Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
121
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / адаптация / сердечный ритм / курсы. / students / adaptation / heart rate / courses.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Сарыг Сайлыкмаа Кызыл-ооловна

В работе представлены особенности адаптации студентов разных курсов обучения в высшем учебном заведении к учебной деятельности. У студентов, обучающихся на 3 и 5 курсах минимальное среднее значение R-R min составляет 569,5±40,2, что указывает на увеличения влияния СО на сердечным ритм. Показатели R-R max на 4 и 5 курсах обучения у студентов снижены, что говорит о снижении влияния ПО ВНС на работу сердца. Среднее значение SDNN у студентов на 5 курсе составляет 42,8±4,54, т.е. по сравнению с 3 курсом достоверно ниже, что указывает на доминирование адренергических влияний на ритм сердца. Показатель RMSSD снижено у студентов, обучающихся на 4 и 5 курсах, что показывает на существенное повышение влияния СО ВНС на старших курсах. Проведенное исследование позволяет заключить, что процесс адаптации студентов к условиям обучения в зависимости от курсов протекает по-разному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Сарыг Сайлыкмаа Кызыл-ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF FEATURES OF ADAPTATION OF STUDENTS OF DIFFERENT COURSES TO EDUCATIONAL ACTIVITY

The paper presents the features of adaptation of students of different courses in higher education to educational activities. Of students 3 and 5 courses minimum average value of R-R min is 569,5±40,2, indicating increasing influence on cardiac rhythm. Indicators of R-R max on 4 and 5 courses of study in students are reduced, which indicates a decrease in the impact of VNS on the heart. The average SDNN of students in the 5th year is 42,8±4,54, i.e. significantly lower compared to the 3rd year, indicating the dominance of adrenergic effects on heart rhythm. The RMSSD value is reduced in students enrolled in 4and 5 courses, which may indicate a significant increase in the impact OF co VNS in senior courses. The study suggests that the process of adaptation of students to the learning environment, depending on the course proceeds differently.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3. Кувандыкова Р.М. Адаптационные возможности функциональных систем организма подростков разных этнических групп ставропольского края. Диссер канд.биологи наук. Ставрополь, 2017. - 145 с

4. Алексеева Т.И., Чикишева Т.А. Межгрупповая изменчивость некоторых физиологических признаков у тувинцев в сравнительном освещении // Антропо-экологические исследования в Туве / отв.ред. д.и.н. Т.И.Алексеева , к.б.н. М.И.Урысон. М.: Наука, 1984. - С. 161-184.

5. Красильникова В.А., Айзман Р.И. Морфофункциональные показатели первокурсников Тувинского государственного университета из городской и сельской местности. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - Том.7, №5. - Новосибирск, 2017. - С.178-192.

6. Баевский Р.М. Проблема оценки и прогнозирования функционального организма и ее развитие в космической медицине // Успехи физиологических наук. - 2006. - Т. 37, № 3. - С. 42-57.

Bibliograficheskij spisok

1. Agadzhanjan H.A. Jetnicheskie problemy adaptacionnoj fiziologii. M:: Izd-vo RUDN; 2007. 57 s

2. Agadzhanjan H.A., Caturjan L.D. Jetnicheskaja fiziologija: jekologija, adaptacija; zdorov'e. Stavropol', 2011. 256 s.

3. Kuvandykova R.M. Adaptacionnye vozmozhnosti funkcional'nyh sistem organizma podrostkov raznyh jetnicheskih grupp stavropol'skogo kraja. Disser kand.biologi nauk. Stavropol', 2017. - 145 s

4. Alekseeva T.I., Chikisheva T.A. Mezhgruppovaja izmenchivost' nekotoryh fiziologicheskih priznakov u tuvincev v sravnitel'nom osveshhenii // Antropo-jekologicheskie issledovanija v Tuve / otv.red. d.i.n. T.I.Alekseeva , k.b.n. M.I.Uryson. M.: Nauka, 1984. - S. 161-184.

5. Krasil'nikova V.A., Ajzman R.I. Morfofunkcional'nye pokazateli pervokursnikov Tuvinskogo gosudarstvennogo uni-versiteta iz gorodskoj i sel'skoj mestnosti. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - Tom.7, №5. - Novosibirsk, 2017. - S.178-192.

6. Baevskij R.M. Problema ocenki i prognozirovanija funkcional'nogo organizma i ee razvitie v kosmicheskoj medicine // Uspehi fiziologicheskih nauk. - 2006. - T. 37, № 3. - S. 42-57.

УДК 612+159.9

DOI: 10.24411/9999-025A-2019-10049

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сарыг Сайлыкмаа Кызыл-ооловна

Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, [email protected]

В работе представлены особенности адаптации студентов разных курсов обучения в высшем учебном заведении к учебной деятельности. У студентов, обучающихся на 3 и 5 курсах минимальное среднее значение R-R min составляет 569,5±40,2, что указывает на увеличения влияния СО на сердечным ритм. Показатели R-R max на 4 и 5 курсах обучения у студентов снижены, что говорит о снижении влияния ПО ВНС на работу сердца. Среднее значение SDNN у студентов на 5 курсе составляет 42,8±4,54, т.е. по сравнению с 3 курсом достоверно ниже, что указывает на доминирование адренергиче-ских влияний на ритм сердца. Показатель RMSSD снижено у студентов, обучающихся на 4 и 5 курсах, что показывает на существенное повышение влияния СО ВНС на старших курсах. Проведенное исследование позволяет заключить, что процесс адаптации студентов к условиям обучения в зависимости от курсов протекает по-разному.

Ключевые слова: студенты, адаптация, сердечный ритм, курсы.

STUDY OF FEATURES OF ADAPTATION OF STUDENTS OF DIFFERENT COURSES

TO EDUCATIONAL ACTIVITY Sailykmaa K. Saryg

Tuvan State University, Kyzyl, Russia

The paper presents the features of adaptation of students of different courses in higher education to educational activities. Of students 3 and 5 courses minimum average value of R-R min is 569,5±40,2, indicating increasing influence on cardiac rhythm. Indicators of R-R max on 4 and 5 courses of study in students are reduced, which indicates a decrease in the impact of VNS on the heart. The average SDNN of students in the 5th year is 42,8±4,54, i.e. significantly lower compared to the 3rd year, indicating the dominance of adrenergic effects on heart rhythm. The RMSSD value is reduced in students enrolled in 4and 5 courses, which may indicate a significant increase in the impact OF co VNS in senior courses. The study suggests that the process of adaptation of students to the learning environment, depending on the course proceeds differently.

Keywords:students, adaptation, heart rate, courses.

Студент, поступив в высшее учебное заведение (ВУЗ) вынужден адаптироваться к новым условиям существования, специфичным для высшей школы. Адаптация к новым условиям обучению считается достаточно проблемным видом адаптации, так как изменяются условия учебного процесса: увеличивается объем учебной деятельности, возрастает интенсивность умственной работы, характерна неравномерность учебной нагрузки, особенно увеличивающаяся в период экзаменационной сессии и зачетов [1].

В процессе учебной деятельности на каждом последующем курсе в вузе процесс адаптации студентов имеет свои особенности, так как в ВУЗ приходят абитуриенты с разными возможностями

адаптации. По данным литературы выделяют 3 стадии развития адаптационного процесса у студентов в процессе обучения в вузе. Первая стадия острая адаптация (1 - 2 курсы), продолжительность которой зависит от индивидуальных особенностей студентов (здоровье, материальная обеспеченность и т.д.). Вторая стадия переходная (3 курс) и третья более устойчивая адаптация.

Таким образом, целью данной работы является изучение особенностей адаптации студентов разных курсов к учебной деятельности путем регистрации вариабельности сердечного ритма (ВСР).

Материалы и методы исследования. Исследование выполнено в лаборатории кафедры анатомии, физиологии и бжд естественно-географического факультета Тувинского государственного университета. Всего было обследовано 94 студента (табл. 1).

Таблица 1.Количество обследованных студентов в зависимости от курса

Курсы 1 2 3 4 5

Количество обследованных студентов (n) n=20 n=17 n=21 n=15 n=21

Анализ и запись показателей сердечного ритма проводились на приборе «ВНС-Микро» компании «НейроСофт» г. Иваново. Показатели ВРС рассматривали в положении лежа 5 мин (фоновая проба).

Изучали показатели временного анализа: минимальное и максимальное значение интервалов R-R min, max, стандартное отклонение интервала R-R (SDRR), квадратный корень из среднего квадратов разностей величин последовательных пар интервалов R-R (RMSSD) и коэффициент вариации (CV).

Результаты исследования и их обсуждения. По данным литературных источников при преобладании влияния симпатического отдела (СО) вегетативной нервной системы (ВНС) на показатели сердечного ритма его среднее значение уменьшается, а при большем влияния парасимпатического отдела (ПО) - возрастает [2]. По результатам данного исследования, у студентов, обучающихся на 3 и 5 курсах наблюдается минимальные значения R-R шт,что составляет 570,6±41,9 и 568,5±38,5, что указывает на увеличения влияния СО на сердечным ритм (рис. 1).

1150 1000 850 700 550 400

1

R-R, min

R-R, max

2

4

5

Курсы

Рис. 1. Динамика изменения минимального и максимального значения интервалов Я-Я в зависимости от курсов.

Изучение максимального значения интервала R-Rmax показывает, что высокие показатели наблюдаются у студентов, обучающихся на 2 курсе, что составляет 1100±49,4. На 4 и 5 курсах обучения у студентов наблюдается некоторое снижение показателя R-R max 987±30,0 и 980,5±29,2, что говорит о снижении влияния ПО ВНС на работу сердца.

Значение корня из дисперсии квадратной (SDNN) является одним из основных показателей ВСР, характеризующих состояние механизмов вегетативной регуляции деятельности ритма сердца [2]. Показатель SDNN показывает целостный эффект влияния СО и ПО ВНС на синусовый узел сердечно-сосудистой системы. При доминировании влияния СО на сердце его значение уменьшается, а при увеличении влияния ПО оно возрастает. У студентов средние значение SDNN составляет в пределах 62±5,2 мс, а у студентов, которые обучаются на 5 курсе среднее значение составляет 42,8±4,54 (рис. 2), т.е. достоверно ниже по сравнению с 3 курсом, что указывает на доминирование адренерги-ческих влияний на ритм сердца.

1200 1000 800 600 400 200 0

RRNN,mc SDNN, мс

844

859,-'- —845,2- -820,0-

60,2 59,4 -66 8 58,8 42,8

1 2 Курзсы 4 5

Рис. 2. Динамика изменения среднеквадратичного отклоненияи моды в зависимости от курсов.

Показатель характеризуется наименьшей изменчивостью и является параметром функ-

ционирования синусового узла и гуморальной регуляции организма человека [2, 3]. При доминировании влияния СО на сердечный ритм параметр RRNN уменьшается, а при увеличении влияния ПО оно возрастает. Значение RRNN в среднем для всех курсов обучения составляют 862±2,8мс (рис. 2).

Одним из наиболее часто используемых показателей в современных физиологических исследованиях - это корень квадратный из разностей среднего квадратов величин последовательных пар интервалов NN (ЕМББВ), который преимущественно отражает влияние ПО ВНС на ритм сердца [4, 5], в том числе синусовую аритмию, связанную с дыханием. При преобладании влияния СО ВНС на сердечный ритм, его значение снижается, а при превалировании влияния ПО - возрастает. На 4 и 5 курсах параметры RMSSD понижены на 47,3±7,1 и 47,7±5,30 (рис. 3), что может указывать на существенное повышение влияния СО ВНС при старших курсах.

RMSSD, мс

CV, %

80 60 40 20 0

67 7

47 3 -47.7

7,11 7 24 -7 67 5,78 -631-

1

2

3

Курсы

4

5

Рис. 3. Динамика изменения квадратного корня из среднего квадратов последовательных пар интервалов NN и коэффициента вариации в зависимости от курсов.

Коэффициент вариации (CV) представляет собой процентное отношение SDNN к RRNN. По физиологическому смыслу является показателем, нормированным по частоте сердечных сокращений [6]. У студентов среднее значение CV в целом составляет 7,61±0,35 %. Однако, на 4 курсе у обучающихся студентов показатель ниже на 5,78±0,23 %, что показывает повышенное влияния СО ВНС на сердечный ритм.

Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что процесс адаптации студентов к условиям обучения в зависимости от курсов протекает по-разному. На динамику показателей ритма сердца влияют особенности учебного процесса. Активность СО и ПО ВНС является результатом многоуровневой системой регуляции ритма сердца, изменяющейся во времени свои показатели для достижения оптимального адаптационного ответа.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-413-170004\18

Библиографический список

1. Артемьева А.А., Горбунова И.С., Скорик Я.Г., Труфанова У.С., Склярова Т.П., Сапронов Г.И. Адаптация студентов ВГМА различных специальностей и курсов в группе и к учебной деятельности // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2014. - Т. 17. - № 1. - С. 14-19.

2. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине // Физиология человека. - 2002. -Т. 28. - № 2. - С. 70-82.

3. Михайлов В.Н. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода. Иваново. - 2000. - 182 с.

4. Щербатых Ю.В. Что выявляет спектральный анализ вариабельности сердечного ритма? // Прикладные информационные аспекты медицины. Воронеж. - 1999. - Т. 2. - № 4. - С. 40.

5. Malik М. Task forse of the european society of cardiology and the north american society of pacing and electrophysiology: Heart rate variability standards of measurement, physiological interprétation and clinical use//Eur. Heart J. - 1996. - Vol. 17. - P. 354.

6. Sztajzel J. Heart rate variability: a noninvasive electrocardiographic method to measure the autonomic nervous system // Swiss med wkly. - 2004. - Vol. 134. - P. 514-522.

Bibliograficheskij spisok

1. Artem'eva A.A., Gorbunova I.S., SkorikYa.G., Trufanova U.S., Sklyarova T.P., Sapronov G.I. Adaptatsiyastudentov VGMA razlichnykhspetsial'nosteyikursov v gruppei k uchebnoydeyatel'nosti // Prikladnyeinformatsionnyeaspektymeditsiny. - 2014. -T. 17. - № 1. - S. 14-19.

2. Baevskiy R.M. Analizvariabel'nostiserdechnogoritma v kosmicheskoymeditsine // Fiziologiyacheloveka. - 2002. - T. 28. -№ 2. - S. 70-82.

3. Mikhaylov V.N. Variabel'nost' ritmaserdtsa. Opytprakticheskogoprimeneniyametoda. Ivanovo. - 2000. - 182 s.

4. ShcherbatykhYu.V. Chtovyyavlyaetspektral'nyyanalizvariabel'nostiserdechnogoritma? // Prikladnyeinformatsionnyeaspek-tymeditsiny. Voronezh. - 1999. - T. 2. - № 4. - S. 40.

5. Malik M. Task forse of the european society of cardiology and the north american society of pacing and electrophysiology: Heart rate variability standards of measurement, physiological interpretation and clinical use//Eur. Heart J. - 1996. - Vol. 17. - P. 354.

6. Sztajzel J. Heart rate variability: a noninvasive electrocardiographic method to measure the autonomic nervous system // Swiss med wkly. - 2004. - Vol. 134. - P. 514-522.

УДК 612.821,575.174.015.3 DOI: 10.24411/9999-025A-2019-10050 ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНА FTO C83401A, АССОЦИИРОВАННОГО С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ, В НЕКОТОРЫХ ПОПУЛЯЦИЯХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ Табиханова Людмила Эдмундовна1'3*, Осипова Людмила Павловна1'3, Воронина Елена Николаевна2'3, Чуркина Татьяна Валерьевна1'3, Личман Дарья Вениаминовна1'3, Брагин Анатолий

Олегович3, Филипенко Максим Леонидович2'3 1 Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения

Российской академии наук, Новосибирск, Россия 2Институт химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения Российской

академии наук, Новосибирск, Россия 3Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия, [email protected]

Выявлены этнические особенности в распределении полиморфных вариантов гена FTO (C83401A, rs8050136), ассоциированного с ожирением и сахарным диабетом 2 типа. Выборки восточных (N=132) и западных (N=278) бурят и русских (N=122) генотипированы с помощью ПЦР в режиме реального времени с использованием конкурирующих TaqMan-зондов. Показана статистически значимо меньшая встречаемость у бурят, по сравнению с русскими, рискового аллеля FTO 83401A.

Ключевые слова: коренные народы Сибири, буряты; метаболический синдром; генетический полиморфизм; FTO (C83401A, rs8050136).

POLYMORPHISM OF THE FTO C83401A ASSOCIATED WITH METABOLIC SYNDROME IN

SOME POPULATIONS OF EASTERN SIBERIA Ludmila E. Tabikhanova1,3, Ludmila P. Osipova1,3, Elena N. Voronina 23, Tatyana V. Churkina1,3, Daria V. Lichman 13, Anatoly O. Bragin 3, Maxim L. Filipenko 2,3

1The Federal Reserch Center Institute of Cytology and Genetics, The Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, 2Institute of Chemical Biology and Fundamental Medicine, The Siberian Branch of the Russian Academy of

Sciences, Novosibirsk, Russia, 3Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia,

Ethnic features in the distribution of polymorphic variants of the FTO gene (C83401A' rs8050136) associated with obesity and type 2 diabetes mellitus have been revealed. Samples of Eastern (N=132) and Western (N=278) Buryats and Russian (N=122) were genotyped using real-time PCR using competing TaqMan probes. The risk allele FTO 83401A in Buryats was shown to be significantly less frequent than in Russians.

Keywords: Indigenous peoples of Siberia' Buryats; metabolic syndrome; genetic polymorphism; FTO (C83401A, rs8050136).

В настоящее время во всем мире наблюдается рост болезней, которые называют «платой за прогресс». На одном из первых мест стоит метаболический синдром - совокупность факторов риска развития кардиоваскулярной патологии и сахарного диабета 2 типа, включая абдоминальное ожирение, дислипидемию, нарушение толерантности к глюкозе и гипертензию. В развитии метаболического синдрома, кроме средовых, значительную роль отводят генетическим факторам. Каждая популяция человека, в процессе своего становления, адаптации к условиям окружающей среды и типу питания, приобрела уникальную, свойственную ей генетическую структуру [1'2]. Чтобы выявить генети-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.