172
Круглый стол
И. В. Клюева, профессор кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат философских наук
ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫДАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФИННО-УГОРСКОГО МИРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ*
Культура каждого народа, этноса неразрывно связана с именами выдающихся деятелей истории, науки, искусства, философии и т. д., вызывающих восхищение, остающихся в исторической памяти как символы национальной гордости. Культ «лучших людей», являющийся выражением самосознания каждой культуры и ее высшим смыслом, придает ей национальную самобытность, подчеркивает ее специфику. В то же время личностное измерение культуры способствует интенсификации межкультурного диалога.
В современной культурологии складывается новое направление — «историческая персонология», интерпретирующая общество как «град человеческих личностей», человека — как субъекта культуры, ее творца. Именно духовно-творческая элита, выдвигающая антропологический тип «культурный лидер», персонифицирует и формирует ценностные составляющие этнического самосознания, создает его основные идеологемы.
Сегодня оказывается важной и перспективной персо-налистская парадигма образовательного процесса. При изучении культуры любого этноса необходимо показать ее вершинные, наиболее яркие, личностные, проявления, «насытить» образовательный материал образами личностей, представляющими культурную вертикаль и обладающими нравственным авторитетом, одинаково признаваемым всеми слоями и группами социума. В связи с этим представляется необходимым включение в образовательный процесс
финно-угорских вузов курса «Выдающиеся представители
*
Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке Миноб-рнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».
Межкультурное и межэтническое взаимодействие
173
финно-угорского мира». Для мордовской культуры в референтной роли духовных лидеров оказываются скульптор С. Д. Эрьзя, ученые М. Е. Евсевьев, М. Т. Маркелов и др. Пример их жизни и деятельности открывает богатый креативный ресурс, обеспечивающий позитивное принятие своей этничности, «укорененность» в национальной культуре, готовность к реализации ее лучших традиций, формирование общественной солидарности в финно-угорском мире, а также развивающий элитарные качества личности, что необходимым для воспроизводства национальной элиты.
Ю. А. Елисеева,
заведующая кафедрой библиотечно-информационных ресурсов
Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук, доцент
ИНФОСФЕРА ФИННО-УГОРСКОГО МИРА В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ*
Современная социокультурная ситуация часто характеризуется как кризисная, переломная. Это в полной мере относится к этнонациональным культурам. При всей по-лифоничности и полиморфности современной культурной среды налицо некоторое темпоральное рассогласование: глобализация навязывает этнокультурным общностям слишком быстрый темп развития. Необходимость транснационального ускорения обусловливает включение адаптационных механизмов, один из которых — функционирование информационной сферы (инфосферы) как среды актуализации социокультурной памяти этноса.
В современном мире значимость инфосферы стремительно возрастает, она претендует на определение типа общественного развития и культуры, являясь «площадкой» межкультурного диалога, вне которого невозможно бытие в культурном универсуме. Эту миссию выполняет и инфосфера финно-угорского мира, отличительной чертой которого
*
Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке Минобр-науки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».