Научная статья на тему 'Изучение методов взаимодействия со СМИ в рамках проведения ххii зимних Олимпийских игр и хI зимних Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году'

Изучение методов взаимодействия со СМИ в рамках проведения ххii зимних Олимпийских игр и хI зимних Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
171
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / МЕДИАЦЕНТР / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тимохович Александра Николаевна, Галицина Евгения Сергеевна

В статье приводится обоснование необходимости создания специального медиацентра для работы журналистов, анализируются результаты опроса журналистов, освещающих олимпиадные события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Тимохович Александра Николаевна, Галицина Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF MEDIA RELATIONS METHODS DURING THE ХХII WINTER OLYMPIC GAMES AND THE ХI WINTER PARALYMPIC GAMES IN SOCHI 2014

The article provides the rationale for the creation of a special media center for journalists, analyzes the results of a survey of journalists covering events Olympiad.

Текст научной работы на тему «Изучение методов взаимодействия со СМИ в рамках проведения ххii зимних Олимпийских игр и хI зимних Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году»

УДК 316

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СМИ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ХХП ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР И Х ЗИМНИХ ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГР В СОЧИ В 2014 ГОДУ

Аннотация. В статье приводится обоснование необходимости создания специального медиацентра для работы журналистов, анализируются результаты опроса журналистов, освещающих олимпиадные события.

Ключевые слова: СМИ, медиацентр, олимпийские игры, методы взаимодействия, связи с общественностью.

Aiexandra Hmoi^ovkA THE RESEARCH OF MEDIA RELATIONS METHODS Evgeniya Galitsina DURING THE ХХ11 WINTER OLYMPIC GAMES AND

THE Х WINTER PARALYMPIC GAMES IN SOCHI 2014

Annotation. The article provides the rationale for the creation of a special media center for journalists, analyzes the results of a survey ofjournalists covering events Olympiad. Keywords: media, media center, olympic games, methods of media relations, public relations.

В связи с увеличением количества мультимедийных способов передачи информации в современном мире выросла роль СМИ в освещении событий международного уровня. Вследствие этого важнейшей задачей, которая стоит перед PR-специалистами, является проведение полноценной информационной политики, а точнее построение эффективной модели взаимодействия с журналистами. Именно представители СМИ определяют, какая часть исходного сообщения и в каком контексте войдет в конечный продукт СМИ и будет донесена до целевой аудитории.

Для реализации этой задачи в рамках проведения крупных международных мероприятий, таких как Евровидение, Олимпийские игры, Чемпионат мира по футболу, журналистам необходимо предоставить подходящие условия для их профессиональной деятельности и организовать комплекс актуальных пресс-мероприятий, способных вызвать медийный резонанс. Создание специально оборудованной площадки, предоставляющей возможность получения оперативной и эксклюзивной информации журналистам, является обязательным условием проведения Олимпийских и Паралимпий-ских игр. Спектр предлагаемых услуг должен удовлетворять интересы как отечественных, так и зарубежных журналистов различных типов СМИ: газет, журналов, информационных агентств, телевидения, интернет-блогеров.

Организация пресс-площадки и предоставление на ней всех необходимых услуг для полноценной работы журналистов на Олимпийских и Паралимпийских играх осуществляется в международной практике достаточно недавно. С течением времени подобные площадки, получившие название медиацентров, становятся все более современными и технологически оснащенными, предоставляют более широкий спектр возможностей для представителей средств массовой информации.

Олимпиада является крупнейшим международным спортивным мероприятием, освещением которого занимаются журналисты всего мира. Своевременное информирование о значимых событиях, предоставление необходимого оборудования, мониторинг публикаций в СМИ - те необходимые требования, которые должны выполняться сотрудниками на площадке медиацентра. Очевидно, что в зависимости от того, насколько условия для работы журналистов будут комфортными, напрямую зависит репутация страны-организатора мероприятия.

А.Н. Тимохович Е.С. Галицина

© Тимохович А.Н., Галицина Е.С., 2015

Можно утверждать, что медиацентр является одним из наиболее эффективных инструментов РЯ-деятельности в контексте работы со СМИ. Четкость действий и предусмотрительность организаторов, а также качество выполняемой работы в процессе взаимодействия со средствами массовой информации являются гарантами создания положительного имиджа как мероприятия, так и страны, проводящей мероприятие. Этим объясняется пристальное внимание со стороны правительства и Международного олимпийского комитета к соблюдению всех установленных норм и правил в данном вопросе.

Остановимся на особенностях проведения и освещения Олимпийских игр. Свод законов олимпийского движения называется Олимпийская хартия, принятая в 1894 г., которая определяет главные принципы и ценности олимпийского движения, регламентирует деятельность ключевых участников олимпийского движения: Международного олимпийского комитета (МОК), Международных федераций по видам спорта, Национальных олимпийских комитетов, организационных комитетов по проведению Олимпийских игр [2]. Пятая глава Олимпийской Хартии под названием «Олимпийские игры» освещает основные правила работы со средствами массовой информации в период проведения Олимпийских игр. В частности, в ней говорится о том, что Международный олимпийский комитет должен предпринимать необходимые меры для обеспечения самого широкого освещения Олимпийских игр различными СМИ. Олимпийская Хартия закрепляет право освещения Олимпиады только за теми лицами, которые аккредитованы в качестве представителей СМИ. Это означает, что работать на территории проведения Олимпиады могут только те журналисты, которые предварительно подали заявку на рассмотрение и получили официальное подтверждение от Международного Олимпийского Комитета, т.е. аккредитацию.

Основным документом, регламентирующим деятельность СМИ, а также все технические нормы и требования является «Техническое руководство по средствам массовой информации». Это руководство излагает основные принципы освещения Олимпийских игр для телевизионных и радиовещательных новостных организаций. Данные правила фиксируют количество минут использования олимпийского контента в день, временные интервалы между новостными фрагментами, права и обязанности, которыми наделены СМИ в зависимости от категории аккредитации, ответственность, которая предусмотрена в случае нарушения установленных правил. Данное техническое руководство обновляется каждые два года с учетом территориальной специфики того города, где проходят Олимпийские и Паралимпийские Игры. Помимо этого МОК заключает деловой контракт с городом-организатором, в котором закрепляются основные принципы работы СМИ и условия функционирования медиацентра. Примечательно, что исполнителем данного контракта является не страна, а именно город, в котором проходят Олимпийские игры.

Специфика проведения Олимпийских игр и международные правила, которые регулируют деятельность СМИ, обусловливают необходимость создания медиацентра. На сегодняшний день в современной научной литературе по маркетингу и РЯ не существует четкого определения понятия медиацентра. Публицистические статьи и очерки дают лишь образное представление о том, в чем заключается его предназначение. Несмотря на повсеместную практику использования медиацентров на Олимпийских играх, научной школы и базы, которая бы объясняла смысл, правила функционирования, специфику деятельности данных центров, не существует.

Определим содержание термина «медиацентр». Олимпийский медиацентр - уникальная пресс-площадка, предоставляющая необходимые условия для осуществления профессиональной деятельности большого количества представителей средств массовой информации одновременно и оснащенная современным мультимедийным оборудованием для проведения пресс-мероприятий различного формата: трансляции спортивных соревнований, оперативного получения и передачи информации, записи интервью, репортажей, аудио- и видео-материалов.

Таким образом, медиацентр во время Олимпиады представляет собой круглосуточный офис для журналистов, где созданы все необходимые условия для комфортной работы: бесплатный доступ в Интернет, предоставляется необходимая информация о результатах соревнований, техническое оборудование для синхронного перевода, а также есть возможность принять участие в пресс-мероприятиях, записать интервью с участниками спортивных соревнований.

Как правило, на Олимпийских играх существует два медиацентра. Один предназначен для работы телевизионных журналистов (International Broadcasting Center), другой - для работы фотокорреспондентов и пишущих СМИ (Main Press Center). Подобное разделение также может быть обусловлено ландшафтными и транспортными особенностями той местности, где расположены Олимпийские объекты. Например, на Олимпиаде в городе Сочи в 2014 г. было построено два медиацентра: в горном кластере и в прибрежном кластере. Горный медиацентр находился в Красной Поляне и был предназначен для СМИ, которые работали на спортивных соревнованиях в горах (биатлон, горнолыжный спуск, сноуборд и др.). Главный медиацентр, находящийся в Олимпийском парке, посещали, как правило, те журналисты, которые освещали соревнования в Прибрежном кластере (хоккей, фигурное катание, керлинг). Очевидно, что для удобства прессы с целью экономии времени на дорогу, необходимо было строительство двух пресс-площадок [5].

Работа со средствами массовой информации является необходимой составляющей организации Олимпийских игр. Роль СМИ в проведении этого крупномасштабного мероприятия действительно велика, так как именно от результата их деятельности зависит имидж города-организатора и страны-организатора на международном уровне. Способ освещения журналистами, а также комментарии по поводу происходящих событий, формируют общественное мнение о качестве подготовки, уровне профессионализма и возможностях не только специалистов, которые принимали участие в организации Олимпиады, но и всей страны [6].

Остановимся на особенностях работы специалистов Олимпийских медиацентров. Разработка стратегии взаимоотношений, а также ее реализация в период проведения Олимпийских Игр отличается от классической схемы работы со СМИ [3]. Объясняется это тем, что перед специалистами ставятся качественно новые задачи и цели. Также расширяется набор функциональных обязанностей и инструментов по причине того, что медиацентр как пресс-площадка, обладает своими уникальными особенностями (например, круглосуточный режим работы). Специфика взаимодействия со СМИ на Олимпиаде обусловлена в первую очередь территориальной удаленностью площадки. Сотрудники вынуждены работать на протяжении месяца в специально отведенном здании, заниматься благоустройством внутреннего интерьера, созданием новых рабочих мест. Медиа-менеджер должен пройти подготовку для осуществления аккредитационного процесса. Это предполагает курс обучения работы со специальным оборудованием и компьютерной программой по обработке заявок и печати бейджей. Помимо этого каждый сотрудник должен ознакомиться с правилами информационной безопасности и хранения персональных данных [1]. Еще одной особенностью работы с журналистами на Олимпиаде является оперативное предоставление необходимой информации и быстрое реагирование на происходящие события. Это объясняется большим количеством спортивных мероприятий, которые проводятся ежедневно, соответственно и большим количеством пресс-мероприятий по итогам. Важно своевременно осуществлять мониторинг публикаций в СМИ. Наконец, формирование базы СМИ для работы на Олимпиаде существенно отличается от стандартной схемы. Получение аккредитации предполагает предоставление журналистом персональных данных, сведений об организации, к которой он принадлежит, сопроводительного письма, контактной информации и других документов. Обязательным условием работы с базой журналистов в период проведения Олимпийских игр является подписание документов о неразглашении персональных данных.

Таким образом, в ведении специалиста по работе со СМИ оказывается полная информация о

каждом журналисте, который подал заявку, включая паспортные данные, фотографии, должность, телефон, электронный адрес и прочее. На основании этого происходит формирование базы журналистов.

В перечень основных функциональных обязанностей специалиста по работе со СМИ входит: формирование базы СМИ, постоянное обновление и внесение актуальных изменений; обеспечение информационной безопасности конфиденциальных данных; написание ежедневных анонсов пресс-мероприятий; ежедневная e-mail и sms-рассылка анонсов мероприятий; аккредитация и выдача бей-джей журналистам; консультация представителей СМИ по телефону; оказание помощи журналистам в использовании мультимедийного оборудования; организация пресс-мероприятий (приглашение СМИ, подготовка помещения для проведения мероприятий различных форматов, написание пресс-релизов и пресс-китов, обеспечение синхронного перевода); организация пресс-туров (приглашение СМИ, разработка культурной программы, предоставление транспорта и бронирование гостиниц для журналистов); составление и ведение графика использования стенд-ап позиций и телевизионных кабинок для телевизионных журналистов; учет аккредитованных телевизионных СМИ, почасовое распределение съемочных групп для работы на стенд-ап позициях и в телевизионных кабинках, предоставление помощи в случае поломки или неисправной работы оборудования; мониторинг публикаций в СМИ с помощью компьютерных программ и приложений для мониторинга статей, опубликованных после проведения пресс-мероприятий [4]. Во время Олимпиады работает горячая линия, на которую поступают интересующие вопросы и пожелания журналистов. Сотрудники call-центра оказывают помощь в круглосуточном режиме.

Все вышеперечисленные функциональные обязанности специалистов по работе со СМИ являются базовыми. В зависимости от ассортимента предоставляемых медиацентром сервисов и услуг данный перечень может быть увеличен.

Проблематика PR-деятельности организаций в сфере коммуникационного взаимодействия со СМИ (медиарилейшнз) затрагивается во многих учебных пособиях отечественных исследователей (Л.Г. Добосова, Л.А. Коханова, А.Н. Назайкин, А.Н. Чумиков и др.). Однако специфика коммуникации с прессой в условиях проведения Олимпийских игр отражена лишь в отдельных статьях зарубежных специалистов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследование, направленное на выявление предпочтений представителей СМИ, касающиеся условий труда и методов получения информации, является актуальным и практически значимым.

В апреле 2014 г. было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление основных предпочтений представителей средств массовой информации в наборе предоставляемых услуг Олимпийским медиацентром в городе Сочи. Исследование проводилось с использованием метода опроса. Была поставлена цель исследования: собрать необходимую информацию о конкретных услугах медиацентра и проанализировать используемые методы взаимодействия с журналистами. Объектом исследования выступали аккредитованные в Олимпийский медиацентр представители российских и иностранных СМИ. Предметом исследования были методы взаимодействия с журналистами в Олимпийском медиацентре. Была выдвинута следующая рабочая гипотеза исследования: проведение пресс-конференций со статусными спикерами является основным методом, востребованным со стороны журналистов.

Разработка анкеты для опроса представителей СМИ и непосредственно процесс анкетирования проходили в несколько этапов. На первом этапе для проведения исследования была разработана анкета на русском и английском языках, имеющая следующую структуру. В начале анкеты была представлена вводная часть, включающая в себя обращение к респонденту, короткую инструкцию по заполнению анкеты. Во вводной части анкеты респонденту предоставлялась информация о цели и задачах исследования. Также во вводной части анкеты подчеркивалась анонимность проводимого

опроса и обобщенность получаемых данных. В основной части анкеты использовалась определенным способом построенная совокупность различного рода вопросов. На втором этапе была проведена апробация разработанной анкеты. Для этой цели были отобраны двадцать респондентов (десять иностранных и десять российских) из числа аккредитованных журналистов в медиацентр Сочи. Каждый из двадцати отобранных респондентов заполнил предлагаемую анкету. В ходе пилотажного исследования были обнаружены неточности в понимании респондентами некоторых вопросов. Данные неточности были доработаны и устранены.

Конечный вариант анкеты был отправлен в письме по электронной почте каждому аккредитованному для работы в Олимпийском медиацентре журналисту. Информация об анкетировании была размещена на официальном сайте Олимпийского медиацентра Сочи (http://sochimediacenter.ru). Опрос был проведен в период с 5 по 30 апреля 2014 г. На приглашение принять участие в опросе откликнулось 400 чел. (аккредитованные журналисты в Олимпийский медиацентр Сочи).

Остановимся на основных результатах исследования.

На вопрос о том, насколько целесообразно строительство медиацентра в период проведения Олимпийских игр, 94 % опрошенных ответили, что это является обязательным условием проведения любых крупных международных мероприятий; 6 % респондентов ответили, что строительство ме-диацентра является нерациональным использованием средств федерального бюджета.

На вопрос о регулярности посещения медиацентра в период проведения Олимпийских игр 60 % респондентов ответили, что часто работали на данной пресс-площадке (каждый день); 25 % опрошенных приезжали, в среднем, 3-4 раза в неделю; 15 % - не более одного раза в неделю. На основании данных ответов респондентов можно сделать вывод о том, что создание специально оборудованной площадки для работы журналистов действительно необходимо и востребовано в период проведения Олимпийских игр.

Ответы опрошенных на вопрос о сложности получения аккредитации продемонстрировали, что, разработанный интерфейс для подачи заявки и ее подтверждения был доступный и оперативный: 85 % респондентов не столкнулись с трудностями в процессе аккредитации в Олимпийский медиа-центр; 10 % опрошенных столкнулись с трудностями на этапе заполнения анкеты; 5 % не смогли своевременно получить аккредитационный бейдж по причине отсутствия необходимых документов.

Целью аккредитации в медиацентр Сочи у подавляющего количества опрошенных журналистов (80 %) было получение возможности освещать спортивные мероприятия и проводить интервью с представителями Организационного Комитета, членами Международного Олимпийского Комитета, спортсменами, тренерами, знаменитостями (крупные федеральные российские и зарубежные СМИ); 20 % респондентов рассматривали создание медиацентра Сочи как информационный повод и использовали аккредитацию с целью изучения специфики функционирования данной площадки (региональные общественно-политические СМИ Краснодарского края).

Наиболее эффективным средством оповещения о происходящих изменениях в расписании пресс-мероприятий медиацентра 60 % респондентов признали sms-рассылку анонсов предстоящих мероприятий. Обусловлено это тем, что возможность оперативного реагирования на текстовые сообщения выше по сравнению с другими способами связи. 30 % опрошенных ответили, что рассылку необходимо осуществлять при помощи электронной почты. Лишь 5 % респондентов предпочитают телефонную связь в качестве основного средства коммуникации; другие 5 % респондентов ответили, что самостоятельно отслеживают изменения на веб-сайте Олимпийского медиацентра.

В вопросе о необходимости распространения печатных материалов для прессы перед мероприятием 92 % респондентов сошлись во мнении, что данная процедура не является целесообразной. Все респонденты признали рассылку пост-релизов по электронной почте обязательной опцией в перечне предоставляемых медиацентром услуг.

В связи с тем, что публикации анонсов мероприятий осуществлялись на сайте медиацентра Сочи и дублировались на флагманском сайте информационного агентства «РИА Новости», респондентам был задан вопрос о том, какой из этих веб-ресурсов использовался чаще. Мнения респондентов значительно разделились: 75 % продолжили пользоваться сайтом «РИА Новости», несмотря на создание отдельного сайта в период проведения Олимпиады. Данный выбор может быть обусловлен недостатками в продвижении нового информационного источника.

Также респондентам был задан вопрос о качестве развлекательных мероприятий, которые регулярно проводились в медиацентре с целью выявления дополнительных пожеланий в организации рабочего процесса и построения неформальных взаимоотношений с журналистами (выставки, пресс-показы, конкурсы, дегустации, творческие вечера). Преимущественное большинство опрошенных (78 %) отметили многообразие культурной программы и высокий уровень профессионализма сотрудников медиацентра; 2 % указали, что в проводимых мероприятиях не хватало разнообразия; 20 % респондентов ответили, что проведение подобных мероприятий не является необходимым.

Более половины опрошенных представителей СМИ (55 %) выделили наиболее предпочтительным форматом пресс-мероприятий пресс-конференцию; 25 % - круглый стол; 10 % - брифинг и 10 % - видеомост с подключением других городов. Подобное распределение мнений связано с тем, что пресс-конференция в рамках проведения Олимпиады подразумевает наличие статусного спикера и дает возможность взять у него эксклюзивное интервью по окончании мероприятия. В качестве статусных спикеров респонденты перечисляли следующих лиц: спортсмены, тренеры сборных, олимпийские чемпионы прошлых лет, представители власти, представители управленческого аппарата Международного олимпийского комитета, Президиума спортивных федераций.

Наиболее часто в работе журналисты использовали персональный компьютер, организационную технику и оборудование для синхронного перевода. Реже им доводилось пользоваться микрофоном и различными креплениями, штативами для видеокамер.

Среди наиболее популярных сервисов, предоставляемых на территории медиацентра Сочи, респонденты выбрали круглосуточное питание - 80 %. Автомобильная стоянка регулярно использовалась всего лишь 10 % журналистов. Также 10 % журналистов отметили наличие комнаты для отдыха одной из необходимых услуг медиацентра.

Новаторством в организации работы медиацентра Сочи являлось проведение трансляций пресс-мероприятий из главного медиацентра. Это отметило абсолютное большинство респондентов -100 %. Качество выполнения служебных обязанностей и профессиональную компетенцию рабочего персонала положительно оценили практически все опрошенные. 97 % респондентов отметили высокий уровень подготовки сотрудников медиацентра; по мнению 3 % журналистов качество обслуживания является среднестатистическим.

60 % журналистов назвали основным недостатком отсутствие услуг по размещению и пребыванию в городе во время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр. 40 % отметили отсутствие услуг по транспортной и визовой поддержке граждан иностранных государств.

Из перечня (15 позиций) наиболее необходимых услуг, которые должен предоставлять медиа-центр (в ответе на данный вопрос респонденты могли выбрать до трех вариантов ответа) 90 % респондентов выбрали пресс-мероприятия со спикерами, входящими в категорию У1Р; 70 % выбрали наличие информационной стойки с прикладной информацией о городе/крае, где проводятся Олимпийские игры; 68 % - наличие необходимого мультимедийного оборудования и стенд-ап позиций для записи телевизионных репортажей.

Результаты проведенного опроса свидетельствуют о том, что, несмотря на огромное количество разнообразных услуг, наиболее важной является предоставление журналистам возможности задать актуальные вопросы статусным спикерам на площадке медиацентра в формате пресс-

конференции. Также респонденты отметили необходимость наличия такой услуги, как написание и рассылка пост-релизов журналистам, что является одним из наиболее эффективных способов взаимодействия с представителями СМИ.

Следует отметить, что в ходе исследования был выявлен один из наиболее эффективных способов оповещения СМИ о происходящих изменениях - sms-рассылка.

Подводя итог анализу данных исследования, можно сделать вывод о том, что в ходе работы медиацентра Сочи была организована удобная и функциональная площадка для работы аккредитованных журналистов, были подобраны эффективные методы работы с представителями отечественных и зарубежных СМИ. Медиацентр Сочи являлся первым в России медиа-проектом крупного масштаба.

Библиографический список

1. Бочаров, М. П. PR в Интернете. Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 / М. П. Бочаров, М. В. Тишкова, А. Н. Чуми-ков. - М. : Альпина Паблишер, 2010. - 134 с. - ISBN 978-5-9614-1342-7.

2. Кюблер-Мабботт, Б. Международный олимпийский комитет и Олимпийская система. Управление мировым спортом / Б. Кюблер-Мабботт, Ж. Л. Шаппле. - М. : Рид Медиа, 2012. - 240 с. - ISBN 978-5-90609601-2.

3. Мандель, Б. Р. PR : методы работы со средствами массовой информации / Б. Р. Мандель. - М. , 2009. -208 с. - ISBN 978-5-9558-0094-3.

4. Назайкин, А. Н. Медиарилейшнз на 100 %. Искусство взаимодействия с прессой / А. Н. Назайкин. - М. : Альпина Паблишер, 2010. - 412 с. - ISBN 978-5-9614-0960-4.

5. Скотт, Д. М. Новые правила маркетинга и PR. Как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг / Д. М. Скотт. - М. : Альпина Паблишер, 2013. - 349 с. - ISBN 978-5-9614-4298-4.

6. Чумиков, А. Н. Медиарилейшнз. Мастер-класс : учеб. пособ. / А. Н. Чумиков. - М. : Аспект-Пресс, 2014. -184 с. - ISBN 978-5-7567-0715-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.