Л. Ф. Фатихова
Изучение нравственного сознания дошкольников
Фатихова Лидия Фаварисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».
В статье представлена диагностическая методика «Сказка», разработанная автором и направленная на исследование одного из новообразований дошкольного возраста - первых этических инстанций. Ребенку читают сказки, по которым с ним затем проводится беседа. На основании ответов оценивается сформированность представлений о добре, зле, справедливости, коварстве, благородстве и др. Описываются особенности выполнения задания методики нормально развивающимися дошкольниками и детьми с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью и задержкой психического развития). Методика разработана при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Дифференциальная диагностика детей с интеллектуальными нарушениями» (проект № 10-06-84607а/У).
Проблема нравственности и нравственного сознания разрабатывается в разных областях научного знания - философии (этике), психологии, педагогике и др. В философии нравственность рассматривается как синоним морали, а нравственное сознание как одна из форм общественного сознания, связанная с регуляцией поведения человека в обществе. В педагогике нравственность выступает объектом воспитания. В психологии, прежде всего зарубежной, нравственное сознание рассматривается как один из компонентов личности и как критерий взросления человека.
Лоренс Колберг выделил шесть эволюционных ступеней нравственного сознания, сгруппировав их в три моральных уровня:
1. Преконвенциональный уровень характеризуется эго-центричностью моральных Л. Колберг суждений. На данном уров-
не поступки оцениваются по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Преконвенциональная мораль включает две стадии: «Ориентация на наказание и покорность» и «Наивно-определяющий гедонизм», т. е. направленность на достижение наслаждения.
2. Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса и др. Отношение ребенка к нормам данной группы некритично, ребенок принимает их на основе своей идентификации с группой. Конвенциональная мораль характеризуется двумя стадиями: «Мораль сохранения добрых взаимоотношений» и «Мораль поддержания авторитета».
3. Постконвенциональный уровень нравственного развития - это мораль высоких нравственных принципов. Достижение данного уровня возможно с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления. Это уровень развития личных нравственных принципов, универсальных по содержанию. Постконвенциональная мораль имеет две стадии развития: «Мораль ориентации на общественный договор» и «Мораль индивидуальных принципов совести».
Согласно Л. Колбергу, моральная зрелость полностью может быть достигнута не всеми людьми, имеет связь с уровнем развития интеллекта и возрастом, хотя не имеет жесткой привязки к ним.
М. Блэтт высказал идею о том, что если детей систематически вводить в область суждений на моральные темы на ступень выше их собственных, они постепенно проникаются
привлекательностью этих суждений, что становится стимулом к развитию следующей ступени их морального сознания. Таким образом, возможно стимулирование уровня моральных суждений у детей.
Л. Колберг и его последователи сделали ряд выводов, касающихся нравственного развития детей:
1) развитие нравственных суждений детей поддается педагогическому воздействию и может быть ускорено;
2) моральная деградация при благоприятных условиях воспитания и социализации становится невозможной;
3) нравственный рост детей обеспечивается наличием ситуаций морального выбора, сменой социальных ролей, использованием на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений.
Существуют и другие зарубежные теории нравственного развития. Так, в основу подхода К. Гиллигана положен принцип заботы о других людях, т. е. способность к эмпатии, а в основе теории морального развития Э. Хиггинса принцип ответственности.
В отечественной психологии интерес к проблеме нравственного развития личности проявляли Л. С. Выготский, В. М. Мясищев, Л. И. Божович, Л. И. Анцыферова и др.
По мнению Л. С. Выготского, социальная среда, предлагая личности идеальные формы (нравственные нормы, принципы, идеалы, традиции, образцы поведения), выступает не только условием, но и источником нравственного развития. Нравственное развитие осуществля-усвоения этих форм.
Согласно Л. И. Божович, у ребенка в процессе усвоения социального опыта возникают личностные образования - сочетания нравственных знаний, чувств, привычек, которые являются основой для дальнейшего нравственного развития личности. Л. И. Божович дает периодизацию развития личности, в основе которой лежит нравственное развитие. В соответствии с этой периодизацией нравственное развитие в дошкольном возрасте характеризуется способностью ребенка следовать правилам, закреплением форм поведения, одобряемых взрослыми, и усвоением идущих от взрослых норм и оценок. У дошкольника также возникают нравственные идеалы,
которые воплощают в себе непосредственные нравственные потребности и стремления ребенка, тем самым придавая им как бы предметный, вещественный характер, что делает эти стремления более осознанными.
На сегодняшний день проблема нравственного развития личности недостаточно разработана - как в психологии развития, так и в специальной психологии, тогда как задача поиска путей формирования нравственности у детей ставится и перед дошкольной и перед коррекционной педагогикой. Постановка задач по формированию нравственного сознания личности требует знания возможностей такого формирования, т. е. исходного и потенциального уровней нравственного развития.
Методика «Сказка» направлена на изучение таких компонентов нравственного сознания дошкольников, как нравственная норма и оценка. Дадим описание методики «Сказка» и особенностей выполнения задания данной методики детьми разных групп: нормально развивающимися дошкольниками, дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР) и дошкольниками с умственной отсталостью.
Цель: выявление способности ребенка к интерпретации и оценке поступков других, умения идентифицировать себя с другими (животными), умения прогнозировать ситуацию в зависимости от совершенного поступка, изучение степени сформированности этических инстанций.
Стимульный материал:
1) текст сказки «Волк и заяц»;
2) серия сюжетных картинок к сказке;
3) комплект карточек с изображениями детских лиц с различными эмоциональными состояниями (радости, злости, грусти, сомнения, страха, безразличия).
Ход исследования
Ребенку предъявляется картинка с изображением сюжета сказки «Волк и заяц» и читается текст сказки.
Текст сказки «Волк и заяц»
Попал волк в глубокую яму и не может выбраться, совсем из сил выбился. Пробегал заяц, увидел в яме волка, вытянул его оттуда, а волк говорит:
- Ох и проголодался я, сидя в яме. Вот тебя, заяц, я и съем!
- Я же тебя спас, а ты хочешь меня съесть. Это несправедливо!
- Несправедливо, чтобы волки зайцев не ели.
ется в процессе
?
Л. И. Божович
А в ту пору проходила мимо лиса и говорит:
- А вы жребий бросьте, или вот что - кто первый перепрыгнет яму, тот и прав.
Заяц разбежался и перепрыгнул, а волк прыгнул и плюхнулся в яму.
Затем идет беседа по прослушанной сказке, при этом картинки находится в поле зрения ребенка.
Вопросы:
1. О чем эта сказка?
2. Кто самый главный герой в этой сказке?
3. Какие чувства испытывал заяц, когда совершал свой поступок? Какие чувства испытывал волк? А лиса?
4. Какой герой сказки тебе больше всего понравился? Почему? Кем бы ты хотел быть в этой сказке: волком, лисой или зайцем?
5. Какой герой тебе не понравился? Почему? Как бы ты поступил на его месте?
6. Как ты думаешь, к чему может привести такое поведение волка?
Виды помощи
1. Если ребенок не может ответить на вопросы методики, ему задаются наводящие вопросы.
2. Если ребенок затрудняется в вербализации своих представлений о поступках и чувствах героев, ему предъявляются карточки третьего набора с изображением лиц, выражающих те или иные эмоции, и предлагается указать на карточку с изображением той эмоции, которую, по его мнению, испытывает тот или иной герой сказки.
3. Если ребенок затрудняется в воспроизведении сюжета сказки, экспериментатор напоминает сюжет, указывает на соответствующие сюжетные картинки, после чего снова задает вопросы по содержанию сказки.
Оценка результатов
4 балла (высокий уровень) - ребенок отвечает на вопрос, улавливает скрытый смысл сказки и правильно интерпретирует поступки героев, адекватно определяет чувства, переживаемые ими, способен к адекватной оценке поступков героев.
3 балла (средний уровень) - в ответах ребенка есть неточности, чаще всего ребенок интерпретирует поступки и чувства героев исходя из конкретных ситуаций, пережитых им самим, рассуждениям ребенка присущ инфантилизм.
2 балла (уровень ниже среднего) - ребенок может уловить смысл сказки и назвать некоторые эмоциональные состояния героев сказки при наводящих вопросах и подсказах экспериментатора.
1 балл (низкий уровень) - ребенок не может объяснить поступки героев, правильно подставляет карточки с изображением соответствующих эмоциональных состояний, но не всегда может назвать их.
0 баллов (очень низкий уровень) - ребенок не может выполнить задание, даже если ему помогают, не идентифицирует изображения эмоциональных состояний на картинках с эмоциями героев сказки.
Протокол фиксации результатов исследования по методике «Сказка»
ФИО ребенка:_Возраст: _
Группа:_Дата исследования:_
Вопросы Ответы ребенка Виды и количество помощи
1. О чем эта сказка?
2. Кто самый главный герой в этой сказке?
3. Какие чувства испытывал заяц, когда спас волка? Какие чувства испытывал волк, когда заяц помог ему?
4. Какой характер у волка? зайца? лисы?
5. Какой герой сказки тебе больше всего понравился? Почему? Кем бы ты хотел быть в этой сказке, на чье место встал бы?
6. Какой герой тебе не понравился? Почему? Как бы ты поступил на его месте?
7. Как ты думаешь, захотят ли с волком дружить другие звери? Почему?
Баллы
Нормально развивающиеся дети понимают смысл сказки, могут ее пересказать. В качестве главного героя они выбирают волка, реже - зайца. Дети определяют эмоциональные состояния героев сказки самостоятельно или с помощью карточек, правильно оценивают поступки героев, их роль в событиях; способны к идентификации с героями сказки.
При этом склонны идентифицировать себя с положительными героями сказки (лисой и зайцем). В рассуждениях дошкольников может присутствовать инфантилизм, склонность интерпретировать поведение героев исходя из собственного опыта.
Дети с ЗПР в целом понимают смысл сказки, называют главным героем зайца или волка, иногда затрудняются в определении главного героя, называя всех трех персонажей. Дети испытывают трудности в определении эмоциональных состояний персонажей сказки, чаще определяя черты характера или поведения, при этом оценка эта достаточно примитивная («хороший», «плохой»). Они могут определять переживания героев при наводящих вопросах (первый вид помощи) и предъявлении портретных картинок (второй вид помощи), но оценка является не очень точной (волк «злой», заяц «добрый», «веселый»). Дети адекватно оценивают героев сказки, порицая поведение волка и одобряя поступок зайца. Большинство дошкольников при идентификации себя с волком отвечают, что они бы не стали есть зайца на месте волка. Они способны спрогнозировать отрицательное отношение к герою в связи с его поведением. Так дети говорят, что с волком дружить не будут, «потому что он злой (сердитый, нехороший)».
Дети с умственной отсталостью не понимают смысл сказки, на вопрос «О чем эта сказка?» называют отдельных героев или действия типа: «спрыгнул в яму», «съел», «прыг», «заяц плачет». Они не способны определить эмоциональные состояния героев сказки даже в условиях предъявления помощи. В оценке поступков и поведения героев дети пользуются понятиями «хороший» и «плохой», не способны к прогнозированию отношения к героям сказки. Дошкольники данной группы не склонны выражать отношение к героям и идентифицировать себя с ними, часто не понимают вопросов: «Какой герой сказки тебе понравился (не понравился)? Почему?», «Кем бы ты хотел быть?», «Как бы ты поступил на его месте?»
Представленная методика может быть использована психологами массовых и специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений для выявления уровня развития нравственного сознания, что позволит сформулировать при необходимости задачи психолого-педагогической коррекции и социализации ребенка.■