УДК 3 76.1:159.923.2-053«465.07/.11» ББКЮ972-72+Ю984.14-72 ГСНТИ
А. С. Павлова Москва, Россия
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ 7—8 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Представлен сравнительный анализ особенностей самосознания как социокультурного компонента личности детей 7—8 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их нормально развивающихся сверстников в художественной деятельности.
Ключевые слова: самосознание; социокультурные компоненты личности; дети с ограниченными возможностями здоровья; искусство; художественная деятельность.
Сведения об авторе: Павлова Анна Сергеевна, научный сотрудник.
Место работы: соискатель кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».
Контактная информация: 119261,
E-mail: pavlova-a.c@mail.ru.
Сегодня проблема развития детей с ОВЗ в контексте социокультурного становления личности требует к себе особого внимания и тщательного рассмотрения с точки зрения социализации и развития
©Павлова А. С., 2015
14.29.09 Kod BAK13.00.03
A. S. Pavlova Moscow, Russia
RESEARCH OF PECULIARITIES
OF SELF-CONSCIOUSNESS OF 7—8 YEAR OLD CHILDREN WITH DISABILITIES IN ARTISTIC ACTIVITIES AS A SOCIOCULTURAL COMPONENT OF PERSONALITY
Abstract. The article presents a comparative analysis of specific of manifestations of self-consciousness in artistic activities as a sociocultural component of the personality of 7—8 year old children with disabilities (HIA) and their normally developing peers.
Key words: self-consciousness; socio-cultural components of identity; children with disabilities; art; artistic activity.
About the author: Pavlova Anna Sergeyevna, Research Associate, Degree Applicant.
Place of employment: Department of Psycho-pedagogical Foundations of Special Education, Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University (Moscow).
Москва, ул. Панферова, д. 8, к. 2.
субъектности детей данной категории.
В научной школе Л. С. Выготского процесс развития личности рассматривается, с одной стороны, как процесс овладения обществен-
42
Специальное образование. 2015. № 1
ным опытом, с другой — как процесс обретения все большей самостоятельности, в результате чего каждый человек создает свой неповторимый образ [10, с. 155].
Как отмечает Д. И. Фельд-штейн, эти два направления неразрывно связаны друг с другом. При этом процесс индивидуализации невозможен без развития самосознания, становления «Я-концепции», совершенствования своей личности, характеризующейся тем, что человек осознает себя и действует как субъект [16]. Самосознание является одним из компонентов, определяющих социокультурное становление личности, необходимым условием осуществления любой сознательной деятельности человека.
Изучению самосознания посвящено достаточно исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии (Р. Берне, Л. И. Божович, H. М. Борозинец, И. С. Кон, О.Г.Кулиш, М. И. Лисина, О. А. Митина, М. А. Мосина, В. С. Мухина, А. X. Попова, С. Л. Рубинштейн, О. В. Селезнева, В. И. Слободчиков, В. В. Сталин и др.). Большинство авторов считают, что самосознание — это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и вырабатывает отношение к самому себе. В рассмотрении структуры самосознания у многих исследователей нет единства, основания для выделения структурных компонентов являются различными. Чаще всего специалисты (Р. Берне, И. В. Вачков, И. С. Кон, К. К. Платонов, В. В. Сталин, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова и др.) рассматривают компонент-
ный состав самосознания как единство трех сторон: когнитивной, эмоциональной и регулятивной.
Развитие самосознания человека связано с вхождением самосознания в человеческую культуру в совместной деятельности как со сверстниками, так и со взрослыми.
В младшем школьном возрасте ребенок еще не достигает достаточного уровня развития самосознания. Чтобы стать полноценным субъектом саморазвития (это может произойти только в подростковом возрасте), необходимо с момента включения ребенка в систематическую учебную деятельность (поступления в школу) целенаправленно создавать условия для развития самосознания, а именно знания о своем «я», отношения к своему «я» и управления своим «я» [1].
Проблеме самосознания уделяется определенное внимание не только в общей и возрастной, но и в коррекционной психологии. Соответствующие исследования касаются как вопросов развития самосознания детей с ОВЗ в целом, так и отдельных его параметров: самосознания (Ю. 3. Замалетдинова, В. С. Пробылова, А. В. Шевченко); самоотношения (Аль-шавеа Набила Али Ахмед, Н. Ю. Зеленина, А. А. Извольская, О. А. Талипова); образа «я» (И. А. Конева); «Я-концепции (В В. Ипатова, Т. И. Кузьмина, Е. В. Свистунова, И. А. Чис-тоградова). Наиболее проработанной в коррекционной психологии и педагогике является проблема самооценки у детей с разными вариантами дизонтогенеза: с задержкой
Специальное образование. 2015. № 1
43
психического развития (этой темой занимались Н. Л. Белопольская, Г. В. Грибанова, Н. А. Жулидова, И. В. Коротенко, Л. В. Кузнецова, А. И. Липкина, Е. А. Медведева, Е. И. Савонько, В. М. Синельников, Е. С. Слепович, С. И. Смирнова, И. В. Сычевич, Р. Д. Тригер и др.); с умственной отсталостью (А. Д. Виноградова, Я. Л. Коломин-ский, М. И. Кузьмицкая, О. С. Наза-ревич, Ж. И. Намазбаева, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф); с нарушением слуха (В. Г. Петрова, В. Л. Белинский, М. М. Нудельман, А. П. Го-зова, Т. Н. Прилепская, И. В. Кривонос); с нарушением речи (Л. С. Волкова, О. Н. Усанова, В. И. Селиверстов, О. А. Слинько); с нарушением зрения (Д. Джервис, Т. В. Розанова, Т. Руппонен, Т. Маевский, И. Н. Никулина); с нарушением опорно-двигателъного аппарата (М. В. Вагина, Э. С. Калижнюк, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова) [3; 5; 7; 9; 10; 11; 12; 14; 16 и др.].
Становление личности ребенка с проблемами в психическом развитии со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью возможно только через осознание себя, движение к своему «я» — только в этом случае личность может действовать как субъект социализации [10, с. 29].
По мнению Е. А. Медведевой, становление самосознания возможно в художественной деятельности средствами искусства в процессе общения со сверстниками и взрослыми в образовательном пространстве. Посредством успехов, выраженных в продукте художествен-
ной деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослым такой ребенок может найти источник познания себя, принять себя, сформировать положительное отношение к себе [11, с. 122].
Однако возможности развития самосознания у детей с ОВЗ средствами искусства в условиях дополнительного образования как самостоятельное направление не изучались.
В связи с этим цель нашего исследования — выявление особенностей самосознания как социокультурного компонента личности детей 7—8 лет с ОВЗ в художественной деятельности.
В экспериментальном исследовании принимали участие 150 детей в возрасте 7—8 лет (100 детей с ОВЗ и 50 нормально развивающихся сверстников). На основе анализа психолого-педагогической литературы и обзора методик нами был составлен диагностический блок, состоящий из 2 заданий (беседа «Расскажи мне о себе» А. С. Павловой, модифицированный вариант экспериментальной игры «Хоровод» Е. А. Панько).
Изучение особенностей самосознания детей экспериментальной группы проводилось на основе анализа количественных и качественных показателей.
Количественный анализ осуществлялся по трехбалльной системе по каждому критерию.
Для статистической обработки результатов применялся критерий Манна — Уитни, позволяющий оценить значимость различий
44
Специальное образование. 2015. № 1
по выбранным показателям в рамках сравнения групп нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.
Качественный анализ особенностей самосознания проводился по следующим критериям:
• личностные качества;
• отношение к себе в деятельности (способности, навыки, умения, знания, достижения);
• социально-поведенческие проявления (место в социальном пространстве; как относятся другие — родители, педагоги, сверстники; поведение).
Анализ экспериментальных данных позволил обнаружить различия на уровне высокой статистической значимости у нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ по всем критериям: личностные качества (р < 0,010), отношение к себе в деятельности (р < 0,010),
Нами были разработаны и введены уровневые качественные показатели с целью более детального выявления особенностей самосознания как социокультурного компонента личности у нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ в художественной деятельности.
Сравнительные данные диагностического исследования, направленные на выявление особенностей самосознания как социокультурного компонента личности младших школьников с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников в художественной деятельности, представлены на рис.
социально-поведенческие проявления (р <0,010).
Количественный и качественный анализ особенностей самосознания как социокультурного компонента личности детей 7—8 лет с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников в художественной
70 т- ■ Первс 66 60 классники норма ■ Первой 66-62 лассникис ОВЗ -64-
60 • 50 40 30 20 10 1 яшш
1 2 Личностные качества 3 12 % Отношение к себе с деятельности, % 3 1 2 Социально-по пронвлс 3 веденческие ;нин, %
Рис. 1. Сравнительные показатели самосознания как социокультурного компонента личности детей 7—8 лет с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников в художественной деятельности. Обозначения: 1 — высокий; 2 —
средний; 3 — низкий
Специальное образование. 2015. № 1
45
деятельности показал различия и возможность дифференцировать их с учетом признаков по трем уровням (высокий, средний, низкий).
В качественной оценке самосознания как социокультурного компонента личности детей 7—8 лет с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников высокий уровень проявился следующим образом: при оценке личностных качеств только 60 % нормально развивающихся детей продемонстрировали выраженную способность анализировать качества своего характера (я — добрая девочка, всегда делюсь игрушками с ребятами; я не очень решительный мальчик, иногда не могу дать сдачи; я честный, но не всегда, могу обмануть родителей). 66 % нормально развивающихся детей и 8 % детей с ОВЗ могли аргументированно выразить отношение к себе в учебной и художественной деятельности, самостоятельно высказаться о своих способностях, навыках, умениях, знаниях, достижениях (я умею хорошо танцевать; я не очень хорошо пою, но стараюсь>; я не всегда сама правильно решаю задачи, иногда делаю ошибки). Социально-поведенческие проявления, адекватность и диффе-ренцированность социальной принадлежности (я — ученик, потому что учусь в школе; я — дочь своих родителей; у меня есть бабушка, а я ее внучка), самостоятельность суждений об отношении к ребенку взрослых и одноклассников (учитель меня часто хвалит за правильный ответ, родители меня ругают, если я забываю накормить
кота), о своем поведении (я дерусь со своим младшим братом, я дружу с ребятами) наблюдались у 64 % нормально развивающихся детей.
Средний уровень прослеживался у 26 % нормально развивающихся детей и 66 % детей с ОВЗ при оценке своих личностных качеств. У детей данной группы представления о себе были ограниченны, требовалась помощь взрослого для их выделения. У 22 % нормально развивающихся детей и 62 % детей с ОВЗ отношение к себе в деятельности при оценке своих способностей, навыков, достижений отличалось неразвернутостью суждений. Социально-поведенческие проявления у 28 % нормально развивающихся детей и 56 % детей с ОВЗ характеризовались формальным перечислением своих социальных ролей («сын», «ученик», «спортсмен» и т. д.), односложностью суждений об отношении к ребенку взрослых и одноклассников, своем поведении.
Низкий уровень оценки своих личностных качеств наблюдался у 14 % нормально развивающихся детей и 34 % детей с ОВЗ, при этом свойства своего характера самостоятельно не выделялись, присутствовала ограниченность понятий. Поверхностность суждений о своих способностях, навыках, умениях, знаниях, достижениях в деятельности продемонстрировали 12 % нормально развивающихся детей и 30 % детей с ОВЗ. У 8 % нормально развивающихся детей и 44 % детей с ОВЗ социально-поведенческие
46
Специальное образование. 2015. № 1
проявления отличались сложностью при обозначении своего социального статуса даже с помощью взрослого или его отсутствием, неадекватностью в оценке своего поведения (я дерусь, но все равно я хороший).
Обобщая данные об особенностях самосознания как социокультурного компонента личности детей 7—8 лет с ОВЗ, можно выделить у детей данной категории следующие особенности:
- преобладание среднего и низкого уровня самосознания;
- выраженные сложности в оценке своих личностных качеств, способностей, навыков, достижений, социально-поведенческих проявлений без помощи взрослого;
- неадекватность и недиффе-ренцированность самооценки;
- размытость в оценке качеств своей личности, характера, поведения;
- поверхностность представления о себе.
На основе данных, полученных в нашем исследовании по изучению особенностей самосознания личности детей 7—8 лет с ОВЗ в художественной деятельности, можно сделать следующие выводы.
1. Диагностический блок, составленный и использованный нами для выявления особенностей самосознания, позволяет изучить его специфику у детей 7—8 лет с ОВЗ.
2. Результаты экспериментального исследования констатируют незрелость и несформированность самосознания как социокультурного
компонента личности детей 7—8 лет с ОВЗ в художественной деятельности, неоднородность и доминирование среднего и низкого уровней по всем рассматриваемым показателям.
3. Сравнительный анализ экспериментальных данных позволил получить уровневые качественные характеристики в развитии самосознания как социокультурного компонента личности детей 7—8 лет с ОВЗ в художественной деятельности.
Выявленные особенности самосознания как социокультурного компонента личности детей 7—8 лет с ОВЗ в художественной деятельности определили необходимость разработки технологий и содержания занятий по их развитию средствами искусства в условиях общего и дополнительного образования.
Литература
1. Аржакаева, Т. А. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе / Т. А. Аржакаева, И. В. Вачков, А. X. Попова. — М. : Генезис, 2012.
2. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. / Р. Берне. — М. : Прогресс, 1986.
3. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. — М. : Советский спорт, 2004.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб. : Питер, 2008.
5. Жулидова, Н. А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития / Н. А. Жулидова // Дефектология. — 1981. — № 4.
Специальное образование. 2015. № 1
47
6. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. — М., 2003.
7. Конева, И. Н. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития / И. Н. Конева // Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. — СПб. : Питер, 2007.
8. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. — М. : Знание, 1976.
9. Никулина, И. Н. Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения / И. Н. Никулина : учеб.-метод, пособие. — СПб. : КАРО, 2008.
10. Медведева, Е. А. Особенности социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве : мо-ногр. / Медведева Е. А. — М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007.
П.Медведева, Е. А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искус-
ства в артпедагогическом и арттера-певтическом пространстве / Медведева Е. А. — М. : Институт консультирования и системных решений, 2009.
12. Прилепская, Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников / Т. Н. Прилепская // Дефектология. — 1989. — № 5.
13. Слободчиков, В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 1986. — № 6.
14. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. / под ред. В. И. Лубовского. — М. : Академия, 2006.
15. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М. : Изд-во Москов. ун-та, 1983.
16. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. — 2-е изд. — М. : МПСИ, 2004.
48
Специальное образование. 2015. № 1