7. Маралов, В.Г. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В.Г. Маралов, И.А. Бучилова, Е.Ю. Клинцова. - М. : Парадигма, 2005. - 288 с.
8. Морозова, Т.Ю. О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада / Т.Ю. Морозова, И.Ю. Лебеденко // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 5. - С. 4-5.
9. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе : коллективная монография / под ред. Л.В. Трубайчук ; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. - Челябинск, 2014. -204 с.
REFERENCES
1. Ananiev, V.A. (1997), Introduction to Health Psychology: textbook, Baltic Pedagogical Academy, St. Petersburg.
2. Baeva, I.A. (2015), "Accompanying the psychological safety of students in the educational environment", Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 6, pp. 135-141.
3. Gribanov, A.D., Kalinenko, V.K. and Clarina, L.M. (1995), Psychology of education:. manual for trainers ofpreschool and primary school education, teachers, psychologists, Aspect Press, Moscow.
4. Zolotukhina, I.P. (2013), "On the issue of health-pedagogical modeling of the space educational institution", Council of Rectors, No. pp. 73-76.
5. Kirpichenkov, A.A. (2011), "Component composition of health-environment in preschool educational institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No.1, pp. 51-54.
6. Kolomiychenko, L.V. (2014), "Development of ideas of social education of preschool children in domestic pedagogics", Pedagogy, No. 9, pp. 50-59.
7. Maralov, V.G., Buchilova, I.A. and Klintsova, E.Yu. (2005), Psychological characteristics of the orientation of teachers on a personal model of interaction with children, Paradigma, Moscow.
8. Morozova, T.Yu. and Lebedenko, I.Yu. (2009), "About contemporary approaches to providing health-environment in the conditions of a kindergarten", Preschool Pedagogy, No. 5, pp. 4-5.
9. Ed. Trubaychuk, L.V. (2014), Psycho-pedagogical support of development ofpre-school age child in the educational process: the collective monograph, publishing house CHIPKRO, Chelyabinsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.06.2016
УДК 159.9
ИЗУЧЕНИЕ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ
Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор,
Елена Викторовна Барышникова, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, Алена Юрьевна Сергиенко, психолог образования, Средняя школа №1 им. Димитрова, с. Федоровка, Федоровского р-на Костанайской обл.,
Республика Казахстан
Аннотация
В статье раскрыты возрастные особенности проявления ситуативной тревожности у пятиклассников и их причины; показаны результаты проведенного констатирующего исследования по трем методикам: Шкале тревожности (А.М. Прихожан), Диагностика уровня школьной тревожности (Р. Филлипс), Дом-Дерево-Человек (Дж. Бук); представлены некоторые рекомендации для педагогов, соблюдение которых позволит снизить неблагоприятный уровень ситуативной тревожности.
Ключевые слова: тревожность, ситуативная тревожность, школьная тревожность, возрастные особенности, младший подросток, пятиклассник.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p226-232
STUDYING OF SITUATIONAL UNEASINESS AT FIFTH-GRADERS Valentina Ivanovna Dolgova, the doctor of psychological sciences, professor, Elena Viktorovna Baryshnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Alyona Yurievna Sergienko, psychologist of education, High school No. 1 of Dimitrov, village ofFedorovka, Fedorovsky of the district of the Kostanay
Region, Republic of Kazakhstan
Annotation
The article deals with the age peculiarities of manifestation of situational anxiety in fifth graders and their causes; shows the results of the ascertaining study on three methods: Scale of anxiety (A.M. Prikhozhan), diagnosis of school anxiety level (R. Phillips), House-Tree-Person (John Buk.); presented some recommendations for educators, the observance of which will reduce the unfavorable level of situational anxiety.
Keywords: anxiety, situational anxiety, school anxiety, age-appropriate, younger teen, fifth grader.
Одним из частых нарушений эмоциональной сферы у младших подростков является повышенная ситуативная тревожность. По мнению специалистов, тревожность является одной из причин появления неврозов в этом возрасте [5, 9, 10]. Особенно часто проявляется тревожность при переходе из начального звена в среднее звено общеобразовательного учреждения. Сказанное подтверждает актуальность исследования проблемы изучения ситуативной тревожности у пятиклассников в учебном процессе.
В психолого-педагогических исследованиях последних лет отмечается дифференцированный подход к интерпретации понятия тревожность [1-10]. Ученые подходят к определению этого понятие через состояние и личностное свойство, как ситуативное явление и как личностную характеристику. Под тревожностью нами понимается свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Ситуативная тревожность связана с проявлением тревоги в определенный момент времени в различных ситуациях взаимодействия субъекта образовательного процесса с различными компонентами образовательной среды образовательных организаций (экзамены, ответы на уроке, отношения с педагогами и одноклассниками, учебными нагрузками т.п.).
Выявлены причины, вызывающие появление ситуативной тревожности у пятиклассников. Одной из них являются психические и социальные изменения, связанные в основном с адаптацией к новым школьным условиям в связи с переходом из начального в среднее звено. Тревожность у пятиклассника может быть вызвана непоследовательностью требований со стороны педагога, преобладание авторитарного стиля общения с обучающимися.
Ситуации неприятия педагога, доверие которого стремится получить младший подросток с помощью успехов в учебной деятельности, тоже приводят к появлению ситуативной тревожности. В этом случае ситуативная тревожность увеличивается, если достижения пятиклассника не находят поощрения.
Ситуации соперничества и конкуренции среди одноклассников также вызывают чувство тревожности. У младших подростков источником повышенной тревожности являются в основном межличностные отношения.
Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками. У тревожных учащихся чаще всего появляется беспокойство, которое вызывается ожиданием быть непринятым сверстниками или оказаться в смешной ситуации.
Одной из причин проявления тревожности могут быть школьные конфликты, большинство из которых связаны с успеваемостью или статусом в классе.
Ситуации повышенной ответственности, связанные с учебной деятельностью, с новыми отношениями в классе, с новой социальной позицией, так же приводят к появлению ситуативной тревожности. В этом случае тревожность обусловлена страхом не оправдать ожидания взрослых, педагогов или родителей.
Следует отметить, что ситуативная тревожность у младшего подростка может возникнуть вследствие внутреннего конфликта, который может быть вызван изучением новых учебных дисциплин, новыми требованиями, предъявляемыми разными учителями в пятом классе, завышенными требованиями педагогов в период адаптации к обучению в пятом классе.
Проявлению ситуативной тревожности у младших подростков способствуют завышенные требования со стороны родителей и педагогов. В этом случае младший подросток испытывает беспокойство, если имеется расхождение между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого от него ждут педагоги или родители. Такое беспокойство при определенных условиях может прейти в тревожность.
Немаловажными факторами, способствующими появлению ситуативной тревожности у младших подростков, являются их возрастные особенности физиологических изменений, связанные с началом полового созревания. Именно эти изменения способствуют дезорганизации поведения младшего подростка и проявлению тревожности в определенных ситуациях.
В целом младший подростковый возраст - это важный возрастной период развития, в котором происходит значительное увеличение количества воспринимаемой информации, оформляются устойчивые формы поведения, определенные черты характера, появляется новая социальная позиция.
Основными психологическими новообразованиями младшего подросткового возраста являются: появление чувства взрослости, приобретение самостоятельности, развитие рефлексий.
Наряду с этим появляется психологический дискомфорт, связанный, прежде всего, с эмоциональной неустойчивостью и появлением чувства тревожности. В этом случае ситуативная тревожность чаще всего связана с неблагоприятными перспективами или соперничеством в классе.
Ситуативная тревожность, как психическое состояние, выражается через разные эмоциональные состояния: беспокойство, нервозность, подавленность, страх и др.
Тревожные учащиеся быстрее своих сверстников устают и утомляются, не могут быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. У таких школьников заметна разница в поведении на учебных занятиях и во внеурочной деятельности. Вне занятий они общительные и непосредственные, а на учебных занятиях они зажаты и напряжены.
Характеристиками тревожных учащихся являются: переживания, беспокойство, мнительность, недоверие к другим, подавленность, плохое настроение, неумение общаться со сверстниками, появление повышенной ответственности, чувствительность к своим неудачам, отказ от учебных заданий, в которых испытывают трудности, безынициативность.
В отдельных случаях признаками тревожности являются эмоциональная возбудимость или проявление агрессии, как результата психологической защиты.
Все это сказывается неблагоприятно на познавательную деятельность и психическое развитие младшего подростка.
Наиболее корректная, на наш взгляд, классификация проявлений тревожности (поведенческие, физиологические и эмоциональные проявления) проведена А.М. Прихожан [9].
Поведенческие проявления связаны с определенными действиями, которые совершает подросток, проявляя тревогу, например, крутит ручку в руках, грызет ногти, в поведении скован, проявляет излишнюю суетливость, часто плачет и др.
Физиологические проявления тревожности выражаются физиологическим состоянием: краснее или бледнеет лицо, дрожат или потеют руки, учащается сердцебиение и др.
Эмоциональные проявления тревожности выражаются через различные эмоции и чувства, например, через чувство вины, стыда или беспомощности.
Появление ситуативной тревожности может привести к неблагоприятному развитию эмоциональной, коммуникативной, когнитивной и других сфер личности младшего подростка. Она может быть фактором, который приведет к дезорганизации всех видов деятельности и самой важной в период обучения в пятом классе, это познавательной деятельности.
Названные причины и новообразования младших подростков влияют на психологическую и социальную адаптацию пятиклассников и установление их позитивных межличностных отношений в коллективе класса.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что школьная тревожность, как один из видов проявления ситуативной тревожности, выступает признаком школьной дезадаптации.
Своё исследование мы провели на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50 г. Челябинска»; в нем приняли учащиеся 5-го «В» класса в количестве 30 человек.
Целью исследования было изучение ситуативной тревожности у пятиклассников.
Опрос педагогов и анализ документации показал, что в 5-ом «В» классе обучаются 22 ребенка из полных семей и 8 детей из неполных семей, в которых не отца.
Общая успеваемость в исследуемом классе хорошая. Все учащиеся класса осваивают программу пятого года обучения в соответствии с учебным планом. Со слов учителя дисциплина в классе хорошая. На уроках большинство учащихся ведут себя активно и отличаются высокой познавательной мотивацией.
По данным школьного психолога, все учащиеся обследуемого класса развиваются соответственно возрасту, дети с нарушениями развития отсутствуют. Ученический коллектив этого класса отличается средним уровнем сплоченности.
Конфликтных ситуаций в классе не возникает, однако учащиеся общаются преимущественно в микрогруппах.
Представим сводные результаты констатирующего эксперимента по выявлению ситуативной тревожности у пятиклассников на рисунке 1.
35%
и 30%
- 25%
е т 20%
с 15%
с и 10%
о в 5%
о 0%
И
30%
23%
20%
Нормальный уровень
Повышенный уровень
Уровни тревожности
Высокий уровень Очень высокий уровень
Рисунок 1. Сводные результаты исследования ситуативной тревожности у пятиклассников по трем методикам («Шкала тревожности» А.М. Прихожан, «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Р. Филлипса,
методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука)
Как видно из рисунка изучение уровней проявления ситуативной тревожности у пятиклассников проводилось по следующим трем методикам:
1. Методика «Шкала тревожности» А.М. Прихожан направлена на выявления уровня тревожности в различных ситуациях: ситуациях, связанных со школой, с общением, с учителями, ситуациях, актуализирующих представление о себе.
2. «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Р. Филлипса предназначена для изучения уровня и характера тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста, связанной со школой.
Эта методика позволяет выявить общую тревожность в школе, переживание социального стресса, проявление страха в различных ситуациях (проверки знаний, в отношениях с учителями).
3. Методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука направлена на изучение эмоциональной и личностной сфер испытуемых.
По результатам исследования получилось, что всего лишь менее, чем у четверти всех испытуемых отмечается нормальный уровень ситуативной тревожности.
Повышенный уровень ситуативной тревожности проявлялся на 7% чаще, чем нормальный (будем считать его оптимальным), высокий уровень ситуативной тревожности -на 4% чаще, чем оптимальный; очень высокий ситуативной тревожности - был всего на 3% реже, чем нормальный.
Таким образом, результаты проведенного исследования показывают преобладание неблагоприятного уровня ситуативной тревожности у большей части учащихся.
Было выявлено, что наиболее часто ситуативная тревожность у испытуемых связана с ситуациями социального взаимодействия, ситуациями проверки знаний, с невозможностью развивать свои потребности в успехе, с ожиданием негативных оценок и с отношениями с педагогами.
Поскольку тревожность у младших подростков не является устойчивой чертой характера и ее появление обусловлено, прежде всего, определенными жизненными ситуациями, то при проведении целенаправленной работы с использованием инновационных образовательных технологий учителями ситуативная тревожность у младших подростков может быть снижена.
С учетом полученных результатов нами были составлены рекомендации для педагогов, соблюдение которых позволит снизить неблагоприятный уровень ситуативной тревожности. Приведем для примера некоторую часть из них:
• развивать уверенность у обучающихся;
• создавать положительный эмоциональный фон;
• повышать самооценку у тревожных подростков;
• быть последовательным в своих действиях по отношению к младшему подростку;
• учитывать индивидуальные особенности обучающихся;
• сравнивать достижения обучающихся только с их собственными успехами или неудачами;
• предоставлять возможность для реализации индивидуальных способностей и творческих возможностей;
• создавать ситуацию успеха;
• оказывать педагогическую поддержку, обеспечивать успех в учебной деятельности;
• развивать веру в собственные силы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березнева, Е.Ю. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности подростков с видами темперамента, ситуативной тревожностью и межличностными отношениями в семье / Е.Ю. Березнева, Т.И. Крысова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -
2015. - № 10-2. - С. 357-360.
2. Буркова, Е.В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 96100.
3. Володина, Ю. А. Деструктивные психологические защиты как факторы дезадаптивного поведения детей сирот, переживших жестокое обращение в семье / Ю.А. Володина, Н.М. Юшкова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 3. - № 4. - С. 365-368.
4. Кириллина, С. А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков / С.А. Кириллина // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 4 (12). - С. 36-43.
5. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /
B.В. Лебединский. - М. : АСТ, 2007. - 412 с.
6. Москвитин, П.Н. Психогигиена и психопрофилактика аддикции у школьников: экзистенциально-гуманистическая модель / П.Н. Москвитин // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2013. - № 3-2 (91). -
C. 98-103.
7. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
8. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - СПб. : Питер, 2009. - 192 с.
9. Сагова, П.Р. Оценка школьной тревожности учащихся общеобразовательных школ / П.Р. Сагова, С.В. Павлова, С.Ю. Артамонова // Экология и здоровье человека на Севере : сборник материалов IV-го конгресса с международным участием / ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова», Медицинский Институт ; Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) ; Лига «Женщины-Ученые Якутии» ; Якутский Научный Центр комплексных медицинских проблем СО РАН. - Якутск, 2013. - С. 571-575.
10. Тимербулатов, И.Ф. Комплексная медико-психологическая оценка эмоционального состояния школьников как показателя психической дезадаптации детей и подростков в условиях общеобразовательных учреждений крупного города / И.Ф. Тимербулатов // Профилактическая медицина. - 2008. - Т. 11. - № 3. - С. 44-46.
REFERENCES
1. Berezneva, E.Y. and Krysov, T.I. (2015), "The relationship of motivation of educational activity of teenagers with views of temperament, situational anxiety, and interpersonal relationships in the family", International Journal of Applied and Basic Research, No. 10-2, pp. 357-360.
2. Burkova, E.V. (2015), "Psycho-pedagogical correction of situational anxiety in adolescents 13-14 years", Scientific Methodological Concept electronic magazine, Vol. 18, pp. 96-100.
3. Volodina Yu.A. and Yushkova, N.M. (2014), "The destructive psychological protection as factors maladaptive behavior orphans, survivors of domestic abuse", Proceedings of the University of Saratov. New episode. Psychology of Education. Developmental Psychology, Vol. 3, No. 4, pp. 365-368.
4. Kirillina, S.A. (2013), "Socio-psychological analysis of the determinants of experiences anxiety in adolescents", National psychological journal, No. 4 (12), pp. 36-43.
5. Lebedinsky, V.V. (2007), Emotional disorders in childhood and their correction, AST, Moscow.
6. Moskvitin, P.N. (2013), "Psychohygiene psychoprophylaxis and addiction among schoolchildren: the existential-humanistic model", Bulletin of the East-Siberian Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, No. 3-2 (91), pp. 98-103.
7. Nemov, R.S. (2007), Psychological Dictionary, VLADOS, Moscow.
8. Prikhozhan, A.M. (2009), Anxiety Psychology: preschool and school age, Peter, St. Petersburg.
9. Sagova, P.R., Pavlova, S.V. and Artamonova, S.Yu. (2013), "Evaluation of school anxiety of students of secondary schools", In: Ecology and human health in the North Collection of Materials IV-th Congress with international participation, North- Ammosov Eastern Federal University, Medical Institute, The Ministry of Health of the Republic of Sakha (Yakutia), League "Women Scientists of Yakutia", Yakut Scientific Center for Comprehensive Medical Problems of the Russian Academy of Sciences, pp. 571-575.
10. Timerbulatov, I.F. (2008), "Comprehensive medical and psychological evaluation of the emotional state of school children as an indicator of mental maladjustment of children and adolescents in edu-
cational institutions of a large city", Preventive Medicine, Vol. 11, No. 3, pp. 44-46.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.05.2016
УДК 796:159.9
НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ
Виктория Викторовна Коломенская, кандидат психологических наук, Наталья Александровна Скляр, кандидат психологических наук, доцент, Ирина Ивановна Таран, кандидат психологических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК),
г. Великие Луки
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных детерминант спортивных достижений высококвалифицированных борцов, которые могут быть использованы для определения направлений психологического сопровождения личностного развития спортсменов.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, личностные детерминанты спортивных достижений, результативность, высоко- и низкорезультативные борцы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p232-236
PHYSIOLOGICAL SUPPORT DIRECTIONS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF THE HIGHLY-QUALIFIES WRESTLERS
Victoria Viktorovna Kolomenskaya, the candidate of psychological sciences, Natalya Aleksandrovna Sklyar, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Irina Ivanovna Taran, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikie Luki
Annotation
The article presents the empirical research results of personal determinants of highly skilled wrestlers' sports achievements. It is necessary to identify the physiological support directions of personal development of athletes.
Keywords: psychological support, personal determinants of sports achievements, efficiency, high and low-impact wrestlers.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития спорта, когда объективные показатели спортивных рекордов и достижений достигли пределов естественных возможностей человеческого организма, психологическое сопровождение становится неотъемлемой частью спортивной деятельности. Одной из важных задач психологического сопровождения спортсменов является нахождение и использование психологических ресурсов роста спортивных результатов.
Общие эффекты системы психологического сопровождения спорта можно ожидать как на уровне динамики спортивных результатов (т.е. результатов спортивной деятельности в узком смысле), так и на уровне общего развития спортсменов (т.е. результатов спортивной деятельности в широком смысле).
В спорте высших достижений психологическое сопровождение занимает центральное место в подготовке к соревнованиям. Это обусловлено ростом физических и нервно-психических нагрузок, резким увеличением ответственности за результат своего