дискуссия т
журнал научных публикаций V
В. И. Климов, аспирант, ассистент, кафедра теории методики музыкального воспитания и исполнительства, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, г. Елец, Россия [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ФИЛОСОФСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В настоящее время педагогическая мысль отчетливо осознает необходимость возрождения духовного становления личности в тесной связи с национальной культурой. Русский музыкальный фольклор сохраняет национальные традиции, основанные на исторически обусловленном образе русского народа, способности развития национального самосознания, его певческой культуры. Духовный опыт поколений, эстетические, нравственные ценности — все это сконцентрировано в произведениях русского музыкального фольклора, и именно поэтому он является уникальным средством духовно-нравственного развития личности, его творческих способностей.
К сожалению, достижение поставленной цели — духовного ста- =
новления личности — невозможно без миропонимания и постоянной духовной деятельности человека. Этому и способствует русский музыкальный фольклор, в сфере которого формировались представления человека о мире, окружающей действительности, формы трудовой и общественной жизни. Утрата смысловых форм и ценностей, традиционного русского музыкального
Утрата смысловых форм и ценностей, традиционного
русского музыкального фольклора влечет за собой потерю принятых в этнических традициях, нравственных, эстетических устоев, норм поведения и самоидентичности.
тых в этнических традициях нравственных, эстетических устоев, норм поведения и самоидентичности. Данное обстоятельство еще раз подтверждает острую необходимость преодоления инерционности научных исследований русского музыкального фольклора и побуждает изучать его не как свод устаревших художественных форм народной музыки, а как философский и педагогический феномен.
Фольклор как педагогический и философский феномен, как научная проблема нашел отражение в философских, культурологических, психолого-педагогических и искусствоведческих работах В. С. Библера, Р. И. Грубера, В. Е. Гусева, М. С. Кагана, А. С. Каргина, М. Н. Ко-товской, В. В. Медушев-= ского, В. М. Межуева, И. П. Павлова и т. д. Познание фольклора как феномена представлено у О. Конта, М. Вебера, В. Дильтея, Б. Малиновского, Л. Уайта, О. Шпенглера.
Проблеме изучения вопросов теоретического анализа фольклора, осмысления роли народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании посвящены труды известных русских
фольклора влечет за собой потерю приня- этнографов, фольклористов, искусствове-
. ДИСКУССИЯ
™ журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
дов, историков: П. Г. Богатырева, Г. С. Виноградова, Е. Г. Кагарова, Д. К. Зеленина, Н. И. Костомарова, В. О. Ключевского, В. Я. Проппа, Б. М. и Ю. М. Соколовых, И. М. Снегирева, С. А. Токарева, В. М. Щуров, Ю. Г. Круглова, В. Е. Гусева, О. И. Капицы, Е. Э. Линевой, Е. В. Гиппиуса и многих других. Они оставили нам бесценные образцы русской фольклорной музыки и культурных ценностей.
Проблеме эстетического воспитания и формирования художественно-творческих способностей средствами русского музыкального фольклора посвящены труды таких педагогов и ученых как Л. Г. Арчажникова, Л. А. Рапацкая, О. П. Ра-дынова, Е. А. Дубровская, Н. А. Ветлугина, И. А. Дзержинская; вопросы освоения духовных ценностей отражены в работах таких педагогов как Е. И. Артамонова, Н. А. Белканов, Г. Н. Волкова, Л. Н. Голубева, В. В. Меду шевский, В. А. Николаев, А. Ж. Овчинни кова, И. Ф. Плетенева.
Фольклор вносит в жизнь своеобразный элемент, называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно патриотизму, а, напротив, соединяет их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству различных народностей.
Фольклор — это подлинная энциклопедия поэтических знаний народа, дающая полное представление об идейно-эстетических богатствах его творчества1.
В то же время исследователь русского фольклора П. Г. Богатырев пишет: фольклор — «выражение чаяний и ожиданий народа», «выразитель мировоззрения трудовых масс», «идеологии и художественных вкусов трудового народа»2, «оружие за свои классовые интересы»3. А известный исследователь и собиратель фольклора Е. Н. Линева отмечала, что фольклор «...вносит в жизнь своеобразный элемент, называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно патриотизму, а, напротив, соединяет их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству различных народностей, являющихся результатом вдохновения и труда многих поколений, начиная с доисторических времен до нашего времени, и охватывающему все стороны жиз-
дискуссия т
журнал научных публикаций V
ни народной в личности и общественном смысле»4.
Однако автор придерживается точки зрения, которая принадлежит гуманитарию XX в. Б. Н. Путилову: «фольклор — это множество знаний, умений, мастерства, навыков и практики прошлого, которые передаются примером или словами от старых поколений к новым без посредничества книги, печати или школьного учителя. Бесконечно разнообразный, неувядаемый, живой и меняющейся, всегда готовый охватить и ассимилировать новые элементы и в то же время теряющий свои позиции под воздействием современного прогресса и индустрии, фольклор выступает прирожденным оппонентом всякой штамповки, патентованного стан-дарта»5. Также, по его мнению, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»: 1) фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, т. е. синоним понятия «традиционная культура»; 2) фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни; 3) фольклор как явле-
ния художественного творчества народа; 4) фольклор как сфера словесного искусства, т. е. область устного народного творчества; 5) фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.
Также, автор статьи разделяет позицию Л. П. Сараевой, которая под русским музыкальным фольклором понимает вокальное, преимущественно песенное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа, существующее, как правило, в устной форме и являющееся частью народного художественного творчества6.
Для того чтобы представить общую жанровую классификацию произведений русского музыкального фольклора, следует принять во внимание ряд обстоятельств, а именно: отношение жанров к так называемым обрядам, а также отношение словесного текста к пению и действию, что характерно для некоторых типов фольклорных произведений.
Таким образом, жанровый состав русского музыкального фольклора многообразен и может быть представлен следующим образом: 1) обрядовая поэзия: календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы), семейно-бытовая (родильная, сва-
. ДИСКУССИЯ
™ журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
дебная, похоронная), заговоры; 2) истори ческие песни, балладные песни, песни со циального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.) ряженья, игры, хороводы, сцены и пьесы, игра на русских народных инструментах.
Ведущими признаками русского музыкального фольклора = являются традиционность, коллективность и вариативность. Традиционность рядом исследователей воспринимается как «воспроизведение в той или иной форме тех явлений, которые восприняты из прошлого»7.
Отсюда следует, что «благодаря традиционному характеру связи фольклора с действительностью его содержание оказывается богаче, глубже, шире непосредственно заложенного в его формах, ибо традиционные формы сигнализируют о многом, с ними связанном, но не называемом»8.
Следующим признаком и одновременно важнейшей специфической чертой русского музыкального фольклора является коллективность. Каждое фольклорное произведение выражает не только мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Фольклору присуще органичное соединение коллективного и индивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителей и исполнителей.
С коллективно -стью народного творчества органично свя зана устная форма существования фолькло
Благодаря традиционному характеру связи фольклора с действительностью его содержание оказывается богаче, глубже, шире непосредственно заложенного в его формах, ибо традиционные формы сигнализируют о многом, с ними связанном, но не называемом.
ра. Фольклор появился раньше, чем письменность, и первоначально существовал только в устной передаче. Устная форма существования народной поэзии ведет к появлению вариантов одного и того же фольклорного произведения — это признак и еще одна специфическая черта фольклора — вариативность.
В античной философии и философской мысли Нового времени музыкальный фольклор приобретает статус феномена. Древнегреческий философ Аристотель и немецкий философ Гегель показали, что существуют три сложившиеся формы фольклорного творчества, а именно: эпос, лирика и драма, которые принято называть родами. «Эпос объективно, в повествовательно-сюжетной форме изображает внешние по отношению к автору или исполнителю явления; лирика — субъективно, эмоционально-оценочно воспроизводит внутренний мир человека, выражает его мысли и переживания; драма при помощи прямой речи персонажей и соответствующих действий передает их характеристики, рисует картину жизни».
В трудах
Дж. Фрейзера, Э. Тай-лора, отечественных педагогов, ученых, исследователей русского фольклора — И. М. Снегирева, А. Н. Афанасьева, И. П. Сахарова — феномен музыкального фольклора заключается в его обрядовом, духовном, поэтическом проявлении. Например, по мнению Э. Тайлора — выдающегося историка, этнографа — «изначальный способ познания восходит к той теории
дискуссия
журнал научных публикаций
аналогии, которой мы обязаны столь значи- заложен огромный гуманитарный потен -
тельной частью нашего понимания окружа- циал. * ющего мира»9.
И,1ЖНо.и особенностью подобных ис- 1. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л.: «Наука», 1967.
следований является показ интегрирован- С. 4.
ности когнитивных, ценностных смыслов в 2. Русское народное поэтическое творчество: Посо-
конкретных феноменах культуры, ее духов- бие для вузов / Общ. ред. П. Г. Богатырева. Изд. 2-е,
ных практиках, а, следовательно, и в сфере доп. и испр. М., 1976. С. 6-7.
русского музыкального фольклора. 3. Там же. С. 179.
В народной культуре народ познает 4. Линева Е. Великорусские песни в народной гар-
самого себя при условии, что его духовная монизации. СПб. 1904. Вып.1. С. 1.
культура, вера находит себе полное и яркое 5. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура;
выражение. Объяснение феномена музы- 1п шешопаш. СПб.: Петербургское Востоковедение,
кального фольклора находим у Э. Гуссерля, 2003. С. 31.
провозгласившего, что «смысл высказы- 6. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Кел-
вания о предметности, которая есть и по- дыш. Т. 5. М.: Сов. энцикл., 1981. С. 166.
знавательным образом проявляет себя, как 7. Земцовский И. И. Народная музыка и современ-
сущее и притом как сущее в определенном ность // Современность и фольклор. Статьи и мате-
виде, должен именно из одного только со- риалы. Сост. В. Е. Гусев, А. А. Горковенко. Отв. ред.
знания сделаться очевидным и, вместе с В. Е. Гусев. М.: «Музыка», 1977. С. 47.
тем, без остатка понятным»10. 8. Там же. С. 43.
Таким образом, музыкальный фоль- 9. Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре
клор как феномен проявляется как неотъем- / Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. Смоленск: Ручи-
лемый элемент начал общественной жизни чи, 2000. С. 66.
народа, отражая целостность его мировос- 10. Хрестоматия по истории философии (западная
приятия и мироощущения и, в то же время, философия): Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 2. М.:
предстает как духовное наследие, в котором Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 100.