Научная статья на тему 'Изучение национального имиджа в России'

Изучение национального имиджа в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геополитика / образ России / национальный имидж / бренд государства / стратегические задачи / положительный имидж / теоретико-методологические подходы / признаки имиджа страны / политическая лингвистика / общественное мнение / geopolitics / image of Russia / national image / brand of the country / strategic tasks / positive image / theoretic and methodological approach / characteristic features of the country’s image / political linguistics / public opinion

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лю Лифэнь, Янь Цюцзюй

В последние годы в связи с обострением геополитических конфликтов и конкуренции между крупными державами распространение информации, направленной на формирование «национального имиджа» в международном общественном мнении, стало одним из основных предметов исследований российских ученых. С опорой на описательно-аналитический метод исследования авторы данной статьи собрали и систематизирова-ли 72 научные работы ученых о построении национального имиджа России. В статье рассматриваются следующие аспекты проблемы: влияние политики, экономики и вооруженных сил на национальный имидж страны; образ страны (России) в мире и других странах; имидж других стран в России; ход исследований основных направлений имиджа других стран. Такой подход помогает всесторонне представить вектор развития и изменения национального имиджа России в международной коммуникации, а также позволяет оценить и перенять опыт построения национального имиджа. Результаты исследования показывают, что позиционирование национального имиджа Рос-сии и его изменения в западном восприятии в постсоветский период оказались в центре внимания российских ученых. На сегодняшний день основными задачами имиджевой политики являются: изменение основных ценностей, укрепление внутренней сплоченности, сопротивление критике со стороны западных стран. В настоящее время геополитические конфликты способствовали в России изменениям в исследованиях академического сообщества по национальному имиджу России. В ответ на кризис, вызванный локальными конфликтами, вопрос о том, как усилить «мягкую силу» страны и тем самым повысить международный авторитет, в настоящее время стал новым направлением исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Image Studies in Russia

In recent years, due to the aggravation of geopolitical conflicts and competition between major powers, the dissemination of information aimed at forming a “national image” in international public opinion has become the main subject of research of Russian scholars. Based on the descriptive and analytical research method, the authors of this article have collected and systematized 72 scientific works by major scholars on building the national image of Russia. The article considers the following aspects of the issue: the influence of politics, economics and armed forces on the national image of the country; the image of the country (Russia) in the world and in other countries; the image of other countries in Russia; the course of research of the main areas of the image of other countries. This approach helps to comprehensively understand the vector of development and change of Russia's national image in international communication, and also contributes to the assessment and adoption of the experience of building a national image. The results of the study show that the positioning of Russia's national image and its changes in the Western perception in the post-Soviet period have become the focus of attention of Russian scholars. To date, the main objectives of the image policy are: changing basic values, strengthening internal unity, and countering criticism by the Western countries. In recent years, geopolitical conflicts in Russia have contributed to the change in the academic community's research on Russia's national image. In response to the crisis caused by local con-flicts, the question of how to strengthen the country's soft power and thereby increase international prestige has now become a new area of research.

Текст научной работы на тему «Изучение национального имиджа в России»

Политическая лингвистика. 2024. № 1 (103). Political Linguistics. 2024. No 1 (103).

УДК 81'27

ББКШ100.621 ГРНТИ 16.21.27; 16.21.51 Код ВАК5.9.8

Лю Лифэнь1, Янь Цюцзюй2н

1 Гуандунский ун-т иностранных языков и международной торговли, Гуанчжоу, Китай, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0003-0723

2 Коммерческий институт Наньго при Гуандунском университете иностранных языков и международной торговли, Гуанчжоу, Китай, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0134-0966

Изучение национального имиджа в России

АННОТАЦИЯ. В последние годы в связи с обострением геополитических конфликтов и конкуренции между крупными державами распространение информации, направленной на формирование «национального имиджа» в международном общественном мнении, стало одним из основных предметов исследований российских ученых. С опорой на описательно-аналитический метод исследования авторы данной статьи собрали и систематизировали 72 научные работы ученых о построении национального имиджа России. В статье рассматриваются следующие аспекты проблемы: влияние политики, экономики и вооруженных сил на национальный имидж страны; образ страны (России) в мире и других странах; имидж других стран в России; ход исследований основных направлений имиджа других стран. Такой подход помогает всесторонне представить вектор развития и изменения национального имиджа России в международной коммуникации, а также позволяет оценить и перенять опыт построения национального имиджа. Результаты исследования показывают, что позиционирование национального имиджа России и его изменения в западном восприятии в постсоветский период оказались в центре внимания российских ученых. На сегодняшний день основными задачами имиджевой политики являются: изменение основных ценностей, укрепление внутренней сплоченности, сопротивление критике со стороны западных стран. В настоящее время геополитические конфликты способствовали в России изменениям в исследованиях академического сообщества по национальному имиджу России. В ответ на кризис, вызванный локальными конфликтами, вопрос о том, как усилить «мягкую силу» страны и тем самым повысить международный авторитет, в настоящее время стал новым направлением исследований.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: геополитика, образ России, национальный имидж, бренд государства, стратегические задачи, положительный имидж, теоретико-методологические подходы, признаки имиджа страны, политическая лингвистика, общественное мнение.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Лю Лифэнь, доктор филологических наук, профессор, Исследовательский центр переводоведения и Институт европейских языков и культур, Гуандунский университет иностранных языков и международной торговли; Гуанчжоу, Китай; email: [email protected].

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ-КОРРЕСПОНДЕНТЕ: Янь Цюцзюй, кандидат педагогических наук, доцент, Институт европейских языков и культур, Коммерческий институт Наньго при Гуандунском университете иностранных языков и международной торговли; 510545, Китай, пров. Гуандун, пр-т Лянтяньчжунлу, 181; email: qiuju.yan@mail. ru.

БЛАГОДАРНОСТИ, Статья подготовлена при поддержке гранта Центра многоязычного перевода Коммерческого института Наньго при Гуандунском университете иностранных языков и международной торговли: yjzx202209 — «Исследование практики перевода на русский язык китайской национальной стратегической политической терминологии и построения системы зарубежного дискурса в новую эпоху» (К^^ФДДЖЙ^Й^и^иЛ^^Й а также при финансовой поддержке гранта научного социального фонда КНР № 22BYY195.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Лю, Лифэнь. Изучение национального имиджа в России / Лю Лифэнь, Янь Цюцзюй. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2024. — № 1 (103). — С. 171-178.

Liu Lifen1, Yan Qiuju2H

1 Guangdong University of Foreign Studies, Guangzhou, China, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0003-0723

2 South China Business College, Guangdong University of Foreign Studies, Guangzhou, China, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0134-0966

National Image Studies in Russia

ABSTRACT. In recent years, due to the aggravation of geopolitical conflicts and competition between major powers, the dissemination of information aimed at forming a "national image " in international public opinion has become the main subject of research of Russian scholars. Based on the descriptive and analytical research method, the authors of this article have collected and systematized 72 scientific works by major scholars on building the national image of Russia. The article considers the following aspects of the issue: the influence ofpolitics, economics and armed forces on the national image of the country; the image of the country (Russia) in the world and in other countries; the image of other countries in Russia; the course of research of the main areas of the image of other countries. This approach helps to comprehensively understand the vector of development and change of Russia's national image in international communication, and also contributes to the

© Лю Лифэнь, Янь Цюцзюй, 2024

assessment and adoption of the experience of building a national image. The results of the study show that the positioning of Russia's national image and its changes in the Western perception in the post-Soviet period have become the focus of attention of Russian scholars. To date, the main objectives of the image policy are: changing basic values, strengthening internal unity, and countering criticism by the Western countries. In recent years, geopolitical conflicts in Russia have contributed to the change in the academic community's research on Russia's national image. In response to the crisis caused by local conflicts, the question of how to strengthen the country's soft power and thereby increase international prestige has now become a new area of research.

KEYWORDS: geopolitics, image of Russia, national image, brand of the country, strategic tasks, positive image, theoretic and methodological approach, characteristic features of the country's image, political linguistics, public opinion.

AUTHOR'S INFORMATION: Liu Lifen, Doctor of Philology, Professor of Center for Translation and Interpretation Studies and the Faculty of the Russian Language at the Institute of European Languages and Cultures, Guangdong University of Foreign Studies, Guangzhou, China.

CORRESPONDENT AUTHOR'S INFORMATION: Yan Qiuju, PhD in Education, Western Cultures and Languages College, South China Business College, Guangdong University of Foreign Studies, Guangzhou, China, Guangzhou, China.

ACKNOWLEDGMENTS. The study is accomplished with financial support of the Center for Multilanguage Translation of the Western Cultures and Languages College at Guangdong University of Foreign Studies yjzx202209 "Research of Practical Translation into Russian of the Chinese National Strategic Political Terminology and the Construction of the System of Foreign Discourse in the New Epoch" and the National Social Foundation of the PRC grant № 22BYY195.

FOR CITATION: Liu Lifen, Yan Qiuju. (2024). National Image Studies in Russia. In Political Linguistics. No 1 (103), pp. 171-178. (In Russ.).

ВВЕДЕНИЕ

Национальный имидж — это общее впечатление и всесторонняя оценка истории и нынешнего положения конкретной страны международным сообществом. Это целостное отображение политических, экономических, социальных, культурных, военных, дипломатических и других элементов страны, а также концентрированное представление разносторонней национальной мощи, национального духа суверенной страны [Чэнь Фу и др., 2024: 79-82]. Формирование позитивного национального имиджа имеет огромное значение для усиления международного влияния страны, повышения ее статуса, содействия национальному развитию и поддержания национальной безопасности. В последние годы сотрудничество между странами становится все более тесным. Ключевую роль при получении поддержки и признания международного сообщества, максимизации национальных интересов стало играть укрепление национального имиджа. В различных государствах проблема создания имиджа рассматривается на уровне национальных стратегий. В то же время сложная международная ситуация бросает серьезный вызов национальной идентичности.

Ученые высказывают разные мнения насчет определения термина «национальный имидж». В психологии имидж — это общее впечатление о вещах или людях, формируемое в мозге с помощью различных органов чувств. В коммуникации имидж — это продукт передачи информации. С точки зрения социальной психологии, национальный имидж относится к социальному познанию. С точки зрения политологии, национальный

имидж часто связан с такими понятиями, как сила и авторитет. Принято считать, что национальный имидж — это сумма знаний и эмоций, связанных с суверенной страной. Доктор политических наук Э. А. Галумов, формулируя понятие имиджа (образа) страны на примере России, определяет его так: «имидж (образ) страны — это комплекс объективных, взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы (экономических, географических, национальных, культурных, демографических и т. д.), сформировавшихся в процессе эволюционного развития российской государственности как сложной многофакторной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяют тенденции социально-экономических, общественно-политических, национально-конфессиональных и иных процессов в стране» [Га-лумов 2003: 12].

ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ С ИССЛЕДОВАНИЯМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА В РОССИИ

Следует понимать, что исследования образа/имиджа/бренда страны по большей части носят междисциплинарный характер. Например, А. П. Чудинова интересует прежде всего образ родной страны, отраженный в метафорическом зеркале, где вне зависимости от чьих-либо симпатий и антипатий достаточно объективно фиксируется подлинная картина национального самосознания, где отражаются как традиционные черты народной ментальности, так и все новое, что приносит современная эпоха с ее поистине революционными преобразованями [Чу-динов 2001: 7].

В настоящее время исследования национального имиджа в России тоже относятся к популярной тематике. Понятие национального имиджа страны рассматривается с точки зрения различных дисциплин, таких как социальная психология, история, политология и политическая география. Российские исследования национального имиджа в основном сосредоточены на следующих трех аспектах.

1. Национальный имидж

В рамках данного направления рассматриваются структура и динамика национального имиджа [Д. Н. Замятин 1999], механизм трансформации национального имиджа в международных отношениях [И. Ю. Киселев 2003], содержание понятия «национальный имидж», а также факторы и механизмы, влияющие на формирование конкретного имиджа [Т. Н. Пищева и др. 2010] и другие.

2. Национальный имидж России

Это направление представляет собой наиболее изученный аспект глобального представления о национальном имидже страны. В качестве эпиграфа к таким исследованиям можно привести слова, которые сказал продюсер российской программы «Времена» В. Познер (2005) «Телевидение не может спасти имидж России». Работы в рамках этого направления можно разделить на следующие три группы.

2.1. Формирование имиджа России

Международное влияние России нельзя игнорировать, но сильная страна не обязательно имеет позитивный национальный имидж. Вопрос формирования национального имиджа является на данном этапе ключевой задачей для влиятельных стран. Например, Э. Г. Соловьев [Соловьев 2008] в работе «Международный имидж современной России: это дефицит привлекательности или дефицит идей?» отмечает, что нынешний международный имидж России является серьезной проблемой. Анализируя текущую ситуацию с международным имиджем страны, автор выдвигает две стратегические цели для формирования международного имиджа; Вадим Конненко (2006) рассматривает формирование имиджа России с точки зрения завоевания сердец и умов людей, будь то пропаганда или мягкая сила; И. Се-мененко [Семененко 2007] и В. Грин (2012) объясняют формирование имиджа России в современном мире и то, как Россия может улучшить свой имидж за рубежом; И. А. Василенко [Василенко 2013] описывает построение имиджевой стратегии России в рамках мягкой силы; А. А. Казанеев, М. И. Ведер-

никова и др. [Казанцев и др. 2008] объясняют значение «мягкой силы», анализируют потенциал России в области «мягкой силы» на постсоветском пространстве и причины, по которым она не смогла его продемонстрировать, а также излагают сулящие позитивные изменения факторы «мягкой силы» в имидже и репутации; А. Н. Булаткин интерпретирует образ современной России во всех направлениях [Булаткин 2017].

2.2. Образ России в разных сферах

Ученые обсуждают формирование имиджа России на основе многих факторов: политики, экономики, вооруженных сил, культуры, мягкой силы т.д. Д. Н. Замятин [Замятин 2001, 2002, 2004] писал о геополитических факторах развития современного мира, динамике образа современной России в геополитическом аспекте и российском политическом образе развития мира; И. А. Василенко [Василенко 2013] охарактеризовал роль регионального компонента в современном российском политическом имидже и раскрытие имиджа российских городов и регионов; Т. Н. Пищева [Пищева 2011] поднимает и объясняет проблемы исследования имиджа в российском политическом поле; Н. Работяев (2011) и К. Гаджи-ев [Гаджиев 2007] рассматривают социально-политические факторы, формирующие инвестиционный имидж России и ее имидж центра культурной гегемонии; И. Семененко [Семененко 2008] анализирует факторы, формирующие имидж России как с культурной, так и с социальной точек зрения; И. Н. Ионов [Ионов 2009] исследует имидж российской цивилизации и пути его оптимизации, В. А. Касамара и др. [Касамара, Сорокина 2011] проанализировали образ России в дискурсе политических элит и российских элитариев; В. А. Сажина [Сажина 2017] обсудила роль туристических иммигрантов на Дальнем Востоке России в формировании имиджа России; А. И. Жданов [Жданов 2020] проанализировал образ России в глазах московской молодежи и наметил перспективы развития имиджа России.

2.3. Образ России в мире и других странах

Процесс формирования национального имиджа — это также процесс демонстрации национального развития, показывающий географические, исторические и цивилиза-ционные особенности страны, представляющий объемный и всесторонний национальный образ. Ученые активно анализируют роль современной России в мире, обсуждают проблемы и перспективы формирования образа России в других странах: роль современной России в мире [И. С. Семенен-

ко 2008; А. В. Шоботенко 2020 и др.], в международном сообществе [З. Г. Медоева 2013 и др.], на Западе [Г. Вайнштейн 2007], в Латинской Америке [А. Сизоненко 2008 и др.], в Восточной Африке [Ю. В. Зинькина и др. 2010], в Аравии [А. Петров 2004], в Европейском союзе [О. М. Хауер-Тюкаркина 2013], в Соединенных Штатах [А. А. Пшенкин 2006], во Франции [К. Зуева 2008], в Италии [Н. Арбатова 2009, Д. А. Черепанова 2016], в Китае [С. Тихвинский 2008; Е. С. Надежкина 2021], в Словакии [Е. П. Серапионова 2012], в Бразилии [А. Е. Симоновский 2006], в СМИ Германии [И. Кравченко 2010], в Украине [Л. Гусев 2013], в Чили [А. И. Сизоненко 2006] и т. д. Ю. Г. Чернышов [Чернышов 2010] анализирует факторы, влияющие на имидж России в международных отношениях, и обсуждает, как западноевропейские страны (Великобритания, Германия, Италия, Франция и др.) приняли Российскую империю, Советский Союз и современную Россию, а также описывает изменения в имидже России в этих странах; Е. В. Лаптева [Лаптева 2004] анализирует процесс транформации образа России на основе изменений, произошедших в теории, методологии, психологии и американской русистике (1970-2000), а также конструирует и определяет основные компоненты образа России в современном американском сознании на основе большого объема исторических литературных источников;

A. А. Громыко [Громыко 2008] проанализировал формирование и изменение имиджа России в Соединенном Королевстве, имидж России в глазах британцев и влияние бывших имперских колоний на национальный имидж двух стран; А. В. Федоров [Федоров 2013] исследует изменения в образе России в западных фильмах в двух периодах: 19461991 (в начале идеологического противостояния после войны) и 1992-2010 гг. (после распада Советского Союза).

Исследователи изучают образ России в других странах с разных точек зрения: политической, военной, экономической и культурной. Например, Т. Дейч [Дейч 2007] и

B. Лопатов [Лопатов 2007] анализирует образ России в Африке соответственно с политической и экономической точек зрения; Л. В. Дьякова [Дьякова 2007], К. В. Якушкина [Якушкина 2020] и другие рассматривают роль политико-социальных факторов в формировании имиджа России в Латинской Америке; Е. Примаков [Примаков 2013] исследует образы России и мира, выходящие за рамки идеологии; П. П. Яковлев [Яковлев 2010] анализирует сходства между Россией и Аргентиной, предлагает укреплять политическое, экономическое, торговое, культурное

и другое многостороннее сотрудничество России с Аргентиной для продвижения нового международного имиджа России как державы, заинтересованной в развитии всего мира. Н. В. Тен [Тен 2010] анализирует образ России в Китае с опорой на исторические документы; Е. Черкасова [Черкасова 2007] рассматривает образ России как политического партнера Испании с учетом исторических факторов, а также современных российско-испанских отношений; Я. Г. Шемякин [Шемякин 2009] анализирует образ России в сознании западной цивилизации.

Ученые также исследуют образ России в истории, например, анализируя украинцев в глазах России и русских в глазах Украины в Х!-ХМ вв. [Е. Ю. Борисенок 2008]. Исследовались такие темы, как восприятие России в период европейского Возрождения (О. Ф. Куд-ряцев, 2006), русские и образ России у Шекспира [А. В. Зеленин 2005], образ России в ее национальной концепции XVI-XVШ вв. [В. В. Трепавлов 2005], образ России в политической карикатуре США периода Русско-японской войны [В. И. Журавлёва 2007], прошлое и будущее образа России в общественном сознании Индии [Н. Б. Лебедева 2012], образ России в индийском общественном сознании [И. Журавлёва 2007] и др.

3. Отображение других стран

Ученые также исследуют образ Европы в современном российском обществе [А. Андреев 2003], образ Финляндии и финнов в России [А. Н. Цамутали 2004], образ Африки в российских СМИ [В. Усачева 2003], образ Великобритании в поэзии русской диаспоры [Дж. Ст. Смит 2001], американскую культуру и ее национальный образ и архетипы в 1970-е годы [В. Шестаков 1981], использование Испанией иностранных туристов как инструмента конструирования позитивного национального образа [В. В. Кузьмин 2007], образ Испании, пострадавшей от финансового кризиса [П. П. Яковлев 2010] и другие темы этой группы. Также ведутся дискуссии об образе Китая в России. Рассматривается внутренний и внешний образ Китая в начале XXI в. [Ю. Горяина 2009], формирование образа Китая у студентов востоковедных вузов [А. Х. Тикуев 2010], проблема имиджа традиционной китайской медицины в России [Е. Э. Долиновская 2021].

ВЫВОДЫ

Российские исследования имиджа государства в основном посвящены таким темам, как позиционирование и конструирование образа России; влияние политики, экономики, армии и других сфер на образ госу-

дарства; образ страны в мире и в других странах; образ других стран в своей стране и рассмотрение образа других стран. В проанализированных нами работах главными темами в основном являются вопросы конструирования национального имиджа России, имиджа России в других странах, имиджа других стран в России и т. д. Исследования сосредоточены на областях международных отношений и политологии. В то же время сложная международная ситуация, созданная геополитическими играми, сделала формирование и распространение международного имиджа России серьезным вызовом. Необходимый поиск способов создания позитивного образа страны в региональных условиях, а также кризисный пиар национального имиджа стали фокусом внимания российских ученых и ключевым направлением исследований. Изучение российских исследований в области формирования национального имиджа может послужить уроком для формирования национального имиджа Китая. Например, обобщив практический опыт России в построении национального имиджа, можно сделать вывод, что страна с сильным международным коммуникационным потенциалом с большей вероятностью сможет контролировать и направлять международное общественное мнение, создавать моральную привлекательность и передавать ценности, тем самым влияя на международную повестку дня или внешнеполитические решения целевых стран. Объединяя традиционные ценности страны с общечеловеческими и эффективно улучшая имидж страны, можно сформировать представление общества о внешнем мире, способствуя тем самым достижению целей внешней политики и повышению влияния в международном дискурсе, даже при отсутствии изменений в позиции международной аудитории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев, А. Образ Европы в современном российском обществе / А. Андреев. — Текст : непосредственный // Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — № 5.

2. Асси, А. Э. Р. Политический имидж США в печатных СМИ России / А. Э. Р. Асси. — Текст : непосредственный // Форум молодёжной науки. — 2020. — Т. 1. — N° 6. — С. 8992.

3. Арбатова, Н. К. Европеизм и атлантизм в политике стран Европейского союза / Н. К. Арбатова ; отв. ред. Н. К. Арбатова. — Москва : ИМЭМО РАН, 2009. — 118 с. — Текст : непосредственный.

4. Борисенок, Е. Ю. (отв. ред.). Украина и украинцы: образы, представления, стереотипы. Русские и украинцы во взаимном общении и восприятии : сборник статей. — Москва : Институт славяноведения РАН, 2008. — 400 с. — Текст : непосредственный.

5. Булаткин, А. Н. К вопросу об имидже современной России / А. Н. Булаткин. — Текст : непосредственный // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. — 2017. — № 3. — С. 50-56.

6. Василенко, И. А. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта / И. А. Василенко. — Текст : непосредственный // Власть. — 2013. — Т. 21. — № 7. — С. 24-28.

7. Василенко, Е. В. Имидж России в мировых каналах коммуникаций / Е. В. Василенко. — Текст : непосредственный // Имидж России: поиск инновационных технологий : материалы науч. конф. 19 марта 2013 г. — Москва, 2013.

8. Ведерникова, М. И. Имидж России как фактор «мягкой силы» в международных отношениях (на примере имиджа России в ЕС) / М. И. Ведерникова. — Текст : непосредственный // Российская государственность и революция: социально-политические и культурные детерминанты развития России в XX-XXI веках : материалы науч.-практ. конф. (Каля-гинские чтения) / под ред. Р. В. Евстифеева. — [Б. м. : б. и.], 2016. — С. 189-192.

9. Галумов, Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования / Э. А. Галумов. — Москва : [б. и.], 2003. — 446 с. — Текст : непосредственный.

10. Гаджиев, К. С. К полицентрическому миропорядку / К. С. Гаджиев. — Текст : непосредственный // Полис. Политические исследования. — 2007. — № 4. — С. 8-23.

11. Горяина, Ю. П. Специфика «внутреннего» и «внешнего» образа Китая в начале XXI в. / Ю. П. Горяина. — Текст : непосредственный // Проблемы Дальнего Востока. — 2009. — № 2. — С. 25-37.

12. Гринина, В. М. Россия и Европа: актуальные проблемы современной международной журналистики : Междунар. конф. (Берлин, 31 окт. 2012 г.).

13. Громыко, Ал. А. Образы России и Великобритании: реальность и предрассудки / Ал. А. Громыко. — Москва : Русский сувенир, 2008. — Текст : непосредственный.

14. Дейч, Т. Миротворчество на Африканском континенте / Т. Дейч. — Текст : непосредственный // Азия и Африка сегодня. — 2007. — № 1. — С 18-23.

15. Долиновская, Е. Э. Проблемы имиджа традиционной китайской медицины в России / Е. Э. Долиновская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы региональных и международных исследований : материалы VIII региональной студенческой науч.-практ. конф. на иностранных языках с международным участием / под ред. И. В. Беловой, Е. В. Бурцевой, Е. В. Захаровой, О. В. Москвиной. — Новосибирск, 2021. — С. 172-175.

16. Дьякова, Л. В. Латинская Америка: деятельность Кор-левского института Элькано Испании / Л. В. Дьякова. — Текст : непосредственный // Наука. — 2007. — № 9. — С. 8999.

17. Жданов, А. И. Имидж России глазами московской молодежи: определение перспектив развития имиджа России / А. И. Жданов. — Текст : непосредственный // Евразийское научное объединение. — 2020. — № 1-5 (59). — С. 380-386.

18. Журавлева, В. И. Россия и США на страницах учебников: опыт взаимных репрезентаций / под ред. В. И. Журавлевой, И. И. Куриллы ; науч. ред. и сост. В. И. Журавлева. — Москва : РГГУ, 2007. — Текст : непосредственный.

19. Замятин, Д. Н. Историко-географические аспекты региональной политики и государственного управления в России / Д. Н. Замятин. — Текст : непосредственный // Регионо-логия. — 1999а. — № 1.

20. Замятин, Д. Н. Географические образы мирового развития / Д. Н. Замятин. — Текст : непосредственный // Общественные науки и современность. — 200^. — № 1.

21. Замятин, Д. Н. Стратегии репрезентации и интерпретации геоэкономических образов России / Д. Н. Замятин. — Текст : непосредственный // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. — № 6. — С. 17.

22. Замятин, Д. Н. Метагеография: пространство образов и образы пространства / Д. Н. Замятин. — Москва : Аграф, 2004. — 512 с. — Текст : непосредственный.

23. Замятин, Д. Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов / Д. Н. Замятин. — Москва : [б. и.], 2006. — Текст : непосредственный.

24. Замятин, Д. Н. Образ страны: структура и динамика / Д. Н. Замятин. — Текст : непосредственный // Общественные науки и современность. — 2000б. — № 1. — С. 107-112.

25. Замятин, Д. Н. Гуманитарная география: основные направления, категории, методы / Д. Н. Замятин. — Текст :

непосредственный // Культурная и гуманитарная география. — 2012. — Т. 1. — № 1. — С. 11-26.

26. Зинькина, Ю. В. Коптская община современного Египта: проблемы и перспективы / Ю. В. Зинькина. — Москва : ИИИБВ, 2010. — 120 с. — Текст : непосредственный.

27. Зуева, К. П. Образ России: взгляд из Франции / К. П. Зуева. — Текст : непосредственный // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — N° 2.

28. Зеленин, А. В. Образ России и русских у Шекспира / А. В. Зеленин. — Текст : непосредственный // Русская речь. — 2005. — № 3. — С. 91-98.

29. Ионов, И. Н. Цивилизационные образы России и пути их оптимизации / И. Н. Ионов. — Текст : непосредственный // Общественные науки и современность. — 2009. — № 3. — С. 143-157.

30. Ионов, И. Н. Историчность и универсальный эволюционизм / И. Н. Ионов. — Текст : непосредственный // Диалог со временем. — 2018. — Вып. 65. — С. 21-34.

31. Казанцев, А. А. «Большая игра» с неизвестными правилами : мировая политика и Центральная Азия : моногр. / А. А. Казанцев ; Московский гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. политической теории. — Москва : МГИМО-Университет, 2008. — 380с. — Текст : непосредственный.

32. Касамара, В. А. Образ России в дискурсе политической элиты и российских бездомных / В. А. Касамара, А. А. Сорокина / Текст : непосредственный // Полис. Политические исследования. — 2011. — № 4. — С. 171-184.

33. Киселев, И. Ю. Образы государства в международных отношениях: механизмы трансформации / И. Ю. Киселев. — Текст : непосредственный // Полис. Политические исследования. — 2003. — № 3. — С. 50-57.

34. Кравченко, И. Образ России в германских СМИ / И. Кравченко. — Текст : непосредственный // Международная жизнь. — 2010. — № 2. — С. 128-139.

35. Кузьмин, В. В. Иностранный туризм в Испании как инструмент создания ее положительного имиджа / В. В. Кузьмин. — Текст : непосредственный // Латинская Америка. — 2007. — № 8. — С. 14-24.

36. Лаптева, Е. В. Американское россиеведение: образ России : моногр. / Е. В. Лаптева ; Урал .гос. ун-т ; Перм. гос. пед ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та ; Пермь : ПГПУ, 2004. — 119 с. — Текст : непосредственный.

37. Лаптева, Е. В. Американское россиеведение 1970-2000 гг.: характерные черты социокультурных исследований : авто-реф. / Лаптева Е. В. — Тюмень, 2005. — Текст : непосредственный.

38. Лебедева, Н. Б. Продвижение индии в АТР: проблемы и перспективы / Н. Б. Лебедева. — Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Сер. 25, Международные отношения и мировая политика. — 2012. — № 3.

39. Лопатов, В. В. Российский бизнес в Африке: новые тенденции и перспективы / В. В. Лопатов. — Текст : непосредственный // Российский внешнеэкономический вестник. — 2007. — № 5. — С. 3-11.

40. Медоева, З. Г. Образ России: дефицит «мягкой силы»? / З. Г. Медоева, И. А. Василенко, Е. М. Малышева, О. М. Хау-ер-Тюкаркина, С. В. Чугров. — Текст : непосредственный // Политические исследования. — 2013. — № 4. — С. 88-99.

41. Надежкина, Е. С. Имидж России в китайских «новых медиа»: репрезентация России в платформе BAIDU.COM / Е. С. Надежкина. — Текст : непосредственный // Человек и культура. — 2021. — № 5. — С. 40-50.

42. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии / А. Ю. Панасюк. — Москва : [б. и.], 2007. — Текст : непосредственный.

43. Пищева, Т. Н. Образ России под углом зрения политических коммуникаций / Т. Н. Пищева, Н. С. Виноградова, А. Д. Недова. — Текст : непосредственный // Полис. Политические исследования. — 2010. — № 4. — С. 107-121.

44. Пищева, Т. Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации / Т. Н. Пищева. — Текст : непосредственный // Полис. Политические исследования. — 2011. — № 2. — С. 47-52.

45. Пшенкин, А. А Метафорический образ СССР/России в американском политическом дискурсе второй половины XX —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

начала XXI вв. : дис. ... канд. филол. наук / Пшенкин А. А. — Барнаул, 2006. — Текст : непосредственный.

46. Примаков, Е. Образы России и мира вне идеологии / Е. Примаков. — Текст : непосредственный // Россия и мусульманский мир. — 2013. — № 6 (252). — С. 5-10.

47. Плотникова, Г. Н. Теория и практика сопоставительной политической метафорологии / Г. Н. Плотникова, Е. Г. До-ценко. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2012. — № 1 (39). — С. 36-42.

48. Сажина, В. А. Роль туристической миграции на Дальнем Востоке России в формировании имиджа России / В. А. Са-жина. — Текст : непосредственный // Миграционные мосты в Евразии: модели эффективного управления миграцией в условиях развития евразийского интеграционного проекта : материалы IX Междунар. науч.-практ. форума : в 2 т. / под науч. ред. С. В. Рязанцева, М. Н. Храмовой. — 2017. — С.159-163.

49. Семененко, И. С. Социальное неравенство в зеркале публичной политики / И. С. Семененко. — Текст : непосредственный // Полис. — 2007. — № 5.

50. Сизоненко, А. Образ России в Латинской Америке /

A. Сизоненко. — Текст : непосредственный // Международная жизнь. — 2008. — № 6. — С. 45-52.

51. Симоновский, А. Е. Имидж России в бразильском социуме / А. Е. Симоновский. — Текст : непосредственный // Международная жизнь. — 2006. — № 4. — С. 109-119.

52. Семененко, И. С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности / И. С. Семененко. — Текст : непосредственный // Полис. Политические исследования. — 2008. — № 5. — С. 7-18.

53. Серапионова, Е. П. На рубеже культур: российская эмиграция в межвоенной Чехословакии / Е. П. Серапионова ; Ин-т славяноведения РАН. — Москва : [б. и], 2012. — Текст : непосредственный.

54. Смит, Дж. Ст. Образ Англии в поэзии русской эмиграции: «В Англии» Иосифа Бродского / Дж. Ст. Смит. — Текст : непосредственный // Литературная учеба. — 2001. — № 5. — С.55-62.

55. Соловьев, Э. Г. Имидж России в СМИ и общественном мнении Запада / отв. ред. Э. Г. Соловьев. — Москва : ИМЭМО РАН, 2008. — 163 с. — Текст : непосредственный.

56. Тен, Н. В. Образ России в современном Китае: историография, источники, методология / Н. В. Тен. — Текст : непосредственный // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2010. — № 5. — С. 173-181.

57. Тихвинский, С. Л. Восприятие в Китае образа России / С. Л. Тихвинский ; Российская акад. наук, Ин-т Дальнего Востока. — Москва : Наука, 2008. — 244 с. — Текст : непосредственный.

58. Тикуев, А. Х. Формирование образа Китая у студентов-востоковедов / А. Х. Тикуев. — Текст : непосредственный // Философия образования. — 2010. — № 3 (32). — С. 281-289.

59. Трепавлов, В. В. Непоколебимый столп: образ России ХУ1-ХУШ вв. в представлении ее народов / В. В. Трепав-лов. — Текст : непосредственный // Вопросы истории. — 2005. — № 8. — С. 36-46.

60. Усачева, В. Образ Африки в российских масс-медиа /

B. Усачева. — Текст : непосредственный // Азия и Африка сегодня. — 2003. — № 11. — С. 40-44.

61. Федоров, А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (19461991) до современного этапа (1992-2010) / А. В. Федоров. — Москва : Информация для всех, 2013. — 230 с. — Текст : непосредственный.

62. Хауер-Тюкаркина, О. М. Образ России: дефицит «мягкой силы» / О. М. Хауер-Тюкаркина, С. В. Чугров. — Текст : непосредственный // Политические исследования. — 2013. — № 4. — С. 88-99.

63. Цамутали, А. Н. Образ Финляндии и финнов в России : сб. статей / под науч. ред. А. Н. Цамутали, О. П. Илюха, Г. М. Коваленко ; Новгородск. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород : [б. и.], 2004. — 404 с. — Текст : непосредственный.

64. Черепанова, Д. А. Анализ политического имиджа России в итальянских СМИ в условиях международной напряженности / Д. А. Черепанова. — Текст : непосредственный //

Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества. — 2016. — С. 43-46.

65. Черкасова, Е. Образ России как политического партнера Испании / Е. Черкасова. — Текст : непосредственный // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — № 9.

66. Чернышов, Ю. Г. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Россия и Западная Европа: влияние образов стран на двусторонние отношения) : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. Г. Чернышова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2010. — 220 с. — Текст : непосредственный.

67. Чэнь, Фу. Исследование применения китайских культурных символов в преподавании английского языка в университетах с точки зрения коммуникации о национальном имидже / Чэнь Фу, Гао Имин, Сунь Дань. — Текст : непосредственный // Журнал Хэйлунцзянского института повышения квалификации учителей. — 2024. — Т. 43. — N° 01. — С. 79-82.

68. Чудинов, А. П. Метафорическое моделирование образа России в современном агитационно-политическом дискурсе / А. П. Чудинов. — Текст : непосредственный // Язык. Система. Личность. — Екатеринбур г: НУДО «Межотраслевой региональный центр», 2000. — С. 177-189.

69. Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) : моногр. / А. П. Чудинов ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2001. — 238 с. — Текст : непосредственный.

70. Шестаков, В. Американская культура 70-х годов: имиджи и стереотипы / В. Шестаков. — Текст : непосредственный // Вопросы литературы. — 1981. — № 7. — C. 106-142.

71. Шемякин, Я. Г. Динамика восприятия образа России в западном цивилизованном сознании / Я. Г. Шемякин. — Текст : непосредственный // ОНС : науч. издание. — 2009. — № 2. — С. 5-22.

72. Шоботенко, А. В. Объективные факторы влияния на имидж России за рубежом / А. В. Шоботенко. — Текст : непосредственный // Международные коммуникации. — 2020. — № 3 (15).

73. Яковлев, П. П. Испания: образ кризиса и кризис образа / П. П. Яковлев. — Текст : непосредственный // Латинская Америка. — 2010. — № 9. — С. 4-19.

74. Яковлев, П. П. Испания в мировой политике / П. П. Яковлев. — Москва : Институт Латинской Америки РАН, 2011. — 384 с. — Текст : непосредственный.

75. Якушкина, К. В. основные приемы моделирования современного имиджа России в СМИ Латинской Америки / К. В. Якушкина. — Текст : непосредственный // Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность : доклады и материалы четвертого Междунар. форума. — Санкт-Петербург : [б. и.], 2020. — С. 1009-1013.

REFERENCES

1. Andreev, A. (2003). The image of Europe in modern Russian society. World Economy and International Relations, 5. (In Russ.)

2. Assi, A.I.R. (2020). The political image of the United States in the Russian print media. The Youth Science Forum, 1(6), 8992. (In Russ.)

3. Arbatova, N.K. (Ed.) (2009). Europeanism and Atlanticism in the politics of the European Union countries. Moscow: IMEMO RAS, 118 p. (In Russ.)

4. Borisenok, E.Yu. (2008). Ukraine And Ukrainians: images, representations, stereotypes. Russians and Ukrainians in mutual communication and perception (Collection of articles). Moscow: Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.)

5. Bulatkin, A.N. (2017). On the image of modern Russia. Scientific Bulletin of the Volgograd branch of the RANEPA. Series: Political Science and Sociology, 3, 50-56. (In Russ.)

6. Vasilenko, I.A. (2013). Image strategy of Russia in the context of world experience. Power, 21(7), 24-28. (In Russ.)

7. Vasilenko, E.V. (2013). The image of Russia in global communication channels. In Image of Russia: search for innovative technologies (Materials of the scientific conference on March 19, 2013). Moscow. (In Russ.)

8. Vedernikova, M.I. (2016). The Image of Russia as a factor of "soft power" in international relations (using the example of Russia's image in the EU). In R.V. Evstifeev (Ed.), Russian State-

hood and Revolution: socio-political and cultural determinants of Russia's development in the XX-XXI centuries (Materials of the scientific and practical conference (Kalyagin readings), pp. 189192). (In Russ.)

9. Galumov E.A. (2003). The international image of Russia: formation strategy. Moscow, 446 p. (In Russ.)

10. Gadzhiev, K.S. (2007). Towards a polycentric world order. The policy. Political research, 4, 8-23. (In Russ.)

11. Goryaina, Yu.P. (2009). The specifics of the "internal" and "external" image of China at the beginning of the XXI century. Problems of the Far East, 2, 25-37. (In Russ.)

12. Grinina, V.M. (2012). Russia and Europe: actual problems of modern international journalism. In International Conference, Berlin, October 31, 2012. (In Russ.)

13. Gromyko, Al.A. (2008). Images of Russia and Great Britain: reality and prejudice. Moscow: Russian souvenir. (In Russ.)

14. Deitch, T. (2007). Peacekeeping on the African continent. Asia and Africa today, 1, 18-23. (In Russ.)

15. Dolinovskaya, E.E. (2021). Problems of the image of traditional Chinese medicine in Russia. In I.V. Belova, E.V. Burtseva, E.V. Zakharova, & O.V. Moskvina (Eds.), Topical issues of regional and international studies (Materials of the VIII regional student scientific and practical conference in foreign languages with international participation, pp. 172-175). Novosibirsk. (In Russ.)

16. Dyakova, L.V. (2007). Latin America: The activities of the Royal Elcano Institute of Spain. Nauka, 9, 89-99. (In Russ.)

17. Zhuravleva, V.I. (2007). Russia and the USA on the pages of textbooks: the experience of mutual representations (Edited by V.I. Zhuravleva, & I.I. Kurila; scientific ed. and comp. V.I. Zhu-ravlev). Moscow: RGGU. (In Russ.)

18. Zhdanov, A.I. (2020). The Image of Russia through the eyes of Moscow youth: determining the prospects for the development of the image of Russia. Eurasian Scientific Association, 1-5 (59), 380-386. (In Russ.)

19. Zamyatin, D.N. (1999a). Historical and geographical aspects of regional policy and public administration in Russia. Regionology, 1. (In Russ.)

20. Zamyatin, D.N. (2001a). Geographical images of world development. Social sciences and modernity, 1. (In Russ.)

21. Zamyatin, D.N. (2002). Strategies of representation and interpretation of geo-economic images of Russia. World economy and international relations, 6, 17. (In Russ.)

22. Zamyatin, D.N. (2004). Metageography: the space of images and images of space. Moscow: Agraf, 512 p. (In Russ.)

23. Zamyatin, D.N. (2006). Culture and space. Modeling of geographical images. Moscow. (In Russ.)

24. Zamyatin, D.N. (2000b). The image of the country: structure and dynamics. Social sciences and modernity, 1, 107-112. (In Russ.)

25. Zamyatin, D.N. (2012). Humanitarian geography: main directions, categories, methods. Cultural and humanitarian geography, 1(1), 11-26. (In Russ.)

26. Zinkina, Yu.V. (2010). The Coptic community of modern Egypt: problems and prospects. Moscow: IIBV, 120 p. (In Russ.)

27. Zueva, K.P. (2008). The Image of Russia: a view from France. World Economy and International Relations, 2. (In Russ.)

28. Zelenin, A.V. (2005). The image of Russia and Russians in Shakespeare. Russian speech, 3, 91-98. (In Russ.)

29. Ionov, I.N. (2009). Civilizational images of Russia and ways of their optimization. Social sciences and modernity, 3, 143-157. (In Russ.)

30. Ionov, I.N. (2018). Historicity and universal evolutionism. Dialogue with time, 65, 21-34. (In Russ.)

31. Kazantsev, A.A. (2008). "The Big Game" with unknown rules: World Politics and Central Asia [a monograph]. Moscow: MGIMO University, Moscow State University International. relationship (un-t) Ministry of Foreign Affairs of Russia, Department of Political Theory, 380 p. (In Russ.)

32. Kasamara, V.A., & Sorokina, A.A. (2011). The image of Russia in the discourse of the political elite and the Russian homeless. The policy. Political research, 4, 171-184. (In Russ.)

33. Kiselev, I.Y. (2003). Images of the state in international relations: mechanisms of transformation. The policy. Political research, 3, 50-57. (In Russ.)

34. Kravchenko, I. (2010). The image of Russia in the German media. International. life, 2, 128-139. (In Russ.)

35. Kuzmin, V.V. (2007). Latin America: foreign tourism in Spain as a tool for creating its positive image. Latin America, 8, 14-24. (In Russ.)

36. Lapteva, E.V. (2004). American Russian studies: the image of Russia [monograph]. Ekaterinburg: Ural University Publishing House, Perm: PGPU, 119 p. (In Russ.)

37. Lapteva, E.V. (2005). American Russian Studies 1970-2000: characteristic features of socio-cultural studies [Abstract]. Tyumen. (In Russ.)

38. Lebedeva, N.B. (2012). India's promotion in the Asia-Pacific region: problems and prospects. Vestn. Moscow. Univ. Ser. 25. International relations and world politics, 3. (In Russ.)

39. Lopatov, V.V. (2007). Russian Business in Africa: new Trends and Prospects. Russian Foreign Economic Bulletin, 5, 311. (In Russ.)

40. Medoeva, Z.G., Vasilenko, I.A., Malysheva, E.M., Hauer-Tyukarkina, O.M., & Chugrov, S.V. (2013). The image of Russia: the deficit of "soft power"? Political research, 4, 88-99. (In Russ.)

41. Panasyuk, A.Y. (2007). Image formation: strategy, psychotechnics, psychotechnology. Moscow. (In Russ.)

42. Pishcheva, T.N., Vinogradova, N.S., & Nedova, A.D. (2010). The image of Russia from the point of view of political communications. The policy. Political research, 4, 107-121. (In Russ.)

43. Nadezhkina, E.S. (2021). The image of Russia in Chinese «new media»: the representation of Russia in the platform BAIDU.COM. Man and culture, 5, 40-50. (In Russ.)

44. Pishcheva, T.N. (2011). Political images: problems of research and interpretation. The policy. Political research, 2, 47-52. (In Russ.)

45. Pshenkin, A.A (2006). Metaphorical image of the USSR/Russia in the American political discourse of the second half of the XX — early XXI centuries [Thesis]. (In Russ.)

46. Primakov, E. (2013). Images of Russia and the world outside ideology. Russia and the Muslim World, 6(252), 5-10. (In Russ.)

47. Plotnikova, G.N., & Dotsenko, E.G. (2012). Theory and practice of comparative political metaphorology. Political linguistics, 1(39), 36-42. (In Russ.)

48. Semenenko, I.S. (2007). Social inequality in the mirror of public policy. Polis, 5. (In Russ.)

49. Sizonenko, A. (2008). The image of Russia in Latin America. International life, 6, 45-52. (In Russ.)

50. Simanovsky, A.E. (2006). The image of Russia in Brazilian society. International life, 4, 109-119. (In Russ.)

51. Sazhina, V.A. (2017). The role of tourist migration in the Russian Far East in shaping the image of Russia. In S.V. Rya-zantsev, & M.N. Khramova (Scientific eds.), Migration bridges in Eurasia: models of effective migration management in the context of the development of the Eurasian integration project (Materials of the IX International Scientific and Practical Forum. In 2 volumes, pp. 159-163). (In Russ.)

52. Semenenko, I.S. (2008). Images and images in the discourse of national identity. Polis. Political research, 5, 7-18. (In Russ.)

53. Serapionova, E.P. (2012). At the turn of Cultures: Russian emigration in Interwar Czechoslovakia. Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.)

54. Smith, J. S. (2001). The image of England in the poetry of Russian emigration: "In England" by Joseph Brodsky. Literary studies (Book 5, pp. 55-62). (In Russ.)

55. Solovyov, E.G. (Ed.) (2008). The image of Russia in the media and public opinion of the West. Moscow: IMEMO RAS, 163 p. (In Russ.)

56. Ten, N.V. (2010). The image of Russia in modern China: historiography, sources, methodology. East. Afro-Asian societies: history and modernity, 5, 173-181. (In Russ.)

57. Tikhvinsky, S.L. (2008). Perception of the image of Russia in China. Russian Academy of Sciences, Institute of the Far East. (In Russ.)

58. Tikuev, A.X (2010). The formation of the image of China among students of Oriental studies. Philosophy of education, 3(32), 281-289. (In Russ.)

59. Trepavlov, V.V. (2005). The Unshakable pillar: the image of Russia of the XVI-XVIII centuries. In the representation of its peoples. Questions of history, 8, 36-46. (In Russ.)

60. Usacheva, V. (2003). The image of Africa in the Russian mass media. Asia and Africa today, 11, 40-44. (In Russ.)

61. Fedorov, A.V. (2013). Transformations of the image ofRus-sia on the Western screen: from the era of ideological confrontation (1946-1991) to the modern stage (1992-2010). Moscow: Publishing House of the NGO "Information for all", 230 p. (In Russ.)

62. Hauer-Tyukarkina, O.M., & Chugrov, S.V. (2013). The image of Russia: the deficit of "soft power". Political research, 4, 88-99. (In Russ.)

63. Tsamutali, A.N. (2004). The image of Finland and Finns in Russia [Collection of articles] (Edited by A.N. Tsamutali, O.P. Ilyu-kha, & G.M. Kovalenko). Veliky Novgorod: Yaroslav the Wise NovSU, 404 p. (In Russ.)

64. Cherepanova, D.A. (2016). Analysis of the political image of Russia in the Italian media in the context of international tension. In Modern problems of interaction between the Russian state and society (pp. 43-46). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

65. Cherkasova, E. (2007). The image of Russia as a political partner of Spain. World Economy and International Relations, 9. (In Russ.)

66. Chernyshova, Yu.G. (2010). Modern Russia and the World: Development alternatives. In Yu.G. Chernyshov (Ed.), Russia and Western Europe: the influence of country images on bilateral relations (Materials of the international scientific and practical conference). Barnaul : Publishing house of the Alt. university, 220 p. (In Russ.)

67. Chudinov, A.P. (2000). Metaphorical modeling of the image of Russia in modern agitation and political discourse. In Language. System. Personality (pp. 177-189). Ekaterinburg: NUDO "Intersectoral Regional Center". (In Russ.)

68. Chudinov, A.P. (2001). Russia in a metaphorical mirror: A Cognitive Study of Political Metaphor (1991-2000) [Monograph]. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical Univ., 238 p. (In Russ.)

69. Chen, Fu, Gao, Yiming, & Sun, Dan (2024). Research on the application of Chinese cultural symbols in university English teaching from the perspective of national image communication . Journal of Heilongjiang Teacher Development Institute, 43(01), 79-82. (In Chinese)

70. Shestakov, V. (1981). American culture of the 70s: images and stereotypes. Questions of literature, 7, 106-142. (In Russ.)

71. Shemyakin, Ya.G. (2009). Dynamics of perception of the image of Russia in the Western civilized consciousness: scientific edition. ONS, 2, 5-22. (In Russ.)

72. Shobotenko, A.V. (2020). Objective factors of influence on the image of Russia abroad. International communications, 3(15). (In Russ.)

73. Yakovlev, P.P. (2010). Spain:the image of the crisis and the crisis of the image. Latin America, 9, 4-19. (In Russ.)

74. Yakovlev, P.P. (2011). Spain in world politics. Publishing House: "Institute of Latin America of the Russian Academy of Sciences", 384 p. (In Russ.)

75. Yakushkina, K.V. (2020). Basic techniques for modeling the modern image of Russia in the media of Latin America. In Russia and Iberoamerica in a globalizing world: history and modernity (Reports and materials of the fourth International Forum, pp. 1009-1013). St. Petersburg. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.