УДК 159.901
Loginova I.O., Zhivaeva J.V., Chernova E.I. THE STABILITY OF THE LIFE-WORLD STUDY DEPENDING ON THE NATURE OF SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY. This paper describes the results of studying the stability of the human life-world depending on the socio-cultural identity of the students living in a town or metropolis. A meaningful difference between life-world stability is displayed in depending on the social and cultural identity of town and metropolis residents under study, reflected in a variety of sustainability of the life-world: constructive, non-constructive and stagnant. The author procedure of research method “Investigation of the stability of human life-world”, developed by I.O. Loginova is used as a diagnostic tool.
Key words: stability of the life-world, the constructive nature of the stability of the life-world, non-constructive nature of the stability of the life-world, stagnant nature of the stability of the life-world, social and cultural identity, achievement motivation, a town, a metropolis.
И.О. Логинова, д-р псхол. наук, доц. КрасГМУ им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск,
E-mail: [email protected]; Ю.В. Живаева соискатель КрасГМУ им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, E-mail: [email protected]; Е.И. Чернова, соискатель КрасГМУ им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЗНЕННОГО МИРА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В работе представлено описание результатов исследования устойчивости жизненного мира в зависимости от характера социокультурной идентичности у студентов малого города и мегаполиса. Показано содержательное отличие устойчивости жизненного мира в зависимости от характера социокультурной идентичности у исследуемых малого города и мегаполиса, отражающееся в различных вариантах устойчивости жизненного мира: конструктивном, неконструктивном и стагнационном. В качестве диагностического инструментария используется авторская процедура исследования методика «Исследование устойчивости жизненного мира человека», разработанная И.О. Логиновой.
Ключевые слова: устойчивость жизненного мира, конструктивный характер устойчивости жизненного мира, неконструктивный характер устойчивости жизненного мира, стагнационный характер устойчивости жизненного мира, социокультурная идентичность, мотивация достижения, малый город, мегаполис.
Проблема устойчивости человека в меняющемся мире сложна и в конкретно-практических аспектах, и теоретически, в качестве решения задачи присутствия, сохранения человека как сущности, организма, индивидуальности, личности. Но истинную ее сложность определяет то, что и сам человек существует только в движении, в непрерывном процессе саморазвития. Два условия жизни (меняющийся мир и меняющейся человек) взаимосвязаны: человек меняется под воздействием изменяющегося мира, но и сам мир меняется под воздействием человека, поскольку в значительной степени им и созидается. Проблема в том, что если человек включен в мир и тем самым является одним из условий саморазвития мира, то у человека имеются и свои ресурсы (источники) саморазвития [1; 2].
Сохранять внутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживание благополучия в ситуациях жизненных испытаний позволяет психологическая устойчивость личности. Без сохранения психологической устойчивости реализация физических и духовных потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовлетворение от процесса самореализации, невозможно ощущение умственного и социального благополучия. Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена - зависит от множества факторов. Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (факторы социальной среды).
В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает, в частности, это проявляется в том, что обостряется потребность в групповой принадлежности. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», частью какой-либо группы, осознавая принадлежность к которой, человек обретает опору в жизни. Именно социокультурная идентичность, которая, согласно классическому определению Генри Тэджфела (Tajfel), есть часть индивидуальной «Я-концепции», происходящая от знаний индивида о собственном групповом членстве в сочетании с его ценностными и эмоциональными проявлениями. Социокультурную идентичность рассматривают как динамическую прижизненно формируемую в ходе взаимодействия и активного построения социальной реальности систему социальных конструктов субъек-
та, которая оказывает влияние на его ценностно-смысловую сферу и поведение [3].
Понимая устойчивость как качественную характеристику психологической системы, обеспечивающую определенный режим функционирования, результатом которого выступает «жизнестойкость» по отношению к «внешним» и «внутренним» воздействиям [4], одним из авторов данной статьи разработана специальная процедура для ее исследования - методика «Исследование устойчивости жизненного мира человека». Данная методика позволяет выявлять особенности устойчивости жизненного мира, располагающиеся в диапазоне «низкая степень устойчивости жизненного мира человека - высокая степень устойчивости жизненного мира человека», проявляющиеся в специфических формах взаимодействия человека с миром:
- низкая степень устойчивости жизненного мира человека проявляется в двух «крайних» формах устойчивости: гиперустойчивости (отсутствии готовности к изменениям под влиянием обстоятельств, сохранении выработанных форм взаимодействия с миром) или гипоустойчивости (наличием готовности к изменениям под влиянием обстоятельств, отсутствием выработанных форм взаимодействия с миром);
- высокая степень устойчивости жизненного мира человека проявляется в «подвижной устойчивости» - способности к такому взаимодействию с миром, когда имеется готовность к изменениям под влиянием обстоятельств и выработанные формы взаимодействия с миром, которые человек изменяет под влиянием обстоятельств.
С целью изучения устойчивости жизненного мира в зависимости от характера социокультурной идентичности нами было проведено психодиагностическое исследование. Исследование проводилось со студентами Лесосибирского педагогического института - филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», в количестве 146 человек, а так же со студентами Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, количество выборки равнозначное, средний возраст исследуемых равен 19-20 годам.
Характер социокультурной идентичности имеет свои особенности в зависимости от личностных характеристик исследуемых, одной из которых является мотивация достижения. Показатель, мотивации достижения успеха по Х. Хекхаузену [5], рассматривается как сознательное стремление к цели, достижениям, успеху, поэтому для анализа результатов исследования устойчивости жизненного мира в зависимости от характера социокультурной идентичности мы посчитали целесообразным ус-
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Исследование устойчивости жизненного мира человека» у представителей малого города и мегаполиса первой подгруппы (позитивный показатель социокультурной идентичности - проявление мотивации достижения успеха)
Характер устойчивости жизненного мира Малый город Мегаполис
Временной модус событий Характерно наличие перспектив дальнейшего движения. Временной модус рассредоточен в настоящем и будущем: «...моего мужа забрали в армию и теперь, смотря в будущее, я понимаю насколько дорог мне этот человек и как я буду с нетерпением его ждать», «... я смогла сдать этот экзамен на отлично, поэтому у меня появилось больше уверенности в своих силах перед переводной сессией.» Модус событий, описываемых в эссе рассредоточен на временной оси жизни человека. Прослеживается связь: прошлое - настоящее - будущее: « .так эти события изменили мою жизнь в прошлом, сейчас и, конечно же, повлияли на будущее.»
Соотношение глаголов Процентное соотношение глаголов в равных долях прошедшего и настоящего времени или настоящего и будущего. Процентное соотношение глаголов прошедшего, настоящего и будущего в равных долях.
Критерий выбора содержания событий Критерий выбора содержания описываемых событий в основном либо биографический, когда описываются события собственной биографии, включенные в общую сюжетную линию жизни или топологический, когда отправной точкой описанных событий выступает определенное пространство (географическое, культурное, ценностно-смысловое и т.д.): «В моей жизни произошло очень важное событие, я ...», «Этот случай произошел, когда я с моей мамой отправилась.», «... сильно повлияло на мою жизнь поступление в институт» Критерий выбора содержания описываемых событий хронотопический, когда совмещены биографический и топологический критерии, позволяющее описать события в призме единства пространства и времени жизни человека: «Событие, которое повлияло на мое отношение к себе, мою жизнь это знакомство прошлым летом в г. Москва с молодым фотографом.», «Самые важные для меня дни произошли прошлым летом, когда я переехала из родного мне города в Красноярск»
Общий эмоциональный фон событий Анализ используемых в тексте прилагательных, позволяет выявить соотношение эмоционально нейтральных прилагательных с эмоционально отрицательных либо эмоционально положительными: «В моей жизни произошли очень трагичные события.», «... был обычный день». Анализ используемых в тексте прилагательных, позволяет выявить преобладание эмоционально положительных прилагательных: «Событие о котором я буду писать очень хорошее и радостное.», «..каждый день моей жизни застывает, как смола, превращаясь с янтарь, солнечный и теплый..»
Значение описываемых событий в жизни Описываются значимые и важные, но не удерживающие общую направленность линии развития события: «. этот случай произошел, когда мы с родителями поехали отдыхать на озеро Байкал», «... когда произошел пожар.», «.после экзамена .». Удержание общей направленности линии развития описываемых событий в жизни: « Еще с восьмого класса у меня была мечта. я приложила все усилия, чтобы сдать экзамен. когда я получу диплом.», «..это произошло четыре года назад. теперь, благодаря успеху в тех соревнованиях.в будущем я ..»
Отношение к событиям Отношение к описываемым событиям ответственное, которое определяется как критичное, рефлексивное отношение к произошедшему и имеющее выводы относительно роли событий в жизни либо ценностное, которое определяется как «уплотнение мира вокруг человека» за счет единства пространственных, временных и смысловых значимых контекстов: «. я долго думал, куда в итоге поступить», «. я понимала, что от этого зависит моё будущее». Отношение к описываемым событиям ценностное определяется как «уплотнение мира вокруг человека» за счет единства пространственных, временных и смысловых значимых контекстов: «.для себя я решила, что буду учиться, как бы мне не было сложно в будущем», «.так я одержал первую свою победу в этом турнире и теперь мне предстояло сразиться в финале .».
Непрерывность личностной истории Непрерывность личностной истории проявляется на отдельных этапах, человек «протягивает» линию от конкретного события в пространстве и времени жизни: «. это повлияло на выбор мною учебного заведения», «. после обучения в педагогическом институте я планирую получить юридическое образование». Непрерывность личностной истории удерживается, человек в описании показывает взаимосвязанность различных событий, объединенных общей линия становления человека: «. еще в детстве я мечтала..., несмотря на произошедшее событие. после получения диплома я обязательно пойду работать в школу с детьми»
Рефлексивная позиция автора Рефлексивная позиция автора по отношению к описываемым событиям целостная, описываемые события выступают предметом рефлексии в контексте жизни человека, в редких случаях она ситуативная: «...после этого случая я стала иначе относиться к близким мне людям», «. после пожара я стала ответственнее», «. случившееся очень сильно повлияло на меня, я стал больше ценить родных». Рефлексивная позиция автора по отношению к описываемым событиям целостная, описываемые события выступают предметом рефлексии в контексте жизни человека: «.я стала больше ценить близких и о них заботиться», «... я понял, что если приложить усилия, то можно достигнуть даже очень сложную цель», «. я понимаю, что правильно выбрал профессию».
Таблица 2
Результаты исследования по методике «Исследование устойчивости жизненного мира человека» у представителей малого
города и мегаполиса второй подгруппы (позитивный показатель социокультурной идентичности - проявление мотивации избегания неудачи)
Характер устойчивости жизненного мира Малый город Мегаполис
Временной модус событий Характерно наличие перспектив дальнейшего движения. Временной модус рассредоточен отдельно во времени-прошлом, настоящем, будущем либо: «мне было три года, я была совсем одна.», «я сдала сессию, нашла работу..», «буду много работать и зарабатывать, построю карьеру.» Модус событий, описываемых в эссе рассредоточен на временной оси прошедшего и настоящего, жизни человека : «после этого я никому теперь не верю.», «из-за случившегося я нашла в себе силы теперь.»
Соотношение глаголов Процентное соотношение глаголов в равных долях прошедшего и настоящего времени. Процентное соотношение глаголов в равных долях прошедшего и настоящего времени; настоящего и будущего.
Критерий выбора содержания событий Критерий выбора содержания описываемых событий в основном либо биографический, когда описываются события собственной биографии, включенные в общую сюжетную линию жизни или топологический, когда отправной точкой описанных событий выступает определенное пространство (географическое, культурное, ценностно-смысловое и т.д.): «это случилось со мной, когда мои родители уехали и я осталась с бабушкой.» Критерий выбора содержания описываемых событий в основном топологический, когда отправной точкой описанных событий выступает определенное пространство (географическое, культурное, ценностносмысловое и т.д.): «когда мы приехали в Крым.», «мы переехали из Абалаково в Лесосибирск.»
Общий эмоциональный фон событий Анализ используемых в тексте прилагательных, позволяет выявить соотношение эмоционально нейтральных прилагательных с эмоционально отрицательными либо эмоционально положительными: «это был обыкновенный день, и я даже не предполагал, что он мне принесет что-то плохое.», «мы пошли по обычному пути, нам было весело.» Анализ используемых в тексте прилагательных, позволяет выявить соотношение эмоционально нейтральных прилагательных с эмоционально положительными: «обычно я просыпаюсь в хорошем настроении.», «это был обыкновенный день, все было как всегда, но вдруг мне пришло радостное известие.»
Значение описываемых событий в жизни Описываются значимые и важные, но не удерживающие общую направленность линии развития события либо события центральной линии развития или начало: «все произошло, когда у меня погибли родители.» Описываются значимые и важные, но не удерживающие общую направленность линии развития события: «это случилось после переезда.»
Отношение к событиям Отношение к описываемым событиям рациональное, определяется как разумное, наиболее целесообразное, обоснованное отношение к описанию; ответственное определяется как критичное, рефлексивное отношение к произошедшему и имеющее выводы относительно роли событий в жизни. Отношение к описываемым событиям ответственное, которое определяется как критичное, рефлексивное отношение к произошедшему и имеющее выводы относительно роли событий в жизни; ценностное определяется как «уплотнение мира вокруг человека» за счет единства пространственных, временных и смысловых значимых контекстов.
Непрерывность личностной истории Непрерывность личностной истории проявляется на отдельных этапах, человек «протягивает» линию от конкретного события в пространстве и времени жизни либо в отдельных случаях отсутствует: «. после окончания института я обязательно пойду в армию» Непрерывность личностной истории проявляется на отдельных этапах, человек «протягивает» линию от конкретного события в пространстве и времени жизни: «после победы на этих соревнованиях я решил не бросать спорт и сделать себе карьеру .»
Рефлексивная позиция автора Рефлексивная позиция автора по отношению к описываемым событиям проявляется ситуативно: «может быть именно этот случай повлиял на мой выбор.» Рефлексивная позиция автора по отношению к описываемым событиям целостная, описываемые события выступают предметом рефлексии в контексте жизни человека, в редких случаях она ситуативная: «если бы это не произошло, то я так бы и не поступила в институт.»
ловно распределить исследуемые нами выборки в зависимости от соотношения показателей мотивации достижения и характера социокультурной идентичности:
1) позитивный показатель социокультурной идентичности -проявление мотивации достижения успеха;
2) позитивный показатель социокультурной идентичности -проявление мотивации избегания неудачи;
3) негативный показатель социокультурной идентичности -проявление мотивации достижения успеха;
4) негативный показатель социокультурной идентичности -проявление мотивации избегания неудачи.
Именно в рамках выделенных групп нас интересовали особенности устойчивости жизненного мира. Результаты исследования позволили обнаружить нижеследующее.
Студентов первой подгруппы (позитивные показатели социокультурной идентичности и проявление мотивации достижения успеха) отличает высокая степень устойчивости жизненного мира человека. Особенности характера устойчивости жизненного мира исследуемых студентов первой подгруппы представлены в таблице 1.
Анализируя характер устойчивости жизненного мира студентов КГПУ им. В.П. Астафьева условно выделенной нами пер-
вой подгруппы мы имеем возможность определить, что для исследуемых в большей степени характерен конструктивный характер проявления устойчивости жизненного мира. Качество этой устойчивости достигается за счет выраженной самотождествен-ности, проявляющейся в ценностном типе времени, развитой способности к рефлексии собственной жизни и высокой ответственности по отношению к себе, своей жизни, своему окружению. Можно полагать, что для данной группы студентов характерна «подвижная устойчивость» [6], позволяющая держать баланс между равновесием и хаосом. При этом «внешние» воздействия используются во благо «организма», обеспечивая пространство осуществления себя в процессе собственной жизни. Интересен тот факт, что для студентов Лесосибирского педагогического института условно выделенной нами первой подгруппы характерен так же конструктивный характер проявления устойчивости жизненного мира, однако, качество этой устойчивости несколько иное, чем у представителей предыдущей группы. Для них характерно обнаружение и возможность разрешения противоречия между образом мира и образом жизни человека. Понимание собственных жизненных «дефицитов». Демонстрация готовности к их восполнению путем целеполагания и рефлексии. Стремление гармонизировать отношения между образом мира и образом жизни человека.
Студентов второй подгруппы (позитивные показатели социокультурной идентичности и проявление мотивации избегания неудач) отличает преобладание среди исследуемых неконструктивного характера проявления устойчивости жизненного мира студентов. Результаты наглядно представлены в таблице 2.
Анализ результатов исследования студентов КГПУ им. В.П. Астафьева выявил наличие в условно выделенной нами второй подгруппе студентов характеризующихся конструктивным характером устойчивости жизненного мира (27,3%). Для данных студентов характерен конструктивный характер проявления устойчивости жизненного мира на определенном этапе становления, однако, качество которого отличается от первой подгруппы. Это проявляется в способности обнаруживать и разрешать противоречия между образом мира и образом жизни, удерживая систему в состоянии постоянного «решения задач на смысл», за счет чего осуществляется взаимодействие с миром, самим собой, приводящее к образованию новых связей, отношений. Показательно наличие ощущения недостатка ресурса для разрешения противоречий у данной категории людей (они об этом говорят, их действия свидетельствуют о постоянном поиске такого ресурса), что на общем фоне выступает как проявление поисковой активности в расширении собственного потенциала и возможностей среды, способных удовлетворить запрос. Можно полагать, что это результат проявления позитивной социокультурной идентичности, несмотря на доминирование мотивации избегания неудач.
У большинства студентов Лесосибирского педагогического института 86,5 % и так же у 62,3 % исследуемых студентов КГПУ им. В.П. Астафьева выявлен неконструктивный характер устойчивости жизненного мира. Для исследуемых характерно обнаружение и невозможность разрешения противоречия между образом мира и образом жизни. Студенты ощущают недостаток ресурса (собственного потенциала, условий среды) для разрешения противоречия между образом мира и образом жизни Нарушена непрерывность личностной истории, самотождествен-ности, утрачены цели и смыслы жизнедеятельности. Отсутствие равновесия между реальностью и желаемой гармонией.
Стагнационный характер устойчивости жизненного мира выявлен у 13,5% студентов Лесосибирского педагогического института и у 10,4% студентов КГПУ им. В.П. Астафьева. Это означает, что исследуемым характерна невозможность обнаружения противоречия между образом мира и образом жизни. У них снижена рефлексивная способность. Отсутствует ценностное отношение к жизни.
Объяснение данным результатам сформулированы нами в более ранних работах, где представлены три варианта дефи-цитарности, обусловливающей становление жизненного само-осуществления психологической системы [7]. В описываемом феномене мы обнаруживаем пример второго варианта - противоречие между образом мира и образом жизни настолько велико, что у человека нет возможности оформить его в виде определенной цели, на достижение которой «можно работать», гармонизируя этот дисбаланс. Здесь обнаруживается полная неопределенность результата, которая ограничивает возможности участия человека в управлении движением системы. Как только человек не в силах «ликвидировать» эту разницу в образе мира и образе жизни (в связи с пониманием, что у него недостаточно ресурса для этой ликвидации, зависящего как от его собствен-
ного потенциала, так и условий среды) система начинает «скатываться в хаос», характеризующийся, наряду с позитивными, и негативными последствиями, среди которых, по мнению Крас-норядцевой О.М., нарушение непрерывности личностной истории, самотождественности, утрата целей и смыслов жизнедеятельности, возникающих в силу отсутствия равновесия между реальностью и желаемой гармонией, образом мира и образом жизни [8]. Однако, этот процесс можно также считать продуктивным при условии сохранения активности и ответственности человека по отношению к самому себе; здесь может использоваться режим поиска, генерации новых жизненных контекстов, «рождающих» новые смыслы, существенным образом расширяющих пространство жизненного самоосуществления человека, и это может быть обусловлено, по нашему мнению, позитивными показателями социокультурной идентичности у исследуемых данной подгруппы. В исследуемой нами выборке не выявлено соотношение показателей социокультурная идентичность - негативный показатель, проявление мотивации достижения успеха.
Студентов четвертой подгруппы, для которых характерно наличие негативной социокультурной идентичности и проявлением мотивации избегания неудач, отличает преобладание неконструктивного и стагнационного характера устойчивости жизненного мира. Результаты наглядно представлены в таблице 3.
Анализируя результаты исследования студентов четвертой подгруппы мы выявили факт того, что для большинства студентов Лесосибирского педагогического института и для 31,9% студентов КГПУ им. В.П. Астафьева свойственна стагнационная устойчивость жизненного мира. Стагнационная устойчивость, характеризует организованный человеком процесс жизнедеятельности, который ориентирован на использование ранее сформированных форм взаимодействия с окружающим миром, зачастую неадекватных условиям настоящей жизненной ситуации. Стагнационный характер проявления устойчивости жизненного мира не способствует продуктивному и оптимальному жизненному самоосуществлению. Высокая степень выраженности стагнационного характера проявления устойчивости жизненного мира человека, определяет особенности таких характеристик как отсутствие ценностного отношения к жизни, перспектив дальнейшего движения, снижение рефлексивной способности, доминирование стереотипных продуктов жизнедеятельности, неспособность к решению творческих задач, не возможность адекватно оценить собственные жизненные дефициты.
Так же низкие показатели по методике «Исследование устойчивости жизненного мира человека» свидетельствуют о том, что для 36% исследуемых малого города и для 68,1 % исследуемых мегаполиса характерно нарушение устойчивости психологической системы, связанное с ощущением «потери почвы под ногами», причиной которой является как раз потеря самотожде-ственности. На этом основании можно говорить о неконструктивном характере проявления устойчивости жизненного мира, снижающего продуктивность и оптимальность жизнедеятельности человека, что может быть рассмотрено как бифуркационная точка «предельной неустойчивости», снижающая возможности прогнозирования сценария дальнейшего движения.
Жизненное пространство человека - это поле его будущих возможностей, его самоосуществления в пространстве и времени, в его истории жизни, которая еще не состоялась, но частью которой он является. Решающую роль здесь выполняет будущее, выступающее экзистенциальным заказом и удерживающим общую интенцию движения человека в пространстве разнообразных возможностей [9]. Позитивная социокультурная идентичность ориентирована на связь прошлого-настоящего и будущего. Для студентов, у которых выявлена негативная социокультурная идентичность, характерно то, что они не принимают в полной мере ту социальную среду, в которой они живут, не пытаются противостоять возникшим проблемным ситуациям. Им свойственна низкая адаптивность к новым условиям жизни, неспособность подстраиваться под обстоятельства, которые встречаются на их пути. У них в малой степени сформированы представления о своем будущем, они не связывают свое будущее с социумом, в котором находятся сейчас.
Характер режима функционирования самоорганизующейся психологической системы может быть как конструктивным, так и неконструктивным, в зависимости от соответствия режима функционирования условиям и требованиям среды, а это означает, что он изначально обусловлен особенностями социокультурной идентичности. Эта взаимосвязь среды, создающей обстоятельства жизни человека, и самого человека, способного изменять условия собственной жизнедеятельности, позволяет выбирать оптимальный режим функционирования психологической системы: особым образом организованный человеком про-
Таблица 3
Результаты исследования по методике «Исследование устойчивости жизненного мира человека» у представителей малого города и мегаполиса четвертой подгруппы (негативный показатель социокультурной идентичности - проявление мотивации избегания неудачи)
Характер устойчивости жизненного мира Малый город Мегаполис
Временной модус событий Не характерно наличие перспектив дальнейшего движения. Временной модус рассредоточен отдельно во времени-прошлом, настоящем, будущем либо: «когда я закончил школу.», «все случилось два года назад... » Модус событий, описываемых в эссе рассредоточен на временной оси прошедшего или настоящего, будущего жизни человека: «после этого мы переехали и теперь.», «я получу диплом и смогу.»
Соотношение глаголов Доминируют глаголы прошедшего и настоящего времени. Доминируют глаголы отдельно прошедшего, настоящего либо будущего времени.
Критерий выбора содержания событий Критерий выбора содержания описываемых событий в основном биографический, когда описываются события собственной биографии, включенные в общую сюжетную линию жизни: «я с моей сестрой.», «мы с родственниками.» Критерий выбора содержания описываемых событий биографический либо топологический, когда отправной точкой описанных событий выступает определенное пространство (географическое, культурное, ценностно-смысловое и т.д.): «...и вот мы приехали в Москву», «когда я поступила в институт.»
Общий эмоциональный фон событий Анализ используемых в тексте прилагательных, позволяет выявить преобладание эмоционально отрицательных прилагательных: «я чувствовала себя одинокой, подавленной...», «это был ужасный день.» Анализ используемых в тексте прилагательных, позволяет выявить эмоционально положительные прилагательные реже, чем эмоционально отрицательные.
Значение описываемых событий в жизни Описываются значимые и важные, но не удерживающие общую направленность линии развития события либо события центральной линии развития или начало: «мне было пять лет.», «я поступил в институт...» Описываются значимые и важные, но не удерживающие общую направленность линии развития события: «я смог помериться с отцом.», «я перестала обижаться на маму.»
Отношение к событиям Отношение к описываемым событиям рациональное, определяется как разумное, наиболее целесообразное, обоснованное отношение к описанию. Отношение к описываемым событиям рациональное либо ответственное, которое определяется как критичное, рефлексивное отношение к произошедшему и имеющее выводы относительно роли событий в жизни.
Непрерывность личностной истории Непрерывность личностной истории отсутствует (описывается отдельно некоторый временной отрезок) Непрерывность личностной истории в редких случаях проявляется на отдельных этапах, но в основном отсутствует.
Рефлексивная позиция автора Рефлексивная позиция автора по отношению к описываемым событиям отсутствует (представлено описание события) Рефлексивная позиция автора по отношению к описываемым событиям проявляется ситуативно: «может поэтому я теперь не верю людям.», «наверное, это помогло мне.»
цесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творчеству. Важнейшей системной особенностью выступает, как показали исследования Клочко Е.В, Краснорядцевой О.М., Логиновой И.О, Лукьянова О.В., - тен-
Библиографический список
денция к оптимизации своего потенциала, характеризующая жизненный путь любого человека. Эта оптимизация считается успешной, если человеку удается достичь гармоничного развития самореализации во всех жизненно важных для него сферах.
1. Клочко, В.Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система // Человек как самоорганизующаяся психологическая система: материалы региональной конф. - Барнаул, 2000.
2. Лукьянов, О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. - Томск, 2008.
3. Логинова, И.О. Особенности проявления устойчивости жизненного мира педагогов в условиях реальной профессиональной деятель-
ности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - Волгоград, 2010. - № 4(48). - Серия «Педагогические науки».
4. Логинова, И.О. Жизненное самоосуществление: системно-антропологический контекст: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Томск, 2010.
5. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. - М., 1986.
6. Loginova I.O. Sociocultural Characteristics of Psychological Education in the Context of Systemic-Anthropological Approach / Loginova I.O., Chupina V.B., Zhivaeva Y.V. // Journal of Social Sciences, Vol. 8. - Issue 2.
7. Краснорядцева, О.М. Реконструкция ценностно-смысловой структуры ситуации деятельности как метод исследования особенностей
ментального пространства личности // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуникация - толерантность / под ред. В.И. Кабрина. - Томск, 2002.
8. Логинова, И.О. Личностные характеристики людей с различной динамикой жизненного самоосуществления // Психология обучения. -
2010. - № 10.
9. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987.
10. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе / под ред. Н. Шматко. - М., 1992.
Bibliography
1. Klochko, V.E. Chelovek kak samoorganizuyuthayasya psikhologicheskaya sistema // Chelovek kak samoorganizuyuthayasya psikhologicheskaya sistema: materialih regionaljnoyj konf. - Barnaul, 2000.
9З
2. Lukjyanov, O.V. Problema stanovleniya identichnosti v ehpokhu socialjnihkh izmeneniyj. - Tomsk, 2008.
3. Loginova, I.O. Osobennosti proyavleniya ustoyjchivosti zhiznennogo mira pedagogov v usloviyakh realjnoyj professionaljnoyj deyateljnosti //
Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - Volgograd, 2010. - № 4(48). - Seriya «Pedagogicheskie nauki».
4. Loginova, I.O. Zhiznennoe samoosuthestvlenie: sistemno-antropologicheskiyj kontekst: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Tomsk, 2010.
5. Khekkhauzen, Kh. Motivaciya i deyateljnostj: v 2 t. - M., 1986.
6. Loginova I.O. Sociocultural Characteristics of Psychological Education in the Context of Systemic-Anthropological Approach / Loginova I.O.,
Chupina V.B., Zhivaeva Y.V. // Journal of Social Sciences, Vol. 8. - Issue 2.
7. Krasnoryadceva, O.M. Rekonstrukciya cennostno-smihslovoyj strukturih situacii deyateljnosti kak metod issledovaniya osobennosteyj
mentaljnogo prostranstva lichnosti // Lichnostj v paradigmakh i metaforakh: mentaljnostj - kommunikaciya - tolerantnostj / pod red. V.I.
Kabrina. - Tomsk, 2002.
8. Loginova, I.O. Lichnostnihe kharakteristiki lyudeyj s razlichnoyj dinamikoyj zhiznennogo samoosuthestvleniya // Psikhologiya obucheniya. -2010. - № 10.
9. Magomed-Ehminov, M.Sh. Motivaciya dostizheniya: struktura i mekhanizmih: avto-ref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1987.
10. Socialjnaya identichnostj i izmenenie cennostnogo soznaniya v krizisnom obthestve / pod red. N. Shmatko. - M., 1992.
Статья поступила в редакцию 20.04.12
УДК 377: 37.012.85; 37.013.2
Ivanova T.A. THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF THE COLLEGE STUDENTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. Creative activity is inexhaustible sourel of professional growth and personal development. So the task of creative activity development in the making personal professional formation in the context of contemporary educational paradigm is socially significant. The author of the present article considers pedagogical approaches to the definition of the essence of the college students creative activity. The problems of creative activity also come into view.
Key words: active, creative activity, professional education, personality, creativity.
Т.А. Иванова, аспирант каф. технологий и профессионального образования Педагогической академии последипломного образования специалистов Московской области, преп. общеобразовательных и юридических дисциплин Колледжа университета «Дубна», г. Дубна, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Творческая активность является неиссякаемым источником профессионального роста и личностного развития человека, поэтому задача развития творческой активности в период профессионального становления личности в контексте современной парадигмы образования является социально значимой. В данной статье автором рассматриваются педагогические подходы к определению сущности творческой активности обучающихся колледжа, обозначены проблемы ее развития.
Ключевые слова: активность, творческая активность, профессиональное образование, личность, творчество.
Становление новой системы образования в свете гуманистической парадигмы сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: перед учебными заведениями встает задача перехода от знаниецентрической к личностно-ориентированной системе профессиональной подготовки специалиста, к приоритетности развития личности, способности к самосовершенствованию.
Первоочередной задачей системы среднего профессионального образования становится формирование творческой компетентности специалиста, включающей наличие креативности мышления, которая, основываясь на имеющейся совокупности компетенций в своей профессиональной деятельности, предоставляет специалисту возможность разрабатывать творческие конкурентоспособные решения проблемных ситуаций с целью прогрессивного преобразования действительности и психологической готовности к такому преобразованию в современных условиях.
Однако в настоящее время в колледже снижен уровень процесса обучения, направленный на развитие творческой активности обучающихся. Во-первых, обучающиеся колледжа, как правило, в основной своей массе не готовы к самостоятельной работе и самостоятельному поиску знаний (не является секретом тот факт, что в средние специальные учебные заведения зачастую приходят далеко не самые успешные учащиеся средних школ), во-вторых, у них редко в достаточной степени сформированы исследовательские умения и навыки их применения в учебной деятельности. Но это вовсе не означает, что они не способны фантазировать, увлекаться интересующей их проблемой и проявлять любознательность.
Несмотря на то, что вопросы, касающиеся творческой активности обучающихся, рассматриваются в широком круге исследований, проблема развития творческой активности в учебно-воспитательном процессе колледжа исследована недостаточно, что представляет собой, на наш взгляд, актуальность на научно-теоретическом уровне.
Проблема творчества и ее изучения имеет давнюю историю. Во все времена она была объектом пристального внимания философов, педагогов, психологов.
Еще в античности Аристотель позитивно откликался на идею активного обучения, а Я.А. Коменский призывал учеников идти за тем, кто должен ими руководить, «не позевывая, но бодрствуя и действуя», и видел в качестве одного из методов активизации деятельности учеников построение обучения на основе интереса и любознательности [1].
Ж.Ж. Руссо предлагал педагогу следовать природе подопечного, используя наблюдательность и стремление к поиску, создавать ситуации, пробуждая в ребенке желание получить знания, которыми он сможет распоряжаться [2]. И.Г. Песталоц-ци считал, что метод природосообразности «пробуждает в ребенке сокровеннейшие задатки, какие у него имеются, дает побуждение и стимул к максимально возможному в данном положении развитию» [1, с. 256].
В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется в качестве деятельности, дающей новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева, Ю.Н. Кулюткин и др.) Исследователи (Л.К. Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают феномен творчества как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности.
Однако большинство ученых выделяет в качестве основных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.
Ряд авторов (Т.Г. Браже, А.М. Матюшкин, И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности.
Нашему пониманию сущности творчества наиболее близким оказалась трактовка М.М. Зиновкиной. Она выделяет твор-