КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
УДК 658.512.23 Г. А. САЛАВАТОВА
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА БАШКИРСКОГО НАРОДА КАК КОМПЛЕКСА
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Географические условия, богатство и красота родного края способствовали постепенному развитию предметно-пространственной среды башкирского народа. Таким образом, природно-климатические условия играли первостепенную роль в становлении уклада жизни башкир. Костюм, жилище, бытовые изделия, усадьба и поселение создавали предметно-пространственную среду, в которой находился человек, занимаясь повседневными делами и определяя своим укладом жизни характер художественной организации своего быта.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, предметно-пространственная среда, народный орнамент, формообразование.
Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративноприкладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. Современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт. Изучение декоративноприкладного искусства в системе высшего профессионального образования становится актуальным, имеет огромное значение взаимосвязь накопленного народного творчества и бережное применение некоторых элементов в современном искусстве.
Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев — в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел, что способствовало появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и металла, в оформлении национального костюма и украшении жилища Географические условия, богатство и красота родного края способствовали постепенному развитию предметно-пространственной среды. Таким образом, природноклиматические условия играли первостепенную роль в становлении уклада жизни башкир. Они определили два образа жизни — кочевой и оседлый, что, в свою очередь, сформировало особенности пространства среды, набор предметов и их качества, состав костюма и характер его декора. Происшедшие изменения в жизни башкир сказались на планировке пространственной среды постоянных поселений и в конструкциях летних временных жилищ, их предметном наполнении, проявились в дополнениях к костюму, изменивших его облик. Географические условия местности способствовали появлению территориальных особенностей в оформлении
объектов народного искусства, в использовании доступных природных материалов и выборе техник их обработки. Всё это в конечном счёте и определило своеобразие художественного ансамбля башкирского народного искусства как комплекса предметно-пространственной среды [1].
В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения. Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент. Башкиры издавна многообразным, ярко-красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. Башкирские мастера-резчики внесли в украшение жилищ немало элементов, обусловленных всем внутренним строением народной культуры. При этом предпочтение отдается традиционной орнаментике, к примеру, сложным композициям из S-образных фигур, рогообразному узору «кускар». Крестообразные фигуры выражали идею ориентации в пространстве. В орнаментах башкир часто встречается треугольная форма. Треугольники являлись стилизованными изображениями птицы и восходили к временам тотемистических представлений башкир. Кускарный узор с мотивом рогов барана был связан со скотоводческим укладом жизни. Цвет также имел разнообразные семантические значения. Красный, белый и чёрный цвета являлись самыми распространёнными и почитаемыми в башкирском народном искусстве. Они использовались в оформлении жилища, костюма и предметов декоративно-прикладного искусства. В фольклоре красный цвет ассоциировался с огнём и солнцем, белый — с чистотой и небом. Чёрный цвет защищал от сглаза. В результате, выделялся целый ряд исходных геометрических фигур, имевших глубокое се-
мантическое значение и определявших приоритеты в формообразовании, в выборе мотивов декора и цветовой гаммы. Традиционная домашняя утварь и ритуальные предметы формируются на протяжении всей многовековой истории народа и передаются из поколения в поколение, обеспечивая, таким образом, преемственность этнокультурной информации. Особенностью традиционной работы ремесленников и описание традиций обработки материала и передачи их, улучшения способов художественной обработки кожи становится важнейшей нитью в передаче особой технологической схемы художественной обработки кожи.
Народное прикладное творчество башкир, в котором раздел художественной обработки кожи занимает особое место, изучение данного раздела открывает многие секреты обработки кожи. Достижения башкирской этнографии и археологии дают возможность полного изучения прикладного искусства башкир, отдельных технологических приемов в обработки кожи. Подтверждением традиционной художественной обработки кожи служит уникальный башкирский щит, выполненный из кожи, хранящийся в фондах Государственного музея Татарстана в г. Казани (инв.№6411,4885). Поверхность щитка сплошь покрыта тисненым орнаментом из кругов, чередующихся с сетчатыми узорами и треугольниками.
Художественная обработка кожи — не результат одного дня, а опыт многих поколений, результат творческого процесса и соблюдения традиций. Большим почётом пользовалась кожаная посуда, в которой изготавливался и хранился кумыс. Она также находилась на женской половине, служила одним из средств её убранства и одновременно придавала определённый смысл хозяйственной части. В кочевом быту молочные продукты считались наиболее ценными, поэтому их вместилищам сообщался особый статус. Например, большой сосуд хаба (саба) символизировал жизнь и благополучие жилища. В этом значении он выступал в обрядовой практике. Сосуд занимал одно из главных мест и был самым заметным предметом на хозяйственной половине. На виду ставились и другие посудные изделия из кожи, сгруппированные вокруг него [2].
В башкирском фольклоре присутствует упоминание о двух формах обжитого пространства — круг и квадрат. У башкир существовало представление, что космос делится на три части, которые просматриваются и в конструкции дома. Космос, его шарообразная форма изначально нашла воплощение в круглом объёме кочевого жилища башкир юрты (тирмэ). Устойчивый образ мировосприятия, связанный с кругом, присутствовал на различных уровнях среды — в планировке поселений, в жилище, в системе расстановки предметов и в характере их оформления. Система юрты была построена согласно трёхчастной схеме устройства космоса. Элементы вертикального членения — стены и занавесь-шаршау, которая делила интерьер на мужскую и женскую половины. По горизонтали жилище имело несколько уровней: купол юрты с отверстием в центре для выхода дыма. Эту часть можно соотнести с небосводом по её месту в структуре постройки, форме и характеру оформления. Отверстие в куполе вполне могло ассоциироваться с солнцем — через него проникал в юрту свет. Стены с развешанными на них предметами обозначали видимый мир. Пол символизировал землю. Постоянный зимний дом имел такую же структуру, как и юрта. Схема мироздания,
воплощённая в юрте, перешла и в новый вид жилища. Здесь также определились три горизонтальных уровня: чердачное (небесная сфера), жилое помещение (воздух) и пол (земля лесных башкир — деревянные избушки — бурама [3].
Древнейшим символом в мировосприятии башкир являлся круг. У башкир круговая форма как магический элемент присутствовала во многих обрядах, таких как лечение от испуга, защита от бесплодия женщин, оберег детей от сглаза. Круг был основой художественной композиции традиционного жилища — юрты, круговая форма имела место в планировке кочевых поселений, круг как солярный знак широко использовался в орнаменте. Наряду с кругом символическое значение имел ромб и его модификации. Крестообразные фигуры выражали идею ориентации в пространстве. В орнаментах башкир часто встречается треугольная форма. Треугольники являлись стилизованными изображениями птицы и восходили к временам тотемистических представлений башкир. Кускарный узор с мотивом рогов барана был связан со скотоводческим укладом жизни. Цвет также имел разнообразные семантические значения. Красный, белый и чёрный цвета являлись самыми распространёнными и почитаемыми в башкирском народном искусстве. Они использовались в оформлении жилища, костюма и предметов декоративно-прикладного искусства. В фольклоре красный цвет ассоциировался с огнём и солнцем, белый — с чистотой и небом. Чёрный цвет защищал от сглаза. В результате выделялся целый ряд исходных геометрических фигур, имевших глубокое семантическое значение и определявших приоритеты в формообразовании, в выборе мотивов декора и цветовой гаммы башкирского народного искусства.
Основным объектом, придававшим смысл искусственной среде и связывавшим воедино все элементы, являлся человек в народном костюме. Он занимал центральное место в художественном ансамбле жилища, олицетворяя собой образ Вселенной. В соответствии со своими представлениями об устройстве окружающего мира человек обустраивал среду своего обитания, подчиняя и уподобляя себе предметы искусственной среды. Костюм, который являлся постоянным спутником его носителя, ассоциировался у башкир, как и у других народов, со строением космоса. В одних случаях он точно повторял очертания и пропорции его фигуры. В других — скрывал, создавал дополнительный объём, отличался свободным покроем, в зависимости от особенностей представлений о человеке как микрокосме. Башкирский костюм имел многосоставную структуру, в которой выделялись главные и второстепенные компоненты по своей семантической и декоративной значимости.
В юрте, местом, откуда начинался отсчёт внутреннего пространства, являлся очаг, который располагался в центре под отверстием в куполе. Очаг был важнейшей частью жилища, заключавшей в себе живительный огонь, питавший и обогревающий человека. Особое отношение к очагу прослеживается в башкирском фольклоре и в обрядах, связанных с очистительной силой огня. Декоративным центром внутреннего пространства было место напротив входа, считавшееся наиболее почётным. Здесь на подставке обычно ставили высокую гору разноцветных подушек, узорных войлоков, перетянутых декоративной лентой. В семантическом аспекте гостевое место находилось на оси оппозиции «впереди-позади». Положение «впереди», где и располагалось почётное место, считалось наиболее
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
престижным. Символическую значимость места для гостей закрепляло его красочное убранство. Разноцветные предметы являлись не только украшением интерьера, но и обладали оберегающей функцией, так как цвет, по понятиям башкир, защищал человека от несчастий и приносил благополучие.
Важнейший элемент деления внутреннего пространства дома — занавесь-шаршау. Благодаря функции разделителя, важной в архитектурной системе жилища, шаршау и за пределами дома выступала как его символ. В этой роли её использовали в свадебном обряде, на вечеринках. Оформление занавесей имело охранительное значение. В декоре преимуществом пользовались такие мотивы, как квадрат, ромб, а также красный цвет, согласно народным представлениям, обладавшие значением приносить благополучие и удачу в дом. Границей, соединяющей внутреннее и внешнее пространство, являлась дверь. Значение защиты придавал двери и орнамент. Позднее традиция её орнаментации исчезла, однако осталось обязательным окрашивание дверей в красно-коричневый цвет, что так же было символично, так как красный цвет обладал качествами универсального оберега.
Костюм, жилище, бытовые изделия, усадьба и поселение создавали предметно-пространственную среду, в которой находился человек, занимаясь повседневными делами и определяя своим укладом жизни характер художественной организации своего быта. При реконструкции предметно-пространственной среды башкирского народного искусства
на различных уровнях в традиционном художественном ансамбле определились символически значимые предметы и части структуры жилища, описанные в фольклоре, участвовавшие в обрядах и выполнявшие оберегающую функцию. В костюме особо выделялись смысловые значения головного убора, нагрудников, верхней одежды, обуви.
Библиографический список
1. Кузбеков, Ф. Т. История культуры башкир / Ф. Т. Кузбе-ков. — Уфа : Китап, 1997. — 127 с.
2. Хисматуллина, Н. Х. Орнаментально - колористическая основа башкирского народного искусства / Н. Х. Хисматуллина. — Уфа, 2000. — 100 с.
3. Магадеев, Д. Д. Урал и Башкортостан с древнейших времен до конца 1917 года / Д. Д. Магадаев. — Уфа, 2000. — 64 с.
САЛАВАТОВА Гульнур Аскатовна, доцент кафедры «Изобразительное творчество и искусство костюма» института дизайна и народной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса, член Союза дизайнеров России, член Творческого союза художников России, член Международной федерации художников.
Адрес для переписки: e-mail: unar5@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.11.2011 г.
© Г. А. Салаватова
Информация
Конкурс актуального научного кино 360°
Политехнический музей совместно с Фондом «Сколково» и Открытым университетом Сколково (ОтУС) объявляют о старте приема заявок на участие в Фестивале актуального научного кино 360°, который пройдет в Москве с 10 по 17 октября 2012 года. Заявки принимаются для участия в основной конкурсной программе, программе «Короткий метр» и детской программе.
К участию в основной конкурсной программе приглашаются полнометражные документальные фильмы, посвященные науке и научным явлениям, реальным и потенциальным объектам научных исследований. Предпочтение будет отдано картинам, затрагивающим социальную сторону научных событий и их влияния на жизнь общества. Важной особенностью этой программы в 2012 году станет введение конкурсной составляющей.
Решение о включении картины в фестивальную программу 2012 года принимает отборочный комитет в следующем составе:
— Ирина Кемарская, академик Евразийской академии телевидения и радио, старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова
—Любовь Стрельникова, главный редактор журнала «Химия и Жизнь», член экспертного совета Политехнического музея
—Андрей Егоров, исполнительный директор Открытого университета Сколково (ОтУС), посол Singularity University в России
— Владислав Кеткович, режиссер, продюсер, член EDN (Европейский союз кинодокументалистов)
— Наталья Сергиевская, заместитель директора Фонда развития Политехнического музея, член Международной Ассоциации искусствоведов
— Генрих Эрлих, ученый, писатель и журналист, доктор химических наук
— Илья Хеллерт-Розанов, главный редактор телеканала «24 Техно»
— Ирина Белых, программный директор Фестиваля актуального научного кино 360°.
Ознакомиться с регламентом и подать заявку на участие можно на сайте Фестиваля 360.polymus.ru .
Заявки принимаются до 30 июня 2012 года. Окончательная программа Фестиваля будет объявлена в сентябре 2012 года.
Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/286/232085.php (дата обращения: 12.05.2012).