© С. Я. Волгина, А. С. Кондратьев, С. Ш. Яфарова
Казанский государственный медицинский университет, кафедра госпитальной педиатрии с курсами поликлинической педиатрии и последипломного образования, г. Казань мУЗ «Городская детская больница № 1», г. Казань
Резюме. В статье представлены результаты впервые проведенного исследования по оценке качества жизни подростков с девиантным поведением с помощью опросника SF-36. Приведены общие показатели и значения отдельных шкал в сопоставлении с группой сравнения, как на начальном этапе, так и после проведения оздоровительных мероприятий. Выявлена положительная динамика уровня качества жизни у детей с отклоняющимися формами поведения на фоне оздоровления. Показана важная роль изучения качества жизни у данного контингента для обоснованного подхода к оказанию медико-социальной помощи, оценки ее эффективности.
Ключевые слова: качество жизни; подростки; девиантные формы поведения.
УДК: 316.624 -053.7
изучение качества жизни для оценки эффективности оздоровительных мероприятий у подростков с девиантным поведением
В настоящее время признанным критерием оценки состояния здоровья является качество жизни, активное изучение которого проводится в России с 2004 г. [1, 3, 4, 6]. По определению ВОЗ, качество жизни — восприятие индивидуумом своего положения в жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых он живет, и в связи с его собственными целями, ожиданиями, стандартами и интересами. Согласно Концепции исследования качества жизни в медицине, последнее представляет интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования пациента, основанную на его субъективном восприятии [5]. Кроме того, качество жизни служит важным инструментом при принятии решения о методах оздоровления и профилактики [2, 7]. Изучение его показателей в динамике позволяет судить об эффективности проводимых мероприятий, в том числе при оздоровлении подростков с девиантным поведением, что явилось целью данного исследования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОдЫ
Основную группу составили 50 подростков с девиантным поведением. В группу сравнения включены 50 подростков. Исследование проводилось в динамике: до и после отдыха в детском оздоровительном лагере.
Для оценки показателей качества жизни использовался опросник MOS 36-Item Short-Form Health Survey (MOS SF-36), разработанный Ware J. Е. и соавт. в 1992 г. [8]. Перевод на русский язык и апробация методики были проведены Институтом клинико-фармакологических исследований (г. Санкт-Петербург). SF-36 относится к неспецифическим опросникам, может использоваться для оценки качества жизни различных популяционных групп — как здоровых людей, так и пациентов с различными хроническими заболеваниями. 36 пунктов опросника сгруппированы в 8 шкал: физическое функционирование (ФФ); ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (РФФ); интенсивность телесной боли (ИБ); общее состояние здоровья (ОЗ); жизненная активность (ЖА); социальное функционирование (СФ); ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (РЭ) и психическое здоровье (ПЗ). Все они формируют два показателя: физический и психологический компоненты здоровья. Обработка полученных сведений проводится по специальному ключу. Результаты по каждой шкале представляются в виде оценок в баллах, которые могут варьировать от 0 до 100, где 100 означает полное здоровье, соответственно, более высокая оценка указывает на более высокий уровень качества жизни.
Статистическая обработка результатов исследования проводилась на персональном компьютере с использованием программы «Statistica 6.0». Для оценки достоверности полученных данных использовались критерии Стьюдента и Пуассона. Результат рассматривался как достоверный при p<0,05.
♦ педиатр
том II № 2 2011
ISSN 2079-7850
26
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Таблица 1
Показатели качества жизни подростков с девиантным поведением на фоне оздоровления
Шкала КЖ Подростки с девиатным поведением Группа сравнения
до ДОЛ (М±о) после ДОЛ (М±а) до ДОЛ (М±а) после ДОЛ (М±а)
1 2 3 4
ФФ 92,9±2,4 ** 96,5±1,4 91,9±2,4 94,3±1,7
РФФ 71 0±4 2 ** *** 79,5±3,4 87,5±3,9 77,9±6,3
ИБ 84,1±2,9 84,0±3,0**** 76,8±4,4 71,7±4,9
ОЗ 72,0±2,6** 76,3±2,7 75,5±2,8 73,6±3,9
ЖА 70,7±2,7* 75,3±2,4 71,1±3,2 75,9±3,1
СФ 83,5±2,6 83,8±2,6 83,3±2,8 83,3±3,4
РЭ 72 0±4 5** **** 81,3±3,8 85,2±4,3 80,8±6,9
ПЗ 76,5±2,1* 80,7±1,9 71,0±3,3**** 81,5±2,3
Физический компонент здоровья 79,8±1,9* 84,0±1,7 81,0±2,9 79,4±2,6
Психологический компонент здоровья 75,8±2,1* 80,2±1,9 78,0±2,3 80,4±3,1
Общий показатель 77,7±1,8* 82,1±1,6 79,4±2,3 79,9±2,4
* - Достоверность разницы показателей между группами 1 и 2 - p<0,001; ** - 1 и 2 - p<0,01; *** - 1 и 3 - p<0,01; **** 1 и 3, 2 и 4, 3 и 4 - p<0,05
РЕЗУЛЬТАТЫ
В начале исследования установлено, что общий показатель качества жизни подростков с девиантным поведением составил 77,7 ± 1,8 баллов из 100 возможных, две его составляющие — «физический компонент здоровья» — 79,8 ± 1,9, «психологический компонент здоровья» — 75,8 ± 2,1. Все они достоверно не отличались от таковых у детей из группы сравнения (79,4 ± 2,3; 81,0 ± 2,9; 78,0 ± 2,3 соответственно).
В основной когорте выявлены сниженные «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» (Role-Physical Functioning — RP) и «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием» (Role-Emotional — RE), предполагающие оценку влияния физического и эмоционального состояния на выполнение повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества) (табл. 1).
На фоне оздоровления в первой группе достоверно повысилось «физическое функционирование» (Physical Functioning — PF). Данный показатель отражает степень, в которой состояние здоровья пациента ограничивает его физическую активность, выполнение нагрузок (ходьбы, подъема по лестнице, переноски тяжестей, самообслуживания).
Увеличение баллов по шкалам «общее состояние здоровья» (General Health — GH) и «жизненная активность» (Vitality — VT) свидетельствовало о том, что подростки с девиантным поведением лучше стали оценивать свое здоровье и перспективы оздоровления, у них появилось ощущение себя полными
сил и энергии. Кроме того, отмечен рост показателей «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» и «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием».
Необходимо подчеркнуть, что после оздоровления как в основной, так и в группе сравнения улучшились оценки по шкале «психическое здоровье» (Mental Health — MH). Последняя характеризует общий уровень положительных эмоций, настроение, наличие депрессии, тревоги.
В группе сравнения также обращало на себя внимание снижение уровня качества жизни по шкале «интенсивность телесной боли» (Bodily Pain — BP) после пребывания в ДОЛ, что, вероятно, связано с увеличением физической нагрузки (занятия физкультурой, подвижные игры, плавание). Можно предположить обострение хронических заболеваний, так как выявлена подгруппа подростков (16 человек), у которых уменьшились баллы «общего здоровья» (с 82,9 до 74,0), «физический компонент здоровья» (с 85,9 до 80,8), однако все равно лучше стало оцениваться «психическое здоровье» (с 75,5 до 81,8) (p<0,05).
Таким образом, проведенное исследование показало, что:
• качество жизни является важным критерием состояния здоровья, который позволяет обоснованно подходить к разработке и проведению оздоровительных мероприятий, в последующем анализировать их эффективность;
• общий показатель качества жизни подростков с девиантным поведением составляет 77,7 ± 1,8 баллов из 100 возможных, не отличаясь от такового у детей из группы сравнения (79,4 ± 2,3);
♦ ПЕДИАТР ТОМ II № 2 2011 ISSN 2079-7850
• в начале исследования у детей с отклоняющимися формами поведения достоверно меньше, чем в группе сравнения, уровень ролевого функционирования, обусловленного физическим (71,0 ± 4,2 и 87,5 ± 3,9) и эмоциональным состоянием (72,0 ± 4,5 и 85,2 ± 4,3);
• на фоне оздоровления достоверно улучшается качество жизни подростков основной группы по большинству шкал: «физическое функционирование» (с 92,9 ± 2,4 до 96,5 ± 1,4), «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» (71,0 ± 4,2 и 79,5 ± 3,4 соответственно), «общее здоровье» (72,0 ± 2,6 и 76,3 ± 2,7), «жизненная активность» (70,7 ± 2,7 и 75,3 ± 2,4), «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием» (72,0 ± 4,5 и 81,3 ± 3,8), «психическое здоровье» (76,5 ± 2,1 и 80,7 ± 1,9).
литература
1. Байтурина А. Т., Малиевский В. А., Валиуллина С. А., Ви-нярская И. В. Качество жизни детей подросткового возраста в Республике Башкортостан // Вопросы современной педиатрии. - 2007. - № 6. - С. 5154.
2. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Винярская И. В., Валиуллина С. А. Итоги, задачи и перспективы изучения качества жизни в отечественной педиатрии // Вопросы современной педиатрии. - 2007. - Т.6, № 3. - С. 6-8.
3. Винярская И. В., Альбицкий В. Ю. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей // Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 5. - С. 54-56.
4. Давыдова В. М., Землякова Э. И., Балакер М. А. Характеристика показателей качества жизни подростков с некоторыми хроническими заболеваниями // Сб. ма-
• Информация об авторах
териалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - Москва, 2009. - С. 102.
5. Новик А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионо-ва. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС» Звездный мир, 2002. - 320 с.
6. Цыбульская И. С., Бахадова Е. В., Стерликов С. Н. и др. Медико-биологическая и социальная адаптация в популяции детей в современных условиях (нормативы и отклонения). - М.: РИО ЦНИИОИЗ. -2006. - 52 с.
7. Ravens-Sieberer U. Special aspects of the quality of Life of children // Dtsch. Med. Wochen. - 2006. -Vol. 131, N 19. - P. 27-30.
8. Ware J. E, Kosinski M., Keller S. D. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A User's Manual // The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass. - 1994. - 158 p.
STUDYING OF OUALITY OF LIFE TO ASSESS EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT OF ADOLESCENCES WITH BEHAVIORAL DISORDERS (HIGH-RISK BEHAVIOR)
Volgina S. Ya., Kondratjev A. S, Yafarova S. Sh.
♦ Resume: In this article first studying of quality of life in adolescences with behavioral disorders is presented. Assessment is made with using of SF-36 «Health Status Survey» Scale twice (initially and after treatment), in comparing with healthy children. Increasing of quality of life in adolescences with behavioral disorders after treatment is shown. Conclusion: to compose a proper program of management for these patients measurement of quality of life should be done.
♦ Key words: quality of life; adolescences; behavioral disorders.
Волгина Светлана Яковлевна - д. м. н., профессор кафедры Volgina Svetlana Yakovleva - Ph.D., professor.
госпитальной педиатрии с курсами поликлинической педиа- Kazan State Medical University.
трии и последипломного образования ГОУ ВПО Казанского 420012, Kazan, Butlerova st. 49.
государственного медицинского университета Росздрава. E-mail: [email protected] 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49. E-mail: [email protected]
Кондратьев Андрей Станиславович - Kondratiev Andrey Stanislavovich -
ГОУ ВПО Казанский государственный медицинский универси- Kazan State Medical University.
тет Росздрава. 420012, Kazan, Butlerova st. 49.
420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49. E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Яфарова Сабина Шамильевна - к. м. н., заведующая педиатри- Yafarova Sabina Shamilieva - M.Sc., chief of the pediatrical
ческим отделением поликлинического отделения МУЗ «Город- department of the policlinical department.
ская детская больница № 1» г. Казани, врач-педиатр. City Hospital N1.
420034, г. Казань, ул. Декабристов, д. 125а. 420012, Kazan, Butlerova st. 49.
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
♦ педиатр
том II № 2 2011
ISSN 2079-7850