Научная статья на тему 'Изобразительное искусство Амурской области: пейзаж 80-х-90-х гг. Xx в'

Изобразительное искусство Амурской области: пейзаж 80-х-90-х гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART / ИСКУССТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ / ART OF THE AMUR REGION / ИСКУССТВО РОССИИ / ПЕЙЗАЖ / LANDSCAPE / RUSSIAN ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малахова Юлия Владимировна

Статья посвящена изучению жанра «пейзаж» в творчестве художников Амурской области в 80-х-90-е гг. ХХ в. Автор раскрывает основные тенденции, свойственные изобразительному искусству в данный период. По мнению автора, пейзаж не только передает своеобразие и красоту амурской природы, но и в известной степени отражает исторические и культурные процессы, происходящие в стране.The present article is devoted studying of a genre of a landscape in creativity of artists of the Amur region in 80-th-90-th years of 20 centuries. The author reveals the basic tendencies peculiar for the fine arts of the given period in works of artists. The Far East landscape as the author finds out, has to the full reflected historical and cultural processes of the country and has brightly reflected an originality and beauty of far suburb.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство Амурской области: пейзаж 80-х-90-х гг. Xx в»

Дизайн

УДК 75.047

Ю.В. Малахова

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПЕЙЗАЖ 80-х-90-х гг. XX в.

Статья посвящена изучению жанра «пейзаж» в творчестве художников Амурской области в 80-х-90-е гг. ХХ в. Автор раскрывает основные тенденции, свойственные изобразительному искусству в данный период. По мнению автора, пейзаж не только передает своеобразие и красоту амурской природы, но и в известной степени отражает исторические и культурные процессы, происходящие в стране.

Ключевые слова: изобразительное искусство, искусство Амурской области, искусство России, пейзаж.

FINE ARTS OF THE AMUR REGION: THE LANDSCAPE OF THE 80-s-90-s OF XX CENTURY

The present article is devoted studying of a genre of a landscape in creativity of artists of the Amur region in 80-th-90-th years of 20 centuries. The author reveals the basic tendencies peculiar for the fine arts of the given period in works of artists. The Far East landscape as the author finds out, has to the full reflected historical and cultural processes of the country and has brightly reflected an originality and beauty of far suburb.

Key words: art, art of the Amur region, Russian art, landscape.

Пейзаж, - казалось бы, самый отдаленный от общественных проблем жанр живописи - всегда социален, так как он является художественным отображением отношения человека к природе, а оно всегда имеет социальную окраску. Пейзажная живопись не только отражает познавательную и преобразовательскую деятельность человека, но и сама является средством изучения природы и ее преобразования. Пейзажной живописи доступны огромная выразительность и проникновенность в передаче богатой гаммы человеческих чувств, тончайших оттенков настроений. Пейзажная картина - это сложная система, в которой отражаются особенности восприятия человеком природы, уровень его художественного мышления, эстетические взгляды и общественные отношения.

Развитие жанровых видов пейзажной живописи, ее сюжетно-образное и тематическое содержание наглядно демонстрировали исторические, социальные процессы внутри страны, отражали общие художественно-эстетические тенденции, приверженность идеологическим установкам. При этом следует отметить, что названные процессы отражались не только в пейзажах ведущих художников, работающих в центральных районах страны, но и в творчестве живописцев, чья жизнь и деятельность оставалась связанной с отдаленными ее регионами. На сегодняшний день изобразительное искусство Дальнего Востока России все еще не получило достаточного освещения в научной литературе, равно как и творчество художников этого региона. К немногочисленным работам в интересующей нас об-

ласти следует отнести работы В.И. Кандыбы [5], статьи Н.В. Верещагиной [2], О.И. Зотовой [3]. В связи с чем основной задачей данной работы видится исследование жанра пейзажа в творчестве амурских художников, как наиболее полно отразившего дальневосточную романтику и экзотику, а также общехудожественные тенденции в этом виде искусства в 80-е - 90-е гг. XX в.

Ценным материалом для нашей работы стали статьи и публикации о событиях в культурной жизни Дальнего Востока: брошюры, каталоги, статьи в периодической печати, а также материалы, предоставленные Амурским областным краеведческим музеем им. Г.С. Новикова-Даурского и художниками-живописцами АОСХ.

Красота амурской природы, масштабы БАМовской стройки были вдохновляющим началом не только для художников, родившихся в Приамурье, но и тех, кто приезжал сюда в поисках новых сюжетов для своих работ. Художники возвращались из таких поездок с массой этюдов или уже готовых картин. В результате амурский пейзаж прочно занимает одно из ведущих мест на зональных и республиканских выставках. Обращаясь в пейзаже к миру, окружающему нас, художники раскрывают его в широком смысле - и как мир природный, и как мир социальный, и как мир духовный. Отсюда и многообразие типологии пейзажа. Автор опирается на исследования А.А. Федорова-Давыдова в работе «Советский пейзаж» [10] и В. Манина «Русская пейзажная живопись» [7], в которых выделяются традиционный (лирический), индустриальный (промышленный) и городской типы пейзажей.

В 70-е-90-е гг. происходят значимые события, повлиявшие на развитие изобразительного искусства последней трети столетия во всей стране и нашедшие прямое продолжение в Дальневосточном регионе. В этот период в Приамурье и в г. Благовещенск стали приезжать молодые выпускники художественных вузов Москвы, Одессы и других городов центральной части страны. В 1973 г. в городе был открыт выставочный зал и с этого времени выставки приобретают статус традиционных. Многие произведения благовещенских художников стали получать признание на зональных и республиканских выставках, а также публиковаться в печати. В 1981 г. было создано Амурское отделение Союза художников СССР.

Художники Якутии и Бурятии, Читинской, Амурской, Магаданской, Камчатской, Сахалинской областей, Хабаровского и Приморского краев образовали зону «Советский Дальний Восток» [10, с. 243]. Они встретились на зональных выставках, выйдя из келейных пределов областных экспозиций, и увидели себя на широком фоне дальневосточного искусства, более точно оценили направление и степень плодотворности поисков. Сложившаяся система отбора (зона - республика - Всесоюзная выставка) вовлекла художников дальневосточных окраин в широкий круговорот общесоюзной творческой жизни. Благодаря этому средний уровень профессиональной культуры начал заметно повышаться.

Творческий диапазон художников стал глубже и разнообразнее, в их многочисленных работах нашли воплощение темы приграничья, трудовых будней, бамовская тематика. 90-е гг. были переломными для всей России. Фактором, определяющим творчество художников, становится усиленный поиск идеала, с одной стороны, средств выражения индивидуальности, - с другой. Тем самым именно этот период представляет интерес при изучении художественных тенденций региона.

В живописи 80-х - 90-х гг. нет единого стиля, нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств и приемов. Как отмечает Т. Ильина, планы могут быть смещены, перспектива нарушена, объемы уплощены, воздушность и игра светотени изгнаны вовсе, как и тонко нюансированный цвет, иногда уступающий место резко ограниченному, локальному; вместо единой «точки схода» может возникнуть несколько, как в древнерусской иконе [4, с. 359].

Художники много и интересно - на языке изобразительного искусства - размышляют о традициях, об истории, о понимании красоты в современном мире. Они иначе, чем художники преды-

дущего десятилетия, понимают образно-выразительные средства и возможности искусства: колорита, композиции, линейного и ритмического строя. Им близок язык символов, а живописная форма богата театральной зрелищностью, иногда внешними эффектами, и всегда необыкновенно артистична, виртуозна, фантастически изощрена.

Амурский пейзаж в рассматриваемый период получил развитие в творчестве Владимира Алексеевича Водянина (род. в 1952 г.). На Дальний Восток художник приехал в 1975 г., после окончания художественно-графического факультета Орловского педагогического университета. Работал преподавателем рисунка, живописи и композиции. В 1983 г. награжден знаком «Отличник народного образования СССР». С 1989 г. работает художником в Амурских художественных мастерских. С 1990 г. - член Союза художников России. С 1992 г. - член Петровской Академии науки и искусства. В 2007 г. ему присвоено звание «Заслуженный художник РФ». Постоянный участник городских, областных, зональных, всероссийских и зарубежных выставок.

В своих пристрастиях В. Водянин глубоко реалистичен и по сути является бережным хранителем традиций школы русской живописи XIX в. Следуя реалистической традиции русской школы живописи, он выполняет свои работы в академической манере. Основным направлением в его творчестве является лирический пейзаж. Художник неоднократно выезжал в творческие командировки на БАМ и Бурейскую ГЭС. В его живописных полотнах раскрываются красота и величие природы и людей Дальнего Востока. В пейзаже это художник настроения и тонких чувственных переживаний, великолепный мастер колорита, для которого характерны строгая выдержанность и богатая нюансировка цветового строя. Работы В. Водянина легко узнаваемы по тонкому пониманию природы, по изящной простоте и выразительности, с которой художник изображает знакомые всем уголки родного края. В его работах вы не увидите эффектных трюков и пестроты, умиротворенностью и спокойствием дышит каждое полотно художника. В Амурском областном краеведческом музее хранится 8 работ художника, в том числе 5 живописных пейзажей. Произведения художника находятся в многочисленных коллекциях как в России, так и за рубежом - в Китае, Японии, США, Германии и других странах.

Тенденцию реалистического направления в живописи сохраняют А. Жигалов и В. Красников.

Александр Иванович Жигалов (род. 1952 г) родился в г. Климино Красноярского края. В 1970 г. поступил в Дальневосточный институт искусств на художественный факультет, в группу В.И. Бочанцева. В 1975-1979 гг., после окончания института, по распределению работал в Красно-турьинском художественном училище Свердловской области. Преподавал рисунок, живопись, композицию. В 1979 г. переехал в г. Благовещенск, работал в Амурских художественных мастерских Художественного фонда России художником-оформителем. В 1981 г. принят в Союз художников СССР, избран секретарем правления Амурской организации Союза художников России. С 1990 г. - член правления Амурской организации Союза художников России. Постоянный участник городских, зональных, республиканских и международных выставок. В 2002 г. награжден нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре», в 2007 г. ему присвоено звание «Заслуженный художник РФ». Пейзажи А. Жигалова привлекают своей пронзительной чистотой и гармонией цветовых интонаций, раскрывая духовные переживания мастера. В его пейзажах отмечаются удачно «взятый» цвет, мелодичное, поразительно чистое звучание тонов и полутонов, смелые, решительные цветовые и световые отношения. В своем творчестве Александр Иванович продолжает развивать линию традиционного русского пейзажа. Его творческий метод - это работа с натуры. Работает он в основном в жанре пейзажа и портрета. Искусство А. Жигалова отмечается внутренним единством, гармоническим началом. Он рассказывает зрителю о своей любви к земле, к человеку труда, к Родине. В Амурском областном краеведческом музее хранится коллекция работ А. Жигалова, которая составляет 7 произведений, в том числе четыре живописных пейзажа. Свой образ Дальнего Востока худож-

ник утверждает в приамурских пейзажах «Солнышко светит» (1998 г.), «Лесной ручеек» (1998 г.), «Осенний ветерок» (2000 г.). Его работы находятся в музеях г. Благовещенска, Хабаровска, в частных коллекциях, картинных галереях Японии и Китая.

Владимир Григорьевич Красников (род. в 1946 г.) родился на прииске Апрельский Магдага-чинского района Амурской области. В 1966 г. поступил в Дальневосточный институт искусств на художественный факультет, обучался у В.Н. Доронина и Ю.А. Земскова. В 1971 г., после окончания института, по распределению приехал в г. Благовещенск, работал в Амурских художественно-производственных мастерских Художественного фонда СССР художником-живописцем. С 1989 г. -член Союза художников России. С 1997 г. преподавал в Амурском государственном университете на кафедре рисунка и живописи. Постоянный участник городских, зональных, всероссийских и зарубежных художественных выставок. В 2011 г. награжден серебряным знаком «Традиции. Духовность. Мастерство». Основная тема его работ - природа, которая для мастера полна дивной красоты, очаровательных состояний, торжественности и величия. Живопись В. Красникова великолепна благодаря тонкости цветовых отношений. В Амурском областном краеведческом музее хранится 5 работ художника, в том числе четыре живописных пейзажа. Его работы находятся в музеях Благовещенска, Зеи, Москвы, в частных коллекциях США, Канады, Японии, Китая.

Работы В. Водянина, А. Жигалова, В. Красникова являются ярким примером русской национальной школы изобразительного искусства, в их творчестве можно выделить несколько типов пейзажного жанра - эпический, лирический (традиционный), городской. Художники развивали реалистические традиции русской пейзажной живописи.

Среди амурских художников, работающих в этот период, следует выделить Юрия Григорьевича Наконечного (род. в 1947 г.). Художник родился в г. Благовещенске, в 1966 г. поступил на художественно-графическое отделение Благовещенского педагогического училища. В 1974-1979 гг. учился на художественном факультете Дальневосточного института искусств. С 1990 г. является членом Союза художников России. В 1998 г. стал лауреатом премии в области литературы и искусства Амурской области, награжден нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». В 2002 г. художнику присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ». Ведущая тема его творчества - старый Благовещенск. Художник работает либо с натуры, либо по фотографиям. Ю. Наконечный изучает архивные материалы, беседует со старожилами города. В 1991 г. родилась идея создать серию картин «Архитектура старого Благовещенска».

Его графические рисунки сдержанны и беспристрастны. Для живописных работ характерен тщательный подбор тональности: одно и то же небо над часовней или церковью может быть и просветленно-ясным, и тревожно-предгрозовым. В работах Ю. Наконечного были воссозданы такие памятники архитектуры Благовещенска как Шадринский собор, Никольская каменная церковь, Никольская деревянная церковь, Вознесенская церковь и кладбищенские ворота, Михайло-Архангельская церковь, а также множество мелких церквушек.

Картины с изображением храмов интересны по композиции. Художник использует игру вертикалей и горизонталей, сочетание луковичнообразных куполов с клубящимися облаками. По мнению Н. Верещагиной, особенностью многих его работ является не голый документализм, а художественное осмысление архитектурного прошлого города. У каждого рисунка - свое настроение, свой сюжет, своя маленькая история [2]. Излюбленная тема Ю.Наконечного нашла продолжение в серии открыток и настольных календарей с видами города, большом календаре «Благословенный - город мой» за 1998 год, а также в книге «Прогулки по старому Благовещенску» издательства «Амурская правда», где опубликовано 40 работ художника. Он является постоянным участником городских, зональных, республиканских и международных выставок (сведения получены в ходе работы в художественном фонде Амурского областного краеведческого музея, беседы с хранителем художественного

фонда музея Л.А. Фоминых, художниками В. Водяниным, А. Жигаловым, В. Красниковым, Ю. Наконечным).

В творчестве Ю. Наконечного сложился новый жанр архитектурного пейзажа, ранее почти не характерный для живописи и графики Приамурья, развитие которого было связано с интересом к истории своего края, характерным для советского искусства последней трети XX в.

Анализируя деятельность художников Амурской области в 80-е - 90-е гг. прошлого столетия, понимаешь, что их творческое становление совпало с наиболее острым, переломным моментом в развитии советского искусства. «Суровый стиль» (термин принадлежит советскому искусствоведу А. Каменскому, используется для характеристики советской живописи конца 1950-х - начала 1960-х гг.) был явлением, которое пробудило их жизненную и творческую активность. Будучи на несколько лет моложе основоположников «сурового стиля» они оказались в числе тех художников, которые, не создавая принципов нового движения, присоединились к нему, увлеченные его образной и пластической новизной. Сила этого поколения в том, что оно нашло свою тему и нашло ей адекватное пластическое выражение.

В изобразительном искусстве региона отразились преобладающие творческие установки советского искусства 80-х - 90-х гг. XX в. Окружающий мир передавался в простых и сильных отношениях с ним человека. Эпические картины природы и жизни диктовались грандиозным масштабом дальневосточных ландшафтов и размахом индустриальных преобразований. Людская жизнь постоянно проецируется у художников на пейзаж, вплетается живым узором в образ природы. Наряду с лирическим (традиционным) и эпическим пейзажами, представленными произведениями В. Водяни-на, А. Жигалова, В. Красникова, в Приамурье в этот период развивается новый для региона городской тип пейзажа, нашедший отражение в творчестве Ю.Наконечного. Работы амурских художников в основном выполнены маслом на холсте, а также представлены в графике.

Тенденцией, также характерной для пейзажной живописи Амурской области 80-х - 90-х гг. XX в. стал поиск и развитие художниками собственной темы. Их творческое становление совпало с наиболее острым, переломным моментом в развитии советского искусства.

Возникновение и развитие новых типов пейзажа в изобразительном искусстве амурских художников в 80-х - 90-х гг. XX в. явились закономерным явлением и отразило общехудожественные тенденции, характерные для искусства своего времени.

1. Амурские художники. Библиографический указатель / под ред. В.Г. Лецика. - Благовещенск, 2003. -256 с.

2. Верещагина, Н. Страницы истории Амурской организации Союза художников // Амурский краевед. -№ 2. - Благовещенск, 1995. - С. 15-27.

3. Зотова, О.И. Приморская организация Союза художников России. Альбом. - Владивосток: Альман-Ру-беж, 2008. - 160 с.

4. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М.: Искусство, 2000. - 378 с.

5. Кандыба, В.И. Художники Приморья. - Л., 1990. - 147 с.

6. Климычева, Ю. Прогулки по Благовещенску времен купцов-золотопромышленников // Амурская правда. - 1997. - 20 янв. - С. 9.

7. Манин, В.С. Русская пейзажная живопись.- М.: Искусство, 2000. - 859 с.

8. Советский Дальний Восток. Зональная выставка: Каталог. - Владивосток, 1985. - 45 с.

9. Суздалев, П.К. История советской живописи. - М.: Советский художник, 1973. - 143 с.

10. Федоров-Давыдов, А. А. Советский пейзаж.- М.: Искусство, 1958. - 345 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.