Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОСТОРЕЗНОЕ РЕМЕСЛО В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПОЛЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ 2023 Г.)'

ИЗУЧЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОСТОРЕЗНОЕ РЕМЕСЛО В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПОЛЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ 2023 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспедиция / нематериальное этнокультурное достояние / кость / рог / резьба / техника / Expedition / immaterial ethno-cultural heritage / bone / horn / carving / technic

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вострокнутов Артем Викторович

В работе представлены результаты изучения косторезного ремесла в Мурманской области. Экспедиция проводилась в рамках сохранения нематериального этнокультурного достояния Российской федерации. Были изучены предметы из кости и рога, как в музейных собраниях, так и выполненные недавно. Интерес вызывает тот факт, что передачей навыков резьбы по кости, в том числе для саамов выступает русский мастер. Происходит это в Северном национальном колледже в пос. Ловозеро. Конечно, резьбой по кости занимаются не только русские, но и саамы. Таким образом, мы делаем вывод, что традиционная саамская резьба по кости на Кольском полуострове в настоящий момент времени сохраняется и развивается благодаря полиэтничному интересу к данному виду ремесел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF INTANGIBLE ETHNOCULTURAL HERITAGE OF THE RUSSIAN FEDERATION: BONE CARVING CRAFT IN THE MURMANSK REGION (FIELD MATERIALS 2023)

The results of study of bone-cutting craft in Murmansk region are presented in this article. The expedition was dedicated to immaterial ethno-cultural heritage of Russian Federation. Аrtefacts made of bone and horn both ancient and modern have been studied. Of interest is the fact that the transfer of bone carving skills, including for the Saami, is a Russian master. He works in North National College in Lovozero. Of course, Saami are engaged in bone carving too. We can conclude that the traditional Sami bone carving on the Kola Peninsula is currently being preserved and developed due to the multiethnic interest in this type of crafts.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОСТОРЕЗНОЕ РЕМЕСЛО В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПОЛЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ 2023 Г.)»

А.В. Вострокнутов

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Институт гуманитарных исследований УрО РАН

(г. Пермь)

Изучение нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации: косторезное ремесло в Мурманской области (полевые материалы 2023 г.)

Исследование выполнено в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023-2025 гг. (руководитель академик РАН В.А. Тишков) в рамках проекта «Нематериальное этнокультурное достояние народов Российской Федерации как ресурс сохранения многообразия и формирования российской идентичности».

С 2022 г. проводятся исследования нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (НЭД) в разных регионах нашей страны. В ходе этих экспедиций исследователи производят фиксацию объекта НЭД при помощи фото, видео и аудиоаппаратуры. Часто предметы, связанные с НЭД и являющиеся объективаторами нематериального достояния, передаются в Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья (МАЭ ПГГПУ). Таким образом, этнографическая коллекция МАЭ ПГГПУ пополняется этими необычными артефактами из разных уголков нашей страны.

В 2023 г. отрядом, в который входят сотрудники Института гуманитарных исследований УрО РАН и Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, были проведены исследования в Республике Удмуртия, Забайкальском крае, Кировской, Оренбургской и Мурманской областях. На изучении последнего региона мы бы и хотели остановиться более подробно. Речь в предлагаемой работе пойдет о косторезном ремесле, которое бытует у саамов Кольского полуострова.

Нижеследующая статья содержит не только информацию о косторезном ремесле у саамов, но также сведения из их этнографии. Следует отметить, что традиционная культура саамов изучается начиная с XVII в. и продолжается до сих пор, в том числе, благодаря экспедициям по сбору НЭД. Переведенные на саамский язык термины делятся на 2 группы. Первая, связанная с названиями жилищ — из опросов местного населения, вторая, связанная с обработкой кости — из современного саамско-русского словаря [1]. Вызвано это тем, что в саамском языке выделяется несколько диалектов, в связи с чем, возникает необходимость использования «усредненного варианта».

Саамы проживают на Европейском Северо-Востоке на территории Российской Федерации, Норвегии, Швеции и Финляндии. В России, на территории Мурманской области, в настоящий момент, проживает немногим более тысячи представителей этого этноса.

Саамы в настоящее время живут в городах, селах и поселках, часто имеющих смешанное население: помимо самих саамов, здесь могут проживать

УДК 34

DOI 10.24412/С1-34136-2023-13-53-57

В работе представлены результаты изучения косторезного ремесла в Мурманской области. Экспедиция проводилась в рамках сохранения нематериального этнокультурного достояния Российской федерации. Были изучены предметы из кости и рога, как в музейных собраниях, так и выполненные недавно. Интерес вызывает тот факт, что передачей навыков резьбы по кости, в том числе для саамов выступает русский мастер. Происходит это в Северном национальном колледже в пос. Ловозеро. Конечно, резьбой по кости занимаются не только русские, но и саамы. Таким образом, мы делаем вывод, что традиционная саамская резьба по кости на Кольском полуострове в настоящий момент времени сохраняется и развивается благодаря полиэтничному интересу к данному в иду ремесел.

Ключевые слова: экспедиция, нематериальное этнокультурное достояние, кость, рог, резьба,

Vostroknutov A.V.

Perm State Humanitarian and Pedagogical University Institute for Humanitarian Research, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Perm)

Study of intangible ethnocultural heritage of the Russian Federation: bone carving craft in the Murmansk region (field materials 2023)

Abstract. The results of study of bone-cutting craft in Murmansk region are presented in this article. The expedition was dedicated to immaterial ethno-cultural heritage of Russian Federation. Artefacts made of bone and horn both ancient and modern have been studied. Of interest is the fact that the transfer of bone carving skills, including for the Saami, is a Russian master. He works in North National College in Lovozero. Of course, Saami are engaged in bone carving too. We can conclude that the traditional Sami bone carving on the Kola Peninsula is currently being preserved and developed due to the multiethnic interest in this type of crafts. Keywords: Expedition, immaterial ethno-cultural heritage, bone, horn, carving, technic.

техника.

© А.В Вострокнутов, 2023 5 3

Вострокнутов Артем Викторович,

к.и.н., доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, старший научный сотрудник Институт гуманитарных исследований УрО РАН

(Пермь)

русские, коми-ижемцы и ненцы.

Ранее жизнь саамов проходила между постоянными населенными пунктами (погостами) и кочевьями. Во время кочевий саамы жили в переносных ку ваксах — жилищах из жердей, которые покрывались корой, шкурами, позже брезентом. По возвращению с кочевки, саамы жили в вежа х — постоянных жилищах, верхний слой которых покрывался дерном для сохранения тепла. В погостах были распространены и срубные дома (саам. «пырт») без сеней, с открытым комельком и отверстием в потолке с трубой для отвода дыма. Внутри куваксы и вежи для поддержания тепла и приготовления пищи располагался открытый очаг, который не давал тепло, только когда горел. Но большая часть жизни саамов проходила вне помещения, поэтому нужды в больших печах не было, поскольку это затрудняло бы передвижение.

Традиционными занятиями саамов являются охота, рыбная ловля и оленеводство. Интересно отметить, что И. Шиффер, изучавший саамов в середине XVII в. отмечал уклон их хозяйства более к охоте [6, с. 39]. Судя по статистическим данным, во второй половине ХУШ в. оленеводство также не было основным родом деятельности, в отличии от охоты и рыбной ловли [5, с. 171]. Позже основным занятием становится оленеводство. В настоящее время многие представители этого народа до сих пор заняты в этой сфере. Отметим также, что под влиянием саамов, оленеводством занимались раньше и поморы — жители Терского берега Белого моря. Как отмечает В.К. Алымов, в 20-е гг. XX в. оленей имело почти каждое саамское хозяйство, всего около 28 тыс. голов [2, с. 16].

Вследствие занятия оленеводством, а также рыбной ловлей, саамы вели полукочевой циклический образ жизни. Вес-

ной и летом они перемещались со своими стадами в те места, где было меньше гнуса (в горы или на морское побережье), осенью заготавливая впрок рыбу, возвращаясь в погосты ближе к зиме [4, с. 41].

После революции традиционный уклад жизни саамов претерпел значительные изменения. Были созданы колхозы, в результате чего саамские семьи стали вести более оседлый образ жизни. Мужчины уходили на работу «в стадо», возвращаясь затем обратно в деревню, село, поселок. Такие «командировки» иногда могли длится месяц и больше.

Как у всех северных кочевников, олень полностью обеспечивал семью всем необходимым: из его шкур шилась одежда и обувь, делалось покрытие на куваксы, жилы шли на изготовление ниток, мясо и органы в пищу. Олень был средством передвижения. Из костей (саам. «таххт») и рогов (саам. «чуэррьв») оленей саамы делали различные предметы, необходимые в быту [1, с. 16]. Полученные предметы украшали резным орнаментом, во многом повторявшим геометрические узоры на предметах из других видов в саамском декоративно-прикладном искусстве: зигзагообразные линии, ряды острых уголков, косые кресты, квадраты, ромбы [3, с. 158, 160]. Встречается на саамских изделиях и циркульный орнамент — кружок с точкой в центре, а также «плетенка» [3, с. 161]. Редким орнаментом в традиционной резьбе были сюжеты, где контурной резьбой изображался саам, едущий на олене с кережей (санями) и собакой, а также изображения растений.

А.П. Косменко отмечает, что эти мотивы в традиционной орнаментике наиболее поздние [3, с. 157].

Древнейшие изделия из кости (поясные накладки), найденные вблизи Кольского полуост-

рова на острове Кьельмо датируются I тыс. н.э. О том, что саамы активно используют резную кость в декорировании поясов поминают и И.Шиффер (XVII в.) и И. Георги (XVIII в.) [3, с. 146].

Важное место в сохранении косторезного ремесла на Кольском полуострове занимает образование. В 1991 г. на базе Ло-возерского ПТУ № 2 (ныне Северный национальный колледж Оленегорского горнопромышленного колледжа) было открыто направление подготовки студентов «Резчик по кости и оленьему рогу». Ныне это направление подготовки преобразовано в Отделение твердого рукоделия. Студенты и преподаватели этого отделения в своих работах основываются, в том числе и на традиционных саамских мотивах в орнаментации обработанной кости.

Основным информантом при фиксации объекта нематериального этнокультурного достояния выступает Н.В. Иваницкий, выпускник Отделения твердого рукоделия Северного национального колледжа, в настоящее время преподаватель этого отделения и практикующий мастер.

К основным изделиям, которые сейчас пользуются спросом, косторезы относят саамские кружки («куксы») из капа1 и свиля2, в рукоять которых из рога делается вставка. Спросом пользуется и накладки на пояса. Также популярным и довольно быстрым в производстве предметом из кости являются костяные ножи, которые имеют либо декоративное назначение, либо используются для масла. Наш второй информант из колледжа (также его выпускник) В.Г. Вой-новский отметил, что данные

1 Кап — нарост на дереве из хаотично переплетенных древесных волокон и многочисленных спящих почек

2 Свиль (сувель, древесная кость) — нарост

на стволе березы, образованный переплетенными древесными волокнами

ножи сейчас пользуются большим спросом в качестве сувениров.

Более утилитарные предметы — это детали ножен (саам. «тоххп»), рукояти ножей (саам. «нэдт»), игольники, карабины для арканов (имальниц). Также косторезам поступают заказы на изготовление берд3 из рога. В последнем случае используется прорезная техника. Костяными остаются и детали оленьей упряжи.

Ранее в указанный список предметов входили также затворы для сумок, пряслица, иглы (саам. «ниввьл»), спицы (саам. «пуйхьк»), крюки для подвешивания колыбелей, пороховницы [3, с. 151]. Из кости изготавливались и иглы для вязания сетей (саам. «кебп»).

Резьбой по кости занимаются и другие мастера из Ловозера.

Сырье для работы Н.В. Ива-ницкий и его ученики приобретают на бойнях, или же получают от саамов, когда те просят изготовить что-либо. Кроме того, хорошо подходят кости и рога оленя и лося, найденные в полевых условиях. Что касается рогов, то Н.В. Иваницкий отмечает лучшее качество «дикого» материала, связывая это с лучшими условиями жизни диких особей оленя, отсутствием холощения, более здоровую пищу и т.д., что сказывается, в конечном счете, на состоянии и качестве рогов.

Полученные кости необходимо выварить в 2-3 водах. После этого кость необходимо отбелить. Это можно сделать на солнце, но тогда процесс занимает длительный промежуток времени. В современных условиях применяют соду, либо отбеливатель, разведенный в воде. «Дикая» кость в отбеливании не

Рис. 1.

Процесс нанесения орнамента на костяную вставку в кружке (фото Д.И. Ваймана)

3 Бердо — в данном случае, пластина из рога, в которой сделаны продольные прорези, чередующиеся с отверстиями, в результате чего, нитки продетые через них образуют зев. Используется для плетения поясов.

нуждается, поскольку лежала под открытым небом долгое время. В ряде случаев, она также приобретает зеленоватый оттенок, что может использоваться мастером, как природный оттенок.

После сушки кость можно использовать непосредственно для обработки.

Сложнее с рогом. Как отмечает Н.В. Иваницкий, рог более капризен, чем кость. Работа с этим материалом требует неторопливости. Заготовку из рога подправляют, убирают неровности, затем сушат, во время этого процесса она немного изгибается и коробится. Неровности снова подправляют, после чего снова оставляют на несколько дней и т.д., пока естественная деформация не прекратится. В работе с рогом, главное, не спешить.

В современных условиях распил заготовленного сырья производится как ручным, так и механизированным способами. При ручном пилении используется полотно по металлу, при механизированном — соответствующие станки. Однако, мастера отмечают, что более предпочтительно использовать ручной процесс, хотя он более долгий. Затем заготовку шлифуют обычной наждачной бумагой, доходя до номера 800. Ранее, как отмечает Н.И. Иваницкий, для этих целей использовался песок, что делало работу более трудоемкой и долгой.

Подготовленную и распиленную до необходимых размеров заготовку начинают обрабатывать. В современных условиях для нанесения разметки орнамента на кость используют карандаш, по мере необходимости подновляя разметку. Ранее, этого не делали, либо использовали нож для нанесения царапин, отмечающих орнамент.

После этого приступают непосредственно к резьбе. Отметим современные инструменты для резьбы по кости. Они напо-

минают резца по дереву, но имеют другой угол заточки. Рукоять резца должна удобно помещаться в ладони. Рабочая часть лезвия в сечении образует букву V, что удобно для вырезания канавок. Резцы имеют разный размер. Интересно отметить, что каждый мастер изготавливает и закаляет резцы сам.

Ранее для резьбы по кости использовался нож, что делало процесс более трудоемким.

Для нанесения орнамента мастер берет резец в руку, рукоять упирается в ладонь, лезвие обхватывается указательным и большим пальцами так, что большой палец лежит на заготовке, на нем, как на направляющей располагается лезвие, указательный палец придерживает его. Для движения резом необходимо ладонью толкать рукоять резца, Каждое движение выбирает небольшое количество кости или рога из намеченного рисунка орнамента. Работа кропотливая и неторопливая.

Технику орнамента можно отнести к различным вариациям контурной резьбы. Используются геометрический орнамент, солярная и растительная символика. Исходя из тех предметов, что изготовили студенты и преподаватели колледжа, с которыми мы имели возможность ознакомиться, можно заключить, что редкий в прошлом сюжетный мотив (с собакой, человеком, оленями, куваксами и т.д.) сейчас, наоборот, довольно распространен. Это неудивительно, учитывая, что многие изделия из кости и рога сейчас приобретаются в качестве сувениров. В данном случае такие сюжетные орнаменты призваны рассказывать стороннему человеку о культуре саамов.

А.П. Косменко отмечает, что традиционная техника резьбы по кости, использует те же приемы, что и при резьбе по дереву и бересте, где большое распространение также получили вариации контурной резьбы [3, с. 151].

Когда орнамент нанесен, происходит его окрашивание. Для этих целей, как отмечает И.Т. Итконен ранее использовали смесь золы и слюны, которую втирали пальцем в контуры орнамента [3, с. 155].

Сейчас для этих целей также используются пигменты природного происхождения, например, уголь, оксид железа (ржавчина), глина. Каждый из них дает свой определенный цвет. Н.В. Ива-ницкий сообщил нам, что он сейчас закупает красители в специализированном магазине и использует их, хотя ранее в ход шли как раз вышеописанные материалы. Краситель втирается в углубления орнамента и довольно прочно держится. Постепенно, во время использования, орнамент затирается, пропитывается потом, жиром, водой, другими бытовыми загрязнениями и закрепляется, хотя, со временем, краски и тускнеют. Нам отметили, что можно покрыть изделие лаком, но это делают с неохотой, стараясь придерживаться именно натуральных материалов.

Интересно, что традиционно окрашивание было не обязательным: одна из наших информантов из с. Ловозеро указывает, что ее брат, который вырезал необходимые детали оленьей упряжи и украшал их орнаментом, сам орнамент не красил, только вываривал кости для того, чтобы они стали мягкими. Эту же информацию подтверждает другая жительница Лово-зера (из д. Воронье). Очевидно, что после определенного времени, углубления орнамента заполнялись естественными загрязнениями и все равно, таким образом, окрашивались.

Финальная стадия — это шлифовка наждачкой с наиболее мелким зерном.

Традиционная резьба по кости, в настоящий момент, претерпевает довольно интересные изменения. Дело в том, что из

чисто саамского занятия это ремесло сейчас развивается, в том числе благодаря русским мастерам, которые во многом поддерживают орнаментальные мотивы и категории производимых предметов.

Также большую роль в поддержке данного ремесла играет наличие в Северном национальном колледже в с. Ловозеро Отделения твердых ремесел, где резьбе по кости обучаются, как саамы, так и русские, благодаря чему становится возможным передача опыта, а также более глубокое знакомство с обычаями саамов.

Сменился и способ передачи навыков — уже на протяжении более 30 лет обучение косторезному ремеслу ведется в Северном национальном колледже в с. Ло-возеро. Студенты имеют возможность знакомиться с различными техниками и традициями, учитывая доступность информации в современном мире. Ранее обучение происходило «само по себе», мастер вырезал все необ-

ходимое для себя по мере возникновения этой необходимости.

Традиционная саамская резьба по кости в современных условиях интегрируется не только саамскую, но и в русскую культуру. Причем трансляторами саамских традиций сейчас выступают и русские мастера. В данном ключе описываемое ремесло имеет все шансы на сохранение и развитие. Спрос на продукцию кольских косторезов, учитывая развитие внутреннего туризма, на наш взгляд сохранится и в будущем.

Литература: Электронные ресурсы:

1. Саамско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http://resources.krc.karelia.ru/illh/doc /redkie/saam_rus_rus_saam_slovar.p df (дата обращения 20.09.2023) Печатные издания:

2. Алымов В.К. Лопари. Репринтное издание. Мурманск: Мурманский центр научно-технической информации, 2013. 44 с. Отпечатано по: Алымов В.К. Лопари. М: изд-во «Крестьянская газета»

(библиотечка журнала «Дружные ребята»), 1930.

3. Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова Х1Х-ХХ вв. Петрозаводск: Карельский научный центр, 1993. 169 с.

4. Прибалтийско-финские народы России: Керт Г.М., Кошечкин Б.И., Лукьянченко Т.В., Куропятник М.С., Манюхин И.С., Травина И.К., Косменко А.П. Саамы //Прибалтийско-финские народы России /отв. ред. Е.И. Клеменьтев и Н.В. Шлыгина. Серия: Народы и культуры / под общей ред. В.А. Тишкова и С.В. Чешко. М: Наука, 2003. С. 39-159

5. Чаплыгина Д.А. Хозяйство кольских саамов во второй половине XVIII в. (по материалам статистических ведомостей) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1. № 1. С. 168-174

6. Черняков З.Е. Очерки этнографии Саамов / под ред. Лейфа Рантала. Ровавиеми: Университет Лапландии, Ровавиеми, Финляндия, 1998. 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.