Научная статья на тему 'Изучение профессиональной этики в педагогическом вузе: поиски нравственной основы'

Изучение профессиональной этики в педагогическом вузе: поиски нравственной основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL ETHICS / МОРАЛЬ / MORALITY / ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ETHICAL ISSUE / НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР / MORAL CHOICES / ЭТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ / TEACHER'S ETHICAL POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парц Ольга Степановна

Данная статья посвящена вопросам развития профессиональной этической позиции будущих учителей, студентов педагогического вуза в процессе изучения курса профессиональной этики. Автор отмечает, что этические знания особенно необходимы профессиональной молодежи сегодня для сохранения духовной культуры народа, что очень важно в период глобальных перемен в мире. Профессиональная деятельность учителя базируется на его морально-нравственных представлениях, а нравственная этическая позиция влияет на различные стороны взаимодействия с учениками, как в учебной, так и внеучебной деятельности. Большое внимание в статье уделяется формам и методам учебного взаимодействия, способствующим активизации этической позиции будущих учителей. Показано, что формы и методы обучения носят дискуссионный, творческий характер, опираются на фундаментальные теоретические положения, ориентированы на практику работы в школе, предполагают включение студентов в реальную деятельность по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Делаются выводы, что изучение профессиональной этики будет способствовать расширению этического опыта студентов, поможет им в обретении нравственной основы профессиональной деятельности, научит выявлять этическую проблему, а также анализировать причины появления этических проблем и делать нравственный выбор в ходе проектирования практики взаимодействия субъектов образовательного процесса в реальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of professional ethics in Pedagogical University: searching for moral foundations

This article deals with the development of professional ethical viewpoint of future teachers (students of Pedagogical University) who are studying professional ethics at University. The author points out that ethical knowledge is especially needed by the youth to save moral and spiritual culture of the nation. This is very important in the world of global changes. Teachers’ work is based on their moral-ethical views and this position will influence on different aspects of their interaction with pupils at school during curricular and extracurricular activities. Much attention is paid to the forms and methods of academic interaction which maintains ethical position of future teachers. It is emphasized that the forms and methods have interactive, creative nature; correspond with fundamental theoretical concepts; focus on school practice; develop students’ involvement in the activities connected with moral-ethical upbringing. The author comes to the conclusion that professional ethics will encourage the development of students’ ethical experience; help them to build moral foundations of professional activity; teach them to identify ethical issues as well as to analyze the causes of these ethical issues; make moral choices while designing interaction between the subjects of educational process and during different types of communication with other people in real-world situations.

Текст научной работы на тему «Изучение профессиональной этики в педагогическом вузе: поиски нравственной основы»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/57PDMN516.pdf Статья опубликована 06.12.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Парц О.С. Изучение профессиональной этики в педагогическом вузе: поиски нравственной основы // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/57PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37.01

Парц Ольга Степановна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», Россия, Омск

Доцент кафедры «Педагогики» Кандидат педагогических наук E-mail: pobeda57@yandex.ru

Изучение профессиональной этики в педагогическом вузе:

поиски нравственной основы

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития профессиональной этической позиции будущих учителей, студентов педагогического вуза в процессе изучения курса профессиональной этики. Автор отмечает, что этические знания особенно необходимы профессиональной молодежи сегодня для сохранения духовной культуры народа, что очень важно в период глобальных перемен в мире.

Профессиональная деятельность учителя базируется на его морально-нравственных представлениях, а нравственная этическая позиция влияет на различные стороны взаимодействия с учениками, как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Большое внимание в статье уделяется формам и методам учебного взаимодействия, способствующим активизации этической позиции будущих учителей. Показано, что формы и методы обучения носят дискуссионный, творческий характер, опираются на фундаментальные теоретические положения, ориентированы на практику работы в школе, предполагают включение студентов в реальную деятельность по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Делаются выводы, что изучение профессиональной этики будет способствовать расширению этического опыта студентов, поможет им в обретении нравственной основы профессиональной деятельности, научит выявлять этическую проблему, а также анализировать причины появления этических проблем и делать нравственный выбор в ходе проектирования практики взаимодействия субъектов образовательного процесса в реальных ситуациях.

Ключевые слова: профессиональная этика; мораль; этическая проблема; нравственный выбор; этическая позиция учителя

21 век - время поиска истины, нравственной основы. Обусловлено это открытым противостоянием добра и зла, обострением противоречий, глобальными переменами в мире, и, как следствие, изменениями ценностных ориентиров. В центре запрограммированного хаоса оказались наши дети. С ними нужно говорить серьезно и, не побоюсь сказать, проникновенно о духовных ценностях, являющихся истоками культуры российского народа.

Настолько серьезно, чтобы молодежь услышала и всерьез задумалась о происходящих в мире изменениях и возможных негативных последствиях в будущем.

Именно поэтому на пороге третьего тысячелетия мы вновь обращается к теме, которую в последние десятилетия называли устаревшей, потерявшей актуальность и просто формальной. Заблуждение считать, что в эпоху высоких технологий можно не говорить об этике как о жизненно важной стороне нашей повседневной и профессиональной жизни! Ценностная дезориентация молодежи, получающей профессиональное образование, грозит опасными последствиями. Все чаще высказываются мнения ученых, что современное воспитание - это работа с ценностями школьника [6, с. 268]. Время подсказало вспомнить истину, что ценности не стареют. Обновлению подлежат человеческие понятия, суждения, умозаключения, но их созидательная сила крепнет, если базируются они на общих нравственных ценностях.

По определению С.И. Ожегова, «этика - это философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» [4, с. 636]. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии [8, с. 9]. Исходя из этого, профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. Сложность и своеобразие профессиональной этической позиции заключается в том, что человек должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков, сделать выбор. Здесь и внутренняя мотивация поведения учителя, и самоконтроль, и совесть, и чувство личного достоинства!

Специфика профессиональной этики педагога, ее уникальность и исключительность определяются предметом педагогического труда. Если у инженера предметом его труда являются механизмы и машины, у агронома — растения и земля, у врача — человеческое тело, то у педагога предметом труда является субстанция нематериальная, в какой-то мере эфемерная — живая человеческая душа [3, с. 11-12]. Учитель, педагог находится на передовой позиции в воспитании духовно-нравственной основы юного поколения россиян. Поэтому очень важно уделять особое внимание изучению будущими учителями вопросов нравственности и морали.

В рамках новых образовательных стандартов в программе педагогических вузов очень своевременно появились дисциплины, направленные на изучение этических основ профессиональной деятельности педагога. Фактически, появилась возможность без суеты размышлять, рассуждать со студентами об этических аспектах развития в профессии, искать ответы на вопросы нравственного выбора.

С 2013 года в программе бакалавриата, направление «Педагогическое образование», появился курс по выбору «Профессиональная этика», ориентированный на практическую деятельность будущего учителя. С 2015 года в общенаучном цикле обязательных для изучения дисциплин основной образовательной программы магистратуры введен курс «Социально-этические основы профессиональной деятельности педагога», который также обращен к этической стороне реальной деятельности педагога, его взаимодействию с социумом в образовательной деятельности. На лекционных и семинарских занятиях идет вдумчивый диалог. Внимание студентов акцентируется на морально-нравственных основах всей деятельности учителя, педагога, работника сферы образования, влиянии его нравственной этической позиции на различные стороны взаимодействия с учениками, как в учебной, так и внеучебной деятельности.

О значимости в эпоху перемен устойчивой профессиональной этической позиции учителя, направленной на преодоление дефицита гуманности, нравственности в отношениях

учителя и учащихся, говорил в своих исследованиях М.Н. Аплетаев и настойчиво исследовал вопросы духовно-нравственного воспитания и становления этической культуры личности [1, с. 16-17]. Сегодня мы можем сказать ему «спасибо» и продолжить воплощение научных изысканий в реальной практике! Мораль и нравственность находятся в диалектической взаимосвязи и представляют нам в развитии этическую реальность. Природа морали определяется как форма общественной деятельности, отношения и сознания. При этом природа нравственности имеет специфические индивидуальные черты [2, с. 6]. История показывает, что именно этическое образование в период духовных метаний общества может восполнить недостаток духовности и начать диалог поколений о высших нравственных идеалах и ценностях, значимых в жизни и для жизни каждого человека. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка будущего педагога.

В первый год изучения курсов были опасения, действительно ли состоится диалог со студентами на такую «немодную» тему. На поверку оказалось, что этические темы очень востребованы и актуальны для студентов как бакалавриата, так и магистратуры. Другое дело, что диалог на занятии сродни беседе с психологом, - здесь высказываются сокровенные мысли и сомнения! Что очень дорого и само по себе ценно, так как в центре внимание осознание собственной этической позиции! Из опыта могу отметить, что лекции должны быть наполнены живыми примерами, цитатами, чтобы преодолеть стереотип архаичности этического знания. В тоже время необходимо давать определения, раскрывать философию развития этических воззрений, что позволит студентам приблизиться к пониманию сути происходящих в мире изменений в области морали и нравственности, определению собственной этической позиции.

Отправной точкой для диалога со студентами на семинарских занятиях служит «исторический срез» развития этического знания от античности до современности. Так появляется возможность, как в кадре, увидеть его многослойность и многоликость, утвердиться в существовании «вечных» ценностей морали и нравственности как гаранта устойчивости человеческого общества независимо от эпохи.

Поиск нравственной основы - постепенный процесс, затрагивает внутренние и внешние аспекты становления морального сознания молодого человека. Одна из тем курса посвящена имиджу учителя, его внешнему облику. Дискуссионный вопрос несовпадения веяний молодежной моды и требований профессиональной этики учителя разворачивается в пользу учителя, если сформулировать его в следующем контексте: «Вы готовитесь выйти на педагогическую практику. Как называют ученики учителя в школе? Как должен выглядеть (одежда, прическа, макияж) студент, чтобы ребята назвали его на практике как учителя - по имени и отчеству? Почему именно так?». Конечно, свой образ учителя перед выходом в школу каждый студент теперь уже осознанно завершит самостоятельно. И будьте уверены, что в школе во время практики эти ребята будут выглядеть достойно: заранее позаботятся о внешнем облике, продумают собственный деловой стиль взаимодействия, выберут нужный тон в общении с учениками.

Обсуждение теоретических посылов дополняют поисковые творческие задания. И здесь тезис о связи теории с практикой приобретает особый смысл. Важно помочь понять студентам, что этика как философская наука тесно связана с реальной жизнью людей. Анализ происходящих событий с этических позиций позволит выявить истинную причину, спрогнозировать последствия разных вариантов решений и выбрать наиболее приемлемый из них в данный момент.

Среди практических заданий составление этического словаря, кроссворда на его основе. В процессе изучения курса столкнулись с тем, что практически всем основным

57РБМ№16

категориям и понятиям этики, в жизни так востребованным, мы не можем дать простых, но емких и понятных формальных определений. При этом субъективное их понимание существует. В том и вопрос, что мораль не может быть субъективной! Важно, чтобы было универсальное понимание содержания конкретной этической категории. Но о секретах нахождении общей этической позиции с ребятами специально не разговаривали! В словарях часто даются такие определения, за которыми весьма затруднительно узнать близкие нам понятия «справедливость», «добро» и другие. О какой единой этической позиции можно говорить, если каждый говорит о своем, весьма туманном? Как учить тому, что не можешь пояснить детям простым и понятным языком? Вопросы ставят в тупик, если уточняем, что каждый урок требует от учителя владения навыками корректировки взаимоотношений в группе и коллективе учащихся в процессе совместной деятельности, общении, так как от профессионального этического выбора учителя зависит атмосфера в классе, эффективность деятельности учащихся и многое другое. Поэтому составляем СВОЙ этический словарь. И одна из рекомендаций при составлении словаря и кроссворда - найти разные (понятные и запутанные) определения одного и того же понятия и включить их в кроссворд. При решении и взаимопроверке составленных кроссвордов обращаем внимание на такие версии, на значимость прозрачности этических понятий для формирования морального сознания человека, как ребенка, так и взрослого.

Также предлагается подобрать высказывания философов и выдающихся людей разных эпох об основных категориях этики, написать эссе на одно из высказываний, а затем выбрать те, которые готовы поставить на свой рабочий стол в качестве визитной карточки.

Интерес студентов вызывает задание просмотреть фильм (например, фильм «Розыгрыш»). Конечно, затем следует обсуждение нравственного конфликта, этических ситуаций фильма. По желанию студенты пишут эссе-ответ на одно из высказываний главного героя фильма.

И, наконец, переходим к анализу этически проблемных ситуаций из школьной практики, составление памятки выхода из конфликта на основе анализа психологической литературы и обсуждение вариантов решения самостоятельно подобранной ситуации с помощью выявленных этических принципов и правил.

Часть заданий обсуждается на семинарских занятиях, другие задания студенты представляют индивидуально в электронном формате. Это дает им возможность высказать свою личную точку зрения, что тоже очень ценно.

Изучение курса предполагает выполнение серьезных, требующих определенных духовных усилий со стороны студента заданий. Например, разработка и защита реального проекта по духовно-нравственному воспитанию школьников. Суть данной творческой работы студентов заключается в выяснении и разрешении вопроса о том, на каких этико-философских основаниях нужно выстраивать и реализовывать педагогическими средствами образовательный процесс, чтобы реанимировать подлинные духовно-нравственные приоритеты в ценностных ориентациях молодого поколения, помочь сделать выбор вечно живых и благотворных идеалов добра, гуманности, совести [2, с. 19].

Проект готовится группой до 3 человек. Как правило, в конкурсе принимают участие большинство студентов. Идеи и темы проектов обсуждаются на занятии, разрабатываются цели и задачи, концепция и план проекта. Детально проработанные проекты ребята самостоятельно отправляют на конкурс. Например, разработанные студентами проекты принимали участие в региональном конкурсе «Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее!», проводимого на базе Омского государственного педагогического университета [7]. Представленные на конкурс проекты предлагали самые разнообразные формы

воспитательных дел для школьников. Среди них сценарии классных часов («Мораль и право», «Семейные ценности в современном обществе») и внеклассных мероприятий («Спорт - моя душа!», КВН), культурно-просветительские и социальные проекты («В ногу со временем» о проблемах современного киноискусства, «В наших сердцах»), коллективные творческие дела («Создай своего учителя», «Улицы памяти») и другие. Ценным этическим «зерном» является то, что организаторы конкурса проводят праздничную церемонию подведения итогов, презентуют самые яркие проекты, вручают сертификаты и участникам, и победителям. Это важно для студентов, так как их созидательная работа происходит не в деятельности как таковой, а в деятельности, направленной на достижение нравственных целей [2, с. 101].

Так разворачивается наш диалог о профессиональной этике учителя. На мой взгляд, важно подводить студентов к мысли и уверенности, что это не высокопарные красивые книжные слова, а реальные, очень востребованные в жизни качества личности, являющиеся основой профессионального успеха в общении с учащимися.

В завершении курса студенты разрабатывают профессиональный кодекс и памятку для учителя, каждый тезис которой начинается со слов «Учитель обязуется НЕ...». Как правило, в кодексе появляются разные разделы. Но позиции памятки удивительно схожи, - так важно в век рассогласованных этических позиций взрослых людей услышать одинаковую устойчивую этическую позицию на ТАБУ в отношении взаимодействия с учащимися как с детьми, маленькими личностями, в общении со взрослыми проектирующими свою взрослую жизнь.

Закономерно в ходе изучения данных курсов начинаешь глубже понимать, что для отечественной культуры основные категории этики - исторически смысложизненные понятия. Чтобы БЫТЬ и ЖИТЬ, надо быть уверенным - доброта спасет мир! Злое не может быть красивым, в силу уродливости его сути. Поэтому нужно учиться распознавать безнравственность и аморальность, какими бы красивыми идеями они не прикрывались.

Ребенок зависим от взрослого. Понимание социально-этических основ профессиональной деятельности педагога позволяет студентам - будущим учителям -учиться по-новому решать вопросы психофизической безопасности и нравственного здоровья ученика. Красной нитью на занятиях профессиональной этики должна проходить мысль о постоянстве добрых намерений учителя в отношении ученика - ребенка, имеющего ограниченный и очень разный жизненный опыт, испытывающий мир вокруг и себя в нём, часто не задумывающийся о последствиях, склонный ошибаться и ждущий поддержки, чтобы, поняв ошибку, идти к неизвестности вновь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой [9, с. 11].

Устойчивость нравственной основы будущего учителя зависит как от профессиональных знаний - правовых, психолого-педагогических, предметных и других, так и от личной готовности учителя помочь и поддержать ребенка в нужную для него минуту, основываясь на принципах и нормах общечеловеческой гуманистической морали, развиваться и самосовершенствоваться в вопросах духовно-нравственного выбора. Теперь главная надежда, чтобы в череде смен стандартов такой курс остался востребованным в современном образовании. А у студентов педагогических вузов сохранилась возможность постигать профессиональный этический кодекс современного учителя, ориентированного государством на воспитание духовно-нравственной, патриотичной личности.

57РБМ№16

ЛИТЕРАТУРА

1. Аплетаев, М.Н. Основы воспитания нравственной личности подростка в процессе обучения: (теория и методика). Избр. Педагогические труды: В 3 т. / М.Н. Аплетаев. Т.2. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 404 с. - С. 16-17. -Библиогр.: с. 325-334. - ISBN 978-5-8268-0997-6.

2. Аплетаев М.Н. Этика и педагогика воспитания нравственной личности [Текст]: сб. ст. и материалов / М.Н. Аплетаев; Ом. гос. пед. ун-т, Ин-т непрерыв. проф. образования, Каф. упр. развитием образования. - Омск: ЛЕО, 2009. - 204 с. - Кн. 1. - 2009. - 203 с.: табл. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-5-87821-139-0.

3. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Мишаткина. - Ростов н/Д.: Феникс; Минск: ТетраСистемс, 2004. - 303 с. - С. 11-12. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 299-301. - ISBN 5-222-05265-6 (в пер.).

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 640 с. -С. 636. - ISBN 5-488-00727-Х.

5. Профессиональный кодекс учителя. Проект. Режим доступа: http://pedsovet.org/images/stories/users/72/codex.pdf свободный.

6. Синицына Г.П. Современное воспитание: необходимость изменений. / Воспитание в изменяющемся мире: материалы первой международной научно-практической конференции (Омск, 30 января 2015 г.) / Сост. С.Г. Чухин. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. - 356 с. - С. 268. - ISBN 978-5-8268-1956-2.

7. Синицына Г.П., Петрухина О.А., Феттер И.В. Реализация проекта «Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в системе образования Омского региона» / Воспитание в изменяющемся мире: материалы первой международной научно-практической конференции (Омск, 30 января 2015 г.) / Сост. С.Г. Чухин. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. - 356 с. - С. 260-274. - ISBN 978-5-8268-1956-2.

8. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына. - [Электронный ресурс] - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 200 с. - С. 9. - Режим доступа: http://textb.net/15/index.html, свободный.

9. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1989. - 288 с. - С. 11. - (Б-ка учителя). ISBN 57155-0145-8.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). Режим доступа: http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-29122012-n-273-fz-ob/ свободный.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Parts Olga Stepanovna

Omsk state pedagogical university, Russia, Omsk E-mail: pobeda57@yandex.ru

The study of professional ethics in Pedagogical University: searching for moral foundations

Abstract. This article deals with the development of professional ethical viewpoint of future teachers (students of Pedagogical University) who are studying professional ethics at University. The author points out that ethical knowledge is especially needed by the youth to save moral and spiritual culture of the nation. This is very important in the world of global changes.

Teachers' work is based on their moral-ethical views and this position will influence on different aspects of their interaction with pupils at school during curricular and extracurricular activities.

Much attention is paid to the forms and methods of academic interaction which maintains ethical position of future teachers. It is emphasized that the forms and methods have interactive, creative nature; correspond with fundamental theoretical concepts; focus on school practice; develop students' involvement in the activities connected with moral-ethical upbringing.

The author comes to the conclusion that professional ethics will encourage the development of students' ethical experience; help them to build moral foundations of professional activity; teach them to identify ethical issues as well as to analyze the causes of these ethical issues; make moral choices while designing interaction between the subjects of educational process and during different types of communication with other people in real-world situations.

Keywords: professional ethics; morality; ethical issue; moral choices; teacher's ethical position

Мир Науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.