Научная статья на тему 'Изучение корреляционных связей в структуре опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня'

Изучение корреляционных связей в структуре опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1109
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОСРЕДОВАННАЯ ПАМЯТЬ / МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / MEDIATED MEMORY / MODAL SPECIFIC MEMORY / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / SENIOR PRE-SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Репина Зоя Алексеевна, Мельникова Олеся Александровна

Представлены результаты корреляционного анализа различных видов опосредованной памяти (тактильной, двигательной, зрительной, слуховой, словесно-логической) у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Устанавливается зависимость между сформированностью мнестических процессов и уровнем развития речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Репина Зоя Алексеевна, Мельникова Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE CORRELATION CONNECTIONS IN THE STRUCTURE OF MEDIATED MEMORY OF SENIOR PRE-SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF THE III DEGREE

Results of the correlation analysis of different types of mediated memory (tactile, motoric, verbal and logical) of 5-6 year old children with general underdevelopment of speech are presented. Correlation between the level of development of mnestic processes and level of speech development is described.

Текст научной работы на тему «Изучение корреляционных связей в структуре опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»

УДК 376.37+37.025.6 ББК Ч457.09-1

ГСНТИ 14.29.29 З. А. Репина, Z.A. Repina

Код ВАК 13.00.03

О. А. Мельникова

Екатеринбург, Россия

ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ В СТРУКТУРЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Представлены результаты корреляционного анализа различных видов опосредованной памяти (тактильной, двигательной, зрительной, слуховой, словесно-логической) у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Устанавливается зависимость между сформированностью мне-стических процессов и уровнем развития речи.

Ключевые слова: опосредованная память, модально-специфическая память, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст.

Сведения об авторе: Репина Зоя Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор.

Место работы: кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Сведения об авторе: Мельникова Олеся Александровна, аспирант кафедры логопедии и клиники дизонто-генеза Института специального образования.

Место работы: учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ центр развития ребенка №476, г. Челябинск.

Контактная информация: к. 125.

E-mail: [email protected].

O.A. Melnikova

Ekaterinburg, Russia

STUDY OF THE CORRELATION CONNECTIONS IN THE STRUCTURE OF MEDIATED MEMORY OF SENIOR PRE-SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF THE III DEGREE

Abstract. Results of the correlation analysis of different types of mediated memory (tactile, motoric, verbal and logical) of 5-6 year old children with general underdevelopment of speech are presented. Correlation between the level of development of mnestic processes and level of speech development is described.

Key words: mediated memory, modal specific memory, general underdevelopment of speech, senior pre-school age.

About the author: Repina Zoya Alekseevna, Candidate of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Chair of

Speech Therapy and Clinic of Dysonto-genesis, Ural State Pedagogical University.

About the author: Melnikova Olesya Aleksandrovna, Post-graduate Student of the Chair of Speech Therapy and Clinic of Dysontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University.

Place of employment: Teacher -Speech Therapist of the First Qualification Category, Center of Child Development №476, Chelyabinsk.

620017, Екатеринбург, п-т Космонавтов, 26,

Исследования, посвященные изучению базовых невербальных основ языковой и речемыслительной деятельности составляют на современном этапе одно из наиболее активно развивающихся направлений в логопедии и других смежных с ней научных дисциплин [2]. Наибольший интерес в этой области представляет раскрытие сложного взаимодействия речевых и неречевых психических процессов при общем недоразвитии речи (ОНР).

ОНР представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны речи [4]. В исследованиях Л. С. Выготского, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. Ф. Соботович и многих других авторов отмечается, что наиболее существенным недостатком второго порядка будет неизбежно наступающее нарушение развития высших психических функций, в частности, сложных форм мнести-ческой деятельности.

Л. С. Выготский, рассматривая фило- и онтогенез памяти, пришел к выводу, что коренные изменения в работе памяти связаны с переходом от использования предметов как средств запоминания к созданию искусственных мнемических опор. А. Н. Леонтьев считал память опосредствованной формой поведения. Опосредование актов запоминания не изменяет биологических законов памяти, воздействуя лишь на структуру операций в це-

лом. Эффективность запоминания становится тем выше, чем больше употребляется вспомогательных средств и чем выше они по своему типу [8]. Внешне опосредствованной памятью обозначается определенная стадия развития памяти детей, которая предшествует внутренне опосредствованному запоминанию, и характеризуется тем, что вращивание знаковых систем еще не произошло, и дети при решении мнемических задач используют внешние опоры (Л. М. Житникова, З. М. Истомина, А. Н. Белоус, Л. В. Черемошкина, А. Н. Леонтьев и др.).

По данным многих исследований одним из критических периодов в развитии мнестических процессов можно считать старший дошкольный возраст (П. П. Блонский, Т. И. Григорьева, Л. С. Выготский, А. А. Смирнов Д. Б. Эльконин и др.). В этот период онтогенеза осуществляется переход к произвольной опосредованной памяти, идет процесс накопления средств и приемов как запоминания, так и припоминания. А. Н. Леонтьев замечает, что «самый переход, совершающийся от внешнего опосредствованного запоминания к запоминанию внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю. Таким образом, процесс развития опосредованной памяти идет рука об руку с развитием речи» [8].

Целью нашего исследования стало выявление некоторых корреляционных зависимостей в струк-

туре опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Мы применили метод ранговой корреляции для решения следующих задач [7]:

1) определить зависимость уровня сформированности опосредованной памяти от уровня речевого развития в целом, а также от звуковой стороны речи и смысловой стороны речи в отдельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня; сопоставить результаты с нормой;

2) определить корреляционную связь между коэффициентом эффективности внешне опосредованного запоминания и уровнем речевого развития; сопоставить результаты с нормой развития.

Нами было спланировано и проведено исследование опосредованной памяти на базе дошкольных образовательных учреждений г. Челябинска. В экспериментальном изучении принимали участие 75 детей дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня (легкой степенью псевдобульбар-ной дизартрии).

В нашем исследовании мы использовали специально подобранный и адаптированный диагностический комплекс, состоящий из методик обследования речевой системы, произвольной непосредственной и опосредованной памяти [1, 6, 9]. В эксперименте изучались эмоциональная, двигательная, зрительная, слуховая, вербально-логическая память, а также оценивались

средства произвольного логического запоминания:

- «запоминание эмоционально насыщенных сюжетных картинок» (вербальное опосредование);

- «запоминание комплекса физических упражнений» (вербальное опосредование);

- «запоминание предметных

картинок» (прием классификации);

- «запоминание 10 слов ряда» (пиктограммы);

- «запоминание смысловых пар слов» (речевые ассоциации);

- «запоминание текста» (на-

глядное моделирование).

Уровень развития звуковой стороны речи и сформированности лексико-грамматических средств у детей экспериментальной группы оценивался с помощью 5-балльной шкалы, разработанной И. Д. Коненковой [6]. Объем различных видов опосредованной памяти (коэффициент развития) оценивался с помощью показателей количества единиц памяти: картинок, движений, предметов, слов, предложений. Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым.

Основным самым общим и вместе с тем наиболее важным результатом проведенного исследования является обнаружение большой изменчивости, лабильности, динамичности изучавшихся корреляций. Величина корреляций в пределах группы оказалась весьма различной.

При установлении степени зависимости уровня развития опосредованной памяти от уровня речевого развития у детей экспери-

ментальной группы был получен коэффициент + 0,58 (умеренная статистически значимая корреляция). Следовательно, можно говорить о том, что при тяжелой речевой патологии функционирование опосредованной памяти тесным образом зависит от сформирован-ности речевых процессов (в частности звуковой и смысловой стороны речи). Это объясняется тем, что в ходе речевого дизонтогенеза происходит нарушение преемственности в смене ведущих психических функций и этапности в их созревании.

В ходе корреляционного анализа сформированности звуковой стороны речи и видов опосредованной памяти при общем недоразвитии речи (легкой степени псев-добульбарной дизартрии) были получены следующие результаты:

- соотношение развития звуковой стороны речи и опосредованной эмоциональной памяти представлено коэффициентом корреляции + 0,89 (сильная и статистически значимая корреляция);

- соотношение развития звуковой стороны речи и опосредованной двигательной памяти представлено коэффициентом корреляции +0,88 (сильная прямая статистически значимая корреляция);

- соотношение уровня развития звуковой стороны речи и опосредованной зрительной памяти представлено коэффициентом корреляции +0,94 (сильная прямая статистически значимая корреляция);

- соотношение уровня развития звуковой стороны речи и способно-

сти устанавливать речевые ассоциации представлено коэффициентом корреляции +0,94 (сильная

прямая статистически значимая корреляция);

- соотношение уровня развития

звуковой стороны речи и степени развития опосредованной слуховой памяти представлено коэффициентом корреляции +0,95 (сильная

прямая статистически значимая корреляция);

- соотношение уровня развития звуковой стороны речи и степени развития опосредованной вербально-логической памяти представлено коэффициентом +0,95 (сильная прямая статистически значимая корреляция).

Таким образом, данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что формирование процессов опосредованной памяти тесно связано с формированием звукопроизношения и фонематических процессов. Это объясняется спецификой структуры данного вида речевого нарушения, в частности расстройствами моторной реализации речи. Наиболее тесная связь прослеживается между уровнем развития звуковой стороны речи и степенью развития опосредованной речеслуховой памятью (запоминание слов и предложений текста). Это объясняется тем, что морфологические и двигательные поражения органов речи снижают речевые кинестезии, которые влекут за собой расстройства опознания моторного образа воспринятого слова, в результате чего происходит частичное нарушение понима-

ния слов и как следствие нарушение запоминания.

В ходе корреляционного анализа сформированности смысловой стороны речи и видов опосредованной памяти при общем недоразвитии речи были получены следующие результаты:

- соотношение уровня развития

лексико-грамматических средств

языка и степени развития опосредованной двигательной памяти представлено коэффициентом +0,11 (слабая прямая, статистически не значимая корреляция);

- соотношение уровня развития

лексико-грамматической стороны речи и степени развития опосредованной зрительной памяти

представлено коэффициентом корреляции +0,31 (слабая прямая, статистически значимая корреляция);

- соотношение уровня развития смысловой стороны речи и степени развития опосредованной слуховой памяти представлено коэффициентом +0,26 (слабая прямая, статистически не значимая корреляция);

- соотношение уровня развития смысловой стороны речи и способности устанавливать речевые ассоциации представлено коэффициентом корреляции +0,31 (слабая прямая, статистически не значимая корреляция);

- соотношение уровня развития

лексико-грамматических средств

языка и степени развития вербально-логической памяти представлено коэффициентом корреляции +0,40 (слабая прямая, статистически значимая корреляция).

Таким образом, данные проведенного исследования указывают на то, что связь между уровнем развития звуковой стороны речи и степенью развития опосредованной памяти у старших дошкольников с ОНР наиболее тесная, чем между уровнем развития смысловой стороны речи и степенью развития опосредованной памяти. Такие данные свидетельствуют о том, что ведущим симптомом в структуре речевого дефекта являются фонетические нарушения, которые в свою очередь влекут за собой недоразвитие лексико-грамматических средств языка и высших психических функций. Статистически значимой явилась корреляционная связь между уровнем развития смысловой стороны речи и степенью развития опосредованной зрительной и вербально-логической памяти. Полученные результаты говорят о том, что наиболее эффективными приемами запоминания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи являются такие мыслительные операции, как классификация и соотнесение. Такая взаимосвязь указывает также и на то, что в формировании лексико-грамматических

средств языка у детей старшего дошкольного возраста огромную роль играет зрительное восприятие и зрительная память, нагляднообразное мышление и слухозрительно-моторные координации.

В ходе корреляционного анализа уровня развития речи и коэффициентов эффективности запоминания опосредованной памяти при

речевой патологии были получены следующие результаты:

- соотношение уровня развития речи и способности запоминать с помощью вербального опосредования эмоционально насыщенных сюжетных картинок представлено коэффициентом корреляции +0,28 (слабая прямая, статистически не значимая корреляция);

- соотношение уровня развития речи и способности запоминать комплекс движений с помощью вербального опосредования представлено коэффициентом +0,13 (слабая прямая, статистически не значимая корреляция);

- соотношение уровня развития

речи и способности запоминать предметные картинки путем использования операции классификации представлено коэффициентом корреляции +0,46 (слабая

прямая, статистически значимая корреляция);

- соотношение уровня развития речи и способности запоминать слова с помощью пиктограмм представлено коэффициентом +0,23 (слабая прямая статистически не значимая корреляция);

- соотношение уровня развития речи и способности запоминать текст с помощью приема соотнесения сюжетной картинки к предложению представлен коэффициентом корреляции +0,36 (слабая прямая, статистически значимая корреляция).

Полученные результаты говорят о том, что наиболее эффективными приемами запоминания у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи являются такие мыслительные операции, как классификация и соотнесение.

Полученные данные могут быть обусловлены различной формой запоминаемого речевого материала (слова, предложения), различными механизмами самого процесса запоминания (создание разнотипных смысловых связей, внутренних структур в процессе запоминания). Указывая на своеобразие механизмов запоминания различных по форме речевых сообщений, необходимо отметить то, что при установлении смысловых связей между словами большее влияние оказывают ассоциации по смежности.

Суммируя результаты, полученные в ходе корреляционного анализа структурных компонентов опосредованной памяти, мы имеем возможность сделать ряд выводов:

1) взаимосвязь компонентов в структуре опосредованной памяти, раскрываемая корреляционным анализом, не является стабильной, она меняется в зависимости от тяжести речевого нарушения, то есть недостаточность развития сложных форм мнестической деятельности детерминирует или усугубляет нарушение речи;

2) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (легкой степенью псевдобуль-барной дизартрии) коэффициенты в области опосредованной памяти положительны, т. е. большему значению одного признака соответствует большее значение другого признака;

3) полученные в ходе специально проведенного исследования экспериментальные данные убеждают нас в необходимости разработки педагогической технологии, направленной на обучение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи применению различных мыслительных операций в качестве средств запоминания в целях увеличения эффективности коррекционно-лого-

педической работы.

Литература

1. Башаева, Т. В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности: внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение : диагностика, тесты, упражнении для детей 4—7 лет / Т. В. Башаева ; худож. А. А. Селиванов. — Ярославль : Академия развития, 2008.

2. Волковская, Т. Н. К проблеме научного аппарата логопсихологии / Т. Н. Волковская // Специальная психология. — 2007. — № 3 (13).

3. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психо-

логии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979.

4. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фи-личева. — Екатеринбург : Литур, 2003.

5. Калягин, В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — М. : Академия, 2006.

6. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Речевая карта ребенка с задержкой психического развития / И. Д. Коненкова. — М. : Гном и Д, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб. : Речь, 2001.

8. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979.

9. Семенович, А. В. Нейропсихоло-гическая диагностика и коррекция в детском возрасте : учеб. пособие для вузов / А. В. Семенович. — М. : Академия, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.