патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.
Например, на уроках литературы, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали, можно несколько минут урока посвящать чтению трудов Д.С. Лихачева и С.Л. Соловейчика, которые могут помочь нравственному формированию личности школьника, преодолению ксенофобии и воспитанию толерантности. Другим примером может служить сопоставительный анализ пословиц и поговорок одной тематики на уроках русского языка, который позволяет увидеть единство нравственных ориентиров представителей разных народов, что также способствует преодолению ксенофобии.
Как показывает опыт, наличие правового образования само по себе не может решить проблему формирования толерантного поведения. Необходимы методы систематического обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, воспитанию терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами. Эти проблемы невозможно решить курсами теоретических знаний, разовыми акциями и мероприятиями. Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от каждого урока, от личности учителя, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом. Умение понимать и принимать различия, мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от умения общаться, строить отношения не только с родными, близкими, но и с непохожими и непонятными людьми. Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, воспитывать его в духе терпимости и любви к людям. А педагогическое общение учителя и ученика должно сводиться к таким принципам обучения, которые создают условия для формирования у учащихся толерантного поведения. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/12127578/
2. Апанасюк Л.А. Ксенофобия в молодежной среде: социокультурный подход: монография / Апанасюк Л.А.
- Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - 182 с.
3. Апанасюк Л.А. Теоретико-методологическое обоснование социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде / Л.А. Апанасюк // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 117. №1. - С. 161-165.
4. Апанасюк Л.А. Алгоритм подготовки студентов-мигрантов к межкультурной коммуникации при преодолении ксенофобии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 2 (24).
- С. 383-388.
5. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - № 2. - С. 5-10.
© Изотикова И.Г., 2016
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Акитарова Татьяна Сергеевна Преподаватель английского языка НМК, г. Нефтекамск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН НА ЗАНЯТИХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ФИЗИКЕ
Аннотация
Спроектирована и реализована дидактическая возможность междисциплинарного изучения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
физических величин на занятиях по английскому языку и физике в машиностроительном колледже.
Ключевые слова
Физическая величина, английский язык, междисциплинарное изучение.
Практика свидетельствует о том, что в настоящее время в научном и техническом сообществе мирового масштаба основными источниками достоверной и объемной теоретической и прикладной информации о природной и технической действительности считаются англоязычные научно-технические журналы, отчеты и монографии.
Очевидно, что исходя из этого, дидактика современной средней специальной школы выделяет необходимость изучения подрастающим поколением научных терминов физики английского происхождения на занятиях проектируемых и реализуемых в выделенных учебных заведениях.
Дидактический опыт показывает, что студенты старших курсов машиностроительного колледжа, отлично освоившие общекультурные естественно-математические дисциплины [1] и проявившие познавательный интерес к изучению английского языка [2], могут составить по просьбе преподавателей нижеследующую относительно физических величин дидактическую таблицу:
Таблица
Английская буква Языковое и физическое содержание термина
R [a:] Радиус-вектор: на основе английского radius - радиус r
V [vi:] Скорость точки: на основе английского velocity-скорость v
A [ei] Ускорение: на основе английского acceleration-ускорение a
N [en] Частота: на основе английского number - количество n
F [ef] Сила: на основе английского force - сила F
P [pi:] Импульс: на основе английского product-произведение mv
G [d3i:] Гравитационная пост.: на основе английского gravitational
E [i:] Энергия: на основе английского energy - энергия Е
H [eitj] Напор: на основе английского head - напор h
I [ai] Момент инерции: на основе английского inertia - инерция
M [em] Момент силы: на основе английского moment - момент
W [dablju:] Работа: на основе английского work - работа силы w
Прочному установлению и дальнейшему развитию междисциплинарных связей, основательному изучению физических величин и законов в средней специальной школе способствуют современные формулировки трех законов Ньютона на английском и русском языках, осваиваемые учащимися начального отделения Нефтекамского машиностроительного колледжа на занятиях английского языка и физики на уровне учебной деятельности, в нижеследующей последовательности:
Newton's first law of motion:
When viewed in an inertial reference frame, an object either remains at rest or continues to move at a constant velocity, unless acted upon by an external force.
Newton's second law of motion:
The vector sum of the external forces F on an object is equal to the mass m of that object multiplied by the acceleration vector a of the object: F = ma.
Newton's third law:
When one body exerts a force on a second body, the second body simultaneously exerts a force equal in magnitude and opposite in direction on the first body.
Первый закон Ньютона:
Существует инерциальная система отсчёта, относительно которой тело, когда на него не действует внешняя сила, остается в состоянии покоя или продолжает двигаться с постоянной скоростью прямолинейно.
Второй закон Ньютона:
Векторная сумма внешних сил Е, действующих на тело, равна произведению его массы т и вектора ускорения а тела: Е = та.
Третий закон Ньютона:
Когда тело действует силой на другое тело, второе тело действует на первое тело силой, равной по величине и направленной противоположно.
Аналогично можно изучать со студентами машиностроительного колледжа, законы, открытые М.Фарадеем, Дж.К.Максвеллом и Э.Резерфордом.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что изучение на занятиях английского языка текстового материала по физике способствует повышению уровня интеллектуального потенциала студентов машиностроительного колледжа.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф., Костюкевич Ю.В. Междисциплинарное изучение студентами высшей школы законов основоположника классической механики И.Ньютона // Нефтегазовое дело. - 2015. - № 4. - С. 564 - 577.
© Каримов М.Ф., Акитарова Т.С.2016
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мурзакова Венера Флюровна Преподаватель английского языка НМК, г. Нефтекамск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН НА ЗАНЯТИХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕМАТИКЕ
Аннотация
Выделена дидактическая возможность проектирования и реализации междисциплинарного изучения математических величин на занятиях по английскому языку и математике в машиностроительном колледже.
Ключевые слова
Математическая величина, английский язык, междисциплинарное изучение.
Последние два века выделили востребованную временем необходимость освоения на международном уровне английских научных терминов, определяющих и описывающих основы и особенности научно -технического прогресса в экономически развитых странах, в системе непрерывного образования учащейся молодежи.
При изучении в средних учебных заведениях естественно - математических дисциплин [1] творчески целеустремленные, интеллектуально активные, научно компетентные учащиеся и студенты задаются познавательным вопросом о происхождении научных терминов и иногда за этим обращаются учителям и преподавателям соответствующих учебных предметов.
Студенты старших курсов машиностроительного колледжа, отлично освоившие общекультурные дисциплины «Информатика», «Математика», «Информационные технологии» [2] и проявившие