Научная статья на тему 'Изучение трансформационных процессов репрезентации женского образа в российском кинематографе в студенческой аудитории'

Изучение трансформационных процессов репрезентации женского образа в российском кинематографе в студенческой аудитории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
711
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛЬМ / КИНО / ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ / ЭКРАН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Челышева И. В., Левицкая А. А.

Образ женщины в произведениях медиакультуры, как и культуры в целом, претерпевает значительную трансформацию, связанную с историческими, политическими, экономическими, социокультурными и др. изменениями в обществе. Изучение трансформационных процессов репрезентации женского образа в российском кинематографе вызывает неизменный интерес на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории в процессе изучения таких учебных курсов как «История медиакультуры», «История медиаобразования», «Теория медиа и медиаобразования» и др. Как известно, в медиаобразовательной практике могут применяться разнообразные способы деятельности: дескриптивный (пересказ содержания медиапроизведений), классификационный (определение места медиатекста в историческом и социокультурном контексте), аналитический (анализ структуры медиатекста, его языка, авторской позиции), личностный (описание отношений, переживаний, чувств, воспоминаний, ассоциаций, вызванных медиатекстом), объяснительно-оценочный (формирование суждений о медиатексте, его достоинствах в соответствии с эстетическими, моральными и др. критериями) [Федоров, 2001, с. 65]. Использование этих способов позволяет в значительной мере разнообразить занятия, активизировать внимание студенческой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Челышева И. В., Левицкая А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение трансформационных процессов репрезентации женского образа в российском кинематографе в студенческой аудитории»

ИЗУЧЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА В РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ*

Челышева И.В. кандидат педагогических наук, доцент

Левицкая А. А., кандидат педагогических наук, доцент

The Study of Transformation Processes of Women Images' Representation in Russian Cinema in the Student Audience

Dr. Irina Chelysheva, Taganrog State Pedagogical Institute, Russia Dr. Anastasia Levitskaya, Taganrog Institute of Management and Economics

Abstract. The image of women in the work of media culture, as culture in general, is undergoing a major transformation associated with the historical, political, economic, socio-cultural and other changes in society. The study of transformation processes of representation of women's image in Russian cinema is continuing interest in media studies in the student audience in the process of studying such courses as «History of Media Culture", "History of Media Education», «Theories of Media and Media Education», etc.

Keywords: women image, representation, cinema, film, Russia, media education, media literacy, students, media educators.

В современных условиях экран становится самым доступным источником информации и средством развлечения, экранные искусства (кино, телевидение, видео, компьютерные технологии) завоевывают все большую популярность у аудитории. Экранные искусства объединяют в себе возможности многих традиционных искусств, позволяют человеку при помощи современной техники

перемещаться в пространстве и времени, играют важную социальную роль в культуре. Массовый характер дает возможность укрепить свое влияние на широкую публику, воспроизводя и распространяя эмоциональный смысл, а также объединяя аудиторию в своем настроении.

Еще одна черта экранной меди-акультуры - информативность, максимальная насыщенность опреде-

* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров», лот 5 - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук»; проект «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами», руководитель проекта - А.В.Федоров.

ленным содержанием. Например, киноискусство информативно по своей природе, оно получило большую популярность благодаря повествовательной способности, возможности «втягивать» зрителя в иной мир, рассказывая с экрана историю. Благодаря этому качеству, наряду с прочими медиа, кино обладает способностью генерировать и управлять зрительскими настроениями, однако эмоциональность и зрелищность информации кино говорит о специфике его воздействия на зрителя. Экранные искусства -важный фактор социализации, так как во многом через них происходит усвоение общепринятых норм поведения в обществе, формирование социальных и поведенческих стереотипов, системы ценностей.

Образ женщины всегда во все времена привлекал внимание писателей, поэтов, художников, композиторов. С появлением кинематографа «женская» тема также не утратила своей актуальности.

Образ женщины в произведениях медиакультуры, как и культуры в целом, претерпевает значительную трансформацию, связанную с историческими, политическими, экономическими, социокультурными и др. изменениями в обществе. Изучение трансформационных процессов репрезентации женского образа в российском кинематографе вызывает неизменный интерес на медиаобразова-тельных занятиях в студенческой аудитории в процессе изучения таких учебных курсов как «История медиакультуры», «История медиа-образования», «Теория медиа и медиаобразования» и др.

Как известно, в медиаобразова-тельной практике могут применяться разнообразные способы деятельности: дескриптивный (пересказ содержания медиапроизведе-ний), классификационный (определение места медиатекста в историческом и социокультурном контексте), аналитический (анализ структуры медиатекста, его языка, авторской позиции), личностный (описание отношений, переживаний, чувств, воспоминаний, ассоциаций, вызванных медиатекстом), объяснительно-оценочный (формирование суждений о медиатексте, его достоинствах в соответствии с эстетическими, моральными и др. критериями) [Федоров, 2001, с. 65]. Использование этих способов позволяет в значительной мере разнообразить занятия, активизировать внимание студенческой аудитории.

Например, в процессе изучения репрезентации женского образа в произведениях массовой ме-диакультуры студентам предлагаются фрагменты из кинофильмов разных жанров с последующим обсуждением. Интересной формой обсуждения может стать «круглый стол», где анализируется изображение образа женщин в фильмах разных жанров. Приведем фрагмент высказываний студентов на одном из таких «круглых столов», где студенты рассматривали образы женщин в отечественных фильмах комедийного жанра.

Диана Л. так охарактеризовала героинь фильмов Э. Рязанова: «Женские образы фильмов Э.Рязанова стали любимыми у миллионов российских зрителей. Вместе с сатирическим изображением их ха-

рактеров, Э. Рязанову удается удачно сочетать лирические и даже немного грустные черты, как, например, в фильме «Ирония судьбы, или с легким паром!». В этом фильме режиссеру удалось коснуться важной проблемы - одиночества многих российских женщин, их стремление обрести женское счастье».

Студент Василий Л. предложил характеристику женских образов в комедиях Л.Гайдая: «Их отличает жизнерадостность, вера в собственные силы, чувство юмора. Гайдай пробуждает симпатию зрителя даже к отрицательным женским персонажам. Многие фразы, сказанные героинями Гайдая, стали крылатыми. Мне кажется, что Л.Гайдай очень любит своих героинь...».

После окончания обсуждения на «круглом столе», студенты пришли к выводу что взаимоотношения мужчины и женщины претерпевают

значительные изменения, отображение которых накладывает отпечаток и на произведения киноискусства советского периода. В частности, студенты резонно заметили, что для кинематографа изучаемого периода характерно сексуальное и эмоциональное уравнивание партнеров, разрушение патриархальной семейной морали, ослабление поляризации мужских и женских социальных ролей, где инициатива, активность переходит к женщине. Отношения между мужчинами и женщинами становятся партнерскими.

С целью определения отношения аудитории к женщинам - героиням фильмов, кроме устного обсуждения, студентам может быть предложено составить характеристику главных героинь кинофильмов в виде таблицы (см. таблицу 1). Приведем пример выполнения данного задания студенткой Лилией В.:

Таблица 1. Характеристика героинь в аудиовизуальных медиатекстах (на примере фильмов Л.Гайдая)

№ Героини художественного фильма

Качества Зина Нина Эллочка Невеста

(к/ф «Иван (к/ф Людоедка (к/ф «Не

персонажей Васильевич «Кавказская (к/ф «12 может

меняет пленница») стульев») быть»)

профессию»

1 Нежная, мягкая +

2 Грубая, жесткая + + +

3 Интеллектуалка + +

4 Тупица + +

5 Боец + +

6 Растяпа +

7 Бунтарка + +

8 Конформистка + +

9 Романтичная + + + +

10 Циничная + + +

11 Заботливая мать, жена

12 Одиночка + +

13 Открытая +

14 Скрытная + + +

15 Дружелюбная + + +

16 Агрессивная, враждебная +

17 Самостоятельна я +

18 Иждивенка + + +

19 Прямая, простодушная +

20 Изворотливая, хитрая + + +

21 Активная, владеющая ситуацией + +

22 Пассивная + +

23 Волевая + +

24 Безвольная + +

25 Остроумная, ироничная, саркастичная + + + +

26 Верная +

27 Предательница + + +

28 Оптимистка + + + +

29 Пессимистка

30 Правдивая +

31 Лживая + + +

32 Добрая +

33 Злая + + +

34 Сильная + + + +

35 Слабая

36 Смелая Решительная + + + +

37 Трудолюбивая +

38 Ленивая + + +

39 Практичная + + +

40 Безалаберная +

41 Принципиальная + +

42 Беспринципная + +

№ Героини художественного фильма

Качества персонажей Зина Нина Эллочка Невеста

(к/ф «Иван Васильевич (к/ф «Кавказская Людоедка (к/ф «12 (к/ф «Не может

меняет профессию» пленница») стульев») быть»)

43 Целеустремленная + + +

44 Нецелеустремленная +

45 Зависимая + + +

46 Независимая +

47 Эмоциональная + + + +

48 Холодная

49 Кокетливая + + +

50 Строгая +

51 Сексуальная, чувственная + + +

52 Фригидная +

По результатам заполнения данной таблицы можно заключить, что студентке наиболее импонируют такие персонажи, как Нина из к/ ф «Кавказская пленница», которая наделена, по мнению автора, большим числом положительных качеств (добрая, независимая и т.д.). У Зины, героини к/ф «Иван Васильевич меняет профессию», наоборот, преобладают черты, характеризующие ее с отрицательной стороны (злая, кон-формистка и т.д.). Как можно заметить, в результате заполнения данной таблицы получается довольно развернутая характеристика героинь фильмов, которая не только отражает их основные черты, но также демонстрирует отношение студентов к этим персонажам.

В данном случае была представлена характеристика героинь фильмов одного режиссера. Но в процессе медиаобразовательных занятий возможен и другой вариант

заполнения таблицы (либо устного обсуждения), при котором сравниваются персонажи из одного фильма, сериала и т.д. В том и в другом случае при выполнении задания студенты должны обосновать ответ и аргументировать свою точку зрения по поводу выбранного персонажа. Таким образом, анализ подобных заданий, проведенный педагогом совместно со студентами, может дать возможность составить своеобразный «рейтинг популярности» той или иной героини фильма.

В процессе изучения репрезентации женского образа в российском кинематографе мы достаточно часто обращаемся к фильмам мелодраматического жанра. При обсуждении студентам могут быть предложены следующие проблемные вопросы:

- Какие, по вашему мнению, женские образы, показанные в советских мелодрамах, остаются наибо-

лее типичными для современной России?

- В чем заключаются главные идеи изображения женщины в сатирических фильмах?

Обсуждение этих вопросов может проходить в форме «мозгового штурма», дискуссий в минигруппах и т.д. Например, дискуссия может проходить в форме деловой игры «Предложи свой аргумент». Каждый студент должен предложить аргументы, подтверждающие или опровергающие высказанное мнение.

Приведем пример обсуждения вопроса: «Какие, по вашему мнению, женские образы, показанные в советских мелодрамах, остаются наиболее типичными для современной России?» (так как этот вопрос вызвал наибольший интерес у аудитории).

Среди главных идей, высказанных студенческой аудитории были предложены следующие:

- образ романтичной женщины, мечтающей о любви;

- образ деловой женщины, для которой, несмотря ни на что, главным в жизни остается карьера;

- образ самовлюбленной женщины, не способной на глубокие чувства;

- образ наивной, доброй и открытой женщины.

Аудитория делится на группы, каждая из которой выбирает для себя отдельный образ для обсуждения и последующей аргументации. Все аргументы, которые предлагаются членами группы, записываются. После окончания работы каждая группа высказывает свои аргументы «за» и «против» выбранного образа. К примеру на одном из занятий, студентами были

предложены следующие аргументы, касающиеся образа самовлюбленной женщины, не способной на глубокие чувства:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «в современной жизни такие женщины не редкость, так как для многих материальное благополучие и стабильность становится главным критерием для выбора жизненного пути»;

- «самовлюбленная женщина, пренебрегающая чувствами других людей, идет к своей, четко поставленной цели. Для многих современных женщин это становится образом жизни»;

- «многие современные женщины рассматривают мужчину как средство, не принимая во внимание его чувств и эмоций. Им, в сущности, все равно, кто находится рядом с ними»;

- «часто самовлюбленность возникает у женщины в связи с тем, что вступление в брак приводит к конфликту, связанному с невозможностью осуществления романтической мечты и установки на идеальные отношения, и, одновременно, с необходимостью приспосабливаться к реальной действительности, в которой женщина для того, чтобы прокормить свою семью, вынуждена работать наравне с мужчиной».

Еще одной интересной формой работы с фильмом может быть анализ образа главной героини фильма. К примеру такой анализ может проводиться с опорой на текстуальный анализ события/функции [Пропп, 1998, с.24-49].

Взяв за основу кинофильм В.Меньшова «Москва слезам не верит», Александр З. подготовил свой вариант анализа:

I. Один из членов семьи отлучается из дома (Героиня уезжает из общежития присмотреть за квартирой родственников).

II. К героине обращаются с запретом (Родственники просят никого не приводить в квартиру).

III. Запрет нарушается (Героиня с подругой приглашают гостей).

IV. Антагонист пытается произвести разведку (Главный герой пытается больше узнать о героине).

V. Антагонисту даются сведения о его жертве (С помощью подруги героини герой узнает о ней).

VI. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом (герой соблазняет героиню).

VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу (героиня думает, что герой женится на ней).

VIII. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб (героиня понимает, что она ждет ребенка).

VIII-a. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо (Подруга героини сообщает матери героя, что героиня ждет ребенка и говорит о бедственном положении героини).

IX. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его (все узнают о том, что героиня будет матерью, она обращается к герою с просьбой помочь ей.).

X. Искатель соглашается или решается на противодействие (герой отказывает героине) и т.д.

Кроме этого задания можно предложить студентам на материале фильмов мелодраматического жанра разных лет вывить, изменяются ли жанровые стереотипы женских и мужских образов в фильмах 1950-х и 1980-х годов.

Для этого студентам может быть предложено заполнение таблицы 2.

элементы медиатекста мелодрама 1950-х годов мелодрама 1980-х годов

фабула (сюжетная схема - цепь основных событий) история любви история любви

типичные ситуации (в том числе -кульминации, конфликты) измена, предательство, конфликты, романтические отношения измена, предательство, конфликты, романтические отношения

персонажи: а)мужские; б)женские а) герой труда б) работница а) герой б)красавица

возраст персонажей: а)мужских; б)женских а) 30-40 лет б) 30 лет а) 20-40 лет б) 20 лет

Таблица 2. Проявление жанровых стереотипов в фильмах советского периода

раса персонажей: а)мужских; б)женских а) европейская б) европейская а) европейская б) европейская

внешний вид, телосложение персонажей: а)мужских; б)женских а) мускулистый, физически развитый; б) опрятная а) мускулистый, физически развитый; б) стройная, ухоженная

профессия, уровень образования персонажей: а)мужских; б)женских а) рабочий (строитель, сварщик, шофер и т.д.), образование -среднее; б) рабочая (маляр, штукатур и т.д.) или служащая (учитель, врач и т.п.). Образование -среднее или высшее. а) рабочий (строитель, сварщик, шофер и т.д.) или служащий (инженер, мастер и т.д.) образование -среднее или высшее; б) рабочая (маляр, штукатур и т.д.) или служащая (учитель, врач и т.п.). Образование -среднее или высшее.

семья персонажей: а)мужских; б)женских а) чаще всего семьи нет б) чаще всего семьи нет а) чаще всего женат б) чаще всего замужем

социальный статус персонажей: а)мужских; б)женских а)рабочий или служащий; б) служащая а) служащий; б) служащая или домохозяйка

черты характера, темперамент персонажей: а)мужских б)женских а) мужественный, самостоятельный, волевой; б) строгая, добрая, моралистка. а) мужественный, самостоятельный, волевой; б) добрая, нежная, отзывчивая.

мимика, жесты персонажей: а)мужских б)женских а) мимика и жесты сдержаны; б) мимика выразительная, но сдержанная а) мимика и жесты не сдержаны; б) мимика выразительная

одежда персонажей: а)мужских б)женских а) рабочая одежда; б) одежда очень скромная, серых или коричневых тонов а) рабочая одежда или костюм; б) одежда всегда дорогая, отлично сидит

лексика, диалоги персонажей: а)мужских б)женских а) речь поставлена хорошо б) речь поставлена хорошо а) могут звучать резкие слова б) могут звучать резкие слова

элементы медиатекста мелодрама 1950-х годов мелодрама 1980-х годов

ценностные ориентации (идейные, рели-гииозные и др.) персонажей: а)мужских б)женских а) герой - имеет четкие ориентиры на победу социализма, справедливости, добра; б) главные ценности - победа социализма, любовь а) имеет четкие ориентиры на победу справедливости, добра; б) главная ценность - любовь

увлечения, хобби персонажей: а)мужских б)женских а) книги, классическая музыка б) книги, классическая музыка а) автомобили, охота б) легкая музыка

способы решения конфликтов, поступки персонажей: а)мужских б)женских а) насилие; поступки всегда продуманы б) личное обаяние; поступки продуманы а) насилие; поступки всегда продуманы б) личное обаяние; поступки часто импульсивны

завязка действия знакомство персонажей знакомство персонажей

развязка действия полная победа над врагами примирение после конфликтов

историческая обстановка могут быть использованы разные исторические эпохи могут быть использованы разные истории-ческие эпохи

бытовая обстановка у всех положительных героев быт налажен у всех положительных героев быт налажен

изобразительный стиль музыкальное сопровождение, монтаж музыкальное сопровождение, монтаж, спецэффекты

Важным компонентом анализа произведений массовой медиа-культуры становится определения психологических механизмов, привлекающих внимание зрителей. Одним из таких механизмов выступает механизм «эмоционального маятника», заключающийся в удержании внимания и интереса аудитории путем чередования положительных и отрицательных эмоций. Например, на одном из занятий (используя материал фильма

В.Меньшова «Москва слезам не верит»), мы предложили студентам раскрыть сущность механизма «эмоционального маятника».

Цель данного задания: показать студентам, что эмоциональное воздействие закономерно и естественно для произведений медиа-культуры, как и для любого вида массового искусства, использующего психофизиологический уровень влияния на аудиторию, основанный на апелляции к чувствам человека.

Любое искусство влияет на читателя, зрителя, слушателя не только интеллектуально, но и эмоционально. Важно, чтобы студенты поняли, что так называемое «сильное впечатление», порой получаемое ими, к примеру, от произведений массовой (популярной) культуры, зависит вовсе не от высоких художественных качеств, но и от умелого воздействия на чувственную сферу человека.

Выполнение данного задания проводилось по следующей схеме [Федоров, 2001]:

- коллективный просмотр кинофильма (фрагментов);

- выделение эпизодов, которые вызвали у аудитории положительные и отрицательные эмоции с целью определения степени эмоционального воздействия конкретного произведения;

- разбивка данного медиатекста на крупные сюжетные блоки с присвоением им соответствующих знаков: -(эпизод вызывает отрицательные эмоции страха, ужаса и т.д.); + (эпизод вызывает положительные - радостные, успокоительные эмоции) и = (эпизод эмоционально нейтрален).

В итоге выполнения задания аудитория (в результате апробации технологии, разработанной А.В.Федоровым в 1990-х годах) пришла к выводу, что произведения массовой медиакультуры, как правило, довольно легко разбиваются на кубики-блоки (которые иногда даже можно поменять местами, - без ущерба сюжету и смыслу произведения), скрепленные точно разработанным механизмом «эмоциональных перепадов». Важно, чтобы в процессе занятий студентам стало понятно, что благодаря такой эмоциональной «фор-

муле успеха» (включая компенсацию тех или иных недостающих в жизни чувств, счастливый конец, использование зрелищных жанров и т.д.) построены многие произведения массовой медиакультуры.

С неизменным интересом в студенческой аудитории проходят ме-диаобразовательные занятия, в которые включены игровые элементы. Например, участие в ролевой игре «Кастинг» предполагает выбор претенденток на женскую роль в фильме («директора крупного предприятия», «светской львицы», «колхозницы», «роковой» женщины и т.д.). Для участия в «ка-стинге» каждая из претенденток должна подготовить небольшой театрализованный этюд, продемонстрировав характерные черты искомого персонажа.

Другой вариант этой игры может проводиться в минигруппах. Варианты выполнения групповых этюдов могут быть следующими:

- театрализованный этюд на тему интервью (или «пресс-конференции») с героинями медиатекста;

- театрализованный этюд на тему «международной встречи медиакри-тиков», которые обсуждают различные аспекты, связанные с характерами героинь медиатекстов т.д.;

- «юридический» ролевой этюд, включающий процесс «расследования» преступлений главной отрицательной героини медиатекста;

- актерские этюды: студенты получают задания сыграть роли, близкие к сюжету фильма, привлекая главную героиню фильма (из числа претенденток на исполнение роли).

Каждая группа может подготовить и осуществить на практике свой

«игровой проект», который записывается на видеопленку. Педагог здесь выступает в роли консультанта. Результаты работы каждой микрогруппы обсуждаются и сравниваются. При этом студенты размышляют над тем, как они сами поступили бы в той или иной ситуации и почему

Опыт проведения такого рода заданий показывает, что они способствуют раскрепощенности, общительности аудитории, делают речь студентов более свободной, активизируют импровизационные способности, позволяют лучше проникнуть в суть происходящих на экране событий фильма, а значит, способствуют пониманию внутрен-

них переживаний, эмоций, мотивов поведения главных героинь изучаемых фильмов того или иного исторического периода.

Литература Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с.

References Fedorov A.V. (2001). Media Education: History, Theory and Methods. Rostov: CVVR, 708 p.

Propp, V.Y. (1998). The Morphology of the Fairy Tale. The Historical Roots of the Fairy Tale. Moscow: Labyrinth, 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.