Научная статья на тему 'Изучение организации государственного контроля качества жилищно-коммунальных услуг в рамках курса «Государственное регулирование экономики»'

Изучение организации государственного контроля качества жилищно-коммунальных услуг в рамках курса «Государственное регулирование экономики» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горина А. П., Алферина О. Н.

Проблема повышения качества жилищно-коммунальных услуг является одной из наиболее важных в настоящее время, что объясняется особой социальной значимостью данной сферы. Авторами рассматриваются недостаточно проработанные в учебной литературе вопросы, связанные с организацией государственного контроля качества жилищно-коммунальных услуг, основными направлениями деятельности органов власти, его осуществляющих, их задачами и функциями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Organization of State Control of Quality of Housing and Communal Services within the Course «Government Regulation of Economics»

The problem of improvement of quality of housing and communal services is one of the most important now which explains by the special social significance of this sphere. The authors consider organization of state control of quality of housing and communal services as well as principal directions of activity of government bodies exercising this control, their objectives and functions

Текст научной работы на тему «Изучение организации государственного контроля качества жилищно-коммунальных услуг в рамках курса «Государственное регулирование экономики»»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РАМКАХ КУРСА «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»

А. П. Горина, профессор кафедры экономики и логистики МГУ им. 77. 77. Огарева,

О. Н. Алферина, ст. преподаватель кафедры экономики и логистики

МГУ им. 77. 77. Огарева

.Проблема повышения качества жилищно-коммунальных услуг является одной из наиболее важных в настоящее время, что объясняется особой социальной значимостью данной сферы. Авторами рассматриваются недостаточно проработанные в учебной литературе вопросы, связанные с организацией государственного контроля качества жилищно-коммунальных услуг,, основными направлениями деятельности органов власти, его осуществляющих, их задачами и функциями.

С начала жилищно-коммунальной реформы в России прошло более 10 лет, но существенных изменений в области повышения качества предоставляемых в этой сфере услуг так и не произошло. Сложившаяся ситуация определяет необходимость исследования вопросов качества ЖКУ и его контроля, в том числе государственного. Студенты экономических специальностей знакомятся с данными проблемами в процессе изучения курса «Государственное регулирование экономики», однако следует отметить, что этим аспектам государственного воздействия на деятельность экономических субъектов уделяется пока еще мало внимания, недостаточно они проработаны и в учебной литературе.

Проблемы жилищно-коммунального сектора экономики в настоящее время являются одними из самых значимых по своему влиянию на весь комплекс социально-экономической политики в регионах, городах и муниципальных образованиях Российской Федерации. Во многом это определяется спецификой данной отрасли.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это сложный многоотраслевой производственно-технологический комплекс, обеспечивающий содержание жилищного фонда и доведение ЖКУ до непосредственных потребителей, создающий необходимые условия для прожи-

вания и жизнедеятельности человека. Таким образом, ЖКХ — отрасль народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение первоочередных потребностей населения. Соответственно главным критерием эффективности этого функционирования выступает качество обслуживания.

На сегодняшний день рыночные отношения и формы организации и управления в жилищно-коммунальной сфере не получили еще должного развития, а сложившиеся структуры не обеспечивают необходимого уровня качества ЖКУ и слабо способствуют его повышению. Поэтому большое значение имеет организация действенного контроля качества ЖКУ заказчиком, непосредственным потребителем или общественными и государственными организациями в его интересах. Однако процесс контроля качества населением является достаточно сложным в силу ряда объективных (отсутствие конкретных показателей качества по некоторым видам услуг, возможности их оценки и контроля) и субъективных (низкий уровень правовой культуры и пассивность) причин. Поэтому особую значимость приобретает деятельность специализированных управляющих либо контролирующих организаций, и прежде всего органов государственного контроля.

© А. П. Горина, О. Н. Алферина, 2006

Государственный контроль (надзор) заключается в проведении проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении его деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами. Государственный контроль за соблюдением требований к качеству ЖКУ (а именно «Правил технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170, и «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1099 (с изменениями)) в пределах своей компетенции осуществляют Государственная жилищная инспекция Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а также их территориальные органы. В случае выявления нарушений требований по качеству и объемам ЖКУ данные органы власти уполномочены применять соответствующие штрафные санкции к лицам, допустившим эти нарушения.

Рассмотрим более подробно организацию государственного контроля качества ЖКУ на региональном уровне. В Республике Мордовия специализированными органами государственной власти в данной области являются Государственная жилищная инспекция Республики Мордовия (Госжилинспекция РМ) и Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия (ТУ Роспотребнадзора по РМ).

Госжилинспекция РМ как самостоятельный орган власти была создана в соответствии с Указом Главы Республики Мордовия в конце 2003 г., а рабо-

тать фактически начала в 2004 г. До этого времени она являлась структурным подразделением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия, что не позволяло решать возложенные на нее задачи в полной мере. Деятельность инспекции в основном сводилась к рассмотрению жалоб по содержанию и использованию жилищного фонда и качеству ЖКУ, поступающих в органы исполнительной власти. Эффективность предписаний инспекции была незначительной, ее влияние на улучшение содержания жилья в республике — минимальным.

В настоящее время Госжилинспекция РМ является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия и входит в единую систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации. Главной задачей данного органа выступает государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. После преобразования штат инспекции был увеличен с 3 до 10 чел.

Госжилинспекция РМ в процессе своей работы осуществляет взаимодействие с органами Прокуратуры Республики Мордовия (проводятся совместные проверки), службой судебных приставов, судами, ТУ Роспотребнадзора по РМ, Мини стер ством жилищн о -коммун альн о -го хозяйства Республики Мордовия и другими органами государственной власти, местного самоуправления, их службами, выполняющими функции заказчика и подрядчика в сфере жилищно-коммунального обслуживания потребителей, собственниками жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также с общественными объединениями, гражданами и другими участниками жилищных отношений.

Основными задачами инспекции являются осуществление государственного контроля за выполнением всеми субъектами правоотношений в жилищной сфере обязательных требований к работам и услугам, установленных действующим законодательством; защита прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества и нормативов потребления; выявление и предупреждение нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, элементов его инженерной инфраструктуры, благоустройства придомовой территории; принятие необходимых мер по выявленным нарушениям.

Перечислим объекты и сферы контроля Госжилинспекции РМ:

— использование и сохранность жилищного фонда и придомовых территорий, техническое состояние жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременное выполнение работ по их содержанию и ремонту в соответствии с нормативно-техническими и проектными документами;

— наличие и соблюдение условий договоров между собственниками государственных и муниципальных объектов ЖКХ, производителями услуг и потребителями;

— обоснованность устанавливаемых нормативов потребления ЖКУ;

— осуществление мероприятий по подготовке жилищного фонда и элементов его инженерной инфраструктуры к сезонной эксплуатации;

— рациональное использование в жилищной сфере воды, топливно-энергетических и других ресурсов, наличие в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;

— соблюдение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами;

— соблюдение правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;

— техническое состояние мест общего пользования: лестничных клеток, подъездов, подвалов и придомовых территорий, малых архитектурных форм благоустройства дворовых территорий;

— соблюдение порядка отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания, перевода их в нежилые;

— проведение конкурсов на обслуживание и ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;

— выполнение ЖКУ по заявкам населения;

— выполнение принятых решений и предписаний по устранению выявленных нарушений, применение административных санкций в соответствии с действующим законодательством.

Инспекция планирует, организует и осуществляет мероприятия по контролю и инспекционные обследования в городах и других населенных пунктах на территории Республики Мордовия в соответствии с действующим законодательством, а также рассматривает обращения и жалобы граждан в установленные сроки и принимает необходимые меры по их разрешению и выполнению.

Основным направлением работы инспекции является проведение плановых и комплексных обследований жилищного фонда, а также инспекционные проверки по заявлениям граждан. Проверки осуществляются Госжилинспекцией РМ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 1Э4-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который устанавливает порядок проведения мероприятий по контролю, права и обязанности участников.

Проверки проводятся на основании приказов начальника инспекции, в которых указываются цели и задачи, объект и дата проверки, назначается инспектор для осуществления данного мероприятия по контролю. Копия приказа предъявляется руководителю или иному должност-

ному лицу проверяемой организации. По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в котором указываются все основные сведения, касающиеся данного мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений. В результате проверок при обнаружении нарушений выдаются предписания, составляются протоколы об административных правонарушениях, применяются штрафные санкции, предусмотренные ст. 7.22 и 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сотрудниками Госжилинспекции РМ регулярно проводятся плановые проверки объектов ЖКХ, а также внеплановые мероприятия по контролю. Внеплановые проверки осуществляются в следующих случаях: контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в результате планового мероприятия по контролю; получения информации об аварийных ситуациях, о выходе из строя сооружений, оборудования; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Чаще всего такие заявления поступают в инспекцию от граждан, являющихся конечными потребителями ЖКУ.

В своей деятельности Госжилинспек-ция РМ тесно взаимодействует с Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, на которое с 1 февраля 2005 г. возложены полномочия по контролю качества коммунальных услуг. ТУ Роспотребнадзора по РМ и Госжилинспекция РМ совместно проводят единую государственную политику,

направленную на обеспечение прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению услуг (выполнении работ) по содержанию и ремонту жилых помещений и коммунальных услуг; осуществляют взаимный обмен информацией по формированию методологии в части контроля качества при предоставлении населению услуг (выполнению работ) по содержанию и ремонту жилых помещений и коммунальных услуг; организуют и проводят совместное обучение, семинары, совещания специалистов.

Между ТУ Роспотребнадзора по РМ и Госжилинспекцией РМ заключено соглашение, согласно которому контроль качества ЖКУ остается в компетенции Госжилинспекции. Однако нормативноправового подтверждения тому нет. В результате снижается эффективность государственного контроля качества ЖКУ, что требует изменений организационного характера. Кроме того, с целью повышения эффективности своей деятельности Госжилинспекции РМ необходимо развивать взаимодействие с потребителями как особый способ осуществления государственного контроля в плане информирования граждан, а также определения мнения населения о качестве предоставляемых ЖКУ (используя метод социологического опроса) с целью разработки дальнейших контрольно-надзорных мероприятий в сфере жилищно-коммунального обслуживания на основе его оценки конечным потребителем.

Одно из главных условий повышения эффективности работы Госжилинспекции РМ в связи с относительно небольшой численностью ее сотрудников составляют формирование и развитие института общественных инспекторов, которые проводили бы обследования жилищного фонда и оценку качества предоставляемых ЖКУ и контролировали исполнение выданных сотрудниками инспекции предписаний.

Таким образом, исследование вопросов осуществления государственного контроля качества ЖКУ является до-

статочно важным с точки зрения разработки механизма повышения эффективности его организации. Такой механизм призван решить проблему низкого качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Изучение данной темы в рамках курса «Государственное регулирование экономики» имеет не только

теоретическую, но и большую практическую значимость для студентов в том плане, что каждый человек, являясь непосредственным потребителем ЖКУ, заинтересован в том, чтобы владеть необходимой информацией в области обеспечения и контроля их качества, в том числе и со стороны государства.

Поступила 28.09.05.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Гришин, доцент кафедры логистики МГУ іім. 77. 77. Огарева

Рассматривается понятие «интеллектуальный капитал». Проводится сравнительный анализ состояния дел в области интеллектуального капитала в Россин и других странах, Дается характеристика функции управления знаниями, осуществляемой компаниями в условиях современной экономической среды.

В последнее время в зарубежной и отечественной экономической литературе широко используется понятие интеллектуальный капитал, которое прежде всего трактуется как знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, т. е. все то, чем обладают работники компании и что в целом формирует ее конкурентоспособность.

Компании во всем мире осознают, что наиболее ценным капиталом, которым они располагают, являются именно знания и опыт сотрудников. Интеллектуальный капитал, как показывает мировая практика, дает существенные конкурентные преимущества. Фирмы пытаются найти способы и пути его использования как внутри самих себя, так и за их пределами, включая взаимоотношения с клиентами, поставщиками и инвесторами.

Из всех видов инвестиций в интеллектуальный капитал наиболее важными представляются вложения в образование людей. Общее и специальное образование улучшает качество, повышает уровень и запас знаний человека, тем самым

увеличивая объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в интеллектуальный капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80 % знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов — исследователей, инженеров, экспертов по компьютерным системам и т. д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок других людей.

По содержательному признаку инвестиции в образование обычно делятся на формальные и неформальные. Формальные инвестиции — это получение сред-

© А. В. Гришин, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.