УДК 7.031.1
ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛОДОК СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ
А. С. Куликова
IMAGES OF BOATS IN NORTHERN EURASIA A. S. Kulikova
Статья посвящена анализу изображений лодок по источниковым материалам петроглифов двух природноисторических зон Северной Европы и Северной Азии. Лодка выступает в качестве обобщенного названия всех водных транспортных средств передвижения. Рассматривается связь памятников наскального искусства с геосредой. Делается вывод о двух зонах наскального искусства на Евразийском пространстве, функциональности изображения водного транспорта.
The paper analyzes the images of boats on the material petroglyphs of two natural and historical areas of Northern Europe and Northern Asia. The boat serves as a generalized name of all water means of transportation. The relations of rock art sites with geological environment are examined. The author makes conclusions about the two areas of rock art in the Eurasian space and the functionality of water means of transportation.
Ключевые слова: наскальное искусство, водные средства передвижения, лодки, Северная Европа, Северная Азия.
Keywords: rock art, water means of transportation, boat, Northern Europe, North Asia.
Водные средства передвижения на протяжении всей истории человечества играют важную роль в осуществлении хозяйственных и культурных связей, расселения людей и освоении новых территорий, развития системы жизнеобеспечения. Средства передвижения нашли свое отражение в идеологических представлениях многих народов мира и были воплощены в наскальном искусстве. Проведенная автором фиксация памятников наскального искусства (см. карту) с изображениями водных средств передвижения пока-
зала, что рисунки лодок (кораблей) на петроглифах Евразии являются одним из устойчивых сюжетов наряду с другими образами: лосями, медведями, водоплавающими птицами. В то же время эти изображения связаны с определенными прибрежными территориями морей, озер и рек северной, лесной Евразии. Очевидно, эта особенность связана с тем, что водные пути традиционно играли основную роль как средство коммуникаций на территории Северной Азии и Северной Европы.
58
Рис. Карта Евразии с изображениями лодок на памятниках наскального искусства
©А. С. Куликова, 2014
Примечание к карте:
Сверная Азия, Чукотка: 1. Пегтымель; Дальневосточный регион: 2. Сикачи-Алян, 3. Шереметьево, 4. Кия,
5. Сукпай, 6. Калиновка, 7. Май, 8. Олекма, 9. Баасынай, 10. Токко, 11. Чаре, 12. Арбинская, 13. Средне-Шайкино; Восточная Сибирь: 14. Кегей, 15. Бэс-Юрах, 16. Майя, 17. Тойон-Ары, 18. Олгуйдах, 19. Чуру,
20. Кегей, 21. Тельма, 22. Воробьево, 23. Давыдово, 24. Шишкинская писаница; Центральная Сибирь:
25. Свирск, 26. Маруктай, 27. I Каменный остров, 28. II Каменный остров, 29. III Каменный остров,
30. Каменка, 31. Манзя, 32. Шалаболино, 33. Черемушин Лог, 34. Тепсей, 35. Усть-Туба, 36. Усть-Кулог; Западная Сибирь: 37. Томская писаница, 38. Новоромановская писаница, 39. Никольская писаница; Северо-Западная часть России: 40. Бесовы следки, 41. Мелкие группы скопления петроглифов Беломорья (I, II, III), 42. Залавруга I, 43. Залавруга II, 44. Петроглифы о. Горелый, 45. Петроглифы о. Еловый, 46. Петроглифы о. Каменный, 47. Петроглифы скалы Одинокая, 48. Карецкий нос, 49. Пери нос, 50. Бесов нос; СкандинавоБалтийский регион: 51. Альта, 52. Танум, 53. Падъеланта, 54. Немфорсен, 55. Астувансалми, 56. Уйтомон-салми; Прикаспийская зона: 57. Гобустан.
Изучение транспортных средств, отраженных в петроглифоведении, - одно из направлений в наскальном искусстве. Известно большое количество работ по колесницам, повозкам, публикаций, связанных с изображениями лыж, следов животных, саней [9; 22]. Давно обращено внимание на изображения водных средств передвижения на петроглифах Евразии. В большинстве публикаций фиксируются места с рисунками лодок, их связь с другими образами наскального искусства, в некоторых работах поднимаются вопросы семантики изображений [1 - 5; 7 - 13; 15 - 24]. В последнее десятилетие происходит качественный скачок в исследовании памятников наскального искусства на таких территориях, как Онега, Беломорье, Канозера, Томская писаница, Пегтымель, Шалаболино. Появляются новые данные, вводятся в научный оборот, публикуются аналитические статьи [11; 12; 23; 24].
Геосреда и памятники наскального искусства. Природа и ее особенности являются культурообразующим фактором в исторических процессах [15, с. 45]. Автором выделен ареал наскальных памятников с водными средствами передвижения (см. карту), который территориально соответствует огромной природно-исторической макрозоне Евразии: северной лесной с основными водными артериями крупных рек. К югу от нее располагалась степная и горно-долинная Евразийская макрозона. В пределах каждой природной зоны наблюдается хозяйственная и культурная особенность, традиционность развития культур. Северная лесная и южная степная зоны - разные как в природном отношении, так и по наличию памятников наскального искусства, основных образов и сюжетов. Это демонстрирует их различие как двух культурноисторических макрозон. Для каждой макрозоны были характерны диктуемые геосредой особенности производящего и присваивающего хозяйства, свой культово-мировоззренческий комплекс представлений, духовные ценности, которые выразились в искусстве с основными образами: изображений лосей и лодок на основных памятниках наскального искусства Евразии: Пегтымель, Сикачи-Алян, писаницы реки Олёкмы и Басынай, Шишкин-ские писаницы, Томская писаница и др.; изображений баранов, козлов и колесниц, повозок - петрог-
лифы Монгольского Алтая, российского Алтая, петроглифы саянского Енисея и др. [9; 28].
Распространение памятников наскального искусства представлено двумя природно-
историческими ареалами в Северной Азии и Северной Европе (таблица, карта). Внутри каждого ареала автором выделены отдельные территориальные комплексы. Северо-Азиатский регион с изображением лодок достаточно обширный и простирается от р. Томи и Енисея до р. Пегтымель. Основные писаницы расположены на прибрежных скалах рек и озер в бассейнах рек Лены, Енисея, Томи, Ангары, Олекмы, Амура, Уссури, Селенги, Пегтымель. Учитывая имеющиеся сейчас памятники наскального искусства на территории Северной Азии, автором выделены следующие регионы наскального искусства, в которых содержится 41 писаница с изображениями водных средств передвижения.
1. Чукотка (петроглифы Пегтымеля). Памятники наскального искусства находятся в приполярной зоне Чукотского автономного округа на р. Пег-тымель. В данном регионе находится один памятник наскального искусства с изображениями лодок. Основные образы представлены изображением оленей с узкими мордами, медведей, собак, «людей-мухоморов», птиц, многочисленных сцен охоты на оленей, морских животных, лодки в виде каяков или байдарок - традиционный тип одноместных лодок народов Арктики (карта, рис. 1; таблица, рис.
1, 2, 3) [2].
2. Дальневосточный регион (писаницы реки Олекмы и верхнего Приамурья) Территория Приамурского региона включает в себя южную часть территории Республики Саха (Якутия), Приморский край, Амурскую область с речными пространствами рек. В составе региона 20 писаниц на реке Амур (в устьях рек Калиновка, Джалинды и у с. Смирновка), Зея (по рекам Геткану, Онену, Арби, большому Онону, ключу Горелому), Олекмы (по рекам Уркиме, Нюкже, Тургунче, Тургунчану, Ко-вуйбуту, Жуе, Чаре, Токо, Укурума, Басынай, Крестя), только на 12 памятниках обнаружены изображения лодок. Писаницы отличаются своим своеобразием - нанесением различных оттенков охры. Основные образы: солярные и лунарные знаки, бизоны, фигурки человечков и характерное изображение масок и личин, лосей, которые декаративно заполнены внутри завитками и спиралями, изобра-
жение схематиченых лодок с многочисленными гребцами, подобные схематичные изображения водных средств передвижения ярко выраженно присутствуют в других регионах Северо-Азиатской макрозоны и Северо-Европейской (карта, рис. 2 - 7; таблица, рис. 4 - 8) [19].
3. Восточная Сибирь (писаницы р. Алдан, писаницы бассейна р. Лены, петроглифы верхней Лены, Шишкинские писаницы) В Восточно-Сибирский регион входит территория Республики Саха (Якутия) с основной рекой Леной и ее притоками Вилюй, Алдан, Муна, Амга, Гонан, Майя, Учур. 11 памятников наскального искусства с изображениями лодок находятся в бассейне реки средней Лены и Алдан. Основные образы представлены изображением диких лошадей и быков с отвислым брюхом и маленькой головой, одиночных и парных изображений лосей, схематичных изображений лодок в виде линий и многочисленных вертикальных черточек (карта, рис. 8 - 23; таблица, рис. 9 - 15) [8; 13; 16; 17; 20].
4. Центральная Сибирь (петроглифы Среднего Енисея (Шалаболинская писаница, Усть-Туба, Тес пей-1, петроглифы Ангары)). Регион Центральной Сибири включает в себя территории Красноярского края, Эвенского авт. Округа, Таймырского авт. Округа, Тувы, Республики Хакасия с прилегающей к ним рекой Енисей и притоками р. Туба, Чума, Бирюса, Сым, в бассейне р. Ангары. Петроглифы расположены на территории Красноярского края. Всего обнаружено 12 памятников наскального искусства с изображениями лодок. Основные образы: изображение быков, лосей, антропоморфных личин, схематичные изображения лодок, изображения лодок с антропоморфными человечками в «рогатых» головных уборах (карта, рис. 24 - 35; таблица, рис. 16 - 35) [21; 28; 30].
5. Западная Сибирь (Новоромановская, Никольская, Томская писаницы) Западная Сибирь включает в себя территорию Кемеровской области с прилегающей к ней рекой Томь (правый приток р. Оби). Томская писаница представляет собой самобытный регион наскального искусства. Основная часть петроглифов схожа по образам и исполнению с памятниками наскального искусства Средней Лены, Ангары, Среднего Енисея. Это изображение птиц, лосей, медведей, антропоморфных фигур, схематичные изображения лодок с головой лося в кормовой части (карта, рис. 37 - 39; таблица, рис. 36 - 45) [14; 18].
Зона Северной Европы. Североевропейская территория распространения писаниц с изображением лодок в наскальном искусстве Евразии охватывает территорию северо-западной части России и Скандинавии.
6. Северо-запад Европейской части. Основные писаницы расположены на прибрежных скалах рек и озер (Онежского, Канозера). Территория Беломорских петроглифов не сохранилась в первоначальном виде. Она изменилась в связи со строительством ББК и ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной Выгос-тровской ГЭС. Над северной группой этого острова
возведён защитный павильон из бетона. В Карелии петроглифы известны только в двух местах - на мысах и островах восточного берега Онежского озера и на островах р. Выг, в 7 - 8 км от ее впадения в Белое море. Северо-запад Европейской части России охватывает территорию Республики Карелии, побережье Онежского озера, БеломороБалтийский канал, Беломорский район, Мурманскую (озера Канозер) и Архангельскую области (р. Онега, р. Пенега, р. Мезень, р. Северная Двина), Ненецкий автономный округ (р. Печера) и Республику Коми с прилегающими к ним реками Варзуга, Воронья. Основные памятники наскального искусства: Бесовы следки, мелкие группы петроглифов Беломорья, петроглифы Залавруги I, II, Онежские петроглифы, петроглифы Канозера. Основные изображения представлены образами морских животных, массивными изображениями лодок с головой лося в кормовой части судна (карта, рис. 39 - 49; таблица, рис. 45 - 58), северных оленей, лосей, водоплавающих птиц, рыб, гарпунов, луков со стрелами, солярных и лунарных знаков, антропоморфных изображений. Отличительная особенность этих памятников наскального искусства - значительная плотность изображений на камнях, массивные лодки, фигуры соприкасаются [10; 11; 12; 22; 25].
Балтийско-Скандинавский регион (Уппланд, Квиле, Альта, Астувансалми, Немфорсен, Танум др). Балтийско-Скандинавский регион охватывает страны Скандинавии (Финляндия, Швеция, Норвегия). Памятники наскального искусства расположены на юге западной Швеции (Богуслен, Танум и др.), на севере Норвегии (Альта) и Финляндии (карта, рис. 50 - 56; таблица, рис. 78 - 105) [29; 31]. Основные образы представлены изображениями оленей, антропоморфными фигурами, солярными знаками, птицами, морскими животными, рыбами, схематичными изображениями лодок писаницы Финляндии (Саараакалио, Уйттамонсалми (таблица, рис. 59 - 67) [29; 31], изображениями лодок «драк-каров» с детально прорисованными антропоморфными фигурами, морским промыслом. Основная часть петроглифов по образам схожа с петроглифами Средней Лены, Ангары, Онежскими, Беломорскими и Канозерскими петроглифами.
Помимо двух основных макрозон (Северная Азия и Северная Европа) с образом лодок нами выделены две отдельные группы памятников наскального искусства с изображениями - прикаспийская и приальпийская контактная. Прикаспийская зона -Гобустан (Беюкдаш, Кичикдаш) на 700 скальных плоскостях и отдельных валунах обнаружено свыше 4000 изображений, надписей, баранов, быков, лошадей, мужчин-лучников. Там же обнаружены и лодки, солярные знаки, колесницы (карта, рис. 57) [5]. В альпийской контактной зоне (петроглифы Валь-Камоника, Италия) также имеются изображения лодок. Основные изображения: антропоморфные изображения, танцующие люди, солярные знаки, олени, изображения колесного транспорта, схематичные лодки с пассажирами внутри в виде линий, всадники с щитами и копьями.
Наскальные изображения водных средств передвижения являлись своего рода знаковым символом территории лесной Евразии. Они становятся наиболее устойчивым традиционным образом на пространстве двух территорий Северной Азии и Северной Европы в железном веке, средневековье и доживают до нашего времени. Мнения ученых на
Изображение лодок в и;
этот счет почти всегда расходятся, новые данные по полевым работам иной раз зачастую меняют сложившиеся устойчивые мнения, как это происходило в работах Ю. А. Савватеева, с памятниками Залавруга I, II [22], в исследованиях Пегтымельских петроглифов: хронологии и культурной принадлежности [4; 21].
Таблица
сальном искусстве Евразии
Регион Памятники наскального искусства Основные образы водного транспортного средства
Северная Азия
1. Чукотка Петроглифы Пегтымеля
2. Дальневосточный регион (писаницы реки Олекмы и верхнего Приамурья) Сикачи-Алян Калиновка Басынай Олекма Писаница Чара ti
3. Восточная Сибирь Писаница Чуру Тойон-Ары Олгуйдах Шишкинские писаницы и 4SU^r 14
4. Центральная Сибирь (петроглифы Среднего Енисея, Ангары) Усть-Туба ГУ-2.1. Усть-Туба Ш-72.3. Усть-Туба III. Усть-Туба Ш-3.2, 3.3. 5 Тепсей-1 Третий каменный остров. Второй каменный остров. Писаница у Свирска. Каменка-1, плоскость 3,5 2з і 25 іі 1 26 » 1 1 1 Ц > 1 Щ 27 „ &, «•„ >4) Юнач 34 '-ХЩ'
5. Западная Сибирь Томская писаница. Новоромановская писаница. Никольская писаница. ^ ііііі^1
1 1 40 . А.
6. Северо-запад Европейской части России Залавруга I. Залавруга II. Пери Нос. Мыс II. мрк г ! '&*■. ■&>.
Петроглифы Канозера. .)
ч/ V 55. г 56.
7. Балтийско- скандинавский регион Уйттамонсалми I, II. Саараакалио. Руоминкапия. Саркаведан. Хауккавуори. Миллилампи. Астувансалми. 6| 63 64
ИСТОРИЯ | Продолжение таблицы
Примечания:
Северная Азия, Чукотка: 1 - 3 - Пегтымель [2]; Дальневосточный регион: 4 - Сикачи-Алян [16], 5 - Калинов-ка [16]; 6 - Басынай [19]; 7 - Олекма [19]; 8 - Писаница Чара [19]; Восточная Сибирь: 9 - Чуру, средняя Лена, 10 - Тойон - Ары, средняя Лена 11 - Олгуйдах, средняя Лена [15]; 12 - Мая, р. Алдан [12], 13 - 15 - Шишкино, Верхняя Лена [15]; Центральная Сибирь: 16 - Третий каменный остров [18], 17 - 19 - Второй каменный остров [18], 31 - Писаница у Свирска [18], 21 - Каменка-1, плоскость 3; 22 - Каменка-1, плоскость 5 [7], 16 - Усть-Туба-1У-2.1, 17 - Усть-Туба-Ш-72.3, 18 - Усть-Туба III, 19 - 22 - Усть-Туба Ш-3.2, 3.3, 20 - Тепсей-1, 3а3 [30], 21, 22 -Усть-кулог [30], 23 - 30 - Шалаболино, средний Енисей Мартынов, Пяткин, 1985) [4]; Западная Сибирь: 35 - 37, 41, 42, 44 - Новоромановская писаница [16], 39, 40, 43 - Томская писаница[16]; Северо-Запад Европейской части России: 45 - 48 - Залавруга I [19], 49, 50 - Залавруга I [22], 51 - Карецкий Нос [19], 52 - 58 - Канозеро,
о. Каменный, о. Еловый [11]; Балтийско-скандинавский регион: 59 - 61 - Уйттамонсалми I [29]; 62, 71, 74 - Саа-раакалио [29]; 63 - Руоминкапия [29]; 64, 65, 66 Уйттамонсалми II [29]; 67 - Саркаведан, Хауккавуори [29], 68, 69
- Астувансалми [25]; 70, 71 - Бербуктен 4 Б [31], 72, 73 - Альта [31], 74 - Йиебмалуокта [29], 80 - 89 - Богуслен [31], 90 - 105 - Упланд [31].
Автором были выделены хронологические рамки данного образа. К V тыс. до н. э относятся первые изображения лодок на писаницах Альты и Богуслена [4, с. 164]. XIX в. н. э. датируются петроглифы Пег-тымеля с использованием трассологического метода [24, с. 43].
Водное транспортное средство и семантика образа. Наскальное искусство в современной науке является одним из важнейших видов археологических источников, который является наиболее трудно интерпретируемым материалом. «Прочтение» смысла, заложенного в наскальные рисунки их создателями,
является одной из наиболее сложных проблем петрог-лифоведения [26, с. 237].
На протяжении многих десятилетий такие ученые, как В. И. Равдоникас [22], А. М. Линевский [10]; А. Я. Брюсов [1]; Ю. А. Савватеев [25]; А. П. Окладников [16-21], А. И. Мартынов [14; 15]; М. А. Дэвлет [3]; А. Л. Заика [7] пытались решить проблему особенностей семантических изображений лодок в наскальном искусстве Евразии.
Несмотря на большой интерес к проблеме, семантика изображений лодок остается на сегодняшний день открытым вопросом, в связи с этим автор может
отметить следующие основные на его взгляд объяснения.
Изображение лодок является достаточно устойчивым в наскальном искусстве Евразии и в известной мере особенностью и изобразительным символом огромной территории. Это проявлялось не только в широкой распространенности изображений лодок на скалах регионов, но и в проникновении самого образа в иные сюжеты человеческого мировоззрения. В настоящее время существует несколько объяснений изображений лодок в наскальном искусстве. Наиболее распространенной является гипотеза о «солярных лодках» и «мифических лодках мертвых». Эта точка зрения была высказана В. И. Равдоникасом и в дальнейшем поддержана рядом других исследователей. Вместе с тем еще в 40-е годы прошлого века А. Я. Брюсовым было высказано мнение, что на скалах изображались реальные лодки [1, с. 21]. Символ лодок, связанный с водой, движением, выполнял связующую роль в сознании людей между средним и нижним миром мертвых (предков) [14].
На взгляд автора, устойчиво придерживаться двух противоположных точек зрения («солярные лодки» или «лодки мертвых») и применять его ко всем изображениям является неуместным, поскольку данный образ в искусстве имеет более глубокую разъяснительную семантику и традицию. Понятно, что лодки были и есть реальные, вопрос: в какой степени петроглифы изображают реальные лодки.
Изобретение водного транспортного средства получило отражение в наскальном искусстве, что воссоздавало общую мировозренческо-мифологическую специфику распространения древних обитателей регионов. По этой причине рисунки с образом лодок известны на костяных и металлических предметах (шаманские бляхи из Сибири, бронзовые бритвы с солярными ладьями) [27, с. 108], изображениях на погребальных плитах и камнях церкви Санда (Готланд), Хеггебю (Упланд), камне из Спарлеза, на каменных печатях (о. Крит), на стелах ХакаскоМинусинского региона, поминальных вендельских плитах [6]. Известны устные и письменные источники, упоминания историографического плана; мифологические и эпические памятники народов Сибири, Дальнего Востока, Скандинавии, Полинезии и других территорий, где известны сюжеты с лодкой.
Использование ладьи в различных обрядах находит широкое распространение у тех народов, чья жизнь и благополучие были связаны с водой. Это подтверждается тем, что нет аналогов этого образа в контексте культурно-исторического ландшафта в горно-долинных и степных районов Евразии, где преобладала верховая езда, сложившаяся в палеометалли-ческой эпохе, диктуемые геосредой, различные типы скотоводства.
Водные транспортные средства как исторический источник. В процессе изучения лодок как исторического источника мы можем получить представление о судостроении и кораблестроении различных эпох и регионов, а также рассмотреть стадиальную эволюцию от простейших плотов до кораблей с парусами, проследить, как усложнялись их конструкции в
связи с необходимостью наращивания скорости, мореходности и грузоподъемности.
Проводя параллели и анализируя археологический материал, мы можем выявить, что при создании образа лодки древние мастера ориентировались на ее реальный прототип. Поэтому во многих случаях эти изображения могут служить источником для анализа технических и конструктивных особенностей лодок как транспортного средства, а также для установки датировки изображений их на скалах и многих других вопросов.
Выводы
Памятники изобразительного искусства являются важным историческим источником по истории и культуре, особенно дописьменного периода. Использование наскальных изображений Северной Европы и Северной Азии с образом водных транспортных средств в качестве источника для реконструкции наиболее важных культурно-исторических процессов, которые происходили на территории Евразии.
Таким образом, на Евразийском пространстве существуют две основные глобальные зоны петроглифов с колесницами, образами баранов, козлов и оленей, и с лодками, изображениями северных оленей. Зона лодок выделена автором на 2 макрозоны - Северная Азия и Северная Европа. В неолите с помощью лодок активно осваивали новые территории, и этот факт нашел отражение в наскальном искусстве. А в палеометалле юга центральной и средней Азии аналогичное значение имели колесницы и повозки, которые использовали как в хозяйственной деятельности, так и в кочевой жизни.
Изобразительные памятники от эпохи неолита до этнографического времени ценны не только в эстетическом отношении: они являются важным историческим источником по истории и культуре древнейших зон трансконтинентальных коммуникаций, особенно дописьменного периода. Использование наскальных изображений Северной Европы и Северной Азии с образом водных транспортных средств в качестве источника для реконструкции наиболее важнейших культурно-исторических процессов, которые происходили на территории Евразии, позволит путем анализа и интерпретации раскрыть их смысловое содержание, выявить общие закономерности развития систем духовно-мировоззренческих ценностей населения обозначенного региона в древности.
Схожесть и различие образов, сюжетов на двух естественноисторических территориях - Северной Азии и Северной Европы - дает нам возможность выявить общую мировоззренческую основу населения на весьма обширной территории Северной Евразии, которая была зоной интенсивных контактов, перемещений больших масс людей и активной культурноисторической интеграции.
Литература
1. Брюсов, А. Я. История древней Карелии / А. Я. Брюсов // Труды ГИМ. - Вып. IX. - М., 1940.
2. Диков, Н. Н. Наскальные загадки древней Чукотки. (Петроглифы Пегтымеля) / Н. Н. Диков. - М.: Наука, 1971. - 134 с.
3. Дэвлет, М. А. Средства передвижения сибирских аборигенов в древности (по материалам петроглифов) / М. А. Дэвлет // Археолого-этнографические исследования в южнотаежной зоне Западной Сибири. -Томск, 2003. - С. 42 - 64
4. Дэвлет, Е. Г. Мифы в камне: мир наскального искусства России / Е. Г. Дэвлет, М. А. Дэвлет. - М.: Алетейа, 2005. - 472 с.
5. Джафарзаде, И. М. Гобустан. Наскальные изображения / И. М. Джафарзаде. - Баку: Изд-во Элм, 1973. - 347 с.
6. Ерофеева, Н. Н. Мифы народов мира. Энциклопедия: Ладья / Н. Н. Ерофеева. - М.: Наука, 1987. -
C. 134.
7. Заика, А. Л. Лодки в страну предков: (анализ сюжета в петроглифах Нижней Ангары) / А. Л. Заика // История и культура Приенисейской Сибири. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - С. 21 - 31.
8. Кочмар, Н. Н. Писаницы Якутии. История и культура Востока Азии / Н. Н. Кочмар - Новосибирск: Наука, 1994. - 262 с.
9. Кубарев, В. Д. Петроглифы Алтая / В. Д. Кубарев, Е. П. Маточкин. - Новосибирск: Наука, 1992. -
123 с.
10. Линевский, А. М. Петроглифы Карелии. Ч. 1. / А. М. Линевский. - Петрозаводск, Каргосиздат, 1939.
- 194 с.
11. Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / В. А. Лихачев. - Апатиты, 2011.
- 126 с.
12. Лобанова, Н. В. Тайны петроглифов Карелии / Н. В. Лобанова. - Петрозаводск: Изд-во Острова, 2005. - 32 с.
13. Мазин, А. И. Таежные писаницы Приамурья / А. И. Мазин. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1986. - 260 с.
14. Мартынов, А. И. Лодки - в страну предков / А. И. Мартынов. - Кемерово, 1966. - 35 с.
15. Мартынов, А. И. Археологические факты и исторический процесс в степной Евразии / А. И. Мартынов // ВАК ТГУ. История. - 2013. - № 3 (23). - С. 45.
16. Окладников, А. П. Петроглифы Нижнего Амура / А. П. Окладников. - Л., 1971. - 335 с.
17. Окладников, А. П. Ленские писаницы / А. П. Окладкников, В. Д. Запорожская. - М.; Л.: Наука, 1959.
- 198 с.
18. Окладников, А. П. Сокровища Томских писаниц / А. П. Окладников, А. И. Мартынов. - М., 1972. -255 с.
19. Окладников, А. П. Писаницы р. Олекмы и Верхнего Приамурья / А. П. Окладников, А. И. Мазин. -Новосибирск, 1976. - 188 с.
20. Окладников, А. П. Шишкинские писаницы. Памятники Древней культуры Прибайкалья / А. П. Окладников. - Иркутск: Иркутскское книжное изд-во, 1959. - 212 с.
21. Окладников, А. П. Петроглифы Ангары / А. П. Окладников. - М.; Л.: Наука,1966. - 322 с.
22. Равдоникас, В. И. Наскальные изображения Онежского озера и белого моря. Ч. 1 - 2 / В. И. Равдони-кас - М.; Л.: АН СССР, 1936 - 1938. - Ч. 1. Наскальные изображения Онежского озера. - 1936 - 213 с.
23. Тарасов, А. Ю. Новые материалы с поселения Залавруга I и проблемы датирования петроглифов Новой Залавруги / А. Ю. Тарасов, А. И. Мурашкин // Археологические Вести. - СПб, 2002. - № 9. - С. 123 -127.
24. Питулько, В. В. Пегтымельские петроглифы: датировка и события / В. В. Питульно // II Диковские чтения: материалы научно-практической конференции, посвященные 70-летию Дальностроя. - Магадан, 2001. - C. 43.
25. Савватеев, Ю. А. Рисунки на скалах / Ю. А. Савватеев. - Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1967. - 108 с.
26. Советова, О. С. Язык жестов в наскальном искусстве / О. С. Советова // Мир наскального искусства: сб. докл. Междунар. конф. - М., 2005. - С. 237.
27. Формозов, А. А. Очерки по первобытному искусству: наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР / А. А. Формозов. - М.: Наука, 1969. - 253 с.
28. Шер, Я. А. Петроглифы средней и центральной Азии / Я. А. Шер. - М.: Наука, 1980. - 328 с.
29. Kivikas, P. Vorhistorisce Felsmalerei in Finnland / P. Kivikas. - Berlin: Atena, 1997. - 64 р.
30. Sher, J. A. Sibirie du Sud 4: Cheremushny Log, Ust-Kulog. (Russie, Khakassi) / J. A Sher, N. Legtchilo,
D. Savinov // Repertoire des Petroglyphes в Asie Centrale. - Paris, 1999. - Fascicule № 4. - 125 с.
31. Sveen, A. Rock Carvings / А. Sveen. - Jiepmaluokta: Alta. 1999. - 76 p.
Информация об авторе:
Куликова Анна Сергеевна - аспирант кафедры археологии КемГУ, 8-913-316-33-67, kulikova@phkp.ru. Anna S. Kulikova - post-graduate student at the Department of Archaeology, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 04.04.2014 г.