УДК 316
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СМИ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ХХП ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР И Х ЗИМНИХ ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГР В СОЧИ В 2014 ГОДУ
Аннотация. В статье приводится обоснование необходимости создания специального медиацентра для работы журналистов, анализируются результаты опроса журналистов, освещающих олимпиадные события.
Ключевые слова: СМИ, медиацентр, олимпийские игры, методы взаимодействия, связи с общественностью.
Aiexandra Hmoi^ovkA THE RESEARCH OF MEDIA RELATIONS METHODS Evgeniya Galitsina DURING THE ХХ11 WINTER OLYMPIC GAMES AND
THE Х WINTER PARALYMPIC GAMES IN SOCHI 2014
Annotation. The article provides the rationale for the creation of a special media center for journalists, analyzes the results of a survey ofjournalists covering events Olympiad. Keywords: media, media center, olympic games, methods of media relations, public relations.
В связи с увеличением количества мультимедийных способов передачи информации в современном мире выросла роль СМИ в освещении событий международного уровня. Вследствие этого важнейшей задачей, которая стоит перед PR-специалистами, является проведение полноценной информационной политики, а точнее построение эффективной модели взаимодействия с журналистами. Именно представители СМИ определяют, какая часть исходного сообщения и в каком контексте войдет в конечный продукт СМИ и будет донесена до целевой аудитории.
Для реализации этой задачи в рамках проведения крупных международных мероприятий, таких как Евровидение, Олимпийские игры, Чемпионат мира по футболу, журналистам необходимо предоставить подходящие условия для их профессиональной деятельности и организовать комплекс актуальных пресс-мероприятий, способных вызвать медийный резонанс. Создание специально оборудованной площадки, предоставляющей возможность получения оперативной и эксклюзивной информации журналистам, является обязательным условием проведения Олимпийских и Паралимпий-ских игр. Спектр предлагаемых услуг должен удовлетворять интересы как отечественных, так и зарубежных журналистов различных типов СМИ: газет, журналов, информационных агентств, телевидения, интернет-блогеров.
Организация пресс-площадки и предоставление на ней всех необходимых услуг для полноценной работы журналистов на Олимпийских и Паралимпийских играх осуществляется в международной практике достаточно недавно. С течением времени подобные площадки, получившие название медиацентров, становятся все более современными и технологически оснащенными, предоставляют более широкий спектр возможностей для представителей средств массовой информации.
Олимпиада является крупнейшим международным спортивным мероприятием, освещением которого занимаются журналисты всего мира. Своевременное информирование о значимых событиях, предоставление необходимого оборудования, мониторинг публикаций в СМИ - те необходимые требования, которые должны выполняться сотрудниками на площадке медиацентра. Очевидно, что в зависимости от того, насколько условия для работы журналистов будут комфортными, напрямую зависит репутация страны-организатора мероприятия.
А.Н. Тимохович Е.С. Галицина
© Тимохович А.Н., Галицина Е.С., 2015
Можно утверждать, что медиацентр является одним из наиболее эффективных инструментов РЯ-деятельности в контексте работы со СМИ. Четкость действий и предусмотрительность организаторов, а также качество выполняемой работы в процессе взаимодействия со средствами массовой информации являются гарантами создания положительного имиджа как мероприятия, так и страны, проводящей мероприятие. Этим объясняется пристальное внимание со стороны правительства и Международного олимпийского комитета к соблюдению всех установленных норм и правил в данном вопросе.
Остановимся на особенностях проведения и освещения Олимпийских игр. Свод законов олимпийского движения называется Олимпийская хартия, принятая в 1894 г., которая определяет главные принципы и ценности олимпийского движения, регламентирует деятельность ключевых участников олимпийского движения: Международного олимпийского комитета (МОК), Международных федераций по видам спорта, Национальных олимпийских комитетов, организационных комитетов по проведению Олимпийских игр [2]. Пятая глава Олимпийской Хартии под названием «Олимпийские игры» освещает основные правила работы со средствами массовой информации в период проведения Олимпийских игр. В частности, в ней говорится о том, что Международный олимпийский комитет должен предпринимать необходимые меры для обеспечения самого широкого освещения Олимпийских игр различными СМИ. Олимпийская Хартия закрепляет право освещения Олимпиады только за теми лицами, которые аккредитованы в качестве представителей СМИ. Это означает, что работать на территории проведения Олимпиады могут только те журналисты, которые предварительно подали заявку на рассмотрение и получили официальное подтверждение от Международного Олимпийского Комитета, т.е. аккредитацию.
Основным документом, регламентирующим деятельность СМИ, а также все технические нормы и требования является «Техническое руководство по средствам массовой информации». Это руководство излагает основные принципы освещения Олимпийских игр для телевизионных и радиовещательных новостных организаций. Данные правила фиксируют количество минут использования олимпийского контента в день, временные интервалы между новостными фрагментами, права и обязанности, которыми наделены СМИ в зависимости от категории аккредитации, ответственность, которая предусмотрена в случае нарушения установленных правил. Данное техническое руководство обновляется каждые два года с учетом территориальной специфики того города, где проходят Олимпийские и Паралимпийские Игры. Помимо этого МОК заключает деловой контракт с городом-организатором, в котором закрепляются основные принципы работы СМИ и условия функционирования медиацентра. Примечательно, что исполнителем данного контракта является не страна, а именно город, в котором проходят Олимпийские игры.
Специфика проведения Олимпийских игр и международные правила, которые регулируют деятельность СМИ, обусловливают необходимость создания медиацентра. На сегодняшний день в современной научной литературе по маркетингу и РЯ не существует четкого определения понятия медиацентра. Публицистические статьи и очерки дают лишь образное представление о том, в чем заключается его предназначение. Несмотря на повсеместную практику использования медиацентров на Олимпийских играх, научной школы и базы, которая бы объясняла смысл, правила функционирования, специфику деятельности данных центров, не существует.
Определим содержание термина «медиацентр». Олимпийский медиацентр - уникальная пресс-площадка, предоставляющая необходимые условия для осуществления профессиональной деятельности большого количества представителей средств массовой информации одновременно и оснащенная современным мультимедийным оборудованием для проведения пресс-мероприятий различного формата: трансляции спортивных соревнований, оперативного получения и передачи информации, записи интервью, репортажей, аудио- и видео-материалов.
Таким образом, медиацентр во время Олимпиады представляет собой круглосуточный офис для журналистов, где созданы все необходимые условия для комфортной работы: бесплатный доступ в Интернет, предоставляется необходимая информация о результатах соревнований, техническое оборудование для синхронного перевода, а также есть возможность принять участие в пресс-мероприятиях, записать интервью с участниками спортивных соревнований.
Как правило, на Олимпийских играх существует два медиацентра. Один предназначен для работы телевизионных журналистов (International Broadcasting Center), другой - для работы фотокорреспондентов и пишущих СМИ (Main Press Center). Подобное разделение также может быть обусловлено ландшафтными и транспортными особенностями той местности, где расположены Олимпийские объекты. Например, на Олимпиаде в городе Сочи в 2014 г. было построено два медиацентра: в горном кластере и в прибрежном кластере. Горный медиацентр находился в Красной Поляне и был предназначен для СМИ, которые работали на спортивных соревнованиях в горах (биатлон, горнолыжный спуск, сноуборд и др.). Главный медиацентр, находящийся в Олимпийском парке, посещали, как правило, те журналисты, которые освещали соревнования в Прибрежном кластере (хоккей, фигурное катание, керлинг). Очевидно, что для удобства прессы с целью экономии времени на дорогу, необходимо было строительство двух пресс-площадок [5].
Работа со средствами массовой информации является необходимой составляющей организации Олимпийских игр. Роль СМИ в проведении этого крупномасштабного мероприятия действительно велика, так как именно от результата их деятельности зависит имидж города-организатора и страны-организатора на международном уровне. Способ освещения журналистами, а также комментарии по поводу происходящих событий, формируют общественное мнение о качестве подготовки, уровне профессионализма и возможностях не только специалистов, которые принимали участие в организации Олимпиады, но и всей страны [6].
Остановимся на особенностях работы специалистов Олимпийских медиацентров. Разработка стратегии взаимоотношений, а также ее реализация в период проведения Олимпийских Игр отличается от классической схемы работы со СМИ [3]. Объясняется это тем, что перед специалистами ставятся качественно новые задачи и цели. Также расширяется набор функциональных обязанностей и инструментов по причине того, что медиацентр как пресс-площадка, обладает своими уникальными особенностями (например, круглосуточный режим работы). Специфика взаимодействия со СМИ на Олимпиаде обусловлена в первую очередь территориальной удаленностью площадки. Сотрудники вынуждены работать на протяжении месяца в специально отведенном здании, заниматься благоустройством внутреннего интерьера, созданием новых рабочих мест. Медиа-менеджер должен пройти подготовку для осуществления аккредитационного процесса. Это предполагает курс обучения работы со специальным оборудованием и компьютерной программой по обработке заявок и печати бейджей. Помимо этого каждый сотрудник должен ознакомиться с правилами информационной безопасности и хранения персональных данных [1]. Еще одной особенностью работы с журналистами на Олимпиаде является оперативное предоставление необходимой информации и быстрое реагирование на происходящие события. Это объясняется большим количеством спортивных мероприятий, которые проводятся ежедневно, соответственно и большим количеством пресс-мероприятий по итогам. Важно своевременно осуществлять мониторинг публикаций в СМИ. Наконец, формирование базы СМИ для работы на Олимпиаде существенно отличается от стандартной схемы. Получение аккредитации предполагает предоставление журналистом персональных данных, сведений об организации, к которой он принадлежит, сопроводительного письма, контактной информации и других документов. Обязательным условием работы с базой журналистов в период проведения Олимпийских игр является подписание документов о неразглашении персональных данных.
Таким образом, в ведении специалиста по работе со СМИ оказывается полная информация о
каждом журналисте, который подал заявку, включая паспортные данные, фотографии, должность, телефон, электронный адрес и прочее. На основании этого происходит формирование базы журналистов.
В перечень основных функциональных обязанностей специалиста по работе со СМИ входит: формирование базы СМИ, постоянное обновление и внесение актуальных изменений; обеспечение информационной безопасности конфиденциальных данных; написание ежедневных анонсов пресс-мероприятий; ежедневная e-mail и sms-рассылка анонсов мероприятий; аккредитация и выдача бей-джей журналистам; консультация представителей СМИ по телефону; оказание помощи журналистам в использовании мультимедийного оборудования; организация пресс-мероприятий (приглашение СМИ, подготовка помещения для проведения мероприятий различных форматов, написание пресс-релизов и пресс-китов, обеспечение синхронного перевода); организация пресс-туров (приглашение СМИ, разработка культурной программы, предоставление транспорта и бронирование гостиниц для журналистов); составление и ведение графика использования стенд-ап позиций и телевизионных кабинок для телевизионных журналистов; учет аккредитованных телевизионных СМИ, почасовое распределение съемочных групп для работы на стенд-ап позициях и в телевизионных кабинках, предоставление помощи в случае поломки или неисправной работы оборудования; мониторинг публикаций в СМИ с помощью компьютерных программ и приложений для мониторинга статей, опубликованных после проведения пресс-мероприятий [4]. Во время Олимпиады работает горячая линия, на которую поступают интересующие вопросы и пожелания журналистов. Сотрудники call-центра оказывают помощь в круглосуточном режиме.
Все вышеперечисленные функциональные обязанности специалистов по работе со СМИ являются базовыми. В зависимости от ассортимента предоставляемых медиацентром сервисов и услуг данный перечень может быть увеличен.
Проблематика PR-деятельности организаций в сфере коммуникационного взаимодействия со СМИ (медиарилейшнз) затрагивается во многих учебных пособиях отечественных исследователей (Л.Г. Добосова, Л.А. Коханова, А.Н. Назайкин, А.Н. Чумиков и др.). Однако специфика коммуникации с прессой в условиях проведения Олимпийских игр отражена лишь в отдельных статьях зарубежных специалистов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследование, направленное на выявление предпочтений представителей СМИ, касающиеся условий труда и методов получения информации, является актуальным и практически значимым.
В апреле 2014 г. было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление основных предпочтений представителей средств массовой информации в наборе предоставляемых услуг Олимпийским медиацентром в городе Сочи. Исследование проводилось с использованием метода опроса. Была поставлена цель исследования: собрать необходимую информацию о конкретных услугах медиацентра и проанализировать используемые методы взаимодействия с журналистами. Объектом исследования выступали аккредитованные в Олимпийский медиацентр представители российских и иностранных СМИ. Предметом исследования были методы взаимодействия с журналистами в Олимпийском медиацентре. Была выдвинута следующая рабочая гипотеза исследования: проведение пресс-конференций со статусными спикерами является основным методом, востребованным со стороны журналистов.
Разработка анкеты для опроса представителей СМИ и непосредственно процесс анкетирования проходили в несколько этапов. На первом этапе для проведения исследования была разработана анкета на русском и английском языках, имеющая следующую структуру. В начале анкеты была представлена вводная часть, включающая в себя обращение к респонденту, короткую инструкцию по заполнению анкеты. Во вводной части анкеты респонденту предоставлялась информация о цели и задачах исследования. Также во вводной части анкеты подчеркивалась анонимность проводимого
опроса и обобщенность получаемых данных. В основной части анкеты использовалась определенным способом построенная совокупность различного рода вопросов. На втором этапе была проведена апробация разработанной анкеты. Для этой цели были отобраны двадцать респондентов (десять иностранных и десять российских) из числа аккредитованных журналистов в медиацентр Сочи. Каждый из двадцати отобранных респондентов заполнил предлагаемую анкету. В ходе пилотажного исследования были обнаружены неточности в понимании респондентами некоторых вопросов. Данные неточности были доработаны и устранены.
Конечный вариант анкеты был отправлен в письме по электронной почте каждому аккредитованному для работы в Олимпийском медиацентре журналисту. Информация об анкетировании была размещена на официальном сайте Олимпийского медиацентра Сочи (http://sochimediacenter.ru). Опрос был проведен в период с 5 по 30 апреля 2014 г. На приглашение принять участие в опросе откликнулось 400 чел. (аккредитованные журналисты в Олимпийский медиацентр Сочи).
Остановимся на основных результатах исследования.
На вопрос о том, насколько целесообразно строительство медиацентра в период проведения Олимпийских игр, 94 % опрошенных ответили, что это является обязательным условием проведения любых крупных международных мероприятий; 6 % респондентов ответили, что строительство ме-диацентра является нерациональным использованием средств федерального бюджета.
На вопрос о регулярности посещения медиацентра в период проведения Олимпийских игр 60 % респондентов ответили, что часто работали на данной пресс-площадке (каждый день); 25 % опрошенных приезжали, в среднем, 3-4 раза в неделю; 15 % - не более одного раза в неделю. На основании данных ответов респондентов можно сделать вывод о том, что создание специально оборудованной площадки для работы журналистов действительно необходимо и востребовано в период проведения Олимпийских игр.
Ответы опрошенных на вопрос о сложности получения аккредитации продемонстрировали, что, разработанный интерфейс для подачи заявки и ее подтверждения был доступный и оперативный: 85 % респондентов не столкнулись с трудностями в процессе аккредитации в Олимпийский медиа-центр; 10 % опрошенных столкнулись с трудностями на этапе заполнения анкеты; 5 % не смогли своевременно получить аккредитационный бейдж по причине отсутствия необходимых документов.
Целью аккредитации в медиацентр Сочи у подавляющего количества опрошенных журналистов (80 %) было получение возможности освещать спортивные мероприятия и проводить интервью с представителями Организационного Комитета, членами Международного Олимпийского Комитета, спортсменами, тренерами, знаменитостями (крупные федеральные российские и зарубежные СМИ); 20 % респондентов рассматривали создание медиацентра Сочи как информационный повод и использовали аккредитацию с целью изучения специфики функционирования данной площадки (региональные общественно-политические СМИ Краснодарского края).
Наиболее эффективным средством оповещения о происходящих изменениях в расписании пресс-мероприятий медиацентра 60 % респондентов признали sms-рассылку анонсов предстоящих мероприятий. Обусловлено это тем, что возможность оперативного реагирования на текстовые сообщения выше по сравнению с другими способами связи. 30 % опрошенных ответили, что рассылку необходимо осуществлять при помощи электронной почты. Лишь 5 % респондентов предпочитают телефонную связь в качестве основного средства коммуникации; другие 5 % респондентов ответили, что самостоятельно отслеживают изменения на веб-сайте Олимпийского медиацентра.
В вопросе о необходимости распространения печатных материалов для прессы перед мероприятием 92 % респондентов сошлись во мнении, что данная процедура не является целесообразной. Все респонденты признали рассылку пост-релизов по электронной почте обязательной опцией в перечне предоставляемых медиацентром услуг.
В связи с тем, что публикации анонсов мероприятий осуществлялись на сайте медиацентра Сочи и дублировались на флагманском сайте информационного агентства «РИА Новости», респондентам был задан вопрос о том, какой из этих веб-ресурсов использовался чаще. Мнения респондентов значительно разделились: 75 % продолжили пользоваться сайтом «РИА Новости», несмотря на создание отдельного сайта в период проведения Олимпиады. Данный выбор может быть обусловлен недостатками в продвижении нового информационного источника.
Также респондентам был задан вопрос о качестве развлекательных мероприятий, которые регулярно проводились в медиацентре с целью выявления дополнительных пожеланий в организации рабочего процесса и построения неформальных взаимоотношений с журналистами (выставки, пресс-показы, конкурсы, дегустации, творческие вечера). Преимущественное большинство опрошенных (78 %) отметили многообразие культурной программы и высокий уровень профессионализма сотрудников медиацентра; 2 % указали, что в проводимых мероприятиях не хватало разнообразия; 20 % респондентов ответили, что проведение подобных мероприятий не является необходимым.
Более половины опрошенных представителей СМИ (55 %) выделили наиболее предпочтительным форматом пресс-мероприятий пресс-конференцию; 25 % - круглый стол; 10 % - брифинг и 10 % - видеомост с подключением других городов. Подобное распределение мнений связано с тем, что пресс-конференция в рамках проведения Олимпиады подразумевает наличие статусного спикера и дает возможность взять у него эксклюзивное интервью по окончании мероприятия. В качестве статусных спикеров респонденты перечисляли следующих лиц: спортсмены, тренеры сборных, олимпийские чемпионы прошлых лет, представители власти, представители управленческого аппарата Международного олимпийского комитета, Президиума спортивных федераций.
Наиболее часто в работе журналисты использовали персональный компьютер, организационную технику и оборудование для синхронного перевода. Реже им доводилось пользоваться микрофоном и различными креплениями, штативами для видеокамер.
Среди наиболее популярных сервисов, предоставляемых на территории медиацентра Сочи, респонденты выбрали круглосуточное питание - 80 %. Автомобильная стоянка регулярно использовалась всего лишь 10 % журналистов. Также 10 % журналистов отметили наличие комнаты для отдыха одной из необходимых услуг медиацентра.
Новаторством в организации работы медиацентра Сочи являлось проведение трансляций пресс-мероприятий из главного медиацентра. Это отметило абсолютное большинство респондентов -100 %. Качество выполнения служебных обязанностей и профессиональную компетенцию рабочего персонала положительно оценили практически все опрошенные. 97 % респондентов отметили высокий уровень подготовки сотрудников медиацентра; по мнению 3 % журналистов качество обслуживания является среднестатистическим.
60 % журналистов назвали основным недостатком отсутствие услуг по размещению и пребыванию в городе во время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр. 40 % отметили отсутствие услуг по транспортной и визовой поддержке граждан иностранных государств.
Из перечня (15 позиций) наиболее необходимых услуг, которые должен предоставлять медиа-центр (в ответе на данный вопрос респонденты могли выбрать до трех вариантов ответа) 90 % респондентов выбрали пресс-мероприятия со спикерами, входящими в категорию У1Р; 70 % выбрали наличие информационной стойки с прикладной информацией о городе/крае, где проводятся Олимпийские игры; 68 % - наличие необходимого мультимедийного оборудования и стенд-ап позиций для записи телевизионных репортажей.
Результаты проведенного опроса свидетельствуют о том, что, несмотря на огромное количество разнообразных услуг, наиболее важной является предоставление журналистам возможности задать актуальные вопросы статусным спикерам на площадке медиацентра в формате пресс-
конференции. Также респонденты отметили необходимость наличия такой услуги, как написание и рассылка пост-релизов журналистам, что является одним из наиболее эффективных способов взаимодействия с представителями СМИ.
Следует отметить, что в ходе исследования был выявлен один из наиболее эффективных способов оповещения СМИ о происходящих изменениях - sms-рассылка.
Подводя итог анализу данных исследования, можно сделать вывод о том, что в ходе работы медиацентра Сочи была организована удобная и функциональная площадка для работы аккредитованных журналистов, были подобраны эффективные методы работы с представителями отечественных и зарубежных СМИ. Медиацентр Сочи являлся первым в России медиа-проектом крупного масштаба.
Библиографический список
1. Бочаров, М. П. PR в Интернете. Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 / М. П. Бочаров, М. В. Тишкова, А. Н. Чуми-ков. - М. : Альпина Паблишер, 2010. - 134 с. - ISBN 978-5-9614-1342-7.
2. Кюблер-Мабботт, Б. Международный олимпийский комитет и Олимпийская система. Управление мировым спортом / Б. Кюблер-Мабботт, Ж. Л. Шаппле. - М. : Рид Медиа, 2012. - 240 с. - ISBN 978-5-90609601-2.
3. Мандель, Б. Р. PR : методы работы со средствами массовой информации / Б. Р. Мандель. - М. , 2009. -208 с. - ISBN 978-5-9558-0094-3.
4. Назайкин, А. Н. Медиарилейшнз на 100 %. Искусство взаимодействия с прессой / А. Н. Назайкин. - М. : Альпина Паблишер, 2010. - 412 с. - ISBN 978-5-9614-0960-4.
5. Скотт, Д. М. Новые правила маркетинга и PR. Как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг / Д. М. Скотт. - М. : Альпина Паблишер, 2013. - 349 с. - ISBN 978-5-9614-4298-4.
6. Чумиков, А. Н. Медиарилейшнз. Мастер-класс : учеб. пособ. / А. Н. Чумиков. - М. : Аспект-Пресс, 2014. -184 с. - ISBN 978-5-7567-0715-1.