М. Н. Сигаревой, - немедленный и тщательный разбор, учет, систематизация и организация хранения этого материала, чтобы собранный в результате нелегкого труда и больших затрат, он нашел свое применение» [4, с. 8].
Принципы систематизации материалов зависят от того, что собрано в экспедиции, от условий и способов предполагаемого хранения, дальнейшего использования и т. д. и могут быть различны, например:
- географический (по населенным пунктам);
- по видам технологического процесса (изделия вышитые в технике «крест», «набор», «роспись» и т. д.);
- по функциональному назначению (вышитые полотенца - обрядовые, утилитарного назначения, интерьерные и т. п.; предметы интерьера - салфетки, скатерти, столешницы; традиционная одежда с вышивкой и др.);
- персональный (по мастерам, исполнителям);
- хронологический (по времени проведения экспедиции, по времени изготовления изделий);
- по этнографическим группам (вышивка старожилов, «рассейских», украинцев и т. п.) и др.
Для и систематизации материалов этнографической экспедиции может быть использован любой из вышеперечисленных или какой-то другой метод, они могут сочетаться, дополнять друг друга. Главное правило, о котором необходимо помнить, приступая к систематизации: материалы оформляются и обрабатываются таким образом, чтобы ими легко и удобно было пользоваться.
Последовательная реализация вышеперечисленных этапов позволяет исследователю освоить технологии традиционной вышивки на практике, т. е. реконструировать их. Изготовление изделия на основе этнографического образца требует от исполнителя строго соблюдение всех особенностей технологического процесса и максимального подхода к выбору материалов для работы. Конечно, изготовить домотканое полотно, на котором производилась вышивка, в домашних условиях представляется не совсем реальным, но максимально учесть цветовую гамму, технологию изготовления возможно. Изготовление изделия требует внимательной и кропотливой работы с этнографическим образцом. Качественно составленная технологическая карта, произведенная в экспедиции, во многом способствует возможности более точного копирования, позволяет добиваться максимально приближенного к первоисточнику исполнения.
Авторская методика документирования традиционной вышивки включает в себя несколько этапов: подготовительный этап, комплексное этнографическое обследование населенного пункта, изучение и расшифровка этнографических образцов, систематизация и обработка собранного материала. Использование методики документирования и грамотное соблюдение всех ее этапов, дает возможность воссоздания вышитых изделий, выполненных на основе этнографического образцов, с высокой степенью достоверности. Изучение и практическое освоение традиционных приемов вышивки способствует сохранению и возрождению культурного наследия.
Список литературы
1. Герасимова, Н. А. Русская традиционная культура: сборник программ и вопросников для проведения фольклорно-этнографических исследований в Алтайском крае / Н. А. Герасимова, М. Н. Сигарева. - Барнаул : АКЦНТиД, 2003. - 78 с.
2. Морохин, В. Н. Методика собирания фольклора / В. Н. Морохин. - Москва : Наука, 1990. - 103 с.
3. Круглов, Ю. Г. Фольклорная практика / Ю. Г. Круглов. - Москва : Наука, 1988. - 48 с.
4. Сигарева, М. Н. Обработка и систематизация материалов фольклорно-этнографической экспедиции : метод. рекомендации для руковод. фольклор. коллективов (объединений), методистов по фольклору и нар. ремеслам, студентов фольклорно-этнограф. специализации / М. Н. Сигарева. - Барнаул : АКЦНТиД, 2003. -32 с.
УДК [623.1(479.24-25)] :(4/5)
А. А. Мехтиева
Азербайджанский государственный педагогический университет,
Баку, Азербайджан
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ДЕВИЧЬИХ БАШЕН, КАК ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Изучение истории памятников культуры, в том числе башен, означает тщательное исследование истории, созданной каждым народом, и глубокое рассмотрение исходя из требований современного периода. Идея сооружения исторических памятников различного характера в честь девушек - женщин опирается на наличие древнего мировоззрения и период существования разных идолов. Идеологии меня-
лись, и Девичьи башни со временем превратились в оборонительные сооружения на огромной территории от Пиренейского полуострова до Сибири.
Ключевые слова: евразийство, цивилизация, памятники, культура, Девичьи башни, древние оборонительные сооружения.
A. A. Mehdiyeva Azerbaijan State Pedagogical University, Baku, Azerbaijan
THE INVESTIGATION OF HISTORY OF MAIDEN TOWERS AS HISTORICAL LEGACY IN THE CONTEXT OF EURASIAN VALUES
The investigation of history of the monuments of culture including the towers signifies the careful research of history created by each people and deep consideration of it according to the demands of modern period. The construction idea of historical monuments with various characteristic features in honor of girls-women is based on availability of the ancient world outlook and period of existence of different idols. The ideologies have been changed and the Maiden Towers have become the defenses since that time on huge territory beginning from Iberian Peninsula to Siberia.
Keywords: eurasianism, civilization, monuments, culture, Maiden Towers, development.
Культура и цивилизация являются творением человека, сутью двух сторон функционирования любого человеческого сообщества и характеризуют, первая - его социально-политическое и технологическое измерения, а вторая - духовность, искусство и моральные аспекты. «Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же - отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев» [1].
Культура есть некоторое органическое единство культурных ценностей, определяющих смысл существования, которые хранят и многообразно видоизменяют субъект развития (Н. П. Карсавин). Евразийцы понимают культуру как органическое и, в каждом случае, уникальное единство, живой организм, который рождается и развивается как органическое целое, проявляя себя «конвергентно» (П. Н. Савицкий) в политических и социально-хозяйственных формах, в этническом типе и в географических особенностях соответствующей территории [2, с. 57]. По мнению П. Н. Зотова, именно категория культуры, понимаемая в органическом единстве духовных и политических начал, является основой всей теоретической конструкции [3].
Этнокультурной основой цивилизационного единства народов Евразии являются многовековые взаимосвязи и совместная жизнедеятельность разных народов. Под их влиянием сложились общие черты хозяйства, менталитета и культуры. К числу восточных ценностей относятся: традиционализм, приоритет духовного над материальным, коллективизм, государственный патернализм и общественный порядок, приоритет морали над правом, привычка к скромности и уважение к родовым этническим корням и природе [4].
В основе каждой культуры лежат духовные ценности, которые наполняют созидающих культуру людей стремлением к творческой реализации. Современные «интерпретаторы» евразийства тяготеют больше к рассмотрению вопросов культурно-цивилизационного характера, нежели географических аспектов. Они также рассматривают мир не как «монолитное» человечество, а как комплекс различных этнокультурно-конфессиональных составляющих, отношения между которыми строятся по гумилев-скому принципу отрицательной и положительной комплиментарности [2, с. 85].
Кавказ с древнейших времен привлекал внимание разных государств. Являясь определенной частью территории евразийского материка, Кавказ отличается разнообразием природных условий и конфессий. Здесь сливаются Запад и Восток, евразийство и атлантизм. В этой связи П. Дарабади подчеркивает, что рассматриваемый регион наряду с бассейнами рек Северного Ледовитого океана и Аральского моря, входит в «осевую зону» (Pivot area) - Heartland, т. е. во внутриконтинентальные евразийские территории, вокруг которых происходило пространственное геоисторическое развитие. Историческая динамика геополитических процессов вокруг этого региона теснейшим образом связана с тем, что на протяжении последних двух тысячелетий здесь тесно контактировали разные этносы [5]. Именно в пределах указанного региона историей были приложены границы, разделяющие ареалы обитания этносов, принадлежащих к различным культурам. В этом контексте особо выделяется Южный Кавказ, отличающийся большим разнообразием ландшафта, природно-географическими условиями и т. д.
С геополитической точки зрения Азербайджан, как неотъемлемая часть южно-кавказского региона, является своеобразным мостом между различными культурно-цивилизационными ареалами. Эта черта отражается в культуре Азербайджана. В этом плане особый интерес вызывают памятники культуры, в
том числе и крепости. Ввиду сложности своего рельефа Азербайджан представляет собой некую естественную крепость.
Горные хребты Азербайджана изобилуют естественными укрытиями, глубокими ущельями, отвесными скалами и обрывами. Во время набегов иноземцев народ искал и находил пристанище в непроходимых горах. Горные крепости Азербайджана получили свои названия исходя из выполняемых ими конкретных функций, природно-географического положения, мировосприятия, мифов народа и участия в исторических событиях [6, с. 260]. Среди горных крепостей особенно выделяются Гыз (Кыз) гале (кале) (Девичья башня), которые распространены по всему Азербайджану. Эти крепости по сути охватывают всю историю нашей страны начиная с древнего периода до конца XVIII в., т. е. до появления огнестрельного оружия.
Территория Азербайджана была заселена еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют многие находки, в т. ч. различные строения или их остатки. Узкий проход между Кавказским хребтом и Каспийским морем с древнейших времен служил караванным путем для народов древней Каспианы, позже Албании, Атропатены и многих других стран Древнего Востока [7, с. 57]. Стратегически выгодное расположение на путях, соединявших Запад с Востоком, а также природные богатства Азербайджана в период средневековья превращали его в объект захватнических устремлений соседних государств [8, с. 25]. В этой связи особое внимание уделялось строительству и реконструкции крепостей, среди которых находились Девичьи башни. В изучении истории Девичьих башен привлекает внимание название этих башен Кыз (девушка).
Изучение древнейших культур показало, что значительное место практически у всех народов мира занимает культ Женской Богини или священного женского начала. Культ Женской Богини считается древнейшим в истории мировых религий, происхождение которого теряется в далекой древности и связано с историей возникновения человека.
История полна множеством свидетельств всеобщего распространения культа Богини-Матери в эпоху каменного века. В это время культ женского начала был характерен почти для всех народов, населявших Евразийский материк. На огромном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят фигурки, условно называемые «Венерами». Это были идолы Богини-Матери, культ которой носил универсальный характер [9, с. 178]. Изображения Венер обильны и в исторических слоях. Они были обнаружены в Западной Европе: Виллендорф (Австрия), Грималди (Италия), Брассемпул (Франция). Известны Дама из Дольни Вестоницы (Моравия), в бывшем СССР, на территории Атлантического побережья Пиренейского полуострова до озера Байкал, а также в Египте, Иордании, Сирии, Турции, и конечно, в Азербайджане [10, с. 36]. Ученые обратили внимание на то, что общество, где во главе стояла женщина, очень схоже с европейскими мифами и легендами о Золотом веке. В те времена не происходили крупные войны, не было рабства, отсутствовала бюрократическая политическая структура, женщины были жрицами и занимались искусством, сельским хозяйством и охотой на мелкую дичь. Все эти изображения можно найти в Гобустане, который находится недалеко от г. Баку [11, с. 20-25]. Здесь также на скалах холма Язылы имеются палеографические изображения трех башенных сооружений, относящихся к III-II тыс. до н.э. [11, с. 27-28].
Архитектурное сооружение передает свое историческое предназначение, когда оно рассматривается в едином контексте с религиозной семантикой. Соединяя символ с мифом, не трудно восстановить реальное существование в истории культуры единство, когда-то нарушенное. Символы представляют собой разные аспекты реальности. Для подтверждения того, что символ обладает определенными общими свойствами с каким-то объектом, необходимо разузнать его свойства. Символы при правильном чтении могут дать важную информацию о древних ландшафтах, пространственных изображениях, культурных изменениях, которые не фиксируются в археологии [12, с. 19]. Для распознания древних символов и изображений Гобустана необходимо исследовать то, каким образом отразилась в наскальных артефактах мыслительная деятельность древних людей, их искусство, религия и символы. Опираясь на эти соображения, можно определить суть древних Девичьих башен Азербайджана. По мнению многих азербайджанских ученых (Д. Ахундов), эти древние монообъемные башенные храмы в последующих этапах развития постепенно теряют свое первоначальное предназначение. Вызывает особый интерес архитектура этих сооружений. Одна башня возведена методом циклопической кладки, средняя - полностью декорирована горизонтальными членениями на восемь ярусов. Последняя в верхней своей части решена горизонтальными членениями с нижней, решенной крупными каменными квадрами в виде террасы или контрфорса. Именно эта архитектура культовых башен легла впоследствии в основу декоративного решения восьмиэтажной Бакинской Девичьей башни.
Эту идею можно проследить и в памятниках. Существует малоизвестная легенда, записанная в середине XIX века польским путешественником М. Б. Анжейковичем. Легенда гласит: «Город Баку был заложен неким Хунзаром. Он со своей женой Зуммуриаду построил себе дворец, в котором они жили до тех пор, пока от него не убежала Зуммуриада и не объявила себя богиней. Она, не желая иметь никаких отношений со смертными, построила себе башню, в которой жила. Эту башню можно увидеть сегодня
над самым морем в городе, который назывался Хунзаром. Эта башня называлась Девичьей башней» [7, с. 73]. Зуммуриада эта богиня, в честь которой была построена башня.
Архитектурный образ и объемно-пространственные решения многих малых храмов в Азербайджане произошли на базе местных архитектурных форм и приемов, другие же, к ним относится Гыз галасы (Девичья башня), возникли на основе и по типу крупных культовых сооружений Древнего Востока. Однако и здесь мы встречаем местные (региональные) черты, такие как приемы каменной кладки, дарбазные своды лестничных коридоров, купола и др. В Бакинской Девичьей башне полностью отсутствуют фортификационные устройства. То же самое можно сказать и о других Девичьих башнях Азербайджана. Однако в период средневековья в архитектуре этих сооружений были сделаны некоторые изменения.
Девичья башня резко выделяется среди оборонительных сооружений Апшерона. Созданная как культовое сооружение и не имеющая никакого отношения к оборонительным башням, она только после прихода исламской религии использовалась как наблюдательная башня (Гёз-Гюльяси), маяк и обсерватория для наблюдения небесных светил. В этой связи она сильно отличается от оборонительных сооружений всего Азербайджана, являясь творением более древнего мира с иными строительными чертами. Пример башенного типа культовых сооружений можно встретить близ Вавилона. Это восьмиэтажный храм Биз-Нимруда [13, с. 59], башенные храмы Мидии в крепостях Хар-Хар и Кишессу, храмы древнего Хорезма в крепости Джанбас-кала и др. [7, с. 100].
После завоевания Азербайджана арабским халифатом и массового принятия местным населением ислама, все сооружения, священные башни, храмы и крепости, посвященные древним религиям были объявлены нечистью. Поэтому большинство из них было разрушено, в результате чего уцелевшие жители, мастера и зодчие поселились в окрестностях, а также в других странах. Это привело к возникновению многочисленных крепостей на Апшероне, распространению Девичьих башен в огромном пространстве от Истанбула до Пакистана, от Пиренейского полуострова до Сибири.
В последние годы в азербайджанской науке особое внимание уделяется вопросам языческих святилищ и комплексов, расположенных на территории всей республики. Эти комплексы условно можно назвать Гобустанский, Апшеронский, Нахичеванский, Гянджа-Карабахский, Ширванский, Казахский, Шеки-Закатальский, Пайтакаранский [12, с. 216]. Следует отметить, что в каждом комплексе имеется своя Девичья башня. В Нахичевани возведена не отдельная башня, а целый комплекс, история которого начинается с III тыс. до н.э. [14, с. 278-279]. В Ширване возникновение Девичьих башен относится к античному периоду истории. Здесь Девичьи башни являются не только сакральными центрами, они выступают как центры государства, казна которого содержится в этих крепостях. В средневековье они выступают в качестве целой оборонительной системы [15, с. 380, 382, 386].
Девичьи башни также известны под названиями крепость Амешы-Спенты, храм Ардвисуры, крепость Хунан и храм Кесара. Однако в Гяндже они были известны как Санамхана. Эта крепость была построена в средневековье [16, с. 72].
В упомянутых комплексах встречаются Девичьи башни, которые имеют много общих и характерных особенностей. На территории Азербайджана довольно часто встречаются эти архитектурные памятники.
Таким образом, каждый народ имеет свои ценности. Они формируются долго и передаются из поколения в поколение. Изменения в системе моральных и религиозных ценностей постепенно входят в основу мировоззрения, культуры и религии. Девичьи башни являются именно такой ценностью. На протяжение долгих веков эти редчайшие памятники сохраняли и передавали новым поколениям обширную информацию. Смена религий не смогла полностью уничтожить эти памятники. С этой точки зрения, изучение истории Девичьих башен всегда актуально и привлекает ученых.
Список литературы
1. Пархоменко, И. Т. Культурология в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.countries.ru/library/terms/civp.htm.
2. Алиев, Ф. Б. Евразийство: геополитический дискурс / Ф. Б. Алиев. - Баку: Мутарджим, 2010. - 164 с.
3. Зотов, П. Н. Евразийская идея: политические аспекты в прошлом и настоя щем. Социально-гуманитарные знания [Электронный ресурс] / П. Н. Зотов. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru/books/289Glava1.htm].
4. Попов, Ю. В. Базисные ценности народов Евразийской цивилизации в условиях глобализации -Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia, 2009. - №№ 1-2. - С. 53, 54 [Электронный ресурс] / Ю. В. Попов. - Электрон.дан. - Режим доступа: http:www.tuva.asia/journal/issue_1-2Z95-basic-values.html].
5. Дарабади, П. Каспийский регион в современной геополитике [Электрон ный ресурс] / П. Дарабади. -Электр. дан. - Режим доступа: http:www.ca-c.org/journal/rus-03-2003/09.darprimru.shtml.
6. Mamedov, F. Azerbaijan. Castles. Fortresses / F. Mamedov, J. Qiyasi. - Baku: Внешторгиздат, 1994. -263 p.
7. Ахундов, Д. А. Архитектура древнего и ранне средневекового Азербайджана / Д. А. Ахундов. - Баку: Азернешр, 1986. - 311 с.
8. Усейнов, М. История архитектуры Азербайджана / М. Усейнов, Л. Бретаницкий, А. Саламзаде. -Москва: Государственное Издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963. - 396 с.
9. Мифы народов мира : энцикл. : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. - Москва : Сов. энцикл., 1988. - Т. 1. -671 с.
10. Мовсумова, Л. Д. Женское начало в истории человечества / Л. Д. Мовсумова. - Баку : Элм, 2011. -224 с.
11. Джафарзаде, И. М. Гобустан. Наскальные изображения / И. М. Джафарзаде. - Баку : Элм, 1973.
12. Гасанов, Г. Бакинская Девичья Башня / Г. Гасанов. - Баку : Чашыоглу, 2014. - 488 с.
13. Иегер, О. История древняя / О. Иегер. - Санкт-Петербург : Изд-во А. Ф. Маркса, 1894. - 614 с.
14. NaxQivan abidslsri ensiklopediyasi. - NaxQivan : AMEA-nin NaxQivan bolmssi, 2008. - 519 s.
15. Mehdiyeva, A. Э. §amaxi qalalari / A. Э. Mehdiye va // §amaxi ensiklopediyasi. - Baki : §srq-Qsrb, 2015. -430 s., c. 379-392.
16. Rzayeva, Z. Qiz qalalari barsds / Z. Rzayeva // Azsrbaycan onomastikasi problemlsri. - 1998. - № VII. -С. 71-73.
УДК 069:930.85(4/5)
Н. Д. Мехтиева Бакинский государственный университет, Баку, Азербайджан
РОЛЬ МУЗЕЕВ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ КОНТЕКСТЕ (70-80 гг. XX ВЕКА)
Музеи занимают важное место в сохранении историко-культурного наследия, в моральном воспитании народа, расширении межнациональных отношений и развитии мировой цивилизации. Они играют большую роль в деятельности государств Востока и Запада в сфере развития культуры на межгосударственном и межконтинентальном уровнях, сохранении и передаче культурных ценностей будущим поколениям.
Ключевые слова: Алтай, Азербайджан, Евразия, музеи, наследие, культура.
N. Mehdiyeva Baku State University, Baku, Azerbaijan
THE ROLE OF MUSEUMS IN THE HISTORICAL AND CULTURAL LEGACY IN THE EURASIAN CONTEXT (70-80 s OF THE 20 th CENTURY)
The museums have a great importance in preserving of the historical-cultural legacy, the moral upbringing and education of people, enlarging of the international relations and development, and prosperity of world civilization. The museums take a great and special part in activity of East and West, including world countries in the sphere of developing of culture on international and transcontinental levels, the preserving and transmission of cultural values to future generation.
Keywords: Altay, Azerbaijan, Eurasia, museums, legacy, culture.
Музеи имеют огромное значение в развитии мировой культуры, сохранении историко-культурного наследия и шедевров искусства и передаче его народу. Они играют посредническую роль в передаче разного рода информации в сфере изучения истории, культуры, отношений и т.д. Музеи являются памятью истории. Они нас обучают и наполняют творческими мыслями на будущее. Музеи создают благоприятную почву для своеобразного развития национальных достижений, формирования ведущей роли человека в обществе, немыслимого созидательного труда и веры человека в будущее. Они также являются научно-исследовательскими центрами.
Человечество обладает глубокой информацией об определенной роли и деятельности музеев в улучшении и развитии культурных центров, начиная с древнейших и последующих времен вплоть до современного периода. В эллинском периоде в столице Египта, Александрии были созданы первые музеи, где было собрано более 40 тысяч редчайших экспонатов. С большим интересом мы знакомились и читали о Луврском музее в Париже, музеях Виктории и Альберта в Лондоне, музее Топкапы в