Научная статья на тему 'Изучение гендерных особенностей психомоторных процессов и их влияние на общую оценку интеллекта у студентов разных специальностей'

Изучение гендерных особенностей психомоторных процессов и их влияние на общую оценку интеллекта у студентов разных специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / EMPLOYABILITY / СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / GENDER DIFFERENCES / ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА / GENERAL INTELLECT LEVEL / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES / ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕНСОМОТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОМОТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / PSYCHOMOTOR PROCESSES / SENSORIMOTOR RESPONSES / DIFFERENTIATION ACTIVITIES / SENSORIMOTOR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ходак Нина Анатольевна

В современном обществе возрастают требования к качеству профессиональной подготовки студентов разной профилирующей направленности. Организация сенсомоторной деятельности обусловливает индивидуально-типологические особенности формирования практических умений и навыков, лежащих в основе профессиональных компетенций, необходимых для успешного овладения техническими и гуманитарными специальностями в образовательном процессе. В публикации представлены особенности психомоторных процессов, определяющих психологические и физиологические свойства личности студентов разных специальностей. Получены результаты о быстроте протекания простых сенсомоторных реакций у студентов технического профиля обучения в отличие от сложных сенсомоторных реакций на различение у студентов гуманитарного профиля обучения. Выявлены незначительные гендерные различия в определении общего уровня интеллекта у студентов гуманитарной и технической специальностей. Установлены значимые различия временных показателей сенсомоторных реакций и их взаимосвязь с общим уровнем интеллекта у студентов разных специальностей. В определении общего уровня интеллекта у юношей и девушек гуманитарной специальности особенности протекания психомоторных процессов не являются достоверно значимыми. Скорость протекания сложных двигательных реакций в режиме динамической помехи значимо влияет на показатель общего уровня интеллекта у юношей технической специальности. Значимым критерием профессиональной пригодности к получению технических специальностей выступает помехоустойчивость как необходимое условие решения профессиональных задач, требующих высокой точности и скорости реагирования на сенсорные сигналы при действии статических и динамических помех. Полученные результаты психофизиологических исследований внесены в банк данных возрастных и гендерных показателей психомоторных процессов, определяющих особенности профессиональной подготовки будущих специалистов технического и гуманитарного профилей обучения в системе вузовского образования международного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ходак Нина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDIES OF PSYCHOMOTOR PROCESSES GENDER SPECIFICS AND THEIR IMPACT ON THE GENERAL ASSESSMENT OF STUDENT’S INTELLECT AT DIFFERENT PROGRAMS

Requirements of the contemporary society to professional training quality in different programs are growing. Sensorimotor activities organization determines individual typological features of forming practical skills the professional competences necessary for successful mastering of technical and arts profiles in the educational process are based on. Psychomotor processes that determine the psychological and physiological features of student’s personality at different study programs are discussed. Results on the speed of simple sensorimotor responses of technical students as different from complex sensorimotor identification responses of arts students are obtained. Minor gender differences in defining the general intellect level of technical and arts students are found. Significant differences of sensorimotor responses time indicators and their relation to the general intellect level of students at different study programs are established. Specifics of psychomotor processes dynamics are not definitely significant for male and female students of arts. Speed dynamics of complex motor responses in dynamic noise mode influences the general intellect level index of technical male students. Significant criterion of employability in technical study programs is noise immunity as a necessary condition to solve professional tasks that require high accuracy and speed in responding to sensor signals when static or dynamic noise is present. The obtained results of psychophysiological research are put into the database of age and gender indices of psychomotor processes that determine study process specifics of future specialists professional training in international system of higher education.

Текст научной работы на тему «Изучение гендерных особенностей психомоторных процессов и их влияние на общую оценку интеллекта у студентов разных специальностей»

УДК 159.938.3

ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОМОТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩУЮ ОЦЕНКУ ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© 2018

Ходак Нина Анатольевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Русско-Британский Институт Управления (454014, Россия, Челябинск, улица Ворошилова, 12, e-mail: [email protected])

Аннотация. В современном обществе возрастают требования к качеству профессиональной подготовки студентов разной профилирующей направленности. Организация сенсомоторной деятельности обусловливает индивидуально-типологические особенности формирования практических умений и навыков, лежащих в основе профессиональных компетенций, необходимых для успешного овладения техническими и гуманитарными специальностями в образовательном процессе. В публикации представлены особенности психомоторных процессов, определяющих психологические и физиологические свойства личности студентов разных специальностей. Получены результаты о быстроте протекания простых сенсомоторных реакций у студентов технического профиля обучения в отличие от сложных сенсомоторных реакций на различение у студентов гуманитарного профиля обучения. Выявлены незначительные гендерные различия в определении общего уровня интеллекта у студентов гуманитарной и технической специальностей. Установлены значимые различия временных показателей сенсомоторных реакций и их взаимосвязь с общим уровнем интеллекта у студентов разных специальностей. В определении общего уровня интеллекта у юношей и девушек гуманитарной специальности особенности протекания психомоторных процессов не являются достоверно значимыми. Скорость протекания сложных двигательных реакций в режиме динамической помехи значимо влияет на показатель общего уровня интеллекта у юношей технической специальности. Значимым критерием профессиональной пригодности к получению технических специальностей выступает помехоустойчивость как необходимое условие решения профессиональных задач, требующих высокой точности и скорости реагирования на сенсорные сигналы при действии статических и динамических помех. Полученные результаты психофизиологических исследований внесены в банк данных возрастных и гендерных показателей психомоторных процессов, определяющих особенности профессиональной подготовки будущих специалистов технического и гуманитарного профилей обучения в системе вузовского образования международного уровня.

Ключевые слова: профессиональная пригодность, сенсомоторные реакции, гендерные различия, общий уровень интеллекта, психофизиологические свойства, дифференцировочная деятельность, сенсомоторная деятельность, психомоторные процессы.

STUDIES OF PSYCHOMOTOR PROCESSES GENDER SPECIFICS AND THEIR IMPACT ON THE GENERAL ASSESSMENT OF STUDENT'S INTELLECT AT DIFFERENT PROGRAMS

© 2018

Khodak Nina Anatolievna, Candidate of Sciences (Biology), Associate Professor, Department of «Pedagogy and Psychology» Russian-British Institute of Management (454014, Russia, Chelyabinsk, street Voroshilova 12, e-mail: [email protected])

Abstract. Requirements of the contemporary society to professional training quality in different programs are growing. Sensorimotor activities organization determines individual typological features of forming practical skills the professional competences necessary for successful mastering of technical and arts profiles in the educational process are based on. Psychomotor processes that determine the psychological and physiological features of student's personality at different study programs are discussed. Results on the speed of simple sensorimotor responses of technical students as different from complex sensorimotor identification responses of arts students are obtained. Minor gender differences in defining the general intellect level of technical and arts students are found. Significant differences of sensorimotor responses time indicators and their relation to the general intellect level of students at different study programs are established. Specifics of psychomotor processes dynamics are not definitely significant for male and female students of arts. Speed dynamics of complex motor responses in dynamic noise mode influences the general intellect level index of technical male students. Significant criterion of employability in technical study programs is noise immunity as a necessary condition to solve professional tasks that require high accuracy and speed in responding to sensor signals when static or dynamic noise is present. The obtained results of psychophysiological research are put into the database of age and gender indices of psychomotor processes that determine study process specifics of future specialists professional training in international system of higher education.

Keywords: employability, sensorimotor responses, gender differences, general intellect level, psychophysiological features, differentiation activities, sensorimotor activities, psychomotor processes.

Современное общество, выступая одним из основных заказчиков высококвалифицированных специалистов, востребованных на рыке труда, предъявляет высокие требования к качественной подготовке студентов в профессиональных учебных заведениях. Интенсификация образовательного процесса, внедрение стандартов профессионального образования, качество образовательных услуг, совершенствование профильного и дистанционного обучения, использование новейших информационно-коммуникационных ресурсов, обеспечение материальной базы, включение систематических принципов финансирования и инвестирования образовательного процесса выступают значимыми гарантами квалифицированной подготовки конкурентоспособных специалистов на международном рынке труда.

В период реформирования высшего образования ключевой становится проблема учета в образовательном

процессе профессионально значимых психомоторных свойств человека, определяющих уровень сформирован-ности его профессиональных компетенций, необходимых для успешного обучения в системе вузовского образования и овладения обучающимися будущей специальностью, востребованной в мировом сообществе.

Анализ современных научно-методологических подходов в работах А.Н. Нехорошковой [9], А.В. Савченкова [12], Е.В. Нафиковой, С.В. Зверевой [8], А.В. Гулина[2], С.В. Шутовой [17], Н.В. Кострюшиной [5] к проблеме изучения взаимосвязи гендерных особенностей сенсомоторных реакций и общего уровня интеллекта у студентов разных специальностей высшего образования обнаружил достаточно противоречивые, не всегда обоснованные авторские принципы по отбору психофизиологических критериев, наиболее объективно определяющие профессионально пригодные психофизиологиче-

Khodak Nina Anatolievna STUDIES OF PSYCHOMOTOR .

ские свойства и качества личности.

Время простых и сложных сенсомоторных реакций, как отмечается многими исследователями (Т.В. Попова, В.Г. Мохов, А.Е. Никонова [10], Л.С. Рычкова[11]), Е.М. Турок [13], С.В Шутова [17], считается одним из наиболее объективных психофизиологических показателей, широко используемых в анализе индивидуальных различий, влияющих на умственную нагрузку студентов [3].

Исследование по выявлению особенностей психомоторных реакций и их влияние на общую оценку интеллекта проводилось в Русско-Британском институте управления г. Челябинска. В исследовании принимали участие студенты гуманитарной специальности - 60 человек (30 юношей и 30 девушек) и технической специальности - 60 человек (30 юношей и 30 девушек) в возрасте от 18 до 22 лет.

С целью измерения времени (мс) простых и сложных двигательных реакций на сенсорные сигналы было использовано компьютерное тестирование нейроди-намических свойств «НС-Тест 2003» Д.А. Марокко, Т.В. Попова, Ю.И. Корюкалов [7, 14]. Данная компьютерная программа психоневрологического тестирования предназначена для комплексного контроля статусных и функциональных характеристик центральной нервной системы (ЦНС).

Для определения общего уровня интеллекта у студентов разных специальностей был использован модифицированный тест УИТ СПЧ-М (Универсальный интеллектуальный тест С.- Петербург - Челябинск - Москва), разработанный группой ученых: И.М. Дашкова, Н.А. Курганский и Л.К. Федорова (С. - Петербург); Н.А. Батурин (Челябинск).

Для получения интегрального показателя интеллекта (IQ) шкальные оценки испытуемых по всем одиннадцати субтестам суммировались по единой для всех «шкалированных» возрастов таблице.

При интерпретации результатов определялись уровень и структура интеллекта, которые рассматривались в плане соответствия их заданным теоретически или выявленным эмпирически критериям отбора и дифференциации относительно успешности учебной деятельности при распределении испытуемых по различным профилям обучения (гуманитарному, физико-математическому и естественнонаучному) [1].

При изучении влияния скорости и времени протекания сенсомоторных реакций на общую оценку интеллекта у девушек и юношей технической и гуманитарной специальностей применялся метод множественного регрессионного анализа, а также общепринятые методы описательной статистики при расчете относительных (P) и средних величин (М), ошибки средней арифметической величины (m). Уровень достоверности различий изучаемых показателей определяли с помощью t-критерия Стьюдента. Результаты считали статистически значимыми при р£0,01.

С целью выявления особенностей психомоторных реакций испытуемым было предложено пройти компьютерное тестирование нейродинамических свойств. В таблице 1 представлены средние значения показателей времени простых и сложных сенсомоторных реакций у студентов разных специальностей.

Высокая скорость ЗМРСП (375,96±14,2) отличала студентов гуманитарного профиля от более низкой скорости данной реакции (500,96±12,5) у студентов технического профиля (р£0,01). У 64% выборки студентов гуманитарного профиля обучения наблюдалась высокая скорость реагирования на сенсорный сигнал, предъявляемый на фоне статической помехи, что могло свидетельствовать об уравновешенности процессов торможения и возбуждения в нервной системе у данных испытуемых. Обнаружены достоверные различия (р£0,01) между средними значениями показателя ВР ЗМРДП в группе испытуемых технической специальности (410,36±14,0)

и значениями ЗМРДП (440,12±14,8) у студентов гуманитарной специальности. Быстрота сложной сенсомо-торной реакции выбора (346,77±11,5) наблюдалась у студентов технической специальности в отличие от более медленной реакции (367,01±11,02) у представителей гуманитарного профиля обучения (р£0,05).

Таблица 1 - Среднегрупповые значения психомоторных реакций у студентов 18-22 лет разных специальностей (М± т)

Прфили Ср еднегруиповые значения времени {мс) сенсомоторных ре акций Mim

ПЗМР РЕ РР ПЗМРСП ГОМДП

Технический 293,92 346,77" 437,93 500,96 410,36*

{N=60) = 11,5 ±14,12 = 12.5 ±14,01

Гуманитарный 315,64 367,01 42 г.13" 375,96' 440 13

(N=60) ±13,72 ±11,02 ±14,01 ±14,2 ±14,8

Примечание: ПЗМР - простая зрительно-моторная реакция; РВ - реакция выбора; РР - реакция различения; ЗМРСП - зрительно-моторная реакция в условиях статической помехи; ЗМРДП - зрительно-моторная реакция в условиях динамической помехи; ВР - время реакции; достоверность различий *- р£0,01; **- р£0,05

Таким образом, у студентов технической специальности отмечалась высокая скорость реагирования на сенсорный сигнал в ситуации выбора и динамической помехи, тогда как у студентов гуманитарной специальности обнаружена высокая скорость реагирования на сигналы различения (427,13±14,01) и статической помехи (375,96±14,2), при р£0,01.

В таблице 2 представлены результаты вариационного анализа описательной статистики, свидетельствующие о наличии значимых гендерных различий по скорости протекания сложной сенсомоторной деятельности и ее организации в группах испытуемых. Наиболее низкие средние значения времени ПЗМР (274,8±16,5), ЗМРСП (299,8±12,01) и концентрации внимания (1568,8±29,8) отличали девушек гуманитарной специальности от более высоких средних значений зрительно-моторных реакций у юношей, при р<0,01. У юношей технической специальности показатели времени простых и сложных двигательных реакций были значительно ниже, в отличие от девушек. Следовательно, юноши быстрее реагировали на сенсорные сигналы, при р<0,01. В работах Д.З. Шибковой, В.П. Мальцева, М.В. Хайкиной [16] получены аналогичные результаты о высокой скорости двигательной реакции на сенсорные стимулы у юношей, в отличие от девушек.

Таблица 2 - Половые среднегрупповые показатели времени (мс) зрительно-моторных реакций (М±т)

Показатели нейромоторного тестирования Технический про филь обучения Гуманитарный профиль обучения

Юноши (N=30) Девушки №=30) Юноши (N=30) Девушки (N^30)

ПЗМР 275,3' =11,3 324,11' =12,01 318,4' = 12,01 274,8' =16,5

Р? 441,0 ±15.02 471,5" =15,4 427,4 = 15,4 416,3* = 15.2

ЗМРСП 419,4' ±14,8 525,5" =20,8 3 76,9* ±15,05 299,8* ±12,01

ЗМРДП 454,6 ±14,8 492,0 ±15,41 473,7" = 11,4 435,6 =14,2

Оценка внимания 1840,2' =30,1 2452,6' ±44,0 2471,3' ±40,5 1568,8' =29.8

Примечание: * - при р <0,01; **- при р£0,05 У девушек и юношей независимо от профиля обучения к завершению тестирования увеличивалось число ошибок и время реагирования на сенсорные сигналы по всем представленным показателям нейромоторного тестирования, о чем могло свидетельствовать повышение уровня утомляемости и усложнение тестовых заданий.

В ходе статистического анализа (таблица 2) были обнаружены достоверные различия (при р<0,01) между юношами гуманитарной и технической специальностей по скорости реагирования на простую зрительно-моторную реакцию и в условиях статических и динамических помех. Низкие среднегрупповые показатели ПЗМР (275,3±11,3) у юношей технического профиля обучения свидетельствовали о более высокой скорости

реагирования на простые сигналы, требующие мгновенной и точной реакции, в отличие от быстроты протекания ЗМРСП (376,9±15,05) у юношей гуманитарного профиля обучения, при р<0,01. Девушки гуманитарной специальности также отличались быстротой реагирования на зрительный сигнал на фоне статической помехи (299,8±12,01), в отличие от более медленной скорости ЗМРСП (525,5±20,8) у девушек технической специальности, при р<0,05. Показатели средних значений простых двигательных реакций (ПЗМР) у юношей технической специальности достоверно выше, чем у девушек этой же специальности.

Юношей технической специальности отличала более высокая скорость ЗМРДП (454,6±14,8), в отличие от низкой скорости данного показателя (473,7±11,4) у юношей гуманитарной специальности, при (р<0,01). Средние значения показателя концентрации внимания (1840,2±30,1) у юношей технической специальности, также были значительно выше, в отличие от низких средних значений данного показателя (2471,3±40,5) у юношей гуманитарной специальности, при р>0,01. И напротив, более высокая концентрация внимания (1568,8±29,8) отмечена у девушек гуманитарной специальности, в отличие от более низкого значения (2452,6±44,0) у девушек технической специальности, при р<0,01. Таким образом, можно предположить о существенном значении концентрации внимания и степени его сосредоточения в процессе профессионального обучения для всей выборки испытуемых независимо от профиля обучения.

В соответствии с данными, полученными в результате психофизиологического исследования, выявленные гендерные различия по времени и скорости протекания двигательных реакций во многом могут определить качество и эффективность профессионального отбора будущих кандидатов на гуманитарные или технические специальности. Высокая скорость сложных реакций различения и выбора, концентрация внимания обосновывают индивидуально-типологические характеристики высшей нервной деятельности, а также оценки функционального состояния ЦНС студентов гуманитарных специальностей, а высокая точность, подвижность нервных процессов и мгновенная реакция в условиях высокой помехоустойчивости - студентов технических специальностей, изучаемые в инженерной психологии в работе с автоматизированными системами [4].

Полученные результаты настоящего исследования нашли свое подтверждение в более ранних работах Д.З. Шибковой [15], С.В. Шутовой [17], Н.А. Ходак [14] по выявлению особенностей времени и скорости двигательных реакций у студентов разных специальностей в процессе профессионального обучения.

С целью измерения структурных и интегративных показателей интеллекта испытуемым был предложен модифицированный тест УИТ СПЧ-М, результаты которого свидетельствовали о дифференциации и предрасположенности к определенному профилю обучения.

Результаты вариационной статистики (рисунок 1) определили достоверно значимые различия между показателями средних значений в анализе структурных и интегративных характеристик интеллекта у студентов разных специальностей.

У студентов технической специальности обнаружены более высокие средние значения показателей долговременной памяти (9,5±1,1; р<0,05); гибкости мышления (10,0±2,1; р<0,01); практического математического мышления (10,0±2,2; р<0,01); комбинаторно-логического мышления (9,8±1,3; р<0,01); образного мышления (9,8±2,2; р>0,01).

У студентов гуманитарного профиля обучения обнаружены наиболее низкие значения показателей гибкости восприятия (7,3±2,2); дедуктивного мышления (8,2±2,1); оперативной памяти (7,9±2,1); лингвистических способностей (8,3±2,1), характеризующие особенности вербального уровня интеллекта, при р<0,01. На рисунке 1

представлены наиболее высокие средние значения инте-гративных показателей интеллекта у студентов технической специальности.

Рисунок 1 - Структурные показатели интеллекта у студентов разных профилей обучения

*- р<0,01; **- р<0,05

В ходе исследования по показателям индуктивности, дедуктивности, гибкости мышления, семантического понимания текста не было выявлено значимых различий в представленных выборках испытуемых. Выявлено отсутствие достоверных различий по общему средне-групповому показателю интегративной структуры интеллекта в группах испытуемых независимо от профиля обучения.

Данные вариационного анализа (рисунок 2) свидетельствовали о наиболее высоких значениях общего уровня интеллекта у студентов технического профиля обучения, в отличие от более низких значений данного показателя у студентов гуманитарной специальности, при р<0,05

Рисунок 2 - Вариационный анализ общего уровня интеллекта у студентов разных профилей обучения, в %

* - при р<0,05

В результате исследования большей части выборки испытуемых, в обеих специальностях, полученные данные соответствовали показателю ниже среднего общего уровня интеллекта.

По показателям среднего уровня интеллекта группы испытуемых имели больше общего, чем различного, о чем свидетельствовало отсутствие значимых различий. 19% студентов гуманитарной специальности имели достоверно низкий уровень интеллекта и 48,3% - уровень ниже среднего, при р<0,05. Уровень интеллекта выше среднего был обнаружен у 41% студентов технической специальности и у 35% студентов гуманитарного профиля обучения, при р<0,05.

Показателей высокого уровня интеллекта не было обнаружено у всей выборки испытуемых. Предположительно, причинами отсутствия высоких коэффициентов общего уровня интеллекта могли быть время, объем и сложность выполнения субтестов в ходе тестирования.

В целях изучения взаимосвязи психомоторных процессов и общего уровня интеллекта в процессе исследования был применен множественный регрессионный анализ.

Результаты регрессионного анализа (таблица 3) показали совместное влияние изучаемых психомоторных

Khodak Nina Anatolievna STUDIES OF PSYCHOMOTOR .

показателей на уровень зависимой переменной «общая оценка интеллекта» (критерий Фишера F=10,72, р<0,01) у студентов гуманитарной специальности. Данная модель позволяет объяснить 86% дисперсии зависимой переменной. Как следует из значения р-коэффициента, наибольший вес имели независимые переменные «РР» (Р=2,162), «ЗМРСП» (Р=1,653), «ПНП» (Р=-0,239, р<0,05).

Таблица 3 - Результаты множественного регрессионного анализа влияния психомоторных показателей на общую оценку интеллекта у студентов гуманитарной специальности

Показатели в t=r / m

ПНП -0,239* 1,98

ПЗМР 0,588 0,75

РВ 0,979 1,81

РР 2,162* 4,36

ЗМРСП 1,653* 3,04

ЗМРДП -0,079 0,56

R2 0,864 -

F 10,72 -

Примечание: * - р>0,01; ** - р<0,05

Отрицательный коэффициент линейной регрессии предполагал обратную связь независимой переменной «подвижности нервных процессов» и зависимой переменной «общий уровень интеллекта».

Таким образом, высокая подвижность нервных процессов могла выступать причиной наиболее низких ин-тегративных показателей интеллекта.

Быстрота и высокая скорость переключения внимания могли быть причинами возникновения многочисленных ошибок при работе с субтестами у данных испытуемых, что во многом снижало коэффициент общего уровня интеллекта.

При оценке значимости уравнения регрессии коэффициент детерминации равен R2=0,8645, поэтому 86,45% вариации (различий) результативного признака объясняется совместным влиянием факторов, при расчете критерия Фишера F ^ , таким образом, уравнение регрессии является статистически надежным.

Следовательно, в структуре общего уровня интеллекта у студентов гуманитарной специальности в наибольшей степени определяющими (их суммарный показатель) являлись дифференцировочные двигательные реакции и реакция в условиях статической помехи, выступающие как необходимые психофизиологические качества, отвечающие требованиям выбранной специальности.

Полученные результаты регрессионного анализа (таблица 3) согласуются с данными авторов [6, 8, 10], утверждавших, что для овладения гуманитарными специальностями высокая скорость, лабильность, подвижность нервных процессов часто могут препятствовать успешному формированию профессионально значимых компетенций в процессе овладения специальностью. Одним из значимых психофизиологических свойств выступает инертность нервных процессов, требующая малых психомоторных и функциональных затрат организма для выполнения в условиях монотонии однообразной, «повторяющейся» в спокойном темпе работы, чему свидетельствуют полученные результаты обратной зависимости общего уровня интеллекта от подвижности нервных процессов у студентов данной специальности.

У студентов технической специальности множественный регрессионный анализ (таблица 4), показал совместное влияние психомоторных показателей на уровень зависимой переменной «общая оценка интеллекта» (критерий Фишера=53,65, р<0,01).

Данная модель уравнения регрессии позволяет объяснить 98% дисперсии зависимой переменной. Из значения р-коэффициента следует, что наибольший вес имели

независимые переменные «подвижность нервных процессов» (Р=0,574) «ЗМРСП» (Р=0,511, р<0,05), «реакция выбора» (Р=0,485, р<0,05), «ЗМРДП» (Р=0,389).

Таблица 4 - Результаты множественного регрессионного анализа влияния изучаемых показателей на общую оценку интеллекта у студентов технической специальности

Показатели в t=r / m

ПНП 0,576* 2,75

ПЗМР 0,294 1,34

РВ 0,487** 2,69

РР 0,369 1,36

ЗМРСП 0,514* 2,12

ЗМРДП 0,387* 3,39

R2 0,983 -

F 53,67 -

Примечание: * - достоверность р<0,01; ** - достоверность р<0,05

При оценке значимости уравнения регрессии коэффициент детерминации равен R2=0,9834, поэтому 98,34% вариации (различий) результативного признака объясняется совместным влиянием факторов, при расчете критерия Фишера F эм^ , таким образом, уравнение регрессии является статистически надежным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты множественного регрессионного анализа доказали влияние свойств нервной системы на уровень достижений в профессиях, где предъявляются более высокие требования к точным и скоростным характеристикам реагирования. В проводимых ранее психофизиологических исследованиях [4, 12], также были обнаружены высокие показатели подвижности нервных процессов и сложных дифференцировочных реакций у кандидатов на технические специальности, и их существенное влияние на успешное овладение профессией в системе «человек-техника».

Включение в регрессионный анализ (таблица 5) ген-дерного признака существенно изменило характер связи зависимой переменной «общего уровня интеллекта» от независимых переменных, которые главным образом ее определяют.

Таблица 5 - Результаты множественного регрессионного анализа влияния изучаемых показателей на общую оценку интеллекта у девушек и юношей технической специальности

Показатели р Т=Т; m

Юноши Девушки Юноши Девушки

ШМР 0,0002 -0,0261 0,03 1,70

ЗМРДП 0,5324' 0,0031 6,67 0,09

Примечание: * - достоверность р<0,01

Стандартный коэффициент регрессии (Р=0,5824, р<0,01) независимой переменной «ЗМРДП» в группе юношей технической специальности являлся единственно значимым в определении зависимой переменной «общий уровень интеллекта». Следовательно, можно предположить, что у юношей технического профиля обучения на коэффициент общего уровня интеллекта значительное влияние оказывала сложная организация сен-сомоторных реакций на фоне динамических сенсорных сигналов.

Высокая помехоустойчивость, необходимая для успешного обучения при решении профессиональных задач по скорости и точности реагирования в условиях статических и динамических помех, выступает одним из главных критериев профпригодности к освоению технических специальностей. В связи с этим изучение ее особенностей в условиях профессионального обучения особенно важно.

Результаты корреляционно-регрессионного анализа (таблица 5) позволили обнаружить достоверные тендерные различия в определении временных показателей

сенсомоторных реакций и их влияние на общий уровень интеллекта у студентов технических специальностей. У юношей и девушек гуманитарной специальности статистический анализ не выявил значимых психомоторных показателей (их суммарный коэффициент) в определении общего уровня интеллекта.

Полученные результаты исследования внесены в банк данных возрастных и гендерных показателей психомоторных процессов, определяющих особенности профессиональной подготовки будущих конкурентоспособных специалистов, востребованных мировым сообществом. Данное исследование послужило расширению представлений о гендерных особенностях психомоторных процессов и их учета в формировании системы профессиональных компетенций студентов в процессе обучения в системе вузовского образования разной профилирующей направленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Батурин Н.А., Дашков И.М., Курганский Н.А. Создание адаптивного теста интеллекта на основе апробированного тестового материала // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2011. №29 (246). С. 15-19.

2. Гулин А.В., Шутова С.В., Муравьева И.В. Особенности сенсомоторного реагирования студентов на различных этапах обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. №3. С. 944-947.

3. Зиннатуллина И.Р., Попова Т.В. Психофизиологические реакции студентов-пловцов высокой квалификации на умственную нагрузку // Человек. Спорт. Медицина. 2009. №7 (140). С. 119-122.

4. Костин А.Н. Автоматизация в пилотируемой космонавтике: проблемы и социально-психологические детерминанты // Национальный психологический журнал. 2011. №1. С.85-89.

5. Кострюшина Н.В. Формирование психомоторных способностей у студентов технического вуза // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. №1 (131). С. 278288.

6. Литвинова Н.А., Казин Э.М., Лурье С.Б., Булатова О.В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности // Вестник КемГУ. 2011. №1. С. 141-147.

7. Марокко Д.А. Компьютерная программа для психоневрологического тестирования: свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ 2007610943 Российская Федерация / Марокко Д.А. , Попова Т.В., Корюкалов Ю.И. - 1.03.2007 г.

8. Нафикова Е.В., Зверева С.В. Сенсомоторная интеграция как психофизиологическая предпосылка развития вербального интеллекта мальчиков и девочек 1112 лет // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №2. С. 24-38.

9. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) // Журнал медико-биологических исследований. 2015. №1. С. 36-48

10. Попова Т.В., Мохов В.Г., Никонова А.Е. Оценка эффективности деятельности менеджера с учетом психоэмоциональной специфики его труда // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. №3. С. 106-109.

11. Рычкова Л.С., Ходак Н.А. Психомоторные качества и интеллектуальные особенности как частные аспекты индивидуальности // Человек. Спорт. Медицина. 2008. №19 (199). С. 6-10.

12. Савченков А.В. Оценка индивидуальных психофизиологических особенностей и адаптационно-регу-ляторных возможностей организма при комплексном исследовании профессиональной направленности личности // Вестник ЧГПУ. 2016. №8. С. 131-136.

13. Турок Е.М., Исаева Н.И. Гендерные особенности переживания нестандартных профессиональных ситуаций студентами гуманитарных вузов // Научные ведо-

мости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №24 (143). С. 210-217.

14. Ходак Н.А., Рычкова Л.С. Гендерные дифферен-цировки сенсомоторных реакций в определении профпригодности у студентов разных профилей обучения // Человек. Спорт. Медицина. 2009. №20 (153). С. 6-10.

15. Шибкова Д.З., Макунина О.А., Якубовская И.А. Психофизиологические особенности учащихся 14-17-ти лет // Вестник ЧГПУ. 2008. № 9. С. 330-337.

16. Шибкова Д.З., Мальцев В.П., Хайкина М.В. Гендерные особенности сенсомоторного реагирования подростков 13-14 лет, влияющие на продуктивность творческой деятельности // Вестник ЧГПУ. 2009. №4. С. 330-337.

17. Шутова С.В., Муравьева И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2013. №5-3. С. 28312840.

Статья поступила в редакцию 02.02.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.