Научная статья на тему 'Изучение социального облика рабочей молодежи республик Волго-Вятского региона в историко-социологических трудах профессора Ю. П. Смирнова'

Изучение социального облика рабочей молодежи республик Волго-Вятского региона в историко-социологических трудах профессора Ю. П. Смирнова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение социального облика рабочей молодежи республик Волго-Вятского региона в историко-социологических трудах профессора Ю. П. Смирнова»

С.Ю. МИХАЙЛОВА

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЛИКА РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИК ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА В ИСТОРИКОСОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ ПРОФЕССОРА Ю.П. СМИРНОВА

Историки науки отмечают, что одной из особенностей развития современной науки является быстрое увеличение пограничных проблем, возникающих на стыке двух или нескольких наук и разрешаемых с применением методов этих наук. В обществоведении к числу таких областей знания относятся историкосоциологические исследования.

В развитие этого научного направления в республиках Волго-Вятского региона значительный вклад внес доктор исторических наук, профессор Юрий Петрович Смирнов - один из первых выпускников (1968) историко-филологического факультета и аспирантов (1969-1972) Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Он продолжает и развивает традиции своих учителей И.Д. Кузнецова, В.Е. Полетаева, Ю.А. Полякова, В.А. Овсянкина, И.Л. Корнаковского, И.П. Труфанова [1].

С первого года обучения в аспирантуре Ю.П. Смирнов начал изучение рабочей молодежи национальных республик России как продукта исторического процесса, как элемента советского общества во второй половине 1950-х -первой половине 1980-х годов [2]. К проблемам социального облика рабочей молодежи Марийской, Мордовской и Чувашской республик он обращался в кандидатской диссертации «Рабочий класс Чувашии в годы развертывания коммунистического строительства (1959-1965 гг.)» (1973) и докторской диссертации «Индустрия автономных республик Поволжья в середине 50-х - конце 80х годов: достижения и нереализованные возможности» (1998). В частности, ученый отмечал, что знание возрастной структуры «необходимо для выделения и оценки его трудоспособной части и ее влияния на состав рабочего класса» [3].

К числу факторов, способствовавших успешной деятельности Ю.П. Смирнова в рассматриваемой области социально-гуманитарного знания, относилось непосредственное участие в реализации молодежной политики. В 19601962 гг. он работал инструктором РК ВЛКСМ, председателем союза спортивных обществ Олонецкого района Карельской АССР, в 1962-1964 гг. - комсоргом, инструктором Чувашского ОК ВЛКСМ. В фонде 6 («Чувашский обком ВЛКСМ») Государственного архива современной истории Чувашской Республики хранятся документы, отражающие работу Ю.П. Смирнова в качестве сотрудника Чувашского ОК ВЛКСМ. Из них видно, что, например, в 1964 г. он был направлен на Чебоксарский электроаппаратный завод с целью проверки использования и хранения черных и цветных металлов. По результатам проверки был составлен отчет: «На Чебоксарском электроаппаратном заводе плохо поставлен учет и расход черных и цветных металлов. Цеха получают металл, а об израсходовании не отчитываются перед отделом материальнотехнического снабжения. В отделе снабжения о расходе черных и цветных металлов не имеют представления. В цехах плохо борются с браком. Так, например, со штамповочного цеха привезены на свалку несколько тысяч штук корпуса из латуни. На свалке лежит немало полос цветных металлов, из которых можно было бы еще отштамповать несколько деталей. Брак и отходы цветных металлов выбрасываются вместе с отходами пластмассовых изделий. Тара выбрасывается вместе с отходами, несмотря на то, что она еще пригодна для использования. Из отходов кругляка, выброшенных на свалку, можно сделать гайки. Все бракованные детали привозят на свалку без браковочного акта и без указания количества бракованных изделий, что не гаранти-

рует попадания годных деталей вместе с браком. Акты составляются в конце месяца, когда уже невозможно уточнить, сколько на свалку привезено бракованных деталей. Очень медленно претворяются в жизнь рационализаторские предложения по экономии цветных и черных металлов. По этому поводу был приказ по заводу от 9 декабря 1963 г. Задержка происходит в основном из-за отсутствия оснастки, которую изготовляет инструментальный цех завода» [4].

Опыт работы в комсомоле позволил сформировать объективное представление о производственной деятельности молодых рабочих, достижениях и просчетах в управлении их социальной активностью.

Ю.П. Смирнов участвовал в проведении социологических обследований рабочей молодежи, которые были организованы Историко-социологическим сектором Института истории СССР Академии наук СССР в 1972 и 1980-1983 гг. Он побывал на многих промышленных предприятиях, беседовал с молодыми рабочими, обрабатывал анкеты, переводя их содержание в машиночитаемую форму.

Работа с массовыми источниками побудила ученого к разработке проблем применения математико-статистических методов в исторических исследованиях, определения места и роли вычислительной техники в историческом познании.

Ю.П. Смирнов уделял и продолжает уделять огромное внимание изучению истории предприятий. Им были воссозданы основные вехи развития чебоксарских заводов промышленных тракторов, электроаппаратного, агрегатного, электроисполнительных механизмов, электроизмерительных приборов, «Энергозапчасть», ряда алатырских заводов, Козловского и Шумерлинского комбината автофургонов, Вурнарского химического завода.

Таким образом, отличительной чертой научно-исследовательской работы Ю.П. Смирнова является соединение теории и практики, методов истории и социологии.

По мнению Ю.П. Смирнова, во второй половине 1950-х - первой половине 1980-х годов значительную роль в формировании трудового потенциала промышленных предприятий Волго-Вятского региона играла рабочая молодежь. Она обеспечивала: обновление рабочей силы; улучшение образовательного и профессионального состава работников; приток кадров на новые производства, связанные с научно-техническим прогрессом; совершенствование возрастно-половой структуры в отраслях народного хозяйства и по профессиям; перераспределение работников между отраслями и т.д. [5].

Ю.П. Смирнов выделял такие характерные черты рабочей молодежи, как стремление повысить квалификацию и образовательный уровень, влиять на процесс производства и управления промышленным предприятием, энтузиазм, инициатива: «Именно рабочей молодежи всегда была свойственна социальная активность» [6].

В работах исследователя был проведен подробный анализ данных о росте численности и изменении возрастного состава рабочих республик ВолгоВятского региона. Он показал, что во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов происходило «омолаживание» рабочих. Ю.П. Смирнов отмечал, что данный процесс носил естественный характер и сопровождался постоянным возрастанием числа рабочих с более высоким общеобразовательным уровнем. Он показал, что со временем роль рабочей молодежи повышалась. Это было обусловлено двумя факторами. К середине 1980-х годов ощутимо сократился естественный прирост населения в трудоспособном возрасте. Ситуация была осложнена тем, что в пенсионный возраст входило не воевавшее и наиболее многочисленное поколение людей, родившихся в годы высокой рождаемости - 1929-1930 гг. Таким образом, возрастало значение рационального распределения молодой смены рабочего класса в сфере материального производства. Кроме того, темпы смены новых поколений техни-

ки стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. В этих условиях решение сложных проблем было необходимо искать в подготовке высококвалифицированной, инициативной, мобильной, социально зрелой новой смены во всех классах и слоях общества, прежде всего рабочей молодежи, ибо производство - рычаг ускорения во всех отраслях.

Изучение роста рабочего класса в республиках Волго-Вятского региона на протяжении второй половины 1950-х - первой половины 1980-х годов позволило Ю.П. Смирнову сделать вывод о том, что его источниками были учащиеся дневной общеобразовательной школы, колхозное крестьянство, служащие, трудоспособное население, не занятое в народном хозяйстве. «Однако социальная база вышеуказанных источников пополнения претерпела значительные изменения в количественном и качественном отношении, особенно это присуще для колхозного крестьянства. Анализ использованных данных показал, что для этого источника в 80-е годы был характерен лишь количественный рост: наиболее подготовленная, квалифицированная часть молодых колхозников уходила в город. На данный миграционный процесс влияли следующие факторы: прежде всего, низкий уровень социально-экономического развития сельского хозяйства, который лишал молодых людей перспектив роста» [7]. С другой стороны, «вовлечение сельской молодежи в индустрию привнесло специфические моменты в развитие трудовых коллективов: замедленная адаптация на производстве, более низкий квалификационный уровень и социально-культурное развитие» [8]. Это требовало кропотливой работы администрации предприятий и общественных организаций по преодолению расслоения в коллективе, который был призван решать государственные задачи по выпуску качественной продукции в соответствии с установленным планом.

К основным источникам пополнения рабочих республик Волго-Вятского региона Ю.П. Смирнов относил:

- сельское население, в первую очередь, колхозное крестьянство;

- трудоспособное население, не занятое в народном хозяйстве, - женщин, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве. Это было обусловлено в основном строительством и вводом в эксплуатацию большого количества промышленных предприятий, увеличением ассигнований на строительство детских дошкольных учреждений, жилых домов, столовых при предприятиях, пунктов бытового обслуживания в 1960-е годы;

- выпускников общеобразовательной школы, которые «сравнительно быстро овладевают первоначальными трудовыми навыками, перенимают опыт кадровых рабочих, становятся передовиками производства» [9].

Историк установил, что на различных этапах на первый план выходил тот или иной социальный источник: «Процесс количественного роста рабочего класса во второй половине 50-х годов происходил за счет перевода членов промысловой кооперации в состав местной и федеральной промышленности, с 60-х годов - в связи с вовлечением сельского населения, а со второй половины 70-х - за счет учащихся, оканчивающих городские школы, ПТУ и техникумы, что повлияло на заметный рост доли молодежи в общем составе рабочих» [10]. Наряду с социальными источниками Ю.П. Смирнов исследовал географические источники пополнения рабочего класса республик ВолгоВятского региона и их социальную базу во второй половине 1950-х - первой половине 1980-х годов [11].

Ученый рассмотрел такие формы пополнения рабочей молодежи, как плановый набор, перевод с других предприятий, строек и организаций, организованный набор, система профессионально-технического образования, общественный призыв.

Ю.П. Смирнов выделил два этапа в развитии рабочей молодежи промышленных предприятий республик Волго-Вятского региона:

1. Вторая половина 1950-х - первая половина 1960-х годов были отмечены подъемом общественной активности. В сферах производства и управления зародились новые патриотические движения. Причиной, породившей этот сравнительно недолгий период, стала борьба за утверждение начал реального плюрализма мнений, не замазывание, а вскрытие противоречий как источника дальнейшего совершенствования общества. Первыми на ощутимое изменение социально-политической и психологической атмосферы в обществе откликнулись юноши и девушки - самая инициативная и мобильная часть населения, поверившая в реальные перемены.

2. Со второй половины 1960-х годов среди рабочей молодежи участились и стали типичными такие чуждые явления, как нарушение трудовой дисциплины, выпуск бракованной продукции, пренебрежительное отношение к нравственным ценностям. Ю.П. Смирнов особо подчеркивал, что «человек, как и общество, не может сегодня «вдруг» стать хуже, чем вчера. Необходимо выяснить причины резких перепадов. Они чаще всего - в изменении условий» [12]. По его мнению, в указанный период вновь наметилось отчуждение работника от производства, гражданина от власти, молодого человека от реальных перспектив развития и самовыражения. Поэтому в обществе и у части молодежи возобладали настроения пассивности и даже апатии. Молодому рабочему на производстве отводилась роль простого исполнителя. Это могло проявиться в «пробуксовке» инициатив молодежи. Так, идея молодого новатора - внедрить в производство рационализаторское предложение - могла остаться нереализованной из-за отсутствия сырья и фондов на него, оборудования, кадров, мощностей. Это были объективные причины, но были и субъективные: инерция руководства, нежелание, а зачастую и неумение решить производственную проблему как чересчур хлопотную.

К середине 1980-х годов «в результате складывания и развития административно-командной системы управления роль молодежи в общественном развитии стала недооцениваться. В молодых производственниках зачастую видели социальное обеспечение не всегда продуманных инициатив, рождавшихся в управленческих кабинетах» [13]. Это порождало у молодых рабочих ощущение социальной несправедливости, нарастание негативного отношения к общественным проблемам: «Стремление юношей и девушек к самовыражению вступило в конфликт с примитивным уровнем развития производства и крайне неэффективной организацией труда, когда устанавливались «потолки» роста квалификации и зарплаты на подавляющем большинстве промышленных предприятий. В результате рабочая молодежь не стремилась к совершенствованию, ибо видела, что перспективы роста отсутствуют. Молодой производственник не мог проявить себя и, видя, что трудности носят скорее субъективный, чем объективный характер, проникался чувством недоверия к силам, управлявшим обществом» [14].

В трудах Ю.П. Смирнова нашла отражение такая важная для молодых рабочих проблема, как адаптация к производству. Совместно с сотрудником Историко-социологического сектора Института истории СССР АН СССР Игорем Львовичем Корнаковским Ю.П. Смирнов исследовал социальный облик коллектива Чебоксарского завода промышленных тракторов в 1970-е годы: «Строительство подобных предприятий оказывает огромное влияние на все народное хозяйство страны, ибо ввод каждого из них введет кардинальную перестройку многих отраслей промышленности, меняет экономическую структуру целых регионов, заставляет решать множество самых различных про-

блем. Столь же велико влияние трудовых коллективов этих предприятий, которые, аккумулируя лучшие черты рабочего класса, являют собой новый этап в его развитии. Именно в этих коллективах, в уровне их социальной зрелости отражаются закономерности становления личности советского рабочего периода развитого социализма. Здесь складываются качественно новые кадры рабочего класса страны - рабочего класса XXI века, что вполне естественно, так как подавляющее большинство нынешних строителей этих гигантов советской индустрии и тех, кто осваивает их, - молодежь» [15]. Производственному коллективу промышленного гиганта были присущи следующие черты:

- молодежный состав строителей и эксплуатационников;

- рост культурно-технического уровня, обусловленный высоким уровнем технической оснащенностью завода;

- количественно иные, чем на других предприятиях, пропорции социальной структуры как промышленно-производственного персонала, так и непроизводственной группой.

Ученые исследовали процесс пополнения трудового коллектива и установили, что ежегодно на Чебоксарский завод промышленных тракторов приходило большое количество выпускников профессионально-технических училищ, общеобразовательных школ, бывших воинов, демобилизованных из Советской Армии. Важной задачей было облегчить поступавшим на предприятие молодым людям адаптацию на производстве. Особую роль в этом процессе на промышленных предприятиях сыграло наставничество. И.Л. Корнаковский и Ю.П. Смирнов установили, что развитие движения наставничества на Чебоксарском заводе промышленных тракторов было своеобразным: подготовка рабочих кадров, особенно на первых порах, шла на учебных базах более чем десяти городов страны. «На предприятиях, где они проходили стажировку, осуществлялась их классовая, профессиональная, а для многих и городская адаптация. На этих заводах, богатых опытом и традициями, в условиях сложившихся коллективов и при непосредственном воздействии наставников они не только хорошо освоили профессии, восприняли лучшие традиции советского рабочего класса, но и получили необходимые знания и опыт, позволившие им по возвращению на ЧЗПТ самим стать наставниками» [16].

Ю.П. Смирнов считал наставничество «одним из эффективных методов приобщения молодежи к традициям рабочего класса». Наряду с положительными явлениями в организации движения он выделял и его недостатки, которые мешали использованию социальной активности кадровых и молодых рабочих: «Слабо велась оценка политических и моральных качеств наставника, отсутствовал анализ взаимоотношений шефов и подшефных. Советы наставников действовали формально, без разработки перспектив и изучения хода текущих дел» [17].

Таким образом, в историко-социологических трудах Ю.П. Смирнова вторая половина 1950-х - первая половина 1980-х годов предстают особым периодом в истории рабочей молодежи республик Волго-Вятского региона. В изучаемые годы произошли существенные изменения в ее социальном облике, которые были связаны с появлением новых и совершенствованием старых отраслей промышленности, становлением новых производственных коллективов, ростом образовательного уровня населения, ухудшением демографической ситуации. Сегодня научное осмысление социальных проблем рабочей молодежи приобретает особую актуальность. «Учитывая все плюсы и минусы пройденного пути, - считает Ю.П. Смирнов, - следует взять все положительное из прошлого, чтобы решать задачи сегодняшнего дня по выводу страны на путь созидательного развития» [18].

Литература и источники

1. Историки России: Кто есть кто в изучении отечественной истории: Биобиблиографический словарь. Саратов: Изд-во «ЛЕТОПИСЬ», 2000. С. 477-478.

2. Смирнов Ю.П. Технический прогресс и изменение профессиональной структуры рабочего класса в Чувашской АССР в 1959-1970 гг. // Рабочий класс и индустриальное развитие СССР. М.: Наука, 1972. С. 277-279; Он же. Количественный рост и изменение структуры рабочего класса в Чувашской АССР (1959-1965 гг.) // Вопросы истории и историографии чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. ун-т, 1976. Вып. 4. С. 64-78; Варюхин Г.А., Смирнов Ю.П. Актуальные проблемы истории рабочего класса автономных республик // История СССР. 1977. № 3. С. 214-216; Корнаков-ский И.Л., Смирнов Ю.П. Основные тенденции становления и развития трудовых коллективов в условиях развитого социализма // Актуальные проблемы истории рабочего класса автономных республик РСФСР. (Творческая и общественно-политическая активность рабочего класса автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма): Межвуз. сб. Чебоксары: Чуваш. ун-т, 1979. Вып. 1. С. 29-38; Смирнов Ю.П. Социальный облик рабочей молодежи // История СССР. 1981. № 2. С. 182-183; Он же. Изучение производственной активности рабочих автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма // Производственная активность рабочего класса СССР в развитом социалистическом обществе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. Вып. 9. С. 148-162; Он же. Источники и формы пополнения рабочего класса Чувашии в условиях развитого социализма // Подготовка и воспитание кадров рабочего класса автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма. Межвуз. сб. Чебоксары: Чуваш. ун-т, 1983. С.18-35; Он же. К вопросу об источниках и формах пополнения рабочего класса Чувашии в 1960-е годы // Рабочий класс в условиях развитого социализма. Источники и формы пополнения. 1960-1980 гг. М.: Наука, 1984. С. 119-142; Он же. Рабочая молодежь и ее роль в ускорении социально-экономического развития общества // Социальная активность рабочей молодежи автономных республик РСФСР: Межвуз. сб. науч. трудов. Чебоксары: Чуваш. ун-т, 1988. С. 5-11; Он же. Рабочая молодежь Российской Федерации в 70-е и первой половине 80-х годов. Чебоксары: Чуваш. ун-т, 1989. 98 с.; Он же. Индустриальное развитие автономных республик Поволжья в 50-80-е годы: опыт и проблемы. Чебоксары: Изд-во Чуваш. унта, 1996. 264 с. и др.

3. Смирнов Ю.П. Индустрия автономных республик Поволжья в середине 50-х - конце 80-х годов: достижения и нереализованные возможности: Автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 1998. С. 27.

4. Государственный архив современной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР). Ф. 6. Оп. 10. Д. 229. Л. 14-15.

5. Смирнов Ю.П. Индустриальное развитие автономных республик Поволжья в 50-80-е годы: опыт и проблемы. С. 152.

6. Смирнов Ю.П. Рабочая молодежь и ее роль в ускорении социально-экономического развития общества. С.10.

7. Смирнов Ю.П. Индустриальное развитие автономных республик Поволжья в 50-80-е годы: опыт и проблемы. С. 155.

8. Там же. С. 155.

9. Смирнов Ю.П. Источники и формы пополнения рабочего класса Чувашии в условиях развитого социализма. С. 29.

10. Смирнов Ю.П. Индустриальное развитие автономных республик Поволжья в 50-80-е годы: опыт и проблемы. С. 152.

11. Там же. С. 156-159.

12. Смирнов Ю.П. Рабочая молодежь и ее роль в ускорении социально-экономического развития общества. С. 9.

13. Там же. С. 5.

14. Там же. С. 7.

15. Корнаковский И.Л., Смирнов Ю.П. Основные тенденции становления и развития трудовых коллективов в условиях развитого социализма. С. 37.

16. Там же. С. 34.

17. Смирнов Ю.П. Индустриальное развитие автономных республик Поволжья в 50-80-е годы: опыт и проблемы. С. 212-239.

18. Смирнов Ю.П. Индустрия автономных республик Поволжья в середине 50-х - конце 80-х годов: достижения и нереализованные возможности. С. 37.

МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА родилась в 1968 г. Окончила Чувашский государственный университет. Доцент, кандидат исторических наук, докторант кафедры докумен-товедения и документационного обеспечения управления. Область научных интересов -социальная и индустриальная история республик Волго-Вятского региона второй половины ХХ столетия. Автор более 45 научных, научно- и учебно-методических работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.