ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
Изучение информированности населения г. Омска
о роли лечебно-профилактических продуктов в рационе питания
С.И.Артюхова, Е.А.Молибога
Омский государственный аграрный университет
Для коррекции структуры питания населения очень важна проблема формирования навыков здорового питания с использованием функциональных продуктов, важно также учитывать мнение потребителей, на которых данные продукты ориентированы. В связи с этим нами были проведены исследования по определению уровня информированности населения г. Омска о значении лечебно-профилактических продуктов в рационе питания. Социологический опрос 2000 жителей г. Омска проводили в период с января по март 2004 г. в виде анкетирования, центральный вопрос которого звучал: «Насколько Вы информированы о роли лечебно-профилактических продуктов в рационе питания». Анкета содержала вопросы двух видов: на вопросы первой группы следовало выбрать ответ из имеющихся вариантов, на другие -дать ответ самим.
Распределение респондентов по социально-демографическим группам в зависимости от пола и возраста было следующие (%): в зависимости от пола (мужчины - 34,8, женщины -65,2); возраста (10-19 лет - 5,2, 20-29 лет- 31,6, 30-39 лет- 18,4, 40-49 лет - 20,4, 50-59 лет - 16,5, 60 лет и старше - 7,9); от уровня образования
(высшее - 38,1, среднее - 56,9, начальное - 5,0).
По роду занятий опрашиваемые распределились следующим образом (%): учащиеся, студенты - 17,4; специалисты с высшим образованием -26,2; рабочие - 26,1; служащие без высшего образования - 10,6; пенсионеры - 10,6; предприниматели - 3,4; другой род занятий - 3,1; домохозяйки и неработающие - 2,6.
Учитывая, что статус питания служит одним из факторов формирования здоровья и качества жизни человека, представляло интерес выяснить, какую часть семейного бюджета омичи тратят на продукты питания. Выяснилось, что 80 % от семейного бюджета тратят 29,3 % опрошенных; 50 % бюджета -53,5 % и 30 % от бюджета тратят 17,3 %.
Исследования показали, что при оценке уровня собственного здоровья считающих себя здоровыми не так уж много. На вопрос «Считаете ли Вы себя здоровым?» только 34,6 % ответили да. В числе приоритетных причин возникновения заболеваний омичи отмечают неблагоприятную экологическую обстановку (18,1 %), способствующую повышению уровня заболеваемости, современные условия жизни (11,4 %) и материальное положение (10,9%). Среди других причин заболеваний от-
мечали: недостаток в рационе различных минеральных веществ и витаминов (10 %), возраст (9,1 %), наследственность (8,8%), недостаточность питания (7,1 %), загрязнение продуктов питания ксенобиотиками и радионуклидами (6,9%), отсутствие информированности о вреде и пользе продуктов питания (5,6%) и другое (12,1 %).
На вопрос о том, с какими системами организма человека связаны заболевания, были получены следующие данные (%): 26,8 - с пищеварительной системой; 18,4 - сердечнососудистой; 16,5 - центральной нервной системой; 11,9 - иммунной; 10,1 - эндокринной; 8,0 - гинекологической; 5,4- костной и 2,9- онкологической.
На вопрос «Знакомы ли Вы с таким понятием как функциональные, т. е. лечебно-профилактические продукты?» 51,0 % респондентов ответили да. А вот в то, что с их помощью можно оградить организм человека от вредных воздействий окружающей среды, верит только 26,9 % опрошенных; затрудняются ответить 44,9 %; совершенно не верят в данное утверждение
28.3 % респондентов. Но все-таки
29.4 % опрошенных производят свой выбор продуктов, исходя из содержания в них нужных, на их взгляд, микроэлементов, витаминов, минеральных веществ, а 47,8 % никогда не задумывались над своим выбором. Кроме того, 92,4 % омских респондентов предпочитают употреблять именно отечественные продукты питания, и только 7,6 % отдают предпочтение импортной продукции. Оказалось, что для потребителя очень важна информация, содержащаяся на упаковке продукта. Что интересует омского покупателя из данной информации в первую очередь, показано из рис. 1. Наиболее распространенные причины, из-за которых покупатель интересуется
Состав продукта 17 %
Срок хранения 13,30 %
Отсутствие консервантов и красителей -9 %
Внешний вид -10,30 %
Дата изготовления -23,10 %
Цена -27,30 %
Информация о пищевой ценности -7,90
С целью обогащения организма витаминами ■ 13,40 %
Забота о фигуре -11,20 %
Забота о безопасности продукта -20,60 %
Забота о своем здоровье -31,30 %
Стремление к потреблению низкокалорийных продуктов -15,60 %
Рис. 1. Наиболее интересуемая покупателя информация, представленная на упаковке
Рис. 2. Наиболее распространенные причины, из-за которых покупатель интересуется информацией на упаковке
NUTRITION AND HEALTH
информацией на упаковке, представлены на рис. 2.
«Пусть твоя пища будет твоим лекарством, и твое лекарство - твоей пищей», - говорил основоположник мировой клинической медицины - древнегреческий врач Гиппократ (460370 гг. до н.э.). Сегодня настало время вспомнить это положение. Варьируя основными продуктами питания в процессе их производства, необходимо добиваться определенной направленности защитных комплексов и предлагать их для массового потребления, а следовательно, и массового оздоровления населения. Томас Эдисон, широко цитируемый в специальной литературе, говорил, что будущие врачи не будут давать вам лекарство, а будут заинтересовывать пациентов в том, как поддержать человеческий организм и лечить диетами, искоренять причины его заболевания, а не приглушать болезнь. Сегодня надежда на лекарства во всем мире не оправдалась, поэтому значительно больше стали уделять внимания проблемам питания. Многие ученые сделали вывод, что предупреждать болезни и исцеляться от них полноценной и безопасной пищей значительно эффективнее,
чем чужеродными для организма фармацевтическими средствами, дающими негативные побочные эффекты.
Широкое распространение функциональных продуктов в мире связано прежде всего с тем, что из-за малоподвижного образа жизни уменьшился объем пищи, который человек съедает в течение суток. Это общая мировая тенденция. Необходимо, чтобы в этом небольшом объеме содержалось как можно больше полезных веществ, чтобы дневной рацион содержал все необходимые нутриенты. Поэтому человек должен употреблять специально обогащенные, т. е. функциональные продукты. Кроме этого, в распространении функциональных продуктов имеется экологический аспект. Здоровье населения экологически неблагоприятных регионов может быть улучшено введением в рацион продуктов, содержащих вещества, усиливающие адаптационные и защитные свойства организма.
Идея улучшения здоровья населения путем создания условий для рационального питания в настоящее время получила официальное признание и в Российской Федерации. Появилась концепция государственной политики
в этой области. Начато производство отечественных продуктов питания, обогащенных функциональными ингредиентами. Возможно, именно широкая пропаганда, так называемая реклама будут способствовать дальнейшему внедрению в сознание потребителей идей функционального (позитивного и адекватного) питания. Недостаточное внимание, уделяемое данному направлению, подтверждается ответами на вопрос «Обращаете ли Вы внимание на рекламу новых продуктов и употребляете ли Вы их?», нет - ответили 52,8 % опрошенных омичей.
Освоение функционального питания в условиях Российской Федерации в настоящее время нуждается в форсировании независимо от социальных и рыночных условий и определяется прежде всего неблагополучной экологической обстановкой. Актуальность создания новых продуктов с широким спектром защитных функций и ознакомление с ними потребителя различными способами рекламы с целью массового оздоровления людей путем популяционной профилактики останутся острыми до тех пор, пока общественное здоровье не претерпит качественных изменений.