Научная статья на тему 'Изучение характера личностной направленности и опасного поведения детей, воспитывающихся в условиях детского дома'

Изучение характера личностной направленности и опасного поведения детей, воспитывающихся в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1024
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПАСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ДЕТСКИЙ ДОМ / СЕМЬЯ / ПОВЕДЕНИЕ / ДЕПРИВАЦИЯ / DANGEROUS TENDENCIES / ORPHANAGE / FAMILY / BEHAVIOR / DEPRIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларин Александр Николаевич

В статье приводятся результаты исследования негативных тенденций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях детского дома. Автор предполагает, что у данной категории детей уровень развития неблагоприятных установок, препятствующих формированию активной жизненной позиции, как фактора социальной адаптации выше, чем у детей, воспитывающихся в условиях семьи. Для проведения исследования была разработана специальная анкета, направленная на изучение опасных тенденций и негативных установок поведения. Испытуемые были разделены на две группы: контрольную (дети, воспитывающиеся в семье) и экспериментальную (дети, воспитывающиеся в детском доме). Исследование показало, что в экспериментальной группе уровень опасных тенденций и негативных установок поведения значительно превосходит результаты контрольной группы. После выпуска из детского дома и вступления в самостоятельную жизнь данная категория детей может находиться в группе риска, а потому требует качественного изучения и диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the study of negative tendencies in children-orphans and children left without parental care who are brought up in an orphanage. It is assumed that this category of children has a higher level of development of unfavorable attitudes hindering formation of active life position as a factor of social adaptation in comparison with children who are brought up in a family. To conduct the research a special questionnaire was developed to study dangerous tendencies and negative behavioural attitudes. The respondents were divided into two groups control (children who are brought up in a family) and experimental (children who are brought up in an orphanage). The study showed that in the experimental group the level of dangerous tendencies and negative behavioural attitudes significantly exceeds the results of the control group. After leaving an orphanage and starting their own life these children can fall into a risk group, thus requiring proper examination and diagnostics.

Текст научной работы на тему «Изучение характера личностной направленности и опасного поведения детей, воспитывающихся в условиях детского дома»

УДК 159 © А. Н. Ларин, 2017

Изучение характера личностной направленности и опасного поведения детей, воспитывающихся в условиях детского дома

Александр Николаевич Ларин,

аспирант кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Москва, Россия. e-mail: [email protected]

В статье приводятся результаты исследования негативных тенденций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях детского дома. Автор предполагает, что у данной категории детей уровень развития неблагоприятных установок, препятствующих формированию активной жизненной позиции, как фактора социальной адаптации выше, чем у детей, воспитывающихся в условиях семьи. Для проведения исследования была разработана специальная анкета, направленная на изучение опасных тенденций и негативных установок поведения. Испытуемые были разделены на две группы: контрольную (дети, воспитывающиеся в семье) и экспериментальную (дети, воспитывающиеся в детском доме). Исследование показало, что в экспериментальной группе уровень опасных тенденций и негативных установок поведения значительно превосходит результаты контрольной группы. После выпуска из детского дома и вступления в самостоятельную жизнь данная категория детей может находиться в группе риска, а потому требует качественного изучения и диагностики.

Ключевые слова: опасные тенденции, детский дом, семья, поведение, депривация.

Для цитирования: Ларин А. Н. Изучение характера личностной направленности и опасного поведения детей, воспитывающихся в условиях детского дома // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 51-55.

Главной задачей институциональных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является формирование психологически зрелой и подготовленной к самостоятельной жизни личности, с адекватно сформированной активной жизненной позицией и набором знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации и адаптации в социуме после выпуска из детского дома

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2015 г. в нашей стране было зарегистрировано 58 168 детей, воспитывающихся в детских домах [1].

По статистическим данным официальных российских источников, к условиям самостоятельной жизни в обществе адаптируются около 10% детей-выпускников детских домов, остальные 90% криминализируются, становятся жертвами различных пагубных зависимостей либо заканчивают жизнь самоубийством [2]. Это приблизительные цифры, но тенденция такова

Еще в детском доме многие подростки начинают употреблять табачные изделия, алкоголь и наркотические средства, что в дальнейшем может привести к губительной зависимости [3, с. 107-119]. Вступление в ранние половые контакты негативно влияет на дальнейшее устройство их жизни [4, с. 125-135].

М. Г. Бочило считает, что нарушения в их эмоционально-волевой и коммуникативной сферах проявляются в стрессовых и трудных жизненных ситуациях, что характерезуется повышенной тревожностью, фобиями, раздражительностью, вспыльчивостью, депрессивным состоянием, склонностью к конфронтации и т д [5, с. 101-104].

Воспитание ребенка в учреждении закрытого типа обусловливает возникновение у него негативных качеств

(инфантильность, непособность к сознательной саморегуляции, позиция иждивенчества, склонность к асоциальным формам поведения, повышенный уровень вик-тимности и т. д . ) [6, с . 64-68].

Частые рецидивы социально-дезадаптивных проявлений способствуют закреплению асоциальных поведенческих стереотипов, что может привести к формированию устойчивого антисоциального типа поведения [7, с 46-48]

И. Ф . Дементьева пишет: «Будучи объектом воздействия со стороны целого ряда социальных институтов, сирота в то же время оказывается в положении „у семи нянек..." . В связи с тем, что педагог детского дома формально выполняет свои обязанности, из-за безответственности собственных родителей, жесткого взаимодействия со сверстниками, сирота зачастую становится жертвой такой воспитательной системы. Специфические взаимодействия с социальным окружением вырабатывают в нем конформность, безынициативность, уход от решения насущных проблем, отсутствие значимых жизненных целей, которые затрудняют процесс адаптации» [8, с. 62-70].

По мнению В М Сапогова, «уровень криминализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается на довольно высоком уровне» [9, с. 126].

Подросткам, вследствие неумелой самоидентификации и незнания способов социальной адаптации, часто не удается соответствовать требованиям общества, хотя они того и желают [10, с. 79-82].

Таким образом, у воспитанников детских домов одной из наиболее острых проблем является успешное вливание в современное общество и самостоятельное обустройство своей жизни[11].

В целях выявления негативных танденций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было проведено исследование, направленное на изучение опасных тенденций и наклонностей, формирующихся у детей, воспитывающихся в детском доме .

Выборка состояла из 91 человека, которые были разделены на 2 группы: экспериментальную (в нее входили дети, воспитывающиеся в детском доме, — 32 человека) и контрольную (дети, воспитывающиеся в семье, — 59 человек).

Экспериментальная группа состояла из воспитанников Лухтоновского и Покровского детских домов Владимирской области: 18 мальчиков и 14 девочек в возрасте от 12 до 17 лет.

В контрольную группу входили учащиеся 6-9 классов Покровской средней школы № 1 Владимирской области: 35 мальчиков и 24 девочки в возрасте от 12 до 16 лет.

Предполагается, что воспитанники детских домов имеют большую склонность к делинквентному, суицидальному поведению, различным аддикциям, а также более подвержены негативному воздействию внешней среды, что препятствует формированию активной жизненной позиции как фактора социальной адаптации при вступлении в самостоятельную жизнь (в отличие от детей, воспитывающихся в семье)

Исследование проводилось с помощью специально разработанной анкеты, направленной на выявление негативных и социально опасных тенденций у детей . Данная анкета имеет 2 варианта:

1) для детей, воспитывающихся в детском доме;

2) для детей, воспитывающихся в семье.

Варианты анкеты имеют одинаковую направленность, но различаются в некоторых утверждениях

Всего анкета содержит 84 утверждения, сформулированных в форме, наиболее понятной для детей данного возраста

Испытуемым предлагалось выбрать те фразы, с которыми они согласны Все ответы подразделялись на 3 группы:

1) социально значимые тенденции выявляют положительные характеристики и стремления детей. Они адаптивно направлены, раскрывают мечты и стремления ребенка, позволяют ему показать себя в лучшем свете . В анкете они носят общестатистический характер — в целях расслабления, формирования позитивного отношения испытуемого к исследованию — для получения максимально правдивых ответов на утверждения негативной направленности;

2) условно опасные тенденции характеризуются двояким пониманием в зависимости от конкретной ситуации и самовосприятия ребенка относительно своего места в обществе . Например, утверждение «Я могу делать то, что считаю нужным, несмотря ни на что, даже если окружающие говорят, что я делаю это зря» может рассматриваться как подростковое упрямство или как излишняя самоуверенность. Поэтому глубина или опасность ответов анализируются в совокупности с общей картиной ответов или с ответами, носящими негативные тенденции;

3) опасные тенденции носят негативную и общественно опасную направленность . Характеризуются не-сформированностью жизненной позиции испытуемого и отрицательным влиянием на его адаптивные качества. Данная группа утверждений является основной и включает ответы, касающиеся аддиктивного поведения, суицидальной предрасположенности, негативного влияния окружающей среды (наличие общения с делинк-вентными и преступными лицами), прошлого и настоящего опыта общения в обществе и семье, а также характеристики общей негативной направленности личности. Большое количество ответов в этой группе (особенно в совокупности с положительными ответами из второй группы) может говорить об опасной предрасположенности испытуемого к различного рода зависимостям, о склонности к криминальному или суицидальному поведению

Из опасных тенденций были выявлены поведенческие особенности: суицидальные, криминальные, аддик-тивные, депривационные

Для получения статистических значений был вычислен общий процент выраженности показателей, для анализа взаимосвязей показателей использовался корреляционный анализ по Пирсону, для оценки достоверности полученных результатов был взят и-критерий Манна-Уитни.

На первом этапе исследования были выявлены общие показатели направленности личности в группах (табл.1) .

Таблица 1. Соотношение социальной направленности у детей, воспитывающихся в детском доме, и детей, воспитывающихся в семье, %

Тенденции Группа

экспериментальная контрольная

Социально значимые 66,6 59,1

Условно опасные 33,4 30,4

Опасные 10,1 3,4

Социально значимые тенденции в двух группах приблизительно равны, достоверных различий между группами не выявлено, что позволяет говорить о положительной личностной направленности, о стремлении испытуемых давать социально предпочитаемые ответы для представления себя с лучшей стороны

В данном случае эти ответы не несут значимой ценности, а служат средством отвлечения, расслабления и снижения напряжения испытуемых при ответе на утверждения негативной направленности

У условно опасных тенденций также получены сходные результаты, не имеющие достоверных различий в группах, но они могут иметь двоякий характер, по-своему интерпретироваться испытуемыми, они учитывались при анализе результатов опасных тенденций в целях выявления единой негативной направленности

Различия в группе опасных тенденций находятся в зоне значимости (р < 0,05) при иЭмп = 204,5 и иКр = (и001 = 210; и005 = 247). Это может свидетельствовать о том, что возникновение неблагоприятных послед-

Таблица 2 . Соотношение опасных тенденций у детей, воспитывающихся в детском доме, и детей, воспитывающихся в семье

Экспериментальная группа Контрольная группа

Мне негде жить — 9,4 Моей семье негде жить — 0

Я сбегал из детского дома — 12,5 Я сбегал из дома — 5,1

Я не хочу жить — 6,2 Я не хочу жить — 1,7

Я курю — 12,5 Я курю — 0

Я часто думаю о смерти — 12,5 Я часто думаю о смерти — 10,2

У меня есть приводы в полицию — 15,6 У меня есть приводы в полицию — 5,1

Я курю «травку» — 3,1 Я курю «травку» — 3,4

Я хочу стать наркоторговцем — 3,1 Я хочу стать наркоторговцем — 3,4

Иногда мне хочется покончить жизнь самоубийством — 3,1 Иногда мне хочется покончить жизнь самоубийством — 5,1

Я считаю, что многого можно добиться, если жить нечестно — 6,2 Я считаю, что многого можно добиться, если жить нечестно — 6,8

Меня били родители — 25 Меня били родители — 6,8

Я состою на учете в полиции — 6,2 Я состою на учете в полиции — 0

Мне нравятся алкогольные напитки — 0 Мне нравятся алкогольные напитки — 1,7

Меня бьют (били) в детском доме — 0 Меня бьют (били) в школе — 5,1

Я ворую — 3,1 Я ворую — 0

Я играю в азартные игры на деньги — 12,5 Я играю в азартные игры на деньги — 3,4

У меня есть друзья, которые сидят в тюрьме — 9,4 У меня есть друзья, которые сидят в тюрьме — 1,7

Я хочу стать криминальным авторитетом — 3,1 Я хочу стать криминальным авторитетом — 3,4

Я воровал — 46,9 Я воровал — 0

Мне нравится мучить животных — 3,1 Мне нравится мучить животных — 1,7

Я употребляю(ял) наркотики — 0 Я употребляю(ял) наркотики — 0

У меня есть друзья, состоящие на учете в полиции — 21,9 У меня есть друзья, состоящие на учете в полиции — 15,2

Я люблю унижать и бить тех, кто слабее меня — 0 Я люблю унижать и бить тех, кто слабее меня — 1,7

Я люблю играть в игровые автоматы — 37,5 Я люблю играть в игровые автоматы — 6,8

У меня есть друзья, употребляющие наркотики — 9,4 У меня есть друзья, употребляющие наркотики — 0

Я издеваюсь над животными — 0 Я издеваюсь над животными — 0

56,6% — полная семья 37,5% — один родитель (мать) 6,3% — сироты 96,6% — полная семья 3,4% — один родитель (мать)

ствий при вступлении в самостоятельную жизнь значимо выше у воспитанников детских домов, чем у детей, воспитывающихся в семье .

Для более углубленного изучения были соотнесены все утверждения, входящие в группу опасных тенденций (табл 2)

В ходе анализа полученных результатов в группе экспериментальной была выявлена значительная разница в ответах по сравнению с контрольной

Наибольшие различия обнаружены в утверждениях: «у меня есть друзья, употребляющие наркотики», «я люблю играть в игровые автоматы», «у меня есть друзья, состоящие на учете в полиции», «я воровал», «у меня есть друзья, которые сидят в тюрьме», «я ворую», «я играю в азартные игры на деньги», «меня били родители», «я состою на учете в полиции», «я курю», «у меня есть приводы в полицию», «мне негде жить», «я сбегал из детского дома», «я не хочу жить» .

Из полученных результатов видно, что 46,9% испытуемых экспериментальной группы участвовали в воровстве (0% в контрольной группе), 37,5 и 12,5% участников экспериментальной группы увлекаются игровыми автоматами и азартными играми на деньги (6,8 и 3,4% — в контрольной группе), 6,2% детей, воспитывающихся в детском доме, состоят на учете в органах внутренних дел

(0% — в контрольной группе), 25% подростков экспериментальной группы подвергались насилию со стороны родителей (6,8% — в контрольной группе)

В контрольной группе опасные тенденции выражены слабее и носят единичный характер . Максимальные показатели не превышают 15,2% («у меня есть друзья, состоящие на учете в полиции»), а также 10,2% («я часто думаю о смерти»), небольшой перевес обнаружен только в утверждениях «я люблю унижать и бить тех, кто слабее меня» — 1,7% (0% — экспериментальная группа), «меня бьют (били) в школе» — 5,1% (0% — экспериментальная группа), «мне нравятся алкогольные напитки» — 1,7% (0% — экспериментальная группа), «иногда мне хочется покончить жизнь самоубийством» — 5,1% (3,1% — экспериментальная группа)

В остальных утверждениях результаты сходны с экспериментальной группой (достоверных различий нет).

В целях структуризации результатов опасные тенденции были распределены на виды опасного поведения (табл 3), которое создает сложности в социальной адаптации при выпуске из детского дома, формирует неустойчивую жизненную позицию, а также указывает на реальные предпосылки угрозы жизни и здоровья подростка (суицидальное, аддиктивное и криминальное поведение, депривация)

Таблица 3 . Соотношение выраженности опасного поведения детей, воспитывающихся в детском доме? и детей, воспитывающихся в семье

Опасное поведение Группа

экспериментальная контрольная

Суицидальное поведение 7,3 5,7

Криминальное поведение 9,9 3,2

Аддиктивное поведение 10,7 2,2

Депривация 11,7 4,2

Полученные результаты находятся в зоне незначимости р > 0,05, но показатели экспериментальной группы превосходят контрольную по всем видам опасного поведения, что указывает на неблагоприятное развитие структуры личности детей, воспитывающихся в детском доме, а также на недостаточную сформированность их жизненной позиции по сравнению со сверстниками, воспитывающимися в семье . Обратим внимание, что у детей всех групп высок уровень суицидального поведения: между группами различий не выявлено (и эмп = 3; р > 0,05), это может быть связано с личностными трудностями, с переживаниями, гипертрофированными особенностями подросткового возраста, а также с социальным окружением, влияющим на жизненное мировоззрение ребенка

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что воспитание в условиях детского дома накладывает существенный отпечаток на формирование активной жизненной позиции, способствующей успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Подростки, находящиеся в институциональных условиях, более склонны к различным видам отклоняющегося поведения и депривации Недостаток родительского воспитания сильно сказывается на жизненном восприятии ребенка, его моральных установках

В связи с желанием улучшить свое материальное положение они увлекаются азартными играми, воруют и т д Остро стоит проблема алкоголизации и наркотизации выпускников детского дома. Данные виды аддик-тивного поведения приводят к виктимизации и социальной деградации личности подростков, наносят существенный урон их здоровью и ведут к преждевременной гибели. Часто они подвергаются мошенническим действиям со стороны криминальных структур и впоследствии теряют свое имущество

Как показывают исследования, у старших подростков наблюдается недостаточно высокий уровень психологической адаптации к жизни, а их социально-психологическая адаптивность может быть оптимизирована путем организации специально разработанного комплекса психологических условий деятельности и общения учащихся в школе, основанных не только на возрастном, но и на индивидуальном подходе к пониманию внутреннего мира подростка, мира его переживаний [12].

Для минимизации негативных последствий у выпускников детских домов необходима своевременная диагностика и коррекция девиантных и делинквентных проявлений у детей посредством применения специальных психологических средств и методов

Список литературы

1. Усыновление в России. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение отчетного года. URL: http://www. usynovite. ru/statistics/2015/1/ (дата обращения: 10.07.2016).

2 . Брынцева Г. Неотчий дом. Только 10 процентам бывших детдомовцев удается наладить нормальную жизнь. URL: http:// www.rg.ru/2011/12/16/detdom.html (дата обращения: 05.08.2016) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 . Ларин А. Н. Личностные особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома, как критерий формирования активной жизненной позиции и успешной социальной адаптации // Психология и право . 2016. № 2(6).

4. Ларин А. Н., Коноплева И. Н. Социальная адаптация детей, воспитывающихся в условиях детского дома // Психологическая наука и образование. 2014. № 3 .

5. Бочило М. Г. Изучение копинг-поведения у подростков «группы риска»: теоретические основы и условия коррекции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2(49).

6. Гребенникова Е. А., Медведев Д. А. Характеристика внутреннего мира подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012 . № 2(49).

7. Еремеев С. Г. Правосознание и особенности формирования делинквентного поведения подростка // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57).

8 . Дементьева И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // Социологические исследования.1992. № 10 .

9 . Сапогов В. М. Правосознание и правовая социализация несовершеннолетних осужденных из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : монография Псков, 2010

10 . Яковлев Б. П., Бабушкин Г. Д., Коваленко Л. А., Бабушкин Е. Г. Мотивации и эмоции в системе психической регуляции делинквентного поведения маргинальных подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 1(60).

11 . Милова О. Н. Решение проблемы социальной адаптации воспитанников детского дома. URL: http://elib.osu.ru/bitstre am/123456789/1431/1/3048-3053.pdf (дата обращения: 10.07.2016) .

12 Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения : автореф. дис . ... канд. психол. наук. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/ dissertaciya-psihologicheskaya-adaptatsiya-kak-faktor-lichnostnogo-samoopredeleniya (дата обращения: 07.07.2016) .

The study of the nature of a personal orientation and dangerous behaviour in children who are brought up in an orphanage

Larin Aleksandr N.,

postgraduate student of the Department of Clinical and Forensic Psychology, Faculty of Legal Psychology at Moscow State Psychological and Pedagogical University.

Moscow, Russia. e-mail: [email protected]

The article presents the results of the study of negative tendencies in children-orphans and children left without parental care who are brought up in an orphanage. It is assumed that this category of children has a higher level of development of unfavorable attitudes hindering formation of active life position as a factor of social adaptation in comparison with children who are brought up in a family.

To conduct the research a special questionnaire was developed to study dangerous tendencies and negative behavioural attitudes. The respondents were divided into two groups - control (children who are brought up in a family) and experimental (children who are brought up in an orphanage). The study showed that in the experimental group the level of dangerous tendencies and negative behavioural attitudes significantly exceeds the results of the control group. After leaving an orphanage and starting their own life these children can fall into a risk group, thus requiring proper examination and diagnostics.

Keywords: dangerous tendencies, orphanage, family, behavior, deprivation.

Citation: Larin A. N. The study of the nature of a personal orientation and dangerous behaviour in children who are brought up in an orphanage. Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 51-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.