ИЗУЧЕНИЕ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ
ПОВОЛЖЬЯ XIII-XV ВВ., ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ, КАК ИСТОЧНИКА ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСЛАМИЗАЦИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Е.В. Мишкина, студент
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Россия, г. Омск)
Аннотация. В последнее время можно наблюдать возросшую актуальность исследований, касающихся исламизации населения в центральных областях Золотой Орды, на основе анализа археологических погребальных комплексов. Изучение проблемы необходимо для лучшего понимания протекавших процессов на территории Поволжья. В данной работе делается попытка переноса полученной информации на территорию Западной Сибири для изучения мусульманского погребального обряда. Это позволит провести сравнительный анализ между двумя регионами.
Ключевые слова: Ислам, Поволжье; Золотая Орда; Сибирь, погребальный обряд.
Характеризуя погребальный обряд в Золотой Орде на основе уже имеющихся этнографических и археологических данных, исследователь, как правило, получает весьма пеструю картину.
Погребальный обряд Золотой Орды, на основе археологических и этнографических данных, характеризуется с трех позиций - монгольских традиций, местных погребальных традиций и правил мусульманского захоронения, распространившихся вместе с исламом. В данной работе рассматривается процесс распространения норм шариата при выполнении погребального обряда на археологических материалах указанного периода.
Этот процесс важен с позиции изучения распространения ислама в Западной Сибири, где количество исследованных погребальных памятников меньше - поэтому материалы Поволжья могут частично возместить недостающие элементы для воссоздания этого процесса. В отличие от Сибири, где изучение погребальных комплексов этого времени не имело систематического характера, в Поволжье этому вопросу уделялось достаточно пристальное внимание.
Исследовав историографию по данному вопросу, можно заметить некоторые тенденции в развитии взглядов на золотоор-дынские древности.
Одно из первых упоминаний об исламе на территории Поволжья, принадлежат
английскому энциклопедисту XIII в. Роджеру Бэкону, который в своем географическом обзоре народов Европы, упоминал страну «Великая Булгария» и отмечал, что в высшей степени странно, что до булгар дошло учение Магомета. Подобная реакция не удивительна, ибо распространение ислама так далеко на север ставило в тупик не только иностранных путешественников.
Начало научного изучения Золотой Орды было положено в трудах Х.М. Френа, изучавшего надписи на бронзовых зеркалах золотоордынского времени из Среднего Поволжья и предметы с Царевского городища.
П.С. Рыков, представляющий саратовскую археологическую школу, выделил хронологические группы погребений: к ранним погребениям он относил подкур-ганные захоронения с костями коня и инвентарем, а к поздним - с западной ориентировкой, без вещей, а также захоронения внутри сырцовых оградок, в склепах и мавзолеях [6, с. 38-43].
К анализу погребального обряда кочевников золотоордынского времени обращался Л.П. Зяблин, считавший, что монгольские погребения в Восточной Европе пока не обнаружены вовсе [2, с. 83-96].
Г.А. Федоров-Давыдов работал над ти-пологизацией инвентаря кочевнических захоронений и их обрядности и построил хронологию погребального инвентаря, яв-
ляющуюся и на данный момент общепризнанной [7, с. 200].
Е.А. Халикова внесла большой вклад в изучение процессов становления ислама в Поволжье. Она впервые обозначила особенности булгарской мусульманской обрядности домонгольского времени. Она археологически подтвердила наличие двух основных критериев мусульманского захоронения - кыблы и безынвентарность [8, с. 137-152].
Л.Т. Яблонский заложил основу для изучения вопросов становления ислама в золотоордынских городах на базе археологических источников [9, с. 12].
В 80-90-х гг. XX в. появляются региональные центры изучения истории Золотой Орды и археологии.
Исследования Д.В. Васильева построены на сведениях, содержащихся в научных отчётах об археологических исследованиях на территории Поволжья [1, с. 113].
Сейчас в научной литературе существует лишь примерная периодизация процесса исламизации региона и в общем описаны некоторые причины исламизации Золотой Орды, но до сих пор нет специальных исследований, которые бы детально освещали данный процесс в Золотой Орде.
Большая часть исследованных памятников Поволжья расположена в окрестностях Казани.
Большие споры вызывает вопрос о распространении и характере ислама в Поволжье. Эта ситуация имеет место быть, т.к. сведений в письменных источниках мало, поэтому проблему определения степени исламизации основного населения страны в этот период могут помочь археологические материалы.
Процессы становления Булгарского государства стали особенно активно протекать в конце IX - начале X вв., поэтому стоит согласиться с точкой зрения о распространении ислама в этот период. В качестве доказательства, приводятся языческие погребения Танкеевского могильника второй половины IX в., где обнаружены перстни с арабскими надписями, означающие, вероятно, начальный этап про-
никновения ислама в жизнь булгарских племен [4, с. 294].
Могильники волжских булгар позволяют сделать вывод о начале распространения ислама в Булгарии в конце IX - начале X вв. и о полном превалировании мусульманской погребальной обрядности в среде горожан в первой половине X в. [8, с. 137152].
Всего за период археологических исследований открыто 59 могильников по всей территории Булгарии, на которых вскрыто 970 погребений, совершенных по мусульманскому обряду и не обнаружено ни одного могильника и языческого погребения. «Отклонения» от мусульманского канона, некоторые археологи трактуют, как «языческие пережитки» и свидетельство наличия языческого населения. Но данная гипотеза снискала критику [3, с. 6069].
Характер ислама в Поволжье также остается не до конца изученным. Существует несколько версий, опирающихся на разные блоки археологических материалов.
Г.А. Федоров-Давыдов считает, что ислам в Золотой Орде был по преимуществу исламом ханифитского толка, вывезенный еще Берке из Средней Азии. Но был распространен и шафиитский толк. В Сарае, к примеру, была шафиитская мечеть [7, с. 230].
Существует гипотеза о «двоеверии», которая, отражает особенности ислама в Булгарии. Её суть в том, что население Булгарии сохраняло языческие верования. Доказательством этой теории служат указания на форму некоторых произведений бытовой культуры (например, украшения) и орнаментальные мотивы на посуде и различных предметах быта [5, с. 214-239].
Шариат обязывает проводить следующие действия при захоронении покойного: обязательное омовение покойного водой или песком; укутывание в саван; помещение покойного в могилу лицом к Мекке; соблюдение киблы; категорический запрет на сопровождение покойного погребальным инвентарем.
Шариат:
1. Не запрещает использование гробов в погребальном обряде.
2. Разрешает укреплять стенки могильных ям кирпичом от осыпания, причем особо обговаривается два типа внутримо-гильных конструкций:
2.1. Яма с подбоем в одном из бортов с наклонным закладом из кирпичей.
2.2. Яма в виде земляной «щели» с заплечиками, на которые опирается поперечное перекрытие.
Однако стоит помнить, что само по себе обнаружение в захоронении подобных внутримогильных конструкций не может служить поводом для вывода о том, что это не мусульманское погребение.
В больших золотоордынских некрополях нижневолжских городов явственно выступает резкая социальная дифференциация погребений.
Выводы
Сделав обзор исторических и археологических источников о религии в Золотой Орде в XШ-XIV вв., можно говорить о том, что ислам в среде кочевников степей исповедовался слабо, в отличие от городов, где исламизация была более ярко выражена.
В погребальном ритуале нижневолжских некрополей сохранились пережитки прошлых обрядов, что сближает погребальный обряд Поволжья с обрядом в Сибири.
Погребальный обряд, распространенный в Поволжье в золотоордынское время, как и положено шариату, отвечает его канону, но делает это с оговорками. В это связи нельзя говорить о том, что выделенные нами черты можно применять для всех захоронений той эпохи.
К таким чертам относится:
- наличие внутримогильных сооружений особого типа, о которых речь шла выше;
- соблюдение киблы;
- безинвентарность или минимальное присутствие инвентаря.
Изучение данной темы необходимо для лучшего понимания процессов, происходивших на территории современного Поволжья; для переноса полученной информации на территорию Сибири; изучения мусульманского погребального обряда в данной местности на археологических материалах и проведения сравнительного анализа между двумя этими регионами
Библиографический список
1. Васильев Д. В. Исламизация и погребальные обряды в Золотой Орде (археолого-статистическое исследование). - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2009. -179 с.
2. Зяблин Л.П. О «татарских» курганах // СА. - 1955. - XXII. - С. 83-96.
3. Измайлов И.Л. К вопросу о каноничности и языческих пережитках в мусульманском погребальном обряде волжских булгар // Вопросы древней истории Волго-Камья. Казань, 2002.
4. КазаковЕ.П. Культура ранней Волжской Болгарии. - М.: Наука, 1992. - 335 с.
5. Ракушин А.И. Мусульманство у золотоордынских кочевников Нижнего Поволжья в XIII-XV вв.: диссертация ... кандидата исторических наук: - Саратов, 1998. - 179 с.
6. Рыков П.С. Культурно-исторические (археологические) экскурсии по НижнеВолжскому краю / Сост. при уч. научн. сотр. Сар.обл. музея Н.К. Арзютова, Т.М. Минаевой. - Саратов: Губпросторг, 1928. - 86 с.
7. Фёдоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов: Археологические памятники. - М.: Изд-во МГУ, 1966. - 276 с.
8. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии Х - начала XIII в. / Отв. ред. М.А. Усманов. - Казань: Изд-во КГУ, 1986. - 160 с.
9. Яблонский Л.Т. Мусульманский некрополь Водянского городища // Советская археология. - 1980. - № 1.
STUDY FUNERAL RITES INDIGENOUS VOLGA XIII-XV CENTURIES. AS A SOURCE FOR THE STUDY ISLAMIZATION OF WESTERN SIBERIA (ON ARCHAEOLOGICAL MATERIALS)
E.V. Mishkina, student
F.M. Dostoevsky Omsk state university (Russia, Omsk)
Abstract. In recent years, increased the relevance of studies on the Islamization of the population in the central areas of the Golden Horde. The study of this problem in the archaeological sources is not only necessary for a better understanding of this process directly on the territory of the Volga region, but also for other regions. In this case, we attempt to transfer the information received on the territory of Western Siberia to study Muslim funeral rites in the area on the Siberian archaeological materials.
Keywords: Islam; Volga region; Golden Horde; Siberia; funeral rite.