Научная статья на тему 'Изучение информационных потребностей специалистов АПК в области животноводства'

Изучение информационных потребностей специалистов АПК в области животноводства Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
150
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИННОВАЦИИ / AGROINDUSTRIAL COMPLEX (APK) / INFORMATION NEEDS / INNOVATION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Кондратьева О. В., Кондратьев И. Н.

Приведены результаты маркетинговых исследований информационных потребностей специалистов АПК с применением базы данных (БД) «Потребители информационной продукции в сфере АПК», основные показатели, определяющие эффективность предоставляемых информационных услуг. Анализ информационных запросов пользователей решается, главным образом, на статистическом уров-не, путем подсчета запросов, с одновременной количественной и качественной оценкой и обобщением полученных результатов, разработкой вытекающих из результатов выводов, рекомендаций и прогнозов. Такой подход позволяет получить данные о потребителе, удовлетворении его информационной продукцией и дает возможность предположения дополнительных методов маркетинговых исследований. Область и процедура маркетинговых исследований состоит из комплекса последовательных частных действий (этапов): разработка концепции исследования (постановка проблемы, определение задач и целей); получение и анализ эмпирических данных (разработка рабочего инструментария, процесс получения данных, их обработка и анализ); формирование основных выводов и оформление результатов исследований в новых выпусках информационного продукта. Дано описание работы формата обратной связи: предложенный информационный продукт (в области животноводства), информационно-консультационное обслуживание, распространение, актуальность, интерес специалистов к предложенной тематике, изучение, внедрение, отзыв, анкетирование, повторный заказ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of APK specialists information needs marketing research with database (BD) "The APK sector's information products consumers" application, key indicators determining of the information services effectiveness is given. The consumers' information requests analysis is decided primarily on a statistical level, by requests' counting by obtained results simultaneous quantitative and qualitative evaluation and synthesis, deve-lopment from the conclusions' result, recommendations and forecasts. This approach allows to obtain informa-tion about the consumer, his information product' satisfaction and enables of marketing research additional methods assumption. The marketing research area and procedure consists of consecutive actions (stages) complex: the concept of the research (problem set, task and goals definition) developing; empirical data analysis (working tools development, the process of data obtaining, its processing and analysis) obtaining; the main conclusions' formation and the results of research into new information product editions presentation. The feedback format of working description: the proposed information product (livestock), information and consulting service, distribution, the relevance, the interest of specialists to the proposed topics, research, implementation, feedback, questioning, repetitive order is given.

Текст научной работы на тему «Изучение информационных потребностей специалистов АПК в области животноводства»

УДК 659.15

ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК В ОБЛАСТИ ЖИВОТНОВОДСТВА

О.В. Кондратьева, кандидат экономических наук И.Н. Кондратьев, аспирант ФГБНУ «Росинформагротех» E-mail: [email protected]

Аннотация. Приведены результаты маркетинговых исследований информационных потребностей специалистов АПК с применением базы данных (БД) «Потребители информационной продукции в сфере АПК», основные показатели, определяющие эффективность предоставляемых информационных услуг. Анализ информационных запросов пользователей решается, главным образом, на статистическом уровне, путем подсчета запросов, с одновременной количественной и качественной оценкой и обобщением полученных результатов, разработкой вытекающих из результатов выводов, рекомендаций и прогнозов. Такой подход позволяет получить данные о потребителе, удовлетворении его информационной продукцией и дает возможность предположения дополнительных методов маркетинговых исследований. Область и процедура маркетинговых исследований состоит из комплекса последовательных частных действий (этапов): разработка концепции исследования (постановка проблемы, определение задач и целей); получение и анализ эмпирических данных (разработка рабочего инструментария, процесс получения данных, их обработка и анализ); формирование основных выводов и оформление результатов исследований в новых выпусках информационного продукта. Дано описание работы формата обратной связи: предложенный информационный продукт (в области животноводства), информационно-консультационное обслуживание, распространение, актуальность, интерес специалистов к предложенной тематике, изучение, внедрение, отзыв, анкетирование, повторный заказ.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс (АПК), информационные потребности, инновации.

Эффективность дальнейшего развития агропромышленного комплекса в значительной степени зависит от информационной составляющей - своевременного предоставления лицам, принимающим решения в области организации, управления и технологий сельскохозяйственного производства объективной, актуальной, исчерпывающей и достоверной информации о состоянии управляемых объектов и внешней среды, технологиях производства в различных сельскохозяйственных направлениях. Поэтому, если в решении задач агропродовольственной сферы приоритетное место занимает научно-техническая и инновационная политика, то основу механизмов реализации этих задач составляет система информационного обеспечения. Особое значение придается информационному обеспечению направлений деятельности, связанных с созданием инновационной экономики, новых технологических процессов и продуктов в АПК, реализацией технологий и приоритетных направлений

развития науки, позволяющих заменить морально устаревшие технологии, повысить эффективность сельскохозяйственного производства и инвестиционную привлекательность отрасли. Научно-техническое прогнозирование развития АПК, выбор приоритетов, формирование тематики научных исследований и т.п. - это задачи, которые необходимо решать с привлечением отраслевых информационных ресурсов [1].

Один из наиболее часто используемых методов изучения информационных пользователей (ИП) - анализ информационных запросов, который позволяет выявить предпочтение и частоту обращения пользователей информации к различным видам и тематическим направлениям АПК. Анализ информационных запросов пользователей решается, главным образом, на статистическом уровне (подсчет запросов с одновременной количественной и качественной оценкой и обобщением полученных результатов, разработкой вытекающих выводов, рекомендаций и про-

гнозов). Такой подход позволяет получить данные о потребителе, удовлетворении его информационной продукцией и дает возможность предложения дополнительных методов маркетинговых исследований [2].

На протяжении пяти лет в ФГБНУ «Рос-информагротех» ведется статистическая база данных «Потребители информационной продукции в АПК», позволяющая объединить в один банк все сведения о потребителях ин-

формационной продукции (адреса, контактная информация, виды деятельности, категории организаций, исследуемые тематические направления, источник поступившей информации, демографическое положение т.д.) База данных помогает проводить ежегодный анализ информации о потребителях, выявляя тем самым актуальность предлагаемых информационных материалов и информационную потребность (рис. 1) [3].

Начальная регистрация:

01.09.2015

Дата регистрации: | 27.02.2012

Категория организации (Предприятие | т | Ф ед е рал ьныйО круг: |Северо-западный | т |

Ключевые олова

КодК | 3302"

Наименование [ООО7 'Региональный центр информационного обеспечения племенного животноводства Ленинград! ^Л

Адрес |г. Санкт-Петребург, п. Шушары, ул. Пушкинская, 12

Индекс: (1Э6626

Телефон, Факс |(812] 451-15-12,451-15-02

разработка и внедрение компьютерных программ по ,ству

Г

Адресное дополнение Email | [email protected]

ИНН 17320022050

Печать адреса на конверт

Печать бланка конверта

КПП

1782001001

Контактное лицо |Куценин Николай Владимирович, менеджер

Рассылы:

Примечания:

Запись: [ЩНI Йо7 ИЕН 113 ^ 1 | ггг

Рис. 1. Раздел «Потребители» в БД

Так, в 2015 г. специалисты запросили по технологическому и техническому обеспечению производства продукции животноводства 45 наименований изданий из 50 предложенных. Это неплохой показатель разнообразия предложенного спектра информации в этой области и возможности ознакомления.

В связи с экономическим развитием отрасли развиваются сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства и малые формы хозяйствования. Поэтому в последнее время наибольший интерес специалисты проявляют к информации по проектированию животноводческих объектов - птицеводческих, крупного рогатого скота, овце-

водческих и козоводческих. Многие фермерские хозяйства используют научно-информационные материалы ФГБНУ «Росинформа-гротех». Так, ООО "УралИнфоСервис" обращалось с запросами по Методическим указаниям о проведении комплексного мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения; ООО "РЦ "Плинор" обратилось за разработкой и внедрением компьютерных программ в животноводстве; ООО "Живмашком" интересовалось изданиями по переоснащению молочных ферм и др. Отмечен интерес специалистов к изданию «Технологическое и техническое переоснащение молочных ферм»; на протяжении двух лет

справочник «Технологии и оборудование для птицеводства» пользуется спросом. Такие издания, как «Опыт промышленного откорма пекинской утки», рекомендации по развитию козоводства и по разведению крупного рогатого скота мясных пород вызвали немалый интерес у специалистов-животноводов. В каталоге «Техника для животноводства в малых формах хозяйствования» и сборнике «Технологии и оборудование для производства комбикормов в хозяйствах» специалисты отметили актуальность представленной техники и оборудования. Ежегодно изучаются информационные запросы специалистов и на специализированных мероприятиях, таких, как международные агропромышленные выставки «Агрорусь», «Золотая осень», международные выставки оборудования и технологий для животноводства, молочного и мясного скотоводства «Молочная индустрия», «Мясная индустрия» и др. [4].

С целью выявления тематических информационных потребностей на конгрессно-выставочных мероприятиях регулярно про-

водится анкетирование, результат которого показывает эффективность использования научно-информационных ресурсов. Анализ распределения посетителей выставок по федеральным округам за последние три года показал, что наибольшее количество посетителей было, в основном, из трех федеральных округов: Центрального (46%), Южного (17%) и Приволжского (10%); это объясняется не только территориальным положением, но и активностью продвижения инноваций в регионах [5]. На рис. 2 представлен перечень предложенных тематических направлений специалистам АПК, на рис. 3 отразилось распределение востребованности (запросов) научно-информационных ресурсов.

Обобщив перечень вышеприведенных тем, можно отметить, что перевод сельского хозяйства на инновационную основу является объективной закономерностью и предусматривает экономическую необходимость интенсификации сельскохозяйственного производства и развития инновационных процессов во всех отраслях аграрного сектора.

Техническое и технологическое обеспечение производства продукции растениеводства 30%

Нанотехнологии и наноматериалы

2%

Альтернативная

энергетика, биотехническая продукция

3%

Техническое и технологическое обеспечение производства продукции жи вотноводства 24%

Развитие сельских

територии

3%

Экономическое развитие АПК, налогообложение, кредитование, кооперация планирование и т.д. 4%

Методические рекомендации по технологическому проектированию _ сельскохозяйственных объектов 14%

Техническое и технологическое обеспечение переработки сел ьскохозяйствен-ной продукции 10%

Технический сервис,

транспортное обслуживанине АПК 9%

Рис. 2. Предложенный научно-информационный ресурс

Рис. 3. Распределение востребованности ИР по тематическим

направлениям за 2014-2015 гг., %

Растениеводство Животноводство Переработка с/х продукции Технический сервис Экономика в АПК Развитие сельских территорий Нанотехнологии и наноматериалы Альтернативная энергетика Разное

8 10 12 14 16

O

2

4

6

При этом наиболее важными направлениями являются: завершение комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, техническое и технологическое перевооружение, реконструкция, расширение сельскохозяйственных организаций, применение перспективных систем машин, внедрение прогрессивных технологий на всех стадиях производства продукции, реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

Литература:

1. Федоренко В.Ф. Научно-информационное обеспечение инновационного развития в сфере сельского хозяйства. М., 2011. 368 с.

2. Кондратьева О.В. Совершенствование механизмов формирования и распространения научно-технической информации в АПК: автореф. дис. к.э.н. М., 2011.

3. Организационные формы активизации продвижения инноваций в АПК I Федоров А.Д. и др. // Агро XXI. 2015. №04.

4. Березенко Н.В., Слинько О.В. Выставки - эффективный инструмент продвижения инноваций в АПК II ИнформАгро-2014". М., 2014. С. 236-243.

5. Анализ методов распространения информации и ее востребованности в АПК I Федоров А.Д. и др. // Техника и оборудование для села. 2015. №2. С. 47-48.

Literatura:

1. Fedorenko V.F. Nauchno-informacionnoe obespeche-nie innovacionnogo razvitiya v sfere sel'skogo hozyajstva. M., 2011. 368 s.

2. Kondrat'eva O.V. Sovershenstvovanie mekhanizmov formirovaniya i rasprostraneniya nauchno-tekhnicheskoj informacii v APK: avtoref. dis. k.eh.n. M., 2011.

3. Organizacionnye formy aktivizacii prodvizheniya inno-vacij v APK I Fedorov A.D. i dr. II Agro XXI. 2015. №04.

4. Berezenko N.V., Slin'ko O.V. Vystavki - ehffektivnyj instrument prodvizheniya innovacij v APK II InformAg-ro-2014". M., 2014. S. 236-243.

5. Analiz metodov rasprostraneniya informacii i ee vost-rebovannosti v APK I Fedorov A.D. i dr. II Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2015. №2. S. 47-48.

THE AGRICULTURAL SPESIALISTS' NEEDS IN THE FIELD OF ANIMAL HUSBANDRY INFORMATION STUDY

0.V. Kondratyeva, candidate of economic sciences

1.N. Kondratyev, post graduate student FGBNY "Rosinformagrotekh"

Abstract. The results of APK specialists information needs marketing research with database (BD) "The APK sector's information products consumers" application, key indicators determining of the information services effectiveness is given. The consumers' information requests analysis is decided primarily on a statistical level, by requests' counting by obtained results simultaneous quantitative and qualitative evaluation and synthesis, development from the conclusions' result, recommendations and forecasts. This approach allows to obtain information about the consumer, his information product' satisfaction and enables of marketing research additional methods assumption. The marketing research area and procedure consists of consecutive actions (stages) complex: the concept of the research (problem set, task and goals definition) developing; empirical data analysis (working tools development, the process of data obtaining, its processing and analysis) obtaining; the main conclusions' formation and the results of research into new information product editions presentation. The feedback format of working description: the proposed information product (livestock), information and consulting service, distribution, the relevance, the interest of specialists to the proposed topics, research, implementation, feedback, questioning, repetitive order is given.

Keywords: agroindustrial complex (APK), information needs, innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.