УДК 159.9.07
Borodina V.N. STUDY OF PERSONAL CONDITIONALITY DEVIANT BEHAVIOR AN EXAMPLE MILITARY MAN. The paper addresses the problem of deviant behavior among military man. Conducted a psychological study of the phenomenon. The features vitally meaningful orientation, locus of control, components of self-determination in those prone to deviant behavior.
Key words: deviant behavior, vitally meaningful orientation, locus of control, self-determination.
В.Н. Бородина, канд. психол. наук, доц. кафедры психологии
Филиала ВУНЦ СВ «ОВА» ВС рФ, г. Новосибирск, E-mail: borodina0769@mail.ru
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО НООЕДЕНИЯ НА ОРИМЕРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ОО ПРИЗЫВУ
В статье рассматривается проблема девиантного поведения у военнослужащих по призыву. Проведено психологическое исследование указанного явления. Обсуждаются особенности смысложизненных ориентаций, локуса контроля, компонентов самоотношения у лиц, склонных к девиантному поведению.
Ключевые слова: девиантное поведение, смысложизненные ориентации, локус контроля, самоотношение.
Современная обстановка в мире, ложные социальные и культурные ценности, неправильное воспитание в семье, негативные субкультуры оказывают огромное влияние на формирование у молодежи девиантного поведения. В дальнейшем молодые люди призываются на военную службу. Согласно данным Министерства обороны Российской Федерации, в 2010 г. в военных госпиталях лечились от наркомании и токсикомании 1671 человек. Так же за последние 30 лет «не боевые потери», суицид, составили 20-30% от общего числа потерь.
В работах отечественных ученых рассматриваются различные аспекты отклоняющегося поведения (Э.А Бабаян, С.А. Беличева, С.В. Березин, П.П. Блонский, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич и др.), ее профилактики (А.С. Макаренко,
A.В. Мудрик, Р.В. Овчарова и др.). Результаты исследований по вопросам профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих отражены в трудах О.В. Бакушина, В.Н. Герасимова,
B.Г. Гетманского, А.С. Калюжного, Ю.М. Кудрявцева, А.А. Лукь-янец, С.П. Полякова и др. В военных психолого-педагогических исследованиях в последние годы также возросло число работ, посвященных отдельным сторонам отклоняющегося поведения: суицидального (А.В. Бойко, С. Дмитриев), антидисциплинарного (А.Г. Тюриков, Р.К. Юскаев), педагогической диагностике данного явления (П.П. Дерюгин), превентивных действий (В.Н. Герасимов, Л.В. Мардахаев), подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими с отклонениями в поведении (Ю.М. Румянцев) и некоторые другие [1 - 11].
Новая психологическая парадигма, отражающая тенденцию движения психологической научной мысли к постнекласси-ческой науке, подходит к рассмотрению человека как открытой, самоорганизующейся психологической системы, «порождающей психологические новообразования и опирающейся на них в своем самодвижении» [3], Каждый человек в контексте теории психологических систем может быть понят как хронотоп. Хронотоп, согласно теории психологических систем, есть пространственно-временная организация, превращающая «объективную реальность» (мир до человека, без человека) в наполненный цветом и звуками, категоризированный значениями предметный мир (как основание предметного сознания). Этот предметный мир будет далее трансформироваться в реальность, наполненную смыслами, переживаемую человеком в ее данности ему «здесь и сейчас». По мере обретения человеком в онтогенезе смысловых измерений мира (и смыслового сознания), последний превращается в действительность - расширяющееся, устойчивое (благодаря ценностным координатам) пространство для жизни и развития. Согласно В.Е. Клочко, «пространство задается не только вещами, но и смыслами; время течет не только вне или внутри нас, но и благодаря нам» [4].
Интегральными, наиболее общими показателями степени открытости психологической системы является ригидность и локус контроля. Выделенное ранее (Клочко Ю.В., 2002) факторным анализом общее пространство «ригидность - интер-нальность», позволило предположить что континуум «ригидность - интернальность» является показателем качества, характеризующее как степень открытости (закрытости) системы миру, навстречу изменениям, так и степень устойчивости системы. Было доказано, что смещение локуса контроля в сторону ин-
тернальности сопровождается снижением ригидности и сближением ее различных параметров. Все это позволяет наметить те личностные конструкты, которые предположительно обусловливают проявление девинатного поведения и их качественные характеристики.
Г.В. Залевским было отмечено, что усиливающаяся алкоголизация или наркотизация свидетельствует о возрастании внутриличностной ригидизации, проявляющейся в расширении спектра фиксированных форм поведения [2]. У человека, фиксированного на вызывании аддиктивных состояний, изменяются система ценностей, отношение к людям, мотивации и убеждения. Алкоголизм, наркомания, попытки суицида и т.п. являются маркерами нецелесообразности личного существования. Еще
В. Франкл говорил, что алкоголизм возникает, когда человек теряет смысл жизни, попадает в ситуацию экзистенциального вакуума [11]. В ходе аддикции некогда ведущие личностные смыслы утрачиваются. Из личностного смысла - устойчивого эмоционального отношения, обладающего выраженным предметным характером и выступающим результатом специфического обобщения эмоций, по мнению В. В. Столина, формируется самоотношение [9].
Сказанное диктует необходимость исследования детерминант девиантного поведения человека в контексте становления многомерного мира. Отсюда - важно определить, как влияют смысложизненные ориентации и самоотношение «как интегральная, динамическая структура самосознания, отражающая меру принятия личностью самой себя», на девиантное поведение [10].
Под девиантным поведением мы понимаем систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и системы личностных смыслов.
Опираясь на общетеоретические построения, изложенные выше относительно представлений о психологических детерминантах формирования девиантного поведения личности, нами была предпринята попытка в условиях пилотажного исследования выделить особенности девиантного поведения, зависящие от индивидуально-личностных особенностей, которые локализуются вокруг факторов, характеризующих степень открытости/закрытости человека. К числу таких факторов могут быть отнесены локус контроля, смысложизненные ориентации и компоненты самоотношения.
Выборку нашего исследования составили военнослужащие по призыву воинской части в количестве 30 человек.
На первом этапе с целью выявления лиц склонных к употреблению алкоголя мы использовали Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма К.К. Яхина, В.Д. Менделевич [7]. Был выявлен 1 военнослужащий (что составляет от всех испытуемых 3%), склонный к бытовому пьянству. У остальных опрашиваемых склонность к алкоголизму и бытовому пьянству не выявлена.
С целью выявления лиц склонных к суицидным реакциям, мы использовали Методику оценки склонности к суицидным реакциям («СР-45»), разработанную Главным управлением воспитательной работы ВС РФ [1]. При интерпретации получен-
ных данных следует помнить, что методика констатирует лишь начальный уровень развития склонности личности к суициду в период ее обследования. При наличии конфликтной ситуации, других негативных условий и деформирующейся мотивации витального существования (ослабление мотивации дальнейшей жизни) эта склонность может развиваться.
Анализируя результаты теста, мы получили, что у 94% военнослужащих низкая склонность исследуемых к суицидным реакциям, а у 6 % военнослужащих может возникнуть суицидальная реакция только на фоне длительной психической травматизации и при реактивных состояниях психики.
На следующем этапе исследования с целью изучения смысложизненных ориентаций использован Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [6]. Отметим, что под смысложизненными ориентациями понимают разновидность направленности людей в определении своего положения, которые формируются при условии социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах и прочих проявлениях личности. Анализируя результаты исследования, мы пришли к следующим выводам по шкалам:
1. «Цели в жизни». Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале присущи 26,6% военнослужащим, живущим сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале характеризуют целеустремленных военнослужащих, что составляет только 16,6% от всех исследуемых.
2. «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале характеризуют человека, живущего сегодняшним днем, всего таких военнослужащих составляет 30% в данном подразделении. Низкие баллы по этой шкале признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем, таковых 20% тестируемых.
3.«Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией». Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале у 46,6% военнослужащих. У таких военнослужащих все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы выражены у тех военнослужащих, что составляет 13,3% от всей выборки испытуемых, которые не удовлетворены прожитой частью жизни.
4. «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)» испытуемых соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Таких военнослужащих 40%. Низкие баллы продемонстрировали 16,6% респондентов. Такие военнослужащие не верят в свои силы контролировать события собственной жизни.
5.«Локус контроля - жизнь, или управляемость жизни». 26,6% тестируемых убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы продемонстрировали 3,3% военнослужащих по призыву, которые убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
6. Общий показатель осмысленности жизни. Высокие показатели продемонстрировали 20% исследуемых. У данных военнослужащих четкое понимание осмысленности своей жизни в целом. Низкие показатели наблюдаются у 13,3% тестируемых, что свидетельствуют о низкой осмысленности жизни, низкой ответственности за свою жизнь, о не восприятии себя как субъекта жизнедеятельности, своего прошлого, настоящего и будущего.
Таким образом, основная часть военнослужащих по призыву имеет жизненные цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, удовлетво-
рены пройденным отрезком жизни, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролируют свою жизнь, свободно принимают решения и воплощать их в жизнь.
С целью изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания была использована методика исследования са-моотношения С.Р. Пантилеева [8].
Анализируя результаты исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Шкала «внутренняя честность (открытость)». Низкие значения продемонстрировали всего 10% военнослужащих от всей выборки. Это говорит о глубокой осознанности «Я», повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость. Высокие значения шкалы говорят о закрытости 26% военнослужащих, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую о себе информацию.
2. Шкала «самоуверенность» содержит пункты, задающие представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать. Положительный полюс шкалы выражен у 14% испытуемых, что соответствуют высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности. Низкие значения наблюдаются у 3% испытуемых, что говорит о неудовлетворенности военнослужащих собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение.
3. Шкала «саморуководство» отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Высокий балл по шкале у 43% респондентов, что свидетельствует о том, что человек отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в его собственных руках, чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Низкие баллы у 23% тестируемых, что свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом. Данная шкала по содержанию близка к психологической переменной, которую в литературе принято обозначать как локус контроля.
4. Шкала зеркальное (отраженное самоотношение) включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей. Высокие значения шкалы у 27% военнослужащих, что соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Низкие значения выражены у 13% респондентов, что связано с ожиданием противоположных чувств по отношению к себе от другого.
5. Шкала «самоценность». Высокие оценки по этой шкале (у 34% респондентов) отражают заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно прилагаемую ценность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Низкие баллы 16% тестируемых по шкале говорят о переоценке своего духовного «Я», сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.
6. Шкала «самопринятие». Высокий полюс 7% военнослужащих соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Низкий полюс 27% исследуемых свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств - недостаточном самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.
7. Шкала «самопривязанность». Высокие значения шкалы продемонстрировали 23% военнослужащих, что свидетельствуют о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция
к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания. Низкие значения 7% военнослужащих по призыву свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.
8. Шкала «внутренняя конфликтность». Высокие значения по данной шкале у 3% опрашиваемых, что свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры с собой протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерное самокопание и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции. Крайне низкие значения шкалы продемонстрировали 74% тестируемых, что свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, поверхностном самодовольстве.
9. Шкала «самообвинение». Высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Военнослужащих, имеющие высокие показатели, по данной шкале не выявлено. Низкий показатель выражен у 87% респондентов. Крайне низкие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.
Таким образом, только небольшая часть военнослужащих по призыву неудовлетворенны собой и своими возможностями, сомневаются в способности вызывать уважение, подвластно «Я» влияниям обстоятельств, неспособны противостоять судьбе, имеют плохую саморегуляцию, отсутствуют тенденции поиска причины поступков и результатов в себе самом, ожидают противоположные чувства по отношению к себе от другого, испытывают сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «Я», наблюдается потеря интереса к своему внутреннему миру, недостаточно принимают себя, желают что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой, имеют внутренние конфликты, сомнения, несогласия с собой, тревожно-депрессивные состояния, сопровождаемых переживанием чувства вины.
Библиографический список
С целью статистической обработки результатов исследования мы использовали коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Значимая положительная корреляционная связь (гху=0,36 при р<0,05, гху=0,46 при р<0,01) наблюдается между показателями методики «СР-45» и показателями шкалы «Внутренняя конфликтность» Методики исследования самоотношения. Испытуемые, имеющие внутренние конфликты, сомнения и несогласие с самим собой на общем негативном эмоциональном отношении к себе будут склонны к суицидным реакциям.
Корреляционная связь отрицательная наблюдается между показателями методики «СР-45» и показателями шкал методики «Тест смысложизненных ориентаций» «процесс», «результативность», «локус контроля - жизнь», «осмысленность жизни». Если испытуемый воспринимает сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, если продуктивно и осмысленно была прожитая часть жизни, и если он контролирует свою жизнь, свободно принимает решения и воплощает их в жизнь, если в целом жизнь осмыслена, то у таких людей склонность к суицидным реакциям низкая.
Таким образом, проведенный анализ показал, что военнослужащие, воспринимающие сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, продуктивно и осмысленно прожили часть жизни, контролируют свою жизнь, свободно принимают решения и воплощают их в жизнь. Если в целом жизнь осмыслена, то у таких людей склонность к суицидным реакциям низкая. Военнослужащие, имеющие внутренние конфликты, сомнения и несогласие с самим собой на общем негативном эмоциональном отношении к себе, будут склонны к суицидным реакциям.
В результате проведенное исследование позволило сделать вывод, что формирование девиантного поведения зависит от индивидуально-личностных особенностей, которые локализуются вокруг факторов, характеризующих степень открытости/закрытости человека. К числу таких факторов могут быть отнесены локус контроля, смысложизненные ориентации и компоненты самоотношения. Результаты нашего исследования могут быть эффективно использованы в психодиагностической, психокоррекционной, а также педагогической работе, направленной на формирование системы смысложизненных ориентаций, позитивного самоотношения человека.
1. Введение в профессию: основы деятельности психолога батальона, полка (учебно-методическое пособие) / под общ. ред. Н.И. Резника. -М., 2004.
2. Залевский, Г.В. Аддикция (алкогольная и наркотическая активность) как фиксированные формы поведения // Профилактика аддиктивных состояний в детско-подростковом возрасте: сб. мат-лов Всерос. конф. с междунар. участ. / под науч. ред. проф. Н.А. Бохан. - Томск, 2003.
3. Клочко, В.Е. Самореализация личности как проявление самоорганизации в психологических системах // Самореализация личности: системный взгляд / Клочко В.Е., Галажинский Э.В. - Томск, 1999.
4. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ. - Томск, 2005.
5. Клочко, В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. - Караганда, 1987.
6. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - М., 1992. - 30 с.
7. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. - СПб., 2008.
8. Слотина, Т.В. Психология личности: учебное пособие. - СПб., 2008.
9. Столин, В.В. Самосознание личности. - М., 1987.
10. Трифонова, И.С. Формирование профессионально-ценностного самоотношения как средство воспитания ценностного отношения к детям у
будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002.
11. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
Bibliography
1. Vvedenie v professiyu: osnovih deyateljnosti psikhologa bataljona, polka (uchebno-metodicheskoe posobie) / pod obth. red. N.I. Reznika. ? M., 2004.
2. Zalevskiyj, G.V. Addikciya (alkogoljnaya i narkoticheskaya aktivnostj) kak fiksirovannihe formih povedeniya // Profilaktika addiktivnihkh sostoyaniyj v detsko-podrostkovom vozraste: sb. mat-lov Vseros. konf. s mezhdunar. uchast. / pod nauch. red. prof. N.A. Bokhan. - Tomsk, 2003.
3. Klochko, V.E. Samorealizaciya lichnosti kak proyavlenie samoorganizacii v psikhologicheskikh sistemakh // Samorealizaciya lichnosti: sistemnihy vzglyad / Klochko V.E., Galazhinskiyj Eh.V. - Tomsk, l999.
4. Klochko, V.E. Samoorganizaciya v psikhologicheskikh sistemakh: problemih stanovleniya mentaljnogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektiv-nihyj analiz. - Tomsk, 2005.
5. Klochko, V.E. Samoregulyaciya mihshleniya i ee formirovanie. - Karaganda, 1987.
6. Leontjev, D.A. Test smihslozhiznennihkh orientaciyj. - M., 1992. - 30 s.
7. Mendelevich, V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie. - SPb., 2008.
8. Slotina, T.V. Psikhologiya lichnosti: uchebnoe posobie. - SPb., 2008.
9. Stolin, V.V. Samosoznanie lichnosti. ? M., 1987.
10. Trifonova, I.S. Formirovanie professionaljno-cennostnogo samootnosheniya kak sredstvo vospitaniya cennostnogo otnosheniya k detyam u buduthikh uchiteleyj: dis. ... kand. ped. nauk. ? Ekaterinburg, 2002.
11. Frankl, V. Chelovek v poiskakh smihsla. - M.: Progress, 1990.
Статья поступила в редакцию 28.09.11