ИЗУЧЕНИЕ GOOGLE SKETCHUP В КУРСЕ «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
НА ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ
Р. Б. Кончаков, М. Ю. Сидляр
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия
Сегодня невозможно представить специалиста, работающего практически в любой области гуманитарного знания, не владеющего современными техническими средствами, в том числе персональным компьютером. Это в полной мере относится и к гуманитарным специальностям. В Академии гуманитарного и социального образования в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина курс «Новые информационные технологии» (НИТ) читается у специальностей: история, музейное дело и охрана памятников, политология, международные отношения, религиоведение. Курс рассчитан на 1 -й семестр, в результате студенты сдают две контрольные работы. Форма отчетности - зачет. Например, у специальности 030401 - История НИТ читается в 3-м семестре на 2-м курсе. На освоение дисциплины отводится 12 лекций и 12 лабораторных работ. Программа ориентирована на подготовку студентов с учетом как разных уровней их исходных знаний по информатике, так и их специальности.
В рамках курса на лекциях изучаются: история развития средств вычислительной техники, архитектура ЭВМ, операционная среда или оболочка, текстовый редактор, e-mail, простой графический редактор, базы данных в исторических исследованиях.
На лабораторных работах изучаются создание графических изображений, презентаций и тестовых программ, сеть Интернет, обработка статистических данных средствами электронных таблиц, а также программы профессиональной направленности.
В рамках указанного курса в качестве программ профессиональной направленности изучается SketchUp - программный пакет, позволяющий создавать трехмерную графику, моделируя объекты реальности, и на основе этих моделей изображения и виртуальные реконструкции. Эта программа распространяется на условиях свободной лицензии и широко используется как любителями, так и профессионалами в области исто-
рии, археологии, архитектуры. Трехмерная графика активно применяется в архитектурной визуализации, в том числе в «виртуальной археологии», что особенно актуально для студентов специальностей «Музейное дело и охрана памятников» и «История». По старинным фотографиям и архивным данным и чертежам возможно реконструировать полностью или частично исторический объект или памятник архитектуры, а при наличии плана можно построить целые кварталы города.
Компьютерная графика является великолепным средством при изучении законов и закономерностей, лежащих в основе художественного творчества в процессе создания различных предметов изобразительного искусства. Трехмерная графика развивает пространственное видение предметов, используя простейшие знания из области геометрии. Также развивается воображение и творческие способности студентов.
Рассмотрим подробнее изучение пакета Google SketchUp версии 7. Тематический курс состоит из цикла лекций и лабораторных работ. Структура лекционных занятий предусматривает изучение интерфейса, основных приемов моделирования, получения базовых знаний о возможностях программы по работе с текстурами и материалами, а также рассмотрение способов импорта моделей. Попутно студенты становятся компетентны в вопросах цифрового представлении графической информации, различия растровой и векторной графики, овладевают базовой терминологией трехмерного моделирования. Занятия проводятся с использованием современного проекционного оборудования и сопровождаются демонстрацией выполнения приемов работы с программой и создания примерных трехмерных объектов. Таким образом, лекционный курс дает базовые знания и первичные навыки, которые затем органично развиваются и совершенствуются при выполнении заданий разной степени сложности в ходе лабораторных работ.
Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
Рассмотрим подробнее лабораторные работы. На первой лабораторной работе студентам объясняется загрузка программы Google SketchUp, элементы меню, первоначальная настройка листа, а также главные инструменты (карандаш, прямоугольник, ластик и заливка, тяни-толкай (для выталкивания из замкнутой плоской фигуры объемного цилиндра в нужном направлении). Показываются основные приемы навигации: приближение, орбита, панорама. Они только заставляют поглядеть на него под другим углом. В ходе показа работы среды демонстрируется два способа построения крыши (двускатная и пирамидальная) (рис. 1, 2). Задания: построить дома с пирамидальной и двускатной крышей, построить дом с «гаражной» крышей, построить трубу, крыльцо со ступеньками, балкон. Нарисованные здания необходимо закрасить стандартными текстурами. Созданный проект необходимо сохранить.
Рис. 1. Построение пирамидальной крыши
Рис. 2. Построение двускатной крыши
На втором уроке ученикам рассказывается о технологии копирования и переноса. Для того чтобы грамотно скопировать предмет, его надо выделить и создать группу. Далее показываются инструменты копирования-переноса. Затем объясняется способ поворота объекта, а также масштабирование. Студенты получают задание нарисовать классную комнату (сначала нарисовав парту и стул). Для выполнения задания необходимо много раз копировать нарисованные предметы, потом поворачивать. Для точного перемещения рекомендуется проводить плоскость пола.
На третьем уроке студенты знакомятся со способом построения тел вращения, инструмент: «ведение» и наложение текстур. На четвертом уроке - легкая самостоятельная работа - необходимо нарисовать несколько зданий с нестандартными крышами, используя текстурную заливку. На следующем уроке обсуждается создание фототекстур с помощью Photoshop (инструменты: обрезка, поворот, перспектива).
Рис. 3. Построение зданий с нестандартными крышами
В заключение студенты готовы к творческой работе: построению макета здания по исторической или современной фотографии, точному рисунку, архитектурному плану.
На рисунках представлены некоторые итоговые работы студентов. По завершению изучения раздела курса НИТ, связанного с трехмерной графикой, студенты:
а) приобретают знание современных компьютерных средств, применяемых для решения гуманитарных задач;
б) умеют работать в трех графических средах (Paint, Photoshop, Google SketchUp);
в) получают навыки пространственного мышления, крайне важные, в первую очередь, для профессиональной деятельности музейных работников и историков-археологов.
Таким образом, данный раздел курса НИТ способствует формированию современных и конкурентоспособных специалистов, компетенция которых адекватна современным требованиям, предъявляемых к выпускникам высших учебных заведений.