75 -3,87 -1,52
Курганская область -1,5 +2,32 -1,56 -0,79
Иркутская область 4,86 -5,05 -0,15 -0,58
Республика Мордовия -1,19 +11,07 -8,97 -0,10
Общее число травмированных в ДТП на территории Российской Федерации в 2013 г. составило 258 437 человек, что на 0,07 % ниже аналогичного показателя 2012 г. и на 3,11 % выше, чем в 2010 г. За исследуемый период (2010-2013 гг.) наибольший прирост количества пострадавших в ДТП на территории нашей страны отмечен в 2012 г. - на 2,69 % (по отношению к 2011 г.). Среди федеральных округов Российской Федерации наибольшее число травмированных за 2013 г. отмечено в Центральном федеральном округе - 27,78 % (66 615 человек). В Приволжском федеральном округе аналогичные показатели составили 21,82 % (56 385 человек), в Сибирском федеральном округе 14,04 % (36 279 человек), в Северо-Западном федеральном округе 11,62 % (30 042 человека), в Южном федеральном округе 8,90 % (22 988 человек), в Уральском федеральном округе 8,64 %
(22 335 человек), в Дальневосточном федеральном округе 5,40 % (13 951 человек), а наименьшее число травмированных в ДТП отмечено в Северо-Кавказском федеральном округе 3,81 % (9 842 человек).
Наибольший прирост пострадавших в ДТП в 2013 г. по сравнению с 2012 г. отмечен в Приволжском федеральном округе - 6,42 %, а наибольшее снижение в Уральском федеральном округе - 6,86 %. За исследуемый период времени (2010-2013 гг.) ежегодный прирост травмированных в ДТП зарегистрирован в Приволжском и Сибирском федеральном округе, а ежегодное снижение в Уральском и Центральном федеральных округах (табл. 4).
Таблица 4
Динамика числа травмированных в дорожно-транспортных происшествиях на территории федеральных
округов Российской Федерации за 2010-2013 гг.
Федеральный округ Цепная динамика Динамика
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г.
(динамика (динамика (динамика к 2010 г., %
по сравнению с 2010 г.), % по сравнению с 2011 г.),% по сравнению с 2012 г.), %
Дальневосточный +1,61 +12,47 -1,71 +12,34
Приволжский +0,72 +3,71 +6,42 +11,16
Сибирский +3,08 +3,83 +2,76 +9,98
Северо-Западный +2,88 +2,74 -0,78 +4,87
Северо-Кавказский +0,46 +5,33 -2,01 +3,69
Южный +2,86 +1,52 -2,44 +1,87
Центральный -1,36 -0,58 -2,42 -4,31
Уральский -2,18 +3,13 -6,86 -6,04
Среди субъектов Российской Федерации в 2013 г. по сравнению с 2010 г. наибольший прирост числа травмированных в ДТП отмечен в Республике Калмыкия - 113,66 %, Ненецком автономном округе - 88,89 %, Ульяновской области - 71,56 %, Республике Алтай - 69,15 %, в Чукотском автономном округе - 63,16 %. В общей сложности в 32 субъектах Российской Федерации отмечен рост травмированных в ДТП на 10,00 % и более (табл. 5).
Таблица 5
Динамика числа травмированных в дорожно-транспортных происшествиях в субъектах
Российской Федерации за 2010-2013 гг. (отрицательная динамика роста)
Субъект Российской Ц епная динамика Динамика
Федерации Динамика за 2011 г. Динамика за 2012 г. Динамика за 2013 г. 2013 г. к 2010 г., %
(по сравнению с 2010 г.), % (по сравнению с 2011 г.), % (по сравнению с 2012 г.), %
1 2 3 4 5
Республика Калмыкия +38,66 +56,82 -1,74 +113,66
Ненецкий автономный +2,22 +2,17 +80,85 +88,89
округ
Ульяновская область +29,67 +45,11 -8,82 +71,56
Республика Алтай +36,91 +10,26 +12,04 +69,17
Чукотский автономный +100,00 -18,42 0,00 +63,16
округ
Астраханская область +40,88 +4,39 +3,40 +52,07
Пермский край +0,78 +0,77 +40,39 +42,57
Калужская область +2,70 +19,04 +11,65 +36,49
Республика Северная Осетия-Алания -0,34 +26,52 +6,08 +33,75
Чеченская Республика +26,57 -3,59 +7,45 +31,12
Амурская область +1,79 +12,77 +12,88 +29,57
Алтайский край -3,21 +12,16 +13,78 +23,52
Еврейская автономная область +27,59 -1,79 -3,23 +21,27
Республика Саха (Якутия) +5,95 +3,71 +9,83 +20,68
Чувашская Республика +6,91 +12,80 -1,66 +18,60
Республика Тыва -1,12 -4,14 +24,90 +18,40
1 2 3 4 5
Рязанская область +8,20 +8,92 +0,44 +18,37
Ленинградская область +1,96 +7,95 +6,72 +17,47
Забайкальский край -1,99 -6,21 +27,31 +17,02
Хабаровский край -1,47 +17,79 -0,11 +15,94
Омская область +11,33 +14,31 -9,80 +14,80
Саратовская область +3,73 -0,19 +10,62 +14,53
Самарская область -0,60 +11,52 +2,87 +14,03
г. Санкт-Петербург +0,22 +10,49 +2,87 +13,91
и Ленинградская область
Смоленская область +0,19 +13,22 +0,40 +13,89
Тюменская область +3,58 +18,12 -7,23 +13,50
(без автономных округов)
Республика Карелия +12,38 +3,43 -2,51 +13,32
Тамбовская область -4,42 +14,00 +2,99 +12,22
Кемеровская область +4,46 +9,86 -2,73 +11,64
Республика Коми +17,89 -0,90 -5,06 +10,91
Ямало-Ненецкий +10,41 +9,76 -8,49 +10,90
автономный округ
Томская область +7,57 +2,35 -0,79 +9,22
Кабардино-Балкарская Республика +17,54 -3,89 -4,34 +8,06
Приморский край +0,56 +17,81 -8,82 +8,02
Нижегородская область -5,12 -1,87 +14,77 +6,86
Красноярский край -0,31 +4,87 +1,90 +6,54
Камчатский край +13,48 +7,57 -12,99 +6,22
Новосибирская область +1,52 -5,18 +9,48 +5,38
Тюменская область +2,55 +9,17 -5,89 +5,36
(с автономными округами)
Ставропольский край -2,27 +10,27 -2,93 +4,61
Курская область +2,36 +1,39 -0,35 +3,42
Республика Татарстан +3,87 +0,27 -0,76 +3,35
Республика Марий Эл -8,97 +13,73 -0,26 +3,26
Ивановская область +3,69 +5,59 -5,72 +3,21
Сахалинская область -7,86 -0,10 +10,94 +2,12
Краснодарский край -1,10 -0,30 +2,72 +1,28
Псковская область +14,23 -3,70 -8,55 +0,60
Республика Бурятия -0,05 -5,04 +5,69 +0,31
Наиболее выраженное снижение числа травмированных в ДТП в 2013 г. по сравнению с 2010 г. наблюдается в Костромской области - 31,13 %, Свердловской области - 22,18 %, Тверской области -17,89 %, Белгородской области - 16,68 %, Республике Дагестан - 14,94 %. В 11 субъектах Российской Федерации в 2013 г. по сравнению с 2010 г. удалось снизить число травмированных в ДТП на 10,00 % и более (табл. 6).
Таблица 6
Динамика числа травмированных в дорожно-транспортных происшествиях в субъектах
Российской Федерации за 2010-2013 гг. (положительная динамика снижения)
Субъект Российской Цепная динамика Динамика
Федерации Динамика Динамика Динамика 2013 г.
за 2011 г. за 2012 г. за 2013 г. к 2010 г., %
(по сравнению (по сравнению (по сравнению
с 2010 г.), % с 2011 г.), % с 2012 г.), %
1 2 3 4 5
Костромская область -13,21 -11,20 -10,64 -31,13
Свердловская область -8,60 -1,44 -13,62 -22,18
Тверская область -17,26 +7,96 -8,07 -17,89
Белгородская область -1,767 -11,35 -4,31 -16,68
Республика Дагестан -3,49 -10,13 -1,93 -14,94
Московская область -5,17 -10,07 +0,87 -13,98
1 2 3 4 5
Кировская область -5,15 -7,92 -1,39 -13,87
Новгородская область -3,59 -4,45 -5,63 -13,06
Магаданская область -2,90 +4,77 -13,02 -11,48
Ростовская область -0,05 -2,69 -8,60 -11,11
Мурманская область +1,54 -6,7 -5,26 -10,26
Республика Адыгея -3,70 -4,73 -1,86 -9,97
Владимирская область -0,29 -4,71 -4,58 -9,34
Ярославская область -1,67 +2,74 -9,36 -8,43
Вологодская область -0,15 -5,16 -2,74 -7,90
Архангельская область (без автономного округа) +1,21 -5,65 -3,45 -7,80
Тульская область +3,678 -10,59 -0,53 -7,79
Удмуртская Республика -3,28 -4,20 -0,22 -7,56
Архангельская область +1,23 -5,53 -2,03 -6,31
(с автономным округом )
Ханты-Мансийский авто- -0,63 -2,00 -3,10 -5,65
номный округ - Югра
Липецкая область +0,52 +0,17 -5,84 -5,19
г. Москва +0,13 +2,87 -7,49 -4,72
Брянская область +2,13 -7,18 +1,70 -3,59
Республика Башкортостан -0,33 -1,70 -1,17 -3,17
Республика Хакасия +14,22 -7,04 -8,51 -2,86
Воронежская область -0,21 -1,67 -0,93 -2,79
Карачаево-Черкесская Республика -4,40 +13,00 -9,92 -2,68
Республика Ингушетия -17,84 +26,97 -6,48 -2,43
Орловская область -1,42 -3,88 +3,29 -2,13
Курганская область -1,14 +4,74 -5,35 -2,00
Оренбургская область -5,43 -8,55 +13,39 -1,93
Волгоградская область -1,11 +4,26 -4,27 -1,30
Калининградская область +3,97 -3,04 -2,00 -1,21
Челябинская область -0,20 -0,08 -0,49 -0,78
Иркутская область +3,38 -1,52 -2,27 -0,51
Заключение. В 2013 г. по сравнению с 2010 г. число ДТП с пострадавшими увеличилось в 48 субъектах Российской Федерации: в 21 области, 12 республиках, во всех 9 краях, во всех 4 автономных округах, в автономной области и в одном городе федерального значения. Общее число травмированных в ДТП в 2013 г. в сравнении с 2010 г. увеличилось в 49 субъектах РФ: в 21 области, 13 республиках, во всех 9 краях, во всех 4 автономных округах, в автономной области и в одном городе федерального значения. С целью снижения уровня травматизма в ДТП, в том числе на региональном уровне, должен быть разработан комплекс мероприятий, включающий в себя организацию оказания медицинской помощи пострадавшим и комплекс межведомственных мероприятий с учетом региональных особенностей, а также основных причин возникновения ДТП и главных факторов, усугубляющих последствия дорожно-транспортных происшествий.
Список литературы
1. Гусев, В. А. Усилия международных организаций для решения проблемы безопасности дорожного движения / В. А. Гусев, Н. В. Щеголева // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. -2013. - Т. 2. - С. 124-132.
2. Дедов, А. А. Медико-демографические характеристики детей, пострадавших в ДТП в Воронежской области / А. А. Дедов, В. В. Цомая, Л. Н. Илюшина // Российский медико-биологический вестник им. акад. И. П. Павлова. - 2013. - № 1. - С. 94-100.
3. Дедов, А. А. Причинно-следственные связи дорожно-транспортного травматизма у детей / А. А. Дедов, А. Н. Чижик-Полейко, В. В. Цомая // Российский медико-биологический вестник им. акад. И. П. Павлова. 2012. - № 4. - С. 63-69.
4. Овчаров, Е. Б. Структурный анализ ДТП с особо тяжкими последствиями / Е. Б. Овчаров, А. В. Добжанский, И. Б. Некрасов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2012. - Т. 9, № 45. - С. 29.
5. Сахаров, А. В. Динамика основных показателей дорожно-транспортного травматизма в Краснодарском крае за 2003-2012 гг. / А. В. Сахаров // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2013. - № 1. - С. 319-320.
6. Ульянченко, М. И. Анализ дорожно-транспортного травматизма у жителей г. Ставрополя / М. И. Ульянченко, А. Б. Ходжаян, А. Э. Апагуни, С. М. Карпов, Е. О. Назарова, А. К. Шишманиди, И. И. Сергеев, А. Ю. Власов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 5-2. - С. 427-430.
7. Хасанов, Р. Х. Повышение безопасности автомобиля на основе совершенствования процесса диагностирования / Р. Х. Хасанов, Е. С. Сидорин, В. С. Голованов // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. - 2013. - Т. 2. - С. 410-413.
8. Шлыкова, М. С. Анализ догоспитального этапа оказания помощи пострадавших в результате ДТП с сочетанной травмой в Рязанской области / М. С. Шлыкова, Ю. А. Панфилов // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 8. - С. 147.
9. Bhatti, J. A. Availability and quality of prehospital care on pakistani interurban roads / J. A. Bhatti, H. Waseem, J. A. Razzak, N. U. Shiekh, A. K. Khoso, L. R. Salmi // Ann Adv Automot Med. - 2013. - № 57. -P. 257-264.
10. Global status report on road safety 2013 / WHO. - Available at: http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2013/en/index.html (free, accessed 25 March 2014).
11. Loebel, T. Pattern or bias? A critical evaluation of Midwestern fluted point distributions using raster based GIS / T. Loebel // Journal of Archaeological Science. - 2012. - № 39. - P. 1205-1217.
References
1. Gusev V. A., Shhegoleva, N. V. Usiliya mezhdunarodny'x organizacij dlya resheniya problemy' bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya [Efforts of international organizations to solve the problem of road safety]. Modernizaciya i nauchny'e issledovaniya v transportnom komplekse [Upgrade and research in the transport sector], 2013, vol. 2., pp. 124-132.
2. Dedov A. A., Comaya V. V., Ilyushina L. N. Mediko-demograficheskie xarakteristiki detej, postradavshix v DTP v Voronezhskoj oblasti [Medical and demographic characteristics of children affected by the accident in the Voronezh region]. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik im. akademika I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald], 2013, no. 1, pp. 94-100.
3. Dedov A. A., Chizhik-Polejko A. N., Comaya V. V. Prichinno-sledstvenny'e svyazi dorozhno-transportnogo travmatizma u detej [Cause effect relationship of road traffic injuries in children]. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik im. akademika I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald], 2012, no. 4, pp. 63-69.
4. Ovcharov E. B., Dobzhanskij A. V., Nekrasov I. B. Strukturny'j analiz DTP s osobo tyazhkimi posledstviyami [Structural analysis of accidents with particularly serious consequences]. Upravlenie e'konomicheskimi sistemami: e'lektronny'j nauchny'j zhurnal [Management of economic systems: electronic scientific journal], 2012., vol. 9, no. 45. - pp. 29.
5. Sakharov A. V. Dinamika osnovny'x pokazatelej dorozhno-transportnogo travmatizma v krasnodarskom krae za 2003-2012 gg. [Major indicators of road traffic injuries in the Krasnodar Territory in 2003-2012]. Rossijskaya akademiya medicinskix nauk. Byulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshhestvennogo zdorov'ya [Russian Academy of Medical Sciences. Bulletin of the National Research Institute of Public Health.], 2013, no. 1, pp. 319-320.
6. Ulyanchenko M. I., Khodzhayan A. B., Apaguni A. E., Karpov S. M., Nazarova E. O., Shishmanidi A. K., Sergeev I. I., Vlasov A. Yu. Analiz dorozhno-transportnogo travmatizma u zhitelej g. Stavropolya [Analysis of road traffic injuries among residents of Stavropol]. Fundamental'ny'e issledovaniya [Fundamental research], 2013, no. 5-2, pp. 427-430.
7. Khasanov R. X., Sidorin E. S., Golovanov V. S. Povy'shenie bezopasnosti avtomobilya na osnove sovershenstvovaniya processa diagnostirovaniya [Improving vehicle safety by improving the process of diagnosing]. Modernizaciya i nauchny'e issledovaniya v transportnom komplekse [Upgrade and research in the transport sector], 2013.,vol. 2, pp. 410-413.
8. Shlykova, M. S., Panfilov Yu. A. Analiz dogospital'nogo e'tapa okazaniya pomoshhi postradavshix v rezul'tate DTP s sochetannoj travmoj v Ryazanskoj oblasti [Analysis of prehospital assistance to the injured in accidents with concomitant injury in the Ryazan region]. Uspexi sovremennogo estestvoznaniya [Advances in current natural sciences], 2011, no. 8., pp. 147.
9. Bhatti, J. A., Waseem H., Razzak J. A., Shiekh N. U., Khoso A. K., Salmi L. R. Availability and quality of prehospital care on pakistani interurban roads. Ann Adv Automot Med., 2013, no. 57, pp. 257-264.
10. Global status report on road safety 2013 / WHO. Available at: http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2013/en/index.html (accessed 25 March 2014).
11. Loebel, T. Pattern or bias? A critical evaluation of Midwestern fluted point distributions using raster based GIS. Journal of Archaeological Science, 2012, no. 39, pp. 1205-1217.