В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ
УДК 376.32:616.89-053.4
Ю. В Птиченко., Е. Е. Лобанова
ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Изучение лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития представляет собой актуальную проблему, требующую комплексного подхода и внимательного анализа [1]. Лексика, являясь основой речевой деятельности, играет ключевую роль в формировании мыслительных процессов и коммуникации ребенка. В данном контексте важно учитывать особенности психического развития детей, которые могут существенно влиять на овладение ими словарным запасом.
Исследования показывают, что у старших дошкольников с задержкой психического развития наблюдается снижение количества активных слов и затруднения в использовании их в различных
речевых ситуациях. Это требует разработки специфических методов и коррекционных программ, направленных на обогащение лексического запаса через игровые и активные формы обучения.
Формирование лексики у ребенка происходит в процессе речевого общения и знакомства с окружающей его действительности. При непонимании ребенком обращенной к нему речи и при отсутствии навыка правильной формулировки своих мыслей невозможно проводить эффективную коррекционную работу. Развитие лексической стороны речи необходимо, так как в это время происходит становление фонетики, грамматики и связной речи, а также лексика напрямую связана с включенностью ребенка в окру-
жающую действительность [2]. Поэтому проблема изучения развития лексической стороны речи у детей с ЗПР является актуальной.
Установлено, что дети с задержкой психического развития обладают соответствующими характерными чертами: маленький запас знаний и общих представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной деятельности, медленный темп развития высших психических функций. Кроме этого, наблюдаются нарушения всех сторон речевого развития. Зачастую в первый год жизни ребенка данной группы отмечается замедление моторного и речевого развития.
Исходя из вышесказанного целью нашей работы является изучение лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
В рамках констатирующего эксперимента был подобран диагностический инструментарий, соответствующий цели исследования: методика исследования пассивного словаря; обследование речи дошкольников с ЗПР. Изучение лексического развития (И. Д. Коненкова); комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (О. А. Бизикова) [цит. по 3].
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ «Дет-
Т а блица 1.
Результаты констатирующего эксперимента
№ Уровень развития Уровень лексического Уровень речевого развития
реб. пассивного словаря развития детей дошкольного возраста
п/п (И. Д. Коненкова) (О. А. Бизикова)
1 Средний Низкий Средний
2 Низкий Низкий Низкий
3 Средний Средний Низкий
4 Низкий Низкий Средний
5 Средний Низкий Низкий
6 Низкий Средний Средний
7 Низкий Низкий Низкий
8 Средний Средний Низкий
9 Низкий Низкий Средний
10 Низкий Низкий Низкий
ский сад № 18 «Полянка», г. Норильск. В эксперименте приняли участие 15 детей с диагнозом ЗПР. Проведение диагностики проводилось в 2 этапа, поскольку детям с ЗПР свойственна быстрая исто-щаемость психических процессов.
Результаты диагностики представлены в табл. 1 и на рис. 1.
лексического развития» (И. Д. Коненкова) состоит из трех диагностик: повседневная лексика у 33% детей развита на среднем уровне, у 67% детей на низком уровне; редко употребляемая лексика у 27%) детей развита на среднем уровне, у 73%о детей на низком уровне; глагольный словарь у
2,5 2 1,5 1
0,5 0
1
6
10
Уровень развития пассивного словаря Уровень лексического развития (И.Д. Коненкова)
Уровень речевого развития детей дошкольного возраста (O.A. Бизикова)
Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента
По результатам констатирующего эксперимента по методике исследования уровня развития пассивного словаря были получены следующие результаты: у 40%> детей средний уровень, у 60%> детей низкий уровень развития пассивного словаря.
27%о детей развит на среднем уровне, у 73%о детей на низком уровне.
По результатам комплексного тестового метода диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (О. А. Бизикова) было выявлено, что у 40% низкий уро-
Методика «Обследование речи вень речевого развития, у 60% де-дошкольников с ЗПР. Изучение тей значительно низкий уровень
речевого развития, что согласуется с данными других авторов [4-
5].
Рассмотрим ряд рекомендаций, направленных на развитие лексической стороны речи
1. Развитие пассивного и активного словаря:
• чтение книг (регулярное чтение книг с яркими иллюстрациями и простыми текстами помогает расширить словарный запас);
• игры с карточками (используйте карточки с изображениями предметов, животных и действий, чтобы ребенок учился называть их);
• рассказы и описания (поощряйте ребенка рассказывать истории и описывать картинки, используя новые слова).
2. Фонетические и артикуляционные упражнения:
• артикуляционная гимнастика (упражнения для развития мышц языка, губ и челюсти помогают улучшить произношение);
• повторение слов и звуков (повторение слов и звуков под руководством логопеда помогает закрепить правильное произношение).
3. Развитие синтаксиса:
• составление предложений (упражнения на составление простых и сложных предложений помогают развить грамматические навыки);
• работа с текстами (чтение и обсуждение текстов помогают развить навыки понимания и использования сложных предложений).
4. Развитие семантики:
• объяснение значений слов (помогайте ребенку понимать значения новых слов через объяснения и примеры);
• игры на ассоциации (игры, в которых ребенок должен найти связь между словами, помогают развить семантические навыки).
5. Использование мультимедийных ресурсов:
• образовательные программы и приложения (используйте специализированные программы и приложения для развития речи и словарного запаса);
• видео и аудио материалы (просмотр образовательных видео и прослушивание аудиокниг помогают развить речевые навыки.
Таким образом можно сделать вывод, что преобладающее большинство детей нуждается в разви-
тии лексической стороны речи. Для этого, по нашему мнению, необходимо разработать коррек-ционно-развивающую программу, учитывающую возрастные и индивидуальные возможности детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1983. №3. С. 9-15.
2. Волкова Г. А. Методика психоло-го-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: Детство-пресс, 2011. 144 с.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения: сб. метод, рекомендаций / Сост.: Н. В. Нищева. СПб.: Детство-Пресс, 2000. 232 с.
4. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. Учеб. пособие для вузов / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. М.: Владос, 2004. 303 с.
5. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2008. 48 с.
REFERENCES
1. Borjakova N.Ju. Some features of the construction of speech utterances of six-year-old children with mental retardation // Defectology. 1983. No. 3, P. 9-15. (In USSR).
2. Volkova G.A. Methodology of psychological and logopedic examination of children with speech disorders. Differential Diagnostics Issues. St. Petersburg: Detstvo -press, 2011. 144 p. (InRuss.).
3. Nishheva N. V. Diagnosis of speech disorders in children and the organization of speech therapy work in a preschool. St. Petersburg: Detstvo-Press, 2000. 232 p. (In Russ.).
4. Lalaeva R. I., Serebrjakova N. V., Zorina S. V. Speech disorders and their correction in children with mental retardation. M.: Vlados, 2004. 303 p. (In Russ.).
5. Nishheva N. V. Speech card of a child with general speech underdevelopment from 4 to 7 years. St. Petersburg: Detstvo-Press, 2008. 48 p. (InRuss.).
Поступила в редакгщю: 23.09.2024 г.