УДК 159.9
ВЕТХОВА Екатерина Романовна
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет) г. Нижний Новгород, Россия
ekaterina.vetkhova@gmail.com
АРХИПОВА Мария Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет) г. Нижний Новгород, Россия
arhipovnn@yandex.ru
ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЗРАСТНОГО ФАКТОРА И ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОСТ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ
Статья посвящена исследованию воздействия информационных технологий на учебную деятельность в процессе изучения иностранного языка и зависимости отношения обучающихся к применению информационно-коммуникационных технологий от возрастного фактора. В данной статье рассматриваются первоочередные задачи преподавания иностранных языков, а именно развитие активных навыков пользования иностранным языком и внедрение смешанного обучения. Современные инновационные технологии могут быть использованы как средство, создающее коммуникативную направленность обучения иностранным языкам, а также как мотивация к изучению иностранных языков, так как работа с ИКТ интересна учащимся своей новизной и креативностью. Результаты исследования подтверждают зависимость отношения обучающихся к применению ИКТ в процессе изучения иностранного языка от возрастного фактора респондентов, а также позитивное воздействие современных информационных и коммуникационных технологий на усвоение иностранного языка и на рост мотивации к его изучению. Современные технологии, органично включенные в учебный процесс, оптимизируют учебную деятельность, мобилизуют субъекта на положительное отношение к осуществлению интеллектуальной деятельности, стимулируют поддержание интереса, тем самым повышают результативность учебной деятельности.
Ключевые слова: образование, иностранные языки, информационные технологии, коммуникативный процесс, учебная деятельность, мотивация, интерес.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 -186-188 Ekaterina R. VETKHOVA
Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University) Nizhniy Novgorod, Russia
ekaterina.vetkhova@gmail.com
Maria V.ARKHIPOVA
Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University) Nizhniy Novgorod, Russia
arhipovnn@yandex.ru
FOREIGN LANGUAGE STUDY: THE RELATIONSHIP BETWEEN AGE FACTOR AND ITS IMPACT ON MOTIVATION
The article is devoted to the analysis of information technology impact on foreign language learning and the relationship between students' attitude to the use of IT and age factor. The article focuses on the acute problem of teaching foreign languages nowadays - development of active communicative skills and introduction of blended learning. Modern information technologies can be used as a means of creating communicative direction of studying foreign languages and motivating students' self-education. Studying with the help of Internet is interesting because of its diversity and creativity. The results of our research prove positive influence of IT on educational process and on the increase of motivation. It helps to concentrate students' attention on studying, stimulates imagination and produces good emotions. It is emotions that motivate and create positive attitude. IT used in teaching foreign languages helps to optimize the process of teaching, stimulates studying, thus increasing the results of education.
Keywords: education, foreign languages, IT, communicative process, studying process, educational activity, motivation, interest
В настоящее время социум определенно вносит коррективы в организацию учебного процесса, заставляет считаться с веяниями времени. Дети привыкают к виртуальной реальности еще до того, как идут в школу. Так, виртуальная компьютерная среда является важным фактором их возрастного развития. Таким образом, процесс преподавания подстраивается под современные потребности и современные информационные технологии все больше внедряются в учебный процесс.
Использование ИКТ способствует созданию коммуникативной направленности обучения и повышению мотивации к изучению иностранного языка (А.В. Юдакова, И. Грабар, О.В. Смоло-вик, Н.В.Шутова и др.), так как ИКТ воспринимается учащимися с безусловным интересом, а положительные эмоции являются важным фактором в организации любой деятельности, в том числе и учебной [1; 2; 3]. Использование ИКТ не только делает процесс обучения более привлекательным, но и воздействует на эмоциональную составляющую учебной деятельности, развитие творческих иноязычных способностей. Н.В. Шутова, В.В.Рыжов, М.В. Архипова отмечают, что креативность является мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, находить нестандартные решения проблем [4].
Однако, организуя учебный процесс, необходимо учитывать особенности восприятия информации представителями разных возрастных групп. Так, мы определили цель нашего ис-
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8 №6/1, 2016 _Historical and Social Educational Ideas Volume 8 #6/1, 2016_
следования в изучении взаимосвязей возрастных показателей и влияния информационных технологий на рост мотивации обучаемых в процессе изучения иностранного языка.
Для достижения поставленной цели применялся теоретический метод анализа литературы по теме исследования, диагностический метод наблюдения и анкетирования, включающий в себя вопросы открытого, закрытого, смешанного и контрольного типа, а также статистические методы обработки результатов исследования. Основным методом нашей научной работы является метод анкетирования.
В целях подтверждения выдвинутой гипотезы и с учетом вышеуказанных требований к анкетированию нами была разработана анкета, состоящая из объяснения цели опроса, инструкции по заполнению, демографических вопросов и семи вопросов открытого, закрытого, смешанного и контрольного типа.
Эмпирическую базу работы составляют результаты опроса представителей разных возрастных групп: младших школьников (7-8 лет), представителей среднего звена (10-13 лет), старшеклассников (15-16 лет) и студентов (18-23 года).
Обратимся к полученным результатам.
Результаты анкетирования на вопрос «Вы согласны с утверждением о том, что уроки с применением технических средств (например, компьютера) намного интереснее?» показывают, что абсолютно согласны с данным утверждением лишь представители начального и старшего звена СОШ, 40% респондентов от среднего звена ответили на вопрос отрицательно, а 80% студентов все же считают, что уроки с применением технических средств намного интереснее. Таким образом, применение технических средств во время занятия по английскому языку делает урок более увлекательным, по мнению большинства респондентов от каждой группы опрошенных; особый интерес это вызывает у начальных и старших классов.
На вопрос «Как Вы считаете, насколько эффективны следующие виды деятельности на уроке иностранного языка?» респонденты отреагировали следующим образом: 50% опрошенных старшеклассников и 80% студентов считают полезным периодически осуществлять просмотр видеоматериала; в начальных классах ученики выразили пожелание включать этот вид деятельности в каждое занятие по иностранному языку. Отношение к прослушиванию аудиома-териала распределилось между ответами «отношусь нейтрально», «считаю полезным периодически осуществлять» и «считаю необходимым компонентом каждого урока». Лишь 40% представителей среднего звена относятся к прослушиванию аудиоматериала во время урока по иностранному языку нейтрально, остальные группы опрошенных считают полезным осуществлять данный вид деятельности хотя бы иногда, что говорит о необходимости периодического включения такого вида деятельности, как аудирование, в урок. Выполнять задания в электронном формате интересно на каждом занятии 75% младших школьников и 40% - средних, 50% старшеклассников относятся к данному виду деятельности нейтрально, 60% студентов изъявили желание периодически осуществлять его. Такие результаты свидетельствуют о неоднозначном отношении к данному виду деятельности представителей разных возрастных групп. Преобладающее большинство старшеклассников и студентов считают полезным использование презентаций, 40% представителей средних классов выражают желание готовить презентации периодически или относятся нейтрально.
Результаты открытого вопроса «Какие дополнительные технические средства Вам хотелось бы использовать на занятии по иностранному языку и при самостоятельной подготовке?» говорят о заинтересованности младших школьников во включении в занятие и самостоятельную подготовку лишь обучающих игр в электронном формате. Представителей средних и старших классов, а также студентов привлекают в основном приложения на телефоне, например переводчик и просмотр фильмов на изучаемом языке. Выявленная заинтересованность в конкретных технических средствах представителей различных возрастных групп может быть использована в целях повышения мотивации на изучение языка.
Далее учащимся было предложено оценить эмоциональное состояние во время использования технических устройств. Так, 100% респондентов от начальной школы, 60% - от средних классов, 25% - от старших классов и 80% студентов пребывают в приподнятом настроении, что обусловливает их стремление к изучению иностранного языка с помощью технических средств. Представители всех исследуемых возрастных групп сходятся во мнении о том, что использование технических средств способствует лучшему усвоению материала, а также повышает интерес к процессу обучения.
Результаты нашего исследования подтверждают зависимость отношения обучающихся к применению ИКТ в процессе изучения иностранного языка от возрастного фактора респондентов. Современные технологии, органично включенные в учебный процесс, оптимизируют учебную деятельность, мобилизуют субъекта на положительное отношение к осуществлению ин-
теллектуальнои деятельности, стимулируют поддержание интереса, тем самым повышают результативность учебной деятельности [5].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Юдакова А.В. Внедрение информационных технологий в образование студентов / А.В. Юдакова, Н.В. Польша-кова // Инновации, качество и сервис в технике и технологиях: Сб. науч. трудов 5-й Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 374-376.
2. Грабар И. Изучение иностранного языка и ИКТ: взаимосвязь возраста обучаемых и степени использования ИКТ / И. Грабар, Т. Главаш // Вестник Новосибирского государственного педагогического та. - 2016. - № 4. - С. 50-58.
3. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Сравнительный анализ мотивов изучения иностранного языка у современных студентов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4 (117). - С. 168-171.
4. Архипова М.В., Рыжов В.В. Влияние музыки на развитие творческих иноязычных способностей // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 2. - С. 279-283.
5. Архипова М.В., Золотова М.В. Возможности учебных электронных курсов в процессе обучения иностранным языкам студентов неязыковых вузов // Вестник Университета (Государственный университет ния). - 2014. - № 20. - С. 255-257.
REFERENCES
1. Judakova A.V. Vnedrenie informacionnyh tehnologij v obrazovanie studentov. A.V. Judakova, N.V. Pol'shakova. [The u se of IT in teaching students]. Innovations, quality and service in technics and technology. 2015. Pp. 374-376 (in Russ.).
2. Grabar I. Izuchenie inostrannogo jazyka i ikt: vzaimosvjaz' vozrasta obuchaemyh i stepeni ispol'zovanija ikt. I. Grabar, T. Glavash. [Foreign language learning and technology: differences in learners' perspective and beliefs in relation to the age factor]. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2016. № 4. Pp. 50-58 (in Russ.).
3. Smolovik O.V., Shutova N.V. Sravnitel'nyj analiz motivov izuchenija inostrannogo jazyka u sovremennyh studentov. [Comparative analysis of the motives of learning a foreign language by students]. Kazanskij Pedagogical Journal. 2016. №4 (117). Pp. 168-171 (in Russ.).
4. Arhipova M.V., Ryzhov V.V. Vlijanie muzyki na razvitie tvorcheskih inojazychnyh sposobnostej. [Using music in teaching foreign languages and developing creativity]. University Bulletin (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2015. № 2. Pp. 279-283 (in Russ.).
5. Arhipova M.V., Zolotova M.V. Vozmozhnosti uchebnyh jelektronnyh kursov v processe obuchenija inostrannym jazykam studentov nejazykovyh vuzov. [The means of e-learning courses in teaching English at non-linguistic universities]. University Bulletin (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2014. № 20. Pp. 255-257 (in Russ.).
Информация об авторе
Ветхова Екатерина Романовна, магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Россия ekaterina.vetkhova@gmail.com
Архипова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводи-дактики, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Россия arhipovnn@yandex.ru
Получена: 15.11.2016
Для цитирования статьи: Ветхова Е. Р., Архипова М.В., Изучение иностранного языка: взаимосвязь возрастного фактора и влияния информационных технологий на рост мотивации обучаемых. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 2. с. -6/1-186-188.
Information about the author
Ekaterina R. Vetkhova, Master's Degree Student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University),
Nizhniy Novgorod, Russia ekaterina.vetkhova@gmail.com
Maria V. Arkhipova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Foreign Languages and Linguistic Didactics, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), Nizhniy Novgorod, Russia arhipovnn@yandex.ru
Received: 15.11.2016
For article citation: Vetkhova E.R., Arkhipova M.V., Izuchenie inostrannogo jazyka: vzaimosvjaz' vozrastnogo faktora i vlijanija informacionnyh tehnologij na rost motivacii obuchaemyh. [Foreign language study: the relationship between age factor and its impact on motivation]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-186-188.