ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РАМКАХ КУРСА «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»
А. П. Горина, профессор кафедры экономики и логистики МГУ им. 77. 77. Огарева,
О. Н. Алферина, ст. преподаватель кафедры экономики и логистики
МГУ им. 77. 77. Огарева
.Проблема повышения качества жилищно-коммунальных услуг является одной из наиболее важных в настоящее время, что объясняется особой социальной значимостью данной сферы. Авторами рассматриваются недостаточно проработанные в учебной литературе вопросы, связанные с организацией государственного контроля качества жилищно-коммунальных услуг,, основными направлениями деятельности органов власти, его осуществляющих, их задачами и функциями.
С начала жилищно-коммунальной реформы в России прошло более 10 лет, но существенных изменений в области повышения качества предоставляемых в этой сфере услуг так и не произошло. Сложившаяся ситуация определяет необходимость исследования вопросов качества ЖКУ и его контроля, в том числе государственного. Студенты экономических специальностей знакомятся с данными проблемами в процессе изучения курса «Государственное регулирование экономики», однако следует отметить, что этим аспектам государственного воздействия на деятельность экономических субъектов уделяется пока еще мало внимания, недостаточно они проработаны и в учебной литературе.
Проблемы жилищно-коммунального сектора экономики в настоящее время являются одними из самых значимых по своему влиянию на весь комплекс социально-экономической политики в регионах, городах и муниципальных образованиях Российской Федерации. Во многом это определяется спецификой данной отрасли.
Жилищно-коммунальное хозяйство — это сложный многоотраслевой производственно-технологический комплекс, обеспечивающий содержание жилищного фонда и доведение ЖКУ до непосредственных потребителей, создающий необходимые условия для прожи-
вания и жизнедеятельности человека. Таким образом, ЖКХ — отрасль народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение первоочередных потребностей населения. Соответственно главным критерием эффективности этого функционирования выступает качество обслуживания.
На сегодняшний день рыночные отношения и формы организации и управления в жилищно-коммунальной сфере не получили еще должного развития, а сложившиеся структуры не обеспечивают необходимого уровня качества ЖКУ и слабо способствуют его повышению. Поэтому большое значение имеет организация действенного контроля качества ЖКУ заказчиком, непосредственным потребителем или общественными и государственными организациями в его интересах. Однако процесс контроля качества населением является достаточно сложным в силу ряда объективных (отсутствие конкретных показателей качества по некоторым видам услуг, возможности их оценки и контроля) и субъективных (низкий уровень правовой культуры и пассивность) причин. Поэтому особую значимость приобретает деятельность специализированных управляющих либо контролирующих организаций, и прежде всего органов государственного контроля.
© А. П. Горина, О. Н. Алферина, 2006
Государственный контроль (надзор) заключается в проведении проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении его деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами. Государственный контроль за соблюдением требований к качеству ЖКУ (а именно «Правил технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170, и «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1099 (с изменениями)) в пределах своей компетенции осуществляют Государственная жилищная инспекция Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а также их территориальные органы. В случае выявления нарушений требований по качеству и объемам ЖКУ данные органы власти уполномочены применять соответствующие штрафные санкции к лицам, допустившим эти нарушения.
Рассмотрим более подробно организацию государственного контроля качества ЖКУ на региональном уровне. В Республике Мордовия специализированными органами государственной власти в данной области являются Государственная жилищная инспекция Республики Мордовия (Госжилинспекция РМ) и Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Мордовия (ТУ Роспотребнадзора по РМ).
Госжилинспекция РМ как самостоятельный орган власти была создана в соответствии с Указом Главы Республики Мордовия в конце 2003 г., а рабо-
тать фактически начала в 2004 г. До этого времени она являлась структурным подразделением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия, что не позволяло решать возложенные на нее задачи в полной мере. Деятельность инспекции в основном сводилась к рассмотрению жалоб по содержанию и использованию жилищного фонда и качеству ЖКУ, поступающих в органы исполнительной власти. Эффективность предписаний инспекции была незначительной, ее влияние на улучшение содержания жилья в республике — минимальным.
В настоящее время Госжилинспекция РМ является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия и входит в единую систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации. Главной задачей данного органа выступает государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. После преобразования штат инспекции был увеличен с 3 до 10 чел.
Госжилинспекция РМ в процессе своей работы осуществляет взаимодействие с органами Прокуратуры Республики Мордовия (проводятся совместные проверки), службой судебных приставов, судами, ТУ Роспотребнадзора по РМ, Мини стер ством жилищн о -коммун альн о -го хозяйства Республики Мордовия и другими органами государственной власти, местного самоуправления, их службами, выполняющими функции заказчика и подрядчика в сфере жилищно-коммунального обслуживания потребителей, собственниками жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также с общественными объединениями, гражданами и другими участниками жилищных отношений.
Основными задачами инспекции являются осуществление государственного контроля за выполнением всеми субъектами правоотношений в жилищной сфере обязательных требований к работам и услугам, установленных действующим законодательством; защита прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества и нормативов потребления; выявление и предупреждение нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, элементов его инженерной инфраструктуры, благоустройства придомовой территории; принятие необходимых мер по выявленным нарушениям.
Перечислим объекты и сферы контроля Госжилинспекции РМ:
— использование и сохранность жилищного фонда и придомовых территорий, техническое состояние жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременное выполнение работ по их содержанию и ремонту в соответствии с нормативно-техническими и проектными документами;
— наличие и соблюдение условий договоров между собственниками государственных и муниципальных объектов ЖКХ, производителями услуг и потребителями;
— обоснованность устанавливаемых нормативов потребления ЖКУ;
— осуществление мероприятий по подготовке жилищного фонда и элементов его инженерной инфраструктуры к сезонной эксплуатации;
— рациональное использование в жилищной сфере воды, топливно-энергетических и других ресурсов, наличие в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
— соблюдение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами;
— соблюдение правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
— техническое состояние мест общего пользования: лестничных клеток, подъездов, подвалов и придомовых территорий, малых архитектурных форм благоустройства дворовых территорий;
— соблюдение порядка отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания, перевода их в нежилые;
— проведение конкурсов на обслуживание и ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
— выполнение ЖКУ по заявкам населения;
— выполнение принятых решений и предписаний по устранению выявленных нарушений, применение административных санкций в соответствии с действующим законодательством.
Инспекция планирует, организует и осуществляет мероприятия по контролю и инспекционные обследования в городах и других населенных пунктах на территории Республики Мордовия в соответствии с действующим законодательством, а также рассматривает обращения и жалобы граждан в установленные сроки и принимает необходимые меры по их разрешению и выполнению.
Основным направлением работы инспекции является проведение плановых и комплексных обследований жилищного фонда, а также инспекционные проверки по заявлениям граждан. Проверки осуществляются Госжилинспекцией РМ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 1Э4-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который устанавливает порядок проведения мероприятий по контролю, права и обязанности участников.
Проверки проводятся на основании приказов начальника инспекции, в которых указываются цели и задачи, объект и дата проверки, назначается инспектор для осуществления данного мероприятия по контролю. Копия приказа предъявляется руководителю или иному должност-
ному лицу проверяемой организации. По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в котором указываются все основные сведения, касающиеся данного мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений. В результате проверок при обнаружении нарушений выдаются предписания, составляются протоколы об административных правонарушениях, применяются штрафные санкции, предусмотренные ст. 7.22 и 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сотрудниками Госжилинспекции РМ регулярно проводятся плановые проверки объектов ЖКХ, а также внеплановые мероприятия по контролю. Внеплановые проверки осуществляются в следующих случаях: контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в результате планового мероприятия по контролю; получения информации об аварийных ситуациях, о выходе из строя сооружений, оборудования; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Чаще всего такие заявления поступают в инспекцию от граждан, являющихся конечными потребителями ЖКУ.
В своей деятельности Госжилинспек-ция РМ тесно взаимодействует с Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, на которое с 1 февраля 2005 г. возложены полномочия по контролю качества коммунальных услуг. ТУ Роспотребнадзора по РМ и Госжилинспекция РМ совместно проводят единую государственную политику,
направленную на обеспечение прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению услуг (выполнении работ) по содержанию и ремонту жилых помещений и коммунальных услуг; осуществляют взаимный обмен информацией по формированию методологии в части контроля качества при предоставлении населению услуг (выполнению работ) по содержанию и ремонту жилых помещений и коммунальных услуг; организуют и проводят совместное обучение, семинары, совещания специалистов.
Между ТУ Роспотребнадзора по РМ и Госжилинспекцией РМ заключено соглашение, согласно которому контроль качества ЖКУ остается в компетенции Госжилинспекции. Однако нормативноправового подтверждения тому нет. В результате снижается эффективность государственного контроля качества ЖКУ, что требует изменений организационного характера. Кроме того, с целью повышения эффективности своей деятельности Госжилинспекции РМ необходимо развивать взаимодействие с потребителями как особый способ осуществления государственного контроля в плане информирования граждан, а также определения мнения населения о качестве предоставляемых ЖКУ (используя метод социологического опроса) с целью разработки дальнейших контрольно-надзорных мероприятий в сфере жилищно-коммунального обслуживания на основе его оценки конечным потребителем.
Одно из главных условий повышения эффективности работы Госжилинспекции РМ в связи с относительно небольшой численностью ее сотрудников составляют формирование и развитие института общественных инспекторов, которые проводили бы обследования жилищного фонда и оценку качества предоставляемых ЖКУ и контролировали исполнение выданных сотрудниками инспекции предписаний.
Таким образом, исследование вопросов осуществления государственного контроля качества ЖКУ является до-
статочно важным с точки зрения разработки механизма повышения эффективности его организации. Такой механизм призван решить проблему низкого качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Изучение данной темы в рамках курса «Государственное регулирование экономики» имеет не только
теоретическую, но и большую практическую значимость для студентов в том плане, что каждый человек, являясь непосредственным потребителем ЖКУ, заинтересован в том, чтобы владеть необходимой информацией в области обеспечения и контроля их качества, в том числе и со стороны государства.
Поступила 28.09.05.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Гришин, доцент кафедры логистики МГУ іім. 77. 77. Огарева
Рассматривается понятие «интеллектуальный капитал». Проводится сравнительный анализ состояния дел в области интеллектуального капитала в Россин и других странах, Дается характеристика функции управления знаниями, осуществляемой компаниями в условиях современной экономической среды.
В последнее время в зарубежной и отечественной экономической литературе широко используется понятие интеллектуальный капитал, которое прежде всего трактуется как знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, т. е. все то, чем обладают работники компании и что в целом формирует ее конкурентоспособность.
Компании во всем мире осознают, что наиболее ценным капиталом, которым они располагают, являются именно знания и опыт сотрудников. Интеллектуальный капитал, как показывает мировая практика, дает существенные конкурентные преимущества. Фирмы пытаются найти способы и пути его использования как внутри самих себя, так и за их пределами, включая взаимоотношения с клиентами, поставщиками и инвесторами.
Из всех видов инвестиций в интеллектуальный капитал наиболее важными представляются вложения в образование людей. Общее и специальное образование улучшает качество, повышает уровень и запас знаний человека, тем самым
увеличивая объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в интеллектуальный капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80 % знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов — исследователей, инженеров, экспертов по компьютерным системам и т. д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок других людей.
По содержательному признаку инвестиции в образование обычно делятся на формальные и неформальные. Формальные инвестиции — это получение сред-
© А. В. Гришин, 2006