Научная статья на тему 'Изучение действий работников организаций и граждан в случае обнаружения пожара'

Изучение действий работников организаций и граждан в случае обнаружения пожара Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гундар С. В., Денисов А. Н.

Рассмотрены некоторые аспекты подготовки слушателей по анализу эффективности первоначальных действий граждан, рабочих и служащих, должностных лиц, местных сил и средств по обнаружению и ликвидации пожара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение действий работников организаций и граждан в случае обнаружения пожара»

Канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры "Пожарной тактики и службы" Академии ГПС МЧС РФ

С. В. Гундар

Канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры "Пожарной тактики и службы" Академии ГПС МЧС РФ

А. Н. Денисов

УДК 65.012.4

ИЗУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ГРАЖДАН В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА

Рассмотрены некоторые аспекты подготовки слушателей по анализу эффективности первоначальных действий граждан, рабочих и служащих, должностных лиц, местных сил и средств по обнаружению и ликвидации пожара.

Основными руководящими документами при подготовке слушателей Академии ГПС МЧС России к изучению действий работников организации и граждан в случае обнаружения пожара являются [1-3].

Подготовленный слушатель обязан уметь по каждому пожару:

• изучить эффективность первоначальных действий граждан, рабочих и служащих, должностных лиц, местных сил и средств по обнаружению пожара и передаче сообщений в пожарную охрану;

• оценить принятие возможных мер по спасению людей, тушению пожара и сохранению материальных ценностей, руководству тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта), встрече прибывших подразделений, оказанию им помощи в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ;

• анализировать положительные стороны и недостатки;

• на основе полученных результатов разработать мероприятия по улучшению первоначальных действий работников организаций и граждан при обнаружении и тушении пожаров, спасе-

Среднестатистические показатели оперативного реагирования в 2006 г.

Показатели оперативного Тс ^сл ^св

реагирования мин

Все пожары 6,77 12,42 18,63

Пожары в городе 4,92 8,56 13,25

Пожары в сельской местности 10,52 19,67 29,55

нию людей и имущества, взаимодействию с подразделениями пожарной охраны, распространению положительного опыта. При подготовке слушателей в учебном процессе учитывается следующее:

1. До прибытия подразделений пожарной охраны работники организаций и граждане остаются один на один с постигшей их бедой. Время развития пожара на момент подачи ствола первым прибывшим подразделением (время свободного развития пожара) определяется по формуле:

ТСв ТС + ^СЛ + Тбр 5

где тс — время от момента возникновения пожара до сообщения о нем, мин; тсл — время следования (в данную переменную включено время обработки сообщения, сбор и выезд на пожар), мин;

тбр — время боевого развертывания первых подразделений, мин.

В таблице приведены среднестатистические показатели оперативного реагирования в 2006 г. [4]. Из таблицы следует, что время свободного развития пожара в сельской местности более чем в двое превышает этот показатель в городе. От момента возникновения пожара до сообщения о нем в пожарную охрану проходит около третьей части времени свободного развития пожара.

2. Скорость реагирования подразделений на пожар для оказания помощи работникам организаций и гражданам зависит от численности пожарных депо и оснащения их силами и средствами.

По данным [5-7] число имеющихся в ГПС зданий депо составляет 54,37% нормативной численности, из них 48,22% нуждается в реконструкции и капитальном ремонте. Оснащение основными по-

жарными автомобилями составляет 78,2%, специальными — 69,64%, рукавами — 48%. Подлежит списанию 58,89% основных пожарных автомобилей, 63,1% — специальных. Коэффициент технической готовности (из-за технических неисправностей) подразделений не превышает 0,85. Эксплуатация автомобилей, выработавших ресурс, неизбежно ведет к более частому их отказу, снижению боеготовности подразделений, росту эксплуатационных расходов. Для устранения негативных изменений требуется увеличение затрат на содержание пожарной охраны.

3. В связи с переходом на управление безопасностью по критериям риска, когда в основу системы управления безопасностью должна быть положена концепция "не нулевого риска", при разработке мероприятий по пожарам требуется решать задачу минимизации ущерба и поиска компромисса между затратами и ожидаемой выгодой, обеспечения приемлемого уровня защищенности личности и имущества от огня.

Известно, что чем больше средств тратится на обеспечение пожарной безопасности, тем меньше потери при пожарах. При этом эффективность затрат снижается с их увеличением [8], при больших затратах они начинают превышать потери. Естественно, что в целесообразности таких расходов можно усомнится. Лучше использовать часть этих расходов для прямой компенсации потерь.

Следовательно, разрабатываемые мероприятия по изучению действий работников организаций и граждан в случае обнаружения пожара должны гарантировать оптимальное соотношение материальных затрат на обеспечение пожарной безопасности с потерями от пожаров. В настоящее время указанное соотношение не определено, приемлемый уровень расходов на обеспечение пожарной безопасности отсутствует. Ведется поиск научно-обоснованных количественных параметров приемлемого риска. До завершения поиска при разработке мероприятий по результатам изучения пожаров, по мнению авторов, будет вполне оправдана практика, когда фактические затраты оцениваются по методикам "от достигнутого уровня". За приемлемый уровень можно принять расходы за определенных период в прошлом.

Доля затрат на содержание пожарной охраны от валового национального продукта (ВНП) в России в 2004 г. составила 0,24%. Этот показатель в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в среднем составляет 0,16% и колеблется от 0,1 до 0,36% [7].

По доле затрат на содержание пожарной охраны от ВНП Россия соответствует средним показателям стран — членов ОЭСР. Увеличение этих затрат тре-

бует отвлечения ресурсов с других направлений хозяйственного комплекса страны.

Занятость имеющихся сил и средств боевыми действиями на основных пожарных автомобилях не превышает 3-4% общего времени дежурства (что составляет около 30 мин). При существующем в России четырехсменном порядке несения службы средняя продолжительность боевой работы пожарного не превышает 2 ч в неделю. Для подразделений на специальных пожарных автомобилях время занятости еще меньше [9]. В такой ситуации, видимо, не следует надеяться на резкое повышение объемов финансирования на пожарную безопасность. В бюджете на 2008 г. заметного увеличения доли затрат от ВНП не заложено.

Согласно методическим рекомендациям [10], дислокацию подразделений пожарной охраны любого вида формирований (частная, добровольная, муниципальная, субъекта Российской Федерации) по охране городских и сельских поселений допускается устанавливать, исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту пожара не превышает 10 мин. Это должно уменьшить время свободного развития пожара, что особенно актуально для сельской местности.

Однако пожары носят быстротечный, лавинообразный характер. В большинстве случаев успешного результата в тушении можно добиться в первые минуты развития пожара малыми силами и средствами. Допускаемая удаленность подразделений пожарной охраны должна быть компенсирована активными действиями работников организаций и граждан в случае обнаружения пожара.

4. Суммарный материальный ущерб за время свободного развития пожара складывается из стоимости сгоревших материальных ценностей к моменту обнаружения пожара и потерь, образуемых от момента обнаружения до сообщения о пожаре, а также от момента сообщения до начала тушения прибывшими подразделениями пожарной охраны.

В публикации [11] сообщается, что часто к моменту прибытия сил и средств на место вызова пожаром бывает охвачено все здание или большая его часть. На свободное время развития пожара приходится 98% общего числа погибших. Поэтому вопросы раннего обнаружения, сообщения и первоначального тушения загораний работниками организаций и гражданами являются одними из основных при изучении пожаров, так как предопределяют величину их площади и причиненного ущерба, гибель людей. "...считается, что около 50% пожаров можно было бы ликвидировать огнетушителями, если бы они были под рукой" [8].

5. Создание условий для успешного тушения в начальный период развития пожара невозможно

без обучения населения мерам пожарной безопасности и широкого привлечения добровольцев.

Так, по статистическим данным [4] в 2006 г. население было основным участником тушения 36895 пожаров, члены ДПД — 12394 пожаров. Из заявлений граждан стало известно о 15448 ликвидированных ими пожаров.

В руководстве тушением 39782 пожаров не участвовали основные должностные лица пожарной охраны.

В одноэтажных зданиях в 2006 г. учтено 107475 пожаров, в которых погибли 10974 человека. Люди погибли, когда, как правило, была возможность самостоятельно покинуть здания через дверные или оконные приемы до прибытия пожарно-спасатель-ных служб, когда не требовались специальные спасательные средства (переносные лестницы, прыжковые или рукавные устройства и др.). Есть основания полагать, что в других зданиях, на этажах выше могут находиться такие же люди. Они также будут не все готовы к адекватным действиям в горящем здании.

Следовательно, население в 2006 г. успешно участвовало в тушении нескольких десятков тысяч пожаров. Подавляющая часть граждан смогла самостоятельно покинуть опасные строения в ограниченное чрезвычайным происшествием время.

Здесь следует подчеркнуть, что такие выводы основаны на статистике только учетных пожаров. О ликвидированных населением неучетных пожарах, а также о незарегистрированных пожарах, о которых население после ликвидации никуда не сообщало, необходимая систематизированная информация отсутствует.

Авторам статьи неоднократно приходилось участвовать в борьбе с такими пожарами. Вот некоторые из них: электропроводка освещения жилого дома, автомобиля, электроутюг, сауна, постельные принадлежности, кресло, керогаз, телевизор, деревянный пол под «буржуйкой», кровля летней кухни у металлической дымовой трубы, сушилка для шишек, одежда и обувь при сушке у костра, древесные отходы, трава, мусор в кузове автомобиля, лес и др.

6. Известно, что тушение пожаров относится к экстремальным видам деятельности и требует особого профессионализма. У добровольных участников тушения из числа работников организаций или граждан существует реальная угроза для жизни, высок риск получения различных травм, в том числе и в тяжелой форме. От участвующих в тушении требуется максимальная активизация индивидуальных ресурсов организма, вызванная предельными физическими нагрузками, высоким темпом поступления информации, сложностью действий в

условиях дефицита времени, резким ростом цены ошибочных действий из-за возможности возникновения необратимых тяжелых последствий в результате таких ошибок как для самого участника тушения пожара, так и для других людей.

По мнению авторов работ [12, 13], социальная защита добровольцев не нашла должного отражения в законодательстве. Поэтому не исключена следующая ситуация: "...ну вот представьте, вступил человек в добровольную дружину. Работает он в ней бесплатно или, как говорится, безвозмездно, на энтузиазме. Поехал на пожар. А там беда случилась — погиб. Кто заплатит за его гибель? Кто обеспечит семью, детей? Да никто — нет такого закона, который бы его защитил посмертно, защитил его детей? А получил увечье? Кто оплатит лечение? Никто. Так что если хотим возрождать добровольное дру-жинничество, надо начинать с Федерального закона.".

Социальная защита добровольцев не может быть обеспечена без предварительной проверки соответствия их индивидуальных характеристик, особенностей и возможностей тем общим и специфическим требованиям, которые предъявляет ему работа на пожаре. Если человек по своим врожденным или приобретенным свойствам не приспособлен для тушения пожара, то вероятность его травмирования значительно возрастает, он часто будет служить причиной несчастных случаев, источником экономического ущерба.

Требования обстановки на пожаре не должны превышать физиолого-психологических возможностей, адаптационных реакций человека. Только в случае пригодности человека для выполнения работ на пожаре можно ожидать необходимого уровня его подготовки, приобретения требуемых навыков для первоначальных действий в случае возникновения пожара, заинтересованности, чувства ответственности, соблюдения требований безопасности труда.

7. Обучение населения первоначальным действиям в случае обнаружения пожара предусмотрено программами по обучению населения мерам пожарной безопасности, которые разрабатываются с учетом особенностей обучаемых.

В зависимости от задач обучения в области пожарной безопасности, существующего порядка организации обучения, возрастных и социальных особенностей граждан выделяются четыре основные группы [14]:

• первая — учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего, среднетехнического уровней и студенты вузов; сюда же отнесены воспитанники дошкольных учреждений;

• вторая — курсанты и инженерно-технические кадры Государственной противопожарной службы; они являются специалистами-профессионалами в области пожарной безопасности;

• третья — специалисты других министерств, руководители, рабочие и служащие предприятий различных форм собственности;

• четвертая — население, с которым должна проводиться профилактическая работа по месту жительства — это самая сложная с точки зрения организации обучения группа.

Если учитывать, что все группы населения проводят значительную часть своего времени по месту жительства, то результативность обучения в целом можно оценить по статистическим данным о пожарах и их последствиях в жилом секторе. Там ежегодно регистрируется более 70% учетных пожаров и 90% общего числа погибших при пожарах [11].

Из общего числа установленных виновников по всем пожарам около 45% являются представителями четвертой группы обучения.

8. В монографии [15] отмечается, что человек, создавший с использованием достижений науки и техники новую, во многом искусственную среду обитания, буквально начиненную пожаровзрыво-опасными и токсичными веществами и материалами, пока не смог психологически к ней приспособиться, так как природа не вооружила его инстинктами и рефлексами, пригодными для таких условий существования. Перед человечеством стоит проблема, которую можно назвать созданием и воспитанием культуры поведения в непрерывно усложняющейся среде обитания.

Огромное число пожаров, происходящих из-за безответственного отношения отдельных граждан к источникам воспламенения, горючим веществам и материалам, указывает, что на сегодняшний день обеспечение безопасности жизнедеятельности не является приоритетной целью и внутренней потребностью каждого человека, часть населения не восприимчива к пропаганде мер пожарной безопасности. Так, среди посетителей лесов эта часть оценивается в 20% [16].

Дополнительно ситуацию усугубляют вредные привычки — курение, алкоголизм, наркомания и т.п. Они притупляют инстинкт самосохранения. Человек частично или полностью отключает врожденную или приобретенную способность совершать безотчетные целенаправленные действия по самосохранению. В последние годы до 65% погибших при пожарах находились в состоянии алкогольного опьянения [17]. Вредные привычки не запрещены. Они имеют лишь некоторые ограничения, например по месту, возрасту, состоянию здоровья и т.д. Часто ограничения носят информацион-

ный, рекомендательный характер. Считается, что здоровье и даже жизнь человека являются его собственностью, и он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Критерии допустимого риска для человека не могут задаваться директивно.

Очень часто человек не принудительно, а осмысленно и добровольно создает благоприятную обстановку для потери своего имущества, утраты здоровья и даже жизни. Расплачиваться же приходится не только виновнику, но и родным, близким, соседям по квартире и дому.

Средства массовой информации предлагают ужесточить наказания за нарушения правил пожарной безопасности. Действительно, в местах лишения свободы регистрируется в 30-40 раз меньше пожаров по сравнению с основной частью населения.

9. Система пожарной безопасности основана на естественной потребности человека жить. Она направлена на обеспечение условий для сохранения здоровья человека, для его выживания в среде обитания. Предполагается, что каждый человек будет, в первую очередь, сам заботиться о личной безопасности. Зная свои умственные и физические возможности, всю деятельность он будет осуществлять в пределах этих возможностей.

Общество не может постоянно контролировать поступки каждого человека, своевременно принимать профилактические и другие меры, оно не имеет на это достаточного количества сил и средств.

Основным результатом обучения должно быть прежде всего осознание каждым гражданином того, что абсолютная безопасность человека при пожаре в современных условиях недостижима. Его жизнь, здоровье и имущество особенно дороги именно ему, а не кому-либо другому. Его жизнь и здоровье — это его ценности, заботиться о них должен прежде всего он сам. А помощь каких-либо структур является только дополнением к его собственным заботам.

Нельзя быть застрахованным от беды, если безопасность полностью зависит от своевременности и правильности действий других людей. У них может просто не хватить времени, оказаться недостаточно опыта, сил и средств для оказания своевременной помощи. Поэтому личная готовность к встрече с пожаром зачастую более значима, чем меры спасательных служб или других людей.

Предвидеть при обучении все опасные риски, в которых может оказаться человек, практически невозможно. Выйти из сложных ситуаций человеку помогают его логика, навыки, полученные в процессе обучения, а также интуиция. Подавляющая часть людей, испытывающих угрозу от опасных факторов пожара, самостоятельно избегают негативных воздействий. Каждый человек на пожаре

подвергается тем или иным рискам, но не каждый попадает в безвыходную ситуацию. Объясняется это тем, что человек, умеющий анализировать риски в повседневной жизни, попадая в сложную ситу-

ацию, продолжает это делать уже по отработанному в повседневной жизни алгоритму. Во время пожара, как правило, проявляются те качества, которые в нем заложены, развиты и укреплены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21 ноября 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

2. ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

3. Методические рекомендации по изучению пожаров. — М.: МЧС России, 2007. — 59 с.

4. Пожары и пожарная безопасность в 2006 г.: Статистический сборник / Под. общ. ред. Н. П. Копылова. — М. ФГУ ВНИИПО, 2007. — 1З7с.

5. Пожары и пожарная безопасность. Обзор "О состоянии пожаротушения в Российской Федерации": Приложение 1 к письмуУОП МЧС России от 24 мая 2006 г. № 18-5-2-1056. — 32 с.

6. Верзилин, М. Организация пожаротушения в Российской Федерации / М. Верзилин // Пожарное дело. — 2006. — №5. — С. 6-9.

7. Лупанов, С. А. Экономический анализ деятельности пожарной охраны как структурной составляющей хозяйственного комплекса / С. А. Лупанов, Г. Г. Иванова, В. Н. Копченов / Пожарная безопасность. — 2006. — №3.— С. 71-79.

8. Микеев, А. К. Пожар. Социальные, экономические, экологические проблемы / А. К. Мике-ев. — М.: Пожнаука, 1994. — 389 с.

9. Коробко, В. Б. Расширение функций Государственной противопожарной службы: вопросы теории и практики / В. Б. Коробко. — М.: АРС, 2002. — 131 с.

10. Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" // Пожарная безопасность. — 2006. — №2. — С. 6-90.

11. Копылов, Н. П. Создание Государственной пожарно-спасательной службы: пути, структурное построение, место в РСЧС / Н. П. Копылов //О создании Государственной пожарно-спа-сательной службы. — М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2002. — С. 11-27.

12. Левина, Л. Борьбу с лесными пожарами должны возглавить Федеральный лесной орган / Л. Левина // Лесная газета, 29 июня 2004 г.

13. Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях / Под. общ. ред. Ю. Л. Воробьева. — М.: Деловой экспресс, 2006. — 544 с.

14. Ратникова, О. Д. Обучение населения мерам пожарной безопасности / О. Д. Ратникова, Г. А. Прытков, М. А. Комова / Пожарная безопасность. — 2006. — №4. — С. 113-119.

15. Микеев, А. К. Добровольная пожарная охрана / А. К. Микеев. — М.: Стройиздат, 1987. — 400 с.

16. Медведева, А. Триста тысяч за "красный цветок" / А. Медведева // Российская лесная газета. — 2005. — № 18(96), май.

17. Лупанов, С. А. Социальный аспект гибели людей при пожарах в Российской Федерации / С. А. Лупанов, Г. Г. Иванова, В. Н. Копченов // Пожарная безопасность. — 2006. — № 4. — С. 106-108.

Поступила в редакцию 20.04.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.