Научная статья на тему 'Изучение способов физической реабилитации при ДЦП (обзор литературы)'

Изучение способов физической реабилитации при ДЦП (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1696
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ГИПОКИНЕЗИЯ / АНОМАЛИИ КОСТНОМЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ / НАРУШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ИГРОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS / PHYSICAL REHABILITATION / HYPOKINESIA / ABNORMALITIES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM / MOTOR ACTIVITY DISORDERS / GAME ELEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьева Нина Алексеевна, Гросс Нина Александровна, Морозов Вадим Николаевич, Пономарева Анна Геннадиевна, Кривощапов Михаил Вячеславович

В обзоре литературы представлены данные по изучению психоэмоционального и физического состояния у детей с ДЦП, которое обуславливает у них гипокинезию, нарушение функций движения, речи и развитие заболеваний. Первые признаки развития патологии появляются с первых дней жизни ребенка на уровне нарушения двигательной активности, вегетативного равновесия, что коррелирует у них с частотой развития аномалий костно-мышечной системы, включая зубочелюстную. Обосновывается необходимость физической реабилитации при ДЦП путем развития навыков спортивных и игровых элементов в реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьева Нина Алексеевна, Гросс Нина Александровна, Морозов Вадим Николаевич, Пономарева Анна Геннадиевна, Кривощапов Михаил Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF METHODS OF PHYSICAL REHABILITATION IN CEREBRAL PALSY (LITERATURE REVIEW)

The literature review presents data on the study of psycho-emotional and physical condition in children with ICP, which causes them hypokinesia, impaired function of movement, speech and development of diseases. The first signs of development of pathology appear from the first days of the child’s life, at the level of violation of motor activity, vegetative balance, which correlates with the frequency of development of anomalies of the musculoskeletal system, including dentition. The necessity of physical rehabilitation for children with ICP by developing the skills of sports, games elements in rehabilitation

Текст научной работы на тему «Изучение способов физической реабилитации при ДЦП (обзор литературы)»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ДЦП

(обзор литературы)

Н.А. ВОРОБЬЕВА, Н.А. ГРОСС, В.Н. МОРОЗОВ,

ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; А.Г. ПОНОМАРЕВА, М.В. КРИВОЩАПОВ, НИМСИ МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, г. Москва;

А.Д. ЖУРБИНА, МГТУ ГА, г. Москва

Аннотация

В обзоре литературы представлены данные по изучению психоэмоционального и физического состояния у детей с ДЦП, которое обуславливает у них гипокинезию, нарушение функций движения, речи и развитие заболеваний. Первые признаки развития патологии появляются с первых дней жизни ребенка на уровне нарушения двигательной активности, вегетативного равновесия, что коррелирует у них с частотой развития аномалий костно-мышечной системы, включая зубочелюстную. Обосновывается необходимость физической реабилитации при ДЦП путем развития навыков спортивных и игровых элементов в реабилитации.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, физическая реабилитация, гипокинезия, аномалии костно-мышечной системы, нарушение двигательной активности, игровые элементы.

THE STUDY OF METHODS OF PHYSICAL REHABILITATION IN CEREBRAL PALSY

(literature review)

N.A. VOROBYOVA, N.A. GROSS, V.N. М0R0Z0V,

FSBIFSC VNIIFK; A.G. PONOMARYOVA, M.V. KRIVOSHCHAPOV, SRMDIMSMDU named after A.I. Evdokimov, Moscow;

A.D. ZHURBINA, MSTU CA, Moscow

Abstract

The literature review presents data on the study of psycho-emotional and physical condition in children with ICP, which causes them hypokinesia, impaired function of movement, speech and development of diseases. The first signs of development of pathology appear from the first days of the child's life, at the level of violation of motor activity, vegetative balance, which correlates with the frequency of development of anomalies of the musculoskeletal system, including dentition. The necessity of physical rehabilitation for children with ICP by developing the skills of sports, games elements in rehabilitation

Keywords: infantile cerebral paralysis, physical rehabilitation, hypokinesia, abnormalities of the musculoskeletal system,

motor activity disorders, game elements.

Введение

Детский церебральный паралич (ДЦП) это наиболее частая причина тяжелых двигательных нарушений и формирования спастичности в детском возрасте. ДЦП является следствием органического поражения ЦНС и характеризуется аномальным распределением мышечного

тонуса, нарушением акта глотания и речи, нарушением координации движений, системы антигравитации, наличием многих патологических рефлексов, синкинезий, т.е. симптомокомплексом, значительно снижающих качество жизни детей [33]. Наблюдаются расстройства чувст-

С*)

вительности, когнитивные и коммуникативные дисфункции, нарушения речи и развития, симптоматическая эпилепсия [2, 32, 36, 38]. Распространенность ДЦП в России составляет 3-9 случаев на 1000 детей. В европейских странах распространенность ДЦП составляет 4-5 случаев на 1000 детей и имеет тенденцию к увеличению [1, 35].

Рост заболеваемости ДЦП отмечается особенно в экологически неблагоприятных районах. Загрязнение окружающей среды веществами промышленного производства нарушает нормальный эмбриогенез. Пыль и сажа; тяжелые металлы (органическая ртуть, свинец, кадмий, никель, хром); продукты химического производства (красители, формальдегид, резинотехнические изделия и т.д.); оксиды углерода, серы, азота и сероводорода; фтор и фтористые соединения обладают влиянием на формирование врожденных пороков развития [14, 34]. Возникновение ДЦП происходит из-за поражения участка головного мозга, который отвечает за мышечную активность. Причиной возникновения заболевания может быть нарушение развития мозга, а также травма до, во время, или после родов, инфекционные заболевания и интоксикация матери [19, 27]. Для врожденных пороков развития ЦНС характерна множественность и сочетанность функциональных расстройств. Челюстно-лицевая область становится неотъемлемой частью синдромов ДЦП и развития стоматологических заболеваний [7, 14].

ДЦП - заболевание психоневрологического профиля, характеризуется тканевой гипоксией и вегетативной дис-регуляцией, которые выражаются частыми нарушениями соматического здоровья (острыми респираторными заболеваниями, анемией), вызывающими отклонения физического развития в виде дефицита массы, низкой длины тела и их сочетаний) [8, 19].

Сниженный двигательный режим неблагоприятно сказывается на состоянии гемодинамики, тормозит ее развитие, способствует снижению функционирования адаптационно-приспособительных механизмов. Комплекс нарушений здоровья у детей раннего возраста со спастическими формами ДЦП включает и высокую распространенность стоматологических заболеваний у этих детей, обусловленную наличием основного заболевания, при котором важные для человека функции (движение, психика, речь) нарушены [7, 8, 14]. Поэтому необходима комплексная профилактика и реабилитация по восстановлению жизнедеятельности с использованием тренажеров, гимнастики и игровых элементов двигательной активности детей с ДЦП. Нарушение осанки, патологии развития позвоночного столба провоцируют развитие зу-бочелюстных аномалий и стоматологических заболеваний [7], а комплексная профилактика и лечение дают положительные результаты. Патология позы и деформация стоп у детей с церебральным параличом затрудняют проведение реабилитации при ДЦП [18].

Реабилитация при ДЦП включает три направления: медицинское, педагогическое, социальное. Комплексное применение предлагаемых методов позволяет улучшить двигательную активность и качество жизни детей с ограниченными возможностями [5].

Нарушение двигательной активности при ДЦП

Двигательные нарушения при ДЦП являются следствием поражения верхнего мотонейрона и условно подразделяются на симптомы со знаком «+» (позитивные) и «-» (негативные). К «позитивным» симптомам относят повышение сухожильных рефлексов, общей рефлекторной возбудимости (стартл-рефлекса) и спастичности, отмечаемую более чем у 90% пациентов с ДЦП [36, 39, 40, 41].

«Позитивные» симптомы в большей степени поддаются терапевтической, в т.ч. фармакологической коррекции. Предлагаемые лечебные и реабилитационные мероприятия направлены в основном на коррекцию спастичности и ее последствий [37].

К «негативным» симптомам относят мышечную слабость (центральный парез), утрату дифференцированного мышечного контроля (патологические синергии) и контроля тонких движений. Обе группы симптомов отрицательно сказываются на двигательном развитии ребенка.

Вегетативные нарушения при ДЦП

Состояние гипокинезии у детей с ДЦП способствует нарушению вегетативной регуляции с проявлениями симпатикотонии, выраженной нейрогуморальной регуляцией, дизадаптацией к вертикализации. У детей 4-7 лет с ДЦП установлены нарушения вегетативной регуляции кровообращения по типу симпатикотонии (согласно показателю вегетативного индекса Кердо-ВИК), проявляющиеся в неоднозначных особенностях параметров гемодинамики [19, 23].

Общая реактивность механизмов адаптации у детей и подростков с ДЦП снижена или неадекватно высокая в сравнении с показателями таких же возрастных периодов у здоровых детей. Анализ вариабельности сердечного ритма позволяет оценить исходный уровень вегетативного гомеостаза, охарактеризовать состояние адаптационных резервов организма и реабилитационный потенциал у детей с ДЦП при физических методах реабилитации [19]. Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей у детей с ДЦП, по данным исследования вариабельности ритма сердца, сопровождается напряжением симпатического звена, снижением парасимпатических влияний, ригидностью регуляторных механизмов при воздействии нагрузки [4, 8, 19, 34].

Сознательное выполнение тех или иных физических упражнений может вызывать определенные реакции со стороны вегетативной нервной системы (ВНС). Быстрые и активные упражнения вызывают симпатикотониче-ские эффекты (учащение пульса, дыхания, повышение артериального давления, температуры тела). По данным В.А. Клендара (2017), циклические виды спорта у детей с ДЦП вызывают симпатикотонию, недовосстановле-ние, повышение уровня интоксикации [16]. Медленные и плавные упражнения активируют преимущественно парасимпатический отдел ВНС (урежают пульс и дыхание, снижают артериальное давление и температуру

тела). Нарушения вегетативного равновесия обусловлены интоксикацией и приводят к нарушению координации движений [29].

Вертикализация позы и коррекция нарушений координации при ДЦП

Вертикализация позы достигается с использованием специальных тренажеров и специальных пневмокостю-мов [24, 31].

А.В. Дерябин с соавторами (2009) предлагает коррекцию патологической позы и ходьбы при ДЦП с помощью функционального велоустройства [11].

При коррекционных приемах происходит формирование «новых» устойчивых стереотипов движений за счет формирования информационного потока от рецепторов мышц, суставов и связок в ЦНС, где формируются следовые образы движений, так как при активных движениях пациента происходит закрепление правильной позы и физиологических форм движений на уровне ЦНС. При этом афферентная коррекция деятельности функциональных систем мозга приводит к улучшению не только моторики, но и речи, эмоций, познавательных функций мозга (интеллект, память) [31].

С целью ускорения формирования лабиринтного выпрямляющего установочного рефлекса используют приёмы лечебной физкультуры и сочетают их с массажем, фиксацией частей тела, вестибулярными пассивными и активными упражнениями на мяче, гимнастическими упражнениями, обучение больного двигательным навыкам [30, 31]. Ранее изобретен и в настоящее время применяется «Тренажер-вертикализатор» для больных с ДЦП, с помощью которого дети с нарушениями ОДА могут тренировать моторику конечностей, добиваясь при этом появления устойчивых рефлексов на нормализацию движений конечностей [9].

Упражнения на координацию в основном рассчитаны на детей, которые уже могут самостоятельно передвигаться и должны широко применяться при гемипарезах и спастической диплегии. Эти упражнения эффективнее выполнять в виде игр с элементами соревнования, улучшения координации движений и опорности конечностей, которые решаются параллельно с помощью простейших движений, выполняемых в различных сочетаниях и комбинациях, различной скоростью, сменой напряжений, преодолением сопротивления, отягощения, в чередовании с расслаблением и опорой на конечности. Дальнейшее улучшение координации движений с целью увеличения общей подвижности больного происходит за счет объединения этих простейших движений в целостные, связанные с переменой положения тела в пространстве [15, 17, 28].

Спортивные и подвижные игры в реабилитации больных ДЦП

Наряду с подвижными играми, спортивные игры также играют большую роль в реабилитации детей с последствиями церебрального паралича. К спортивным играм относятся самые разнообразные игры с мячом,

такие как волейбол, баскетбол, футбол, пионербол, большой теннис и другие. Во время спортивной игры у детей с церебральным параличом (ЦП) важно развивать активность, волю, стремление к преодолению трудностей, организованность [28]. Назначение препарата Диспорт положительно влияет на улучшение не только стато-локомоторных, но и психоэмоциональных функций, что в свою очередь ведет к улучшению качества жизни детей с ДЦП [5, 6].

Спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам, упражнения легкой атлетики, гимнастика дают положительный эффект в реабилитации [12]. Подвижные игры соревновательного характера пробуждают активность каждого ребенка, они учат подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает игроков. С помощью этих игр можно развивать сообразительность, быстроту реакции у детей. Игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных мыслей и фантазий, причем бодрое настроение, вызванное ими, отличается большой устойчивостью. Подвижные игры особенно важны и привлекательны для детей с последствиями ДЦП тем, что специально подобранными корригирующими упражнениями оказывают на их организм трофическое влияние, способствующее восстановлению функционального состояния нервно-мышечного аппарата и предупреждению образования вторичных контрактур и деформаций. Подвижные игры способствуют улучшению психомоторных показателей развития, работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы, вестибулярного аппарата, коррекции нарушенной осанки [28].

Большинство упражнений, направленных на улучшение функционирования ОДА, обладают стандартной структурой проведения в положении «сидя» или «лежа». При этом упражнений в вертикальном положении не подразумевается. Именно из-за такого положения дел ребенок испытывает недостаток в движении, а это негативно сказывается на общем состоянии. Необходимо формирование установочных поз и ходьбы у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП [2].

Выявлено положительное влияние применения обще-развивающих упражнений, подвижных игр, элементов спортивных игр в сочетании с методиками арттерапии и танцевально-двигательной терапии на физическую подготовленность инвалидов с ДЦП, их способность к самостоятельной двигательной деятельности, снижение степени ограничения подвижности суставов и оптимизацию психического состояния [12]. Занятия ЛФК в условиях вертикальной позы позволяют снижать ограничения в передвижении, самообслуживании, игровой деятельности [30].

Спортивно-педагогическое направление в реабилитации ДЦП

Для физической реабилитации инвалидов 11-14 лет с ДЦП целесообразно применять методику, разработанную на основе общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр в комплексе с мероприятиями арт-

терапии и танцевально-двигательной терапии со строго дозированной нагрузкой. После вводной части физкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15-20%, а после основной части - на 40-50%. После занятий пульс должен приближаться к исходному значению через 1-2 мин. Актуальным является внедрение в практику неинвазивных методов оценки функциональных резервов организма детей с ДЦП, которые обеспечат адресное использование арсенала медико-педагогической коррекции и реабилитации.

В процессе физкультурно-оздоровительных занятий (ФОЗ) частично или полностью парализованных детей необходимо учитывать форму ЦП, интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности ребенка, а также его возраст и уровень развития моторики.

Эмоциональная заинтересованность является важным фактором успешности ФОЗ детей с ограниченными возможностями. Поэтому следует формировать эмоционально положительное отношение к занятиям физической культурой, используя игровые элементы в реабилитации.

С помощью приемов лечебной хореографии и музыки, исходя из характера двигательных нарушений, можно подобрать музыкальное сопровождение для обучения игровым элементам.

Наиболее важным в занятиях является контроль положения головы, устранение патологических тонических рефлексов (шейного асимметричного и симметричного), подавление непроизвольных движений при гиперкинезах [28]. Для составления программ реабилитации детей со спастическими формами ЦП необходимо составление индивидуальной методики обучения с использованием определенных полезных моделей для реализации игровых элементов [31]. Спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам необходимы для реабилитации ДЦП. На основе методов контроля мышечной деятельности и кинематики движений подбор специальных упражнений дает возможность инвалидам с последствиями ДЦП овладеть навыками самостоятельного выполнения доступных физических упражнений [22]. Степень тяжести двигательных нарушений и динамический компонент движений в суставах конечностей следует учитывать при планировании занятий по реабилитации. Поверхностная миография в режиме покоя и максимального произвольного напряжения, а также показатель соотношения флексоров-экстензоров (коэффициент напряжения) является оптимальным методом для оценки эффективности реабилитационных процедур у детей с ДЦП [3, 4]. При выборе средств и методов физической реабилитации необходимо отдавать предпочтение нагрузкам, реализация которых в основной части урока наиболее оптимально возможна в «тренирующем» режиме смешанного (аэробно-анаэробного) энергообеспечения как наиболее оздоровительно эффективного. Этот режим энергообеспечения нагрузок активного выполнения упражнений за недельный период занятий должен составлять суммарно не менее 60 мин [28]. Надо учитывать реабилитационный потенциал спастич-ных мышц у больных ДЦП. При разработке дифференцированных подходов к восстановительному лечению [6] следует выявлять церебральную патологию и начинать

лечебно-восстановительные мероприятия как можно раньше и проводить их непрерывно, объединив при этом усилия родителей, невропатолога, психолога, педагога-дефектолога специалиста по физическому воспитанию и оздоровительной физической культуре, массажиста, физиотерапевта. Ведущую роль надо отводить коррекции двигательных нарушений как определяющего общее развитие ребенка с ДЦП.

Физическая реабилитация детей с церебральным параличом

Выбор физической реабилитации зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Лечение построено на упражнениях и играх, направленных на максимальное использование физических возможностей ребенка. При необходимости подключается помощь со стороны родителей, педагогов и медработников [27]. Специфические особенности развития моторики детей с ЦП требуют разработки особых методов и приемов их физического воспитания и основывается на теоретической концепции поэтапного формирования двигательных функций здорового ребенка. Для этого на каждом занятии применяется порядок физических упражнений, имитирующий онтогенетически обусловленное формирование у ребенка локомоций (удержание головы - перевороты на живот и спину - ползанье - передвижение на четвереньках - выпрямление и удержание равновесия, т.е. формирование постурального механизма - ходьбы). Под влиянием упражнений в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков. Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (упражнения проводятся перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, опора ног и рук на поверхность пола, покрытую различными видами материи), проприоцептивных (упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). Четкая речевая инструкция, применение доступных наименований упражнений способствует нормализации психической и эмоциональной деятельности ребенка, улучшает понимание речи. У ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, и это является мощным фактором его психического развития [28].

Настольный теннис в реабилитации последствий ДЦП

Плавание предусматривает циклическую структуру движений и изокинетический режим работы мышц, что увеличивает сократительную способность на 23-25%. В процессе занятий настольным теннисом наблюдаются структурные преобразования в меньшей степени, чем при плавании. У инвалидов-теннисистов сократительная способность мышц увеличивается при этом на 16-25% [21, 22]. Это свидетельствует о разнонаправленных изменениях воздействия элементов различных видов спорта.

В процессе обучения настольному теннису зафиксировано выполнение технических действий - «маятниковые колебания туловища», во фронтальной плоскости движений инвалидов-теннисистов они составляют от 0 до 15 , что свидетельствует о малой амплитуде колебаний у них верхнего отдела туловища. Круговые движения в плечевых суставах осуществляются в пределах 60 , а колебательные движения в плечевом суставе - в диапазоне 120 . Это свидетельствует, что инвалиды с последствиями ДЦП в игровых технических действиях настольного тенниса больше всего компенсируют свою подвижность за счет увеличения амплитуды движений верхних конечностей. В процессе обучения это определяет подбор специально-подготовительных упражнений, а также средств специальной физической подготовки [22, 26].

Рекомендации по реабилитации при ДЦП

Младенческий возраст является уникальным временным интервалом, в течение которого при своевременном и адекватном лечении исход является наиболее перспективным, тогда как с возрастом реабилитационный потенциал ребенка сокращается, что сопровождается заметным снижением ответа на терапию [32]. Реабилитационный процесс должен начинаться как можно раньше с момента рождения ребенка, учитывая то, что заболевание проявляется с раннего детства. Формирование установочных поз и ходьбы у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП является одним из основных и первичных педагогических приемов реабилитации [2]. Успешность реабилитации зависит не только от тяжести поражения ЦНС ребенка, но и от своевременной диагностики, правильной организации лечебного процесса, начиная с первых лет его жизни [19, 28]. У детей первых двух лет жизни, страдающих ДЦП, имеют место предпосылки нарушений статики и локомоции.

Дети с ДЦП ползают, а приведению их в вертикальное положение помогают специальные тренажеры [9, 10, 30]. Особенности «Тренажера Гросса Ю.А.» для помощи в реабилитации детей с ДЦП в том, что он помогает совершать передвижения по всему пространству, позволяет совершать вращения вокруг своей оси. Подвижность ног и рук ребенка сковываться не будет, а специальные элементы производят страховку, предотвращающую падение. Занятия ЛФК в условиях вертикальной позы позволяют снижать ограничения в передвижении, самообслуживании, игровой деятельности [30].

При увеличении нагрузки, которую может выдерживать ребенок, происходит формирование правильных двигательных навыков. Дети с ДЦП получают возможность ходить, сидеть, стоять, удерживать в правильном положении голову, восстанавливая свою подвижность.

Заключение

Лечебная физкультура, массаж и специальные тренажеры являются важными составляющими в жизни и реабилитации детей с ДЦП. Лечебная физкультура и массаж целенаправленно воздействуют на устранение двигательной патологии и воспроизведение произвольных движений, тренажеры способствуют поддержанию вертикальной позы. Комплексная система реабилитации с использованием подвижных и спортивных игр и ряда нетрадиционных методов дает высокую эффективность реабилитационных воздействий. Формирование «новых» устойчивых стереотипов движений у таких детей происходит за счет формирования информационного потока от рецепторов мышц, суставов и связок в ЦНС, где формируются следовые образы движений. При активных движениях детей с ДЦП происходит закрепление правильной позы и физиологических форм движений на уровне ЦНС, что успешно достигается при освоении игровых спортивных элементов.

Литература

1. Аймакаева, ММ, Тлеукулова, А.Е. Коррекция неврологических нарушений у детей с диагнозом ДЦП. Литературный обзор // Молодой ученый. - 2016. - № 29. -С. 197-200.

2. Барановская, Е.Н. Формирование установочных поз и ходьбы у детей дошкольного и младшего школьного возраста с детским церебральным параличом: автореф. ... канд. пед. наук / Барановская, Екатерина Николаевна. -М.: ФНЦ ВНИИФК, 2013. - 24 с.

3. Батышева, Т.Г. Детский церебральный паралич -актуальное обозрение / Т.Т. Батышева, О.В. Быкова, Е.М. Тюрина, A.B. Виноградов // Доктор.Ру. - 2012. - № 5 (73). - С. 40-44.

4. Бондаренко, О.В. Клинико-нейрофизиологическое обоснование применения ботулотоксина типа А в комплексной терапии детского церебрального паралича: авто-реф. дис. ... к.м.н. 14.01.11 - нервные болезни / Бондаренко, Ольга Викторовна. - Пермь, 2013.

5. Булекбаева, Ш.А. Разработка и оценка эффективности реабилитационных мероприятий при различных

формах детского церебрального паралича: 14.00.13 -нервные болезни: автореф. дис. ... д.м.н. / Булекбаева, Шолпан Адильжановна. - Республика Казахстан, Ал-маты, 2010. - 51 с.

6. Власенко, С.В. Реабилитационный потенциал спас-тичных мышц у больных детским церебральным параличом: диагностические и прогностические аспекты, дифференцированные подходы к восстановительному лечению: автореф. дис. ... д.м.н. / Власенко, Сергей Валерьевич. - Ялта: Крым. гос. мед. ун-т им. С.И. Георгиевского, 2014. - 49 с.

7. Галеева, Р.Р. Оптимизация комплексной профилактики и лечения стоматологических заболеваний у детей с детским церебральным параличом: автореф. дис. ... к.м.н. / Галеева, Регина Римовна. - Уфа, 2015. - 23 с.

8. Гордеева, Н.В. Комплексная характеристика нарушений здоровья у детей раннего возраста со спастическими формами детского церебрального паралича и их прогнозирование автореф. дис. ... к.м.н. / Гордеева, Надежда Викторовна. - Иваново, 2015. - 24 с.

С*)

9. Шолохов, А.В., Черкашенко, В.Н. Патент РФ на изобретение № 2053751, МКИ: А 61 Н 3/00, дата публ. 1996.02.10.

10. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. - М.: Сов. спорт, 2000. - 224 с.

11. Дерябин, А.В. Коррекция патологической позы и ходьбы пациентов с детским церебральным параличом с помощью функционального велоустройства / А.В. Дерябин, А.М. Ненько // Ортопедия, травматология и протезирование. - 2009. - № 2. - С. 54-56.

12. Дерябина, Г.И. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11-14 лет с детским церебральным параличом: автореф. дис. ... к.пед.н. 13.00.04 / Дерябина Галина Ивановна. - Тамбов, 2005. - 24 с.

13. Добрынина, Е.А. Физическая реабилитация детей с ДЦП // Вестник науки и образования. - 2018. - Т. 1. -№ 4 (40). - 109 с.

14. Залазаева, Е.А. Зубочелюстные, речевые и двигательные нарушения у детей со спастическими формами церебрального паралича: этиология, патогенез, профилактика и реабилитация / автореф. дис. . к.м.н. 14.00.21 / Залазаева, Екатерина Анатольевна. - Пермь, 2013. - 24 с.

15. Илларионова, А.В, Капилевич, Л.В. Особенности внутримышечной и межмышечной координации при дозировании усилий в условиях неустойчивого равновесия // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 12. -С. 44-46.

16. Иорданская, Ф.А., Юдинцева, М.С. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности. -М., 2006. - 240 с.

17. Капилевич Л.В., Гужов, Ф.А., Бредихина, Ю.П., Ильин, А.А. Физиологическое обеспечение точности и координации движений в условиях неустойчивого равновесия и подвижной цели // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 12. - С. 22-24.

18. Кенис, В.М. Патология позы и деформации стоп у детей с церебральным параличом / В.М. Кенис, С.В. Иванов, Ю.А. Степанова // Травматология и ортопедия России. - 2011. - № 3 (61). - С. 40-44.

19. Клендар, В.А. Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы при двигательных режимах разной направленности у детей и подростков с врожденными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата методом анализа вариабельности сердечного ритма: автореф. дис. . к.м.н. - М.: ВНИИФК, 2017. -24 с.

20. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушением в развитии: учебное пособие / под общ. ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 209 с.

21. Лянной, М.О., Иваненко, Л.М. Исследование кинематических характеристик настольного тенниса в физической реабилитации инвалидов // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе: Сб. научн. труд. - Луцк: ВГУ, 1999. - С. 874-879.

22. Лянной, М.О. Физическая реабилитация старшеклассников-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича в поздней резидуальной стадии / автореф. дис. ... к.пед.н. - М.: МГАФК, 2003. - 24 с.

23. Малука, М.В. Физиологические изменения у детей с церебральным параличом в процессе реабилитации / 03.00.13 - физиология человека и животных: автореф. дис. ... к.биол.н. / Малука, Марина Викторовна. - Краснодар, 1997. - 23 с.

24. Максимов, А.Е. Развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата с применением тренажерных устройств в условиях коррекционного учреждения: автореф. дис. ... к.пед.н. / Максимов, Александр Евгеньевич. - М., 2014 - 23 с.

25. Межибор, И.Г. Характеристика биоэлектрической активности мозга у тренирующихся в циклических видах спорта // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирус-ского / под ред. проф. В.Г. Шилько. - Томск: 8ТТ, 2015. -338 с.

26. Михайловский, А.П. Настольный теннис как эффективное средство физической подготовки студентов с последствиями детского церебрального паралича // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 10 (68). - С. 69-73.

27. Мукушева, Л.А. Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 100-102.

28. Мякишева, Н.А. Физическая реабилитация детей с последствиями ДЦП в условиях спортивно-игрового центра: автореф. дис. . к.пед.н. - М., 2000. - 23 с.

29. Пономарева, А.Г., Кривощапов, М.В., Лакшин, А.М. Морозов, В.Н., Мителев, С.С. Вегетативное равновесие и его роль в развитии патологии при высоких физических нагрузках в детско-юношеском спорте (обзор литературы) // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 2. -С. 31-37.

30. Рогов, А.В. Реабилитация больных детским церебральным параличом с применением тренажеров // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2013. - Т. 9. -№ 4. - С. 687-691.

31. Барабаш, Р.З. Способ реабилитации больных детским церебральным параличом в виде спастической дип-легии. - Патент Ии 2 571 528 С2 / Барабаш, Роман Зото-вич, и др. Публикация: 2015.12.20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Семенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. - М.: Закон и порядок, 2007. - 616 с.

33. Тохтиева, Н.В. Комплексная методика реабилитации детей с нарушениями акта глотания и речи при детском церебральном параличе / автореф. дис. . к.м.н. 14.00.51 / Тохтиева, Наталья Вячеславовна. - Москва, 2009. - 24 с.

С*)

34. Тупиков, В.А. Система хирургической коррекции двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом / 14.01.19 - детская хирургия: автореф. дис. ... д.м.н. - Ростов-на-Дону, 2018. - 51 с.

35. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / под ред. С.П. Евсеева и С.Ф. Курдыбайло. - Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 4. Клинико-функциональная характеристика детского церебрального паралича. - М., 2010. -С. 199-200.

36. Bax, M, Goldstein, M, Rosenbaum, P., et al. Proposed definition and classification of cerebral palsy // Dev. Med. Child Neurol. - 2005. - 47 (8). -Pp. 571-576.

37. Heinen, F, Desloovere, K, Schroeder, A.S., et al. The updated European Consensus 2009 on the use of Botulinum toxin for children with cerebral palsy // Eur. J. Paediatr. Neurol. - 2010. - Vol. 14 (1). - Pp. 45-66.

38. Koman, L.A., Mooney, J.F., Smith, B., et al. Management of cerebral palsy with botulinum-A toxin: preliminary investigation // J. Pediatr. Orthop. -1993. - 13 (4). -Pp. 489-495.

39. Leonard, J., Graham, H.K. Treatment of motor disorders in cerebral palsy with botulinum neurotoxin / Jankovic J. Editor. - Botulinum toxin: Therapeutic clinical practice and science. - Philadelphia: Saunders Elsevier, 2009. -Pp. 172-191.

40. Johnson, A. Prevalence and characteristics of children with cerebral palsy in Europe // Dev. Med. Child Neurol. -2002. - 44 (9). - Pp. 633-640.

41. Wichers, M.J., Odding, E., Stam, HJ., van Nieuwenhui-zen, O. Clinical presentation, associated disorders and aetiological moments in cerebral palsy: a Dutch population-based study // Disabil Rehabil. - 2005. - 27 (10). - Pp. 583589.

References

1. Aimakaeva, M.M. and Tleukulova, A.E. (2016), Correction of neurological disorders in children with a diagnosis of cerebral palsy. Literature review, Molodoy ucheniy, no. 29, pp. 197-200.

2. Baranovskaya, E.N. (2013), Formation of installation postures and walking in children of preschool and primary school age with cerebral palsy: abstr. ... PhD (Pedagogics), Moscow: FSC VNIIFK, 24 p.

3. Batysheva, T.G., Bykova, O.V., Tyurina, E.M. and Vinogradov, A.V. (2012), Cerebral palsy - current review, Doctor. Ru, no. 5 (73), pp. 40-44.

4. Bondarenko, O.V. (2013), Clinical and neurophysiologi-cal rationale for the use of type A botulinum toxin in the treatment of cerebral palsy: abstr. Diss. ... PhD (Medicine), Perm.

5. Bulekbaeva, Sh.A. (2010), Development and evaluation of the effectiveness of rehabilitation measures for various forms of cerebral palsy: abstr. Diss.... Dr. Medicine, Republic of Kazakhstan, Almaty, 51 p.

6. Vlasenko, S.V. (2014), Rehabilitation potential of spastic muscles in patients with cerebral palsy: diagnostic and prognostic aspects, differentiated approaches to rehabilitation treatment: abstr. Diss. ... Dr. Medicine, Yalta: Krym. State Univ. named after S.I. Georgievsky, 49 p.

7. Galeeva, R.R. (2015), Optimization of the comprehensive prevention and treatment of dental diseases in children with cerebral palsy: abstr. Diss. ... PhD (medicine), Ufa, 23 p.

8. Gordeeva, N.V. (2015), A comprehensive description of health disorders in young children with spastic forms of cerebral palsy and their prediction: abstr. Diss. ... PhD (Medicine), Ivanovo, 24 p.

9. Sholohov, A.V and Cherkashenko, V.N. (1996), RF patent for the invention No. 2053751, MKI: A 61 N 3/00, Date publ. 1996.02.10.

10. Gross, N.A. (2000), Physical rehabilitation of children with disorders of the musculoskeletal system, Moscow: Sovetsky sport, 224 p.

11. Deryabin, A.V. and Nenko, A.M. (2009), Correction of the pathological posture and walking of patients with

cerebral palsy using functional cycling, Ortopediya, travma-tologiya i protezirovanie, no. 2, pp. 54-56.

12. Deryabina, G.I. (2005), Correction of motor disorders by physical culture in people with disabilities 11-14 years old with cerebral palsy: abstr. Diss. ... PhD (Pedagogics), Tambov, 24 p.

13. Dobrynina, E.A. (2018), Physical rehabilitation of children with cerebral palsy, Vestnik nauki i obrazovaniya, vol. 1, no. 4 (40), 109 p.

14. Zalazaeva, E.A. (2013), Maxillofacial, speech and motor disorders in children with spastic forms of cerebral palsy: etiology, pathogenesis, prevention and rehabilitation: abstr. Diss. ... PhD (Medicine), Perm, 24 p.

15. Illarionova, A.V. and Kapilevich, L.V. (2014), Features of intramuscular and intramuscular coordination when dosing efforts in an unstable equilibrium, Teorija i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 12, pp. 44-46.

16. Iordanskaya, F.A. and Yudintseva M.S. (2006), Health monitoring and functional readiness of elite athletes in the process of training work and competitive activity, Moscow, 240 p.

17. Kapilevich, L.V., Guzhov, F.A., Bredikhina, Yu.P. and Ilyin, A.A. (2014), Physiological support for accuracy and coordination of movements in conditions of unstable equilibrium and a moving target, Teorija i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 12, pp. 22-24.

18. Kenis, V.M., Ivanov, S.V. and Stepanova, Yu.A. (2011), Pathology of posture and deformation of the feet in children with cerebral palsy, Travmatologiya i ortopediya Rossii, no. 3 (61), pp. 40-44.

19. Klendar, V.A. (2017), Evaluation of the functional state of the autonomic nervous system in motor regimes of different directions in children and adolescents with congenital disorders of the musculoskeletal system by analyzing heart rate variability: Diss ... PhD (Medicine), Moscow: VNIIFK, 24 p.

20. Shapkova, L.V. (Gen. ed.) (2002), Corrective outdoor games and exercises for children with developmental disabilities: Textbook, Moscow: Sovetsky Sport, 209 p.

e*)

21. Lyannoy, M.O. and Ivanenko, L.M. (1999), The study of the kinematic characteristics of table tennis in the physical rehabilitation of people with disabilities, In: Fizicheskoe vospi-tanie sport i kul'tura zdorov'ya v sovremennom obshhestve: Sb. nauchn. Trud, Lutsk: Voronezh State University, pp. 874-879.

22. Lyannoy, M.O. (2003), Physical rehabilitation of senior pupils with disabilities with the consequences of cerebral palsy in the late residual stage: abstr. Diss. ... PhD (Pedagogics), Moscow: MGAFK, 24 p.

23. Maluka, M.V. (1997), Physiological changes in children with cerebral palsy during rehabilitation: abstract Diss. ... PhD (Biology), Krasnodar, 23 p.

24. Maksimov, A.E. (2014), The development of motor skills in children of primary school age with a violation of the functions of the musculoskeletal system using training devices in correctional facilities: abstract Diss. ... PhD (Pedagogics), Moscow, 23 p.

25. Mezhibor, I.G. (2015), Characterization of the bioelectric activity of the brain in trainees in cyclic sports, In: Physical Culture, Health Care and Education: Proceedings of the IX International Scientific & Practical Conference dedicated to the memory of V.S. Pirussky / ed. prof. V.G. Shilko, Tomsk: STT, 338 p.

26. Mikhailovsky, A.P. (2010), Table tennis as an effective means of physical training of students with the consequences of cerebral palsy, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Les-gafta, no. 10 (68), pp. 69-73.

27. Mukusheva, L.A. (2017), Rehabilitation measures in relation to children with cerebral palsy, In: Pedagogy: traditions and innovations: materials of the VIII Intern. scientific conf. (Chelyabinsk, January 2017), Chelyabinsk: Dva komsomol'tca, pp. 100-102.

28. Myakisheva, N.A. (2000), Physical rehabilitation of children with the consequences of cerebral palsy in the conditions of a sports and gaming center: abstract Diss. ... PhD (Pedagogics), Moscow, 23 p.

29. Ponomareva, A.G., Krivoshchapov, M.V., Lakshin, A.M., Morozov, V.N. and Mitelev, S.S. (2018), Autonomic equilibrium and its role in the development of pathology with high physical exertion in children and youth sports (literature review), Vestnik sportivnoy nauki, no. 2, pp. 31-37.

30. Rogov, A.V. (2013), Rehabilitation of patients with cerebral palsy using simulators, Saratovskiy nauchno-medi-cinskiy zhurnal, vol. 9, no. 4, pp. 687-691.

31. Barabash, R.Z., et al. (2015), A method of rehabilitation of patients with cerebral palsy in the form of spastic diplegia. Patent RU 2 571 528 C2, Publication: 2015.12.20.

32. Semenova, K.A. (2007), Reconstructive treatment of children with perinatal damage to the nervous system and cerebral palsy, Moscow: Zakon i poryadok, 616 p.

33. Tokhtieva, N.V. (2009), A comprehensive technique for the rehabilitation of children with impaired swallowing and speech in children with cerebral palsy: abstract Diss. ... PhD (Medicine), Moscow, 24 p.

34. Tupikov, V.A. (2018), The system of surgical correction of motor disorders in children with cerebral palsy: abstract Diss. ... Dr. Medicine, Rostov-on-Don, 51 p.

35. Evseev, S.P. and Kurdybaylo, S.F. (Ed.) (2010), Physical rehabilitation of persons with disabilities with damage to the musculoskeletal system. Part II. Physical rehabilitation of children suffering from cerebral palsy. Chapter 4. Clinical and functional characteristics of cerebral palsy, Moscow, pp. 199-200.

36. Bax, M., Goldstein, M., Rosenbaum, P., et al. (2005), Proposed definition and classification of cerebral palsy, Dev. Med. Child Neurol, vol. 47 (8), pp. 571-576.

37. Heinen, F., Desloovere, K., Schroeder, A.S. et al. (2010), The updated European Consensus 2009 on the use of Botulinum toxin for children with cerebral palsy, Eur. J. Paediatr. Neurol, vol. 14 (1), pp. 45-66.

38. Koman, L.A., Mooney, J.F., Smith, B., et al. (1993), Management of cerebral palsy with botulinum-A toxin: preliminary investigation, J. Pediatr. Orthop., vol. 13 (4), pp. 489-495.

39. Leonard, J. and Graham, H.K. (2009), Treatment of motor disorders in cerebral palsy with botulinum neurotoxin, In: Jankovic J., editor. Botulinum toxin: Therapeutic clinical practice and science, Philadelphia: Saunders Elsevier, pp. 172191.

40. Johnson, A. (2002), Prevalence and characteristics of children with cerebral palsy in Europe, Dev. Med. Child Neurol., vol. 44 (9), pp. 633-640.

41. Wichers, M.J., Odding, E., Stam, H.J. and van Nieuw-enhuizen, O. (2005), Clinical presentation, associated disorders and aetiological moments in cerebral palsy: a Dutch population-based study, Disabil Rehabil., vol. 27 (10), pp. 583589.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.