Научная статья на тему 'Изразцы из археологических раскопок в собрании Липецкого областного краеведческого музея'

Изразцы из археологических раскопок в собрании Липецкого областного краеведческого музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археологические коллекции / печные изразцы / Елец / Липецк / Раненбург / Лебедянь / Тамбов / archaeological collections / tiles / Yelets / Lipetsk / Ranenburg / Lebedyan / Tambov

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маркина Инна Борисовна

В настоящее время в музеях страны интенсивно накапливаются коллекции археологических материалов позднего Средневековья и Нового времени. Одной из массовых категорий находок в подобных коллекциях выступают изразцы. Наиболее известны изразцовые коллекции музеев Москвы, в то время как региональные материалы остаются малоизученными. В статье впервые рассмотрены археологические изразцы из собрания Липецкого областного краеведческого музея, где было выявлено 15 коллекций, содержащих печные изразцы середины XVII – начала XX в. Коллекции собраны на территории Липецкой области (Липецк, Елец, Лебедянь, Чаплыгин) и Тамбова. Приведена информация о коллекциях (место, год, автор раскопок, номер по Книге поступлений и сведения о публикациях). В рамках этой работы осуществлен анализ наиболее репрезентативных предметов. В нескольких коллекциях из Ельца обнаружены фрагменты муравленых изразцов второй половины XVII – начала XVIII в., изготовленные из светлой глины, аналогии которым найти не удалось. Можно предположить, что в Ельце действовала своя изразцовая мастерская. Сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения изразцов из археологических коллекций региональных музеев, как важного источника по истории материальной культуры провинциальных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tiles from archaeological excavations in the collection of the Lipetsk Regional Museum of Local History

At present, the country’s museums are intensively accumulating collections of archaeological materials from the Late Middle Ages and the New Age. One of the mass categories of funds in such collections is tiles. Tile collections of Moscow museums are the best known, while regional materials remain understudied. The article for the first time considers archaeological tiles from the collection of the Lipetsk Regional Museum of Local History, where fifteen collections containing tiles of the mid 17th – early 20th centuries were identified. The collections were collected in the Lipetsk region (Lipetsk, Elets, Lebedyan, Chaplygin) and Tambov. The information about the collections (place, year, author of excavations, number in the Book of Receipts and information about publications) is given. The most representative items are analysed within the framework of this work. In several collections from Elets fragments of green glazed tiles from the second half of the 17th – early 18th centuries, made of light clay, were found, for which no analogues could be found. It can be assumed that there was a tile workshop in Elets. It is concluded that it is necessary to further study tiles from archaeological collections of regional museums as an important source on the history of material culture of provincial cities.

Текст научной работы на тему «Изразцы из археологических раскопок в собрании Липецкого областного краеведческого музея»

УДК 738.81"16/19":[069:908(470.322)]

И. Б. Маркина

Изразцы из археологических раскопок в собрании Липецкого областного краеведческого музея

В настоящее время в музеях страны интенсивно накапливаются коллекции археологических материалов позднего Средневековья и Нового времени. Одной из массовых категорий находок в подобных коллекциях выступают изразцы. Наиболее известны изразцовые коллекции музеев Москвы, в то время как региональные материалы остаются малоизученными. В статье впервые рассмотрены археологические изразцы из собрания Липецкого областного краеведческого музея, где было выявлено 15 коллекций, содержащих печные изразцы середины XVII - начала XX в. Коллекции собраны на территории Липецкой области (Липецк, Елец, Лебедянь, Чаплыгин) и Тамбова. Приведена информация о коллекциях (место, год, автор раскопок, номер по Книге поступлений и сведения о публикациях). В рамках этой работы осуществлен анализ наиболее репрезентативных предметов. В нескольких коллекциях из Ельца обнаружены фрагменты муравленых изразцов второй половины XVII - начала XVIII в., изготовленные из светлой глины, аналогии которым найти не удалось. Можно предположить, что в Ельце действовала своя изразцовая мастерская. Сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения изразцов из археологических коллекций региональных музеев, как важного источника по истории материальной культуры провинциальных городов.

Ключевые слова: археологические коллекции, печные изразцы, Елец, Липецк, Раненбург, Лебедянь, Тамбов

Inna B. Markina

Tiles from archaeological excavations in the collection of the Lipetsk Regional Museum of Local History

At present, the country's museums are intensively accumulating collections of archaeological materials from the Late Middle Ages and the New Age. One of the mass categories of funds in such collections is tiles. Tile collections of Moscow museums are the best known, while regional materials remain understudied. The article for the first time considers archaeological tiles from the collection of the Lipetsk Regional Museum of Local History, where fifteen collections containing tiles of the mid 17th - early 20th centuries were identified. The collections were collected in the Lipetsk region (Lipetsk, Elets, Lebedyan, Chaplygin) and Tambov. The information about the collections (place, year, author of excavations, number in the Book of Receipts and information about publications) is given. The most representative items are analysed within the framework of this work. In several collections from Elets fragments of green glazed tiles from the second half of the 17th - early 18th centuries, made of light clay, were found, for which no analogues could be found. It can be assumed that there was a tile workshop in Elets. It is concluded that it is necessary to further study tiles from archaeological collections of regional museums as an important source on the history of material culture of provincial cities.

Keywords: archaeological collections, tiles, Yelets, Lipetsk, Ranenburg, Lebedyan, Tambov DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-116-121

За последние десятилетия изразцы из археологических раскопок стали основным источником новых сведений о русском изразце. Все более возрастающее количество охранных археологических работ в городах приводит к стремительному увеличению этой категории находок в музейных собраниях.

Наиболее представительные коллекции археологических изразцов сосредоточены в музеях Москвы (ГБУК города Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы», МГОМЗ). Благодаря многочисленным научным публикациям столичные изразцы хорошо извест-

ны и изучены. Стоит отметить, что предметы из московских коллекций являются во многом эталонными для региональных исследований. Они были широко распространены на всей территории Российского государства и часто копировались провинциальными мастерскими при изготовлении местной продукции.

Несмотря на то, что все чаще изразцы из археологических раскопок вызывают интерес у полевых археологов, многие коллекции, поступающие в региональные музеи, остаются неизученными. В определенной степени ввести предметы в научный оборот позволя-

ют тематические издания [1], каталоги [2; 3] и общие публикации [4]. Существует практический опыт применения археологических изразцов для создания натурных реконструкций печей в музейных экспозициях [5]. Отдельные коллекции также получают освещение в литературе [6]. Стоит отметить отсутствие региональных работ, рассматривающих изразец с технологической стороны, подобные изыскания ограничены исключительно предметами столичных музеев [7]. Наиболее перспективным для региональных исторических исследований представляется комплексное изучение коллекций, полученных на территории одного региона или города [8-10]. На данный момент они охватывают некоторые части Центральной России, Поволжья и Сибири.

Затрудняют систематизацию и изучение изразцов разбросанность материала по многочисленным коллекциям, длительное нахождение на временном хранении, также сказывается отсутствие специалистов-музейщиков в этой области. Выделение изразца из общего круга археологических находок позволит поместить предметы в исторический контекст, даст возможность проследить формирование рядовой материальной культуры провинциальных городов, а возможно, позволит обнаружить неизвестные центры изразцового производства.

Работа ставит своей целью выявление и анализ изразцов в археологических коллекциях Липецкого областного краеведческого музея, являющегося крупнейшим собранием древностей региона. Для Центрального Черноземья это первый подобный опыт. Исследование имеет практическое значение, т. к. позволит произвести атрибуцию предметов, что даст возможность включить изразцы в будущие выставочные проекты музея.

В настоящий момент в фондах музея выявлено 15 археологических коллекций, содержащих изразцы. Это материалы из Липецка, Ельца, Лебедяни, Чаплыгина1 и Тамбова. Культурный слой городов сохранил отложения XVII-XIX вв. История этих поселений во многом схожа. Елец, Лебедянь и Тамбов возникли в конце XVI - начале XVII вв. как города-крепости на южной окраине Московского государства. Липецк и Чаплыгин появились в начале XVIII в. благодаря деятельности

1 До 1948 г. Раненбург. Крепость «Ораниенбург» была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову и стала центром его поместья. В 1733 г. Ораниенбург становится городом. Сложное название Ораниенбург превратилось в Раненбург.

Петра I. Ко второй половине XVIII в. они превратились в крупные города с развитой торговлей и ремеслами.

Все предметы (общее количество 57 штук) относятся к печным изразцам, большая часть - фрагменты. В рамках настоящей работы проведен анализ наиболее репрезентативных из них. Стилистические и технологические особенности, присущие русскому изразцу, сделали возможным произвести атрибуцию большинства вещей. Были выявлены следующие типы изразцов:

• рамочные муравленые коробчатые (вторая половина XVII в.);

• рельефные муравленые (последняя треть XVII - начало XVIII вв.);

• гладкие расписные (XVIII-XIX вв.);

• ладкие, покрытые белой глазурью, и не-глазурованные (конец XIX - начало XX вв.). Рамочные муравленые изразцы второй

половины XVII в. представлены несколькими светлоглиняными обломками, найденными в Ельце (табл. 1, № 6, 7). На самом крупном из них сохранилось изображение сапог на высоком каблуке и передней части зверя, свободное поле занимает полусферическая точка. Аналогичный фрагмент изразца, на котором видны не только сапоги, но и заправленные в них штаны и буква «Ъ», был найден также в Ельце2. Возможно, перед нами некая сцена охоты. Аналогий пока не выявлено.

Также два обломка из светлой глины этого типа изразцов встречены в Липецкой коллекции (табл. 1, № 2). Видимо, они принадлежали одному предмету. Это фрагмент коробчатой румпы с круглым отверстием для крепления и часть лицевой пластины с орнаментом в виде звезды и стрельчатого листа, выполненного веревочным кантом. В XVII в. подобными элементами часто заполнялись пустые пространства на рамочных изразцах (ГБУК города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы"»: ГК 39476314; ГК 394762903).

К изразцам последней трети XVII - началу XVIII вв. можно отнести небольшие фрагменты муравленых изразцов с растительным орнаментом, найденные также в Ельце (табл. 1, № 4). Их рельеф невысокий, плавно переходя-

2 Фрагменты! светлоглиняных рамочных муравленых изразцов обнаружены в ходе раскопок на ул. Маяковского, д. 5 в 2007 г. В данный момент предметы находятся на временном хранении в Музее археологии ЕГУ им. И. А. Бунина (г. Елец, Липецкая обл.), предполагается их передача в Елецкий краеведческий музей. Благодарю автора раскопок д-ра ист. наук Н. А. Тропина за возможность ознакомиться с материалами раскопок.

3 Раскопки на Манежной площади.

щий в плоскость поля. На одном из обломков сохранился характерный барочный побег, являвшийся, видимо, частью фигурной рамки.

Все вышеупомянутые изразцы имеют светлый оттенок черепка. Схожие изделия встречаются в некоторых городах Центральной России (Владимир, Суздаль, Муром), где предположительно они и изготавливались, но среди известных нам предметов аналогий не выявлено.

Гладкие сюжетные изразцы первой половины XVIII в. представлены в собрании музея найденным в Чаплыгине крупным фрагментом изразца с библейским сюжетом. Сохранилась правая нижняя часть лицевой пластины, где на фоне пейзажа в коленопреклоненной позе изображена фигура мужчины, возносящего руки к небу (табл. 1, № 13). По периметру проходит прямая рамка, заполненная стилизованными акантовыми листьями, приобретающими характер штриховки.

В изображении угадывается история из Ветхого Завета, в которой Бог устанавливает завет с Ноем и его потомством. Первоисточником для этого сюжета могла послужить иллюстрация из западноевропейской Библии Мериана в иконографии Icones Biblicae4. Существовало множество европейских и русских изданий, где этот сюжет повторялся в различных вариациях. На гравюрах Ной и его потомство располагаются на краю листа, в то время как основное пространство занимает пейзаж. На нашем изразце Ной остался в одиночестве, живописец упростил композицию, этот прием часто использовался при переносе печатных изображений на изразцы.

В Митрополичьих покоях Троице-Сер-гиевой лавры сохранилась изразцовая печь с библейскими сюжетами в подобных орнаментальных рамках. Наш фрагмент найден на территории, относившейся к поместью А. Д. Меньшикова. Модная в то время роспись в синих тонах по белому фону и красный цвет черепка выдают принадлежность изделия к московскому производству. Видимо, изразец был привезен в составе печного комплекта из столицы для облицовки одной из печей в усадьбе Меньшикова.

Изразцы середины - второй половины XVIII в. представлены несколькими фрагментами из Ельца. Это обломки гладких расписных стенных изразцов из светлой глины с синей росписью (табл. 1, № 8, 9) и по-лихромный фрагмент фигурного городка

4 Благодарю М. Л. Макогонову за указание на источник сюжета.

из красной глины (табл. 1, № 9). Фрагменты изразцов с синей росписью украшены сложной рамкой на основе диагональной сетки. Рамки могли дополнительно заполняться гирляндами из бутонов, пышных листьев и ракушек. Чаще всего в центре размещался вазон с птицей, клюющей ягоды, или аллегорическая композиция. В нашем случае - это изображение морского пейзажа в круглой рамке. Близкие аналогии имеются в собраниях Государственного музея-заповедника «Куликово поле» (ГК 16461664) и МБУ «ММВЦ им. И. А. Солдатенкова» (ГК 44000643, ГК 44000065, ГК 44000127). Встречаются также полихромные экземпляры с преобладанием зеленого тона (Калужский объединенный музей-заповедник: ГК 29124392, ГК 29124393). Исследователи относят этот вид изразцов к калужскому производству [11, с. 17-19, ил. 7-9].

Роспись красноглиняного городка выполнена коричневой и зеленой глазурью и представляет собой крайне распространенный стилизованный растительный мотив. Такого рода печная облицовка изготавливалась на многочисленных московских заводах и имела массовое распространение.

Изразцы XIX в. выявлены также в коллекции из Ельца. Они представлены несколькими обломками, украшенными синей росписью. Это фрагменты стенных изразцов и карнизный изразец с дентикулами (табл. 1, № 3, 9). На крупном фрагменте стенного изразца с прямой, отходящей от края румпой без валика, сохранилось изображение небольшого вогнутого ромба и внешней тонкой рамки (табл. 1, № 9). Внутри ромба помещали простой букетик цветов или оставляли пустое пространство. Сюжет с ромбами стал популярен с приходом стиля ампир и использовался в росписи изразцов на протяжении всего XIX в.

Изразцы конца XIX - начала XX вв. представлены в коллекции из Лебедяни (табл. 1, № 11). Это прямоугольные стенные и карнизные изразцы, покрытые белой глазурью. У всех предметов румпа с полукруглым валиком с внешней стороны, клейма отсутствуют.

Интерес представляют найденные в Ельце и Лебедяни обломки румп с клеймами «ЗАВОД ЕЛЕЦКАГО КУПЦА СТРАТОНА СТРАТО-НОВА ХОДОВА 1813 Г» (табл. 1, № 8, 11). Стоит отметить, что фамилию владельца целиком и название завода начали наносить на изразцы только в конце XIX в. [12, с. 62]. Гладкие стенные изразцы, покрытые белой глазурью, с аналогичными клеймеными румпами хранятся в фонде «Керамика» ОБУК «ЛОКМ»

и Елецком городском краеведческом музее (ГК 22757179, ГК 38973354). Таким образом, румпы можно датировать не ранее чем концом XIX в.

Изразцы с данным клеймом производились на кафельном заводе в Орловской губернии недалеко от Ельца. Свидетельства принадлежности завода семье Ходовых мы встречаем в справочной литературе конца XIX - начала XX вв. [13, стб. 1492; 14, разд. V, с. 369]. Можно предположить, что на клейме значится дата основания завода с именем первого владельца. Хотя встречаются варианты клейма, где указан 1815 г. Видимо, дело переходило по наследству, и клеймо превратилось в торговую марку, а указание года можно расценивать как некий маркетинговый ход заводчика. Точных сведений о дате закрытия предприятия нет, но многие кафельные заведения Российской империи прекратили свое существование в начале Первой мировой войны.

Поздние изразцы (в том числе негла-зурованные), изготовленные из светлой глины, встречаются и в других коллекциях из Липецкой области (табл. 1, № 1, 5, 12, 14), а также в единственной коллекции из Тамбова (табл. 1, № 15). Эти изразцы не имеют стилистических особенностей и клейм. Отличия наблюдаются лишь в небольшой разнице размера лицевой пластины, высоты и формы румпы. Встречаются румпы двух типов: овальные с довольно массивным округлым валиком

с внешней стороны и прямые без валика. Что свидетельствует о различиях в технологии изготовления этой конструктивной части изразца [15, с. 10-12]. Подобные фабричные изделия производились во многих губернских городах, где существовали специализированные изразцовые производства, работавшие на местном сырье.

На данный момент музей располагает небольшой коллекцией археологических изразцов. Их информативность ограничена высокой степенью фрагментированности предметов. Подавляющая часть собрания - это обломки гладких изразцов без росписи конца XIX - начала XX вв. и расписные изразцы второй половины XVIII - середины XIX вв. Подобная ситуация характерна для большинства коллекций археологических изразцов в стране.

Среди материала стоит выделить фрагменты муравленых изразцов из Елецких коллекций. Их стилистические и технологические особенности ставят вопрос о месте производства изделий. Возможно, в Ельце существовала собственная изразцовая мастерская, которая обеспечивала потребности местного рынка.

Полученные результаты показывают перспективность дальнейшего изучения коллекций археологических изразцов региональных музеев как важного источника по истории материальной культуры провинциальных городов.

Таблица 1. Изразцы из археологических раскопок в собрании Липецкого областного

краеведческого музея

№ №, датировка, количество Объект, год исследований, автор работ Публикации

Липецк

1 НВ-7361, конец XIX -начало XX в., 2 шт. ул. Фрунзе, 2003 г., Чалых Н. Е. Чалых Н. Е. Дмитровский некрополь XVIII в. в г. Липецке // Исторический квартал. Липецк, 2012. Вып. 2. С. 101-110.

2 ОФ-8922, середина -вторая половина XVII в., 2 шт. Театральная площадь, 2007 г., Чиви-лев В. А. Чивилев В. А., Чалых Н. Е. Раскопки на Театральной площади в Липецке // Археологические открытия 2007 года. Москва, 2010. С. 230-232.

3 НВ-8276, первая половина XIX в., 4 шт. ул. Фрунзе 9, 2008 г., Свиридов А. А. Свиридов А. А. Раскопки в исторической части г. Липецка (Фрунзе, 9) // Археологические открытия 2008 года в Липецкой области. Липецк, 2009. С. 3.

Елец

4 ВХ-20, вторая половина XVII - начало XVIII в.,4 шт. ул. Мира, 2013 г., Ерохин А. В. Ерохин А. В. Научно-исследовательские археологические работы в исторической части Ельца // Археологические открытия 2013 года в Липецкой области. Липецк, 2014. С. 6-7.

5 НВ-8406, конец XIX -начало XX в., 1 шт. ул. Горького, 117, 2013 г., Чивилев В. А. Чивилев В. А. Археологические исследования в г. Ельце // Археологические открытия 2013 года в Липецкой области. Липецк, 2014. С. 5.

6 НВ-8424, вторая половина XVII в., 7 шт. ул. Маяковского, 2014 г., Чивилев А. В. Отсутствуют

7 ВХ-6, вторая половина XVII в.,1 шт. ул. Пушкина, 129, 2015 г., Голотвин А. Н. Голотвин А. Н., Иншаков А. А., Квитницкий М. В., Лукин С. В. Археологические исследования в исторической части Ельца // Археологические исследования в Центральном Черноземье. 2015 / отв. ред.-сост. Н. Е. Чалых. Липецк, 2016. С. 89-93.

8 ОФ-9429, вторая половина XVIII - начало XX в., 5 шт. ул. Горького, 52, 2015 г., Целыковский М. В. Отсутствуют

9 ВХ-11, вторая треть XVIII - начало XX в., 11 шт. ул. Горького, 29 а, 2016 г., Уваркин С. В. Уваркин С. В. Исследования в центральной части г. Ельца на ул. М. Горького, 29а // Археологические открытия 2016 года в Липецкой области / отв. ред.-сост. Н. Е. Чалых. Липецк; Воронеж, 2017. С. 15

Лебедянь

10 ВХ-16, вторая половина XVII - начало XVIII в., «?»,1 шт. ул. Почтовая, 2012 г., Ерохин А. В. Отсутствуют

11 ВХ-8820, конец XIX -начало XX в. 10 шт. ул. Советская, 59, 2014 г., Свиридов А. А. Свиридов А. А. Археологические исследования на ул. Советская в Лебедяни // Археологические открытия 2014 года в Липецкой области. Липецк, 2015. С. 10-11.

12 ВХ-10, XVIII - первая половина XIX в., 1 шт. ул. Советская, 17, 2017 г., Свиридов А. А. Гончаров В. О., Дорошев А. А., Бирюков И. Е., Масликова И. Н., Чалых Н. Е. Охранные работы в исторических городах Липецкой области // Археологические исследования в Центральном Черноземье. 2017 / отв. ред.-сост. М. В. Ивашов. Липецк; Воронеж, 2018. С. 97-98.

Чаплыгин (Раненбург)

13 ОФ-8115, вторая треть XVIII - XIX в., 2 шт. Раненбургская крепость, 1997 г., Романь-ков И. В. Отсутствуют

14 НВ-8331,конец XIX -начало XX в., 4 шт. ул. Горького, 2012 г., Бирюков И. Е. Голотвин А. Н. Работы на территории Липецкой области в 20112012 гг. // Археологические открытия 2010-2013 годов / отв. ред. Н. В. Лопатин. Москва, 2015. С. 162-165.

Тамбов

15 НВ-9247, конец XIX -начало XX в., 3 шт. ул. Советская, 84, 2019 г., Гончаров В. О. Отсутствуют

Список литературы

1. Пронин Г. Н., Соболев В. Е. Смоленские изразцы XVI-XIX веков. Смоленск: Свиток, 2013. 240 с.

2. Петровская Л. А. Поливные плиты и изразцы // Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области: кат. выст. / сост. Т. М. Кольцова. Москва: Сканрус. 2006. С. 255-268.

3. Яковлева Л. П., Жегурова О. В. Изразцы в собрании Новгородского музея: кат. выст. Великий Новгород: Моби Дик, 2006. 136 с.

4. Петрова Ю. В. Архитектурная керамика XVII века в собрании Вяземского историко-краеведческого музея // Архитектурная керамика мира. 2020. № 4. С. 32-43.

5. Борзова С. В., Глазунова О. Н., Елкина И. И. Сквозь века и культуры: реконструкция изразцовой печи XVII в. из Свияжска // Археология и художественное видение: исторические контексты: [сб. ст.] / отв. ред. Л. Ю. Лиман-ская. Москва: РГГУ. 2017. С. 335-342.

6. Федоров А. С., Логинова А. Н. Муравленые печные изразцы XVII века из археологических раскопок 2017 года в Вологде // Архитектурная керамика мира. 2020. № 4. С. 44-51.

7. Шиманова М. А., Лобзова Р. В. Технологические исследования археологических фрагментов изразцов Новодевичьего монастыря в Москве // Архитектурная археология. 2021. № 3. С. 132-137.

8. Воронцова М. А., Маркина И. Б. «Для жизни, удобства и роскоши». Тульские изразцы // Археология Окско-Донского водораздела: в 2 кн. Тула: Гос. музей-заповедник «Куликово поле», 2022. Кн. 2: Средневековье и раннее Новое время. С. 175-221.

9. Зубарева М. М. Изразцы Казани конца XVI-XIX веков: дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2013. 410 с.

10. Кочкина А. Ф. Изразцы из культурного слоя исторической части Самары // Археология Подмосковья: материалы науч. семинара. Москва: Ин-т археологии РАН, 2021. Вып. 17. С. 289-305.

11. Кудрявцева О. В. Калужское кафельное производство XVII-XIX веков. Калуга, 1998. 29 с.

12. Смирнов В. Н. Многообразие клейм на архитектурных керамических изделиях в России // Архитектурная керамика мира. 2019. № 3. С. 58-64.

13. Вся Россия: рус. кн. промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: адрес-календарь Рос. Империи. Санкт-Петербург: изд. А. С. Суворина, 1897. Т. 2. [XVIII], [3] с., [6] с. карт., [343] стб.

14. Адресная книга фабрично-заводской и ремесленной промышленности всей России / под ред. А. В. По-гожева. 2-е изд. (1907/8 г.), испр. и значит. доп. Москва; Санкт-Петербург: Кальмансон, 1907. 1092 с. разд. паг.

15. Белавенец М. И. Глиноведение. Кафельное производство. 1-й способ приготовления глиняной заминки и формование 10-ти вершковых кафель. Санкт-Петербург: кн. склад «Глиноведение», 1902. 30 с.

References

1. Pronin G. N., Sobolev V. E. Smolensk tiles ofthe XVI-XIX centuries. Smolensk: Scroll. 2013. 240 (in Russ.).

2. Petrovskaya L. A. Floor glaze tiles and tiles. Heritage ofthe Solovetsky monastery in the museums ofthe Arkhangelsk region: cat. exhib. / comp. T. M. Koltsova. Moscow: SkanRus. 2006. 255-268 (in Russ.).

3. Yakovleva L. P., Zhegurova O. V. Tiles in the collection of the Novgorod Museum: cat. exhib. Veliky Novgorod: Moby Dick. 2006. 136 (in Russ.).

4. Petrova Yu. V. Architectural ceramics of the XVII century in the collection ofthe Vyazma Museum of Local Lore. Architectural ceramics ofthe world. 2020. 4, 32-43 (in Russ.).

5. Borzova S. V., Glazunova O. N., Elkina I. I. Through the Ages and cultures: reconstruction of a 17th century tiled stove from Sviyazhsk. Archeology and artistic vision: historical contexts: [coll. of art.] / ed. L. Y. Limanskaya. Moscow: RSUH. 2017, 335-342 (in Russ.).

6. Fedorov A. S., Loginova A. N. Green glaze tiles of the XVII century from archaeological excavations in 2017 in Vologda. Architectural ceramics ofthe world. 2020. 4, 44-51 (in Russ.).

7. Shimanova M. A., Lobzova R. V. Technological studies of archaeological fragments of tiles of the Novodevichy Monastery in Moscow // Architectural archaeology. 2021, 3, 132-137 (in Russ.).

8. Vorontsova M. A., Markina I. B. "For life, convenience and luxury". Tula tiles. Archeology of the Oka-Don watershed: in 2 bks. Tula: Kulikovo Field State Museum-Reserve, 2022. 2: The Middle Ages and early Modern Times, 175-221 (in Russ.).

9. Zubareva M. M. The Kazan tiles in the end of the 16th - 19th centuries: dis. on competition of sci. degree Ph.D. in history. Kazan, 2013. 410 (in Russ.).

10. Kochkina A. F. Tiles from the cultural layer of the historical part of Samara. Archeology ofthe Moscow region. 2021. 17, 289-305 (in Russ.).

11. Kudryavtseva O. V. Kaluga tile production of the 17th-19th centuries. Kaluga, 1998. 29 (in Russ.).

12. Smirnov V. N. The variety of brands on architectural ceramic products in Russia. Architectural ceramics ofthe world. 2019. 3, 58-64 (in Russ.).

13. All of Russia: a Russ. bk/ industry, trade, agriculture and administration: address-calendar of the Russ. Empire. Saint-Petersburg: A. S. Suvorin Publ. house. 1897. 2, [XVIII], [3], [6] m., [343] col. (in Russ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Pogozhev A. V. (ed.). The address book ofthe factory and craft industry throughout Russia. 2nd ed. (1907/8), cor. and sign. suppl. Moscow; Saint-Petersburg: Kalmanson, 1907, 1092 (in Russ.).

15. Belavenets M. I. Clay science. Production of tiles. The 1 st method of preparation of clay mashing and moulding of 10-vershkovykh tiles. Saint-Petersburg: bk. warehouse publ. "Clay science", 1902. 30 (in Russ.).

Список сокращений

ГБУК города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы"» - Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы"»

ЕГУ им. И. А. Бунина - Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

КОМЗ - Калужский объединенный музей-заповедник

МГОМЗ - Московский государственный объединенный музей-заповедник

МБУ «ММВЦ им. И. А. Солдатенкова» - Муниципальное бюджетное учреждение «Мало-ярославецкий музейно-выставочный центр им. И. А. Солдатенкова»

ОБУК «ЛОКМ» - Областное бюджетное учреждение культуры «Липецкий областной краеведческий музей»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.