Научная статья на тему 'Изучение личности лидера и стиля его взаимодействия в спортивной команде'

Изучение личности лидера и стиля его взаимодействия в спортивной команде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1522
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕР / ХАРИЗМА / СТАТУС / ЛіДЕРСТВО / ЛіДЕР / LEADERSHIP / LEADER / CHARISMA / STATUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смоляр Ирина Ивановна, Иващенко Елена Александровна

Рассмотрены личностные особенности лидера спортивной команды и стиль его взаимодействия. Выделены проблемы регулирования и оптимизации взаимодействия лидера и других игроков команды в достижении намеченной общекомандной цели. В исследовании приняло участие 37 квалифицированных спортсменов-гандболистов. Выявлена неформальная структура в командах, определены лидеры и последователи. Определены количественные показатели личностных особенностей лидера, последователя спортивной команды. Выявлен стиль взаимодействия лидера и последователя (доминирования и доброжелательности) и качества личности, которые реализуются ими в спортивной команде. Установлено, что в межличностном взаимодействии лидер реализует доминирующий стиль, а последователь равно реализуют доминирующий и доброжелательный стили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смоляр Ирина Ивановна, Иващенко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of personality of leader and style of his co-operation in sporting command

The personality features of leader of sporting command and style of his co-operation are considered. The problems of adjusting and optimization of co-operation of leader and other players of command are selected in achievement of the set team purpose. 37 skilled sportsmen-handballers took part in research. An informal structure is exposed in commands, leaders and followers are certain. The quantitative indexes of personality features of leader, follower of sporting command are certain. Style of co-operation of leader and follower (prevailing and goodwill) and quality is exposed personalities which will be realized by them in a sporting command. It is set that in interpersonality co-operation a leader will realize dominant style, and follower equal will realize dominant and benevolent styles.

Текст научной работы на тему «Изучение личности лидера и стиля его взаимодействия в спортивной команде»

І ПЕДАГОГІКА I

ПСИХОЛОГІЯ

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

Изучение личности лидера и стиля его взаимодействия в спортивной команде

Смоляр И.И, Иващенко Е.А.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта

Аннотации:

Рассмотрены личностные особенности лидера спортивной команды и стиль его взаимодействия. Выделены проблемы регулирования и оптимизации взаимодействия лидера и других игроков команды в достижении намеченной общекомандной цели. В исследовании приняло участие 37 квалифицированных спортсменов-гандболистов. Выявлена неформальная структура в командах, определены лидеры и последователи. Определены количественные показатели личностных особенностей лидера, последователя спортивной команды. Выявлен стиль взаимодействия лидера и последователя (доминирования и доброжелательности) и качества личности, которые реализуются ими в спортивной команде. Установлено, что в межличностном взаимодействии лидер реализует доминирующий стиль, а последователь равно реализуют доминирующий и доброжелательный стили.

Ключевые слова:

лидерство, лидер, харизма, статус.

Смоляр І.І., Іващенко О. О. Вивчення особистості лідера і стилю його взаємодії у спортивній команді. Розглянуто особові особливості лідера спортивної команди і стиль його взаємодії. Виділені проблеми регулювання і опти-мізації взаємодії лідера і інших гравців команди в досягненні наміченої загальнокомандної мети. У дослідженні взяло участь 37 кваліфікованих спортсменів-гандболістів. Виявлена неформальна структура в командах, визначені лідери і послідовники. Визначені кількісні показники особових особливостей лідера, послідовника спортивної команди. Виявлений стиль взаємодії лідера і послідовника (домінування і доброзичливості) і якості особи, які реалізуються ними в спортивній команді. Встановлено, що в міжособовій взаємодії лідер реалізує домінуючий стиль, а послідовник рівно реалізують домінуючий і доброзичливий стилі.

лідерство, лідер, харизма, статус.

Smolar I.I., Ivashchenko E.A. A study of personality of leader and style of his co-operation in sporting command. The

personality features of leader of sporting command and style of his co-operation are considered. The problems of adjusting and optimization of co-operation of leader and other players of command are selected in achievement of the set team purpose. 37 skilled sportsmen-handballers took part in research. An informal structure is exposed in commands, leaders and followers are certain. The quantitative indexes of personality features of leader, follower of sporting command are certain. Style of co-operation of leader and follower (prevailing and goodwill) and quality is exposed personalities which will be realized by them in a sporting command. It is set that in interpersonality co-operation a leader will realize dominant style, and follower equal will realize dominant and benevolent styles.

leadership, leader, charisma, status.

Введение.

Существуют различные теоретические научные направления изучения феномена лидерства и личности лидера, и все они по-разному отвечают на вопросы: Кто может стать лидером? Какими качествами должен обладать хороший лидер? Какие условия обеспечивают выход в лидеры группы?

В современной психологической литературе преобладают следующие теории лидерства: харизматическая, ситуационная, теория ценностного обмена и системная [2, 4, 5, 8, 9, 10].

Харизматическая теория связывает лидерство с наличием у человека особых личностных свойств, которые позволяют ему быть лидером среди других людей. При этом утверждается, что соответствующие свойства имеются у человека с рождения или даны ему как некая «благодать от бога» (отсюда - название данной теории, поскольку слово «харизма» означает одновременно и «божий дар» и «божья благодать») [1, 3, 4].

Сторонники данной теории при ее разработке пытались отыскать и описать черты личности или способности, свойственные лидерам, имеющиеся у одних людей с рождения и отсутствующие у других людей [1, 5]. Однако многочисленные описания таких черт, полученные разными авторами, между собой не совпадали и, кроме того, среди качеств, упоминаемых в разных работах, оказалось немало таких, от которых зависит успешность любой деятельности человека, а не только лидерства как такового.

Таким образом, общих личностных свойств, свойственных всем без исключения лидерам и общих для

© Смоляр И.И, Иващенко Е.А., 2012 doi: 10.6084/т9^^Ь|аге.97370

них, харизматической теорией лидерства не выявлено. Кроме того, практически все называемые в разных списках черты «харизматического» лидера врожденными не являются [1].

Ситуационная теория лидерства, содержит иное объяснение феномена лидерства: человеку вовсе не обязательно обладать какими-то особенными личностными качествами, чтобы стать лидером; для этого достаточно иметь некоторые положительные свойства, ценимые людьми и благоприятную ситуацию для их проявления. Именно ситуация, складывающаяся в группе, определяет выход того или иного человека в лидеры, если его достоинства оказываются в данной ситуации востребованными другими членами группы. Поэтому, в решении вопроса о том, что определяет выход человека в лидеры группы, в ситуационной теории лидерства акцент был перемещен с личности лидера на ситуацию, сложившуюся в группе [1, 3, 5, 8].

В теории ценностного обмена, автором которой считается российский ученый Р. Л. Кричевский, утверждается, что превращение человека в лидеры группы зависит не столько от его индивидуальных особенностей или ситуации, складывающейся в группе, сколько от взаимодействия данного человека с группой [2]. Если в ходе такого взаимодействия индивид и группа обнаружат общие интересы или ценности, то это обстоятельство будет способствовать выходу соответствующего человека в лидеры группы. Индивид и группа, подчеркивает Р.Л. Кричевский, как бы «обмениваются ценностями» и если в ходе такого обмена обнаруживается, что их ожидания совпадают или взаимно дополняют друг друга, то этого достаточно, чтобы группа избрала данного человека в лидеры [2].

а2012 11

Анализ различных подходов к изучению феномена лидерства показывает, что каждая из них содержит в себе определенную долю истины и правильно акцентирует внимание на каком-то аспекте, как правило необходимом для лидерства. Однако, ни одна из рассмотренных таких научных точек зрения о лидерстве не может претендовать на приоритеты в описании достаточных условий для становления того или иного человека как лидера. Чтобы конкретный человек стал лидером в конкретной группе необходимо, по-видимому, сочетание многих факторов.

Учитывая вышесказанное, вполне обоснованным является появление еще одного научного направления исследования данной проблемы, которое получило название системного. Здесь сторонники данной теории лидерства утверждают, что, во-первых, наличие единственного параметра, фактора, свойства, не может однозначно определять феномен лидерства; во-вторых, для того, чтобы кто-либо стал лидером в группе, необходимо сочетание целого ряда условий, причем эти условия должны возникнуть одновременно. Например, необходимо, чтобы человек обладал и определенными личными достоинствами, значимыми для лидера, и чтобы в группе сложилась подходящая для его лидерства ситуация, и чтобы его собственные ценности соответствовали ценностям других членов группы [1].

Таким образом, лидер команды - это спортсмен, который ведет к достижению поставленной общекомандной цели или осуществляет наибольший вклад в достижение, и оказывает максимальное влияние на последователей, налаживая взаимодействие с другими членами команды. Следует отметить, что роль лидера в команде может реализовываться далеко не одним спортсменом и приводит к построению статусной иерархии в команде, вместе с тем статус спортсмена(лидера) всегда будет зависеть от величины вклада в достижение общекомандной цели.

В трудах Ханина Ю.Л. [7]отмечается, что чем выше статус спортсмена в команде, тем больше его коммуникативная активность и вклад во взаимодействие всех игроков команды. Чем ниже статус, тем меньше он взаимодействует, соответственно и его вклад уменьшается. Следовательно, тренеру необходимо знать, какие психологические особенности взаимодействия присущи лидеру команды. Поскольку станет возможным направлять, регулировать общение в команде, развивать необходимые характеристики и стили межличностного взаимодействия у лидера, что повысит эффективность взаимодействия в игровой команде, как на тренировках, так и соревнованиях.

Работа выполнена согласно «Сводного плана НИР в сфере физической культуры и спорта на 2011-2015 гг.», тема 2.19. «Детерминанты психологического сопровождения и педагогических средств совершенствования подготовки спортсменов в разных видах спорта», номер госрегистрации № 0ШШ01727.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования: изучить личностные особенности лидера спортивной команды и стиль его взаимодействия, знание которых, позволит тренеру регу-

лировать и оптимизировать взаимодействие лидера и других игроков команды в достижении намеченной общекомандной цели как на тренировках, так и на соревнованиях.

1. Диагностировать неформальную структуру в гандбольных командах, определить лидеров и последователей.

2. Определить количественные показатели личностных особенностей лидера, последователя спортивной команды.

3. Выявить стиль взаимодействия лидера и последователя (доминирования и доброжелательности) и качества личности, что реализуются ими в спортивной команде.

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследований: социометрия, ИТО Л.Н. Собчик (2003), методика Т. Лири, а также методы математической статистики.

В исследовании принимали участие 37 квалифицированных спортсменов (МСМК, МС и КМС, 1 взр) по гандболу ( из них спортсменов лидеров 10 человек).

Результаты исследования.

Анализ научно-теоретических источников позволил выделить факторы эффективного руководства тренером спортивной команды: ситуационный, групповой и личностный. Поставленные в работе задачи дополняют ранее проводимые исследования, направленные на раскрытие разнообразных закономерностей и феномена группового функционирования, учет которых необходим в работе тренера спортивной команды.

Таким образом, для успешного руководства коллективом тренер должен хорошо ориентироваться в структуре внутрикомандных отношений, адекватно представляя себе положение спортсменов в системе группового лидерства [ 2 ].

В результате проведения диагностики инди-видуально-личностныххарактеристик по методике ИТО Л.Н. Собчик (2003) получены соответствующие показатели измеряемых характеристик у лидеров и последователей (табл.1) .

В ходе анализа полученных данных не выявлено значимых различий исследованных характеристик лидеров и последователей. Вместе с тем выраженность некоторых исследуемых характеристик у лидера и последователя несколько отличается, что соответственно представляет несколько отличные портреты, поведение.

В ходе исследований установлено, что лидер в спортивной команде прежде всего направлен во внешний мир, открыт, социально - активен, благоразумен, надежен, напорист и настойчив. Не быстро реагирует на изменения окружающего мира, а также эмоционален и чувствителен к эмоциональному настрою других, может управлять эмоциональным состоянием спортсменов в группе. Открыто отстаивает свое мнение, самоутверждается, не склонен к агрессивному поведению, а также ему не свойственно замыкаться и уходить в себя.

Последователь, как и лидер спортивной команды, направлен на внешний мир, но он социально пассивен.

І ПЕДАГОГІКА І та медико"біол°гічні

---- ---------------- проблеми фізичного

ПСИХОЛОГІЯ

виховання і спорту

Таблица 1

Количественные показатели личностных характеристик лидера и последователя в гандбольной команде

Личностные характеристики Лидеры (10 чел) Последователи (27 чел)

S т Ранг S т Ранг

Экстраверсия 6, 09 0, 68 1 6, 81 0, 55 1

Спонтанность 5, 36 0, 65 3, 5 5, 54 0, 49 3

Агрессивность 4, 81 0, 68 7 4, 45 0, 38 6

Ригидность 5, 90 0, 45 2 4, 00 0, 48 7

Интроверсия 3, 72 0, 63 8 3, 63 0, 45 8

Сензитивность 5, 09 0, 49 6 5, 00 0, 40 4

Тревожность 5, 36 0, 52 3, 5 4, 81 0, 67 5

Эмотивность 5, 18 0, 40 5 5, 90 0, 66 2

Баллы

4 5 6

Стили взаимодействия

2

3

7

8

Рис. 1 Показатели характеристик межличностного взаимодействия лидеров и последователей в команде по гандболу: 1-Властный; 2-Независимый, 3-Прямолинейный, 4-Недоверчивый, 5-Покорный, 6-Зависимый, 7-Сотрудничающий, 8-Ответственный.

Его эмоциональность и спонтанность, с выраженной чувствительностью и тревожностью уравновешивает его поведение, тем самым он регулирует свое поведение в социуме в соответствии с общепринятыми правилами. Агрессивность (стеничность) в поведение последователя скорее будет носить защитный характер в отстаивании своего мнения, позиции. В то же время можно отметить их гибкость, умение быстро реагировать на изменения и изменятся. И как всем представителям игровых видов спорта им не свойственно погружаться во внутренний мир, замыкаться « уходить в себя».

Опираясь на полученные данные исследования, по дифференциации стилей взаимодействия и характеристик межличностного взаимодействия лидеров и последователей не было выявлено значимых различий (рис. 1).

Вместе с тем, можно проследить тенденции, что указывают на некоторые особенности общения лидеров и последователей в гандбольной команде. Так, лидеры в межличностном взаимодействии реализуют доминирующий стиль, при этом у них проявляются характеристики властности, склонности к лидерству, прямолинейности. У спортсменов - последователей в команде в межличностном взаимодействии реализуется доминирующий и доброжелательный тип равно. Стремление к доминированию во взаимодействии у них выражено в меньшей мере, чем у лидеров. В равной степени с доминированием проявляется у последователей и доброжелательный стиль - это стиль поддержки, интереса к другому, при этом проявляются в поведении спортсмена проявляются характеристики: сотрудничество, добросердечность, отзывчивость (табл.1).

32012 11

Можно предположить, что деятельность реализуемая лидерами и последователями во многом детерминирует их стиль общения и реализуемые характеристики межличностного взаимодействия.

Выводы:

1. Эффективное руководство тренером в гандбольной команде зависит от многих психологических факторов, в том числе от знания особенностей личности лидера и последователя, стиля межличностного взаимодействия игроков разного статуса в спортивной команде. Эти знания позволят тренеру успешно работать не только с лидерами команды (выявлять их, развивать необходимые лидерские качества), но и с последователями, а также оптимизировать их взаимодействие, как на тренировках, так и соревнованиях.

2. В исследованиях установлено, что значимых различий выраженности количественных показателей

Литература:

1. Джамгаров Т. Т, Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983.80 с.

2. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985.224с.

3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. 234 с.

4. Менегетти А. Психология лидера: пер. с ит.. М.: Славянская Ассоциация Онтопсихологии, 1999. 256 с.

5. Москаленко В. В. Соціальна психологія: підручник.К.: Центр навчальної літератури, 2005. 624 с.

6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: БАХРАХ-М, 2002. 672 с.

7. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. 208 с.

8. Fiedler F. E. The contingency model and the dynamics of leadership process. Advances in expermental social psychology. New York: Free Press, 1978. V. 2. , Р 71-77.

9. Stogdill R. M. Personal factors associated with leadership: a survey of literature. Journal of Psychology. 1948. V. 25., P. 35-71.

10. Giovanis Vassilis, Kotrotsios Stephanos.The comparison of physical abilities between alpine skiing skiers' and tennis players. Fiziceskoe vospitanie studentov. 2012, vol.6, pp. 144-149.

Информация об авторах: Смоляр Ирина Ивановна

[email protected] Национальный университет физического воспитания и спорта Украины ул. Физкультуры, 1, г. Киев-150, 01680, Украина Иващенко Елена Александровна [email protected] Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта ул. Набережная Победы, 10, г. Днепропетровск-049094, Украина Поступила в редакцию 20.09.2012г.

личностных характеристик лидера и последователя не выявлено, но поведение их все же отлично, поскольку ранги характеристик и их взаимовлияние указывают на их своеобразность.

3. В межличностном взаимодействии лидерам свойственно реализовывать доминирующий стиль, проявлять оптимистичность, высокую активность, выраженную мотивацию к достижению, активное воздействие на окружающих.

У последователей установлено, что доминирующий и доброжелательный стили уравновешены по степени проявления, при этом у них несколько больше выражено стремление к гармоничному общению, поддержке, сотрудничеству, оказанию поддержке группе, чем у лидеров.

Перспектива дальнейших исследований лежит в изучении восприятия образа лидера спортивной команды спортсменами разного статуса.

References:

1. Dzhamgarov T. T., Rumianceva V. I. Liderstvo v sporte [Leadership in sport], Moscow, Physical Culture and Sport, 1983, 80 p.

2. Krichevskij R. L., Ryzhak M. M. Psikhologiia rukovodstva i liderstva v sportivnom kollektive [Psychology of guidance and leadership in a sporting collective], Moscow, MSU, 1985, 224 p.

3. Majers D. Social’naia psikhologiia [Social psychology], Sankt Petersburg, 1997, 234 p.

4. Menegetti A. Psikhologiia lidera [Psychology of leader], Moscow, Slavonic Association of Onto psychology, 1999, 256 p.

5. Moskalenko V. V. Social'na psikhologiia [Social psychology], Kiev, Center educational literature, 2005, 624 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Rajgorodskij D.Ia. Prakticheskaia psikhodiagnostika [Practical psychoactivator], Samara, BAKHRAKH-M, 2002, 672 p.

7. Khanin Iu. L. Psikhologiia obshcheniia v sporte [Psychology of intercourse in sport], Moscow, Physical Culture and Sport, 1980, 208 p.

8. Fiedler F. E. The contingency model and the dynamics of leadership process. Advances in expermental social psychology. New York: Free Press, 1978, vol.2, pp. 71-77.

9. Stogdill R. M. Personal factors associated with leadership: a survey of literature. Journal of Psychology. 1948, vol.25, pp. 35-71.

10. Giovanis Vassilis, Kotrotsios Stephanos. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2012, vol.6, pp. 144149.

Information about the authors: Smolar I.I.

[email protected]

National University of Physical Education and Sport of Ukraine Fizkultury str. 1, Kiev, 03680, Ukraine.

Ivashchenko E.A. [email protected]

Dnepropetrovsk State Institute of Physical Culture and Sport Victory Quay str. 10, Dnepropetrovsk, 49094, Ukraine.

Came to edition 20.09.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.