Научная статья на тему 'Изучение личностной готовности к школе детей с проблемами в развитии'

Изучение личностной готовности к школе детей с проблемами в развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2374
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бармотина В. К.

Статья посвящена малоизученному, но в то же время актуальному вопросу личностной готовности к школе, состоящей из таких компонентов, как мотивационная готовность, наличие внеситуативных форм общения и высокий уровень произвольности психических процессов. Сформированность личностной готовности к школе определяет успешность обучения и дальнейшее развитие личности ребенка. Разработанные уровни готовности к школе позволяют определить степень сформированности выше указанных компонентов. Представлен сравнительный анализ личностной готовности к школе детей нормально развивающихся, с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бармотина В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение личностной готовности к школе детей с проблемами в развитии»

В. К. Бармотина

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Работа представлена кафедрой клинической психологии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Научный руководитель - доктор медицинских наук, профессор В. И. Попов

Статья посвящена малоизученному, но в то же время актуальному вопросу - личностной готовности к школе, состоящей из таких компонентов, как мотивационная готовность, наличие внеситуативных форм общения и высокий уровень произвольности психических процессов. Сфор-мированность личностной готовности к школе определяет успешность обучения и дальнейшее развитие личности ребенка. Разработанные уровни готовности к школе позволяют определить степень сформированное™ выше указанных компонентов. Представлен сравнительный анализ личностной готовности к школе детей нормально развивающихся, с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью.

The article is devoted to an insufficiently explored but relevant problem of personal readiness to school consisting of such components as motivational readiness, presence of out-situational communication forms and a high level of randomness of mental processes. Personal readiness to school determines success in training and further development of a child’s personality. The developed levels of readiness to school enable to define forming extent of the above mentioned components. The author presents a comparative analysis of personal readiness to school among normally developing children, those with mental retardation and slight mental subnormality.

Проблема готовности ребенка-до-школьника к школе активно изучается в отечественной педагогике и психологии. Результаты психолого-педагогических исследований1 показывают, что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется. Вместе с тем многие ученые2 указывают на трудности, переживаемые детьми на начальном этапе обучения в школе.

В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению этой проблемы. Сегодня существуют четкие научные представления о готовности к школе как сложном, многогранном и многоуровневом новообразовании, в структуру которого входит, в частности, психологическая готовность, включающая личностную, мотивационную, социальнопсихологическую, коммуникативную и интеллектуальную .

Вопрос готовности к школе детей с проблемами интеллектуального развития еще не подвергался системному изучению. В этом направлении делаются лишь первые шаги3.

Вопрос о личностной готовности к школе детей с интеллектуальной недостаточностью имеет вместе с тем большое не только научное, но и практическое значение. В связи с этим мы провели экспериментальное изучение личностной готовности к школе нормально развивающихся детей, детей с задержкой психического развития и с легкой умственной отсталостью. Для решения задач исследования была разработана методика психолого-педагогического эксперимента, включающая: методику исследования форм общения, методику определения доминирования игрового или познавательного мотивов поведения, методику

определения эмоциональной устойчивости, эмоциональной сферы и волевой регуляции. Также была создана программа наблюдения по таким параметрам, как особенности общения со взрослыми и сверстниками, особенности поведения, реакции на сложные задания, реакция на взрослого в процессе занятий, а также по ряду других параметров.

Исследование проводилось в ДОУ № 97. В нем приняли участие 60 детей с нормальным развитием и интеллектуальной недостаточностью (20 нормально развивающихся детей преимущественно 6-летнего возраста, 20 детей с задержкой психического развития и 20 с интеллектуальным недоразвитием, преимущественно 7-8 лет). Обследование детей по полной программе экспериментального изучения дало нам возможность определить уровни их личност-ной готовности к школе.

Результаты нашего исследования показали зависимость уровня сформированно-сти личностной готовности к школе от степени снижения интеллекта.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием показали преимущественно IV (93%) и III (7%) уровни (высокие уровни личностной готовности у школе).

У детей с задержкой психического развития доминирующим был III уровень (50%), хотя также выявлены IV (30%) и II (20%) уровни.

Самые низкие результаты показали дети с легкой умственной отсталостью, у которых преобладает II уровень (60%), 30% достигли III уровня, а 10% - I.

Данные, полученные во время констатирующего исследования, позволяют обобщить особенности личностной готовности к школе детей с интеллектуальной недостаточностью и нормальным развитием.

Для детей с нормальным интеллектуальным развитием характерно:

• хорошо развитая волевая регуляция и эмоциональная устойчивость;

• преобладание познавательного мотива;

• преобладание внеситуативных форм общения.

Для детей с задержкой психическогораз-вития свойственно:

• недостаточное развитие волевой регуляции и эмоциональной устойчивости;

• преобладание познавательного мотива, хотя ярко выраженной и устойчивой тенденции в деятельности не прослеживается;

• доминирование ситуативно-деловой и внеситуативно-познавательных форм общения.

Общие черты личностной готовности к школе детей с легкой умственной отсталостью:

• эмоциональная неустойчивость;

• недостаточное развитие волевой регуляции и быстрое наступление утомления отражается на всем процессе обучения;

• преобладание игрового мотива деятельности;

• преобладание ситуативно-деловой формы общения.

Таким образом, общими недостатками личностной готовности детей с интеллектуальной недостаточностью являются:

• несформированность волевой регуляции;

• низкая эмоциональная устойчивость;

• наличие ситуативно-деловой формы общения.

При наличии общих черт степень выраженности недостатков во многих случаях будет различна. Так, нарушение волевой регуляции обуславливает низкое качество, неумение выполнять задание до конца. При этом повысить волевую регуляцию у детей с задержкой психического развития можно, предлагая разнообразные задания, сменяя виды деятельности и стимулируя интерес. У детей с легкой умственной отсталостью активизировать волевую регуляцию очень сложно, например: ребенок отказывается от деятельности при появлении трудностей, часто не доводит задания до конца.

Нарушение эмоциональной устойчивости характерно для рассматриваемых групп

детей с интеллектуальной недостаточностью. Но наличие неадекватного поведения, аффективных вспышек наиболее характер -но для детей с легкой умственной отсталостью. Дети с задержкой психического развития стараются контролировать свои эмоциональные проявления самостоятельно или под влиянием взрослого.

Познавательный мотив деятельности играет решающую роль в концепции о личностной готовности к школе. Он является движущей силой обучения и необходимым условием для всего учебного процесса. У детей с задержкой психического развития наличие познавательного мотива деятельности, хотя слабо выраженного, создает положительную динамику во время учебного процесса. У детей же с легкой умственной отсталостью отсутствие данного мотива определяет последующие трудности при овладении школьными знаниями, умениями и навыками, неумении адаптироваться к условиям школьной жизни.

Таким образом, проведение целенаправленной работы по развитию волевой регуляции, эмоциональной устойчивости, познавательного мотива и внеситуативных форм общения способствует повышению уровня личностной готовности к школе у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Работа по развитию личностной готовности к школе у детей с интеллектуальной недостаточностью должна проводиться совместно учителями-дефектолагами, пси-холагами и логопедами. Она может быть организована:

• на специальных занятиях;

• во время занятий по развитию речи;

• вне специальных занятий: во время свободного общения детей с педагогами и сверстниками, во время игр и т. д.

Работа по развитию личностной готовности к школе должна осуществляться по следующим направлениям:

• развитие умения контролировать свои эмоции;

• развитие умения доводить начатые задания до конца;

• формирование познавательных и личностных мотивов общения;

• предложение ситуативности в контактах со взрослыми;

• стимулирование активности дошкольников;

• развитие навыков речевого общения и нормативного речевого поведения.

Организованная таким образом работа по формированию у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью личностной готовности к школе позволит успешно обучаться в школе.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития / Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Пошко. СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 1999; Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению, к школе М.: Просвещение, 1991; Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: Штинца, 1987; Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971; Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 1995.

2 Безруких М. М. Ступеньки к школе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001; Борякова Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 2003. № 1. С. 10; Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002; Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003; Мухина В. С. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975.

3 Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика Вып.1: Психическое здоровье школьника. М.: АГРАФ, 1996; Гаврилушкина О. П., Головчиц Л. А., Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. С. 79-88; Михайлов П. А., Соломин В. П., Губин В. А. Введение в психологию общения. СПб., 1999. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б. П.Пу-занов, Н. П.Коняева, Б. Б.Горский. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.