Научная статья на тему 'Изучение драматургического паратекста в отечественной науке: проблемы авторской поэтики и романизации драмы'

Изучение драматургического паратекста в отечественной науке: проблемы авторской поэтики и романизации драмы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

470
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПАРАТЕКСТ / АВТОРСКАЯ РЕМАРКА / AUTHOR'S REMARKS / СИСТЕМА КОРРЕЛЯЦИЙ / ДИАЛОГИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ / РОМАНИЗАЦИЯ ДРАМЫ / DRAMATURGICAL PARATEXT / CORRELATION SYSTEM / DIALOGIZATION OF ARTISTIC FORM / ROMANIZATION OF DRAMA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Толчеева К. В.

В данной статье анализируются изданные за последние 30 лет труды отечественных исследователей, посвященные проблеме драматургического паратекста и отражающие новый подход к пониманию смыслообразующей роли авторской ремарки. В частности, речь идет об изменении и расширении функционального потенциала паратекста в драме в свете теории автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAMA PARATEXT STUDIES IN RUSSIA: THE PROBLEMS OF AUTHOR’S «POETIA» AND «NOVELLISATION» OF DRAMA

This article analyzes the works of Russian researchers published over the last thirty years devoted to the subject of dramatic paratext and reflecting a new approach to understanding the meaning-making role of an author’s remarks in the text of a drama. In particular, attention is paid to the change and expansion of the functions of the author’s remarks in drama in the light of the author’s theory.

Текст научной работы на тему «Изучение драматургического паратекста в отечественной науке: проблемы авторской поэтики и романизации драмы»

УДК 811

ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ПАРАТЕКСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ: ПРОБЛЕМЫ АВТОРСКОЙ ПОЭТИКИ И РОМАНИЗАЦИИ ДРАМЫ

К. В. Толчеева

Липецкий государственный педагогический университет

Поступила в редакцию 24 октября 2013 г.

Аннотация: в данной статье анализируются изданные за последние 30 лет труды отечественных исследователей, посвященные проблеме драматургического паратекста и отражающие новый подход к пониманию смыслообразующей роли авторской ремарки. В частности, речь идет об изменении и расширении функционального потенциала паратекста в драме в свете теории автора.

Ключевые слова: драматургический паратекст, авторская ремарка, система корреляций, диалогизация художественной формы, романизация драмы.

Abstract: this article analyzes the works of Russian researchers published over the last thirty years devoted to the subject of dramatic paratext and reflecting a new approach to understanding the meaning-making role of an author's remarks in the text of a drama. In particular, attention is paid to the change and expansion of the functions of the author's remarks in drama in the light of the author's theory.

Key words: dramaturgical paratext, author's remarks, correlation system, dialogization of artistic form, romani-zation of drama.

В отечественной филологии категория автора является предметом многочисленных трактовок и определений, что, по-видимому, связано не только с неоднозначностью в культуросообразном смысле этого концепта, но и с незначительным количеством научных трудов комплексного характера, избравших в качестве объекта как наиболее существенные, константные феноменологические характеристики категории автора в художественном дискурсе, так и вариативные особенности данного явления с учетом его междисциплинарного потенциала.

В этом смысле еще более сложными представляются определение и описание природы изучаемого явления и особенностей его бытования в контексте теории драмы. В отечественных исследованиях последних десятилетий, направленных на изучение авторского паратекста в драме, возможно выделить два основных исследовательских ракурса.

С одной стороны, паратекст как совокупность выполняющих метатекстовую роль авторских ремарок изучается с точки зрения особенностей его се-мантико-структурной и прагматической организации, а также с учетом его функциональной гетерогенности в текстовом пространстве драмы. Заметим, что рассмотрению этого обширного корпуса работ была посвящена наша предыдущая статья.

С другой стороны, все большую популярность приобретают труды, в которых приоритетной является такая фундаментальная категория поэтики, как

© Толчеева К. В., 2014

фигура автора, и в которых описываются разнообразные способы реализации этой категории в драматических жанрах различных лингвокультур, в том числе в сопоставлении с другими литературными родами - эпосом и лирикой. Данный ракурс исследования, безусловно, отличается многомерностью и требует, как нам представляется, особых приемов межродовой систематизации и привлечения дополнительного исследовательского инструментария. Анализу такого рода исследований посвящена настоящая статья.

Авторская ремарка, как прямое отражение авторского дискурса, интересует исследователей, как правило, в комплексе своих прагматических установок, репрезентирующих стоящую за ними многогранную личность автора [1-6]. Отметим, что в терминологическом аппарате изученных нами работ в зависимости от поставленной задачи и исследовательской методологии используются разные термины, указывающие на авторское присутствие в тексте драмы, -«образ автора», «авторская интенция», «авторское начало», «авторские смыслы», «авторское сознание», «авторский ракурс», «авторская речь», «проблема автора», «авторская воля» [7], «образ ремарочного субъекта» [1], «драматургическая авторская речь персонажно-оформительного плана» [8] и др. Принципиально важным, однако, является мнение большинства исследователей, что для уяснения специфики этой важнейшей текстообразующей категории в контексте драматического рода необходимо разрабо-

тать новые принципы анализа драматического произведения, основанные на антропоцентрической парадигме, т.е. такие принципы, которые позволят по-новому увидеть творческую индивидуальность автора, дискурсивное поведение которого по-разному преломляется и резонирует во взаимодействии с читателем/зрителем, в том числе и на паратекстуальном уровне.

Методологически важной в рамках данной статьи является позиция, высказанная Л. Г. Тютеловой, которая, указывая на тесную связь цитируемых нами выше отечественных трудов по теории драмы первой половины XX в. с аристотелевской и гегелевской эстетическими традициями, говорит о том, что «драма предстает как предельно консервативный литературный род, в котором не отмечаются кардинальные исторические изменения» [1, с. 4].

На важность пересмотра уже сложившегося исследовательского инструментария также указывает в своем диссертационном исследовании И. П. Зайцева, отмечая, что необходимо применение новых принципов и способов анализа композиционно-речевого воплощения авторской речи в пьесе, поскольку «исследовательский материал в настоящее время с трудом укладывается в рамки традиционных методик исследования» [9, с. 360]. Исходя из мысли о том, что с точки зрения композиционно-стилистической организации драматургический паратекст представляет собой систему взаимосвязанных речевых форм (эпиграф, посвящение, жанрово-стилистический подзаголовок в сочетании с заглавием, список действующих лиц, ремарки и другие композиционные фрагменты текста драмы), на материале русской драмы И. П. Зайцева отмечает значительные изменения языкового строя в «сильных» паратекстовых позициях (интро-дуктивные и финальные ремарки), а также в паратек-стовых фрагментах, маркирующих отдельные единицы текстового декупажа драмы, что, без всякого сомнения, является выражением стилистической «отмеченности» и «выделенности» автора в тексте драмы [там же, с. 351-363].

Рассмотрение паратекста в русле текстологии, т.е. как особого феномена в порождении текста, позволяет выделить такие драматургические виды авторской речи, как частнопредваряющий, психолого-композиционный, общепредваряющий, постсюжетно-перспективный и стереотипно-обобщающий [8].

Следует отметить, что проблема исторической изменчивости паратекстуального пласта в тексте драмы поднимается во многих изученных нами работах [1-3; 10-12]. Понимание авторской ремарки как исторически обусловленной категории художественного дискурса дает исследователям возможность проследить эволюцию паратекста с точки зрения отражения в нем изменений структурно-функцио-

нального свойства сферы проявления категории автора в драматургическом тексте, что выражается главным образом в расширении и углублении содержательной стороны паратекстового конструкта на фоне усложнения его формы. Таким образом, целесообразность изучения разноуровневых трансформаций внутри паратекста в диахроническом освещении для выявления специфики авторского присутствия в драме обусловлена прежде всего желанием исследователей осмыслить и типологически обобщить совокупность феноменологически значимых для теории драмы и драматического анализа связанных с фигурой автора параметров и процессов, характерных для новейшей драматургии так называемого «постдраматического» (Х.-Т. Леманн) периода [2; 3; 6; 13-16].

Рассматривая авторскую ремарку в качестве «репрезентанта» [4] в драматургическом тексте «текстового оформления» категории автора, некоторые исследователи прибегают к сопоставительному описанию индивидуально-авторских стилей как в рамках одной лингвокультуры [1-3; 12; 13; 17], так и на материале драматургии разных культур [7]. Подобный подход позволяет выявить, с одной стороны, некоторые общетипологические особенности конструирования собственно авторского пространства драмы, а с другой - пополнить набор культуроспецифических факторов и индивидуально-авторских стратегий, влияющих на создание паратекста. К последним можно отнести нарушение привычной жанровой логики, введение оценочных характеристик и развернутой описательности хронотопических координат, нарушение конвенциональности текстовой структуры авторской ремарки и т.д.

В поле зрения исследователей оказываются наиболее репрезентативные, с точки зрения проблемы автора, драматургические произведения. Очевидно, что весьма актуальными для отечественных исследователей выступают особенности поэтики авторской ремарки и метапоэтики в русской драматургии XVIII - XXI вв. [1-3; 11; 12; 17-20]. Широкий интерес вызывает англоязычная драма [2; 3; 16] и, в частности, такие ее представители, как У. Шекспир, Б. Шоу, Дж. Голсуорси, О. Голдсмит, Р. Шеридан, О. Уайльд и др., а также немецкая драматургия (Ф. Шиллер, М. Фриш, Ф. Дюрренматт и др.) [4]. Интерес к франкоязычной драме в аспекте изучения паратекстового пространства представлен, к сожалению, весьма незначительным количеством исследований в отечественной науке [10; 13], что, очевидно, говорит о необходимости скорейшего восполнения этого пробела.

Очевидно, что понимание автора как «субъекта эстетической деятельности» (М. М. Бахтин) в ряде работ связывается с проблемой диалогизации ее художественной формы [1; 2; 4; 13; 19; 21]. Глубокий литературоведческий и эстетико-культурный анализ

Изучение драматургического паратекста в отечественной науке.

художественной целостности драмы в аспекте ее диалогизации с другими участниками эстетической коммуникации предпринимает в своем исследовании Л. Г. Тютелова [1], отмечая, что автор «устанавливает прямой контакт с действительностью и осваивает новую область создания образа героя - незавершенное настоящее» [там же, с. 9], обнаруживая при этом «существенную, а не ситуативную причастность к изображаемому миру через возможность диалогических отношений с принципиально отличным от авторского "я" "я" другого» [там же].

Данный вывод представляется существенным в силу того, что подобное понимание динамичного в пространственно-временном отношении и полифо-нично организованного пространства драмы дает возможность определить «личностные границы создаваемых образов» [там же], присущих как авторскому «я», так и « я» других коммуникантов. Интересной также представляется попытка Л. Г. Тютеловой определить категорию автора в драматургическом пара-тексте как близкий образу повествователя в эпосе «образ ремарочного субъекта» [там же, с. 10], чей образ, по мнению исследователя, не тождествен ни образу автора, ни образу героя [там же]. При этом, по выражению Н. И. Ищук-Фадевой, «появившийся повествователь столь ярко себя проявляет, что к нему применимо понятие "языковой личности"» [21, с. 7].

Вопросы поэтики индивидуального авторства и диалогических форм бытования драматического высказывания в интересующих нас работах тесно переплетаются с проблемой «романизации» драмы [2; 4; 9; 11; 13; 19], т.е. включением в паратекст не типичных для него структурно-композиционных, содержательных, модально-эмоциональных, эстетико-культурных и прочих элементов, что также свидетельствует о процессе «раскрепощения» канонических форм драмы, начиная с середины XIX в. В частности, говорится о том, что «прозаизация» (термин А. Н. Зорина) ремарки и, как следствие, расширение эпического слоя в паратексте обусловили возросшую роль авторской ремарки в «детализации психологического портрета персонажей, их кинесического и пространственного поведения» [9, с. 349], в «осуществлении модальной характеристики протекания действия и возможностей модальных аспектов его осуществления» [4, с. 76], в «раздвижении» пространственно-временных границ драматургического действия в процессе отображения на паратекстовом уровне взаимодействия нескольких «миров» - описанной автором реальной действительности и воображаемой им фикциональной реальности [9, с. 363], пространства изображенного им и пространства изображаемого [20]. Иными словами, усиление эпического авторского слова приводит к «диффузности жанровой системы» [2, с. 7].

Особенность и перспективность подобного ракурса исследования заключается в том, что проблема «эпизации» и «лиризации» драматургического текста, а также соприсутствия и сочленения элементов нарративно-дескриптивного и инструктивного характера в авторской ремарке разрабатывается, главным образом, применительно к конкретным авторам и произведениям и еще требует, как нам представляется, системного описания и обобщения полученных сведений.

Заметим, что правомерность экстраполяции проблемы нарратива на драматургический дискурс для некоторых представителей отечественной науки выглядит весьма спорной. Так, например, Н. И. Ищук-Фадеева, вслед за В. Шмидом, говорит о том, что «традиционный драматический текст (...) не располагает к нарративному анализу, прежде всего, в силу родового диалогизма», принимая при этом во внимание особое положение текстов, содержащих «очевидную жанровую аномалию» [22]. Исследователь справедливо замечает, что «деформация жанрово-родовой структуры приводит к такого рода образованиям, которые предполагают особый аналитический аппарат, в том числе оказывается возможно, а иногда и показано обращение к основным понятиям нарра-тологии» [там же]. Очевидно, речь идет о новых возможностях нарратива в свете его многообразных, но при этом еще малоизученных проявлений внутри драматургического универсума на паратекстовом уровне.

Таким образом, абсолютное большинство изученных нами работ, выполненных в самых разных форматах - от научных статей до диссертационных исследований и монографий, - демонстрируют принципиально новый подход к пониманию природы и сущности паратекста как отражения прямого авторского слова в драме. Этот подход заключается в исторически обусловленном переосмыслении тексто-образующих потенций авторской ремарки в тексте драмы, которая отныне трактуется не как второстепенный (вспомогательный) по отношению к основному тексту (словесному действию, диалогу) структурный элемент текстообразования, а как важнейший смыслообразующий фактор, участвующий в создании сложной системы корреляций «текст-диалог» - «па-ратекст» и репрезентирующий вместе с другими метапоэтическими сведениями исходную интенцию автора-творца.

В дальнейшем возможна разработка данной проблематики с целью обнаружения новых механизмов диалогизации драматургического текста и способов выражения авторского слова в драме с позиций дискурсивного анализа, а также в свете существующей родовой дихотомии драмы - текст литературный vs текст театральный. Открывается также перспектива

для особого с точки зрения дискурсивного анализа исследования относительно роли паратекста в процессе членения многослойного и сложноорганизо-ванного драматургического дискурса на отдельные дискурсивные события с определением критериев их отграничения. Помимо этого, видится необходимой разработка конкретных интерпретационных стратегий, направленных на выявление лингвистических средств и способов реализации категории автора внутри метафикционального драматургического текста, занимающего особое место в отечественном и зарубежном пространстве лингвоэстетического дискурса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тютелова Л. Г. Поэтика субъектной сферы русской драмы XIX века : от драматургии романтиков к драматургии А. П. Чехова : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Л. Г. Тютелова. - Самара, 2012. - 43 с.

2. Журчева О. В. Формы выражения авторского сознания в русской драме XX века : дис. ... д-ра филол. наук / О. В. Журчева. - Самара, 2009. - 485 с.

3. Наумова О. С. Формы выражения авторского сознания в драматургии конца XX - начала XXI в. : на примере творчества Н. Коляды и Е. Гришковца : дис. ... канд. филол. наук / О. С. Наумова. - Самара, 2009. -205 с.

4. Еременко Е. И. Реализация категории образа автора в драматических произведениях Макса Фриша и Фридриха Дюрренматта : дис. ... канд. филол. наук / Е. И. Еременко. - СПб., 1998. - 149 с.

5. Таумов И. Д. Формы выражения авторского сознания в драматургии Н. В. Гоголя : дис. ... канд. филол. наук / И. Д. Таумов. - Самара, 2006. - 166 с.

6. Копенкина У. А. Проблема автора в драматургических текстах Н. В. Гоголя : дис. ... канд. филол. наук / У А. Копенкина. - Саратов, 2011. - 140 с.

7. Носов С. О. Паратекст как средство конструирования художественного пространства в драме : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. О. Носов. - Тверь, 2010. - 18 с.

8. Гущина Ю. А. Драматургический вид авторской речи как композиционный и структурно-семантический компонент текстологии : дис. ... канд. филол. наук / Ю. А. Гущина. - М., 2009. - 188 с.

9. Зайцева И. П. Современная драматургическая речь : структура, семантика, стилистика : дис. ... д-ра филол. наук / И. П. Зайцева. - М., 2002. - 444 с.

10. Ярусова Е. А. Функционально-семантические и структурные особенности паралингвистических рема-

Липецкий государственный педагогический университет

Толчеева К. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка

E-mail: [email protected]

Тел.: 8-900-308-79-72

рок в драматических произведениях французских авторов XVII-XX веков : на материале микрополя «Contact visuel» : дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Ярусова. - М., 2011. - 174 с.

11. Зорин А. Н. Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII-XIX веков : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А. Н. Зорин. - Саратов, 2010. - 36 с.

12. Сперантов В. В. Поэтика ремарки в русской стихотворной трагедии XVIII - начала XIX века : К типологии литературных направлений / В. В. Сперан-тов // Philologka. - 1998. - Т. 5. - № 11/13. - С. 9-47.

13. Толчеева К. В. Паратекст и его функции в драматургическом дискурсе (к проблеме диалогизации текста драмы) : монография / К. В. Толчеева. - Липецк : ЛГПУ, 2008. - 171 с.

14. Андреева С. А. Функции паузы в поэтике английской «новой драмы»: Дж. Б. Шоу и Дж. Голсуорси : дис. ... канд. филол. наук / С. А. Андреева. - Красноярск, 2005. - 182 с.

15. Чалова Л. В. Стилистические функции ремарок в пьесах Б. Шоу / Л. В. Чалова // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 2. - С. 123-128.

16. Синтоцкая Н. А. Реализация категории эмотив-ности в тексте современной англоязычной драмы : дис. ... канд. филол. наук / Н. А. Синтоцкая. - СПб., 2003. -200 с.

17. Кабыкина Ю. В. Рамочный текст в драматическом произведении : А. Н. Островский и А. П. Чехов : дис. ... канд. филол. наук / Ю. В. Кабыкина. - М., 2009.

- 205 с.

18. Ходус В. П. Метапоэтика драматического текста А. П. Чехова : лингвистический аспект : дис. ... д-ра филол. наук / В. П. Ходус. - Ставрополь, 2009. - 460 с.

19. Доманский Ю. В. «Оба улыбнулись» (о возможностях нарратива в драматургическом роде литературы) / Ю. В. Доманский // Narratorium - Междисциплинарный журнал. - 2011. - № 1/2. - Режим доступа : http:// www.narratorium.rggu.ru/section.html?id=9261.

20. Сафронов А. А. Смыслообразование в драматургическом тексте и его вторичных интерпретациях : дис. ... канд. филол. наук / А. А. Сафронов. - Тверь, 2003. -142 с.

21. Ищук-Фадеева Н. И. Ремарка как знак театральной системы : к постановке проблемы / Н. И. Ищук-Фадеева // Драма и Театр. - Тверь, 2001. - С. 5-16.

22. Ищук-Фадеева Н. И. Событие в системе драматических категорий («Женитьба» Н. Гоголя) / Н. И. Ищук-Фадеева // Narratorium : междисциплинарный журнал.

- 2011. - № 1/2. - Режим доступа: http://www.narratorium. rggu.ru/artide.html?id=2027599

Lipetsk State Pedagogical University

Tolcheeva K. V., Candidate of Philology, Associate Professor of the French Language Department

E-mail: [email protected]

Tel.: 8-900-308-79-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.