групп учреждения.
Таким образом, основная задача образовательного учреждения - это развитие личности будущего специалиста и главное формирование его творческих способностей, которые позволят ему занять достойное место в образовательной среде.
Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для этого нужно формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; развитие познавательной, исследовательской и творческой деятельности; воспитание интереса к участию в творческой деятельности [1].
Формирование творческих способностей должно происходить на учебной и внеучебной деятельности. В основе учебной исследовательской деятельности лежит самостоятельная деятельность студентов по решению проблемных задач занятия, поставленных перед студентом. Развитие творческих способностей в учебной деятельности предусматривает использование на занятиях специальных педагогических заданий, предполагающих применение полученных знаний, но требующих самостоятельного освоения некоторых моментов. В отличие от учебной, внеучебная творческая деятельность не предполагает освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у будущего специалиста самореализации, воплощению его собственных идей.
Основу внеучебной деятельности, направленной на развитие творческих способностей, должна составлять самостоятельная научно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательская деятельность студентов предполагает решение студентом научно-исследовательских задач, которые личностно значимы для студента и при этом способствуют формированию новых знаний [1].
У студентов педагогического профиля, основная нагрузка на педагогические науки формирование творческих способностей должна приходиться на междисциплинарные и профессиональные курсы. Для правильного формирования творческих способностей у студентов нужны творческие задания, при выполнении которых закрепляются полученные навыки.
Успешно выполненные творческие задания необходимо демонстрировать на различных научных конференция. Такая демонстрация формирует ответственное отношение к данному виду деятельности, а также способствует формированию интереса к педагогическому творчеству у студентов младших курсов.
Список использованной литературы: 1. Сайдаматов Ф. Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 374-375.
© Исаева В.А., Нуреева М.А., Трутанова А.В., Хамидулин А.М., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ,
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мукимов Ваниль Рафкатович канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ,
г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ОБЛАДАЮЩИХ ФУНКЦИЯМИ ОПИСАНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ И ПРЕДСКАЗАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ
ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ
Аннотация
Рассмотрена дидактическая возможность изучения учащимися высшей профессиональной школы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_
математических моделей физических объектов, процессов и явлений, обладающих функциями описания, объяснения и предсказания.
Ключевые слова
Физический объект, процесс или явление, математическая модель
Ставя и решая учебные физические задачи с помощью метода информационного моделирования объектов, процессов и явлений [1], успешно сдав единый государственный экзамен по физике и поступив на естественно - математические, технические или технологические факультеты высших учебных заведений, выпускники средних общеобразовательных учебных заведений хорошо знают о том, что впервые математизацию в физике осуществил выдающийся английский ученый Исаак Ньютон (1643, Вулстроп -1727, Лондон) после написания им гениального научного труда «Математические начала натуральной философии» [2] и создания дифференциального и интегрального исчисления - первых разделов высшей математики.
Лекционные, практические и лабораторные занятия преподавателей - исследователей высшей школы по естественно - математическим дисциплинам ориентируют первокурсников высших учебных заведений на изучение классических трудов основоположников современной науки, содержащих освещение теоретических, методологических и методических вопросов математики, физики и их междисциплинарной связи.
Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные студенты высшей профессиональной школы к концу первого курса собственного обучения проявляют познавательный интерес к построению математических моделей физических объектов, процессов и явлений, обладающих функциями описания, объяснения и предсказания.
В этой связи мы на лекционных, практических и лабораторных занятиях по оптике со студентами второго курса высшей школы изучаем и обсуждаем на основе дидактических принципов историчности [3], научности [4] и системности [5] тему «Дифракция света от круглого диска».
В марте 1819 года Парижская академия наук объявила конкурс на премию по физике для представления общего исследования явлений преломления света перед комиссией в составе Пьера Симона Лапласа (1749, Бомон-ан-Ож - 1827, Париж), Жана-Батиста Био (1774, Париж - 1862, Париж), Жозефа-Луи Гей-Люссака (1778, Сен-Леонар-де-Нобла - 1850, Париж), Симеона Дени Пуассона (1781, Питивье - 1840, Ско) и Доминика-Франсуа Араго (1786, Эстажель - 1863, Париж), являющихся сторонниками корпускулярной и противниками волновой теории света.
Из принципов выставленной на конкурс работы по волновой оптике Огюстена Жана Френеля (1788, Брольи - 1827, Виль дАврэ) по математическому моделированию С.Д.Пуассоном выделенного физического явления следовал странный результат: Если на пути световых лучей, исходящих из светящейся точки, поместить небольшой темный диск, то в центре тени, отбрасываемой этим диском, должно находиться светлое пятно! Этот вывод, по мнению членов конкурсной комиссии Парижской академии наук, противоречил всем экспериментальным данным оптики.
Молодой член конкурсной комиссии Д.Ф.Араго предпринял экспериментальную проверку фрагмента волновой теории дифракции света О.Ж.Френеля и оказалось, что предсказанное математической моделью дифракции святое пятно есть в действительности.
Достоверная теория дифракции света принесла победу О.Ж.Френелю победу на академическом конкурсе и всеобщее признание научной общественности волновой теории света.
Дидактический опыт показывает, построение и обсуждение ученым - преподавателем физики математических моделей объектов, процессов и явлений природы и технологий приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов студентов высшей школы.
Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, служит положение о том, что изучение обладающих описательной, объяснительной и предсказательной функциями
математических моделей физических объектов, процессов и явлений приводит к повышению качества образования студентов высшей школы.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
2. Newtoni I. Philosophiae naturalis principia mathematica. - Londoni: Jussu Societatis Regiae ac Typis Josephi Streater, 1687. - 510 p.
3. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
4. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
5. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и химического познания химической действительности // Башкирский химический журнал. -2008. - Т. 15. - № 3. - С. 133 - 136.
© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Набиуллина Индира Римовна студент физматфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ТОЧНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделены элементы дидактики и методики изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы системы точных измерений, являющихся основой экспериментальной физики.
Ключевые слова
Система физических измерений, единица измерения физической величины.
Основные естественно - математические учебные и научные дисциплины - физика и химия получают данные и результаты собственных исследований посредством измерения соответствующих величин с помощью эксперимента [1].
В этой связи старшеклассники средней общеобразовательной школы под руководством учителей физики и химии [2] периодически напоминают себе нижеследующие определения методологического характера.
Измерение — это совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой всеми участниками за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений).
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) - это метод исследования некоторого объекта,