Научная статья на тему 'Изучение семантики, структуры и способов освоения языкового знака в курсе семасиологии русского языка'

Изучение семантики, структуры и способов освоения языкового знака в курсе семасиологии русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
738
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК / СЕМАНТИКА / СИНТАКТИКА / ПРАГМАТИКА ЗНАКА / ДЕКОДИРОВАНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЗНАКА / LANGUAGE SIGN / SEMANTICS / SYNTAX / PRAGMATICS / SIGN DECODERING / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цупикова Елена Викторовна

Статья содержит некоторые выводы, касающиеся природы и сущности языкового знака, а также этапов усвоения семантики знака в процессе индивидуального овладения языком. Знак-это материальное явление, структура которого представляет собой идеальную сущность, хранящуюся в сознании людей. В процессе приема и переработки знаковой информации человек производит следующие виды позна-вательной деятельности: восприятие, идентификация, опознание, декодирование, интерпретация. Освоение знака происходит поэтапно: возникновение целосного образа предмета; абстрагирование образа, отчуждение качеств, формирование обобщения; включение обобщенного образа в класс. Для адекватного освоения и восприятия знака необходим учет трех аспектов: семантики, синтактики и прагматики знака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The studying of semantics, structure and the ways of language sign mastering in the semasiology course layout

The article given to your attention contains some conclusions concerning the nature and the main points of the language sign, and also the stages of learning the sign semantics in the process of individual language mastering. The sign is a material phenomenon, and its structure is an ideal substance, kept in human consciousness. While reception and specification of sign information a man carries out the following types of cognitive activity: perception, identification, recognition, decoding, interpretation. The mastering of the sign by a man occurs in following discrete steps: genesis of the all-in-one image of an object; abstraction of the image; disposition of its properties; formation of generalization; connection the general image to the class. For the adequate sign learning and receptioning it is necessary to take into account three aspects of the sign: its semantics, syntactic and pragmatics.

Текст научной работы на тему «Изучение семантики, структуры и способов освоения языкового знака в курсе семасиологии русского языка»

УДК 37.013.46 Е. В. ЦУПИКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ИЗУЧЕНИЕ СЕМАНТИКИ, СТРУКТУРЫ И СПОСОБОВ ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА В КУРСЕ СЕМАСИОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья содержит некоторые выводы, касающиеся природы и сущности языкового знака, а также этапов усвоения семантики знака в процессе индивидуального овладения языком. Знак—это материальное явление, структура которого представляет собой идеальную сущность, хранящуюся в сознании людей. В процессе приема и переработки знаковой информации человек производит следующие виды позна-вательной деятельности: восприятие, идентификация, опознание, декодирование, интерпретация. Освоение знака происходит поэтапно: возникновение целосного образа предмета; абстрагирование образа, отчуждение качеств, формирование обобщения; включение обобщенного образа в класс. Для адекватного освоения и восприятия знака необходим учет трех аспектов: семантики, синтактики и прагматики знака.

Ключевые слова: языковой знак, семантика, синтактика, прагматика знака, декодирование, интерпретация знака.

Считая методику преподавания русского языка прикладной лингвистикой, мы определяем отбор содержания курса как первую из задач методиста. Как известно, семасиология изучает значение и смысл языковых знаков, их синтактику и прагматику, иначе говоря, синтагматические и парадигматические свойства фигур плана содержания (по Л. Ельмслеву). Освоение, применение (кодирование, декодирование и интерпретация) языкового знака (т.е. коммуникация) составляют важнейший аспект развития мышления и личности индивида. Содержание названной темы можно, таким образом, представить в учебном процессе.

В процессе коммуникации знак, кроме языкового значения, реализует индивидуальный смысл говорящего и содержит элемент обобществления этого смысла, более или менее удачную попытку придания ему статуса социального явления. Знак, таким образом, является посредником в соотнесении субъективного и объективного, реализуя гносеологическую установку коммуникативного акта.

Количество знаков в языке ограничено, при этом возможность передачи смыслов безгранична. Экономия языковых средств компенсируется за счет мыслительной пресуппозиции. Пресуппозиция — это предварительное знание, программирующее однозначное понимание фразы и ее компонентов.

Человек в процессе общения называет не вещь (состояние, процесс, эмоцию и т.д.), а свое мыслительное обозначение (представление, образ) этой вещи или сути называемого явления (конечно, если это не прямое указание). В этом заключается процесс номинации — гносеологической обработки, освоения, отчуждения явления от материального мира и перевод его в план идеального. Происходит это приблизительно так.

Человек познает мир с помощью таких индивидуальных психических процессов, как ощущение, во-

сприятие и представление. Благодаря их работе в мышлении складывается образ предмета. Образ можно определить как более или менее полную копию объекта. Образ как бы наложен на предмет. При этом образ идеален, но в то же время субъективно реален по отношению к субъекту-носителю образа, т.к. в образе общее выражается через единичное, субъективно окрашенное, конкретное.

В основе формирования образа лежит усвоение в онтогенезе «систем чувственных качеств» и использование их как эталонов при обследовании свойств воспринимаемых предметов [1].

На основе образа в мышлении человека строится модель объекта. Модель, в отличие от образа, материальна. Отражаясь в сознании, модель представляет извлеченную из объекта познания систему отношений определенного рода в доступном для восприятия и осмысления виде. Модель всегда обладает качеством своеобразной наглядности, становясь в процессе психической деятельности человека элементом (формой) мысли.

Итак, образ оказывается генетически первичным по отношению к знаку вообще, и к модели в частности. Образ относится к сфере индивидуального опыта человека, благодаря которому человек овладевает знаниями, накопленными обществом. Это овладение происходит посредством знаков. В знаке с помощью модели происходит материализация и социализация образа.

Знак — это материальное замещение предмета, опосредованное образом (знак по происхождению — «знак образа данного чего-то»), то есть овладение системой знаков предполагает освоение соответствующих образов, построение моделей на их основе и опосредовано отношениями человека с другими людьми. Знак — материальный носитель обобщений и абстракций, выработанных обществом. В общем виде это можно представить в виде схемы 1.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

Схема 1. Знак как материальный носитель обобщений

Схема 2. Первый этап освоения знака - формирование мыслительного образа объекта

Схема 3. Второй этап освоения знака - построение обобщенной модели объекта

При развитом восприятии процессы формирования нового образа функционируют в единой системе с другими психическими функциями и интеллектуальными процессами. В этом случае процесс формирования образа может идти тремя путями:

1) житейским, по которому образ формируется неосознанно из жизненного опыта, спонтанно;

2) комплексным, когда создание образа происходит с использованием практически-действенного и конкретно-образного мышления;

3) понятийным — в процессе вербально-дискурсивного мышления.

В процессе индивидуального развития человека освоение языкового знака и формирование соответствующего понятия происходит поэтапно:

1) возникновение целосного образа предмета;

2) абстрагирование образа, отчуждение качеств, формирование обобщения;

3) включение обобщенного образа в класс.

На первом этапе освоения знака на основе акустического образа, предложенного (заданного) извне,

формируется мыслительный образ объекта, который является его копией. Знак на этом этапе обозначает конкретный предмет и включается в систему синтагматических представлений, указывающих на все признаки данного предмета и возможные операции с ним. При этом признаки не классифицируются на основные, дополнительные и факультативные, а опарации не осознаются как возможные с другими объектами (схема 2).

На втором этапе происходят операции обобщения и абстрагирования образа, в результате соотнесения полученного эталона с воспринимаемым знаком образуются элементы обследования, представляющие собой отдельные свойства и признаки данного знака, между которыми мышление устанавливает связи различных типов. Здесь же происходит дифференциация основных, дополнительных и факультативных признаков объекта. На этом этапе на основании образа строится обобщенная модель объекта (знака) (схема 3).На третьем этапе происходит соотнесение полученной модели с другими моделями: включение

Схема 4. Т ретий этап освоения знака - включение модели в класс

Схема 5. 1-й-3-й этапы освоения знака

ее в определенный класс, категорию, род. другими словами, этот этап предполагает не только объединение и обобщение, но и выделение и абстрагирование отдельных свойств и признаков предмета или знака, причем «эти свойства и признаки могут рассматриваться отдельно, отвлеченно, вне конкретной и фактической связи, в которой они даны в практическом опыте» [2]. Обобщение этих свойств и признаков создает модель высокого уровня, которая может функционировать как элемент мысли и использоваться человеком в теоретической деятельности (схема 4).

Эти этапы описывают житейский путь освоения знака и формирования понятий. Здесь возможен и часто наличествует четвертый этап, связанный с освоением лингвистических символов — переносных значений слов и образных значений (идиоматических).

Таким образом, в сознании человека, использующего знак, образуется прочная ассоциация между представлением предмета и представлением номинации предмета. Ф. де Соссюр назвал первый вид представлений понятием (означаемым), а второй — акустическим образом (означающим). Означающее и означаемое разных знаков в системе языка находятся в отношениях противопоставления, а сами знаки находятся между собой в отношениях сходства и различия. Эти отношения можно назвать структурой знака.

По мнению датского лингвиста Луи Ельмслева (1899— 1965), означающее и означаемое выступают в сознании человека как особые единицы языка наряду со знаками. Л. Ельмслев назвал их фигурами [3].

Если знаки — двусторонние единицы, то фигуры — односторонние. Фигуры делятся на две группы: фигуры плана выражения и фигуры плана содержания. Таким образом, структуру знака можно описать как представления плана выражения и плана содержания.

В.М. Бельдиян [4] выделяет следующие представления плана выражения.

1. Сигнал-представление об индивидуальном произношении (написании). Например, каждый человек может по голосу определить, кто из его знакомых говорит, даже не видя говорящего.

2. Типовой образ. Например, независимо от того, что произношение звука [а] осуществляется разными голосами, мы воспринимаем эти произношения как представления одного звукового образа.

3. Аксиологические (оценочные) образы (означающее) произношения или написания, которые характерны для конкретного языка и навязываются говорящему со стороны языковой системы. Например, русские люди считают, что твердые и мягкие согласные-это разные звуки, а для англичанина или носителя тюркских языков - это варианты одного звука. Носители разных языков слышат звуковые различия, но оценивают их по-разному. Так, для англичанина [в] и ^] — разные звуки (губно-зубной и взрывной, губно-губной), а для русского — это диалектные варианты одного звука [4, с. 50].

Система представлений плана содержания построена аналогично:

— мыслительный образ, который является индивидуальным представлением об объекте;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

Схема 6. 4-й этап освоения знака

знак

пень

семантика

спиленное

глупый,

несообразительный

синтактика

большой

трухлявый

старый

Схема 7. 5-й этап освоения знака

— модель, представляющая собой систему признаков объекта, благодаря которой возможно включение знака в класс, род или категорию;

— лингвоспецифический компонент знака (символический, идиоматический).

Различия между образом и моделью в русском языке определяются по контексту, а в западноевропейских языках — с помощью определенных (образ) и неопределенных (модель) артиклей.

Исходя из вышесказанного, алгоритм мыслительных действий по опознаванию отдельного знака можно представить таким образом:

— восприятие звукового комплекса знака и установление ассоциативной связи с индивидуальным мыслительным образом объекта;

— определение основного признака объекта, установление названия (рода, класса, категории) основного признака;

— различение дополнительных признаков относительно основного, выдвижение гипотезы о структуре модели;

— определение лингвоспецифического компонента модели;

— контекстуальный анализ полученной модели, определение взаимосвязи с другими моделями.

На этапах с первого по третий выявляется семантика знака, четвертый этап связывается с прагматикой, а пятый предполагает установление синтактики знака (схемы 5 — 7).

Четвертый и пятый этапы можно объединить в один, так как контекстуальный анализ семантики слова тесно связан с выявлением особых компонентов знака, образующих перенос и образность, то есть лингвистических символов.

Символ — это особая разновидность знака, которая посредством заключенного в ней наглядного образа выражает нечто существенно важное. Как отметил Гегель, символ «есть некоторое созерцание, собственная определенность которого по своей сущности и понятию является более или менее тем самым содержанием, которое оно как символ выражает» [5].

Ф. де Соссюр также отмечал, что символ не до конца произволен, содержит рудимент естественной связи между означающим и означаемым: «Символ справедливости, весны нельзя заменить чем попало — колесницей, например» [6, с. 79]. «Символ находится в отношениях рациональной связи с означаемой вещью» [6, с. 83]. Таким образом, символом служит не только слово, но и предмет, который оно обозначает. Происходит как бы переворачивание плана выражения и плана содержания знака.

В.М. Бельдиян выделяет три вида символов: бытовые, общекультурные и художественные [7, с. 76].

В быту каждый окружающий нас предмет обладает лично для нас какой-то положительной или отрицательной ценностью. Например, авторучка для школьника, студента, научного работника или писателя обладает большей ценностью, чем для слесаря. Для человека с плохим зрением очки — символ адекватного восприятия мира, а для человека, который не пользуется очками, они выступают символом искаженного видения мира или помехи в его восприятии, ср. у В.В. Маяковского: «Профессор, снимите очки-велосипед! // Я сам расскажу Вам о времени и о себе». Как видим, понятие бытового символа тесно связано с понятием прагматического компонента знака.

Следующая группа — общекультурные символы. Это такие слова и выражения из фольклора, обще-

употребительных штампов и прецедентных (широко известных) текстов, которые знакомы всем или большинству представителей данного этноса. Например, для русского человека Баба Яга — это символ злой, ворчливой или вздорной старухи, Емеля — символ хитроватого простака и т.д. В русской лингвистической культуре символическими значениями обладают названия растений и животных. Так, ромашка — символ маленькой и светлой девушки, лилия — символ невинности, красная роза — символ страстной любви. Общекультурные символы лингвоспецифичны, трудно переводимы на другие языки. Они входят в структуру языковой картины мира человека-носи-теля языка.

Третий вид лингвистической символики — художественные символы. Они создаются в фольклоре и в художественных произведениях великих писателей. Символ означает определенное отношение человека к миру.

Художественная символика, создаваемая выдающимися мастерами слова, имеет некоторое сходство с бытовой символикой. Отличие ее в том, что индивидуальный символ великого человека становится достоянием его нации, а при качественном переводе входит в систему художественной символики других народов.

Следовательно, для адекватного освоения и восприятия знака необходим учет трех аспектов:

— семантики знака, которая определяется отношением знака к другим знакам в системе (определение лексического значения требует подбора гипонимов, гетеронимов, синонимов, дублетов, антонимов, приведение словообразовательных гнезд и т.д.);

— синтактики знака, которая раскрывает дополнительные оттенки смысла (определение сочетаемости в языке, в речи);

— прагматики знака, которая обозначает отношение к знаку индивида и социума.

При определении семантики и синтактики языкового знака происходит процесс декодирования; определяя прагматику (бытовые, художественные символы, лингвоспецифические компоненты), мы производим операцию интерпретации.

Таким образом, в процессе приема и переработки знаковой информации человек производит следующие виды познавательной деятельности: восприятие (соотнесение акустического образа с индивидуальным мыслительным образом), идентификация (построение модели объекта на основании мыслительного образа), опознание (соотнесение полученной модели с другими моделями), декодирование (расшифровка семантики и синтактики), интерпретация (определение характера прагматических компонентов знака).

Вышеизложенное можно представить в виде следующих тезисов:

1. Знак — это материальное явление, структура которого представляет собой идеальную сущность, хранящуюся в сознании людей.

2. Посредством знака человек производит процесс номинации — гносеологической обработки, освоения, отчуждения явления от материального мира и перевод его в план идеального для его адекватного восприятия и осознания.

3. Освоение человеком знака происходит поэтапно: возникновение целосного образа предмета; абстрагирование образа, отчуждение качеств, формирование обобщения; включение обобщенного образа в класс.

4. Для адекватного освоения и восприятия знака необходим учет трех аспектов: семантики знака, которая определяется отношением знака к другим знакам в системе (определение лексического значения требует подбора гипонимов, гетеронимов, синонимов, дублетов, антонимов, приведение словообразовательных гнезд и т.д.); синтактики знака, которая раскрывает дополнительные оттенки смысла (определение сочетаемости в языке, в речи); прагматики знака, которая обозначает отношение к знаку индивида и социума.

Освоение теоретических сведений на занятиях русского языка проводится при выполнении следующих видов заданий:

— компонентный анализ значения слова;

—анализ актуализированных сем в контексте;

— анализ символичности, образности, идиома-тичности лексем в тексте;

— построение фреймовой модели концепта;

— сравнение (сопоставление) концепта с его частичными эквивалентами в другом языке и определение его национальной специфики.

Таким образом, для освоения данной темы в курсе семасиологии должны быть привлечены сведения по психологии, психолингвистике, логике, лексикологии, теории высказывания и социолингвистике, лингвокультурологии, лингвострановедению и т.д., то есть целый комплекс пресуппозиций, необходимых для развития языкового чутья обучаемых.

Библиографический список

1. Восприятие и действие / А. В. Запорожец [и др.]. — М., 1967. — 109 с.

2. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. — М., 1960. — 340 с.

3. Ельмслев, Л. Пролегомены к теории языка / Л. Ельмслев // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 1. — М. : Прогресс,1960. — С. 264 — 389.

4. Бельдиян, В.М. Основы дидактолингвистики / В.М. Бельди-ян. — Омск, 2007. — 220 с.

5. Гегель, Г.Ф.В. Наука логики / Г.Ф.В. Гегель. — М. : Мысль, 1999. — 1072 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1999. — 426 с.

7. Бельдиян, В.М. Русский язык и культура речи / В.М. Бельдиян, Е. В. Федяева. — М., 2006. — 546 с.

ЦУПИКОВА Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (г. Омск), доцент кафедры лингво-дидактики и исторического языкознания Омского государственного педагогического университета. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.11.2009 г.

© Е. В. Цупикова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.