УДК 930(о)
© Л. Г. Арсеньева
Изучение этнографии бурят в восточно-сибирском отделе Русского Географического общества (ВСОРГО) в 1850-1920-е гг.
В статье отражены основные периоды становления этнографических исследований во ВСОРГО, рассмотрена издательская деятельность ВСОРГО по этнографии.
Ключевые слова: восточно-сибирский отдел Русского Географического общества (ВСОРГО), монголоведение, этнография.
Ь.С. Аюепегя
Research of the Buryat ethnography at the East Siberian Department of Russian Geographical Society (ESDRGS) in 1850-1920s
The article highlights the main periods of development of ethnogeographic reseasrches at ESDRGS, the publishing activity on ethnography has been considered.
Keywords: East Siberian Department of Russian Geographic Union (ESDRGS), Mongolian studies, ethnography.
В ноябре 1851 г. в Иркутске был образован сибирский отдел Императорского Русского Географического общества (ИРГО) по инициативе иркутян, которые являлись членами ИРГО. В 1877 г., в связи с образованием западносибирского отдела РГО, сибирский отдел в Иркутске стал именоваться восточно-сибирским отделом Русского Географического общества (ВСОРГО). Работа во ВСОРГО была организована по принципу добровольности и безвозмездности труда. Главная задача, которую ставили перед собой члены отдела, - это изучение Сибири и сопредельных с Россией государств. ВСОРГО организовывал научные экспедиции для подробного научного изучения географии, природы, а также истории, религии, быта и языка народов, населявших эти территории. Двери отдела всегда были открыты для представителей любых слоев общества, каждый из которых сделал свой весомый вклад в копилку знаний о народах, населявших окраины России.
Особое место в научных изысканиях отдела принадлежало этнографическим исследованиям монгольских народов. Тома «Трудов», «Записок» и даже целые серии изданий посвящены исследованиям истории, культуры, религии, бурятского народа. В «списках печатных изданий отдела, хранящихся на складе ВСОРГО» [1] в Иркутске, на 14 декабря 1899 г. упоминаются записки ВСОРГО по этнографии бурят: «Бурятские сказки и поверья, собранные Хангаловым М.Н.» [2], «Сказания бурят, записанные разными собирателями» [3], «Новые материалы о шаманстве у бурят» М.Н. Хангалова [4], «Шаманские поверья инородцев Восточной Сибири» [5],
а также записки ВСОРГО по отделению статистики, где есть материалы о бурятах, в том числе и работы Д. Банзарова «Черная вера, или Шаманство у монголов» [6], «Хронологический перечень важнейших дат из истории Сибири 1032-1882 гг.» И.В. Щеглова [7].
В этнографических исследованиях принимали участие известные ученые-буряты Доржи Банзаров [8], первый бурятский ученый, получивший европейское образование, член первого состава Общества с 1851 г., Матвей Николаевич Хангалов, бурятский ученый и фольклорист, член ВСОРГО с 1888 г., Галсан Гомбоев [8,
с. 94-96], российский ученый, востоковед, Петр Павлович Баторов, известный этнограф, фольклорист.
Во ВСОРГО трудились многие выдающиеся исследователи: Афанасий Прокофьевич Щапов, Дмитрий Александрович Клеменц, супруги Потанины - Григорий Николаевич и Александра Викторовна, Моисей Аронович (псевдоним Михаил Афанасьевич) Кроль, Иннокентий Александрович Подгорбунский и многие другие. Все они занимались этнографией, были участниками экспедиций и внесли значительный вклад в изучение монголоязычных народов. Членами вос-точно-сибирского отдела РГО в разные годы были Н.Н. Козьмин (1899-1901), А.А. Корнилов (1899-1901), П.М. Крюков (1898-1900), А.И. Лушников (1899-1901), И.Е. Маковецкий (1898-1900), И.И. Попов (1898-1900), Вл.М. Посохин (1898-1900), В.Б. Шостакович (1899-1901), М.Н. Ушаков (1899-1901), А.В. Янчуковский (1898-1900). Председателями секций - А.В. Вознесенский (13/IV 96 - 13ЛУ 1900), Н.Н. Левин (25/XI
Арсеньева Л.Г. Изучение этнографии бурят в восточно-сибирском отделе Русского Географического общества (ВСОРГО) в 1850 -1920-е гг._______________________________________________________________________________________
98 - 25/Х1 1902), Д.Н. Першин (16/П 96 - 6Л1 1900) [9].
Во ВСОРГО была и отдельная «Бурятская коллекция», о которой говорится в документе, сохранившемся до сегодняшнего дня в Государственном архиве Иркутской области. Документ представляет собой обращение консерватора музея ВСОИРГО В.Б. Шостаковича к Председателю восточно-сибирского отдела Императорского Русского Географического общества от 21 декабря 1899 г., в котором он сообщает о передаче этнографических материалов, составивших «Бурятскую коллекцию» [9].
Выделяется четыре основных периода развития этнографических исследований восточносибирского отдела РГО. Первый период - 50-60-е гг. XIX в. - связан с деятельностью Р.К. Маака [10], второй - конец 60-х - первая половина 70-х гг. XIX в. - с именами П.А. Ровинско-го и А.П. Щапова [10, с. 33], третий - вторая половина 70-х гг. XIX в. - 1900-е гг. - с Г.Н. Потаниным и Д.А. Клеменцем [10], четвертый период - послереволюционный, с 1917 г. до конца 1920-х гг. [10]. В середине XIX в. значительное внимание было уделено изучению отдаленных частей Восточной Сибири в различных аспектах. Второй период характеризуется выделением этнографии в самостоятельную область изучения, определяются задачи этнографических исследований; П.А. Ровинский посвятил свои работы «выяснению судеб русско-славянского племени в Сибири» [10, с. 37], А.П. Щапов и начал свою исследовательскую деятельность с антропологии, он первым дал описание родового и общинного строя у бурят, написал ряд работ о формах землевладения и землепользования у забайкальских бурят, которые легли в основу дальнейшего изучения этого вопроса. Григорий Николаевич Потанин составил программы этнографических исследований, организовывал экспедиции, при нем был издан ряд специальных «Записок по этнографии» в дополнение к уже существовавшим «Известиям ВСОРГО»; в 1890 г. вышли в свет три тома, в них был представлен обширный материал о шаманстве у бурят. Георгий Николаевич выдвинул на первый план изучение устного народного творчества народов Сибири, что в предыдущие периоды не занимало особого места в исследованиях ВСОРГО.
Д.А. Клеменц, пришедший на смену Г.Н. Потанину, продолжил организационную деятельность в области этнографических изучений. Он ставил перед членами ВСОРГО новые задачи, раскрывал перспективы и указывал новые пути исследований. Д.А. Клеменц совершил этногра-
фическое путешествие по Монголии, при нем была организована ставшая знаменитой «Сибиряковская экспедиция». После отъезда Г.Н. Потанина и Д.И. Клеменца работа этнографической секции почти остановилась, а в период революционных событий совсем прекратилась. Восстановление этнографических работ пришлось на четвертый - послереволюционный -период. Результаты этнографических исследований публиковались в журнале «Сибирская живая старина» с 1923 по 1929 г.
П.К. Казаринов в своем очерке, указывая на отличительные особенности этнографических исследований во ВСОРГО, отмечал «постоянную научно-исследовательскую связь с туземным населением, главным образом якутами, бурятами и тунгусами» [11], что было обусловлено близостью отдела к территориям проживания этих народов и позволяло проводить систематические экспедиционные работы.
Сведения об исследованиях этнографической секции, касающихся бурят-монголов, сохранились в Государственном архиве Иркутской области. Так, существуют документы, в которых ставятся задачи предстоящего исследования бурят [12]. Это поддерживалось представителями бурятского народа; понимая необходимость этнографических исследований, они выделяли деньги на них. Кроме задач этнографического изучения бурят в документе приводится факт наличия инструкций и программ для осуществления собирания сведений о различных сторонах жизни народа. Так, в «инструкции», составленной в марте 1900 г. доктором Павлом Станиславовичем Тенчинским, указывается, какие именно образцы нужно собрать: «...одежда детей раннего возраста, бывшую в употреблении колыбель, колыбель на время кочевья, пеленки, колыбельные игрушки, амулеты и бурханчики, использовавшиеся во время беременности и родов...» [12, л. 36].
В первом выпуске журнала «Сибирская живая старина» Павел Павлович Хороших представляет вниманию читателей «Указатель исто-рико-этнографической литературы о бурятской народности» [13], подчеркивая, что «Указатель» является обозрением научной деятельности Русского Географического общества и его сибирских отделов в области изучения монгольских народов. С другой стороны, автор рекомендует список историко-этнографической литературы о бурятах как справочник для лиц, занимающихся вопросами бурятоведения, и замечает тот факт, что «Указатель» является первым в своем роде. Данный указатель включает в себя 426 книг и 6
карт, а также статьи и отдельные заметки о бурятах, написанные на русском языке за период с 1774 г. - начиная с трудов Георги, Палласа и др. по 1923 г. включительно.
В приложении к шестому выпуску того же журнала опубликована статья В.Л. Петровой-Смагиной «Этнография в трудах восточносибирского отдела Русского Географического общества. 1851-1926» [14], это обобщающая работа по библиографии в области этнографии. В этом перечне представлены работы и по этнографии бурят.
Особого внимания заслуживают отдельные работы, посвященные этнографии бурят и объединенные в «Бурятоведческий сборник», который был издан в Иркутске в 1926 г. тиражом 750 экземпляров. «Бурятоведческий сборник» включал работы Н.Н. Козьмина [15], П.П. Хороших [16], А.Н. Боржоновой [17], Н.Д. Бушмакина
[18], А. Матвеева [19], К.Н. Миротворцева [20], А. Балдунникова [21], М.К. Азадовского [22], П.П. Баторова [23], Б. Ванчикова [24], Е. Елбое-ва [25], Г.С. Мырдыгеева [26], В.С. Шарыпова [27], А. Улаханова [28], Л. Барбаева [29], М. Убониева [30], Г.С. Виноградова [31]. В статьях сборника рассматриваются различные аспекты жизни бурят, касаясь и политических вопросов: революционного движения в Бурятии, отношения бурят к первой русской революции и т.д.
Таким образом, этнография бурятского народа в восточно-сибирском отделе Русского Географического общества была представлена в широком спектре исследований со дня образования отдела и вплоть до 1926 г. [32] - времени реорганизации всех подразделений РГО - по следующим направлениям: материальная культура, родовой быт, обычное право, религиозные верования, фольклор.
Литература
1. ОГУ ГАИО (Государственный архив Иркутской области) Ф. 293. On. 1. Ед. хр. 398. JI. 18. - Сведения о деятельности этнографической секции ВСОРГО. Списки членов отдела, печатных изданий хранящихся на складе. 1899 г.
2. Бурятские сказки и поверья, собранные Хангаловым М.Н.-Иркутск, 1889. - Т. 1,вып. 1.
3. Сказания бурят, записанные разными собирателями. - Иркутск, 1890. - Т. 1, вып. 2.
4. Хангалов М.Н. Новые материалы о шаманстве у бурят. - Иркутск,1890. - Т. 2, вып. 1.
5. Шаманские поверья инородцев Восточной Сибири. - Иркутск, 1890. - Т. 2, вып. 2.
6. Банзаров Д. Черная вера, или Шаманство у монголов. - СПб., 1891.
7. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших дат из истории Сибири 1032-1882 гг. - Иркутск, 1883.
8. Полянская О.Н. Профессор О.М. Ковалевский и Бурятия (1-я половина XIX в.). - Улан-Удэ, 2001. - С. 86-89.
9. ОГУ ГАИО Ф. 293. On. 1. Ед. хр. 398. JI. 2. - Сведения о деятельности этнографической секции ВСОРГО. Списки членов отдела, печатных изданий хранящихся на складе. 1899 г.
10. Азадовский М.К. Пути этнографических изучений восточно-сибирского отдела Русского Географического общества // Сибирская живая старина. - Иркутск, 1926. - Вып. 6. - С. 33.
11. Казаринов П.К. Три четверти века. К юбилею восточно-сибирского отдела государственного Русского Географического общества // Сибирская живая старина. - Иркутск, 1926. - Вып. 6. - С. 24.
12. ОГУ ГАИО. Ф. 293. On. 1. Ед. хр. 494. JI. 1. - Задачи предстоящего исследования бурят.
13. Хороших П.П. Указатель историко-этнографической литературы о бурятской народности // Сибирская живая старина. -Иркутск, 1923. - Вып. 1. - С. 154.
14. Петрова-Смагина B.JI. Этнография в трудах восточно-сибирского отдела Русского Географического общества. Библиографический указатель 1851-1926 гг. //Сибирская живая старина,-Иркутск, 1926. -Вып. 6. -С. 61.
15. Козьмин Н.Н. 1905 год и буряты // Бурятоведческий сборник. - Иркутск, 1926. - С. 7-14.
16. Хороших П.П. Литература о революционном движении в Бурятии // Бурятоведческий сборник. - С. 14-25.
17. Боржонова А.Н. О взаимоотношении бурят и русских // Бурятоведческий сборник. - С. 25-34.
18. Бушмакина Н.Д. Антропология в Бурятии // Бурятоведческий сборник. - С. 34-38.
19. Матвеев А. К вопросу о вымирании бурят // Бурятоведческий сборник. - С. 38-40.
20. Миротворцев К.Н. По поводу статьи А. Матвеева «К вопросу о вымирании бурят» // Бурятоведческий сборник. -С.40-43.
21. Балдунников А. О тарасунокурении и шаманстве // Бурятоведческий сборник. - С. 43-46.
22. Азадовский М.К. Областные слова Селенгинского округа в записях декабриста Н. Бестужева // Бурятоведческий сборник. - С. 7-14.
23. Баторов П.П., Хороших П.П. Материалы по народному скотолечению у иркутских бурят // Бурятоведческий сборник. -С. 50-61.
24. Ванников Б. Обработка шерсти у агинских бурят // Бурятоведческий сборник. - С. 61-63.
25. Елбоев Е. Родословная одной бурятской семьи // Бурятоведческий сборник. - С. 63-68.
26. Мырдыгеев Г.С. Предание об Ашха-баторе и происхождении кости Табжин // Бурятоведческий сборник. - С. 68-70.
27. Шарыпов B.C. Алтансара. Предание о золотой чаше // Бурятоведческий сборник. - С. 70-72.
28. Улаханов А. Песни бурят Аларского аймака // Бурятоведческий сборник. - С. 72-74.
29. Барбаева JI. Дедушкины сказки (сказка о жирном Замае и глупом Мангатхае) // Бурятоведческий сборник. - С. 74-75.
30. Убониев М. Легенда о похищении ласточкой огня // Бурятоведческий сборник. - С. 75.
31. Виноградов Г.С. Замечание о говорах Тункинского края//Бурятоведческий сборник. Приложение. -Иркутск, 1926.
32. С целью координации деятельности отделов РГО и других краеведческих организаций в середине 1920-х гг. прошли съезды в Иркутске, Омске, Барнауле, Красноярске и др. В декабре 1926 г. на Первом краевом научно-исследовательском съезде было принято решение о создании сибирской ассоциации краеведческих организаций, в состав которой вошли отделы РГО // Историческая энциклопедия Сибири. - Новосибирск,2009. - С. 802.
Арсеньева Любовь Георгиевна, аспирант кафедры всеобщей истории. Бурятского государственного университета, г.Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Arseneva Lyubov Georgievna, postgraduate student, department of general history. Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24 a.
УДК 331.881 (571.54)
© Н.Е. Жукова
Становление системы профессиональных союзов в Бурят-Монгольской АССР в середине 1920-х гг.
В статье рассматриваются проблемы организационного этапа развития профессионального движения в Бурят-Монгольской АССР. В результате проведенного анализа автором выявлены особенности создания профсоюзов в середине 1920- х гг.
Ключевые слова: профессиональный союз, БСПС, Всеработземлес, трудящиеся.
NE. Zhukova
Formation of the system of professional trade unions in the Buryat-Mongolian ASSR in the middle of the 1920s
The article considers the problems of organizational stage of the development of trade union movement in the Buryat-Mongolian ASSR. As a result of the conducted analysis, the author has revealed the peculiarities of the establishing of trade unions in the middle of the 1920s.
Keywords: the trade union, BSPS, Vserabotzemles, workers.
В начале 1920-х гг. профессиональное движение в Бурят-Монгольской АССР отличалось новым качественным этапом развития, что было связано с формированием единообразной структуры профессиональных союзов. Последние стали действовать на основе социалистических принципов организации профдвижения и новой нормативно-правовой базы.
После социалистической революции правовой основой образования и деятельности всех общественных организаций служила ст. 16 Конституции РСФСР 1918 г., обеспечивающая трудящимся свободу создания союзов путем оказания им всяческого содействия, материального и иного, для их объединения в организации.
Деятельность профессиональных организаций регламентировалась специальным разделом «О профессиональных (производственных) союзах рабочих и служащих и их органах в предприятиях, учреждениях и хозяйствах» Трудового кодекса РСФСР, принятого 30 ноября 1922 г. [10]. Согласно положениям данного нормативно-правового акта, основной функцией профсоюзных организаций являлось представление интересов советских трудящихся в органах государственной власти. Профсоюзы не подлежали обязательной государственной регистрации,
имели право владеть имуществом, вести хозяйственную деятельность, однако достаточных материальных рычагов для защиты прав трудящихся профсоюзы не имели. Вся представительская и контролирующая работа проводилась с помощью административных мероприятий профсоюзов.
Профессиональные союзы Бурятии возникли в период первой русской революции, и к началу 1920-х гг. существовало около 30 профсоюзов, учителей начальных школ, учителей средних школ, служащих, казначейства и т. д. Все союзы до 1920 г. отличались по узкопрофессиональным цеховым признакам.
В 1920 г. численность членов профессиональных союзов достигала 2 230 чел., из них наиболее многочисленными являлись промышленные группы - 2590, что составляло 39,4% ко всему числу членов союзов. Второе место занимала группа «транспорта и связи» - 2 230 чел., в которой основную массу составляли железнодорожники - 1 750. В состав этой группы входили частично извозопромышленники, сами применявшие наемный труд [9, с. 34]. Тем не менее профсоюзы в организационном отношении были разрозненными и не управлялись централизованно, что отрицательно сказывалось на разви-