УДК 796.01:159.9
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВЫБОРА МЕТОДОВ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОМ
Кандидат биологических наук, доцент, преподаватель Новосибирского училища (колледжа) олимпийского резерва, доцент кафедры теоретических основ физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета М. А. Одинцова.
Контактная информация для переписки: 630087, Российская Федерация, г. Новосибирск, Новосибирское училище (колледж) олимпийского резерва, ул. Немировича-Данченко, 140.
Актуальность данного исследования связана с поиском путей обеспечения психологической готовности спортсменов высокого класса к соревнованиям. Проблема её достижения обусловлена во многом недостаточностью психологических знаний тренеров, а также их неспособностью различать признаки проявления предстартовых состояний и, тем более, применять свои педагогические воздействия с учётом индивидуальных особенностей спортсменов.
С целью изучения закономерностей выбора эффективных методов психорегуляции эмоциональных состояний спортсменов высокого класса изучались их личностные особенности.
Среди методов исследования применялось тестирование для определения общей и эмоциональной направленности личности спортсменов, локуса контроля, тревожности и фрустрированно-сти. Также спортсменам необходимо было проран-жировать основные методы психорегуляции эмоциональных состояний с учётом их субъективной эффективности.
В результате исследования выделено общее и отличное в уровне развития эмоций в зависимости от направленности личности спортсмена. Также выявлены предпочтительные методы психорегуляции предстартовых состояний. Для большинства высококвалифицированных спортсменов с направленностью личности на деятельность - это аутотренинг и специальные физические упражнения. Для спортсменов, ориентированных на себя, кроме выше представленных, большое значение имеет поддержка родных и тренера. Многие спортсмены с невыраженной направленностью личности счи-
тают наиболее эффективными: общение с тренером и методы отвлечения, основанные на активизации воображения.
Среди результатов исследования проведён и индивидуальный анализ взаимосвязи направленности личности с показателями тревожности, фрустрированно-сти.
Полученные данные могут иметь теоретическую и практическую значимость для тренеров и психологов, работающих со спортсменами высокого уровня.
Ключевые слова: психологическая подготовка спортсменов; методы психорегуляции предстартовых состояний; особенности личности высококвалифицированных спортсменов.
Актуальность. Оптимальное предстартовое состояние спортсмена является необходимым условием эффективной реализации всех сторон его подготовленности для достижения высоких результатов на соревновании [5, с. 295]. Это обеспечивается за счёт определённого уровня активации нервной системы спортсмена, стимулирующей его физические, технические, тактические возможности [3, с. 256]. Но существует проблема понимания тренерами важности дифференцированно-индивидуального подхода в выборе методов психорегуляции предстартовых эмоциональных состояний спортсменов. Такое противоречие обусловлено не только ошибками в диагностике данного состояния, но и незнанием особенностей личности спортсмена, которые определяют его предпочтения и, соответственно, эффективность разных способов психокоррекции.
В связи с этим целью исследования было выявление влияния особенностей личности спортсменов вы-
сокой квалификации на их выбор методов психорегуляции эмоциональных состояний.
Методы исследования. Для реализации данной цели были обследованы спортсмены уровня кандидата в мастера спорта и мастера спорта разных специализаций (21 человек), обучающиеся в НГПУ ФФК и НУ(К) ОР. Методы психодиагностики включали в себя: определение направленности личности спортсменов по методике Б. Басса [1, с. 28], эмоциональной направленности по методике Б. И. Додонова [6], локуса контроля по методике Дж. Роттера [4, с. 495], тревожности и фру-стрированности по методике Айзенка [4, с. 374]. Также спортсменам необходимо было проранжировать основные методы психорегуляции эмоциональных состояний с учётом их субъективной эффективности. Среди предложенных методов регуляции представлены: сознательное управление тонусом мышц и темпом речи, аутотренинг, специальные физические упражнения, чтение книг, разговор с родными, представление ярких образов, слова тренера, просмотр фильмов, прогулка (экскурсия), общение с членами спортивной группы (команды), прослушивание музыки, дыхательные упражнения, подбадривающее влияние зрителей [2, с. 41]. Среди показателей эмоциональной направленности личности и предпочитаемых способов психокоррекции рассматривались 2-3, выделяющихся от остальных.
Полученные данные подвергнуты дифференциально-индивидуальному анализу и выражены в процентах, отражающих количество спортсменов с определённой характеристикой.
Результаты исследования и их обсуждение. Выявленные данные направленности личности показали, что у 20 % изучаемых спортсменов она проявлялась в отношении деятельности и по 40 % на самого себя и без выраженной ориентации. Не выявлены спортсмены, ориентированные на общение с другими людьми. При высокой спортивной квалификации это может быть связано с их более профессионально-деятель-ностной направленностью и требует сосредоточения в большей степени либо на своих возможностях, либо на действиях для достижения спортивных целей.
Анализируя взаимосвязь общей и эмоциональной направленности личности исследуемых, можно выделить, что часто спортсменов, ориентированных на деятельность, - в 66,7 % случаев - характеризуют пугни-ческие (связанные с интересом к борьбе), глорические (возникающие на основе потребности в самоутверждении, в славе) и коммуникативные эмоции.
У обследуемых с личностной направленностью на себя преобладают пугнические, праксические (по 66,7 %) эмоции; коммуникативные потребности преобладают у 33,3 % исследуемых данной подгруппы.
Спортсмены с невыраженной личностной направленностью отличались большим разнообразием эмоциональных отношений. У 50 % этой подгруппы среди наиболее развитых эмоций были пугнические, праксические и коммуникативные; у 33,3 % - гедонистические, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
Обобщая данные всех исследуемых, можно говорить о преобладании у большинства пугнических, праксических и коммуникативных эмоций; менее всего развиты эстетические, акизитивные (возникающие в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей), реже романтические эмоции. Возможно, это также обусловлено большей концентрацией спортсменов высокой квалификации на конкретных действиях в совершенствовании своих возможностей.
Изучение взаимосвязи направленности личности с предпочитаемыми методами психорегуляции выявило, что все спортсмены, ориентированные на дело, выбирают как более эффективные для коррекции эмоционального состояния аутотренинг и специальные физические упражнения. При этом не выраженное развитие праксических эмоций у данной подгруппы исследуемых может говорить о необходимости снижения эмоционального фона для рационализации поведения при итак имеющейся направленности на деятельность.
У 66,7 % спортсменов с преимущественной направленностью личности на самого себя можно отметить среди предпочитаемых способов управления эмоциональным состоянием - аутотренинг; у 50 % - специальные физические упражнения и влияние родственников или тренера.
Схожий выбор эффективных методов психорегуляции спортсменов с направленностью личности на дело и на себя, можно предположить, обусловлен высоким уровнем их мастерства, большим соревновательным стажем и более конкретным видением способов достижения цели по сравнению со спортсменами с невыраженной направленностью личности.
Все исследуемые спортсмены с невыраженной личностной направленностью выделяют, прежде всего, значимость тренера в коррекции их эмоциональных состояний. У 50 % спортсменов предпочитаемые способы коррекции связаны с отвлечением на какие-либо образы. Несмотря на высокую квалификацию, лишь треть спортсменов этой подгруппы рассматривают аутотренинг как эффективный метод психокоррекции (рис.).
Более подробный индивидуальный анализ взаимообусловленности выбора эффективных для спортсменов способов психорегуляции показал, что в 75 % случаев высокий уровень развития романтических эмоций предопределяет опору в управлении предстартовыми состояниями на создание каких-либо образов (творчество). У остальных спортсменов взаимосвязи между рассматриваемыми показателями не выявлено.
Также интересно отметить, что, несмотря на высокий уровень квалификации, большая часть исследуемых спортсменов определяют значимую роль в обеспечении психорегулирующих воздействий тренера. Лишь обследуемые с направленностью личности на дело, а также те, кто имеют низкие показатели тревожности и фрустрированности, не выделили общение с тренером как эффективный для них способ коррекции эмоционального состояния.
№4 I 2015
109
__ Л т,__ .
' 1 ------
Г II Я, | щ -.Т^л,.,
Рис. Системное представление общностей и взаимосвязей
общей и эмоциональной направленности личности и предпочитаемых методов психорегуляции эмоционального состояния спортсменов высокой квалификации
Мнение большинства здесь может говорить о глубоком признании опыта и возможностей тренера. Также это может быть и привычка прислушиваться к тренеру как часть предсоревновательного ритуала, который долгое время сопровождал стартовое поведение спортсмена.
Выше сказанное подтверждают данные о преобладании среди исследуемых занимающихся с интерналь-ным локусом контроля (85,7 %). Данную направленность самоконтроля при этом имеют все спортсмены, не отметившие приоритетное значение тренера в психорегуляции эмоциональных состояний.
выводы:
1. Общей эмоцией, высоко развитой у большинства исследуемых спортсменов, является пугническая, связанная с потребностью преодоления и отражающая сущность тренировочно-соревновательной деятельности на уровне высших достижений.
2. Спортсмены, ориентированные на деятельность, чаще руководствуются пугническими, глорическими и коммуникативными эмоциями и предпочитают среди методов психорегуляции аутотренинг и специальные физические упражнения.
3. Спортсменов с направленностью личности на себя характеризуют, в большинстве случаев, пугниче-
ские и праксические эмоции. При этом они выбирают как эффективные, помимо аутотренинга и специальных физических упражнений, поддержку родных и тренера.
4. Спортсмены с невыраженной направленностью личности чаще, но в меньшей степени, чем занимающиеся с ориентацией на дело и на себя, проявляют пуг-нические, праксические и коммуникативные эмоции и предпочитают среди способов управления эмоциональным состоянием общение с тренером и методы отвлечения, основанные на активизации воображения.
5. Спортсмены с направленностью личности на деятельность, а также те, кто имеют низкие показатели тревожности и фрустрированности, в отличие от остальных исследуемых, не считают общение с тренером эффективным методом психорегуляции.
Подводя итог проведённых исследований, можно сделать вывод, что из всех изученных психологических показателей определяющую роль в выборе эффективных методов психорегуляции спортсменов высокого уровня играет общая направленность личности спортсмена, которая влияет на развитие конкретных эмоций и, соответственно, на предпочтение определённых способов управления эмоциональными состояниями.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
2. Моросанова, В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека / В. И. Моросанова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2010. -№ 1. - С. 36-45.
3. Одинцова, М. А. Системный подход в работе спортивного психолога / М. А. Одинцова // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 255-258.
4. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2010. - 694 с.
5. Спортивная психология: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: [б. и.], 2012. - 440 с.
6. Сайт «Мир тестов». - Режим доступа: ШрУ/т^еБ!^. ru/ut¡l/¡ndex.php?f=6232
STUDY OF PSYCHOLOGICAL REGULARITIES WHEN CHOOSING THE REGULATION METHODS OF A SPORTSMAN'S EMOTIONAL CONDITION
M. Odintsova, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Lecturer of the Novosibirsk Olympic Reserve College, Associate Professor of Theorical Bacics of Physical Education in Novosibirsk State Pedagogical University
Contact information for correspondence: 140 Nemirovicha-Danchenko str., Novosibirsk, Russian Federation, Novosibirsk Olympic Reserve College.
Urgency of the given research is connected with looking for the ways of ensuring high class sportsmen's psychological readiness for competitions. The problem of achieving it is mainly in insufficient psychological knowledge of coaches as well as their inability to distinguish the signs of prestarting conditions and, all the more, to use their pedagogical influences taking into account the athletes' individual characteristics.
For studying the regularities of choosing effective psychological regulation methods of high class sportsmen's emotional conditions their personal peculiarities have been learned.
Among the research methods was the testing to determine general and emotional orientation of sportsmen's personality, locus of control, anxiety and frustration. Also the sportsmen needed to range the methods of emotional conditions psychoregulation taking into account their subjective effectiveness.
As the research result the general and different features in the level of emotions development depending on sportsmen's personality orientation have been distinguished, as well as the preferable methods of prestarting condition psychoregulation. For most highly skilled sportsmen with activity oriented personality it is autogenic training and special physical exercises. For self-oriented sportsmen, except the above mentioned methods, large value has the relatives and the coach support. Many sportsmen having indistinct emotional orientation consider communication with coaches and methods of distraction based on imagination activating to be most effective.
The individual analysis of interrelation between personality orientations and anxiety, frustration indices has also been conducted.
The findings may have theoretical and practical significance for coaches and psychologists working with high level sportsmen.
Keywords: psychological training of sportsmen, methods of prestarting condition psychoregulation, personality characteristics of high-skilled sportsmen.
References:
1. Karelin A. A. Big encyclopedia of psychological tests, M.: Eksmo, 2007, p. 416.
2. Morosanova V. I. Individual characteristic of delibera-teself-regulation of person's free activity, Vestnik mos-kovskogo universiteta [Moscow University bulletin], Series 14, Psikhologia [Psychology], 2010, No. 1, pp. 36-45.
3. Odintsova M. A. System approach in the work of sports psychologist, Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2013, No. 5, pp. 255-258.
4. Praktikum po vozrastnoi psikhologii: uchebnoie posobie [Practical training in age psychology: tutorial], under the editorship of L. A. Golovei, E. F. Rybalko, Spb: Rech', 2010, p. 694.
5. Sportivnaia psikhologia: uchebnik dlia fizkul'turnyh vuzov [Sports psychology: textbook for institutes of higher education], under the editorship of G. D. Babushkin, Siberian State university of physical culture and sport, Omsk, 2012, p. 440.
6. Site "World of tests", access mode: http://mirtestoff.ru/ util/index.php?f=6232.
№4 l 2015
111