Научная статья на тему 'Изучение предпосылок формирования счета и счетных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи'

Изучение предпосылок формирования счета и счетных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1824
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степкова Оксана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение предпосылок формирования счета и счетных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

циумом моделей поведения; наблюдение за опытом других людей; приобретение определенного социального статуса;

— мотивационные: побуждения (к деятельности, к духовному и личностному росту); потребности, побуждающие человека действовать с определенной целью; мотивирующие условия, в которых возрастает энергия активизированных мотивов; среда, в которой активизируются собственные мотивы человека; влияние других авторитетных людей, их оценка; наличие перспективы и конкретной цели;

— когнитивные: самопознание как осознание себя, своих личностных индивидуально-важных качеств и возможностей; приобретение новых знаний; установки; убеждения; представления и интересы;

— коммуникативные: вербальные (речь) и невербальные (жесты, мимика, пантомимика, пространство и время организации коммуникативного процесса);

— эмоционально-чувственные: экзогенные (эмоциогенные ситуации и объекты, события внешнего мира) и эндогенные (личностные особенности человека).

Таким образом, остается добавить, что характер - это приобретенное качество личности, с этим мы можем согласиться с учеными [2]. Какой-то отпечаток остается от прошлого, но с каждой новой ситуацией проявляется характерологическая черта.

Библиографический список

1. Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. - М.:Просвещение, 1969. - 424 с.

2. Петровский, А. В. От поступка к характеру / Л.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1963. -С. 32-37.

УДК 376.3

О. В. Степкова

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТА И СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Формирование речи и других психических процессов человека тесно связаны между собой. Психические процессы являются основой для развития речи, в то же время речь развивает, совершенствует и перестраивает многие неречевые психические функции [1; 2; 7]. Нарушения речи и позна-

вательной деятельности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) не могут не отразиться и на такой сложной деятельности, как овладение счетными операциями.

Целенаправленных исследований, связанных с изучением данной проблематики у детей с ОНР дошкольного возраста, нам выявить не удалось, но в качестве методологической основы исследования составили научно-теоретические положения о психологической структуре понятий числа, счета и счетных операций (П. Я. Гальперин, Л. Е. Георгиев, В. В. Давыдов, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже и др.); положения о системной орг анизации высших психических функций (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова); положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.); исследования, рассматривающие предпосылки процесса овладения математическими знаниями, умениями и навыками (Л. Б. Баряева, Д. Н. Богоявленский, П. Я. Гальперин, Л, Е. Георгиев, Л. В. Занков, А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, Н. Ф. Талызина, Л. М. Фридман, Л. С. Цветкова и др.); исследования, раскрывающие клини-ко-психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи (Р. Е. Левина, Г. И. Жаренкова, Г. А. Каше, Е. М. Мастюкова, И. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.).

При анализе анамнестических данных, полученных из бесед с родителями и медицинских карт детей, были выявлены следующие сведения. У 90,4 % детей с ОНР наблюдаются отягощающие факторы пренатального, натального и постаатального периода.

У большинства детей (78,8 %) выявлен неблагоприятный преморбид-ный фон (явление внутриутробной гипоксии плода, асфиксия, гестозы беременности I, II половины, срочные инфекционные роды на фоне ОРВИ и другое).

У 69,2 % детей отмечается гипертензионный синдром, у 40,4 % дошкольников - минимальная церебральная дисфункция. Задержка речевого развития выявлена у 40,4 % детей, синдром гипервозбудимости - у 21,2% детей, неврозоподобное состояние - у 19,2 % воспитанников, неврозоподобный энурез - 40,4 %, Минимальные дизартрические расстройства характерны для 59,6 % детей, дизартрия - для 3 0,8 % дошкольников. В ходе исследования использовались также сведения о соматическом состоянии и заболеваниях воспитанников.

Дети соматически ослаблены, им свойственно отставание в развитии двигательной сферы. Наиболее часто констатировали нарушения опорнодвигательного аппарата (21,2 %), нарушения зрения (9,6 %), астму (11,5 %). Средний уровень физического развития отмечен у 51,9 %, высокий уровень - у 9,6 %, выше среднего - у 0 %, ниже среднего - у 9,6 %, низкий уровень - у 9,6 %, дисгармоничность - у 19,2 % дошкольников. При анализе

клинических и физиологических данных на детей с ОНР третьего уровня речевого развития выявлено 9,6 % детей с первой группой здоровья, 50 % детей со второй группой здоровья и 40,4 % дошкольников с третьей группой здоровья.

В психолого-педагогических характеристиках отмечалось недоразвитие речи, слабость познавательной активности, недостаточная сформирован-ность аналитико-синтетической деятельности в области как наглядно-действенного и наглядно-образного, так и понятийного мышления. Для 59,6 % детей из данной группы характерна низкая активность припоминания и низкий уровень развития познавательной деятельности. Самостоятельное общение затруднено. Словарь детей отстает от нормы. Не зная названий многих частей предметов, они заменяют их названием самого предмета, заменяют слова, близкие по признакам, заменяют названия признаков. Дети не понимают и не могут понять, как «штопают», «кроят», «вышивают» и т. д. Они не знают оттенки цветов, смешивают и основные цвета, плохо различают форму предметов. Часто наблюдаются лексические ошибки - замена названий профессий названием действий, замена видовых понятий родовыми, замещение названий - признаков. Выявляются ошибки согласования прилагательных с существительными в роде и падеже. Из-за несформиро-ванности связной речи в своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы-действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании, т. е, связная монологическая речь характеризовалась во многих случаях фрагментарностью. При пересказе нарушена логическая последовательность.

Звукопроизношение детей не соответствует требованиям возрастной нормы. Встречаются замены звуков, нестойкие замены, смешение звуков, недифференцированное произнесение звуков (свистящие, шипящие, сонорных). Кроме этого в речи детей имеются искаженно произносимые звуки. Нередко наблюдается нечеткая дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих. Трудности в воспроизведении слоговой структуры встречаются при произнесении сложных слов. Без специального побуждения к речи дети малоактивны, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи. Характерной особенностью всех детей с ОНР является критичность к речевой недостаточности. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. 51,9 % детей не справились с пробой на пространственное восприятие.

Эмоционально-волевые нарушения проявлялись по-разному: эмоцио-наяьная неустойчивость, отсутствие интереса, быстрая истощаемость, от-влекаемость. У 63,5 % дошкольников отмечалась недостаточная устойчи-

вость внимания, ограниченные возможности его распределения. Свойственная для детей с ОНР неустойчивость внимания имеет различные формы индивидуального проявления. У одних дошкольников сосредоточение наступает уже после того, как они приступят к деятельности (59,6% детей); у других детей отмечаются периодические колебания внимания (40,4% дошкольников с ОНР); максимальная концентрация внимания в начагге выполнения задания среди детей рассматриваемой категории встречается в единичных случаях.

У обследуемых детей с ОНР отмечались разнообразные отклонения в моторной сфере (плохая координация движений, неуверенность в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости выполнения). Состояние общей и ручной моторики, по данным медицинских карт, характеризуется следующим: у 34,6 % детей теми движения замедленный, у 15,4 % - быстрый, у 50 % — умеренный. Неполный объем движений наблюдался у 42,3 % детей, неточность движений - у 69,2 % детей. В речевой моторики у 80,8 % детей отмечался повышенный тонус, у 75 % - неполный объем артикуляционных движений. У 40,4 % детей были отмечены наибольшие трудности при выполнении движений по словесной инструкции. С тестом на динамический праксис не справилось 38,5 % детей. При воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, выявились нарушения последовательности элементов действия, опускание его составных частей. Типичным является пониженный самоконтроль при выполнении заданий.

Таким образом, анализ анамнестических данных детей, имеющих III уровень речевого развития, позволил сделать следующие выводы.

1. Детей с ОНР характеризуют проявления нарушений развития по разным параметрам: общая соматическая ослабленность, нервно-психические расстройства, нарушения опорно-двигательного аппарата, дисгармоничность физического развития, нарушение мелкой моторики. Пониженный уровень развития внимания (недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания) наблюдаются у большинства дошкольников данной категории; среди детей с ОНР выявлены случаи ди-заргрических расстройств; у всех детей имеет место ОНР III уровня речевого развития.

2. Благодаря тщательному изучению анамнеза и анализу речевых навыков детей были выявлены важные особенности данного состояния: в большинстве случаев в анамнезе детей с ОНР не содержится данных о грубых нарушениях ЦНС; у детей с ОНР наблюдается нарушение познавательной деятельности; большинство дошкольников с ОНР имеют средний и низкий уровень физического развития. У дошкольников с ОНР имеет место недостаточность общих движений. Специфичность моторного развития этих детей требует специальных коррекционных мероприятий, направленных на совершенствование качественной стороны движений. Такие меры способ-

ны стимулировать действие сенсомоторных зон коры головного мозга и вследствие этого способствовать исправлению различных расстройств. Известно, что состояние моторики ребенка является косвенным показателем зрелости различных отделов ЦНС; у детей с ОНР при относительно сохранной смысловой, логической памяти отмечается снижение вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания; детей с ОНР отмечает критичность к речевой недостаточности; у дошкольников данной категории понимание обращенной речи значительно приближается к норме.

У дошкольников с ОНР имеются существенные различия состояний речевых и неречевых предпосылок овладения счетными операциями по сравнению с дошкольниками без речевой патологии [3, 4]. Предупреждение и преодоление нарушений в овладении основными математическими знаниями, умениями и навыками требуют изучения симптоматики, выявления механизмов и причин дискалькулии у детей, В нашем исследовании мы опирались на классификацию дискалькулии, где в основе лежит нейропси-хологический подход. Здесь нарушения счётных навыков связываются с не-сформированностыо целого ряда речевых и неречевых психических функций (Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков, А. Гермаковска, Р. И. Лалаева и др.). В своих исследованиях А. Гермаковска выявляет у детей с дискалысулией недостаточный уровень развития многих психических функций, оказывающих отрицательное влияние на процесс овладения счётными операциями: симультанного и сукцессивного анализа и синтеза; логических операций; зрительно-пространственных функций; временных представлений; мнес-тических процессов; речевого развития [5].

На основании нейронсихологической концепции мы выделили ряд критериев, которые позволили нам определить уровень сформированнос-ти счетных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи: зрительный гнозис, оптико-пространственный гнозис и праксис, пальцевый гнозопраксис, временные и количественные представления, восприятие и воспроизведение ритма, логические операции, симультанный и сукцессив-ный анализ и синтез, недоразвитие лексики и грамматического строя речи. Экспериментальное исследование показало, что у детей с ОНР отмечаются нарушения в овладении счетом и счетными операциями, которые характеризуются сочетанием различных факторов. Среди них наиболее значимыми являются:

- нарушения в развитии зрительного гнозиса. Результаты выполнения заданий детьми с ОНР резко отличаются от результатов, полученных при обследовании дошкольников с нормальным интеллектуальным и речевым развитием (НИРР). Почти все дети с ОНР правильно узнавали форму, величину, цвет, но классификация по определенному признаку (форме, величине и цвету) вызывала у них большие трудности. Характерной ошибкой было смешивание фигур и признаков в процессе классификации. Наблюдалась тенденция понижения качества и правильности выполнения заданий на

раскладывание по признаку формы и величины. Цвет воспринимался как наиболее существенный признак при восприятии предмета. При выполнении заданий на классификацию по форме и величине наблюдалось «соскальзывание» на классификацию по другим признакам, что говорит о низкой концентрации внимания, о быстрой утомляемости детей с ОНР. В пробе на классификацию предметов выявлялось и нарушение обобщенности восприятия. Дети с ОНР недостаточно прочно фиксировали инструкцию, нецеленаправленно осуществляли действия, переключались с одного признака на другой;

- нарушения пространственного восприятия. Результаты исследования говорят о том, что более трудными для детей были задания на дорисовывание, правильное выполнение которых требует сформированности как зрительно-пространственных представлений, так и ручного праксиса. Среди этих заданий особую сложность вызвали пробы на зеркальное воспроизведение части изображения, что свидетельствует о несформированности у детей с ОНР дифференциации право-лево, особенно на уровне представлений;

- особенности ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса.

Исследования показали, что у детей с ОНР выявлены разной степени выраженности нарушения мануальной четкости, проявляющиеся в синкинезиях, несформированность динамической организации движений, координации и переключаемости движений, а также зрительнопространственной организации двигательного акта;

- особенности восприятия и воспроизведения ритма. Анализ результатов показал, что у детей с ОНР восприятие и воспроизведение ритма вызывает затруднения. Обнаруживаются трудности слухового анализа ритмической структуры, удержание в памяти акустических образов ри тмических структур, а также нарушения структурирования и символизации акустической структуры с помощью зрительно-пространственной схемы;

-особенности временных представлений и рядообразований. Исследование показало, что представления о времени и временных рядах у детей с ОНР находятся на очень низком уровне. Это интуитивное, неточное, недифференцированное представление, как в плане определения последовательности, так и места элементов в ряду;

- особенности речеслуховой и речезрительной памяти. У детей с ОНР отмечается более низкий уровень мнестической функции, выявляются уменьшение объема речеслуховой и речезрительной памяти, неточное воспроизведение, своеобразная динамика запоминания;

- особенности симультанного и сукцессивного анализа и синтеза. В процессе исследования выявлено, что у детей с ОНР имеются нарушения в выделении значимых, существенных признаков, соскальзывание на случайные, второстепенные признаки. Обнаружено, что необходимость речевого обозначения результатов зрительного анализа еще более затрудняет

процессы симультанного анализа. Исследование выявило, что у детей с ОНР значительную степень несформированности сукцессивных процессов по сравнению с нормой. У этих детей нарушено соотношение частей и целого, не устанавливаются четкие связи между элементами структуры целого, страдает определение последовательности элементов в ряду;

- особенности логических операций. Исследование показало, что уровни сформированности мыслительных процессов у детей с ОНР и НИРР значительно отличается. У детей с ОНР преобладает конкретно-наглядное мышление, редко наблюдается использование высших форм мыслительных процессов - отвлечения, умозаключения, абстрактного мышления. Затруднения у детей с ОНР связаны также с неустойчивостью внимания и концентрацией на заданной цели.

- особенности лексико-грамматического строя речи. Низкий уровень словарного запаса у детей с ОНР проявляется как в экспрессивной, так и в импрессивной речи.

Результаты экспериментального исследования приведены в таблице, где предлагается сравнительный анализ уровней речевых и неречевых психических предпосылок формирования счетных операций.

Таблица

Сравнительный анализ уровней речевых и неречевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи и нормальным интеллектуальным и речевым развитием

Функции Среднестатистические процентные показатели уровней выше среднего и высокого по выполненным заданиям

ОНР(%) НИРР(%)

Зрительный гнозис 25 49,1

Пространственный гнозис и праксис 28,8 45,1

Ручная моторика, пальцевой гнозопраксис 25,5 43,8

Восприятие и воспроизведение ритма 20,7 40,2

Временные представления и рядообразование 26,6 43,5

Симультанный и сукцессивный анализ и синтез 24,3 48,5

Речевая, слуховая и зрительная память 40,9 47,3

Логические операции 29,3 48,8

Лексико-грамматический строй речи 27.4 49,2

Таким образом, сравнительный анализ показал, что необходимым условием успешного овладения счетом и счетными операциями у дошкольни-

ков с ОНР является развитие речевых функций и неречевых психических процессов.

Анализ научно-теоретических предпосылок формирования счетом и счетными операциями, а также психологические особенности исследуемых детей позволил определить следующие направления профилактики дискаль-кулии у детей с ОНР: формирование сенсомоторных функций, формирование логических операций, формирование сукцессивных и симультанных процессов, формирование количественных представлений, формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками.

Библиографический список

1. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) / Л. Б. Баряева: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002,

2. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. -1008 с. (Серия «Мир психологии»).

3. Волковская, Т. Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР / Т. Н. Волковская // Дефектология. - 2004. - № 3,

4. Гермаковска, А. Дискалькулии у детей / А. Гермаковска, Р. И. Лалаева // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - № 2. - С. 7-9.

5. Лалаева, Р. И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников / Р. И. Лалаева, А. Гермаковска. - СПб.: СОЮЗ, 2005.

6. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». -М, «Просвещение», 1974.

7. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Р. Л. Березина, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; Под ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.