Экономическая наука современной России
№ 2, 2004 г.
Шоштт ш(рутм1т тут
Израиль - ключевой субъект мирового алмазобриллиантового рынка. Часть 2*
© А А. Фридман, О.П. Венерина, 2004
Статья посвящена алмазной отрасли Израиля - ключевому субъекту мирового алмазобриллиантового рынка (МАБР). Не добывая алмазы, он ежегодно импортирует алмазы на ~ 4 млрд долл. (т.е. около 45% стоимости мировой годовой добычи), экспортирует бриллианты на ~ 6 млрд долл. (около 40% годового мирового производства), является мировым лидером в технологии производства бриллиантов, центром мировой торговли алмазами и бриллиантами. Россия - крупнейший производитель алмазов, ее доля в мировой годовой добыче ~ 20% стоимости. Поэтому анализ опыта Израиля имеет для нас не только научный интерес, но еще и позволяет извлечь уроки. Более подробно эти вопросы изложены в книге авторов (2003), где впервые публикуется база данных алмазной отрасли Израиля за 1949-2002 гг.
Структура гранильной промышленности Израиля
Вопрос о структуре гранильной промышленности Израиля и ее эволюции имеет много измерений. Одно из них - динамика числа фирм и количества работающих в них.
Число гранильных фирм в Израиле имело тенденцию роста до 1978 г., а затем возникла противоположная тенденция - снижение их числа. Рубеж легко о&ьяснить, так как - в это время обозначился кризис в мировой алмазной и гранильной промышленности. Первая тенденция характерна для периода бурного и экстенсивного развития израильской гранильной промышленности. Казалось, что этому периоду роста не будет конца, но произошел кризис, многие фирмы разорились, началась реструктуризация. С 1949 по 1978 гг. число работающих
в ИГП выросло с нескольких сот до 11 тыс. Одновременно росло число гранильных фирм - с нескольких десятков в 1949 г. до 1080 в 1978 г. Вторая тенденция характерна для периода, когда в ИГП наметились и сосуществовали весьма разные и разнонаправленные траектории развития, приведшие к ее модернизации:
а) интенсивно развивалась автоматизация производства, ведущая к существенному сокращению числа рабочих, что подтверждается статистическими данными;
б) в конце 80-х и особенно 90-х гг. началось интенсивное развитие и внедрение новых, в частности, компьютерных технологий, что привело к резкому росту производительности труда и снижению численности рабочих на фирмах и в отрасли в целом. Для подтверждения этого тезиса приведем ряд соответствующих данных:
* Продолжение. Начало см.: Экономическая наука современной России, 2004. № 1.
• число работающих в отрасли уменьшилось, начиная с 1978 г., от 11 тыс. человек до 3500 в 2001 г., т.е. более чем в три раза;
• выработка в каратах на одного работающего выросла с 220 до 390 карат в 2001 г., т.е. в 1,77 раза;
• выработка в долларах на одного работающего выросла с 113 до 783 долл. в 2001 г., т.е. почти в 7 раз;
в) учитывая рост стоимости рабочей силы в Израиле, израильские диамантеры начали создавать гранильные фирмы за рубежом, особенно в странах Юго-Восточной Азии с более дешевой рабочей силой. Эта тенденция привела к тому, что около 45% израильского производства бриллиантов составила продукция зарубежных (часто совместных) предприятий, а число гранильных фирм непосредственно в Израиле значительно сократилось: с 1080 в 1979 г. до 400 в 2001 г.
Уменьшению числа рабочих на фирмах во многом способствовало и улучшение качества ассортимента алмазного сырья, предназначенного для местной промышленности, в частности, его укрупнение. Это подтверждается, с одной стороны, повышением средней цены одного карата алмазного сырья, предназначенного для ^ местной промышленности с 151 долл. в 1978 г. ° до 686 долл. в 1999 г., а с другой стороны, ин-^ формацией о сокращении числа основных рабо-чих, в частности, сортировщиков в отрасли.
♦ Изменение общей численности работаю-| щих в отрасли сопровождалось существенной 8 эволюцией гранильных фирм, их числа и раз-в меров. Этот процесс не был монотонным и не | имел однозначных тенденций, о чем свиде-| тельствуют соответствующие статистические § данные (Фридман, Вечерина, 2003), из кото-" рых видно, что, начиная с 1981 г.:
| • общее число гранильных фирм в Израиле
* сократилось с 780 до 400, при этом число ра-§ ботающих в отрасли уменьшилось в 2,5 раза; § • число фирм с 1 - 5 работниками сократи-§ лось более чем в 2 раза, при чем общее число ^ работающих в них не очень уменьшилось ;
• число фирм с 6 - 30 работающими увеличилось в 1,5 раза, а общее число работающих в этих фирмах выросло в 1,7 раза;
• свыше 50% работающих в отрасли было сосредоточено на фирмах средних размеров с числом работающих 6-30 человек;
• число крупных фирм со 100 работниками и более немонотонно менялось , а в последние годы стабилизировалось;
• среднее число работающих на одной фирме в 1980 г. выросло с 10,7 до 15,4 в 1990 г., а в 2001 г. снизилось до 8,75 .
За последние 20 лет существенно повысилась эффективность труда административного и управленческого персонала фирм, о чем свидетельствуют следующие данные:
• объем производства местной промышленности вырос по стоимости в 3,7 раза, сократившись по массе в 1,6 раза за счет повышения качества обрабатываемого сырья;
• численность работающих в гранильной промышленности уменьшилась в 2,4 раза (с 8386 в 1981 г. до 3500 в 2001 г.);
• ежегодная численность административного и управленческого персонала в этот период не превышала 10% от числа работающих в гранильной промышленности, т.е. снизилась по численности 2,4 раза;
• большую роль здесь сыграло широкое внедрение в эти годы в сфере администрирования и управления новых технологических достижений (компьютер, ксерокс, факс, сканер, Интернет, электронная почта), что позволило резко поднять производительность труда, открыло принципиально новые возможности для выполнения ряда важнейших функций и повышения скорости выполнения соответствующих операций.
Последние 20 лет XX в. характеризуют две разнонаправленные тенденции развития алмазного сектора и гранильной промышленности Израиля:
а) все большая специализация промышленности на хорошем алмазном сырье;
б) стремление удовлетворить разнообразные запросы покупателей бриллиантов непосредственно в Израиле, превращая Тель-Авив в бриллиантовый супермаркет.
.Первая тенденция связана с продажей менее качественного, более дешевого и трудоемкого алмазного сырья в страны с дешевой рабочей силой, и организацией там совместных фирм по производству бриллиантов.
В последние годы наблюдается новая тенденция - организация израильскими диаманте-рами все большего числа гранильных фирм на Востоке для обработки, как правило, мелкого и трудоемкого алмазного сырья с использованием местной дешевой рабочей силы. Поскольку эта тенденция усиливается, возникает вопрос, а зачем для этого идти на Восток, в Тихоокеанский регион. Такая рабочая сила есть и на Ближнем Востоке. Более того, идея организации гранильной промышленности на Ближнем Востоке может найти широкую поддержку в кругах ООН, среди лидеров стран Ближневосточного региона, как одна из идей смягчения палестино-арабо-израильского конфликта.
Последние 40 лет показали, что в рамках парадигмы силового противостояния палестинцев (и арабов), с одной стороны, и Израиля - с другой, компромисса достичь не удается и не видно перспектив его достижения. Вместе с тем становится все более очевидно, что альтернативы мирному политическому урегулированию конфликта нет. Поэтому столь важен поиск путей, ведущих к достижению компромисса. Разрешение этого долговременного конфликта и стабилизация ситуации, в конечном счете, связаны с ликвидацией основных причин возникновения и поддержания очага конфликта. Важнейшими среди них являются проблема палестинских беженцев и ужасающая бедность, преодоление которой немыслимо без создания большого числа рабочих мест.
Определенной надеждой в этом плане могло бы быть создание Израилем на территории соседней Палестинской автономии, Иордании,
Ливана и других соседей гранильной промышленности, использующей громадную армию дешевой рабочей силы для обработки трудоемкого и относительно дешевого алмазного сырья.
Диффузия ИГП на соседние территории могла бы иметь как политическое значение, так и экономическое. С политической точки зрения, способ отвлечения населения от участия в интифаде, от непрекращающегося силового противостояния с Израилем, мобилизационно агрессивной, разрушительной парадигмы жизни к созидательной деятельности, к новой системе ценностей, возможности зарабатывать своим трудом, не обрекая себя на бесперспективную нищенскую жизнь в условиях непрекращающейся войны.
С экономической точки зрения, это путь постепенного создания вокруг Израиля, конкурирующего с Индией в алмазной отрасли, обширной по масштабам системы гранильных фирм, благодаря чему появятся новые рабочие места и возможность распространения передовых технологий и опыта работы израильских диамантеров. Реализация такой стратегии - взаимовыгодный процесс, содействующий превращению Израиля в крупнейший мировой центр не только по обработке алмазов, но и по торгов- щ ле алмазами, бриллиантами, ювелирными изде- | лиями, сопоставимый с гранением алмазов в § Антверпене. Это и есть основная цель Израиля. ¡§ Учитывая наличие большого капитала на Ближ- | нем Востоке, а также технический и кадровый х потенциал Израиля, такой долговременный | план мог бы оказаться реальным. Подробнее об о
этом смотри (Фридман, Вечерина, 2003). Ц
2 я> I I
О некоторых показателях §(
эффективности гранильной ?
промышленности Израиля 1
♦
Вопрос об эффективности ИГП уже затра- г гивался. Гранильная промышленность быстро ^ осваивает и создает новейшие технологии, ра- го
о
нее других начала модернизацию ИГП, опира- 2 ясь на автоматизацию производства, его ком- г>
пьютеризацию и использование лазерных технологий. В (Фридман, Вечерина, 2004) перечислили идеи, использованные при совершенствовании планирования и управления на алмазных фирмах Израиля, отметили рост производительности труда, в частности управленческого персонала, а также неуклонное сокращение его доли в общей численности работающих, которая в свою очередь неуклонно уменьшалась. Особо отмечалось, что Израиль постоянно повышал качество алмазного сырья, предназначенного для местной промышленности, о чем свидетельствует рост средней цены одного карата алмазов: с 1970 по 1999 гг. она повысилась с 42 долл. до 686 , т.е. в 16 раз! Это в свою очередь привело к повышению средней цены одного карата производимых бриллиантов с 135 долл. до 1 627 долл., т.е. в 12 раз!
Теперь кратко обсудим и вопрос о добавленной стоимости в ИГП, т.е. ключевой вопрос оценки ее эффективности. Достаточно четкую картину о динамике добавленной стоимости в ИГП дает график на рисунке, иллюстрирующий, с одной стороны, ежегодные объемы чистого экспорта бриллиантов, произведенных местной промышленностью, а с другой - объемы ежегодного импорта алмазов, обрабатываемых ею в бриллианты.
В гранильной промышленности добавленную стоимость обычно измеряют ежегодно как разницу между стоимостью произведенных бриллиантов и стоимостью потраченных на них алмазов. Применительно к ИГП мы будем исчислять ее для местного производства, где есть ежегодная информация о стоимости алмазного сырья, обрабатываемого местной промышленностью, и стоимостная оценка ежегодного экспорта бриллиантов, произведенных этой отраслью. По этим данным, можно формально исчислить ежегодную добавленную стоимость, однако полученные таким образом величины нельзя абсолютизировать. Гранильное производство организовано так, что нельзя определенно утверждать, что бриллианты, экспортированные в конкретном году, изготовлены из алмазов, импортированных в этом же году. Это неверно не только в масштабе отрасли, но даже в масштабе одной крупной фирмы. Тем более это трудно сделать по ежегодной агрегированной статистике импорта алмазов и экспорта бриллиантов. Главной причиной этого является так называемая «проблема краев» (переходных частей), т.е. начала и конца анализируемого периода, поскольку:
а) бриллианты, экспортируемые в начальном периоде года I, могли быть сделаны в конце года (^ - 1) и даже ранее;
^ О О О - С1 ^ «Л Г-- 00 О4 ©—< С1 тГ "Л Г-» ©О С4. © — п
^^»лчо^^^^^^^г^г^г^г^оооооооооосооооооосо^о^^^о4. оо^ооо^ ооо
■ф.........Импорт алмазов для местного производства, млн.долл. —Д— Экспорт бриллиантов местного производства, млн. долл.
Рис. 5. Стоимостная структура местного производства бриллиантов Израиля в 1949-2002 гг.
б) алмазы, импортированные в конце года могут быть обработаны в бриллианты и экспортированы в начальном периоде года (/ + 1) и даже позже;
в) эти запаздывания (и опережения) могут касаться не только начального и конечного периодов времени;
г) известно, что от добычи алмаза до продажи его же конечному потребителю в виде ювелирного изделия с бриллиантом в среднем проходит 2-2,5 года, что говорит о протяженности алмазопровода и о том, как осторожно надо относиться к формированию показателей типа «ежегодная добавленная стоимость».
Однако указанные недостатки можно преодолеть, если вычислять среднегодовую добавленную стоимость за счет того, что они остаются не в начале и конце каждого отдельного года, а только в начале и конце 10-15-летнего периода. Поэтому расчет ежегодной добавленной стоимости имеет вспомогательное значение по сравнению со среднегодовой за длительный период времени (таблица). После этих комментариев вычислим усредненные характеристики добавленной стоимости за разные периоды времени и проведем соответствующие сопоставления.
При анализе этой таблицы обращают на себя внимание следующие разнонаправленные тенденции в развитии гранильной промышленности Израиля:
A. Среднегодовая добавленная стоимость из десятилетия в десятилетие росла и за 30 лет увеличилась почти вдвое;
B. Средняя добавленная стоимость, приходящаяся на 1 долл. обработанного сырья в течение 30 лет неуклонно снижалась, и в результате уменьшилась более чем вдвое;
C. Средняя добавленная стоимость на один карат обработанного сырья, наоборот, в этот период увеличивалась и за 30 лет выросла почти вдвое;
Б. Среднегодовое число занятых в отрасли за этот же период уменьшилось более чем на 1000 человек;
Е. Среднегодовая добавленная стоимость, приходящаяся на одного работника в гранильной отрасли, в этот период возрастала и за 30 лет увеличилась почти вдвое;
Б. Стоимость среднегодового производства бриллиантов, приходящаяся на одного работника, за этот период существенно увеличилась и выросла в 4,5 раза;
Таблица
Среднегодовая добавленная стоимость в гранильной промышленности Израиля*
1970-1979 гг. 1980-1989 гг. 1990-1999 гг.
А Среднегодовая добавленная стоимость в
периоде, млн. долл. 136,5 214,6 225,7
В Средняя добавленная стоимость на 1 долл.
обработанного сырья, центы 2,5 2 0,9
С Средняя добавленная стоимость на один карат
обработанного сырья, долл. 2,1 3,66 3,9
Б Среднегодовое число рабочих 8215 7316 7089
Е Среднегодовая добавленная стоимость на
одного работника, тыс. долл. 16,6 29,31 31,8
Р Среднегодовая выработка бриллиантов на
одного работника, тыс. долл. 82,5 185 383,3
в Среднегодовая выработка одного работника
обработанного сырья, каратах | 790 1 801 813
0) х о X
о 2
•С (О Г)
•8 2
го I X
о
5<
23 о о X 5
N3 О О
Рассчитано по Базе данных из (Фридман, Вечерина, 2003).
в. Интересно отметить, что при этом среднегодовая выработка одним рабочим, хотя и увеличилась, но выросла весьма незначительно.
Очевидно, что многие из указанных характеристик (тенденций) взаимосвязаны и каждая влияет на эффективность отрасли. Вместе с тем, ясно что в конечном счете главную роль в повышении эффективности ИГП играют факторы Е и Р, определяющие рост производительности труда в отрасли в удельных терминах, т.е. в терминах стоимости продукции и добавленной стоимости, приходящихся на одного работника отрасли. Мы здесь ограничимся кратким анализом, хотя понимаем, что вопрос о ежегодной добавленной стоимости заслуживает более детального анализа.
Израильский институт алмазов
Описание алмазного сектора Израиля было бы неполным, если не коснуться такой его важной составляющей, как Израильский институт алмазов (ИИА).
ИИА - некоммерческая структура, учрежденная в 1960 г. Министерством промышленности и с торговли, Алмазной биржей Израиля, Ассоциа-^ цией производителей бриллиантов Израиля и Фе-8 дерацией профсоюзов Израиля (Гистадрут). В см" ИИА представлены все организации и структуры, 2 постоянно взаимодействующие с алмазной про-♦ мышленностью страны, что позволяет ИИА осу-1 ществлять координирующие функции.
Институтом руководит Совет директоров, « избираемый из представителей всех звеньев 1 алмазной отрасли Израиля. ИИА - гибкое об-| разование, включающее ряд комитетов и отде-§ лов, например, Комитет по связям с общес-« твенностью, Отдел бизнеса, развития и прод-1 вижения, а также несколько дочерних фирм: к Центр технологий и профессионального обу-| чения, Геммологическая лаборатория, Музей | им. Гарри Оппенгеймера и библиотека. | Израильский институт алмазов финансируется ся за счет налогов на импорт алмазов и бриллиан-
тов, часть из которых поступает в ИИА и составляет около 3 млн долл. в год. Объемы финансирования согласовывают учредители, учитывая задачи и масштабы деятельности института. Институт алмазов ориентирован на всемерную поддержку израильской алмазной промышленности и осуществляет разнообразную деятельность, инициирует важные и актуальные проекты. Для более полной характеристики его роли и широты диапазона деятельности назовем некоторые важнейшие разработки ИИА за последние годы.
1. Учитывая усиление конкуренции на МАБР, Израильский институт алмазов инициировал ряд работ по автоматизации производства и созданию передовых технологий обработки алмазов.
2. В трудные для мировой алмазной отрасли годы, когда борьба за потребителей бриллиантов достигла своего пика, Израильский институт алмазов привлек внимание диамантеров к проблемам маркетинга, организуя поездки по другим странам для встреч с клиентами, принимая активное участие в выставках по всему миру, в частности на Дальнем Востоке, в Европе, Гонконге, Антверпене, Израиле и т.д. Благодаря инициативе высококвалифицированных специалистов института, большинство израильских диамантеров своевременно осознало, какую важную роль играет маркетинг, и активно включилось в эту борьбу.
3. Недавно ИИА создал единый «промышленный павильон», где все израильские участники выставки демонстрировали свои товары. Этот шаг оказался успешным, так как знакомясь с ассортиментом крупной компании, клиент может также видеть и то, что производит мелкая компания. Сейчас ИИА создает для диамантеров свой портал в Интернете.
Институт привлек израильских диамантеров к работе в новых регионах, к освоению рынков на Дальнем Востоке, в ЮВА, так как ориентация и работа только на американском рынке выявили и негативные аспекты, особенно в периоды ослабления экономики США.
4. Регулярное участие в различных семинарах и проведение пресс-конференций в Японии (Токио), Швейцарии (Базель), США (Лас-Вегас, Аризона, Огайо), Канаде (Торонто), Гонконге с демонстрацией достижений ИГП, особенно в области передовых технологий, и, в частности с целью рекламы товаров и нового качества услуг.
5. ИИА неуклонно ориентирует израильские гранильные фирмы на более тесное взаимодействие с ювелирными компаниями, создание высококачественных изделий, пользующихся спросом конечных потребителей, что позволяет существенно увеличить добавленную стоимость, прибыль, доходы и конкурентоспособность отрасли на МАБР. Именно этим вопросам была посвящена недавняя выставка-семинар в Рамат-Гане, в которой приняли участие 24 израильских производителя ювелирных изделий, продемонстрировавших свою продукцию, а также производители бриллиантов, что явилось важным шагом на пути укрепления сотрудничества израильских диамантеров и ювелиров.
6. Необходимо отметить деятельность ИИА в плане публикации разнообразных рекламных и статистических материалов, издание регулярного журнала «Хаяхалом»и специальных сборников. Особо стоит отметить издаваемые совместно с ведомством Алмазного контролера Израиля буклеты о работе алмазной отрасли, в которых иллюстрируются 5-летние статистические данные об импорте (экспорте) алмазов и бриллиантов (в каратах и по стоимости), о структуре и численности отрасли и другие данные. В первую очередь здесь следует упомянуть серии: Israel Diamond Industry, Facts and Figures Diamond Industry.
7. Наконец, упомянем разработку образовательных программ «Обработка алмазов и алмазный бизнес» для профессионально-технических школ. Их реализация обеспечивает постоянный приток молодежи, знающей основы технологии обработки алмазов и новые достижения в этой сфере, что гарантирует будущее израильской алмазной отрасли.
Некоторые уроки для России
1. Известно, что мировой алмазобриллиан-товый бизнес традиционно является семейным. В Бельгии, США, Голландии, Израиле, Индии и в других странах издавна функционирует много семейных фирм с известными брэндами, в названии которых часто присутствуют слова: «и сыновья», подчеркивающие семейные традиции и имеющие длительную историю развития. Немаловажную роль в этом играют взаимосвязи в мире алмазобриллиантового бизнеса, поддерживаемые поколениями диамантеров и передаваемые по наследству.
Ничего подобного в современной России практически нет, а без этого трудно рассчитывать на завоевание соответствующего статуса на МАБР. Более того, мы должны осознать, что в России только начали появляться отечественные частные фирмы, занимающиеся производством бриллиантов или ювелирных изделий и торговлей ими. Не создав таких фирм, не поработав на алмазобриллиантовом рынке, не накопив опыта работы, трудно рассчитывать на успех. Пока Россия присутствует на нем в основном как крупнооптовые продавцы необработанных алмазов, не ф имеющие своей разветвленной торговой сети. |
2. Для того чтобы представить существен- | ную разницу между российским и израильским <§ алмазными секторами, отметим, что Израиль, не | добывая алмазов, создал более 1000 алмазных х офисов и фирм на МАБР, занимающихся торге- 1 выми операциями с алмазами, бриллиантами, д ювелирными изделиями, производством брилли-антов, банковской деятельностью, консалтин- § гом. Одно это свидетельствует о том, каким ко- ° личеством специалистов в АБ-бизнесе обладает т? Израиль и какой огромный потенциал скрывает- §
ся в системе стоящих за всем этим взаимосвязей. 5
♦
3. Россия пока не стала центром мировой 2 алмазобриллиантовой торговли, не освоила ^ опыта импортно-экспортных операций, что су- м жает сферу ее деятельности на МАБР, в час- о тности в области владения ценовыми реалиями. р
Россия в основном продает сырые алмазы (не покупая их), что не способствует развитию навыков торговли алмазами и бриллиантами, хотя эти сферы тесно взаимосвязаны и позволяют определять не только эффективность производства бриллиантов, но и всего комплекса торговых операций с алмазами и бриллиантами.
4. Доля управленческого и административного персонала в России (как и в СССР) весьма высока и доходит порой до 15-20%, а в Израиле и других странах Запада она не превосходит 8-10%. Это существенно снижает рентабельность российских фирм. В России традиционно раздут аппарат охранных структур, чего нет в Израиле и на Западе. Перечислим важнейшие факторы, подытоживающие сказанное:
• чрезмерная бюрократизация АБ-бизнеса в России, когда «на все» надо получать разрешения, согласования в ведомствах, является одним из источников коррупции и превращает получение и оформление документов чуть ли не в главное дело бизнеса;
• традиция для реализации любой функции создавать соответствующую службу;
• отсутствие деловых связей и опыта рабо-ты на МАБР в конкурентной среде, а также се-
^ мейных традиций и опыта взаимодействия со §> смежниками;
^ • недостаточная компетентность, отсутс-твие деловитости административного персона-♦ ла, слабое владение английским языком, ком-| пьютерными технологиями; 8 • отсутствие готовности принимать самос-в тоятельные решения, перекладывая их на дру-| гих, привычка к согласованиям, боязнь ответс-| твенности;
§ • большие издержки на всевозможные хо-" зяйственные, учетно-контрольные и охранные | мероприятия, а также службы безопасности. к 5. В Израиле большинство руководителей | алмазных фирм, бирж, ассоциаций, отрасли | вышли, как правило, из гранильных фирм, § имеют опыт работы в алмазном бизнесе, тор-^ говле, имеют связи на МАБР и семейные тра-
диции. Большинство российских руководителей вышло из отрасли добычи алмазов, а не из огранки или алмазного бизнеса. Отсутствие непосредственного опыта в работе с алмазами, связей с диамантерами и с основными лидерами МАБР, традиций в алмазобриллиантовом бизнесе, не могут не сказываться на их действиях, методах работы и принятии решений. Конечно, необходимо время, чтобы изменить ситуацию, но все это должно быть осмыслено с учетом накопленного в АБ-мире опыта и приобретения собственного.
6. Большинство израильских руководителей алмазных компаний имеет современное образование в области экономики, менеджмента или финансов. Более того, на смену старшему поколению руководителей (героев войны) приходит новое, более образованное молодое поколение. В жизни мирового сообщества, а в частности алмазного, сейчас происходят существенные перемены, затронувшие и МАБР, осмысление которых требует современного образования. Все эти обстоятельства надо учитывать российскому алмазному бизнесу при подготовке и переподготовке кадров - профессионально образованных, владеющих английским языком и компьютерными технологиями.
7. В Израиле систематически публикуется статистическая информация о работе алмазной отрасли по широкому спектру параметров: ежегодный объем экспорта и импорта (по стоимости, физической массе) алмазов и бриллиантов, объем производства и экспорта бриллиантов местной промышленностью, география экспорта и импорта, численность работников и т.д. Все это создает информационную базу для изучения алмазной отрасли, анализа и формирования оценок и предложений.
Вместе с тем это, вообще говоря, противодействует и явлениям коррупции. Ничего подобного в России пока нет в основном по причинам закрытости и секретности отрасли (только 15 ноября 2003 г. был снят запрет на публикацию данных о добыче алмазов, экспорте и импорте алма-
зов и бриллиантов и т.д.), не говоря уже о географии этих операций. Совсем недавно то же самое относилось и к золоту, однако уже несколько лет в России публикуются ежегодные данные о добыче золота, и ничего страшного или плохого при этом не случилось. Если же в России начнется публикация данных о ежегодной добыче алмазов, то мировая общественность узнает место страны в тройке лидеров, что будет способствовать улучшению имиджа страны. А если публикации данных об экспорте алмазов и бриллиантов станут систематическими (хотя бы ежегодными), то это создаст информационную базу отрасли, покажет реальное положение дел в этой сфере, ликвидирует базу для всевозможных спекуляций, поможет в борьбе с коррупцией.
8. Из-за длительного отсутствия института частной собственности и права на риск в России не культивировалось предпринимательство, с его специфическими атрибутами, личными чертами, воспитание которых требует времени, терпения, культуры.
В отличие от Израиля в России, кроме АК «AJIPOCA» и Смоленского завода «Кристалл», мало кто известен на МАБР. Долгое время здесь было мало специалистов, знающих английский язык - основу бизнеса, что затрудняло развитие российского алмазного сектора, его присутствие за рубежом, взаимодействие с
Литература
Грин Т. Современный мир алмазов. -М.: Прогресс, 1993. Фридман A.A., Бабат Л.Г. Мировой алмазобрилли-антовый рынок // Математические аспекты оценки и обработки алмазного сырья. - М.: ЦЭМИ РАН, 1994.
Фридман A.A., Бабат Л.Г. Мировой алмазобрилли-антовый рынок // Математический метод стоимостной оценки алмазов. - М.: ЦЭМИ РАН, 1995. Фридман A.A., Бабат Л.Г. Мировой алмазобрилли-антовый рынок // Исследование влияния формы алмаза на его стоимость: математический подход и компьютерная реализация. М.: ЦЭМИ РАН, 1996.
алмазным сообществом. И хотя в последнее время здесь наметился сдвиг, старое еще дает себя знать. Наши алмазники не читают по-ан-глийски (основная литература по МАБР издается на английском языке), испытывают языковые трудности в общении, вынуждены работать с переводчиками, что снижает конфиденциальность и сужает сферу общения.Долгая изоляция от мирового бизнеса, неразвитость института частной собственности привели к отсутствию частных фирм и профессиональных менеджеров в алмазном бизнесе, что породило отставание в разных сферах, и в частности, недооценку роли маркетинга, всей «системы продвижения товара». Нередко еще бытует мнение, что главное наладить, организовать производство бриллиантов, а их «сбыт» пойдет сам собой. В современном мире ситуация иная: система продвижения товара от производителя к потребителю стала важнейшей компонентой мирового бизнеса.
9. В России нет института, аналогичного Израильскому институту алмазов, которым бы руководил избираемый Совет директоров и финансировался бы который алмазными фирмами и ассоциациями, работающими на алмаз-ную отрасль. Такой независимый институт с о аналогичными функциями, по-видимому, це- § лесообразно С03ДЯТЬ. л
а
Фридман А.А., Вечерина О.П. Израиль - ключевой о
субъект мирового алмазобриллиантового рынка. ^
Часть 1. // Экономическая наука современной Рос- 1
сии, 2004. №1. |
5!
Фридман А.А., Вечерина О.П. Израиль и Индия - ^ два полюса мирового алмазобриллиантового рын- 8 ка. Часть I. Израиль. - М.: ЦЭМИ РАН, 2003. §
Hayahalom, 1998 (юбилейный номер). ♦
Schnitzer М. 60 Years of Sparkle: The History of Israel i? Diamond Industry // Mazal U'Bracha, 1998. № 102. May. N
О О
Рукопись поступила в редакцию 22.12.2003 г. У