Научная статья на тему 'Изучение суффиксального способа образования имен прилагательных (из опыта работы)'

Изучение суффиксального способа образования имен прилагательных (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
964
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Эльдарова Заира Петровна

Изложена система работы над образованием имен прилагательных при помощи суффиксов -ическ-, -ческ-, -ескна занятиях по практическому курсу русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение суффиксального способа образования имен прилагательных (из опыта работы)»

Психолого-педагогические науки •••

слов с разными значениями. Составьте с ними предложения.

Примирять врагов - примерять платье, предавать друзей - придавать нарядный вид, преступить закон - приступить к работе, призреть немощного - презреть противника, новый приемник - стать преемником. Словарные диктанты 1. Прибежать первым, примчаться на скорой помощи, прескучный рассказ, приседать на колени, приуса-

121

дебный участок, придвинуть креслокачалку, пренеприятное событие, прибрать в комнате, принять клятву, приблизиться к берегу моря.

2. Вспомнить о герое, разработать план, рассмотреть заявление, ранний рассвет, восстановить город, расцвели незабудки; преодолеть препятствие, прицепить вагоны, прибить гвозди, преобразовать мир, прекрасная зона.

Примечания

1. Шанский Н.М. Разбор слова по составу // Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе. Пособие для учителя // Сост. Т. А. Злобина. М. : Просвещение, 1974. С. 72-84.

УДК 378.02:372.8

Статья поступила в редакцию 11.10.2009 г.

ИЗУЧЕНИЕ СУФФИКСАЛЬНОГО СПОСОБА ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

(из опыта работы)

© 2009 Эльдарова З.П.

Дагестанский государственный педагогический университет

Изложена система работы над образованием имен прилагательных при помощи суффиксов -ическ-, -ческ-, -еск- на занятиях по практическому курсу русского языка.

The author of the article describes the system of the work on the adjective formation with the -ическ-, -ческ-, -еск-suffixes at the lessons of Russian practical course.

Ключевые слова: суффиксальный способ, имя прилагательное, словообразование, производящая основа, мотивация.

Keywords: suffixal method, adjective, word formation, productive stem, motivation.

Связь словообразования с грамматикой ярче всего проявляется в соотношении словообразовательных моделей с частями речи в русском языке. Каждая знаменательная часть речи характеризуется своими словообразовательными типами и моделями. Связь словообразования с лексикой заключается в том, что производные слова составляют целую систему языковых единиц, входящих в общую систему языка. Словообразовательные типы по существу служат структурной базой лексики.

Словообразовательные модели в ряде случаев оказываются связанными с определенными лексикосемантическими разрядами слов. Широкие словообразовательные связи имеют, например, имена прилагательные с суффиксами -н-, -ск- и их вариантами [5. С. 157-159].

При изучении прилагательных обращаем внимание на образования с суффиксами -ическ-, -ческ-, -еск-. С этой целью выполняем единственное упражнение 17 [10. С. 60], которое предоставляет большой материал

122

Известия ДГПУ, №4, 2009

для работы и над лексикой, и над грамматикой.

Упражнение содержит 33 слова: хищник, этика, юрист, эпизод, хирургия, старость, аллергия, ирония начальник, атлет, биография, товарищ, друг, пчеловод, гигиена, романтика, отец, акробат, полевод, проза, академия, юморист, земледелец, герой, крепостник, география, купец, ребята, человек, история, младенец, автомат, металлургия.

Задание к упражнению - образовать прилагательные и составить с ними словосочетания - достаточно сложное: охватывает почти все случаи образования прилагательных с данными суффиксами, описанные в научной грамматике. Выполнив первое задание, студент должен обосновать свой ответ, от какой мотивирующей основы и при помощи какого суффикса образовалось производное прилагательное, какие морфонологические изменения произошли в составе слова на стыке морфем. Упражнение, таким образом, выполняется не механически или «общими силами», а осознанно, с опорой на закономерности образования производных слов. Сначала предлагаем студентам выписать имена существительные с конечными в основе -д-т, -н, -й. Образование прилагательных от них не представляет трудностей: эти прилагательные образовались простым присоединением суффикса -ическ- к производящей основе: эпизод - эпизод'ический; атлет -атлет'ический; акробат -

акробат'ический, автомат -автомат'ический, юморист -юморист'ический, герой - героический, гигиена - гигиен'ический. Отмечаем чередование согласных, парных по твердости-мягкости. Такое чередование является самым продуктивным и самым распространенным в русском языке [4. С. 83].

Морф -ческ(ий) используется главным образом в прилагательных, мотивированных сложными существительными с глагольным компонентом

-вод, -вед во второй части: пчеловод - пчеловод-ческий, полевод - поле-вод-ческий, языковед - языковедческий. Прежде чем приступить к работе над образованием прилагательных с различными звуковыми изменениями на морфемном шве, сообщаем студентам, что по законам русского языка на границе морфем не все сочетания звуков допустимы. При образовании производного слова происходит взаимоприспособление соединяющихся морфов.

В своем классическом труде по словообразованию Е. А. Земская пишет, что на границе морфем (морфемном шве) может происходить четыре вида явлений: 1) чередование фонем (конец одного морфа изменяется, приспосабливаясь к началу другого); 2) интерфиксация -между двумя морфами вставляется незначимый (асемантический) элемент - интерфикс; 3) наложение (или интерференция) морфов - конец одного морфа объединяется с началом другого; 4) усечение производящей основы - конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово [4. С. 78].

Далее из текста выписываем группу слов с конечной основой на заднеязычный -к и образуем от них прилагательные при помощи суффикса -еск-: хищник, этика, начальник, крепостник, человек, историк, романтика.

Выполнение этого задания является для студентов в определенной степени сложным. Ученые-методисты также указывают на трудности, возникающие при изучении состава слов: одни трудности связаны с тем, что в результате чередования или других звуковых изменений значимые части слова (приставки, корни, суффиксы) образуют варианты (алломорфы); другие трудности обусловлены тем, что в современном русском языке наблюдаются многочисленные случаи, когда одно и то же слово по своей словообразовательной структуре соотносится одно-

Психолого-педагогические науки •••

временно с несколькими однокоренными словами, например: акробатический - акробат и акробатика.

В школе, как правило, отмечается лишь факт чередования без указания на морфему. Под влиянием школьных знаний у студентов создается ложное представление о том, что чередование характерно только для корня слова [11. С. 94]. Студенты просто-напросто не видят в конце производящей основы суффикса (хищн-ик - хищн-ич-еск(ий). Поэтому при работе над этой группой слов предлагаем образец словообразовательной модели, указываем на чередование в корне или суффиксе; в соответствии с образцом обучающиеся успешно выполняют задание самостоятельно, к тому же данные слова относятся к одному словообразовательному типу: хищник - хищнический, этика - этич-еский, начальник - начальнич-еский, крепостник - кре-постнич-еский, человек - человеческий, историк - историч-еский, романтика - романтич-еский.

Морф -еск- прибавляется также к словам с конечными согласными основы -г, х, т, ц, щ: друг - дружеский, монах - монашеский, отец - отеческий, купец - купеческий, ребята -ребяческий, товарищ - товарищеский. В словах младенец, земледелец выпадает беглый гласный перед ч: младенческий, земледельческий. Напоминаем студентам, что чередование заднеязычных г, к, х с шипящими - второй по распространенности вид чередований в русском словообразовании. Наконец, образуем прилагательные от существительных на -ия. На этом этапе также большую помощь может оказать образец выполнения: при образовании прилагательных данного типа происходит усечение мотивирующей основы -конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово: хирургия - хирург-ический, аллергия - аллерг-ический, биография -биограф-ический, академия - ака-дем-ический, география - географ-

123

ический, ирония - ирон-ический, металлургия - металлург-ический. Таким образом, образуя прилагательные с -ическ-, -ческ-, -еск-, студенты отмечают звуковые изменения в основе слова: чередование согласных в корне или суффиксе (этика - этический), усечение основы (ирония -иронический, старость - старческий), нерегулярные образования (юрист -юридический), появление интерфиксов (проза - прозаический). А. Н. Тихонов называет эти строевые элементы (интерфиксы) структемы, служащие для связи производящей основы и словообразующих аффиксов, но не имеющие ни словообразовательного, ни грамматического значения. Структемы применяются в тех случаях, когда соединение словообразовательных морфем с корнем или основой по каким-либо (чаще морфонологическим) причинам невозможно [8. С. 83-88]. Структемы широко используются в прилагательных, образованных от топонимов: Махачкала - махачкалин-ский, Бабаюрт -бабаюртов-ский и др.

В полученных прилагательных расставляем ударение, опираясь на правила:

1. В прилагательных на -ический

ударение стоит на элементе -ич, независимо от ударения в мотивирующем слове: эколо'гия - эколо-

гический, э'тика - эти'ческий.

2. В прилагательных с морфемой -еск- ударение обычно сохраняется на том же слоге, что и в мотивирующем слове: хи'щник - хищнический [3. С. 194].

Для выполнения второго задания упражнения - составить словосочетания с образованными прилагательными - знакомим студентов с понятием множественной мотивации. Обычно производное слово имеет одну производящую основу (эпизод -эпизодический, этика - этический). Однако в современном русском языке есть группы производных слов, которые могут быть мотивированы несколькими производящими осно-

124

Известия ДГПУ, №4, 2009

вами. Например, прилагательное атлетический образовано от существительного атлет при помощи суффикса -ическ- и означает «такой, как у атлета; атлетическая фигура, сила, ловкость»; прилагательное атлетический может быть образовано и от слова атлетика со значением «относящийся к атлетике; атлетические упражнения и др.». Таким образом, прилагательное атлетический -двоякомотивированное производное слово. Значит, при составлении словосочетаний следует проводить анализ таких двумотивированных слов с установлением различий в их членении на морфемы, в разных способах образования и изменении оттенков значения, тем более что в школьном курсе русского языка множественная мотивация не рассматривается. Между тем множественность аффиксального образования знаменательных частей речи занимает значительное место в языке. Многие ученые отмечают, что полимотивированные образования - объективная реальность, активно проявляющаяся в языке [2. С. 30-35].

Подсчитано, что в Обратном словаре русского языка представлено 727 прилагательных на -ическ-. Они делятся на две группы. В первую входят слова, имеющие одну мотивирующую основу (диалог - диалогический, ирония - иронический); вторую группу (их несколько подгрупп) составляют слова (165 единиц), имеющие две мотивирующие основы [1. С. 84-95].

В тексте нашего упражнения представлены двумотивированные прилагательные: акробатический, атлетический, автоматический, хищнический, земледельческий, а также: хирургический, аллергический, биографический, географический, исторический, металлургический. Семантически такие прилагательные одновременно мотивируются не только существительными со значением лица, но и соотносительными существительными, обозначающими свой-

ство, профессию, род деятельности ... (геологический - геолог и геология) ... [3. С. 189].

Значение суффикса станет более ясным, если сопоставить его со значением ранее изученного суффикса -н- в таких, например, прилагательных, как практический (деятельность, занятия, знания) и практичный (1. Деловитый, умеющий разбираться в жизненных делах. Практичный человек. 2. Удобный, пригодный в дело, экономный. Практичный способ).

При выполнении нашего упражнения можно сопоставить следующие прилагательные, пользуясь Словарем-справочником [9]: гигиеничный и гигиенический, человечный и человеческий, хищный и хищнический.

Для самостоятельной работы предлагаются упражнения:

1. Выясните в словарях значения терминов, образуйте от них прилагательные, объясните способ образования.

Акцентология, терминология, орфоэпия, орфография, фонетика, лексика, стилистика, лингвистика, филология.

2. Спишите, укажите мотивирующую основу и суффикс. Какие морфонологические изменения произошли в прилагательном?

Фразеологический, синонимический, грамматический, схематический, языковедческий, эпический, космический, прозаический, физический.

3. Составьте словосочетания, используя слова из скобок. Обратите внимание, как суффикс меняет значения прилагательных.

Гуманистический, гуманный (общество, человек, педагог, принципы, профессия, убеждения, книга, закон, культура, идеалы); логический, логичный (вывод, ответ, закон, человек, вопрос, суждения, ошибка, шаг, конец, мышление); эстетический, эстетичный (вкус, вид, наука, подход, учение, внешность, наслаждение, картина, оформление).

Психолого-педагогические науки

• ••

125

Таким образом, изучение словообразования прилагательных углубляет знания студентов о способах образования слов, расширяет их словарный запас, совершенствует

умения словообразовательного и морфемного анализа, способствует закреплению орфоэпических и орфографических навыков.

Примечания

1. Актуальные проблемы русского словообразования. Ученые записки / Под ред. А. Н. Тихонова. Т.143. Ташкент, 1975. С. 84-95. 2. Вознюк Л.В. Изучение множественной мотивации в школе // РЯШ. 1990. №5. С. 30-35. 3. Грамматика современного русского литературного языка. М.: Наука, 1970. С. 189, 194. 4. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973. С. 78, 83. 5. Методика преподавания русского языка иностранцам / Под ред. чл.-корр. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Изд-во МГУ, 1967. С. 157-159. 6. Обратный словарь русского языка. М. : Советская энциклопедия, 1974. 7. Современный русский литературный язык / Под ред. Н. М. Шанского. Л. : Просвещение, Ленингр. отделение, 1981. 8. Тихонов А.Н. Множественность словообразовательной структуры слова в русском языке // РЯШ. 1970. №3. С. 83-88. 9. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. Словарь-справочник / Сост. Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. М. : Советская энциклопедия, 1968. 10. Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык. Практическое пособие. М., 1996. С. 60. 11. Шепель Ю.А. О некоторых трудных случаях изучения состава слова в системе вузовского преподавания русского языка // РЯШ. 1988. №1. С. 94-97.

Статья поступила в редакцию 28.10.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.