Научная статья на тему 'Изучение лексики как способ повышения уровня владения иностранным языком'

Изучение лексики как способ повышения уровня владения иностранным языком Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
260
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПАМЯТЬ / ЭФФЕКТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА / METHODS OF MEMORIZATION / FOREIGN LANGUAGE / MEMORY / EFFECTIVE LANGUAGE LEARNING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дрянных Ю. Ю., Титкова Е. В.

Лексический запас обучаемого в значительной мере определяет его уровень владения иностранным языком. Рассмотрены некоторые методы запоминания иноязычных слов для их дальнейшего эффективного использования в речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Дрянных Ю. Ю., Титкова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING VOCABULARY AS A MEANOF RAISING FOREIGN LANGUAGE PROFICIENCY LEVEL

Volume of the vocabulary determines level of foreign language proficiency.In this article some methods of memorizing foreign words for their further efficient application in speech are viewed.

Текст научной работы на тему «Изучение лексики как способ повышения уровня владения иностранным языком»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

УДК 681.62

ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Ю. Ю. Дрянных, Е. В. Титкова Научный руководитель - О. В. Маслова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: titkova_katya@mail.ru

Лексический запас обучаемого в значительной мере определяет его уровень владения иностранным языком. Рассмотрены некоторые методы запоминания иноязычных слов для их дальнейшего эффективного использования в речи.

Ключевые слова: методы запоминания, иностранный язык, память, эффективное изучение языка.

LEARNING VOCABULARY AS A MEANOF RAISING FOREIGN LANGUAGE

PROFICIENCY LEVEL

Y. Y. Dryannykh, E. V. Titkova Scientific Supervisor - O. V.Maslova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: titkova_katya@mail.ru

Volume of the vocabulary determines level of foreign language proficiency.In this article some methods of memorizing foreign words for their further efficient application in speech are viewed.

Keywords: methods of memorization,foreign language, memory, effective language learning.

В настоящее время необходимость изучения иностранного языка становится более значимой в связи с изменениями, происходящими в социально-экономических и культурных сферах жизни России. В связи с этим все более актуальным становится необходимость поиска эффективных способов изучения иностранного языка.

Для успешного овладения языком требуется детальный подход к изучению некоторых разделов. К таким разделам традиционно относят лексику, грамматику и фонетику. Принято считать, что лексика является основой для изучения других разделов. Заметим, что чаще всего учащийся, владеющий основами грамматики и фонетики, сталкивается с тем, что не способен максимально четко и полно выразить свои мысли из-за отсутствия необходимых слов в своем лексиконе. Во избежание подобных ситуаций следует внимательно подойти к этапу набора и запоминания слов для дальнейшего эффективного использования.

Существует несколько методик, позволяющих пополнить словарный запас. В данной статье рассмотрены некоторые из них. Отметим, что выбор конкретной методики в большей части зависит от индивидуальных особенностей и предрасположенности учащегося.

На практике часто применяется традиционный метод запоминания слов. Он знаком каждому со школьной скамьи. Суть метода заключается в многократном повторении небольших групп слов, которые предварительно записываются вместе с переводом. Известно, что при таком заучивании, количество слов одного запоминания весьма ограничено. Лингвисты считают, что данный метод не является самым эффективным, и они предлагают альтернативные подходы к процессу запоминания.

Для улучшения процесса запоминания рекомендуется использовать воображение и ассоциации. Заучивание самого слова не является целью, в этом случае более важно создание яркого, связанного с конкретным словом образа, уникального, понятного и близкого для каждого учащегося. На таком

Секция «Актуальные на учные проблемы в мире (глазами молодьш исследователей)»

принципе построен метод запоминания с использованием ассоциативных сетей (деревьев). В «корень» дерева вносится базовое понятие, на основе которого строятся дальнейшие логические связи. Следует попытатьсязаписать все, что каким-то образом связано с центральным понятием. При построении необходимо проговаривать как отдельные слова, так и всю цепочку, начиная от корневого слова. Для упрощения представления образов возможно использование иллюстраций. Все, что запоминается на основе собственных ассоциаций, в дальнейшем легче вспоминается и применяется.

На этом принципе основанеще один метод, получивший название «Полиглот». Кроме ассоциативного мышления в этой методике важна последовательность запоминания слова. Для дальнейшего эффективного использования нового слова рекомендуется следующая последовательность изучения: перевод, произношение, написание. Прежде чем приступить к запоминанию, нужно заранее сгруппировать слова по темам и контекстам, в которых их применение возможно. Необходимо избегать ситуаций, когда расположенные рядом новые слова, которые следует выучить, начинаются на одну и ту же букву. После того, как закончен подготовительный этап, можно перейти непосредственно к запоминанию. Для этого необходимо максимально полно и ярко представить образ, связанный с переводом слова, и подобрать русское слово созвучное по произношению с тем, которое нужно выучить. Далее соединяется образ перевода и слово со сходным звучанием. Только после этого нужно записать иностранное слово. Записывать слова необходимо несколько раз (3-5), при каждой записи важно, чтобы учащийся опирался только на свои знания и не имел возможности подсмотреть или списать. Для повторения ранее изученных слов рекомендуется подготовить карточки, на одной из сторон которых указывается иностранное написание слова, а на другой - перевод. Каждое повторение нужно делить на два этапа. На первом этапе следует вспоминать иностранное слово, опираясь на его русскоязычный эквивалент, а на втором - действовать наоборот.

Следующий метод также потребует наличие умения построения ассоциаций. Но в этом случае ассоциации строятся не ко всему слову, а к каждой его части, на которые слово предварительно разбивается. Использование такого метода будет более эффективным, если учащемуся известны значения некоторых морфем: приставок, суффиксов. На подготовительном этапе возможно формирование списка, в который занесены слова, начинающиеся на одинаковые буквенные сочетания. Количество слов в списке не должно быть больше двадцати. Для каждого блока букв формируется своя ассоциация. Затем построенные образы для конкретного слова следует объединить в одну фразу, которую можно легко запомнить. Полученная фраза будет «ключом» для вспоминания слова.

Для запоминания иностранных слов возможно применение моторно-мышечной памяти. В этой методике важно связывать новое слово с его восприятием, то есть, по возможности увидеть, прикоснуться, взаимодействовать с конкретным предметом (в случае запоминания существительного) или выполнить действие, которое обозначает новое слово, в случае с глаголами. Сосредотачиваться необходимо не на самом слове, описывающем действие или предмет, а именно на его восприятии.

Кроме того, существуют методики, которые задействуют скрытые ресурсы памяти. К ним относится фоновый метод. Он считается достаточно эффективным, но требует технического оснащения. Для применения данного способа необходимо записать произношение и перевод примерно сорока слов. Воспроизводить запись следует в темпе комфортном для прослушивания. При этом нет необходимости вслушиваться в каждое слово и его перевод, в это время можно заниматься другими вопросами.

Представленные методы не являются исключительными, они могут варьироваться в зависимости от индивидуального предпочтения и, конечно же, уровня, с которого начитается обучение. Собственное желание запомнить слова изучаемого языка и самоконтроль являются определяющими факторами успеха. Лексикон учащегося, который он способен эффективно использовать, является залогом успешного изучения иностранного языка.

Библиографические сылки

1. [Электронный ресурс]. URL: http://moya-pamyat.ru/zapominanie (дата обращения: 10.04.2016).

2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.memorysecrets.ru/stati (дата обращения: 7.04.2016).

3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.universalinternetlibrary.ru (дата обращения: 25.03.2016).

© Дрянных Ю. Ю., Титкова Е. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.